Рефетека.ру / География

Реферат: География новейшего времени

Особенности современного периода в развитии отечественной географии


Современный - советский и постсоветский - период развития отечественной географической науки многогранен. Здесь мы отметим только главнейшие черты этого периода (1917-1997 гг.).

После победы Октябрьской социалистической революции в условиях советской государственной системы резко возросла потребность в географических знаниях. Советское народное хозяйство было плановым и комплексным, а комплексность была и остается основным свойством отечественной географической науки. Это соответствие было очень верно подмечено еще в 1951 г. профессором Московского университета А.А. Борзовым: “Отношение к природной среде в СССР - принципиально другое, чем в капиталистическом мире; планомерное использование природных сил, научно оправданное и сознательное, требует цельного и полного их знания, комплексного изучения и не позволяет ограничиться эксплуатацией отдельных богатств без учета того, как это отразится на всей географической среде” (Борзов А.А. Географические работы. М., 1951. С. 319).

Чрезвычайно усилились географическое образование населения страны, подготовка кадров и создание ряда научных учреждений географического профиля. В 1918 г. в Ленинграде был создан первый в мире Географический институт как учебное и научно-исследовательское учреждение (в 1925 г. вошел в качестве факультета в состав Ленинградского университета). В 1919 г. были организованы Государственный гидрологический институт и Отдел климатологии при Главной геофизической обсерватории, а также Высшее геодезическое управление; в 1925 г. - Почвенный институт имени В.В.Докучаева и Институт по изучению Севера (ныне Арктический и антарктический научно-исследовательский институт) и т.д. По решению правительства Академия наук СССР в 1934 г. переезжает в Москву, ставшую с тех пор научной столицей страны. Реорганизация Академии наук вернула в нее географию после более чем столетнего перерыва (Географический департамент Российской Академии наук был закрыт еще в 1799 г.). Образовавшийся в 1938 г. географический факультет Московского университета также превратился в один из крупнейших географических центров страны. В середине 1970-х годов в системе высшего образования СССР география была представлена в 36 из примерно 70 университетов; в них готовили научных работников и преподавателей. Преподавателей географии выпускали также 74 из 185 педагогических институтов (многие из них впоследствии стали университетами). Кроме того, экономическую географию изучают в ряде институтов экономического профиля.

Новые обширные задачи, расширение сети географических учреждений, многочисленные экспедиции чрезвычайно увеличили географическую информацию и выдвинули перед географией сложные теоретические проблемы. В советский период в отечественной географии сформировался ряд прогрессивных теоретических направлений, разрабатываемых представителями ведущих научных школ, которые получили широкое признание в отечественной и мировой науке. В качестве самых ярких примеров прогрессивных научных школ историки нашей науки называют физико-географическую (ландшафтную) школу Л.С. Берга (1876-1950)-А.А. Борзова (1874-1939), географо-генетическую школу Н.И. Вавилова (1887-1943), географо-геохимическую школу В.И. Вернадского (1863-1945)-Б.Б. Полынова (1877-1953), океанологическую школу Ю.М. Шокальского (1856-1940)-Н.Н. Зубова (1885-1960), биогеографическую школу В.Н. Сухачева (1880-1967)-В.Б. Сочавы (1905-1978), географо-гидрологическую школу В.Г. Глушкова (1883-1939) - С.Д. Муравейского (1894-1950), ландшафто-геофизическую школу А.А. Григорьева (1883-1968), экономико-географическую школу Н.Н. Баранского (1881-1963)-Н.Н. Колосовского (1891-1954). Особо следует отметить стремление к сближению физической географии с другими фундаментальными науками - астрономией, физикой, химией, геологией, биологией. Среди выдающихся достижений, посвященных синтезу физико-географических явлений , следует отметить исследования академиков Л.Г. Берга, В.И. Вернадского, А.А. Григорьева, К.К. Маркова. Л.С. Берг развил учение о географических законах В.В. Докучаева, распространив его на все пространство бывшего Советского Союза. В.И. Вернадский сформировал учение о биосфере (1926 г.) и указал пути ее перехода в ноосферу (“сферу разума”) - проблема, имеющая исключительно большое значение для современной географической науки и всего человечества. А.А. Григорьев создал учение о географической оболочке как предмете изучения физической географии. Целям объединения всего географического знания служит концепция “сквозных методов ”, предложенная К.К. Марковым (1905-1980). Сквозные методы К.К. Маркова (сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический (исторический), математический, картографический), применимые ко всем компонентам географической оболочки и к связям между ними, закрепляют целостность ее изучения и призваны сыграть существенную роль в дальнейшем процессе теоретизации географии. Опираясь на концепцию К.К.Маркова, известный экономико-географ А.М. Колотиевский в 1973 году предложил аналогичную систему сквозных направлений, таких, как естественно-экономическое технико-экономическое и другие, “которые необходимо использовать в системном анализе производительных сил”. В дальнейшем, по его мнению, необходимо от реального применения сквозных методов в физической и экономической географии перейти к их применению во всей системе географических наук. К общегеографическим направлениям А.М. Колотиевский относит следующие: а) целенаправленного характера - конструктивное, прогностическое; б) содержательного характера - геоэкономическое, естественно-техническое, демоэкономическое; в) методического характера - математическое, картографическое, космическое (См.: Колотиевский А.М. Состояние и тенденции развития основных теоретических концепций в советской географии // Теоретическая география. Материалы симпозиума по теоретической географии. Рига, 1973. С. 12-13).

