Женское боевое искусство имеет давнюю историю и большое количество приверженцев во всем мире.
В отечественной историографии данный вопрос еще не достаточно изучен. Отдельные упоминания о женщинах владеющими искусством поединка встречаются в работах посвященных народным движениям Китая в конце XIX– начале XX века. Например, Калюжная Н.М. в одной из своих работ посвященной восстанию 1898-1901 годов, упоминает об объединенных отрядах женщин под названием "Хундэнчжао" - "свет красной лампы".(1).
В 1993 г. Поповым Г.В.была выпущена работа под названием "Боевые единоборства народов мира", где так же имеется материал женщинах-воинах (2). В связи с развитием гендерной истории в нашей стране появился ряд публикаций посвященных роли женщин в боевых искусствах. В качестве примера можно привести работы Маслова А. А. Николаева С.А., Лоупер Дж (3).
Несмотря на постоянно зависимое от мужчины положение женщины в Китае, свойственный китайцам прагматизм и концепция взаимопревращения инь-ян получили конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах. Вследствие этого вполне допустимо и даже желательно сочетание во всем мужского и женского, плавно перетекающего из одного в другое, в том числе и в возможности участия женщины во всем, что связано с понятием "опасность".
Известно, что многие женщины в древнем Китае активно изучали боевые искусства и слыли выдающимися мастерами. При дворе императора были женщины-телохранители, настолько же прекрасные, насколько и изощренные в практике убивать, использующие для этого любой предмет, будь то шпилька для волос или веер. Опытные лазутчики могли преодолеть любые преграды, но обойти очаровательных прислужниц, зорко охранявших покой императора, им не удавалось никогда. (5).
Много женщин-монахинь в разбросанных по всей территории Китая даосских и буддийских монастырях практиковали ушу. И если мужчина в реальном поединке мог рассчитывать на свою физическую силу, то для женщины единственным шансом победить всегда было отточенное мастерство и филигранная техника.
История Шаолиньского монастыря знает и нескольких женщин-монахинь (6), которые также считались бойцами. Причем первый такой случай - монахиня Шаолиньсы - зафиксирован в летописях буквально через пару десятков лет после создания монастыря. Уже с эпохи Тан появление женщин-монахинь в монастыре стало превращаться в традицию. К X-XII в. здесь жила уже целая группа женщин. Судя по описаниям, монахини селились в дальней части монастыря, отделенной от остальных помещений небольшой стеной. Упоминания о женском послушания в Шаолиньсы хотя и многочисленны, но крайне поверхностны. До конца, например, не ясно, участвовали ли они в совместных с мужчинами ритуалах, тренировках, молитвах. Тем не менее о некоторых монахинях известно, что они были прекрасными мастерами "внутреннего искусства" (7) и ушу. Считается, что первой настоящей монахиней-бойцом стала в конце эпохи Сун в XIII в. некая Чжи, прозванная Шаолиньской Феей (8.)
В истории ушу, кроме мастеров-бойцов, известны женщины, основавшие целые направления и школы, пережившие века. Примером этому служит история школы вин чун (9). Вин чун является и поныне одной из наиболее известных школ рукопашного боя. Она была создана около трехсот лет назад в Китае. У истоков ее создания стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни одним бойцом ее времени. Предание связано с разгромом Шаолиня 1729 года и имеет несколько версий. По одной из них, распространенной на юге Китая, среди обитателей монастыря был предатель, который и поджег монастырь. Согласно этой версии единственная женщина, которой удалось спастись, стала Нг-Май. Боясь преследований, она укрылась в храме журавля в провинции Юньнань (10). Исходя из своих знаний шаолиньского ушу, она разработала новый, метод самозащиты, который стал прообразом Вин чун. Дальнейшее превращение системы старой монахини связано с именем Бань Вин Чун. Она стала ученицей монахини и за три года овладела всей системой. Переработав стиль Нг-Май, Бань Вин Чун создала оригинальную технику боя голыми руками. Нг-Май, которая позднее стала называться ее именем. После смерти Вин Чун в середине XVII века развивать и совершенствовать стиль стал ее муж Лян Бак Чан.
Еще одним примером применения может служить Фэн Ваньчжень, жившая в годы правления Цинских царей Дао Гуаня и Сянь Фэна. Она с детства начала заниматься ушу и стала храбрым бойцом. Когда в 1860 году англо-французские войска захватили Пекин, Фэн Ваньчжень предложила отцу план борьбы с агрессорами. Она говорила: "Европейцы вооружены огнестрельным оружием, но не знают боевого искусства. Огнестрельное оружие выгодно использовать внезапно и издалека, а искусство боя удобно в уличных боях" - и решила сама стать во главе отряда, чтобы бить врага в ближнем бою. Она лично возглавила отряд молодых земляков и устроила на дороге засаду. Когда противник подходил к месту засады, патриоты смело набросились на врага и уничтожили в этом бою больше 100 человек (11).
