1. Понятия "глобализм", "глобализация", "глобалистика"
Понятие «глобальный» определяет предмет или явление, относящиеся к территории всего земного шара, охватывающие весь земной шар, т.е. имеющие всемирный характер. В то же время глобальность любой проблемы необходимо понимать не в количественном, а в качественном измерении. Система является глобальной тогда, когда отсутствует система более высокого уровня. Однако проблема, возникшая на региональном, государственном или местном уровне, может стать глобальной. Глобальность конкретной проблемы определяется не столько её ролью в жизни той или иной части населения, которая реально от неё пострадала, сколько Значением этой проблемы для судьбы всех народов планеты...или включает в свою орбиту интересы государств и олигархических кланов, определяющих миросистемные процессы. Так, в процессе смены власти на Украине, обострения отношений между Украиной и Россией («газовая война») значительную роль играли мировые гранды - США и Европейский Союз. Или другой пример. Опубликование в датской газете карикатуры на пророка Мухаммеда стало предлогом для глобального протеста мусульманского мира ряду государств, давления на европейскую цивилизацию.
Понятие "глобализм" имеет объективное и субъективное содержание. С объективных позиций - это единое мировое пространство, создаваемое рыночной цивилизацией обмена. С субъективной стороны глобализм означает последовательное отстранение от всех местных интересов, норм и традиций, формирование мира экономического и политического монополизма с международным центром власти
2. Основные подходы к определению глобализации
Вопрос о том, что есть глобализация, не имеет однозначного ответа. Сформировавшиеся научные школы определяют процесс глобализации с различных методологических подходов.
Культурологический подход рассматривает глобализацию в широком цивилизационном контексте. Глобализация - двуединый процесс превращения всеобщего в особенное и особенного во всеобщее. Она предполагает свободное распространение идей. Глобализация–это заключительный этап всеобщей глобальной трансформации
Второй подход - экономический. Он определяет глобализацию как бурное развитие мировых рынков, интернационализацию хозяйствования
происходит слом экономических национальных границ, формирование всемирной экономики, приведение национальных норм и механизмов в соответствие с нормами ведущих стран. Экономическая глобализация проявляется в интернационализации экономических процессов, транснационализации и универсализации (приведение национальных норм в соответствие с теми, что сформировались в целом в мироэкономике).
Экологический подход. Основные понятия этой школы - экологическое распределение (неравномерность использования человеком природных ресурсов); политическая экология (рассматривает экологические конфликты, вопросы экологической справедливости, объединение усилий стран для обеспечения выживаемости на планете).
Глобализация как отражение конфликта между модерном и постмодерном, между Западом и Востоком.
Комплексный подход. Глобализация представляет собой комплексное геополитическое, геоэкономическое, геокультурное явление, оказывающее мощный эффект на все стороны жизнедеятельности вовлекаемых в этот процесс общностей. Её можно определить как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных, государственно-политических и экономических барьеров, которые изолируют народы друг от друга и, наряду с этим, предохраняют их от неупорядоченных внешних воздействий.
Для оценки степени включения в процесс глобализации отдельных стран ежегодно проводится рейтинг глобализации государств, который публикуется в журнале "Foreign Policy".
При составлении рейтинга учитываются четыре основные параметра. Во-первых, экономическая интеграция - объем международной торговли, инвестиций и различного рода выплат (в т.ч. и зарплаты), совершаемых с пересечением госграницы. Во-вторых, персональные контакты -международные поездки и туризм, объем международных телефонных переговоров, почтовых отправлений и переводов. В-третьих, технология - количество пользователей Интернета, интернет-серверов. В четвертых, вовлеченность в международную политику - членство государств в международных организациях, количество посольств и т.п. За последние годы перечень наиболее глобализированных государств мира практически не претерпел изменений. Наиболее глобализированной страной является Ирландия, на втором месте - Сингапур, на третьем - Швейцария (государства, никогда не выпадавшие из первой пятерки). Кроме них, в числе 20 наиболее глобализированных стран (в порядке занимаемого места): Нидерланды, Финляндия, Канада, США, Новая Зеландия, Австрия, Дания, Швеция, Великобритания, Австралия, Чехия, Франция, Португалия, Норвегия, Германия, Словения и Малайзия. Украина занимает 42-е место. Основываясь на вышеприведенных параметрах в определении глобализации, исследовательская компания "Pew Research Center for the People and the Press" провела опрос среди жителей 49 государств об их отношении к процессу глобализации. Большинство жителей земли дали положительный ответ на поставленный вопрос.