После Великой Отечественной войны ученые нашей страны, в том числе и географы, почти после столетнего перерыва снова получили возможность охватить своими исследованиями всю Землю (океанологические экспедиции, экспедиции в Антарктику и другие).

Огромное - первостепенное - значение для развития отечественной географии имело участие в грандиозном международном научном мероприятии 50-х годов - Международном Геофизическом годе (1957-1959 гг.). С тех пор наша страна - непосредственный участник глобальных международных научных программ и международных географических конгрессов. Кругозор отечественных географов чрезвычайно расширился; в рамках международного сотрудничества стали яснее точки соприкосновения и противоречия в теоретических подходах к решению актуальных проблем современности у нас в стране и за рубежом.


Особенности современной зарубежной географии


К ним можно отнести следующее.

До первой мировой войны ведущие позиции в зарубежной географии занимали немецкие географы. Но в период между двумя мировыми войнами официальная немецкая география дискредитировала себя в глазах объективных исследователей (в стране у власти стояли нацисты; правительство непосредственно вмешивалось в дела науки). Главное течение географической мысли, которое возобладало в Германии в период между войнами, было связано с попыткой приложения географических понятий к политике. Оно получило название “геополитика” (Geopolitik). По Карлу Хаусхоферу (1924), геополитика - это умение и искусство использовать географические знания для выработки и обоснования политики государства. Хаусхофер основал журнал “Zeitschrift fur Geopolitik”, который стал главным проводником и распространителем сочинений, поддерживающих нацистскую политику. После краха фашистской Германии в 1945 г. К. Хаусхофера судил Нюрнбергский трибунал, а в 1946 г. он кончил жизнь самоубийством.

К 1960-м годам немецкая география во многом возвратила себе утраченные позиции. В ФРГ несколько видных географов независимо друг от друга углубленно работали и в области физической, и в области экономической (социальной) географии. Среди них особенно выделились Г. Бобек, Г. Мортенсон, Г. Шмитхеннер, К. Тролль и другие. При этом постепенно нарастала специализация внутри географии. Так, физическая география подразделилась на геоморфологию, геофизику, метеорологию, климатологию, океанологию и другие дисциплины. Культурная (социальная) география также подверглась дроблению. Вместе с тем значительное внимание ландшафтному синтезу уделили географы как в ФРГ ( Карл Тролль, Йозеф Шмитхюзен, Карл Паффен ), так и в ГДР ( Эрнст Нееф, Гюнтер Хаазе, Ганс Рихтер и другие ).

Американский стереотип географии сформировался под сильным влиянием немецкого географа А. Геттнера, идеи которого в 30-е годы перенес на американскую почву Р. Хартшорн (1939). Традиционная американская география - это пространственная (хорологическая, или региональная) наука. Географа интересуют индивидуальные особенности отдельных мест (территорий, районов), а не общие закономерности. В Америке принято рассматривать географию как единую науку, без подразделения на отдельные отрасли (физическую, экономическую, биогеографию и т.д.). Почти всеобщим признанием среди географов США пользуется взгляд о том, что география - наука социальная.

