Содержание
Введение
1. Основы акционерного предпринимательства
1.1 Понятие акционерного общества.
1.2 Публичные способы представления акций
2. Виды акционерного предпринимательства
2.1 Учреждние акционерного общества
2.2 Открытое акционерное общество
2.3 Закрытое акционерное общество
3. Способы управления акционерным оществом в современном мире
3.1 Проблемы управления акционерным обществом
3.2 Учредительный безнес акцтонерного общества
3.3 Холдинговый бизнес акционерного общества
Заключение
Список использованных источников
Введение
Акционерное предпринимательство фирм имеет чрезвычайно широкое распространение в странах с рыночно ориентированной экономикой, особенно в Японии, других странах Юго-Восточной Азии и США. В настоящее время в США насчитывается более 4 млн. негосударственных акционерных компаний, причем акционерная форма предприятий является господствующей практически во всех отраслях промышленности. Около 50 млн. американцев являются держателями акций различных акционерных обществ, причем более половины (порядка 30 млн. человек) – это люди с невысоким по американским стандартам уровнем годового дохода (от 15 до 50 тыс. долларов). В США многие мелкие владельцы акций просто живут за чертой бедности, которая, впрочем, по современным российским меркам, соответствует среднему уровню материальной обеспеченности граждан.
Хотя, в экономике СССР имелось некоторое количество акционерных обществ, подлинная история современного российского акционерного предпринимательства открылась, как и новая история предпринимательства на основе долевой собственности, во второй половине 1990 года после принятия Советом Министров РСФСР «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью». В декабре 1990 года Федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было определено, что на территории Российской Федерации могут свободно создаваться акционерные общества открытого типа и акционерные общества закрытого типа (последние рассматривались как организационно-правовая форма предпринимательства, тождественная товариществам с ограниченной ответственностью).
Современное российское законодательство не содержит разъяснений относительно того, являются закрытые акционерные общества и открытые акционерные общества различными организационно-правовыми формами предпринимательства, или же обе они представляют собой две разновидности одной и той же организационно-правовой формы. В первой и во второй главах курсовой работы рассмотрен перечень взаимных отличий данных видов акционерных обществ, которые имеют, существенный характер и дают оснований трактовать их как различные организационно-правовые формы. Вместе с тем, в Гражданском кодексе России обе указанные формы рассматриваются, по существу, как два разных проявления одного и того же явления в сфере предпринимательского бизнеса.
1. Основы акционерного предпринимательства
Понятие акционерного общества
Акционерные общества базируются на долевом участии предпринимателей в уставном капитале данных обществ, однако, в отличие форм предпринимательства на основе долевой собственности, акционерное предпринимательство предполагает использование специальных долевых ценных бумаг – акций для удостоверения прав и ограниченной ответственности владельцев соответствующих долей. Это значит, что основу данной организационно-правовой формы современного предпринимательства составляет акционерная собственность на средства производства.
Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (АО) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Таким образом, ответственность участников акционерного общества по обязательствам своего общества не является солидарной, как в полном товариществе или производственном кооперативе. Солидарный характер ответственности участников акционерного общества возникает лишь в связи с исполнением ими обязательств, возникших до государственной регистрации данного общества. Не является ответственность участников АО и субсидиарной. Напротив, закон предусматривает, что само акционерное общество может нести ответственность по обязательствам учредителей, связанных с его созданием – в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников данного общества.
Акционерное общество является разновидностью предпринимательских фирм с ограниченной ответственностью их участников. Данные участники – они в отличие от участников общества с ограниченной ответственностью имеют еще и специфическое название акционеров – являются обладателями обязательственных прав по отношению к части имущества АО, соответствующей по величине доле каждого из них в уставном капитале акционерного общества. В отличие от участников ООО акционеры являются владельцами не просто доли в уставном капитале акционерного общества, они – и это самое важное – являются обладателями акций*.
Акция в основном значении данного термина представляет собой особую разновидность ценной бумаги. В свою очередь под ценными бумагами обычно понимаются специальные документы, удостоверяющие наличие у их владельцев прав или обязательств по отношению к третьим лицам. Объектами упомянутых прав и обязанностей владельца ценных бумаг являются имущество, финансовые или иные средства, а также другие объекты собственности. Иными словами, ценная бумага – это своеобразный титул собственности. Такие документы (образно – бумаги) называются ценными, поскольку они имеют номинальную стоимость, указанную на титульной стороне такой бумаги, которая служит для публичного воспроизведения титула собственности. Тем самым, права и обязанности владельцев таких документов, отражающие их собственнические притязания, либо обязательства, всегда имеют вполне определенную денежную размерность.
Подробно о том, какими в принципе бывают ценные бумаги, применяемые в современной системе бизнеса, можно узнать, изучив другие учебные дисциплины, такие как «Основы инвестиционной деятельности», «Банковское дело», «Рынок ценных бумаг», «Международные инвестиционные институты», «Портфельное инвестирование» и другие. Для целей учебника по курсу «Основы бизнеса» мы остановимся лишь на определении того, что во всем мире встречается два вида ценных бумаг – долевые ценные бумаги и долговые ценные бумаги.
Долговые ценные бумаги являются документом, удостоверяющим наличие долга со стороны третьего лица (или третьих лиц) владельцу (или владельцам) названных бумаг. В число долговых ценных бумаг входят большинство видов облигаций, сберегательные и депозитные сертификаты, чеки, векселя. В качестве долговых ценных бумаг в прежние времена рассматривали и банкноты – банковские обязательства или банковские билеты, известные в обиходе как денежные знаки, эмитированные (выпущенные) банками, имеющими на это право.
Долевые ценные бумаги служат документальным удостоверением прав физического или юридического лица, либо государства на определенную долю в каком-либо имуществе или финансовых средствах или же в иных объектах собственности. В свою очередь под акцией понимается долевая ценная бумага, эмитируемая (выпускаемая) акционерным обществом и подтверждающая право ее держателя (акционера) на долю в уставном капитале данного общества. Акционеры могут быть обладателем одной акции акционерного общества, либо пакета акций АО – количества акций от двух и выше.
Предпринимательские фирмы, имеющие организационно-правовую форму акционерных обществ, обязаны выпускать акции и размещать их среди своих участников. Выпуск акций акционерным обществом называется эмиссией акций. Любой выпуск ценных бумаг и денежных знаков называется эмиссией соответствующих объектов, отсюда уже упоминавшиеся в нашем учебнике термины «эмиссионные ценные бумаги», «эмитирование ценных бумаг», «эмиссия бумажных денег». В результате выпуска (эмиссии) акций для их последующего размещения любое акционерное общество становится эмитентом акций. Акции выпускаются акционерным обществом без ограничения сроков их обращения. Жизнь каждой акции обрывается лишь с прекращением деятельности акционерного общества, являвшегося ее эмитентом.
Публичные способы представления акций
Термин «ценная бумага», применяемый для характеристики акций, является, образным понятием в части использования слова «бумага». Дело в том, что в современном предпринимательском бизнесе можно без труда встретить различные публичные способы представления акций. Одним из таких способов, действительно, является бумага, отпечатанная в типографии, либо написанная от руки.
