Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Гений Марис Лиепа

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж


Гений Марис Лиепа


Реферат


Исполнитель

Бочкарёва В.С

студентка 1-го курса 102 гр

специальность 050710

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель

Поталицина О.В

первая квалификационная категория


Екатеринбург – 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТАНЦОВЩИК ЛИЕПА МАРИС-РУДОЛЬФ ЭДУАРДОВИЧ

Первые шаги к мечте

Шаг назад. Государственном театре и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Исполнение мечты – Большой театр СССР

В Большом, но изредка на сцены любимого театра

Выводы по материалам главы 1

ГЛАВА 2. МНОГОСТРОНИЕ ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ

Балетмейстер Марис Лиепа

Педагогическая деятельность Мариса Эдуардовича

Творчество и увлечения

Выводы по материалам главы 2

ЗАКЛЮЧЕНИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность: современность данной темы заключается в том, что в наше время многие не знают о тех, кто сделал вклад в культуру, в особенности культуру своей родной страны, не знают их имен. С получением более полной информации об одном из представителей, появляется возможность на компетентном уровне её распространить. Выбран был Марис Лиепа, потому что он яркий представитель культуры России в области хореографии, наиболее интересен, и как танцовщик, и как педагог, и как организатор танцевальных коллективов.

Цель: изучить биографию Мариса Лиепы и в особенности рассмотреть его таланты, на основе сбора и анализа, различных по авторству и году издания источников для раскрытия его гениальности.

Задачи: 1. Изучить литературу и другие источники информации по биографии Мариса Лиепы;

2. Раскрыть исторические аспекты биографии Мариса Лиепы как танцовщика;

3. Выяснить многосторонние таланты Мариса Лиепы.


ГЛАВА 1. ТАНЦОВЩИК ЛИЕПА МАРИС-РУДОЛЬФ ЭДУАРДОВИЧ


Первые шаги к мечте


Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа, работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. Марис в детстве часто болел, и, по совету друга отца (директора балетной студии Болеслава Милевича), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище (но сценический дебют, был ранее на сцене Рижского театра оперы и балета в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен»). В училище педагогом Лиепы стал Валентин Блинов, в прошлом характерный танцовщик, и его ученику Лиепе тоже прочили карьеру характерного танцовщика.

В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотни.

В апреле 1950 г. на Всесоюзном смотре хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырех номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трех участвовал Лиепа.

Занятия в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, спортивной гимнастикой и плаванием был неоднократным чемпионом Латвии по плаванию. На соревнованиях по плаванию он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское академическое хореографическое училище (МАХУ). Перевод состоялся в 1953 г.: два последних года Лиепа учился в МАХУ в классе Николая Тарасова. Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог два года жить учиться в Москве. Также как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МАХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу - Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское академическое хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МАХУ в Ригу, так как национальные кадры должны закрепляться на местах.


1.2 Шаг назад. Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко


По окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды". Марис Лиепа был занят в балете «Лайма», где танцевал русского воина Никиту, и в «Сакте свободы», где предстал в роли деревенского музыканта Тотса, в финале гибнувшего от ножа злодея. В партии Тотса его увидела М. Плисецкая, и по возвращении в Ригу М. Лиепа получил неожиданное приглашение принять участие в Днях культуры СССР в Венгрии, выступить в роли Зигфрида в "Лебедином озере" (редакция Горского - Мессерера). В Будапеште Лиепа танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени. По возвращении в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", возобновленном в канонической редакции Иванова-Петипа. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 г. Летом Марис Лиепа лечил ногу в Сочи, куда приехал на гастроли Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Прямо в Сочи главный балетмейстер Владимир Бурмейстер принял Лиепу на работу с окладом премьера в 2000 рублей. Под началом Бурмейстера он работал 4 года, станцевав первой партией Зигфрида в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера". В последующие два года исполнил Феба в "Эсмеральде"(1956), Конрада в «Корсаре»(1957), Лионеля в «Жанне д’Арк»(1957).

В 1957 получил золотую медаль в VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, где председателем жюри была Галина Уланова.

В 1958 г. артист подготовил партию Синдбада в "Шехерезаде" В.Бурмейстера. В 1959 Поэта в "Штраусиане" В. Бурмейстера. Последней работой Лиепы в театре Станиславского стал Чабан в "Лесной фее" А. Чичинадзе.


1.3 Исполнение мечты – Большой театр СССР


Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии Л. Лавровского.

После гастролей Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.

Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960-61 гг. Марис Лиепа исполнил, подготовленные артистом еще к гастролям партии Базиля в "Дон Кихоте", Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу, влюбленного в белую девушку, в балете "Тропою грома" (в постановке К. Сергеева).