Развитие американской географии прошло за последние десятилетия сложный путь. В книге П. Джеймса и Дж. Мартина (1988 г.) отмечено несколько научных направлений, типичных для первой половины XX в. В их числе энвайронментализм - учение о “географическом контроле” над судьбами человечества. Это направление, однако, довольно скоро вышло из моды. Как путевая веха в истории американской географической мысли характеризуется труд Р. Хартшорна “The Nature of geography”, вышедший в 1939 г. Авторы констатируют все больший отход географии США от изучения природы в сторону культурных явлений, в сторону регионализма и антропоцентризма.

В последний период географы традиционного направления в США оказались неподготовленными для участия в разработке проектов территориального развития, и особенно для решения острейших социальных и экологических проблем. Многие американские географы, преимущественно из молодого поколения ( Вильям Бунге, Дэвид Харвей, Эдвард Тейф, Ричард Морилл и многие другие), увидели альтернативу традиционному направлению в квантификации , т.е. в широком использовании количественных методов в географических исследованиях. Представители этого направления надеялись создать теоретическую географию с помощью математических, а также физических (социальная физика) моделей и системного подхода. На практике, однако, речь шла только о явлениях социальной сферы в их чисто размещенческом аспекте и, несмотря на видимость новизны, принципы хорологического взгляда на географию не затрагивались. Р. Джонстон заметил, что в американской географии в результате “количественной революции” отхода от хартшорновского определения географии не произошло, и “конечная цель географических исследований, как ее сформулировал Хартшорн, осталась прежней” (Джонстон Р. География и географы. М.: Прогресс, 1987. С. 100, 133).


География новейшего времени и ее кризис, как отражение социально-экономического кризиса общества


Алгоритм эпохи. Эта эпоха великих и драматических событий: Октябрьской революции и мировых войн, распространения идей социализма и распада мировой колониальной системы, мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Реваншистских настроений и милитаризма в ряде стран (Германия, Италия, Япония) после первой мировой войны. Роста отраслей машиностроения, электроники, органической химии.

В системе наук география укрепляет свои позиции не только как наука естественного цикла (физическая география), но и пытается внедрить стиль наук технического цикла (пространственная организация сельского хозяйства, промышленности, систем расселения, районной планировки). Поэтому моделирующими установками в географических исследованиях названной эпохи были установка «морфизма», связанная с преобладанием интереса к пространственной морфологии (учение о зонах природы, районирование, поляризация), и установка «механицизма» (т.е. видение объекта как механизма) с внедрением процессоведческих методов - балансового, энерго-производственных циклов. С началом изучения географических процессов в пространственные отношения начинает включаться и понятие времени, а в понятийном аппарате начинают использовать термины «ритмика», «динамика», «эволюция».

В географических исследованиях отмечается развертывание двух теоретических парадигм - хорологической и ландшафтной, а в методах исследования - районирования, факторного и функционального анализа, математико-статистической обработки. При создании крупномасштабных карт широко используется аэрофотосъемка. Усиливаются дискуссии о новых тенденциях развития географии, о приоритете природоведческой и политической географий, появляются симптомы идеологизации географии. Развиваются прикладные направления в географии: исследование ресурсного потенциала стран, территориальной организации управления государством (рост работ по районированию, особенно экономико-географическому). Растет интерес к политической географии (глобальность мировых войн и грядущий распад колониальной системы) и военно-географической тематике.

Усиливаются процессы разделения географии, ее поляризации на физическую и экономическую. С другой стороны, растет расхождение методологических позиций советской и зарубежной географий.

Для советской географии - это был сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной. Наметилось торможение ряда направлений науки (социальной и политической географии) и чрезмерная идеологизация философии конкретных наук в виде резкой критики географического детерминизма и неприятия хорологической концепции. Замена рыночных отношений централизованным планированием не лучшим образом сказалось на развитии экономической географии.

После первой мировой войны продолжалась ликвидация «белых пятен» на карте мира, главным образом, в полярных областях, в центральных районах Австралии и бассейне Амазонки. Применение авиации обусловило начало нового исследования Арктики и Антарктики. Главное управление Северного морского пути в СССР развернуло активную работу по исследованию Арктики созданием сети полярных станций и проведением морских и авиационных экспедиций. Мировым событием стало создание в 1937г. дрейфующей станции «Северный полюс 1». Исследованию Арктики большое внимание уделяется в Великобритании и Германии. Однако, успехи географических исследований были связаны не столько с открытием новых земель, сколько с исследованием уже обжитых человеком земель.