К примеру, глобализацию приветствуют преимущественно люди в возрасте 18-29 лет: африканцы - 75%, североамериканцы - 43%, за падноевропейцы - 41%, жители Восточной Европы - 39%, латиноамериканцы - 36%. Наибольшее неприятие глобализация вызывает у тех, кому за 65 лет. Для Северной Америки этот показатель равен 27%, Западной Европы - 36%, Африки - 61%.
Характерно, что среди людей старшего поколения, которые проживают в странах Восточной Европы и на собственном опыте могут оценить последствия процесса современной глобализации, только 7% высказались положительно о происходящем
3. Основы и сущность объективной глобализации
Процесс современной глобализации не является чем-то неожиданным, возникшим в результате какого-то озарения, открытия, как, например, компьютеризация. Исторически мир глобализируется и интегрируется в процессе всего своего развития. Закон глобализации является объективным законом развития человечества. Это означает, что процесс глобализации мира невозможно отменить, отложить, остановить. Также невозможно закрыться от глобализации или направить ее
только в своих эгоистических интересах, как того хотят некоторые великие державы.
Исторически развитие процесса глобализации жизнедеятельности человечества связано со следующими объективными обстоятельствами:
- Развитие производительных сил способствовало увеличению масштабов производства, улучшению условий транспортировки. Это создало условия для внешнеторгового обмена.
- Развитие крупного машинного производства усилило потребность в сырье, продовольственных товарах для крупных промышленных центров.
- Развитие специализированного массового производства потребовало емкого рынка, превышающего национальный спрос на производимые товары.
- Внешняя торговля позволила повысить прибыль производителя за счет снижения расходов на сырье, рабочую силу, увеличения объемов производства, использования техники и технологии мирового уровня.
- Конкуренция сводит мировые цены до уровня общественно необходимой интернациональной стоимости товара, которая ниже, чем в менее развитых странах, и выше, чем в развитых. Поэтому товар развитой страны продается на мировом рынке по цене более высокой, чем на национальном рынке. Страны с низким уровнем развития также мої^ут иметь выигрыш от внешней торговли: на производство товара, полученного по импорту, на национальном предприятии затраты труда были бы большими, чем его затрачено на производство товара, являющегося эквивалентом при обмене на импортируемый товар и произведенного в национальном производстве.
Вывоз капитала ведет к расширению внешнеэкономического оборота (поставки средств производства на создание предприятия за рубежом, вывоз готовой продукции).
Какие же объективные факторы сегодня определяют процесс глобализации? В обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом.
Во-первых, основным объективным фактором, определяющим этот процесс, как и прежде является международное разделение труда. Это высшая ступень развития общественного территориального разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран на определенных видах продукции, которыми они обмениваются
4. Экономические интересы как мотив процессов глобализации
Методологическим подходом к изучению сущности процессов глобализации мировой экономики должно стать положение о том, что экономические отношения каждого общества проявляются как интересы. Выявление и уяснение интересов, которые реализуются в международных экономических отношениях, дает возможность определить движущие силы глобализации.
Экономические интересы формируются, развиваются и отмирают
В зависимости от методологии рассмотрения самого явления глобализации высказываются различные трактовки содержания понятий «глобалисты» и «антиглобалисты». При этом можно обозначить два принципиальных подхода: сущностный и позиционный.
Сторонники сущностного подхода утверждают, что глобализация отражает изменения и трансформации миросистемных отношений, которые связывают различные человеческие общности (цивилизации, государства, интеграционные объединения), и нарастающими темпами проявляется во всех сферах их жизнедеятельности. Глобализация как объективный интеграционный процесс создает условия для гармонизации и обеспечения высоких стандартов жизни мирового сообщества, сближения культур, взаимного уважения различных религиозно-нравственных начал. В то же время как социальный процесс, отражающий разновекторные интересы различных субъектов, участвующих в нем, глобализация несет в себе враждебность и порождает конфликты, в основе которых лежат реакционная политика и ксенофобия, укоренившаяся в человеческом сознании.