В конце 19 века Китай находился в упадке. Изживший себя маньчжурский режим не мог защитить страну от новой экспансии западных держав, В этих условиях, как это и было обычно в Китае, выразителями народного гнева стали тайные общества и создаваемые ими боевые отряды. В начале 1900 года, по мере разрастания движения, самыми известными отрядами становятся "Ихэтуань" и "Ихэцуань" (12). Характерной чертой движения ихэтуаней было активное участие в нем женщин и детей. Считалось, что женщинам в гораздо большей степени, чем мужчинам, подвластна магическая сила, и они охотно присоединялись к повстанцам и создавали свои объединения и отряды. Один из них носил название "Хундэнчжао" (ночные ведьмы), потому что его члены действовали только по ночам. Отряды были сформированы по одним источникам из девочек-подростков, по другим – из вдов – девственниц. Их внешний вид был специфичен: одежда красного цвета, в одной руке - красный веер в другой – красный платок или фонарик. Иногда как и мужчины, они были вооружены мечами или пиками Руководительницу "Хундэнчжао" звали Хуан Лянь. Она родилась в семье лодочника и до восстания была известна как женщина легкого поведения. В период восстания ей было немногим более 30 лет. Ее считали колдуньей, знахаркой, способной излечивать самые тяжелые раны. Как утверждают источники, женские организации обладали магическими чарами, поэтому ихэтуане в сложной ситуации прибегали к помощи "святых дев". В народе ходили самые невероятные легенды, бытовало мнение, что от одного взмаха веера замолкали орудия, сгорали в городе здания, загорались в море корабли и т. д.
Нельзя не упомянуть о некой Ван Сялинь. Во время японо-китайской войны слава о ней прокатилась не только по всему Китаю. О ее подвигах ходили легенды и в рядах японской армии. Самой распространенной была легенда о победе Ван Сялинь сумевшей без оружия расправиться с вражескими войсками (13).
Сейчас в разных районах Китая также есть немало девушек, занимающихся боевыми искусствами, что свидетельствует об универсальности и массовости ушу, которое в равной мере не только приемлемо, но и полезно для женщин. В особенности при занятиях такими стилями ушу как Син-и цюань, Ба-гуа чжан, Нань цюань (14).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщины в истории восточных боевых единоборств играли не последнюю роль. История Нг-Май, Бань Вин Чун, Фэн Ваньчжень, Ван Сялинь, Хуан Лянь наглядно об этом свидетельствует. Так же это говорит и о том, что женщины ничуть не хуже мужчин овладевают техникой боя, и при наличия желания и упорства можно достичь тех же результатов. Но при занятиях необходимо, все же соблюдать определенные правила, чтобы мастерство не стало причиной травм и потере здоровья.
Примечания
1. Калюжная Н. М. Восстание ихэтуаней (1898 – 1901)., "Наука", М.,1978, 363 с.
2. Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира. "Феникс", М., 1993, 193 с.
3. Лоупер Дж. Боевые искусства для женщин. "Феникс", Ростов н/Д, 2001
145 С.; Маслов А.А. В поисках истинной традиции, "Феникс", Ростов н/Д, 2003, 75с.; Николаев С.А. Женщины в старых школах ушу.- http:// www.v8mag.ru 4.10.2006
5. См. подр. Маслов А. А. Указ. соч.
6. См. подр. Лоупер. Указ. соч.
7. Лао-цзы. Дао-Дэ цзин./Пер., вступ. ст., коммент. Малявин В.В. – М.: ООО "издательство АСТ", 2003. – 559с.
8. За все последующие столетия здесь были воспитаны несколько десятков послушниц-бойцов. Сегодня монахини живут не в Шаолиньском монастыре, а в "Обители первого патриарха", хотя формально считаются шаолиньскими бойцами.
9. По другой транскрипции - юн чун – "поющая весна".
10. http://www.nb-info.ru - 27.03.07
11. См. подр. Николаев С.А. Указ. соч. .- http:// www.v8mag.ru - 4.10.2006
12."Ихэтуань" (Отряды справедливости и мира) и "Ихэцуань" (Кулак, поднятый во имя справедливости и мира).
13. См. подр. Калюжная Н. М. Указ. соч.
14. Ци Цзигуан. Цюаньцзин. Сяньда М.А. Большой словарь китайского ушу. Ростов н/Д.: Феникс. – 2001. – С.33