Американский географ К.Зауэр писал: «мы как географы должны знать, что происходит с нашей землей». Под его руководством в штате Мичиган были проведены работы по классификации, оценке и картированию нарушенных земель. По стилю организации (участие почвоведов, лесоводов, экономистов) эти работы напоминали докучаевские экспедиции конца XIX в. Американскими картографами была создана карта Латинской Америки, сыгравшая важную роль в решении межгосударственных территориальных споров. Большое количество географов в 30-е годы привлекается к работам по созданию проекта комплексного освоения бассейна Теннеси.

В Британии отмечается интерес к проблемам картографической инвентаризации земель и землепользования, региональному и городскому планированию, что было связано с бурной урбанизацией и ростом крупных городов.

В Германии проводятся работы, направленные на объединение сферы расселения, промышленности, связи и водохозяйства в «высокоразвитый хозяйственный ландшафт» (Troll, 1947). Их целью было создание «государственного управления пространственного порядка», «государственного сотрудничества пространственных исследований».

В СССР комиссия экспедиционных исследований, созданная в 1928г., организует экспедиции в Якутию, Казахстан, на озеро Севан, в пустыню Каракум, Киргизию. Географы и экономисты участвуют в формировании макрорегиональных проектов: «Географические центры и проблемы районных комбинатов» (И.Г.Александров), «Будущее Урало-Кузнецкого комбината», (Н.Н.Колосовский), «К вопросу о выборе схемы реконструкции Волги» и др. Проводятся ресурсно-технологические работы типа «Большой Алтай», «Большая Эмба», «Большой Дагестан», готовившие материалы для решений по созданию «районных комбинатов».

Наиболее общие проблемы географии этой эпохи формировались в сферах ландшафтоведения, антропогеографии, геоморфологии, почвоведения, сравнительного страноведения. Преобладающей научной идеологией были хорологический подход и учение о ландшафте. При этом для зарубежной географии было характерно господство хорологической концепции в разных ее вариантах и все больший отход от природы в сторону «культурно- и социально-географических явлений».

Согласно хорологической концепции география - это «единая наука», охватывающая как природу, так и человека. При большом разногласии взглядов у зарубежных географов хорологическая парадигма все больше выдвигается в плане региональных исследований и формирования региональной географии с социально-географическим уклоном и энвайронментальными мотивами.

Ярким представителем этого направления был Ричард Хартшорн. Рассмотрев историю представлений о сущности географии, начиная с И.Канта, он пришел к заключению, что хорологическая концепция - единственная исторически оправданная. Задача географии формулируется им как «изучение территориальной дифференциации земной поверхности», описание отдельных «земных пространств». География «не может быть разделена на две половины - естественную и социальную» (1939, с.130,368). Хартшорн относил к интересам географии не только природу, типы построек и поселений, но также идеи, взгляды и чувства человека, манеру и содержание речи, песни и танцы. В то же время он отрицал возможности районирования, считая что регионы и их границы есть не что иное как условные компромиссы с реальностью. Ценность географии он видел в изучении индивидуальных фактов, ибо географу нет необходимости прибегать «к универсальным категориям, если не считать общим законом географии то, что все территории (areas) уникальны» (там же, с.447; подчеркнуто нами - В.Ш.).

Р.Хартшорн заслуженно считается родоначальником культурно-географического ландшафтоведения. Он полагал, что ландшафт представляет собой внешний облик территории, а не саму территорию с ее границами. Возводя английское понятие «landscape» к немецкому «Landschaftbild», он критиковал К.Зауэра, который, по его мнению, недостаточно корректно использовал понятие ландшафт. Во избежании путаницы он заменил само понятие «ландшафт» на «регион» (region). Последний представляет собой определенную территорию с характерными границами и свойствами, в то время как культурный ландшафт - только ее внешний облик (Hartshorne, 1961). Такой подход доминирует и в современной позитивистски окрашенной американской школе культурной географии. Так, по мнению Т.Джордона и Л.Раунтри, культурный ландшафт представляет собой «видимый результат человеческой деятельности на Земле» (1986, с. 440).

