Содержание
Введение
1. Виды инструктажей. Обучение работающих безопасности труда - ХХ ССВТ
2. Общие эргономические требования к рабочим местам при выполнении работ сидя на предприятиях пищевой промышленности по ГОСТ 12.2.032-ХХ ССБТ
3. Способы защиты населения. Сущность эвакуационных мероприятий. Организация и планирование эвакомероприятий. Организация приема эвакуируемого населения, его размещение, трудоустройство и обеспечение
Заключение
Список литературы
Введение
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.
Воздействие человека на окружающую среду за последние годы по своим масштабам, интенсивности и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни.
''Безопасность жизнедеятельности'' представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе'' человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации''.
1. Виды инструктажей. Обучение работающих безопасности труда -ХХ ССВТ
Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.
Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.
Лиц, занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, а также совмещающих профессии, обучают и инструктируют по безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.
Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива.
Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.
Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет.
К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.[2, 101c]
Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на предприятиях организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер по обучению) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций.
Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.
Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учебного предмета "Охрана труда" или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 ч. Предмет "Охрана труда" следует преподавать при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольных органам государственного надзора в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте и других отраслях в объеме не менее 60 ч для ПТУ и не менее 20 ч - при подготовке на производстве.
Виды таких профессий и работ определяет Гособразование СССР по согласованию с органами государственного надзора и технической инспекцией труда.
Вопросы безопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанные с технологией, конструкцией оборудования и т.д.
Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах предприятия.
Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, составленным на основе типовых программ, разработанных в соответствии с типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, - и с соответствующими органами государственного надзора.
Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.[1, 113c]
В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проходят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.
Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.
Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.
После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.
Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.
Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.
Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.
Перечень профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.
Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом.
При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.
Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.
Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.[1, 212c]
Инструктаж по безопасности труда
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:
1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.
Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.
На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.
Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.
Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.
Первичный инструктаж на рабочем месте
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:
со всеми вновь принятыми на предприятие (колхоз, кооператив, арендный коллектив), переводимыми из одного подразделения в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;
со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным комитетом и отделом (бюро, инженером) охраны труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм, и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.
Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).
Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.
Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводят:
1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
4) по требованию органов надзора;
5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.[4, 204c]
2. Общие эргономические требования к рабочим местам при выполнении работ сидя на предприятиях пищевой промышленности по ГОСТ 12.2.032-ХХ ССБТ
Настоящий стандарт устанавливает общие эргономические требования к рабочим местам при выполнении работ в положении сидя при проектировании нового и модернизации действующего оборудования и производственных процессов.
Стандарт не устанавливает требования к рабочим местам транспортных средств, машин и оборудования, перемещающихся в процессе работы, а также на рабочие места для учащихся, проходящих производственную практику, и военнослужащих.
На основе общих требований настоящего стандарта должны разрабатываться стандарты и нормативно-технические документы, устанавливающие требования эргономики к конкретным рабочим местам.
Рабочее место для выполнения работ сидя организуют при легкой работе, не требующей свободного передвижения работающего, а также при работе средней тяжести в случаях, обусловленных особенностями технологического процесса. Категории работ - по ГОСТ 12.1.005-76.
Конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов (сиденье, органы управления, средства отображения информации и т.д.) должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также характеру работы.
Рабочее место должно быть организовано в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и (или) методических указаний по безопасности труда.
Размерные характеристики рабочего места
Конструкцией рабочего места должно быть обеспечено выполнение трудовых операций в пределах зоны досягаемости моторного поля.
Выполнение трудовых операций "часто" и "очень часто" должно быть обеспечено в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля.
При проектировании оборудования и организации рабочего места следует учитывать антропометрические показатели женщин (если работают только женщины) и мужчин (если работают только мужчины); если оборудование обслуживают женщины и мужчины - общие средние показатели женщин и мужчин.
Конструкцией производственного оборудования и рабочего места должно быть обеспечено оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием: высоты рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног.
Высоты сиденья и подставки для ног (при нерегулируемой высоте рабочей поверхности). В этом случае высоту рабочей поверхности устанавливают по номограмме для работающего ростом 1800 мм. Оптимальная рабочая поза для работающих более низкого роста достигается за счет увеличения высоты рабочего сиденья и подставки для ног на величину, равную разности между высотой рабочей поверхности для работающего ростом 1800 мм и высотой рабочей поверхности, оптимальной для роста данного работающего.