Конечно, рукописные акции представляют собой сегодня не более чем анахронизм времен гусиных перьев и несмываемых чернил, хотя именно данная форма представления акций содержит наиболее убедительный аргумент в пользу отвержения возможных сомнений и признания какой-либо ценной бумаги подлинной – личный почерк человека, выписавшего акцию, который, как известно, чрезвычайно трудно подделать. Тем не менее, рукописные акции встречаются в настоящее время крайне редко и лишь в АО с небольшим числом участников.
Ценные бумаги, отпечатанные типографским способом, являются в настоящее время основным способом публичного представления акций в одном из видов АО – открытых акционерных обществах, с сущностью которых мы познакомимся в дальнейшем изложении. Типографские акции – это, как правило, чрезвычайно живописные ценные бумаги, выпуск которых осуществляется по специальным правилам, предохраняющим акционеров и само акционерное общество от подделок. При их изготовлении, как и при типографском изготовлении банкнот, применяют так называемые степени защиты от подделок (иногда до двенадцати степеней защиты), чтобы все субъекты акционерного предпринимательства чувствовали себя спокойно и уверенно, профессионально выполняя свои обязанности по владению, пользованию и распоряжению акциями акционерного общества, в том числе по управлению ими и торговле ими.
Наряду с упомянутыми способами публичного представления акций акционерного общества, в настоящее время активно применяются еще два, каждый из которых можно определить как виртуальное представление акций.
Первый способ виртуального представления акций АО – это записи в специальной книге акционерного общества о наличии акций, о конкретных формах распределения их, о владельцах всех акций акционерного общества и о количестве акций, принадлежащих каждому из акционеров АО. Кроме того, в такой книге отражается и иная информация, относящаяся к тем или иным аспектам владения, пользования и распоряжения акциями в данном акционерном обществе, включая распределение прибыли акционерного общества и фактическое получение ее акционерами в порядке, установленном учредительными документами АО.* И, наконец, в том случае, когда какой-либо акционер, обладает большим пакетом акций, ему кроме акций (а часто и вместо акций) может быть выдан сертификат акций. В нем обычно записано, что упомянутый акционер владеет определенным количеством акций данного акционерного общества.
Виртуальный характер данного способа представления акций состоит в том, что акции акционерного общества как бы существуют, и, более того, акционеры ими владеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению, но данные акции невозможно понять ни одним из имеющихся в распоряжении человека органом чувств. Отсутствие в такой ситуации типографских или, на худой конец, рукописных акций не может рассматриваться как основание для признания деятельности данного акционерного общества в части эмиссии акций шарлатанством. Потенциальные акционеры должны знать, что эмиссия виртуальных акций имеет законный характер, как и их виртуальное публичное представление описанным выше способом. Именно указанная форма представления акций чаще всего применяется зарегистрированными в России закрытыми акционерными обществами.
Напротив, незаконным являются попытки публично представить в качестве акций всевозможные красочные картинки и мини-плакаты, содержащие разнообразные фотографии или художественно выполненные портреты выдающихся людей, включая деятелей науки, культуры, искусства и предпринимательского бизнеса, в том числе основных акционеров АО, выполняющих роль эмитента акций, и навязать их физическим и юридическим лицам в условиях, когда, согласно учредительным документам, акции данного АО могут быть представлены лишь виртуально.
Второй способ виртуального представления акций акционерного общества – осуществление полного реестра записей об акциях, акционерах и прибылях АО не в книгах, а в специальных электронных файлах, содержащихся в надлежащим образом спроектированных и установленных базах данных акционерного общества. Данный способ публичного представления акций получил широкое распространение в странах с рыночно ориентированной экономикой в связи с бурным развитием в последнее десятилетие различных направлений электронной коммерции. В России рассматриваемый способ виртуализации пока не получил должного развития главным образом из-за отсутствия легальной основы указанных процедур. Действующее в России законодательство пока не признает такого способа публичного представления акций, однако, несомненно, что мировые тенденции внедрения электронных баз данных акционерных обществ в эмиссионную деятельность АО, проявляющиеся в национальных системах бизнеса многих государств, доберутся, в конце концов, и до нашей страны.
Подобно тому, как в акционерном предпринимательстве применяется специальная терминология для наименования участников акционерных обществ (акционеры), а также определения долей участия акционеров в уставном капитале АО (акции), с помощью специального термина определяется и части прибыли общества, присваеваемые акционерами в виде доходов на акции. Доход, получаемый акционерами в виде прибыли по акциям, называется дивидендом. Дивиденд (от английского глагола «to divide» - разделять) представляет собой часть прибыли, разделенной по установленным в АО правилам и предназначенной для выплаты акционерам.
Порядок определения правил формирования части прибыли акционерного общества, предназначенной для выплаты участникам данного АО (эта часть прибыли называется чистой прибылью), порядок разделения чистой прибыли АО на дивиденды, а также порядок выплаты дивидендов акционерам определяются учредительными документами акционерного общества. Наиболее важной нормой является запрет на объявление дивидендов и на их выплату акционерам до полной оплаты всего уставного капитала акционерного общества.
Важно подчеркнуть, что порядок образования дивидендов, т.е. порядок деления чистой прибыли на доли далеко не всегда определяется исключительно размерами доли каждого из акционеров АО в уставном капитале акционерного общества. Наличие пакетов простых акций дает акционерам право лишь на получение дивидендов, но не на определенные суммы дивидендов.
Акционеры АО вправе отказаться от принадлежащих им акций и, с согласия других акционеров АО, выйти из состава участников акционерного общества. Поэтому обладание пакетами акций акционерного общества дает акционерам данного общества, наряду с правом на получение дивиденда, право на продажу этих акций, порядок которой определяется учредительными документами АО. Благодаря наличию акций акционеры АО имеют также право на получение части имущества акционерного общества, остающегося в случае ликвидации данного общества.
Акционерная форма предпринимательства как разновидность предпринимательского бизнеса на базе долевой собственности на средства производства имеет продолжительную историю.
2. Виды акционерного предпринимательства
2.1 Учреждние акционерного общества
Для создания любого акционерного общества необходимо, прежде всего, тщательно подготовить его документы. Участники АО, именуемые на этом этапе его учредителями, заключают между собой письменный договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения среди учредителей, размер и порядок из оплаты, права и обязанности учредителей по созданию данного АО. Указанный договор не является учредительным, и, более того, Гражданский кодекс России не настаивает на составлении учредительного договора акционерного общества. Согласно Гражданскому кодексу, учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Данный устав, помимо других сведений, должен обязательно содержать условия
- о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве
- о размере уставного капитала акционерного общества;
- о правах акционеров данного акционерного общества;
- о составе о компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
По требованию своего акционера, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с уставом данного общества, включая все изменения и дополнения к нему, сделанные в ходе функционирования АО.
Фирменное наименование акционерного общества должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип общества (закрытое АО или же открытое АО). В англоговорящих странах фирменные наименования акционерных обществ открытого типа обязательно содержат ссылку на понятие корпорации, как, например, наименование крупнейшей в США финансовой группы – «Ситикорп». Однако в Федеральном законе России «Об акционерных обществах» содержится строгий запрет на использование в фирменном наименовании АО терминов и аббревиатур, заимствованных из иностранных языков.*
Как и в других организационно-правовых формах предпринимательства, в акционерном предпринимательском бизнесе важную роль играет величина уставного капитала предпринимательской фирмы и порядок его формирования. Применение уставного капитала в качестве инструмента предпринимательской деятельности необходимо акционерному обществу для решения четырех основных задач.