Своеобразным сочетанием взглядов А.Геттнера, антропогеографии и «человеческой географии» Видаль де ля Блаша явилась школа культурного ландшафта Отто Шлютера (1872-1959 гг.). Географию он назвал наукой о ландшафте, т.е. о пространстве, доступном обозрению. Главным объектом географических исследований он считал культурный ландшафт, который состоял из доступных непосредственному восприятию природных и «человеческих» (поселения, транспортные потоки и т.д.) компонентов. Созидающим фактором в таком ландшафте был человек, поэтому природа имела второстепенное значение. Как и французский «пей», культурный ландшафт изучался им в морфологическом плане, без глубокого анализа.

Близких взглядов на культурный ландшафт придерживался Карл Зауэр. В центре внимания была морфология ландшафта, представляющая единство элементов (компонентов) и обладающая своими структурой, функциями и развитием. Основным принципом изучения культурных ландшафтов был антропоцентрический. Природа в этом случае существует лишь как окружение человека, как его среда (milieu). Цели географии состоят в том, чтобы «выбрать из всех признаков те, которые могут иметь значение для человека, добывающего себе средства к жизни на данной территории» (Sauer, 1924, с.26). Иначе говоря, эта позиция теории поссибилизма. Природа территории рассматривалась здесь как пассивное начало, культура - как активные агент, а культурный ландшафт - как результат. Иначе говоря, «конструкция ландшафта включает (1) черты природной территории и (2) формы, наложенные на физический ландшафт деятельностью человека, культурный ландшафт» (1927, с.186).

Общее землеведение, как общая теория физической географии у зарубежных географов не существовало. Лишь З.Пассарге разрабатывал учение о природном ландшафте. Он считал, что ландшафтоведение представляет «ствол географического дерева», физическое землеведение - его «корни», а страноведение - крону (Passarge, 1929, с.2). Человек, по его мнению, не является частью ландшафта, хотя различные проявления его деятельности могут присутствовать (поля, луга, села и т.д.). В зависимости от степени человеческого воздействия ландшафты подразделяются на естественные, «расхищенные» и «культурные». Ландшафты объединяются в ландшафтные области, блоки и зоны. Структуру ландшафта определяет набор морфологических составляющих. Именно эти составляющие могут быть твердо установлены. Что же касается самого ландшафта и более крупных «ландшафтных пространств», то их выделение решается субъективно.

Основной формой географических обобщений у зарубежных географов оставались страноведческие работы, очень разнообразные по объему, содержанию и научным достоинствам. Это работы А.Пенка, Н.Кребса, фундаментальная 15-томная сводка по региональной географии мира (Geographie universelle), изданная во Франции. Тенденция к разделению страноведения на «физическое» (преимущественно с геоморфологическим уклоном) и «экономическое» наметилось в работах, посвященных регионам Франции. В эти же годы публикуются результаты исследований В.Кристаллера. В работе «Центральные места южной Германии» (1935), он на несколько десятков лет опередил подходы будущей теоретической географии.

Географы СССР наиболее успешно разрабатывали вопросы физической географии. В связи с переустройством политико-административного деления страны и образованием экономических районов возрастает интерес к районированию. Территориальные исследования, которые имели своей целью детальное изучение природных условий и естественных ресурсов, привели к выделению в качестве объекта исследования географического комплекса, созданию методик ландшафтных исследований и ландшафтных карт (С.С.Неуструев, Б.Б.Полынов, Р.И.Аболин, С.В.Калесник и др.). Л.С.Берг продолжал разрабатывать учение о ландшафтных зонах. В.Л.Комаров предложил различать на каждом материке кроме широтных зон меридиональные сектора. Л.Г.Раменский положил начало изучению морфологии ландшафтов. А.А.Григорьев ставит вопрос о предмете и задачах физической географии.

Если А.А.Григорьев охватил объект географии как единую целостность, то Л.С.Берг в своей исследовательской тактике шел от изучения мелких природных целостностей (ландшафтов) ко все более крупным. Он выявил объект одного из основных разделов естественной географии - ландшафтоведения. В качестве нового объекта изучения В.И.Вернадский вводит понятие биосферы, как области взаимодействия косных и живых составляющих под влиянием роли живого вещества, биохимической миграции вещества и динамики биоохимических процессов. Однако законченного учения о биосфере Вернадский не успел создать, поэтому в настоящее время сложилось несколько точек зрения на сущность биосферы. Одни понимают ее как совокупность всех живых организмов на Земле (субстратно-биологическая трактовка). Географы используют термин «биосфера» для обозначения одной из геосфер, входящих в состав географической оболочки (пространственно-субстратная трактовка). Третьи подчеркивают особую роль жизни, поэтому возникновение биосферы считается важным этапом планетарной эволюции Земли, подготовившей формирование антропосферы и ноосферы. Это эволюционно-субстратно-пространственная трактовка. Она предпочтительна и стала общенаучной (Охрана ландшафтов, 1982).

