Рефетека.ру / Коммуникации и связь

Контрольная работа: Автогенератор с буферным каскадом

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Автоколебательная система и автогенератор

Варианты решения поставленной задачи

Вариант№1.

Вариант№2

Вариант№3

Выбор и обоснование варианта

Составление принципиальной схемы

Расчет электрической схемы

Расчет автогенератора

Расчет эмитерного повторителя

Заключение

Список использованной литиратуры


ВВЕДЕНИЕ


Электрификация железнодорожного транспорта, рост скоростей движения поездов и наметившееся увеличение грузопотока (особенно за последний 1999 год) приводит к более интенсивному применению средств связи на железнодорожном транспорте. Решение вопроса ускорения оборота вагонов на крупных железнодорожных станциях вызывает необходимость массового использования станционной радиосвязи, применения носимых радиостанций и организации новых видов связи. Расширение областей применения и продолжающееся развитие радиотехники привело к необходимости подготовки качественных специалистов в этой области. Эту задачу помогает решить дисциплина “Каналообразующие устройства автоматики телемеханики и связи”. Главной задачей этой курсовой работы является овладение навыками проектирования каналообразующих устройств, а также повышение уровня подготовки расчетов электронных и электротехнических схем. В нашем конкретном случае необходимо разработать автогенератор гармонических колебаний поэтому необходимо рассмотреть следующие теоретические вопросы.

Задание на проектирование: Разработать автогенератор с буферным каскадом, перестраиваемый в пределах 1 – 1,5 МГц. Назначение – гетеродин в радиоприемнике.



АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И АВТОГЕНЕРАТОР


Автогенератор – это источник электромагнитных колебаний, колебания в котором возбуждаются самопроизвольно, без внешнего воздействия.

Любой автогенератор представляет собой нелинейное устройство, преобразующее энергию питания в энергию колебаний. Независимо от схемы и назначения автогенератор должен иметь источник питания, усилитель и цепь обратной связи, причём обратная связь должна быть положительной.

В качестве усилительных элементов в настоящее время в автогенераторах используются транзисторы или другие аналогичные приборы, а в качестве цепей нагрузки – колебательные цепи с сосредоточенными или распределенными параметрами.

Автогенератор, находящийся в стационарном режиме, представляет собой обычный нелинейный усилитель, для возбуждения которого используются колебания, вырабатываемые в самом генераторе; колебания с выхода подаются на его вход по цепи обратной связи. Если амплитуда и фаза возбуждения отвечают определенным условиям, то в энергетическом отношении автогенератор ведёт себя так же, как и генератор с внешнем возбуждением. Однако генератор с самовозбуждением имеет существенные особенности. Частота и амплитуда автоколебания в стационарном режиме определяются только параметрами самого генератора, между тем, как в генераторе с внешним возбуждением частота и амплитуда колебаний навязываются возбудителем. Кроме того, в случае самовозбуждения большое значение имеет механизм возникновения колебаний при запуске автогенератора.

Все эти особенности можно выявить, рассматривая поведение автогенератора в процессе нарастания колебаний от момента запуска до полного установления стационарного состояния. Можно наметить следующую картину. В момент запуска колебательной цепи автогенератора возникают свободные колебания, обусловленные включением источников питания, замыканием цепей, электрическими флуктуациями и т.д. Благодаря положительной обратной связи эти первоначальные колебания усиливаются, причем на первом этапе, пока амплитуда мала усиление практически линейно и цепь можно рассматривать как линейную. Энергетически процесс нарастания колебаний объясняется тем, что за один период колебания усилитель предает в нагрузку энергию, большую той, которая расходуется в ней за это время. С ростом амплитуд начинает проявляется нелинейность устройства (кривизна вольтамперной характеристики усиленного элемента) и усиление уменьшается. Нарастание амплитуд прекращается, когда усиление уменьшается до уровня, при котором только компенсируется затухание колебаний в нагрузке. При этом, энергия отдаваемая усилителем за один период, оказывается равной энергии, расходуемой за это время в нагрузке.