В 1961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии в 1971 г. получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского, как лучший танцовщик года.

В этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши. 1962 г. был посвящен главным образом ролям в советских балетах. Это Георгий в "Страницах жизни" (постановка Л. Лавровского), Армен в "Гаянэ" (постановка В. Вайнонена) и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии "Спартака" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета.

Кроме современных партий в том же году Лиепа станцевал и классическую партию Юноши в "Шопениане". 1963 г. стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке" (постановка Р. Захарова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонде" (постановка Ю. Григоровича по М. Петипа). В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и Джульетта".

С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича. В 1965 г. Григорович перенес из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.

В сезоне 1964-1965 гг. в репертуар Большого театра вошел экспериментальный балет-пантомима И. Стравинского "Сказка о солдате и черте" (Энн Суве), в котором сочетались танец, пантомима, пение и слово. Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Черта и "сделал" его центральным персонажем.

"Звездным" в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы. Первоначально Лиепа должен был танцевать Спартака в очередь с В. Васильевым - роль Красса во всех предыдущих редакциях балета была второстепенной, решенной пантомимными средствами. Григорович решил сделать эту партию танцевальной, и в процессе работы поручил эту роль Лиепе. В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства – Ленинская премия.

В 1970 г. артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание.


1.4 В Большом, но изредка на сцены любимого театра


После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды".

За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии. В 1972 г. Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина (постановка Н. Рыженко и В. Голованова совместно с М.Плисецкой), в 1974 г. - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции "Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим. В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова). Солист в балете «Эти чарующие звуки».

Впервые исполнил партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра на своё 40-летие в Афинах. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. В 1978 г. Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели.

В 1977 - 79 гг. Лиепа подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил, в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.

Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне.

Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

Выводы по материалам главы 1

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа был прирожденным танцором. Его не остановили трудности. Он всегда умел воспользоваться случаем, никогда не прекращал трудиться над собой, часами отрабатывая один и тот же прыжок. Он исполнял все свои партии с неким юмором, но всегда грациозно. Чувствовал партнёршу так, что М. Плисецкая много позже скажет о нём как о партнере: «У него удобные руки». Ему подражали, в особенности этим его «удобным» рукам, за которые он благодарен Николаю Тарасову. Марис Лиепа был и остается кумиром многих, как талантливый артист балета.


ГЛАВА 2. МНОГОСТРОНИЕ ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ


2.1 Балетмейстер Марис Лиепа


В 1960 г. начинается работа Мариса Лиепы, как балетмейстера. Первая постановка оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского артиста, балетмейстера и педагога начала 20 века М. Фокина. В течение шести лет артист занимается восстановлением легендарного балета "Видение розы", премьера которого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль включен в репертуар с 1967 г. Блестяще справился со своей задачей и этим спектаклем продемонстрировал не только талант балетмейстера, но и твёрдую волю, и неплохие организаторские качества. Кроме того в своём новом балете исполнил и ведущую партию.

Заканчивая учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.

В 1973 Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру в фильме "Четвертый", которую сам называет «Икаром на три минуты».

В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".

В 1983-85 годах по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей красавице" Лиепа создал свои последние игровые роли в балете - Короля Флорестана и Фею Карабосс.

Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театр «Балет Мариса Лиепы». Он состоялся 15 марта. Но 26 марта 1989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта (охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердце и не выдержало), а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.


2.2 Педагогическая деятельность Мариса Эдуардовича


1963 г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс, после долгих уговоров, в Московском академическом хореографическом училище. «Педагог Елена Николаевна Сергиевская неожиданно объявляет нам, что последние два года наш экспериментальный класс будет вести Марис Лиепа», - пишет в воспоминаниях о Лиепе Борис Акимов, самый в дальнейшем выпускник. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Лиепа стал преподавать классический дуэт.

Марис Эдуардович выезжал в другие страны, где давал мастер-классы, например, в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине.


2.3 Творчество и увлечения


Увлечения Мариса Лиепы были разносторонние, но многие, так или иначе, сводились к творчеству. Он снимался в кино, и не только как танцор, но и как драматический актёр. Так же он лепил из глины и любил плавание. В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой. Приготавливал свои творческие вечера.

Как танцор в кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете на музыку Шостаковича (хореография В. Камкова). Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твое» - Анри. В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. Несомненная удача - роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион».

Так же снимался в музыкальных художественных видео фильмах «Орех Кракатук» - Советник, Король мышей, Щелкунчик-принц (1977); «Бенефис Людмилы Гурченко» в целом букете забавных образов. После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру заявляют: «Нам за тебя стыдно!».