Идет становление экономической географии. Ее основателем в России был В.Э.Дена, заведующий первой кафедрой экономической географии. Школа профессора Дена носила отраслевое и статистическое направление. Основные методологические положения базировались на признании экономической географии экономической наукой, опирающейся на статистическую информацию. Однако уже в 20-е годы «деновская» школа отраслевой географии подвергается критике Н.Н.Баранским и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения является экономический район. В основе этих идей лежали планы ГОЭЛРО, предполагавшие равномерное размещение промышленности на основе использования местных ресурсов, и положение о «районах Госплана», где было выработано представление о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабе страны.

Существенное влияние на развитие экономической географии в первые годы советской власти оказали экономисты-аграрники (А.В.Чаянов, Н.П.Макаров, А.А.Рыбников), а также учебник Н.Н.Баранского «Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана» (1926). Интересную работу по размещению промышленности выпускает В.В.Покшишевский. В 1934г. в составе Географического общества СССР был создан отдел экономической географии. Однако победа «районного направления» вызвала деэкономизацию экономгеографии и рост макротехнологических направлений. Об этом свидетельствует понятийный аппарат этих направлений: камбинаты, промузлы, производственно-технологические связи, территориально-производственные комплексы, энерго-производственные и ресурсные циклы и др. Идеологом такой экономической географии становится инженер Н.Н.Колосовский. Однако в ней не отражались сферы потребления и проблемы стоимости. Она была технологичной, но «бесчеловечной».

На эти же годы, по мнению В.С.Преображенского и Т.Д.Александровой (1994), приходится расцвет идеологизированных дискуссий, началом которых в 20-е годы послужила так называемая борьба с деновщиной. В 1932г. Ленинградский экономический НИИ ЛГУ выпускает сборник «На методологическом фронте географии и экономической географии». Основная критика авторов сборника была направлена против «геттнеровской школы» и ее последователей в СССР - Н.Н.Баранского, Л.С.Берга, Л.Д.Синицкого, В.П.Семенова-Тян-Шанского и др. Их обвиняли в том, что «протаскивалась буржуазная неокантианская методология». Научная полемика здесь подменялась навешиванием ярлыков: «механицизм», «идеализм», «вредители» с одной стороны, и «леваки» - с другой.

«Идеологическая борьба» привела к весьма печальным последствиям в советской географии:

— длительному «разводу» физической и экономической географии, отказу от обсуждения их общих основ. После длительных дискуссий к 1954г. физическая и экономическая географии окончательно были разделены на две самостоятельные науки. Даже преподавание географии в школах и вузах страны дифференцируется на физическую и экономическую;

— к потере «проблемы геопространства», замедлевшей развитие отечественной теоретической географии;

— к исключению из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией.

Продолжали формироваться национальные школы. В США известна школа Р.Хартшорна, который был последователем А.Геттнера и развивал идеи хорологической концепции. По его мнению география призвана описывать множество индивидуальных местностей, выявляя их особенности, уникальность.

В Германии З.Пассарге развивал общеземлеведческие идеи К.Риттера и основное внимание уделял природному ландшафту. Им были опубликованы «Основы ландшафтоведения» (1920), «Описание ландшафта» (1929), «Проблемы культурно-географических пространств» (1933).

Российская школа географов продолжала традиции своих предшественников. Ландшафтно-морфологическая школа Л.С.Берга (1876-1950 гг.) развивала идеи В.В.Докучаева. Заведуя кафедрой ЛГУ, Л.С.Берг заложил теоретические основы современного ландшафтоведения, выделил и описал географические зоны СССР, формулируя метод выделения ландшафтов по экзогенным формам рельефа. В последствии эти положения были дополнены учетом климатических условий и особенностей биоценозов. Ландшафт у него был объектом изучения, а его территориальное размещение - предметом. В последствии его идеи о ландшафте получили развитие в трудах Н.А.Солнцева и Н.А.Гвоздецкого (Московский университет), С.В.Калесника и А.Г.Исаченко (Ленинградский университет), К.И.Геренчука (Львовский университет).