Процесс глобализации является весьма противоречивым, шероховатым и неоднозначным. Он не стал универсальным процессом, который воспринимался бы как исключительно позитивный, последовательный, неотвратимый. Позитивные результаты глобального взаимодействия народов присваиваются небольшим числом благополучных стран, что усиливает дифференциацию богатства и бедности. Поэтому расширение и углубление глобализации сопровождается ростом антиглобализма. При таком понимании глобализации глобалистами называют представителей олигархического меньшинства, которые присваивают мировые ресурсы (природные, человеческие, информационные), ухудшая положения угнетенного большинства. Им противостоят антиглобалисты, выступающие в защиту интересов большинства, против стороннего вмешательства в уклады жизни народов.
При позиционном подходе к глобалистам или антиглобалистам относят субъектов в зависимости от того, как они отвечают на вопрос: «В какой мере и как глубоко силы и процессы глобального масштаба видоизменяют человеческую цивилизацию и влияют на уклад жизни отдельных человеческих общностей?» Тех из них, кто утверждает, что действительно глобализацию можно наблюдать на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности миросистемы, кто не акцентирует внимания на социальной сущности глобальных процессов, называют глобалистами. Тех же, кто рассматривает глобализацию как эволюционный процесс взаимодействия различных человеческих общностей во всех сферах их жизнедеятельности, который не оказывает существенного влияния на религиозно-нравственные основы цивилизаций, национальную культуру, роль национальных государств, динамику экономической, социальной и политической структуры человечества, относят к антиглобалистам или «скептикам». Последние вообще считают любую дискуссию о глобализации надуманной
5. Позиция Национальной академии наук Украины в области глобалистики
Национальная академия наук Украины (НАНУ) в основу научного исследования глобализации положила универсальные и приоритетные проблемы глобалистики:
- глобальная проблема устойчивого развития мира;
- проблема организации миросистемы и управления глобальным развитием.
Основные постулаты НАНУ:
мир и человечество являются единым глобальным организмом;
глобализация мира - это объективное историческое явление и процесс, на который можно влиять и которым можно управлять объединёнными, солидарными усилиями человечества;
глобализация несёт в себе новые невиданные возможности для развития человечества и новые невиданные угрозы его существованию;
человечество должно объединиться перед явлением глобальных угроз для решения глобальных проблем;
глобальный кризис человечества можно преодолеть, а катастрофу ещё можно предотвратить;
глобальные интересы нужно ставить выше национальных;
глобальная интеграция - это закономерность развития человечества;
>современный человек, как наивысшая социальная ценность, приобрёл глобальный характер и стал в центре процессов глобализации;
> в будущем человечество научится предупреждать возникновение глобальных проблем;
>разрушение духовного начала в человеке и обществе означает самоуничтожение цивилизации на планете;
>в основу современной теории глобализации может быть положена концепция ноосферы академика В.И. Вернадского 3-ий пункт плана
6. Социальные последствия глобализации в Украине
Изменения, происходящие в социальной сфере Украины с 90-х годов, отражает процесс коренной ломки ее общественного строя. Смена базисных экономических отношений собственности означает формирование принципиально иной системы социальных отношений на всех уровнях,
начиная от государственного и до межличностных отношений отдельных граждан. Субординация интересов общенародного государства {государственный -> коллективный -> личный) в капиталистическом обществе имеет обратную последовательность (личный -> коллективный -> государственный). Доперестроечное государство призвано было на базе общего интереса способствовать удовлетворению интересов коллективных и личных каждого гражданина. Такая субординация была закреплена в Конституции и законах, создающих правовую основу для ее выполнения.
Принцип построения социальных отношений в рыночном обществе -"все против всех", приоритет личных интересов
Конституция Украины определяет содержание и направленность деятельности государства: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
Права и свободы, предоставляемые гражданам Украины Конституцией, создают правовую основу для установления в обществе цивилизованных социальных отношений.
Переход от традиционных направлений и форм организации социальной жизни общества к рыночным началам естественно порождает конфликты и кризисные явления. Смягчить противоречия в обществе в этих условиях призвана социальная политика государства.
Современная социальная политика нашего государства не обеспечивает гражданам реализацию конституционных прав, минимальных социальных стандартов жизни, хотя эти стандарты значительно ниже, чем в европейских странах. Так, Социальная хартия ЕС устанавливает, что минимальная заработная плата должна быть больше прожиточного минимума не менее, чем в 2,5 раза, а пенсия - в 1,5 раза. В Украине минимальная заработная плата достигнет прожиточного минимума только в 2006 году. В Европе к бедным слоям населения относят людей, дневной расход которых меньше $4, в Украине - $1,5. В целом душевой расход государства на социальные нужды в Украине в десятки раз меньше, чем в странах ЕС.