Во-первых, наличие его позволяет акционерному обществу начать собственную предпринимательскую деятельность. Минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества обязан быть, как мы помним, не менее 100 размеров минимальной месячной оплаты труда, а минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества – не менее 1000 РММОТ. При этом не менее 50% уставного капитала акционерного общества должно быть оплачено к моменту регистрации, а оставшаяся часть – в течение года с момента его регистрации.
Во-вторых, объявление величины уставного капитала дает АО возможность начать подготовку к эмиссии акций. Это имеет особенно важное значение при формировании проспекта эмиссии акций открытого акционерного общества. Величина уставного капитала акционерного общества равна совокупной номинальной стоимости всех эмитированных и размещенных им акций. И чем быстрее АО проведет основную эмиссию акций, тем скорее оно приступит к собственной предпринимательской деятельности.
В-третьих, сведения о выполнении участниками АО обязательств по оплате уставного капитала позволяет акционерному обществу принять решение о степени соблюдения ими устава данного акционерного общества. Ведь уставный капитал АО определяет минимальный размер имущества АО, гарантирующий соблюдение интересов контрагентов данного акционерного общества в процессе проведения сделок. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств и образования задолженности акционерного общества перед другими субъектами предпринимательского или иного бизнеса именно его уставный капитал станет гарантом надежности возврата финансовых средств, если отсутствуют другие источники возврата задолженности.
В-четвертых, акционерное общество вправе начать выпуск эмиссионных облигаций для привлечения дополнительных финансовых ресурсов лишь после полной оплаты уставного капитала общества. При этом номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала АО.
Наполнение уставного капитала любого акционерного общества зависит от принятых форм оплаты его акций. Форма оплаты акций акционерного общества в период его учреждения определяется договором о создании общества и уставом общества, а форма оплаты дополнительно эмитируемых акций и иных ценных бумаг – решением об их размещении, принятом на общем собрании акционеров АО. Акции, которые приобретены акционерами в период основной эмиссии, называются размещенными акциями, а акции того же акционерного общества, реализуемые в период дополнительной их эмиссии, называются объявленными акциями.
Акции акционерных обществ могут приобретаться на деньги, другие ценные бумаги, иные объекты собственности и имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку.
Открытые акционерные общества вправе осуществлять конвертацию в собственные акции других ценных бумаг,
эмитированных самим данным АО, либо другими эмитентами. Под конвертацией акций понимается обмен ценных бумаг, который может быть проведен в соответствии с уставом акционерного общества, либо общего собрания акционеров.
2.2 Закрытое акционерное общество
В настоящее время основными документами, определяющими порядок деловой деятельности акционерных обществ в России, являются
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) статьи 96-106;
- Федеральный закон №208–ФЗ от 26.12.96 «Об акционерных обществах»;
- Арбитражный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», другие законодательные документы Российской Федерации, определяющие особенности создания акционерных обществ и их правового положения в предпринимательской деятельности на финансовом рынке (на рынке банковских, страховых, инвестиционных услуг);
- Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», а также Государственная программа приватизации, определяющие особенности создания акционерных обществ в России и их правового положения в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо предлагать данные акции неограниченному кругу физических и юридических лиц для приобретения иными способами.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это предпринимательская фирма, капитал которой разделен на части и рассредоточен среди ограниченного числа акционеров, обладающих обязательственными правами в отношении имущества ЗАО и несущими ограниченную ответственность по его обязательствам. Акции закрытого акционерного общества могут распределяться различными способами, но вначале, на этапе создания данного общества – между его учредителями. За каждым из них закреплено право последующей продажи этих акций новым участникам ЗАО, среди которых вполне могут оказаться и наемные работники указанного закрытого акционерного общества.
За рубежом распространение акций фирмы среди членов трудового коллектива, как правило, стимулируется государством. Так, например, в США фирмы, распространившие акции среди трудового коллектива, имеют налоговые льготы (уменьшение ставки налога на 5–25%). Однако далеко не все члены трудового коллектива желают стать акционерами. Многие из них предпочитают сохранять статус наемного работника и не желают идти на вполне вероятный предпринимательский риск (даже в том случае, если он является крайне ограниченным) в качестве совладельцев акционерных компаний.
В действовавшем ранее на территории России законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» закрытое акционерное общество не отделялось в качестве особой организационно-правовой формы предпринимательства от общества с ограниченной ответственностью. Закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью, действительно, имеют немало схожих признаков. Таковыми являются
- одинаковый принцип формирования уставного капитала и разделения его на доли; уставный капитал обоих хозяйственных обществ делится на доли долей, причем каждому участнику таких обществ принадлежит его персональная доля являющаяся объектом его пользования, владения и распоряжения;
- одинаковые принципы ограничения ответственности по обязательствам хозяйственного общества среди участников общества и распределения данной ответственности; участники и закрытых акционерных обществ, и обществ с ограниченной ответственностью несут риск убытков по обязательствам своей предпринимательской фирмы лишь в пределах стоимости их долей;
- одинаковый подход к распределению доходов и имущества соответствующего хозяйственного общества в случае его ликвидации; и прибыль и имущество каждого из названных хозяйственных обществ распределяются, как правило, пропорционально доли участника в уставном капитале, если иное не указано в учредительных документах предпринимательской фирмы;
- одинаковая роль участников соответствующего хозяйственного общества в управлении данными обществами; возможности участников обоих типов хозяйственных обществ прямо зависят от величины доли этих участников в уставном капитале предпринимательской фирмы, если опять-таки иное не указано в учредительных документах фирмы;
- одинаковый подход к применению принципа закрытости участия в соответствующих хозяйственных обществах; закрытый характер участия и в ООО, и в ЗАО состоит, во-первых, в обязательности четкого фиксирования состава участников хозяйственного общества, во-вторых, в наличии ограничений на состав участников, в-третьих, в обязательности получения каждым лицом, желающим войти в состав и ООО, и ЗАО согласия других участников данных субъектов предпринимательского бизнеса;
- одинаковый подход к определению возможности учреждения обоих видов хозяйственных обществ одним-единственным лицом; как и общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества; в то же время акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Общества с ограниченной ответственностью, действующие в странах с рыночно ориентированной экономикой, как правило, мы на это уже указывали, развиваются на началах личного участия их совладельцев в деятельности фирм.* Такой обязанности участники российских ООО не имеют, и данное обстоятельство объективно сближает российские общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества. Участниками обеих организационно-правовых форм предпринимательства могут в России являться и физические лица, и юридические лица, что также нехарактерно для многих «рыночно ориентированных» государств, в которых общества с ограниченной ответственностью создаются и поддерживаются исключительно физическими лицами.
Одним из ключевых различием между обществом с ограниченной ответственностью и закрытым акционерным обществом, наряду с отсутствием (и, соответственно, с наличием) акций является процедура выхода участника ЗАО из состава акционеров фирмы. Акция как свидетельство о внесенном вкладе в уставный капитал акционерный предпринимательской фирмы не дает права автоматически требовать возврата этого вклада при первом удобном случае. Именно это обстоятельство позволяет акционерному обществу свободно распоряжаться своим капиталом, не опасаясь того, что часть его придется немедленно и без возражений возвращать акционерам при ухудшении финансового состояния данного общества или ошибок его руководства в процессе принятия решений по основным направлениям предпринимательской деятельности общества.