Научная школа Б.Б.Полынова (1877-1952 гг.) сформировала новое направление - геохимию ландшафтов. Полынов предложил метод сопряженного анализа миграции химических элементов в основных местоположениях (элементарных ландшафтах). Им был опубликован классический труд «Коры выветривания» (1934). Его последователями были А.А.Перельман и М.А.Глазовская (МГУ). В настоящее время методы геохимических исследований ландшафта нашли применение в изучении загрязнения окружающей среды.

Ландшафтно-геофизическую школу А.А.Григорьева (1883-1968 гг.) иначе называют академической. Он был первым директором Института географии АН СССР. Его основная заслуга в разработке важнейших узловых вопросов теории физической географии. Сначала он дает понятие географической оболочки и называет ее в качестве предмета изучения. Затем обосновывает представление о физико-географическом процессе (развитии, динамике, интенсивности), который исследуется через баланс вещества и энергии методом ведущего фактора. Позже он раскрывает структуру географической оболочки. Совместно с М.И. Будыко формулирует периодический закон зональности. Ландшафты он понимал как «внешнее выражение» структуры физико-географического процесса, протекающего в географической оболочке. С его именем связано изучение механизма широтной и гидротермической зональности, разработка системы таксономических единиц физико-географического районирования с использованием метода ведущего фактора.

Экономико-географическая школа Баранского-Колосовского изучала территориальные системы, экономические районы СССР, промышленные узлы и сельскохозяйственные районы, системы расселения. Для их школы характерен был исторический и пространственный аспект исследования, изучение связей, которые опирались на картографический и картометрический методы изучения территориальных систем. Наиболее колоритной фигурой был Н.Н.Баранский (1881-1963). Его работы собраны в двух книгах: «Экономическая география. Экономическая картография» (1960) и «Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе» (1957). Результатом работы Баранского с учителями стала книга «Методика преподавания экономической географии» (1960). В 1946г. он основал известную серию научных сборников «Вопросы географии», а также журнал «География в школе». Последователями школы Баранского-Колосовского были И.А.Витвер, А.А.Минц, И.М.Маергойз и др.

Не могла не сказаться на географических работах, их содержании и методологической направленности вторая мировая война, в ходе которой «произошло утверждение географии как нужной в XX веке науки» (Преображенский и др., 1997). Перевод географии на военные рельсы охватил все воюющие страны.

Германия, страна-агрессор, уже к началу войны имела штатную военно-географическую службу. Была создана IV группа отделения военных карт и измерений командования сухопутных войск (Mil-Geo), а также военно-воздушных (Luft-Geo) и военно-морских (Mar-Geo) сил. К сожалению, немецкие географы внесли немалую лепту в формирование и «научное обоснование» нацистской идеологии (Тролл, Джеймс, Мартин и др.).

У стран-союзников по антигитлеровской коалиции совершенствовались службы по военно-географическому обеспечению вооруженных сил. Особенно большое внимание уделялось созданию специализированных карт, так как действие авиации, танковых и механизированных соединений зависело не только от передаваемых топокартами инвариантных свойств ландшафта (форм рельефа, характера почв), но и сезонных изменений (распутица, снежный и ледяной покров, состояние растительности и т.д.), влияющих на проходимость, взлетно-посадочные, маскировочные условия. Отмечался значительный рост запросов на комплексную географическую информацию. Для создания комплексных документов (карт, справок, страноведческих описаний) создавались специальные бригады, включавшие не только топографов и страноведов, но и географов-естествоиспытателей.

Не прекращались работы и общетеоретического характера. В.И.Вернадский пишет «Несколько слов о ноосфере» (1944), А.А.Григорьев работает над «Субарктикой» (1946), И.П.Герасимов создает программу почвенной карты, М.И.Львович «Элементы водного баланса рек Земного шара» (1945), Г.Д.Рихтер «Снежный покров, его формирование и свойства» (1945) и др. Печатается большое число учебников для вузов: С.П.Суслов «Физическая география СССР» (1947), С.В.Калесник «Основы общего землеведения» (1947), Л.С.Берг «Географические зоны Советского Союза» (1947) и «Климат и жизнь» (1947) и др. «Географгиз» переиздает труды выдающихся русских путешественников и мореплавателей. Под руководством А.А.Григорьева и Г.И.Рихтера начинается выпуск научно-популярной серии «Природа СССР» (1946).

