Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Рецензия на произведение «Cудьба человека»

Рецензия на произведение «Cудьба человека»

«Судьба человека» Шолохова – это повесть, и автор не случайно выбрал именно этот жанр. В произведении как таковом нет действия динамического. Все действие – это рассказ Соколова о своей судьбе, неторопливое повествование о страшных событиях, исковеркавших его жизнь, но и о счастье, которое досталось ему взамен. Сначала повествование начинается от третьего лица, но затем плавно перетекает в рассказ Соколова. Мы как бы видим войну его глазами, глазами простого солдата, бывшего в плену и совершившего немало подвигов, хотя и незаметных в масштабе всей войны. Даже название повести «Судьба человека» говорит само за себя. Здесь нет описания войн и баталий, героической обороны и прочего. Шолохов пытается показать читателю, что война, да и вся жизнь в целом, состоят из множества жизней и судеб простых людей, из их маленьких трагедий, разочарований и радостей.

Круг проблем, очерченных в повести, достаточно широк. Это и подвиги, которые совершали русские люди не только в пылу сражений, но и в плену. Вспомним, как спас Соколов коммуниста, которого хотел выдать его же товарищ. Отсюда возникает еще одна проблема: разрешено ли такое убийство в военных условиях, когда никто не накажет, и никто не похвалит, когда «своя рубашка ближе к телу», и когда этих подвигов никто не требует? Вспомним, и как наш герой привез «своего» немца к русским, невзирая на град пуль, «поливавших» его с обеих сторон. Есть и еще одна проблема, заявленная в повести – это самоопределение людей, прошедших войну и потерявших своих близких. Суть вопроса такова: как жить дальше, если родные погибли и если дом твой разрушен? «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был в Воронеже. Пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток! Постоял, поскорбел душою и опять пошел на вокзал. И часу оставаться там не мог, в этот же день уехал обратно в дивизию». И не может сидеть на одном месте Соколов, потому что всюду ищет свой потерянный дом, и в конце все же находит его. Мы, читатели, понимаем, что дом его теперь там, где его «новый» сынок Ванюшка. И еще одну проблему видим мы в произведении. Тяжело восстанавливать свои силы после войны, но и тяжело жить на свете с огромной раной на сердце, когда видел на своем веку столько смертей, прошел через столько унижений, выжил в плену. И случай с коровой, которую «задавил» Соколов тому поттверждение. Какое отношение мы видим к человеку, прошедшему всю войну, к герою? У него просто отбирают водительскую книжку, и он вынужден пешком идти в другой город, чтобы с великими усилиями восстановить свое «шоферство». Воздаяние за поступки – вот лейтмотив всей повести. Соколов может реабилитироваться за счет такого же несчастного ребенка, и поэтому вместе им хорошо: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В заключении можно отметить, что проблематика повести действительно позволяет задуматься о многом, переосмыслить в очередной раз то, что оставила после себя война. Произведение было написано в 1956-1957 гг., но актуальность его не потерялась до сих пор. Читается оно легко и просто, видимо, благодаря тому особому колориту, которой придает ему безыскусная речь Андрея Соколва, так, что кажется даже, что он беседует с читателем один на один. В повести много юмора, что тоже не случайно, ибо в отсутствии его вряд ли мы бы получили такую яркую картину жизни, где даже в самых тяжелых ситуациях уместен негромкий, искренний смех, дающий надежду и воскрешающий разум.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/


Рефетека ру refoteka@gmail.com