Иначе может сложиться ситуация в обществе с ограниченной ответственностью. Если ООО попадает в полосу финансовых, производственных или коммерческих неудач, то любой его участник, желая обезопасить свою долю, может немедленно написать заявление о намерении выйти из состава участников общества с требованием выплатить причитающуюся ему долю в стоимости имущества предприятия. И предпринимательская фирма, даже если она и испытывает финансовые затруднения, вынуждена удовлетворять такие требования. Между тем, акционеры ЗАО не вправе писать заявлений, содержащих требования к своей фирме выплатить им стоимость ранее приобретенных акций. Они могут обратиться лишь с просьбой дать согласие на переуступку принадлежащих им акций другому владельцу в порядке, предусмотренном уставом акционерной фирмы.
Такое условие формирования акционерного капитала оказывается более приемлемым для обеспечения стабильности, динамизма и жизнеспособности, необходимых предпринимательской фирме в процессе организации деловой деятельности. Не будь этого, акционерные общества никогда не стали бы флагманами современной экономики, не решались бы на освоение высокоприбыльных, но рискованных проектов. Акции ЗАО могут переходить из рук в руки, но реально функционирующий капитал акционерного общества остается при этом в целостности. Поэтому ЗАО оказывается более устойчивой организационно-правовой формой предпринимательства, чем общество с ограниченной ответственностью. В них исключена возможность растаскивания имущества фирмы ее участниками через процедуру выхода их из состава акционеров общества.
2.3 Открытое акционерное общество
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на эмитируемые акции и их свободную продажу любым потенциальным покупателям.
Таким образом, открытое акционерное общество (до 1 января 1995 года они назывались акционерными обществами открытого типа) представляет собой объединение любых физических и юридических лиц для совместного осуществления предпринимательской деятельности, проводимое путем открытой и свободной купли-продажи акций. Именно таким образом происходит формирование уставного капитала ОАО.
Уставный капитал открытого акционерного общества разделен на определенное число акций, каждая из которых выполняет роль титула собственности для своего владельца, основы формирования дивиденда акционера при разделении чистой прибыли ОАО, а также базы ограничения предпринимательской ответственности данного акционера - участники открытого акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций.
В англоязычных странах с рыночной экономикой открытые акционерные общества называются корпорациями (от английского слова «corporation» - объединение, включение). В современном русском деловом сленге слова «корпорация» и «корпоративное предпринимательство» употребляются гораздо шире, – как правило, для характеристики всякого крупного бизнеса. Между тем, закон не дает оснований для отождествления российских открытых акционерных обществ с корпорациями. Понятие «корпорация» используется законодателями для характеристики лишь одной организационно-правовой формы российского предпринимательства, а именно государственной корпорации, которая является к тому же, согласно Гражданскому кодексу России, некоммерческой организацией. Закрытые и открытые акционерные общества имеют многие схожие признаки, включая возможность учреждения обоих видов акционерных обществ одним-единственным учредителем, либо возможность обладания таким учредителем всеми акции акционерного общества.
Оба вида акционерных обществ являются самыми прозрачными формами легализации частного предпринимательства в России и наиболее точно, по меркам действующего в России законодательства, отражающими профессиональные позиции частных предпринимателей в части соблюдения баланса их прав и ответственности.
Избрав акционерное общество в качестве организационно-правовой формы легализации частного предпринимательства, такой субъект бизнеса сможет, с одной стороны, нести ответственность лишь за собственные действия, связанные с приобретением всей совокупности акций АО, другими словами, - исключительно за собственные предпринимательские усилия. С другой стороны, данный субъект бизнеса сможет установить себе такие правила получения дивидендов, при которых степень реализации его личных деловых интересов окажется в целостной и полной зависимости от масштабов процветания его предпринимательской фирмы и, следовательно, от уровня общественного признания деловой деятельности этой фирмы.
Главной общей чертой закрытых и открытых акционерных обществ является их обоюдная принадлежность акционерному предпринимательству. Однако в России между ними существуют и важные различия, к числу которых следует отнести:
- различия в процедурах эмиссии акций акционерного общества; закрытые акционерные общества эмитируют свои акции для последующего публичного представления, руководствуясь лишь собственными учредительными документами, а открытые акционерные общества обязаны опубликовать в открытой печати так называемые проспекты эмиссии акций, зарегистрировать их в установленном порядке в уполномоченных органах исполнительной государственной власти, и лишь после этого они вправе выпускать акции;
- различия в процедурах размещения акций акционерного общества; закрытое акционерное общество размещает свои акции только среди заранее определенного круга лиц посредством закрытой подписки; данный узкий круг лиц первоначально формируется при создании ЗАО, и попадание в его состав впоследствии является серьезной проблемой как для желающих пополнить ряды акционеров компании, так и для действующих акционеров компании, желающих переуступить свои акции новым акционерам; напротив, открытое акционерное общество стремится к размещению своих акций среди максимально широкого круга акционеров – поэтому оно и прибегает к открытой подписке на эти акции, а также к инструментам свободной купли-продажи их на рынке ценных бумаг; между тем, ЗАО не только не могут проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, они – в противоположность ОАО – просто не имеют права на подобные действия;
-различия в возможном числе акционеров акционерного общества; в закрытых акционерных обществах число акционеров всегда ограничено, таковых может быть не более 50, напротив, число участников открытого акционерного общества в принципе не может быть ограничено; на тот случай, если число акционеров закрытого акционерного общества все же окажется большим 50, данное ЗАО обязано в течение одного года пройти процедуру преобразования в ОАО, при другом исходе оно вообще может быть ликвидировано по решению суда;
- некоторые различия в составе участников акционерного общества; в открытые акционерные общества (кроме тех, которые были образованы в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий) могут, в противоположность ЗАО, входить Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования – но, как правило, не органы государственного управления и местного самоуправления;
- держателем реестра акционеров ОАО, участие в котором принимает более 50 лиц, является независимая предпринимательская фирма, именуемая регистратором;
- различия в типовых способах возникновения акционерного общества; закрытое акционерное общество возникает, как правило, как следствие учреждения новой предпринимательской фирмы; открытое акционерное общество с помощью упомянутого способа возникает гораздо реже, чем вследствие реорганизации уже существующего юридического лица, изменения организационно-правовой формы действующего субъекта предпринимательского бизнеса, в том числе вследствие приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- различия в минимально допустимом размере уставного капитала акционерного общества; минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества должен быть не менее 100 размеров минимальной месячной оплаты труда (РММОТ), в то время как минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 РММОТ;
- различия в процедурах отказа акционеров от принадлежащих им акций акционерного общества (отчуждения акций); акционеры закрытого акционерного общества не вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, между тем, акционеры любого открытого акционерного общества могут без всякого согласия на то других акционеров отчуждать свои акции, другими словами, продавать эти акции, менять их, использовать в качестве инструмента залога, наконец, они могут их просто порвать, сжечь, выбросить в мусоропровод или избавиться от них еще более экзотическими способами.