Переходный период является процессом серьезных изменений в социальной структуре общества. Деление общества на рабочий класс, колхозное крестьянство и прослойку интеллигенции уступает место новой стратификации, в основе которой лежит имущественное состояние гражданина. Расслоение общества на богатых и бедных приняло в Украине масштаб, неведомый истории. Если в странах Европейского союза отношение прибылей 10% наиболее богатых людей к прибылям такого же количества самых бедных составляет 5:1, то о Украине 40:1. По данным Мирового банка Украина остается в числе стран с низким уровнем дохода на душу населения (группа стран, на ряду с Индией, Зимбабве, Афганистаном). В Европе Украина по этому показателю находится на предпоследнем, после Молдовы, месте. Около трети населения Украины по правительственным данным живут за чертой бедности. То есть у нас между богатством и бедностью -пропасть.
Сложившаяся ситуация является результатом того, что общенациональные механизмы и структуры (Президент, Правительство, Верховна Рада, Верховный Суд и т.д.), которые составляют основу власти и должны обеспечивать социальную стабильность и развитие, не выполняют свои конституционные функции надлежащим образом. Государство, ослабленное коррупцией и непрофессионализмом, и его органы власти в течение длительного времени не имеют осознанной, рациональной экономической и социальной стратегии реформирования и развития.
Социальное расслоение отражает также изменение положения в обществе целых социальных слоев и групп. В условиях развала основных отраслей экономики образовалась армия безработных специалистов и рабочих, которые любыми средствами пытались адаптироваться в нестабильной ситуации, снизив свой социальный статус. Гуманитарная интеллигенция оказалась в положении униженного социального слоя: дикие рыночные отношения сделали труд ученого, учителя, деятеля культуры и искусства социально непрестижным. В вымирающую группу превратились пенсионеры. Многочисленную группу представляют деградировавшие люди, нищие, беспризорные дети.
В то же время "хозяевами жизни" стали богатые и очень богатые люди. По официальным данным налоговой инспекции Украины на 1 июля 2003 года в стране насчитывалось более 350 миллионеров, западные источники утверждают, что уже есть несколько долларовых миллиардеров. В обществе, и не без основания, сформировалось устойчивое отношение к этому богатству как к нелегитимному.
В отдельную страту выделяется слой людей, занятых обслуживанием богатых (многочисленные охранные службы, воспитатели детей, сфера удовольствий, бытовое обслуживание и т.д.). Хорошо организованным, структурированным, защищенным представлен профессиональный преступный мир. Реальное влияние на социальную обстановку в обществе оказывают группы, занимающиеся асоциальными видами деятельности (наркомания, проституция, работорговля, порнография). Определенными критериями для отнесения к отдельной страте обладают государственные служащие и силовые структуры. По сравнению с 1999 годом число госслужащих в 2004 году увеличилось на 21 % и составило 220 тыс. человек.
Таким образом, реформирование отношений собственности, а по существу криминальный ее передел, изменило структуру украинского общества. Этот процесс, по-нашему мнению, пока находится в состоянии неустойчивого равновесия и очень далек от своего завершения. Он во многом еще неопределенный, зависит от влияния многочисленных подвижных факторов и поэтому носит очень противоречивый характер.
За годы реализации навязанной Западом программы социально-экономического реформирования в Украине произошел катастрофический обвал во всех составляющих социальной сферы.
Безработица. Понятие, которое раньше использовалось только в научных и пропагандистских публикациях, стало реальной трагедией для миллионов людей. По официальным данным Госслужбы занятости в Украине безработица ниже, чем в развитых странах - менее 3%. Но эта цифра не отражает истинного положения с занятостью в стране.
Во-первых, в эту статистику включается только количество зарегистрировавшихся в этой службе, хотя сама процедура получения официального статуса безработного достаточно казуистична. Если следовать методике расчетов, применяемой Международной организацией труда, то реальный уровень безработитцы около 9 процентов, однако никакой статистике не поддается количество работающих на частный капитал без оформления трудовых договоров.
Во-вторых, по данным ИМЭиМО НАНУ сегодня за границей работают 7 миллионов украинцев - четвертая часть трудоспособного населения страны.