Таблица 1
Наименование работы | Высота рабочей поверхности, мм, при организации рабочего места | ||
женщин | мужчин | женщин и мужчин | |
Очень тонкие зрительные работы (сборка часов, гравировка, картография, сборка очень мелких деталей и др.) | 930 | 1020 | 975 |
Тонкие работы (монтаж мелких деталей, станочные работы, требующие высокой точности, и др.) | 835 | 905 | 870 |
Легкие работы (монтаж более крупных деталей, конторская работа, станочные работы, не требующие высокой точности, и др.) | 700 | 750 | 725 |
Печатание на машинке, типографских станках, перфораторах, легкая сборочная работа более крупных деталей и др. | 630 | 680 | 655 |
Конструкция регулируемого кресла оператора должна соответствовать требованиям ГОСТ 21889-76.
Таблица 2
Пол работающего | Высота сиденья, мм |
Женщины | 400 |
Мужчины и женщины | 420 |
Мужчины | 430 |
Форму рабочей поверхности различного оборудования следует устанавливать с учетом характера выполняемой работы. Она может быть прямоугольной, иметь вырез для корпуса работающего или углубление для настольных машин и т.д. При необходимости на рабочую поверхность следует устанавливать подлокотники.
Подставка для ног должна быть регулируемой по высоте. Ширина должна быть не менее 300 мм, длина - не менее 400 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой. По переднему краю следует предусматривать бортик высотой 10 мм.
Требования к размещению органов управления
Общие требования к размещению органов управления – по ГОСТ 22269-76.
При работе двумя руками органы управления размещают с таким расчетом, чтобы не было перекрещивания рук.
При размещении органов управления в вертикальной плоскости следует руководствоваться данными, приведенными в табл. 1. Выше 1100 мм органы управления допускается размещать в случае, если по техническим причинам расположить их до указанного уровня невозможно. Такие органы управления должны быть использованы редко.
Аварийные органы управления следует располагать в зоне досягаемости моторного поля, при этом необходимо предусмотреть специальные средства опознавания и предотвращения их непроизвольного и самопроизвольного включения в соответствии с ГОСТ 12.2.003-74.
При необходимости освобождения рук операции, не требующие точности и быстроты выполнения, могут быть переданы ножным органам управления.
Требования к размещению средств отображения информации
Общие требования к размещению средств отображения информации - по ГОСТ 22269-76.
Очень часто используемые средства отображения информации, требующие точного и быстрого считывания показаний, следует располагать в вертикальной плоскости под углом ± 15° от нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±15° от сагиттальной плоскости.
Часто используемые средства отображения информации, требующие менееточного и быстрого считывания показаний, допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±30° от нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±30° от сагиттальной плоскости.
Редко используемые средства отображения информации допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±60° от нормальном линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±60° от сагиттальной плоскости (при движении глаз и повороте головы).[3, 54c]
3. Способы защиты населения. Сущность эвакуационных мероприятий. Организация и планирование эвакомероприятий. Организация приема эвакуируемого населения, его размещение, трудоустройство и обеспечение
Способ защиты населения - прием, применяемый для сокращения или предотвращения потерь населения от воздействия современных средств поражения в военное время, а также поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями.[1, 29c]
Эвакуация населения считается одним из основных способов защиты населения и заключается в перемещении населения из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение в условиях военного времени современных средств поражения, в загородную зону.[1, 17c]
Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.[2, 31c]
Общие положения по организации эвакомероприятий в военное время
Эвакомероприятия в военное время планируются и осуществляются в целях:
- снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;
- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время,
- обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.
В современных условиях в целях обеспечения защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения было бы желательно эвакуировать в загородную зону всех жителей крупных городов. Однако часть городского населения должна будет остаться в городах для продолжения производственной деятельности. Для их защиты предусматривается строительство защитных сооружений в непосредственной близости от рабочих мест. При этом свободная от работы смена будет рассредоточена в загородной зоне для отдыха. Организуется подвоз рабочих смен на объекты.
Рассредоточение гражданского персонала - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.
В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.
Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.
Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.
При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пактах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.
Кроме объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах, в них располагаются органы управления, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, учебные заведения, учреждения культуры, быта, торговли, здравоохранения, а также другие предприятия, производственная деятельность которых может быть перенесена из города в загородную зону.