Вышеперечисленные различия между закрытыми и открытыми акционерными обществами опираются на различия в целевых установках, которые избирают субъекты предпринимательского бизнеса, принимая решение о характере и масштабах собственного участия в акционерном предпринимательстве*. Принцип закрытости ЗАО обусловлен, прежде всего, наличием общего для всех акционеров ЗАО понимания того, что движение к общей цели состоит из совместных действий ряда вполне самостоятельных предпринимателей, каждый из которых осознает себя частью единой команды акционеров. Субъекты бизнеса складывают свои финансовые ресурсы, как правило, под понятные и известные им всем проекты, внутрь которых данные акционеры не намерены пускать посторонних лиц, тем более что кое-кто из этих лиц вполне может оказаться конкурентом. Напротив, входя в общее дело, каждый из акционеров, по сути, ограничивает свои собственные амбиции в отношении занятия аналогичной деятельностью - самостоятельного, либо в составе другой команды предпринимателей.
Принцип открытости, используемый ОАО, обусловлен стремлением привлечь как можно большее количество финансовых ресурсов любыми способами, разрешенными законом для акционерного предпринимательства. В отличие от закрытых акционерных обществ, как правило, тихо и без привлечения излишнего внимания проводящего эмиссию своих акций, открытое акционерное общество делает это в гораздо более торжественной обстановке. Ведь его задача – привлечь внимание как можно большего числа потенциальных акционеров.
Эмиссионная деятельность ОАО включает основную эмиссию акций и дополнительную эмиссию акций. Основная эмиссия акций открытого акционерного общества осуществляется в самом начале деятельности ОАО и представляет собой самый первый выпуск акций данной фирмы для первичной реализации. Дополнительная эмиссия акций открытого акционерного общества осуществляется в процессе его последующей предпринимательской деятельности и нацелена, главным образом, на увеличение уставного капитала фирмы.
И в том, и в другом случае эмиссия акций открытого акционерного общества регламентируется в Российской Федерации специальным документами, разработанными Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве России. Главным звеном при подготовке эмиссии акций выступает приобретение открытым акционерным обществом разрешения уполномоченных государственных органов на выпуск и открытое размещение этих акций. Если акции ОАО эмитируются на сумму менее 50 млрд. рублей данное акционерное общество обязано получить разрешение местных финансовых органов, если денежная оценка эмиссии акций превышает указанную сумму акционерное общество вынуждено обратиться за разрешением в Министерство финансов России.
Следует иметь в виду, что открытое акционерное общество может начать выпуск и свободную продажу своих акций лишь при соблюдении ряда условий, являющихся обязательными для любого ОАО. Этими условиями являются следующие:
− фирма должна быть зарегистрирована в качестве открытого акционерного общества;
− уставный капитал ОАО должен быть полностью оплачен его учредителями посредством распределения среди них всех акций акционерного общества;
− фирма должна зарегистрировать в Министерстве финансов России проспект эмиссии своих акций и опубликовать данный проспект эмиссии в печатных средствах массовой информации.
3. Способы управления акционерным оществом, в современном мире
3.1 Проблемы управления акционерным обществом
Порядок управления акционерными обществами типичен для всех предпринимательских фирм с ограниченной ответственностью участников таких фирм. Высшим органом управления любым АО всегда является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относятся следующие вопросы:
1. Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или утверждение устава данного общества в новой редакции;
2. Реорганизация и ликвидация акционерного общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
3. Определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
4. Определение предельного размера объявленных акций, а также дробление и консолидация акций;
5. Способы размещения акций (в форме открытой и/или закрытой подписки, в форме конвертации в акции данного АО других ценных бумаг) – в случае, если данный вопрос не получил отражения в уставе акционерного общества; в ОАО такие решения принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов;
6. Совершение акционерным обществом крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением имущества;
7. Увеличение уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;
8. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения обществом части акций в целях сокращения их количества или погашения не полностью оплаченных акций;
9. Избрание совета директоров акционерного общества, а также образование исполнительного органа акционерного общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом АО не предусмотрено, что данный вопрос находится в компетенции совета директоров общества;
10. Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий, а также утверждение аудитора данного общества;
11.Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков акционерного общества, распределение его прибылей и убытков, в том числе определение размеров и начисление дивидендов;
12.Утверждение порядка ведения общего собрания акционеров.
Решения на общем собрании акционеров всегда принимаются коллегиально. Процедурой принятия решения является голосование, механизм которого определяется уставом предпринимательской фирмы. В этом документе отмечается, какое именно количество голосов необходимо в различных случаях для принятия решения. Голосование в акционерных обществах может проводиться в очной и заочной формах.
Принцип подсчета голосов на общем собрании акционеров следующий – одна акция равна одному голосу. Если кто-либо из акционеров обладает, скажем, пятидесятою голосующими акциями фирмы, это значит, что он имеет и 50 голосов на общем собрании акционеров.*
Здесь важно подчеркнуть, что «диффузия собственности», о которой мы узнали ранее, не имеет определяющего влияния на принципы проведения в жизнь наиболее важных для акционерного общества предпринимательских решений. В любом акционерном обществе всегда существует возможность осуществления эффективного контроля деятельности АО со стороны крупных акционеров. Несмотря на «диффузию собственности» и наличие мелких, невлиятельных акционеров (обычно они называются миноритарными акционерами), акционеры, владеющие наиболее крупными пакетами акций (обычно они называются мажоритарными акционерами), в состоянии контролировать ход проведения общих собраний акционеров, договариваясь между собой и с некоторыми миноритарными акционерами.
Наиболее существенное значение для проведения в жизнь нужных решений в процессе организации общего собрания акционеров имеет понятие контрольного пакета акций. Под контрольным пакетом акций обычно понимается такой масштаб участия предпринимателей в капитале акционерного общества, другими словами – сосредоточение такого количества акций данного АО в одних руках, которое обеспечивает безусловное определяющее влияние указанных акционеров на принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров АО.
Полной гарантией обладания контрольным пакетом акций является сосредоточение в одних руках более половины акций акционерной предпринимательской фирмы (50% акций плюс одна акция). Такая гарантия может возникнуть и благодаря соответствующим записям в уставе АО, в котором может быть, к примеру, написано, что для принятия того или иного решения на общем собрании акционеров необходимо обеспечение, скажем, 91% голосов держателей акций – в этом случае можно уверенно сказать, что контрольный пакет акций данной компании будет равен 10% акций.
На практике, однако, во многих крупнейших открытых акционерных компаниях контрольные пакеты акций едва ли достигают отметки 10%. Наличие огромного количества миноритарных акционеров, к тому же рассредоточенных по всему миру, привело, например, в начале 90-х годов прошлого века к тому, что контрольный пакет акций одной из крупнейших американских корпораций «АТТ» оказался ниже отметки 0,5%.
Поэтому у мажоритарных акционеров (как правило, таковыми являются учредители АО) всегда есть возможность, остановившись на вполне скромных масштабах своего участия в акционерном обществе, успешно контролировать финансовые потоки, во много раз превышающие их собственный вклад в предпринимательскую фирму.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы ими на решение других органов акционерного общества. Переданы, однако, могут быть иные вопросы. Поэтому в акционерных обществах с числом акционеров более пятидесяти в обязательном порядке должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет). В других акционерных обществах совет директоров может не избираться.