В Марисе Лиепе был и драматический талант, и он позволил ему сняться в образе князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва» в 1972 году. В 1973 году Лиепа снимается на «Мосфильме» в художественном фильме «Четвёртый» - Джек Уиллер. В многосерийном телефильме "В одном микрорайоне" играет Яниса Берзиньш. В 80-е сыграл в фильмах «Лермонтов», « Миф», « Дорога в ад».

Но обособлено находится в его творчестве роль в фильмах режиссера Н. Бондарчука "Детство Бэмби" и "Отрочество Бэмби" - Отца Бэмби.

Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил автобиографию "Я хочу танцевать 100 лет" (1980 г.), и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986 г.) в течение всей своей творческой биографии.

Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.


Выводы по материалам главы 2


Глава была названа «Многосторонние таланты…», только потому, что Марис Лиепа всю жизнь искал себя, искал в себе. Всё что он сделал, было талантливо, и держалось на вложенном труде.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучена биография Мариса Лиепы и в особенности рассмотрены его таланты в области хореографии, такие как танцовщик, балетмейстер, организатор, на основе сбора и анализа, различных по авторству и году издания источников. Раскрыта и подтверждена его гениальность.

Выяснено, что в некоторых источниках факты намерено искажены или упущены (написанные до 1990 года), что подвергло к утере некоторых фактов его биографии.

В перспективе возможно углубление в конкретные стороны его гения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Аркина Н. Е. Артисты балета. - М.: Знание. - 1984. - 56 с.

Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы. Марис Эдуардович Лиепа. Страницы Биографии. - http://www.liepa.ru

Ванслов В. В. Статьи о балете. – Л.: Музыка. – 1980. - 192 с.

Википедия. Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Марис_Лиепа

Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 344с., 144 с. ил. – (Звёзды балета).

Проект «Лучшие люди страны». Марис Лиепа. Биография. - http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Maris-Liepa/

Львов-Анохин Б. А. Балетные спектакли последних лет. - М., Знание. – 1972. - 72 с.

Рославлева Н. П. Марис Лиепа. – М.: Искусство. – 1978

Шумилова Э. И. Национальное своеобразие балета. – М.: Знание. – 1976. 46 с.

Эльяш Н.И. Балет народов СССР. – М.: Знание. – 1977. – 164 с.


Приложение №1


БИОГРАФИЯ И РОЛИ МАРИСА ЛИЕПЫ


1936, 27 июля. Родился в г. Риге.

1955 Окончил Московское хореографическое училище (педагог Н. И. Тарасов).

ЛАТВИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

1955

Тотс - «Сакта свободы» А. Скулте, балетмейстер Е. Чанга;

Солист в Гран па - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек;

Никита - «Лайма» А. Лиепиня, балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек.

1956

Солист в Па д'эсклав - «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, балетмейстер Е. Чанга;

Принц Зигфрид – «Лебединое озеро» П. Чайковский, хореография Л. Иванова, М. Петипа, балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек.

МОСКОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

1956

Принц Зигфрид - «Лебединое озеро» П. Чайковского, балетмейстер В. Бурмейстер (2-й акт в хореографии Л. Иванова);

Феб - «Эсмеральда» Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко, балетмейстер В. Бурмейстер.

1957

Лионель - «Жанна д'Арк» Н. Пейко, балетмейстер В. Бурмейстер (первый исполнитель партии);

Конрад - «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, балетмейстер Н. Гришина (первый исполнитель партии).

1958

Синдбад - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, балетмейстер В. Бурмейстер.

1959

Поэт - «Штраусиана» на музыку И. Штрауса, балетмейстер В. Бурмейстер.

1960

Чабан - «Лесная фея» Ю. Ефимова, балетмейстер А. Чичинадзе

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР

1960

Базиль - «Дон Кихот» Л. Минкуса, балетмейстер А. Горский;

Ленни - «Тропою грома» К. Караева, балетмейстер К. Сергеев.

1961

Альберт - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, балетмейстер Л. Лавровский;

Принц Зигфрид- «Лебединое озеро» П. Чайковского, балетмейстеры А. Горский, А. Мессерер;

Вакх - «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский;

Юноша - «Ночной город» на музыку Б. Бартока, балетмейстер Л. Лавровский (первый исполнитель партии);

Георгий - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, балетмейстер Л. Лавровский (первый исполнитель партии).

1962

Спартак - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон;

Армен - «Гаянэ» А. Хачатуряна, балетмейстер Н. Анисимова.