Таким образом, на последнем этапе установления колебаний основную роль играет нелинейность цепи, без учета которой нельзя определить параметры стационарного режима автогенератора. Любой автогенератор высокочастотных колебаний можно представить в виде схемы представленной на рис.1. На этой схеме автогенератор представлен в виде сочетания трёх четырехполюсников: одного нелинейного, безынерционного, и двух линейных. Нелинейный четырехполюсник соответствует усилительному элементу (транзистор, туннельный диод и т.д.), первый из линейных четырехполюсников – колебательной цепи автогенератора, а второй – цепи обратной связи.

Подобное представление справедливо для автогенераторов с внешней обратной связью. Усилительный элемент совместно с избирательным четырехполюсником, обеспечивающим фильтрацию (подавление) высших гармоник, представляет собой обычный нелинейный усилитель, развивающий на выходе гармоничкское напряжение. В общем случае напряжение зависит как от частоты, так и от амплитуды (из-за нелинейности усилительного элемента). Коэффициент усиления этого устройства – Kу(iwг,U1).

Автогенератор с буферным каскадом


Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 1


Очевидно, что


Kу(iwг,U1)=U2/U1 (*)


При фиксированной частоте wг Ky является функцией только амплитуды U1.

Коэффициент передачи линейного четырехполюсника обратной связи, который в дальнейшем будем называть просто коэффициентом обратной связи, можно выразить через амплитуды U3 и U2:


Koc(iw)= U3/ U2,


Но напряжение U3, снимаемое с выхода четырехполюсника обратной связи, есть одновременно напряжение U1, действующее на входе усилителя. Следовательно,


Koc(iw)= U1/ U2


Сравнивая это выражение с выражением (*), приходим к выводу, что в стационарном режиме автогенератора (когда только и можно пользоваться методом комплексных амплитуд) коэффициенты Kу(iwг,U1) и Koc(iw) являются заимно обратными величинами:


Kу(iwг,U1)Koc(iwг)=1.


Представим комплексные функции Kу(iwг,U1) и Koc(iwг) в форме


Kу(iwг,U1)=Ку(wг,U1)еiy (wг) , Koc(iwг)= Koc(wг)еi y (wг).


Тогда последнее равенство распадается на два условия:


Kу(iwг,U1)Koc(iwг)=1(**)

Автогенератор с буферным каскадом (***)


Условие (**) называют условием баланса амплитуд: из него следует, что в стационарном режиме полное усиление на генерируемой частоте при обходе кольца обратной связи равно единице.

Условие (***) называют условием баланса фаз. Из чего следует, что в стационарном режиме автоколебаний полный фазовый сдвиг при обходе кольца ОС равен (или кратен) 2pi. Условие баланса фаз позволяет определить частоту генерируемых колебаний wг.

Существуют мягкий и жёсткий режимы возбуждения колебаний. Режим, когда колебания возникают самопроизвольно, называется мягким. В АГ с мягким возбуждением состояние покоя (состояние с нулевой амплитудой) неустойчиво. Жёстким называется режим, при котором генерация возникает только при наличии внешнего воздействия, создающего колебания с амплитудой, большей некоторого порогового значения.

Отметим одно важное требование, предъявляемое к автогенератору, предназначенному для устройств связи: вырабатываемое им колебание должно быть строго монохроматическим. Любое нарушение монохроматичности, проявляющееся в паразитном изменении амплитуды, частоты или фазы колебания, может служить причиной возникновения помех в канале радиосвязи. Требование монохроматичности включает в себя также и требование стабильности частоты автоколебания.



ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ


Для решения поставленной задачи прежде всего необходимо выдвинуть ряд требований к проектируемому устройству. Так как проектируемый автогенератор относится к классу гетеродинов, то он должен обладать относительно стабильной частотой генерации. Но, нередко за стабильность приходится “доплачивать”. На основе этих критериев я постараюсь предложить различные альтернативные принципиальные схемы автогенераторов.