В-третьих, статистика не учитывает скрытой (потенциальной) безработицы (частично занятые, работа в сокращенном режиме и т.д.).
В-четвертых, огромная масса людей выполняет работу не по специальности, ниже своей квалификации - вынужденная занятость.
Для конкретного человека проблема занятости - это: получение средств на существование, развитие профессиональных качеств, социальное положение, возможность самореализации как личности. Неудовлетворение этих жизненных интересов ставит человека в оппозицию к властям. Массовая безработица - это напряжение в обществе, неустойчивость власти.
Идет масштабное наступление на права трудящихся и их профсоюзы. Это особенно заметно, если познакомиться с проектом нового Трудового кодекса, который уже прошел в украинском парламенте первое чтение. Согласно проекту, урезаются права трудящихся на переход в конкурирующую компанию, которая предлагает лучшие условия труда и большую зарплату; удлиняются и испытательный срок, в течение которого работник может быть уволен без всякого обоснования; отменяется обязанность работодателя заключать коллективный договор; предприятиям разрешается отправлять работников в вынужденный отпуск без выплаты зарплаты.
И в стране растет протест против современной «хартии рабства у заработной платы». Этот протест был лейтмотивом массовых первомайских демонстраций.
Демографический кризис. Украина начала реформы, пребывая на седьмом месте в мире по уровню жизни. В 2003 г. по этому показателю она занимала 139-е место. В целом за годы реформ жизненный уровень снизился в 10-12 раз и стал основной причиной вымирания нации.
За тринадцать последних лет население Украины уменьшилось на 5млн. человек, и на конец 2005 года составляло 46,988 млн. человек.Причин этому несколько. Прежде всего - естественное сокращение(преобладание смертности над рождаемостью). В отчете Совета Европы за 2002 год о демографическом развитии эксперты указы-вают на самую низкую продолжительность жизни в Украине, России и Белоруссии.Если в Исландии и Швеции в среднем люди доживают до 77 - 78 лет, то в Украине до 63.Как сообщает Госкомстат Украины, в 2002 г. коэффициент рождаемости составлял 7,8на 1000 человек, смертности - 16,1, т.е. смертность превышала рождаемость более чемв 2 раза. Причин сокращения рождаемости несколько. 50% молодых семей распадается,материальное неблагополучие подталкивает молодых людей к решению о прерываниибеременности (за 10 лет количество абортов увеличилось на 81,9%). Более 70% родовв Украине патологические, а в некоторых регионах страны этот показатель достигает 80-90%. Уровень материнской смертности в Украине превышает среднеевропейские показатели в 2-2,5 раза. Такая ситуация связана с экологией, социальными факторами, ранней половой жизнью и несерьезным отношениям к медицинским осмотрам, а также с несвоевременным диагностированием заболеваний, которые передаются половым путем.
По прогнозам Госкомстата Украины, по самому оптимальному сценарию, в 2025 году население Украины составит 42 млн. человек. Эксперты Института демографии и социальных исследований НАНУ прогнозируют тенденцию к снижению рождаемости в Украине и сокращение до 2050 года населения страны до 35 млн. человек.
Сокращение продолжительности жизни и рождаемости во многом определяется и состоянием здравоохранения. Все президенты независимой Украины декларировали, что здравоохранение - это один из главных барометров самочувствия общества- измерений его гуманности и цивилизованности. Проблемы практической медицины объявлялись государственным приоритетом. Действительно, бесспорность такой постановки вопроса подтверждается состоянием медицинского обслуживания в развитых странах. Несколько цифр для характеристики этого состояния. В Швеции на медицину выделяется 11% валового национального продукта, в США - 16%, а в Украине в 2004 году - 2,74%. В мире Украина занимала 111-е место по этому показателю из 190 стран. В Европе - последнее. Две трети всех денег, выделяемых в Украине на здравоохранение, шли на зарплату медработникам. В медицинских заведениях и сегодня две трети диагностической и лечебной аппаратуры не соответствует требованиям метрологического контроля, срок эксплуатации 70-85% автотранспорта исчерпан. Особенно пришел в упадок уровень медицинской помощи в сельской местности. Заработная плата медиков была в 1,5-2 раза меньше прожиточного минимума. Заболеваемость врачей выше, чем в среднем среди населения.
