Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Розничные цены на потребительском рынке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Оренбургский филиал

Специальность: финансы и кредит

Шифр:Ф09-143С

Курс: I (заочное обучение – ускоренное)


Контрольная работа

По дисциплине: Ценообразование

Вариант: №3


Выполнила:

Сумкина Елена Владимировна

Проверил:


Оренбург 2009-2010

1.Розничные цены на потребительском рынке


Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.

Розничные цены — это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).Продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для лично, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает особое место, что определяется ее социально-экономической природой. Характеризуя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежные доходы населения, розничные цены оказывают значительное влияние на сферу распределения и обвинения потребительских товаров, формирование пропорций, складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способность рубля и уровень жизни населения.

Розничные цены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потребление населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).

Розничные цены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.) и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного общественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использована только в виде предметов личного потребления. Она образует практически фонд потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.

Пропорции обмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получают свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на отдельных товарных рынках.

В денежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночного фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом налогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спрос населения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах равна величине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счете определяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитывает множество различных факторов, воздействующих на решения, как производителей, так и потребителей.

В условиях переходного периода к рыночным отношениям политика российского государства в области розничных цен направлена на обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство может вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как правило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная часть населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте и др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно (здравоохранение, просвещение и др.).

Следует заметить, что современный рынок, особенно в России, характеризуется преобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи с этим — способствовать созданию объединений потребителей, которые могли бы реально отстаивать их интересы, и том числе и при определении уровня розничных цен.

Современный российский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовал черты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась при социализме. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советского государства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорции в развитии экономики, товарно-денежной несбалансированности поставок на рынке потребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне и динамике розничных цен и денежных походов населения.

В дореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССР масштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных цен претерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размера дотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению из общественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота (включая общепит и платные услуги) в 1965—1987 гг. примерно в 3,5 раза общая сумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары и платные услуги выросла примерно в 4,6 раза. Если в 1965 г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объему розничного товарооборота, то в 1987 г. — 40%.

Такой громадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства, поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизни населения существенно понизился. Но поднять этот уровень можно только за счет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения. За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему решить невозможно.

На изменение уровня розничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однако следует помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение, доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и г.д.), фактически увеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же, как и производственные затраты

Для покрытия издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются торговые надбавки, или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, в конечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца. Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценок ему безразличен. Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерное развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению конечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательство государства.

До апреля 1991 г. в стране действовали стабильные неизмененные (с 1954 г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991 г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные цены на сельхоз-продукцию. Они возросли в два раза по сравнению с ранее действовавшими. Розничные же цены в первом квартале 1991 г. оставили неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились более чем в два раза. При этом вводились три вида розничных цен: фиксированные (прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночных цен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%, а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товары массового потреблении) приходилось соответственно 60%.

В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые.

Принцип свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги. Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены на потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.


2.Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг


Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная, заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов и в первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.

Общеэкономические:

• изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;

изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;

изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

• общий уровень инфляции.

Отраслевые:

изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах рано г транспорта;

• резервы снижения собственных затрат транспорта;

изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по иидам работ и услуг;

результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

Необходимым элементом современной тарифной политики является государственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основных видах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должны способствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.

Основной целью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).

При регулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:

на федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отраслях естественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;

на уровне субъектов Российской Федерации — осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов в отраслях естественных монополий на транспорте; определяют перечни видов услуг естественных монополий на транспорте, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг
цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям-монополистам транспортных услуг.

Государственное регулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте должно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональному размещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развития конкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителей к инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте.

Система цен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг и внедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов) на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или их предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в действующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифов и определение принципов их изменения; определение правил ценового регулирования и контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.

При регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспорте применяются следующие методы ценового регулирования:

- установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности);

- методы текущей корректировки тарифов;

- совершенствование тарифных систем и др.

Похожие работы:

  1. • Розничная торговля потребительскими товарами
  2. • Основы современных экономических знаний
  3. • Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной ...
  4. • История народного хозяйства Украины и зарубежных стран
  5. • Рынок потребительских товаров Украины
  6. • Рыночные преобразования на потребительском рынке ...
  7. • Социально экономическое содержание и структура розничных цен
  8. • Основная деятельность потребительской кооперации
  9. • Рынок овощей в Российской Федерации
  10. • Совершенствование товарной стратегии магазина
  11. • Современные теоретические и методологические основы ...
  12. • Экономические задачи таможенного дела
  13. • Роль цены и ее функции в экономике
  14. • Маркетинг
  15. • Проблемы современной инфляции
  16. • Государственная политика перераспределения расходов
  17. • Торговая надбавка
  18. • Тенденции развития розничного товарооборота в Российской ...
  19. • Показатели уровня жизни
Рефетека ру refoteka@gmail.com