Вариант 1


Данный вариант обладает высокой стабильностью частоты т.к. он основан на кварцевой стабилизации. Кварцевая стабилизация является наиболее эффективным способом повышения частоты генераторов. Она основана на применении в схемах кварцевых пластинок с сильно выраженным пьезоэлектрическим эффектом. Если к пластине кварца приложить переменное напряжение, то она испытывает периодические механические деформации, т.е. сжимается и разжимается, что в свою очередь приводит к появлению электрических зарядов на её гранях. В результате в цепи (между входными зажимами) течёт переменный ток. Этот ток имеет две составляющие Ic и Iкв. Реактивный ток Ic протекает через ёмкость. Образованную металлическими пластинами кварцедержателя. Ток кварца Iкв обусловлен наличием пьезоэффекта.

Величина тока кварца зависит от частоты приложенного напряжения. Когда частота подведенного напряжения совпадает с собственной частотой механических колебаний кварца, наступает резонанс, при котором амплитуда колебаний будет максимальной. Пьезоэлектрический ток будет максимальным, а его фаза совпадет с фазой приложенного напряжения. Поэтому вблизи резонансных частот кварцевую пластину можно представить в виде последовательного контура с сосредоточенными постоянными Lk Ck rk и параллельно подключенной к нему емкости кварцедержателя С0. Практически статическая ёмкость кварцедержателя С0 в сотни раз больше эквивалентной ёмкости кварца Ck, поэтому собственная частота кварца как последовательного контура близка к собственной частоте эквивалентного параллельного контура.


Автогенератор с буферным каскадомАвтогенератор с буферным каскадом


Поскольку Ск<<С0, то частота параллельного резонанса Автогенератор с буферным каскадом отличается от частоты последовательного резонанса Автогенератор с буферным каскадом незначительно. Относительный разброс частот составляет


Автогенератор с буферным каскадом


Добротность кварцевого резонатора достигает больших значений (порядка 105).


Автогенератор с буферным каскадом


Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 2

Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 3


Электрические параметры кварцевого резонатора определяются геометрическими размерами, типом среза пластин и видом колебаний. Для различных типов среза значение собственной частоты кварца колеблется в пределах f0=1,6/d – 3,6/d МГц, где d – толщина среза пластины (в мм).


Вариант 2


Данный генератор является LC-автогенератором, который обладает достаточно стабильной частотой генерации. Представленный автогенератор является аввтогенератором с мягким возбуждением колебаний, т.е. для его работы достаточно лишь включить источник питания.

Под действием различных дестабилизирующих факторов частота колебаний с течением времени изменяется сложным образом. Относительная стабильность данного АГ частоты Dw/w0 которого 10-2…10-3.

Энергия колебаний передаётся из выходной цепи транзистора в колебательную систему при условии, что управляющее током коллектора колебательное напряжение uБЭ (t) имеет определённый фазовый сдвиг относительно напряжения uкэ(t) между коллектором и эмиттером. Передача напряжения с выхода на вход обеспечивается цепью обратной связи. Чаще всего применяют схему с ёмкостной обратной связью.

В базовую или эмиттерную цепь транзистора включается корректирующая цепочка для устранения фазового сдвига между iк(t) и uу(t). Для реализации поставленной задачи будем использовать транзисторный автогенератор с ёмкостной обратной связью и дополнительной ёмкостью в индуктивной ветви (С3), которая необходима для развязки по постоянному току цепей питания и смещения.

Колебательная система образована в схеме элементами L,С1,С2,С3. Цепочка Rкор’ Скор’ - корректирующая, R см - сопротивление автосмещения, Сбл1 и Сбл2 - блокировочные ёмкости, Rбл- блокировочное сопротивление. Ссв обеспечивает оптимальное сопротивление нагрузки на выходных электродах транзистора и препятствует прохождению в нагрузку постоянного тока источника питания. Фиксированное смещение осуществляется путём подачи на базу транзистора части напряжения Епит через резисторный делитель R1 и R2.

Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 4


Вариант 3


Особенностью этого варианта является использование туннельного диода. Как видно на схеме отсутствует ёмкость контура, т.к. в качестве неё используется собственная ёмкость диода. Сопротивление rk – собственные активные потери контура. Данный автогенератор является АГ с внутренней обратной связью. Это связанно с особенностью вольтамперной характеристикой туннельного диода. Условие самовозбуждения этого генератора выполняется в весьма широком частотном диапозоне.


Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 5



ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТА


Из предложенных вариантов я считаю что наиболее рациональым будет использование варианта№2. Хоть LC-генератор и не обладает такой высокой стабильностью как кварцевый он обладает достаточно низкой стоимостью, что тоже является немаловажным фактором, особенно при массовом монтаже.


Составление принципиальной схемы


В соответствии с заданием проектируемый автогенератор должен иметь буферный каскад. Буферные каскады используются для согласования параметров различных функциональных блоков в готовом устройстве. В качестве такого каскада я считаю целесообразным использовать эмитерный повторитель в силу его основных достоинств, а именно: высокое входное и низкое выходное сопротивление, повторение фазы входного сигнала на выходе, простота составления электрической схемы и её расчёта. Буферный каскад включается непосредственно после АГ и обеспечивает ему постоянную во времени нагрузку, Одновременно ослабляя влияние его на работу последующих каскадов.


Автогенератор с буферным каскадом

Рис. 6


По заданию нам необходимо получить регулировку частоты автогенератора в заданных пределах. Этого можно добиться использованием специальных регулируемых конденсатров С1, С3 а также индуктивности L.



РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ


Расчет автогенератора


Обычно расчёт автогенератора происходит в три стадии. Первая стадия заключается в расчете режима работы транзистора, т.е. его выборе и проверке стабильности его работы на заданной частоте. Вторая стадия заключается в электрическом расчете схемы. Третья стадия – энергетический расчёт, т.е. определение мощности генерируемых колебаний и мощностей в цепях генератора, а также определение КПД. Методики приведенных расчетов взяты из литературы [2,5,6].

Таким образом нам необходимо найти Rк, Есм, Р1 и КПД. Выберем транзистор, определим параметры корректирующей цепи и рассчитаем режим работы транзистора.

Для увеличения стабильности частоты в задающем АГ выбирают транзисторы малой мощности. Чтобы фазовый сдвиг между колебаниями ik(t),uб(t) можно было устранить с помощью корректирующей цепочки, следует выбирать транзистор, граничная частота которого больше, чем заданная частота колебаний fнес = 1,5 МГц. Выбираем транзистор малой мощности КТ 331Г-1 с граничной частотой fт = 400 МГц, со следующими паспортными данными:

барьерные ёмкости коллекторного и эмиттерного переходов Ск = 5 пФ, Сэ = 8 пФ

постоянная времени цепи внутренней обратной связи tос=120 пс

допустимые напряжения и токи Uотс = 0.6 В, Uкб доп = 15 В, iк доп = 0,02 А, Uб доп = 3 В

допустимая мощность Рдоп = 15мВт

крутизна линии граничных режимов на выходных статических ВАХ транзистора Sгр = 20 мА/В

коэффициент усиления тока В = 40.

fb = ft /В = 10 МГц; fa = ft + fb = 11,5 МГц. Активная часть коллекторной ёмкости Ска=2 пФ и сопротивление потерь в базе rб = tос/Ска= 60 Ом.


Автогенератор с буферным каскадом

Автогенератор с буферным каскадом

Автогенератор с буферным каскадом

Автогенератор с буферным каскадом


Rкор, Rз - сопротивления, корректирующие частотные свойства транзистора в открытом и закрытом состояниях. Rкор должно быть меньше Rз, от этого зависит эффективность применения корректирующих цепей , иначе следует выбрать другой транзистор.

Крутизна переходной характеристики транзистора с коррекцией Sк = 1/R/кор = 1/10 = 0,1 А/В. Чтобы мгновенные значения напряжения и тока коллектора не превышали допустимых значений uК ДОП и iК ДОП, выбираем ik max = 0,8ik доп = 0,8Ч20 = 16 мА; ik max - максимальное значение импульса коллекторного тока;


Автогенератор с буферным каскадом


Величина kос=Uкбэ/Uк1 отражает относительное шунтирующее влияние на резонатор входной и выходной проводимостей транзистора. Наибольшая стабильность частоты в транзисторном АГ получается при kос=1…3. Примем kос=1.