Большую группу представляют предприятия и учреждения, прекращающие производственную деятельность в категорированных городах. Рабочие и служащие этих объектов после проведения эвакуации переходят для продолжения трудовой деятельности на другие предприятия или в сельское хозяйство.
В каждом категорированном городе имеется население, которое не занято в сфере производства, управления или обслуживания и также подлежит эвакуации.
Эвакуация населения по планам ГО - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения проживающего в зоне катастрофического затопления.
Как для условий мирного, так и для условий военного времени выделяются общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, подлежащих данной мере защиты.
В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:
- студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся ПТУ и школ-интернатов;
- воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;
- пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;
- преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.
Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.
При планировании эвакомероприятий в военное время необходимо учитывать, что в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются:
- военнообязанные, имеющие мобпредписания;
- нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.
На всей территории страны принят территориально-производственный принцип организации и проведения эвакомероприятий.
Вывод в загородную зону рабочих и служащих (как рассредоточиваемых, так и эвакуируемых), членов их семей организуется по предприятиям, учреждениям и учебным заведениям, т.е. по производственному принципу.
Население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, эвакуируется через ЖЭК и домоуправления по месту жительства, т.е. потерриториальному принципу.
Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.
Основными способами являются:
- эвакуация пешим порядком;
- вывоз населения всеми видами транспорта;
- комбинированный.
Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.
Транспортом в первую очередь вывозятся:
- медицинские учреждения;
- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
- рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;
- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).
Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.
Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий.
Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться в особый период только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением НГО РФ Председателем Совета Министров Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:
из городов с населением до 500 тыс.чел. до 12 часов;
из городов с населением до 1 млн.чел. до 20 часов;
из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения НГО РФ.
Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по ГО) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).
Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:
- из городов, отнесенных к группам по ГО (категорированных городов);
- из населенных пунктов с объектами особой важности;
- из населенных пунктов с железнодорожными станциями первой категории по ГО;
- из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;
- из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из НП, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных пунктов при непосредственной угрозе затопления).
Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:
1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону;
3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
На объектах, в ЖЭК и домоуправлениях составляются эвакуационные списки в трех экземплярах. С возникновением угрозы нападения противника списки уточняются, а при проведении эвакомероприятий один экземпляр остается на предприятии (в ЖЭК), второй на СЭП, третий в районной (городской) эвакуационной комиссии.
На основании данных о численности населения по группам определяют:
состав и численность населения для вывода пешим порядком;
состав и численность населения для вывоза различными видами транспорта; потребность в транспорте для эвакуационных перевозок населения и материальных ценностей;
возможность размещения населения в загородной зоне, обеспечения его защитными сооружениями, продовольствием, медицинским и бытовым обслуживанием.
Важным условием в подготовке к эвакуации населения является заблаговременный выбор районов размещения эвакуируемого населения в загородной зоне.
Выбранный район для размещения в загородной зоне должен обеспечить:
условия защиты эвакуированного населения от поражающих факторов ядерного оружия (поражающих факторов ЧС);
благоприятные возможности для подвоза на работу рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе;
необходимые условия для функционирования эвакуированных предприятий, учреждений и организаций и для жизни населения;
благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Эвакуируемое население целесообразно размещать, как правило, на территории своей области (края, республики). Исключение могут составить крупные города, население которых частично может размещаться на территории нескольких областей.
Каждому предприятию и учреждению определяется район размещения, в зависимости от его численности, этот район может включать несколько близко расположенных населенных пунктов. Эвакуируемое население будет размещаться по квартирам и домам местных жителей (как правило планируется подселение 2 -3 человек на одного проживающего). Кроме того, в этих целях используются различные учреждения соцкультбыта: санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха школьников и др.
При выборе районов размещения в загородной зоне (безопасном районе) нельзя упускать из виду, что на базе предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений создаются невоенизированные формирования. Интересы готовности сил ГО к проведению работ в возможных очагах поражения после нападения противника требуют, чтобы между населенными пунктами, где размещаются невоенизированные формирования, были постоянная надежная связь и удобные дороги с выходом на основные маршруты выдвижения к городу.
Районы размещения городского населения и порядок его вывоза в загородную зону определяются решением администраций субъектов федераций с учетом создания условий для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения создания группировки сил ГО, предназначенных для ведения АСДНР в очагах массового поражения (заражения).