Совет директоров акционерного общества (наблюдательный совет АО) – это орган управления акционерным обществом, осуществляющим свои полномочия в промежутках между общими собраниями акционеров. Совет директоров акционерного общества избирается исключительно из числа его акционеров. Каждый акционер АО, а также группа акционеров, являющиеся в совокупности владельцами не менее, чем двух процентов голосующих акций акционерного общества, вправе выдвинуть в совет директоров данного АО своих кандидатов. В открытых акционерных обществах с числом владельцев обыкновенных и иных голосующих акций большим 1000 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом владельцев обыкновенных и иных голосующих акций общества более десяти тысяч – менее девяти членов.
Работа совета директоров акционерного общества организуется его председателем (или президентом акционерного общества), который тем самым становится высшим должностным лицом акционерного общества. Председатель совета директоров избирается на первом заседании самого совета директоров АО и может переизбираться в сроки, определяемые уставом акционерного общества. В тех акционерных обществах, где совет директоров не формируется, высшим должностных лицом АО является генеральный директор АО.
Если в акционерном обществе создается совет директоров (наблюдательный совет), устав АО должен непременно определить его исключительную компетенцию. Вопросы, отнесенные уставом акционерного общества к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы на решение исполнительных органов данного общества.
К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества относятся следующие вопросы:
1) определение приоритетных направлений деятельности общества;
2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, утверждение повестки дня общего собрания акционеров, определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, возникающие в процессе подготовки общего собрания акционеров;
3) увеличение уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения новых акций; размещение иных ценных бумаг АО и приобретение ценных бумаг других эмитентов;
4) определение рыночной стоимости имущества акционерного общества; заключение крупных сделок; использование средств созданных в АО фондов;
5) создание филиалов и открытие представительств акционерного общества; принятие решения об участии общества в других организациях;
6) образование исполнительного органа акционерного общества и досрочное прекращение его полномочий, если такая функция не закреплена уставом АО за общим собранием акционеров данного АО;
7) утверждение отдельных внутренних документов акционерного общества.
Исполнительным органом акционерного общества является его правление, возглавляемое председателем правления АО, либо исполнительная дирекция, возглавляемая, соответственно, исполнительным директором АО. Данный орган акционерного общества может полностью состоять из наемных работников, и не включать акционеров фирмы. Полномочия исполнительного органа общества могут быть также переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) – по решению общего собрания акционеров.
Правление – это постоянно действующий исполнительный орган акционерного общества. Он обладает полномочиями по оперативному управлению имуществом и финансовыми ресурсами фирмы, по заключению ею внешних договоров и по приему и увольнению сотрудников, а также по взаимодействию с органами государственного управления. В силу этого правление приобретает исключительно важную роль в жизни фирмы.
В действительности для обеспечения устойчивости акционерного общества чрезвычайно важным условием является обеспечение правильных форм взаимодействия между советом директоров и правлением фирмы*. Соотношение совета директоров акционерного общества и его правления (исполнительной дирекции) – это соотношение профессиональных предпринимателей и профессиональных менеджеров в акционерном обществе. Совет директоров акционерного общества не должен вмешиваться в действия правления, но и правление в свою очередь не должно подменять собой совет директоров. Совет директоров берет в свои руки ключевую функцию с точки зрения обеспечения такой устойчивости – он наделен правом смещения председателя правления (исполнительного директора) общества с его поста. Но и у главного менеджера фирмы – председателя правления (исполнительного директора) есть свои возможности. Подробнее о взаимодействии профессиональных предпринимателей и профессиональных менеджеров фирмы вы узнаете, изучив материалы пятого раздела учебника «Основы бизнеса».
3.2 Учредительный безнес акционерного общества
Из числа лиц, обладающих определенными правами в акционерном предпринимательстве, следует выделить особую группу участников ОАО, которые все же, как показывает жизнь, имеют несколько больше реальных прав, чем другие акционеры. Обладателями таких специфических прав, обычно не упоминаемых в уставах акционерных обществ, являются учредители (или учредитель) данных обществ.
Превращение участников АО в его учредителей в процессе создания акционерного общества и отграничение их от других участников данного АО имеет наибольшее значение, пожалуй, именно в акционерном предпринимательстве. Дело в том, что, помимо прочих обстоятельств, позволяющих учредителям акционерного общества приобрести несколько иные права по сравнению с другими участниками АО (мы об этом говорили во втором разделе учебника «Основы бизнеса»), существует еще одно, специфическое исключительно для создания открытых акционерных обществ, – на этапе его образования ни один из учредителей еще не является акционером.
Участие в формировании нового акционерного общества позволяет его учредителям не только оговорить наиболее приемлемые для себя условия приобретения акций создаваемого акционерного общества, но и – в процессе формирования открытых акционерных обществ - организовать так называемый учредительский бизнес, имеющий, как минимум, два направления.
Первое направление учредительского бизнеса основано на разнице номинальной стоимости эмитируемых акций и их курсовой цены (курса).
Акции всяких открытых акционерных обществ могут иметь номинальную, балансовую, ликвидационную и рыночную стоимость. Номинальная стоимость всех простых (обыкновенных) акций ОАО равняется денежной сумме, написанной на титуле акции подобно тому, как номиналом пятисотрублевой купюры является именно пятьсот рублей. И основная эмиссия акций ОАО, и все их дополнительные эмиссии осуществляются исходя только из их номинальной стоимости.
Балансовой является стоимость акции, определяемая по результатам деятельности открытого акционерного общества. Она рассчитывается советом директоров фирмы как отношение стоимости имущества ОАО к количеству эмитированных им акций и отражается в официальных бухгалтерских документах данного акционерного общества.
Ликвидационной называется стоимость акции, устанавливаемая в момент ликвидации открытого акционерного общества специально созданной для этих целей ликвидационной комиссией.
Однако самое, пожалуй, важное значение для понимания акций как специфического инструмента акционерного предпринимательства имеет рыночная стоимость акций, называемая также рыночной ценой акций, их курсовой ценой или, чаще всего, курсом акций. Курсовая цена акции отражает не только номинальную стоимость акции (номинал акции), но и, подобно любому иному объекту рыночной сделки, соотношение спроса и предложения. Курс акции – это и есть та цена, по которой акции фактически продаются на рынке. Курс акции можно определить по формуле:*
Курс акции = (Дивиденд / Ставка процента по депозиту )*100%
Где бы ни продавались акции открытого акционерного общества - на фондовой бирже или на «уличном» фондовом рынке, их курс обязательно устанавливается с учетом соотношения спроса на указанные акции и их предложения (например – путем расчета средневзвешенного значения курсовой цены акции).
Курс акций находится в прямой зависимости от размеров получаемого дивиденда: чем выше дивиденд, тем выше и курс акций. Кроме того, предприниматели, желающие приобрести пакет акций ради получения дивиденда, заплатят за них такую же сумму, которая, будучи положена на банковский депозит и заморожена на нем, принесет им, как минимум, не меньший доход, чем дивиденд. Поэтому рыночная стоимость (курс) акций всегда отражает степень привлекательности акционерного способа использования временно свободных денежных ресурсов.