При выборе угла отсечки следует учесть необходимый запас по самовозбуждению Skос=(3…5)GК, а также условие баланса активных мощностей СК(w) = -GА(UА1); кGА к= кG0 кg1(q) - из этих трёх условий следует, что в стационарном режиме колебаний g1(q) » 0.2…0.3. выбираемАвтогенератор с буферным каскадомq = 600.

Тогда a0=0,218, a1=0,391, g0=0,109, Cos q = 0,5.

Рассчитаем основные параметры генератора:

Ik1 = a1ik max = 0,391Ч16 = 6,3 мА; Ik0 = a0ik max = 0,218Ч16 = 3,5мА, IК1,IК0 - амплитуда первой гармоники и постоянная составляющая коллекторного тока.


Автогенератор с буферным каскадом

Автогенератор с буферным каскадом


Uкб1,Uк1 - амплитуды первой гармоники напряжения на базе и коллекторе транзистора с коррекцией.


Автогенератор с буферным каскадом


Rк- сопротивление нагрузки транзистора.


P1 = 0.5IK1U K1 = 0,5 Ч 6,3 мА Ч 0,32 В = 1,01 мВт ;

Po = IK0UK0 =3,5 мА Ч 4,5 В=15,75 мВт

Ppac = Po-P1= 15,75 - 1,01 = 14,74 мВт < P доп = 15 мВт


Р1,Р0,Ррас - колебательная, потребляемая и рассеиваемая в транзисторе мощности.


h = P1/Po = 0,064 = 6,4%- электронный КПД;

Есм = Uост - Ukб1cos q = 0,6 - 0,32Ч0,5 = 0,44 В,


где Uотс - напряжение отсечки на переходной ВАХ транзистора.


чЕсм- Uкб1ч < 3 В;

e = Uk1/Uk0 » 0,07; eгр=1- [ik max /(SгрUk0)] = 0,82 ,


где e - напряжённость режима, eгр- напряжённость граничного режима

e < 0,5eгр - условие получения недонапряжённого режима при относительно слабой зависимости барьерной ёмкости Ск от Uк для увеличения стабильности частоты.

На частоте 1,5 МГц оптимальным значением индуктивности контура будет L=10 мкГн с добротностью 125. Считаем, что Q0 » QL, так как потери в индуктивности намного больше потерь в ёмкости. Вычислим параметры элементов резонатора.


r =wрL = 6,28 Ч1,5Ч10 = 94,2 (Ом)

Се=1/w2рL=1/(4Ч1,52Ч108)=1,11 (нФ);

Rр= rQ0 = 94,2 Ч125=11775 (Ом);

Автогенератор с буферным каскадом= 0,0042462

СI2=Cе/р=1,11 Ф/0.0042462 = 26 нФ;

С1 = СI2 / kос =25 нФ;

С3 = (1/Се-1/С1-1/СI2)-1 =(1/1,11 - 1/25 - 1/25)-1= 1,21 пФ;


Где Се - суммарная ёмкость контура; р - коэффициент включения контура в выходную цепь транзистора; Rр - резонансное сопротивление контура при его полном включении; r - характеристическое сопротивление.

Чтобы сопротивление нагрузки RIН, пересчитанное к выходным электродам транзистора, не снижало заметно добротности контура, примем RIН » 3Rk » 150 Ом. Добротность последовательной цепочки СсвRн


Автогенератор с буферным каскадом


Отсюда ёмкость связи Ссв=1/wRНQ = 20,7 пФ


СIСВ = ССВ/(1+1/Q2) = 20,7 пФ/(1+1/0,8464) = 45,15 пФ;

C2=CI2-CIСВ = 1300 пФ – 45,15 пФ = 1254,85 пФ

Автогенератор с буферным каскадомАвтогенератор с буферным каскадом

Автогенератор с буферным каскадом


Проверка:


Автогенератор с буферным каскадом-


условие должно выполняться для исключения шунтирования сопротивлениями R1,R2 колебательный контур.