Районы размещения рассредоточиваемого населения должны выбираться, как правило, по производственно-территориальному принципу и располагаться вдоль железных и шоссейных дорог на удалении 3 5 км от пунктов выгрузки (время пешего перехода до места размещения не должно превышать 1 час) и обеспечивать минимальную затрату времени на подвоз рабочих смен в город и обратно не более, чем за 4 часа. В целях безопасности районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения должны располагаться за зоной возможных разрушений. Дальняя граница районов размещения определяется с учетом емкости загородной зоны и транспортных возможностей.
Члены семей рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих во время войны производственную деятельность в категорированных городах, подлежат размещению, как правило, совместно с главами семей. Однако при недостаточной емкости районов рассредоточения они могут размещаться в более отдаленных пунктах, но на тех же эвакуационных направлениях, на которых размещаются главы семей. Этот вопрос решают органы ГО соответствующих административно-территориальных единиц, исходя их конкретных условий и реальных возможностей.
Рабочие и служащие объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону, размещаются вблизи имеющихся или создаваемых производственных баз, как правило, за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работу в категорированных городах.
Рабочие и служащие объектов, прекращающих работу в военное время, а также население не занятое в сфере производства и обслуживания размещаются в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления в населенных пунктах вблизи этих зон.
В целях создания необходимых условий для размещения, обеспечения и защиты эвакуируемого населения начальники гражданской обороны областей, их органы управления ГОЧС и службы ГО в мирное время проводят мероприятия по развитию загородной зоны:
расширение предприятий питания;
строительство санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерлагерей, оздоровительных детских учреждений;
накопление фонда защитных сооружений;
оборудование водоисточников, дорог, станций выгрузки и др.
Вся подготовительная работа организуется и проводится начальниками ГО областей и соответствующими органами управления ГО ЧС, совместно с подчиненными органами управления и эвакоорганами и включает:
определение городов и других населенных пунктов, откуда необходимо проводить эвакуацию, а также численности эвакуируемого населения;
выбор и подготовку районов размещения населения в загородной зоне;
определение транспортных возможностей по вывозу населения и материальных ценностей, а также распределение населения по видам транспортных средств;
планирование вывода населения пешим порядком и эвакоперевозок;
планирование приема, размещения и обеспечения населения в загородной зоне;
подготовку эвакуационных органов и населения;
определение порядка подвоза рабочих смен на объекты, продолжающие производственную деятельность в городе.
Руководство рассредоточением и эвакуацией населения осуществляют начальники гражданской обороны областей через органы управления ГОЧС и эвакуационные органы. Непосредственную ответственность за рассредоточение и эвакуацию несут начальники ГО городов, городских районов и объектов.
Начальники гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов, их штабы, службы и эвакоприемные комиссии организуют прием прибывающего населения, его размещение, трудоустройство, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости, медицинской помощью, бытовым обслуживанием и защитными сооружениями.
Командующие войсками военных округов и флотами организуют взаимодействие по вопросам планирования и проведения эвакуационных мероприятий между органами управления ГО, военкоматами и начальниками гарнизонов, оказывают помощь начальникам гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц в организации и проведении рассредоточения и эвакуации населения.[5, 304c]
Особенности эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС в мирное время
Эвакуация населения (в мирное время по планам предупреждения и ликвидации ЧС) комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население, будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются в соответствии с Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС соответствующего уровня.
Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС.
В мирное время задачи МЧС ограничиваются первоочередным жизнеобеспечением эваконаселения на период до 7 суток, поскольку по истечении этого срока, если не произойдет реэвакуация эвакуированных должны зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) в качестве переселенцев. После этого обеспечение жизнедеятельности данного контингента целиком возлагается на ФМС.
В мирное время из зоны ЧС планируется к эвакуации все население.
В мирное время планируется вывоз всего эваконаселения транспортом (за исключением аварии на химически опасных объектах, когда часть населения может выводиться пешим порядком за пределы зоны химического заражения).[5, 312c]
Заключение
Итак, безопасность жизнедеятельности не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД — это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД — это защита личности, общества и государства.
Список литературы
1. Занько Н.Т. "Безопасность жизнедеятельности" - Москва: ЮНИТИ, 2008-389с
2. Комарова Л.Ф. "Введение в безопасность жизнедеятельности" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009-412с
3. Малоян К.Р. "Безопасность жизнедеятельности" - Москва: ЮНИТИ, 2007-403с
4. Русак О.Н. "Безопасность жизнедеятельности" - СПб.: Лань, 2008-448с
5. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009-394с