Регулярно проходят международные географические конгрессы: XIII в Париже в 1931г., XIV в Варшаве в 1934г., XV в Амстердаме в 1938 г. Их приметами было небольшое число представленных стран (в основном европейских) и возросшее количество докладов. Советские географы на этих конгрессах были представлены небольшим числом участников.

Расширяется система высшего географического образования. В США открывается высшая школа географии при университете Кларка. Во Франции с 20-х годов подготовку географов осуществляет 16 университетов, в Великобритании - 10.

В СССР в 1936г. организуется Институт географии Академии Наук СССР, а в 1938г. географический факультет МГУ. Подготовка географов продолжается и в других университетах.

Выводы


— В области предметной направленности развития географии внимание сосредотачивается не только на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних факторах, обуславливающих их пространственную неоднородность, но и на рассмотрении процессов в этой морфологической неоднородности и изменении их во времени. Ведущей установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения между элементами. Эта установка определила формирование представлений об общегеографических объектах: учение о географической оболочке, о природно-территориальном и территориально-производственном комплексах, об экономическом районе, пейе.

— В изменении вектора развития приоритетов зарубежной и советской географии. Зарубежные географы рассматривали проблемы общества и природы как общую часть пространственных отношений, центром которых был человек, его активная деятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений был поссибилизм, а ведущими законами - социально-экономические. В противовес природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география. В советской же школе ведущим направлением остается природоведческая география, в значительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение. В общественной географии преобладала экономическая (хозяйственная) география, связанная с освоением малообжитых территорий.

— Изменяются приоритеты прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепция сыграла роль в решении пространственно-морфологических задач - природной и сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке природных условий освоения слабо обжитых территорий и территориальной организации производства, размещении предприятий, территориально-производственных комплексов.

— Отмечались тенденции идеологизации географических работ. С одной стороны, они влияли на развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов». Ярко это проявилось в предвоенной Германии и связано было с идеей «национального ландшафта» (культурные ландшафты Германии формируют особый «немецкий дух»), «жизненного пространства», праве господства арийской расы над другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику и предопределил во многом развязывание второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация географии способствовала разделению ее на два лагеря - социалистический и капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической географии. Особенно в школе советских географов. Идеологизация общественной жизни способствовала разделению географии на систему природоведческих (физическая география) и общественных (экономическая география) наук, которым были присущи свои законы развития.

— Идет процесс становления географии как сферы особой профессиональной деятельности, когда в экспедиционных работах активное участие уже принимали профессионалы-географы, а не представители естественных наук. Организаторами экспедиционных работ часто выступали специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов). Одновременно шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов и специализированных ВУЗов, отраслевых курсов, изданием специализированных учебных пособий для высшей и средней школы. В СССР была введена защита докторской диссертации.

— Продолжался процесс формирования национальных школ: Р.Хартшортна, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, А.А.Григорьева и др., а также интернационализации географии. Проводились международные географические конгрессы, состоялся первый международный полярный год, был организован Международный географический союз, издавались переводные публикации, происходил обмен профессурой разных стран.

Похожие работы:

  1. • История географической науки
  2. • Этапы развития географической науки
  3. • Принципы и проблемы исследования философско-методологических ...
  4. • Принципы и проблемы исследования философско-методологических ...
  5. • Основы физической географии
  6. • Авестийская география как исторический источник
  7. • Эволюция представлений о ландшафте
  8. • Подготовка к единому национальному тестированию
  9. • Аль-Вазан Аль-Хасан Ибн Мохаммед
  10. • Ландшафтно-экологические методы исследований
  11. • От антропогенного ландшафтоведения к геоэкологии
  12. • Проблема сохранения биологического разнообразия
  13. • Понятие о мировом хозяйстве
  14. • Географическая оболочка как объект антропогенного ...
  15. • Виды туристической работы в средней школе с учетом ...
  16. • Астрономические причины хронологических сдвигов
  17. • Антропогенный ландшафт
  18. • Логика как наука
  19. • Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1
Рефетека ру refoteka@gmail.com