Rсм =3Rист/В= 125 Ом

R1 = RистЕПИТ /Uб = 1668Ч9 /1.027=15 кОм

R2 = R1Uб /(ЕП -Uб) = 15 кОм Ч1.027 /(9 - 1.027 )=1.93 кОм

СБЛ 2 = 10 /wрRСМ =1350 пФ

RБЛ = 5RК = 250 Ом.

Выбираем 1/wрСБЛ 1 = 1 Ом, тогда СБЛ 1 = 20 нФ

СБЛ,RБЛ- блокировочные элементы. Сопротивление ёмкости СБЛ на wр должно быть по возможности малым, много меньше внутреннего сопротивления источника питания.


Расчет эмитерного повторителя


В схеме используется транзистор ГТ308А, параметры которого следующие:

предельная частота fT = 120МГц

коэффициент усиления по току b0=40, db=0.4,

сопротивление базы rб=50 Ом,

СЭ=22 пФ,

мощность рассеяния РКД = 0.1 Вт (при Т = 70о),

напряжение uКБ = 28 В,

напряжение uЭБ = 3 В,

iКД = 120 мА,

Uбэ0 = 0,45 В.

Iэ0 = 5Ч10-4 А,

Iб = 10-3 А.

По второму закону Кирхгофа: E = Riб0 + Rн + Uбэ0. Uбэ0 = 0,45 В. Iэ0 = 10-4 А. При нагрузке Rн = 1кОм последними двумя составляющими в уравнении можно пренебречь. Тогда R = E/Iб0 = 9/(120Ч10-6) = 75кОм. Разделительная ёмкость на входе ЭП рассчитывается исходя из того, что на самой низкой частоте сопротивление 1/(wCp) должно быть меньше входного сопротивления RВХ. Практически достаточно такого условия: 1/(wCp) Ј 0,1 RВХ.


Автогенератор с буферным каскадом


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе выполнения были освоены основные этапы проектирования каналообразующих устройств в системах автоматики телемеханики и связи на железнодорожном транспорте. Также были повышены навыки по схемотехническому расчету и электронным устройствам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Петров Б.Е., Романюк В.А. Радиопередающие устройства на полупроводниковых приборах.- М.: Высш. школа, 1989.

Устройства генерирования и формирования радиосигналов: Учебник для ВУЗов /под ред. Уткина.- М.: Радио и связь, 1994.

Радиосвязь на железнодорожном транспорте: Учебник для ВУЗов/под ред. П.Н. Рамлау М.: Транспорт, 1983.

Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы: Учебник для ВУЗов, М.: Радио и связь, 1986.

Бодиловский В.Г. Полупроводниковые приборы в устройствах автоматики телемеханики и связи, М:. Транспорт, 1985.

Грановская Р.А. Расчет каскадов радиопередающих устройств, М.: Издательство МАИ, 1993

Справочник по полупроводниковым транзисторам, М.: Связь, 1981.

Похожие работы:

  1. • Контроль качества геофизического исследования скважин
  2. • Аппарат для ультразвуковой терапии: обобщенная структура ...
  3. • Микроволновая терапия
  4. • Генератор электрических колебаний высокой частоты
  5. • Схемы автогенераторов. Общий принцип стабилизации частоты ...
  6. • Проектирование автомобильного передатчика
  7. • Лабараторные работы по генерированию
  8. • Исследование RC-автогенераторов для операционных ...
  9. • Проектирование связного передатчика
  10. • Проектирование автогенератора с кварцевым резонатором в ...
  11. • Линейная теория и условия самовозбуждения автогенератора
  12. • Радиопередающее устройство автомобильной радиостанции
  13. • Вопросы устойчивости и общие сведения об автогенераторах
  14. • Базовые схемы режимов самовозбуждения
  15. • Разработка макета системы персонального вызова
  16. • Передатчик связной радиостанции
  17. • Оборудование участка железной дороги устройствами ...
  18. • Расчёт радиопередатчика с АМ-модуляцией
  19. • Уравнение стационарного режима автогенератора и его анализ
Рефетека ру refoteka@gmail.com