МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра БУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
Студента 5-го курса ЭУПЗ-021
Судько М.Н.
№ зач. кн. 20662
Адрес: Крылова 40А-43.
Бобруйск 2007
Вопросы
2 вариант
Финансовый анализ на предприятии
Пути максимизации прибыли на предприятиях Республики Беларусь
Определить внутреннюю норму доходности проекта, рассчитанного на 3 года, если необходимые вложения 20 тыс.у.е., а предполагаемые денежные поступления по годам составят 6 тыс.у.е. (первый год), 8 тыс.у.е. (второй год) и 14 тыс.у.е. (третий год).
Оценка финансовой деятельности каждого хозяйствующего субъекта производится с помощью экономического анализа, который позволяет в синтетической форме всесторонне определить ее результативность. В качестве главных объектов финансового анализа выступают конечные результаты хозяйствования и финансовое положение предприятия. Эти два итоговых показателя характеризуют не только эффективность деятельности субъекта, но и в рыночной экономике становятся решающей предпосылкой его непрерывного функционирования и развития.
Не случайно в теории и практике управления предприятием финансовый анализ принято считать важнейшим инструментом, одновременно обязательным этапом данного процесса. С его помощью:
осуществляется контроль за ходом производственных процессов, должным согласованием движения материальных и финансовых ресурсов, выявляются недостатки, которые следует устранить;
определяются исходные данные для обоснования текущих и стратегических решений с учетом фактического состояния ресурсов, финансовых возможностей и предполагаемых результатов;
обеспечивается выбор оптимальных вариантов плановых заданий и их реализации с точки зрения предполагаемых затрат и доходов.
Реальной оценкой финансового положения предприятия интересуются не только его руководители, работники, акционеры, но также партнеры всех финансовых трансакций (банки, финансовые и страховые компании, продавцы, покупатели). Их главным образом беспокоит платежеспособность субъекта, реальные возможности выполнения в срок своих финансовых обязательств.
Оценка финансовой деятельности осуществляется на основе обобщения и анализа обширной информации, которая характеризует внутренние процессы хозяйствования в их стоимостном выражении. Решающими источниками информации выступают:
бухгалтерская отчетность (баланс активов и пассивов, отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств);
данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета (состояние и движение решающих позиций основных фондов, оборотных средств, доходов и затрат, запасов материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.);
статистические материалы о производственной и коммерческой деятельности предприятия, плановые задания, а также нормы, нормативы, среднеотраслевые или мировые стандарты важнейших финансовых показателей;
материалы текущих проверок, осуществленного анализа деятельности прошлых лет.
Оценка финансовой деятельности осуществляется с помощью специфических показателей, устанавливаемых для каждого ее участка или объекта. При этом применяются общепринятые в экономическом анализе следующие методы.
Сравнительный анализ, целью которого становится выявление отклонений фактических данных от принятых постулатов. Достигается это путем сравнения отчетных материалов с плановыми заданиями или достижениями прошлых периодов, иногда с соответствующими показателями аналогичных предприятий, среднеотраслевыми данными и даже мировыми стандартами.
Многофакторный анализ, заключающийся в определении влияния решающих факторов на изменение анализируемых показателей, вскрытие причин этих явлений и их оценка. При этом следует установить характер влияния данных факторов на общие финансовые результаты предприятия и его состояние. Как известно, они могут иметь характер объективный (независимый от его деятельности, например изменения налоговых ставок, ссудного процента и т.д.) или субъективный, непосредственно вызванный принятыми решениями и действиями. Субъективные факторы целесообразно анализировать более глубоко, подробно во взаимосвязи с зависимыми показателями.
Правильная оценка финансовой деятельности предприятия достигается только в том случае, когда одновременно применяется сравнительный и многофакторный анализ достоверной и сравнительной (в измерении и во времени) обширной информации.
Не менее важное значение имеет форма презентации результатов проведенного анализа. Она должна в письменном виде всесторонне характеризовать реальную финансовую, ситуацию анализируемого субъекта, результативность действий на всех участках хозяйственной деятельности. Основные выводы необходимо подтвердить соответствующими расчетами, таблицами и графиками, которые отражают важнейшие изменения в абсолютных цифрах, относительных показателях (в коэффициентах, процентах отклонений от заданных требований, средних данных и т.д.). На их основе можно правильно оценить финансовое состояние предприятия и его финансовые результаты, вскрыть причины их изменений и принять безотлагательные меры по их улучшению.
