МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Оренбургский филиал
Специальность: финансы и кредит
Шифр:Ф09-143С
Курс: I (заочное обучение – ускоренное)
Контрольная работа
По дисциплине: Ценообразование
Вариант: №3
Выполнила:
Сумкина Елена Владимировна
Проверил:
Оренбург 2009-2010
1.Розничные цены на потребительском рынке
Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.
Розничные цены — это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).Продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для лично, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает особое место, что определяется ее социально-экономической природой. Характеризуя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежные доходы населения, розничные цены оказывают значительное влияние на сферу распределения и обвинения потребительских товаров, формирование пропорций, складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способность рубля и уровень жизни населения.
Розничные цены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потребление населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).
Розничные цены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.) и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного общественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использована только в виде предметов личного потребления. Она образует практически фонд потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.
Пропорции обмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получают свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на отдельных товарных рынках.
В денежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночного фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом налогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спрос населения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах равна величине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счете определяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитывает множество различных факторов, воздействующих на решения, как производителей, так и потребителей.
В условиях переходного периода к рыночным отношениям политика российского государства в области розничных цен направлена на обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство может вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как правило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная часть населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте и др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно (здравоохранение, просвещение и др.).
Следует заметить, что современный рынок, особенно в России, характеризуется преобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи с этим — способствовать созданию объединений потребителей, которые могли бы реально отстаивать их интересы, и том числе и при определении уровня розничных цен.
Современный российский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовал черты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась при социализме. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советского государства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорции в развитии экономики, товарно-денежной несбалансированности поставок на рынке потребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне и динамике розничных цен и денежных походов населения.
В дореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССР масштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных цен претерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размера дотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению из общественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота (включая общепит и платные услуги) в 1965—1987 гг. примерно в 3,5 раза общая сумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары и платные услуги выросла примерно в 4,6 раза. Если в 1965 г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объему розничного товарооборота, то в 1987 г. — 40%.
Такой громадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства, поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизни населения существенно понизился. Но поднять этот уровень можно только за счет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения. За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему решить невозможно.
На изменение уровня розничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однако следует помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение, доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и г.д.), фактически увеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же, как и производственные затраты
Для покрытия издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются торговые надбавки, или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, в конечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца. Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценок ему безразличен. Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерное развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению конечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательство государства.
До апреля 1991 г. в стране действовали стабильные неизмененные (с 1954 г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991 г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные цены на сельхоз-продукцию. Они возросли в два раза по сравнению с ранее действовавшими. Розничные же цены в первом квартале 1991 г. оставили неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились более чем в два раза. При этом вводились три вида розничных цен: фиксированные (прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночных цен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%, а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товары массового потреблении) приходилось соответственно 60%.
В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые.
Принцип свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги. Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены на потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.
2.Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг
Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная, заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов и в первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.
Общеэкономические:
• изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;
изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;
• общий уровень инфляции.
Отраслевые:
изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах рано г транспорта;
• резервы снижения собственных затрат транспорта;
изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по иидам работ и услуг;
результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
Необходимым элементом современной тарифной политики является государственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основных видах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должны способствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.
Основной целью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).
При регулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:
на федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отраслях естественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;
на уровне
субъектов
Российской
Федерации
— осуществляют
в пределах
своей компетенции
разработку
региональной
нормативно-методической
и правовой
базы формирования
цен и тарифов
в отраслях
естественных
монополий на
транспорте;
определяют
перечни видов
услуг естественных
монополий на
транспорте,
которые устанавливаются
и регулируются
на региональном
уровне; проводят
мониторинг
цен
и тарифов по
муниципальным
образованиям
и предприятиям-монополистам
транспортных
услуг.
Государственное регулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте должно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональному размещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развития конкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителей к инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте.
Система цен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг и внедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов) на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или их предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в действующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифов и определение принципов их изменения; определение правил ценового регулирования и контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.
При регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспорте применяются следующие методы ценового регулирования:
- установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности);
- методы текущей корректировки тарифов;
- совершенствование тарифных систем и др.