1963

Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, балетмейстер М. Фокин

Солист - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, К. Лядова, С. Ляпунова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, балетмейстер А. Мессерер (первый исполнитель партии);

Принц - «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров;

Жан де Бриен - «Раймонда» А. Глазунова, балетмейстер Л. Лавровский;

Ромео - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский;

Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича.

1964

Черт - «Сказка о Солдате и Черте» И. Стравинского, балетмейстер Э. Суве, режиссер Б. Гобатов.

Присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

1965

Ферхад - «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (первый исполнитель партии).

1967

Вацлав - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров;

Видение розы - «Видение розы» на музыку К. М. Вебера, балетмейстер М. Фокин, возобновление М. Лиепы (первый и единственный исполнитель партии в этой редакции балета на сцене Большого театра);

Красс - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович (первый исполнитель партии).

Присвоено звание народного артиста Латвийской ССР.

1969

Присвоено звание народного артиста РСФСР.

1970

Принц Зигфрид - «Лебединое озеро» П. Чайковского, балетмейстер Ю. Григорович (в спектакле использованы хореографические фрагменты А. Горского, Л. Иванова, М. Петипа).

Присуждена Ленинская премия за партию Красса в балете «Спартак».

1971

Присуждена премия имени Вацлава Нижинского Парижской академии танца.

1972

Вронский - «Анна Каренина» Р. Щедрина, балетмейстеры М. Плисецкая, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов (первый исполнитель партии).

1976

Каренин - «Анна Каренина» Р. Щедрина, балетмейстеры М. Плисецкая, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов.

1977

Принц Лимон - «Чиполлино» К. Хачатуряна, балетмейстер Г. Майоров.

Присуждена премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца.

1978

Солист - «Эти чарующие звуки...» на музыку А. Корелли, Д. Торелли, Ж. Рамо и В. А. Моцарта, балетмейстер В. Васильев (первый исполнитель партии).

ЛАТВИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

1976

Хосе - «Кармен-сюита» на музыку Ж. Визе — Р. Щедрина, балетмейстер А. Лемберг (на гастролях театра в Греции).

ИСЛАНДСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТРУППА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В РЕЙКЬЯВИКЕ

1977

Клавдио - «Много шума из ничего» Т. Хренникова, балетмейстер Н. Конюс.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ АНСАМБЛЬ БАЛЕТА

1981

Рогожин - «Идиот» на музыку П. Чайковского, балетмейстер Б. Эйфман.

СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА

1984

Король Флорестан XIV и Фея Карабос - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, постановка М. Лиепы.

1986

Присужден орден Дружбы народов.

РОЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ БАЛЕТАХ, КИНОФИЛЬМАХ, ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФИЛЬМАХ

1969

Гамлет - телевизионный балет «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича, балетмейстер В. Камков, режиссер С. Евлахишвили, т/о «Экран».

1970

Анри - телевизионный балет «Имя твое» на музыку Ф. Пуленка, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури, режиссеры А. Лапаури, Ю. Сааков, т/о «Экран».

1972

Князь Всеслав - художественный фильм «Могила льва», режиссер В. Рубинчик, «Беларусьфильм».

1973

Джек Уиллер - художественный фильм «Четвертый», режиссер А. Столпер, «Мосфильм».

1976

Янис Берзиныи – телевизионный многосерийный фильм «В одном микрорайоне», Центральное телевидение;

Красс - кинофильм-балет «Спартак», балетмейстер Ю. Григорович, режиссеры Ю. Григорович, В. Деребенев, «Мосфильм».

1977

Генри Хиггинс - телевизионный балет «Галатея», вариации Т. Когана на темы музыки Ф. Лоу, балетмейстер Д. Брянцев, режиссер А. Белинский, «Лентелефильм»;

Советник, Король мышей, Щелкунчик-принц - музыкальный художественный видеофильм «Орех Кракатук», композитор В. Лебедев, балетмейстер В. Шубарин, режиссер Л. Квинихидзе, Главная редакция музыкальных программ Центрального телевидения.

1978

Музыкальный художественный видеофильм «Бенефис Людмилы Гурченко», режиссер Е. Гинзбург, Центральное телевидение.

1985

Отец Бэмби - «Детство Бэмби», режиссер Н. Бондарчук, Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького.

1986

Николай I - художественный фильм «Лермонтов», режиссер Н. Бурляев, «Мосфильм»;

Полковник Валентайн Уолтер - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», режиссер И. Масленников, «Ленфильм».

1987

Юрий - телевизионный двухсерийный фильм «Миф», режиссер А. Шихмалиева, «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР.

1988

Художественный фильм «Дорога в ад», режиссер Н. Засеев, Киностудия имени А. Довженко.

1989, 26 марта. Скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Рефетека ру refoteka@gmail.com