Если акция номинальной стоимостью в 100 долл. дает 6 долл. дивидендов в год, а норма процента на депозитном счете – 3%, то курс акции составит 200 долл. Почему же покупатели согласятся уплачивать за акцию, номинальная стоимость которой всего 100 долл., вдвое большую сумму денег?
Дело в том, что, уплатив столь высокую цену, они обеспечивают себе доход не меньший, а больший, чем тот, который могли бы получить, положив эту сумму на банковский депозит. К тому же покупатели надеются, что по мере обещанного процветания открытого акционерного общества их дивиденды никак не уменьшатся, особенно на фоне вполне вероятных банковских дефолтов. Такими ожиданиями и пытаются воспользоваться учредители открытых акционерных обществ. Одним из источников их обогащения является учредительская прибыль, которая определяется как разница между суммой номиналов акций, эмитированных при основании акционерного общества, и объемом финансовых ресурсов, фактически вкладываемых в данную акционерную предпринимательскую фирму. Эта разница образуется потому, что курсовая цена акций, как правило, превышает размеры действительного капитала, вкладываемого в акционерное общество в период массового привлечения данным ОАО сторонних финансовых ресурсов, когда обещаниям успехов и процветания со стороны учредителей такого ОАО нет числа. И если прямая продажа акций по их курсу, превышающему номинальную стоимость акций, оказывается невозможной в ходе первичного размещения акций, то учредители всегда имеют возможность провести такую операцию, используя «своего» посредника.
Второе направление учредительского бизнеса связано с использованием акций в качестве объекта купли-продажи. Оно становится возможным в трех случаях.
Во-первых, подобное происходит, когда акционерная предпринимательская фирма начинает получать более высокие прибыли, чем было объявлено. Вместо того чтобы увеличить размеры дивидендов по ранее выпущенным акциям, руководство акционерного общества принимает решение оставить уровень дивидендов прежним, но увеличить число акций данного АО путем проведения дополнительной эмиссии. В этом случае прибыль от выпуска дополнительных акций и продажи их по курсовой цене поступит в руки учредителей акционерного общества.
Во-вторых, дополнительный выпуск акций практикуется в тех случаях, когда прибыль акционерного общества остается на прежнем уровне, но на каждую акцию выплачивается меньший дивиденд, зато учредители ОАО стремятся получить учредительскую прибыль от выпуска дополнительной партии акций и ее продажи по курсовой цене. В этом случае в устав акционерного общества должны быть внесены соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества объявленных акций, однако дополнительные акции все равно в итоге будут проданы по курсовой цене.
Сама продажа акций является важной составляющей предпринимательской деятельности открытого акционерного общества. Для ОАО важно не только привлечь финансовые ресурсы со стороны, но и продать свои акции по наиболее высокой цене. Нередко учредители акционерного общества стараются продать «на сторону» не все выпущенные акции. Значительную их часть учредители ОАО предпочитают оставить в своем владении, пользовании и распоряжении, чтобы иметь возможность постоянно контролировать деятельность открытых акционерных обществ и получать дополнительную прибыль. Бывают случаи, когда ОАО создается именно для спекулятивной аккумуляции капиталов, а иные предпринимательские цели при этом не преследуются.
3.3 Холдинговый бизнес акционерного ащества
Изучение современного акционерного предпринимательства было бы неполным, если бы мы не рассмотрели такое важное и чрезвычайно распространенное явление, которое называется системой участия. Система базируется на взаимосвязи дочерних и зависимых компаний с предпринимательских фирмами, которые являются учредителями (или соучредителями) таких компаний.
Предпринимательская фирма признается дочерней, если другой (основной) субъект предпринимательского бизнеса вследствие преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой фирмой. Предпринимательская фирма признается зависимой, если другой (участвующий, преобладающий) субъект предпринимательского бизнеса имеет в своем пакете более 20% голосующих акций акционерного общества, либо обладает 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.*
В российской практике термин «материнская компания» не получил официального законодательного закрепления, что не совсем понятно, если учесть, что парное ему понятие «дочернее общество» было легализовано благодаря Гражданскому кодексу Российской Федерации. Материнская компания определяется либо как основное общество (по отношению к дочернему), либо как преобладающее (участвующее) общество – по отношению к зависимому обществу.
Теоретически открытое акционерное общество может оказаться дочерним в том случае, когда в руках одного из акционеров оказывается контрольных пакет акций, а практически такая возможность возникает уже с появлением мажоритарных акционеров, способных оказывать решающее влияние на принятие решений на общих собраниях акционеров такого общества.
Взаимосвязи в процессе акционерного предпринимательства, в ходе развития которых формируемые в руках мажоритарных акционеров пакеты акций обеспечивают их влияние на решения, принимаемые эмитентом, во всем мире принято называть системой участия. Такая система участия может быть односторонней – в этих случаях одна материнская компания оказывает влияние на одну дочернюю компанию. Она может быть двусторонней – когда две компании являются и материнскими, и дочерними друг по отношению к другу одновременно. Система участия может оказаться последовательно многосторонней – когда три и более предпринимательские фирмы оказывают друг на друга влияние в форме кольца, состоящего из последовательно соединенных «узлов влияния». Наконец, она может быть и непоследовательно многосторонней – когда акционерные общества влияют друг на друга в хаотическом порядке.
В системе участия могут проявляться две группы деловых интересов акционеров и соответственно два типа непосредственного участия средств данного акционера в капитале акционерного общества. Акционер может быть заинтересован лишь в максимизации дивидендов, либо в обозначении своего участия в акционерном обществе для иных целей. Следуя в русле этого направления, данный акционер стремится сформировать собственный так называемый портфель ценных бумаг, другими словами, составить определенную комбинацию ценных бумаг разных эмитентов.
Указанный акционер стремится, как правило, разнообразить этот портфель, так как включение в него акций разных компаний позволяет ему уменьшить степень инвестиционного риска. Напротив, сосредоточение его персональной инвестиционной политики на приобретении акций какой-либо одной компании, как бы привлекательно эти акции ни выглядели, усиливает инвестиционный риск.
Рассматриваемый тип инвестирования получил определение портфельного инвестирования, так как именно создание эффективного портфеля ценных бумаг, позволяющего, с одной стороны, гарантировать устойчивое получение дивидендов, а с другой, – избежать излишнего риска, является в этом случае основной целью акционера.
Вторым типом инвестирования является прямое инвестирование. Акционера, прежде всего, мажоритарного акционера, может интересовать не столько создание портфеля ценных бумаг, сколько приобретение контроля над тем или иным акционерным обществом. В этом случае, он будет стремиться, прежде всего, не к распылению средств между акциями разных фирм, а, напротив, к сосредоточению их для приобретения контрольного пакета акций одной или ряда корпораций. Такие действия изучаемого субъекта предпринимательского бизнеса и называются прямым инвестированием – в противоположность портфельному инвестированию.
Решающим звеном любой системы участия является определение степени реального влияния материнской акционерной компании на дочернюю с помощью прямого инвестирования ресурсов материнской компании в дочернюю. В том случае, когда степень этого влияния оказывается абсолютной, материнская компания приобретает признаки холдинговой компании. Холдинговая компания – это акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других открытых акционерных обществ, являющихся самостоятельными юридическими лицами. Холдинговая компания (или холдинг – от глагола «to hold» в английском языке, означающего «держать») это «держательская компания». Ее специфической функцией в предпринимательском бизнесе является «содержание» контрольных пакетов акций дочерних акционерных обществ. Обладая контрольными пакетами акций, холдинг приобретает реальную возможность контролировать дочерние предпринимательские фирмы, управлять их развитием и получать от их деятельности дивиденды.