Социальными болезнями называют СПИД и туберкулез
В Украине зарегистрировано 820 тыс. онкологических больных. В 2004 году от раковых болезней умерло более 115 тыс. человек.
По данным МВД, ежегодное количество наркоманов в-Украине увеличивается на 5-10%. На начало 2006 года на учете стояло более 158 тыс. наркоманов, причем 70% из них составляла молодежь в возрасте до 30 лет. В действительности же их может быть в несколько раз больше. Между тем во всем государстве действует только семь учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом.
Специалисты утверждают, что здоровье человека на 50 процентов зависит от образа жизни, важнейшим фактором которого является питание.
Власть пытается изменить сложившуюся ситуацию с состоянием физического здоровья нации. Минздрав Украины разработал дорожную карту стратегии и тактики структурных изменений отрасли, которая предусматривает «короткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия». Особое внимание уделено восстановлению сети здравоохранения на селе.
В 2006 году будет задействовано четыре национальные программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, раком, туберкулезом и болезнями сердца. В рамках этих программ откроются специализированные центры, которые будут исполнять координационные функции. В каждом районном центре будут действовать кабинеты бесплатного и анонимного обследования на ВИЧ/СПИД, а в каждом областном центре в больницах будет выделено по 20 коек для лечения больных СПИДом. Подписано соглашение между Украиной и Францией об открытии в 2007 году в нашей стране института рака. В Украине запущена самая эффективная программа избавления от наркотической зависимости.
Суть терапии в том, что нелегальный наркотик под присмотром врача заменяют так называемым «легальным», дозу которого постепенно снижают до минимума. Сегодня в мире в программу заместительной терапии вовлечены более 600 тыс. пациентов. Самое большое их количество в США - около 200 тысяч, в странах Европы - до 400 тысяч, в Австралии - 20 тысяч. В последнее время заместительную терапию применяют страны
Восточной Европы и бывшего СССР. Такая программа действует в Литве, Латвии, Эстонии и Киргизии. Пилотные проекты внедряются в Казахстане, Грузии и Беларуси.
Реализация программ в области здравоохранения призвана внедрить гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи, создать систему контроля необходимого уровня качества медицинских услуг путем введения стандартов.
Новой властью сделаны первые шаги по устранению искривлений в системе образования, которые имели место за годы независимости. В структуре высшей школы Украины появилось около 20% частных ВУЗов. Это больше, чем в любой европейской стране (среднеевропейский показатель - 7%). Причем, большая часть этих учебных заведений по своему определению не может обеспечить подготовку полноценных специалистов. За счет бюджета могли реализовать свое право на образование менее половины обучающихся в ВУЗах. В 2005 году Министерство образования и науки после тщательной проверки потенциальных возможностей закрыло часть частных ВУЗов и многие их филиалы. Доля специалистов, подготовка которых осуществлялась по госзаказу, увеличилась до 52 процентов, а в дальнейшем может составить около 70 процентов.
В реформировании образования правительство исходит из посыла, что состояние науки и образования в стране определяет ее перспективы развития, благополучия общества. Разработана Концепция развития образования и программа на ближайшие пять лет. В них заложены пять приоритетов: доступное и качественное образование; демократизация в образовании; духовность образования; социальное благополучие педагога (счастливый учитель - счастливый ученик); инновационное развитие общества, развитие на основе новых знаний.
На 2006 год определено два основных направления: благополучие учителя и информатизация образовательного и научного пространства. Увеличена доля расходов на науку и образование в ВВП. Если в 2004 году было выделено на образование 18,9 миллиарда гривень, то в 2005-м - 25,8 миллиарда, что составляло 5,79 процента от внутреннего валового продукта. А в 2006 году на образование направлено уже 6,4 процента от ВВП.
Эти деньги пойдут на полную компьютеризацию средней школы, восстановление фонда студенческих общежитий, повышение стипендий, заработной платы учителей и работников высшей школы.
Коммерционализация высшего образования привела к перепроизнодству юристов, менеджеров, экономистов, банкиров, журналистов, стоматологов. В то же время экономика страны через пять лет может столкнуться с грандиозным дефицитом инженерно-технических работников. Их тоже придется «завозить» с Запада. Острой остается проблема подготовки и сохранения кадров ученых, многие из которых покидают страну из-за отсутствия необходимых условий для творческой работы.
Сегодня разработаны государственные программы приведения системы национального образования в соответствие с европейскими стандартами. Подписано соглашение о включении нашей высшей школы в Болонский процесс. Впереди большая работы. Ведь по оценке ЮНЕСКО в странах, которые хотят отвечать мировым стандартам благополучия, 40-60% трудоспособного населения должно быть с высшим образованием. В Украине на 1 января 2005 года только 13% жителей имело полное высшее образование и 18% - получили неполное высшее образование.
Изменение общественного строя, наряду с реформированием отношений собственности, в качестве обязательного компонента предполагает реформирование общественного сознания, так как оно отражает общественное бытие, определяется им и в свою очередь воздействует на него. Поскольку всякая общность (граждане страны в том числе) представляет собой определенное множество индивидов, общественное сознание своим происхождением и функционированием неизменно определяется активностью отдельных индивидов, личностей. Не может быть сформировано новое общественное устройство, если его принципы, законы, ценности не восприняты людьми и не поддерживаются ими. Иными словами, формирование новых социальных отношений предполагает адаптацию членов общества к новой социальной реальности, их пересоциализацию.
Люди по-разному оценивают ситуацию в стране и перспективы ее развития. Отсутствие общепризнанного ценностно-нормативного комплекса приводит, с одной стороны, к анемии [ан...+ гр. haima кровь] - безразличию к происходящему, с другой - к серьезным разногласиям между различными социальными группами относительно целей и средств развития украинского общества. Дискредитация традиционных ценностей причинила серьезный вред механизму социализации личности в новых условиях, так как сознание человека не реверсивно [лат. reversus обратный] и сформировавшееся отношение к мировосприятию обладает внутренней психологической защитой. Огульное охаивание прошлого и представление капиталистического общества в виде рая земного не могло быть воспринято людьми, имеющими возможность сравнить прошлое и настоящее на собственном опыте.
Киевский международный институт социологии (КМИС) под эгидой ВОЗ, при содействии Национального института психического здоровья США и Гарвардского университета в 2005 году провел в Украине общенациональное исследование состояния психологического здоровья населения.
Украина - первая из стран Восточной Европы, где оно проводилось. Было опрошено 4725 человек. Анкета из трехсот вопросов содержала девять диагностических разделов: депрессия (отдельно - раздражительная), панические расстройства, социальные фобии, агорафобия, генерализированное тревожное расстройство, неврастения, периодические приступы ярости, потребление алкоголя и наркотиков. 20,5% респондентов признали, что в течение последних 12 месяцев у них были один или несколько психических расстройств.
Оказалось, что в Украине положение с уровнем психических расстройств хуже, чем в Европе, но лучше, чем в Америке. У нас общее число людей, переживающих психические расстройства - 20,5%, в США - 26,4%, в Бельгии - 12%, в Германии - 9,1%.
Почему так? Одна из гипотез - в Америке с ее высоким уровнем жизни существует разветвленная сеть психиатрических услуг и люди следят за своим психическим здоровьем, поэтому они более внимательны к тем или иным симптомам заболеваний, и статистика более полно отражает истинное положение дел. В странах с сильной, стабильной политикой (Бельгия, Германия) уровень психических расстройств естественно намного ниже. А в Украине у граждан произошла довольна сильная ломка всех жизненных устоев, и сопровождалась она разрывом связей, резким падением уровня жизни, кризисом производства, изменением культурных ориентации. Для таких обществ аномия (разложение системы ценностей) довольна типична - старые нормы уже не существуют, а новые еще не устоялись. Так что высокий уровень психических расстройств оправдан. Повышение уровня смертности и алкоголизм также являются следствием резкого изменения жизненного уклада общества. За последние десять лет число самоубийств в Украине выросло в 15 раз.
Это не просто заявление о том, какой строй эффективнее, - критерий здесь другой, - какой строй может быть человечнее, гуманнее. Социализм, очищенный от тотально зарегулированного механизма отношений в обществе, который реально предстает в вариантах шведского, австрийского социализма, может оказаться ориентиром для Украины. В этих системах отмечается ориентирование на личность, а не на вещи и потребление. Социализация рыночных систем успешно проводится в Японии, Южной Корее, Франции, ФРГ и других странах, то есть социализация становится глобальною.