В России под холдингом обычно понимается совокупность двух или более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять решения, принимаемые другими участниками. Тем самым, отечественная версия холдинга отличается от понимания данного явления, сформированного за рубежом по истечении многих лет его развития. По существу, функцию холдинговой компании выполняет в России головная компания, а сам российский холдинг является не чем иным, как предпринимательским объединением с участием холдинговой компании.
Холдинговые компании могут создаваться в настоящее время для достижения различных целей.
Первой целью является расширение масштабов и диверсификация предпринимательских операций. Это значит, что компания, которая является чисто или частично держательской, начинает контролировать и регулировать масштабы разнообразных видов предпринимательской деятельности, которые осуществляют акционерные общества, являющиеся полностью или частично дочерними. Таким образом, возникает возможность организовать свободное перемещение финансовых ресурсов между различными сферами предпринимательского бизнеса и благодаря этому уменьшить бремя риска, которое неизбежно возникает в процессе концентрации капитала в одной из отраслей.
Второй целью является межфирменная диверсификация финансовых ресурсов. Участвуя в большой сети дочерних предприятий, холдинг имеет возможность не только перемещать капиталы между отраслями, но также перемещать их между фирмами, тем самым, ограничивая риск неудачного менеджмента внутри дочерних АО.
Третьей целью является согласование производственной, торговой, финансовой и инвестиционной политики между всеми «дочками» для объединения усилий по внедрению на рынок и совместного противостояния конкурентам. Дочерние компании, находящиеся в одновременной зависимости от держательской компании, скорее и легче договорятся между собой, чем компании формально и фактически независимые.
Четвертой целью является консолидация наиболее перспективных менеджеров холдинга для повышения эффективности управленческих решений, принимаемых в дочерних акционерных обществах и, тем самым, для стабилизации деловых связей как внутри данной системы участия, так со всеми контрагентами.
Пятой целью является стремление оказать посильное противодействие антимонопольной политике государства. Антимонопольная политика проводится уполномоченными государственными органами в том случае, когда с точки зрения этих органов возникает опасность монополизации рынка или его сектора какой-либо предпринимательской фирмой. В этом случае в отношении предпринимательской фирмы могут быть осуществлены различные карательные действия - от применения штрафных санкций до административной ликвидации компании. Для того чтобы этого не произошло, отдельные изобретательные предприниматели прибегают к использованию системы участий и за счет распыления капитала среди дочерних АО фактически получают возможность контролировать рынок, формально из разных центров управления, рассредоточенных в разных компаниях. Такая уловка часто позволяет сбить антимонопольный прессинг.
Шестой целью является расширение сфер применения иностранных инвестиций в том случае, если холдинг находится за пределами государства, в котором зарегистрирована дочерняя компания.
С учетом развития общемировых тенденций эволюции современного холдингового предпринимательского бизнеса можно выделить следующие виды холдинговых компаний:
- чистые холдинги - компании, функции которых сводятся исключительно к «держанию» контрольных пакетов других фирм, иными словами, к участию в общих собраниях учредителей данных фирм;
- субхолдинги - акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит какому-либо холдингу, выполняющие функции чистого холдинга по отношению к другим корпорациям;
- смешанные холдинги - компании, осуществляющие помимо чисто «держательских» функций также собственную производственную, коммерческую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность;
- финансовые холдинги - холдинги, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и другие финансовые активы, имеющие право ведения только инвестиционной деятельности.
Заключение
Итак, акционерным обществом признается такое предприятие (коммерческая организация), уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя.
Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, когда непредвиденная обстановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение у которых может не хватить всего имеющегося имущества. Подобной ответственности подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица, имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные общества позволяют более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников.
Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов. Основными чертами этого вида общества являются: разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли - акции; ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества; уставная форма объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала; отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа - правления (дирекции) общества.
Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности.
1. Общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.
2. Общее руководство деятельностью общества отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами.
3. Создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.
4. Имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.
Список использованных источников
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры [Текс]:Курс лекций / А.И. Агеев. – М.: Гардарики, 2006. – 729с.
2. Борисова Е.Ф. Экономическая теория [Текс] Курс лекций для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: БЕК, 2007. - 544с.
3. Бусыгин А.А. Предпринимательство [Текс]: Основной курс / А.А. Бусыгин. – М.: Юрайт, 2008. – 271с.
4. Виленский А.Н. , Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса. [Текс] / А.Н. Виленский // Вопросы экономики. – 2008. - №6. – С.34-37.
5. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория [Текс]: учеб. для вузов / В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2007 г. – С.253-261.
6. Волкова М.А. Экономика предприятий [Текс]: учеб.пособие / под ред. М.А. Волкова, Н..К Елизарова. - М., Гардарики, 2007. – С. 207 - 211.
7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия [Текс]: учебник для вузов / Под. ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.- С.346 – 352.
8. Грибов В.Л. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия [Текс]: учеб. пособие / - М.: ИНФРА-М. 2007. – С. 126-134.
9.Губина Е.П. Предпринимательское право [Текс]: учебник / под ред. Е.П. Губина, П.Г.Лахно - М.: Юристъ.2002
10. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение.[Текс]:, учеб. пособие / Т.Г. Долгопятова. - М.: Дело. - 2008. – С.78 – 82.
11. Портной М.А. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. [Текс]: учебник / Под ред. М. А. Портного. - М.: ИНФРА-М. 2006. – С.175-201.
12. Рутгайзер В. Приватизация в России: движение "на ощупь" [Текс] В. Рутгайзер // Вопросы экономики. – 2007. - №10, 11, 12.
13. Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. [Текс]:Курс лекций / В.Е.Савченко. – М.:ОАО НПО Экономика. 2007. – с.127.
14. Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. [Текс]: вып. 1. Р.Хизрич - М.: Дело. - 2006. – С.139 -152.
15. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. [Текс]: учеб. пособ./ А. Хосктнг. - М.: 2007. – С.203 – 214.
**Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория [Текс]: учеб. для вузов / В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2007 г. – С.253-261
**Грибов В.Л. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия [Текс]: учеб. пособие / - М.: ИНФРА-М. 2007. – С. 126-134.
**Бусыгин А.А. Предпринимательство [Текс]: Основной курс / А.А. Бусыгин. – М.: Юрайт, 2008. – 271с.
**Грибов В.Л. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия [Текс]: учеб. пособие / - М.: ИНФРА-М. 2007. – С. 126-134.
**Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория [Текс]: учеб. для вузов / В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2007 г. – С.253-261.
**Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры [Текс]:Курс лекций / А.И. Агеев. – М.: Гардарики, 2006. – 729с.
**Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение.[Текс]:, учеб. пособие / Т.Г. Долгопятова. - М.: Дело. - 2008. – С.78 – 82.
**Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория [Текс]: учеб. для вузов / В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2007 г. – С.253-261.
**Рутгайзер В. Приватизация в России: движение "на ощупь" [Текс] В. Рутгайзер // Вопросы экономики. – 2007. - №10