В то же время борьба с советской системой, с советским наследием в той форме, в какой она велась, привела не только к разрушению первичных условий жизни миллионов людей, к моральной и физической деградации значительной части граждан старших поколений, но и "вбила клин" между родителями и детьми, отрицательно повлияла на процесс социализации молодежи. Муссируется тезис о том, что советские люди были закрепощены, не имели свобод, жили во лжи и т.д., молодежи предлагается противопоставить прошлому образу жизни "ценности свободы" от обязанностей, моральных ограничений, коллективистских начал, личной ответственности перед другим человеком и обществом в целом. Цель такого воздействия на молодого человека совершенно очевидна: сформировать атомизированную личность, не ведающую своего роду-племени.
Современная ситуация в украинском обществе характеризуется возрастанием социальной напряженности. Об этом свидетельствует неудовлетворенность и разочарованность в обществе, обеспокоенность будущим и агрессивность людей, кризис доверия к властным структурам, политическим партиям и идеям вообще, рост преступности, пауперизма, беспризорности детей, маргинальное™. Уровень законопос-лушания в Украине характеризуют цифры количества граждан, находящихся в местах лишения свободы. На начало 2004 года отбывали наказания около 160 тыс. человек. Кроме того, более 40 тыс. человек пребывали в следственных изоляторах, то есть их вина еще не была доказана. Таким образом на сто тысяч украинцев приходится 410 заключенных под стражу. Для сравнения, в Исландии эта цифра - всего 40 узников, в Финляндии, Норвегии, Ирландии, Швеции, Дании - от 50 до 70. В Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Германии их до 100.
Социальная политика прежней власти оказалась не эффективной. В январе 2000 г. Президент Украины направил в Верховную Раду послание "Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 гг.", в котором были определены основные рычаги социальной политики последующего периода, а именно: адресная помощь социально незащищенным слоям населения, проведение пенсионной реформы, обеспечение опережающего роста стоимости рабочей силы, создание новых рабочих мест, ускорение развития жилищного обеспечения/доступности жилья различным слоям населения, улучшение охраны здоровья населения, активная демографическая политика, получение качественного образования, приумножение интеллектуального потенциала общества, укрепление положения среднего класса. В 2001 году вышел Указ Президента Украины "Об утверждении стратегии преодоления бедности". На то время по данным правительства 73% работников экономики получали зарплату ниже, чем прожиточный минимум. Стратегия предусматривала ее реализацию в три этапа: 1-й -2001-2002, 2-й - 2003-2004 и 3-й - 2005-2009 годы. В течение первого этапа правительство планировало ряд мер по стабилизации жизни и устранению наиболее острых проявлений бедности. На втором этапе - стабильный рост доходов населения и, наконец, в течение третьего этапа - завершить переориентацию экономики на более эффективное удовлетворение потребностей населения.
К сожалению, реальных результатов достигнуто не было. Количество бедных на первом этапе увеличилось на 0,5%. По данным Счетной палаты Украины, являющейся высшим органом финансового контроля, в мае 2004 года долг бюджета по социальным выплатам перед населением составлял 1 млрд. 200 млн. гривен, задолженность по заработной плате предприятиями и организациями всех форм собственности - около 2 млрд. гривен. Хотя реальная зарплата за 2003 год выросла на 15,2%, ее уровень оставался крайне низким. В декабре 2003 года около 50% работающих получали заработную плату в размере ниже прожиточного минимума и только 10,6% - свыше 1000 гривен. Номинальная средняя заработная плата в декабре 2003 года составляла 550 гривен ($ 103), что гораздо ниже, чем в России ($249), Казахстане ($192) и Беларуси ($139). Как свидетельствует опыт постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, реальная трансформация в их экономиках началась только тогда, когда средняя месячная зарплата выросла до уровня, эквивалентного $300 и выше.
Новая власть объявила рост доходов населения приоритетом своей социальной политики. Росла утвержденная цифра уровня прожиточного минимума (453 грн.), тянулись к этому уровню минимальная заработная плата и минимальная пенсия, увеличились разного рода социальные выплаты незащищенным гражданам. Однако, население не ощутило реального улучшения качества жизни. Значительно росли цены на все потребительские товары. В обществе сохраняется высокий уровень недоверия населения к государству в целом, к его институтам и проводимому внутриполитическому курсу.
Таким образом, все годы реформирования украинского общества в стране доминируют негативные тенденции, а именно: ухудшение качества жизни людей, социальная напряженность, несостоятельность политической власти
Литература
1. В.М. Лукашевич, учебное пособие «Глобалистика», Львов 2000-2006