2. Пути максимизации прибыли на предприятиях Республики Беларусь
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия в рыночной экономике. Эффективность его работы является основным источником производственного и социального развития трудового коллектива. Рост прибыли определяет потенциальные возможности предприятия, повышает степень его деловой активности. В зависимости от размера прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяются также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень эффективности его хозяйствования, прибыль является лучшим мерилом финансового здоровья предприятия.
Основными показателями прибыли являются:
общая прибыль (убыток) отчетного периода;
прибыль (убыток) от видов деятельности, указанных в уставе предприятия;
операционные доходы;
внереализационные доходы;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль.
Общая прибыль (убыток) включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от видов деятельности, операционные доходы и доходы от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от видов деятельности определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, Отчислений в централизованные фонды государства и затратами на ее производство и реализацию продукции.
Операционные доходы - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, он отражает прибыль (убыток) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия и др. Финансовый результат определяется как разница между операционными доходами и расходами и налогами, уплачиваемыми в бюджет из выручки от реализации.
Финансовые результаты от внереализационных операций - прибыль (убыток) - определяются как разница между доходами (убытками) и расходами по внереализационным операциям.
В состав внереализационных доходов и расходов входят:
штрафы, пени, неустойки и другие экономические санкции;
проценты, полученные по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
курсовые разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
убытки от стихийных бедствий;
потери от списания долгов и дебиторской задолженности;
поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
прочие доходы, потери, и расходы, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.
При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов из прибыли.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом, она равна общей прибыли, уменьшенной на сумму:
доходов, облагаемых налогом на доход;
налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли в первоочередном порядке;
льготируемой прибыли;
доходов от казино, видеосалонов и других доходов.
Чистая прибыль предприятия - это прибыль, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов в бюджет из прибыли и финансовых санкций. Она рассчитывается как разность между общей прибылью и суммой налогов на прибыль, на недвижимости, доходы, финансовых санкций, источником уплаты которых является прибыль.
Для увеличения прибыли от реализации товаров, услуг, работ требуется решение двух главных задач: обеспечить рост выручки от их продажи и добиться снижения их себестоимости.
Рисунок.1. Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации
Примечание: [1, с172]
В распоряжении финансового менеджера имеется ряд форм, методов, которые позволяют положительно воздействовать на факторы, влияющие на объем прибыли от реализации продукции. Решающие факторы можно условно поделить на три группы. Первая из них влияет на рост (уменьшение) поступлений от реализации, вторая — на объем затрат, третья — на изменения уровня рентабельности реализованной продукции. (рис.1.) Все эти факторы тесно связаны между собой, их положительное воздействие достигается лишь при принятии и реализации обоснованных решений с учетом реальных экономических условий. В частности, стимулирование роста производства продукции целесообразно осуществлять только при наличии возможности продажи этих товаров. Изучение конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения может подсказать, в каком количестве и ассортименте выпускать эти изделия, какой должна быть кредитная и ценовая политика предприятия.
Исходя из вышесказанного можно сказать, что максимизировать прибыль можно следующими методами:
- Увеличить выпуск продукции.
- Снизить запасы готовой продукции.
- Повысить цены на товары.
- Снизить расходы на закупку материала, сырья, транспортных услуг… Конечно это сложно, так как качественный товар соответственно стоит дорого, но всегда можно найти компромисс. Допустим, заключить встречный договор с предприятием-поставщиком на оказание каких-либо интересующих поставщика услуг. Также можно разместить рекламу предприятия-поставщика на территории своего предприятия. Снизить расходы на транспорт можно за счёт снижения расхода топлива, проследив его расход по километражу нужного маршрута, за перерасход наказать водителя. Также бывают предприятия-поставщики, осуществляющие доставку за свой счёт.
- Создать имидж предприятия, дав рекламу на выпускаемую продукцию, выпустим бесплатные образцы. Это, конечно, приведёт к дополнительным расходам, однако, хорошая реклама всегда даёт результат, тем более, если товар «знают в лицо».
- Не допускать внерелезационных расходов, путём своевременной оплаты поставщикам, налоговым органам, банку, службам обслуживания…
Многие предприятия РБ уже имеют достаточную прибыль, так как нашли своего покупателя, свои постоянные рынки сбыта, имеют неплохую рекламу, например, наши тракторы, сельскохозяйственные машины МТЗ, или машины МАЗа. Но к сожалению, таких предприятий немного, так как в нашей республике большинство предприятий убыточны из-за того, что неправильно выбрали политику предприятия, выпускают недостаточно качественный материал, товар.
Многие предприятия работают по-старинке, используя уже давно устарелые методики работы, выпуская уже ненужный товар. Возьмём наши обувные предприятия: Обувная фабрика, Марка, Белвест… - все выпускают обувь одного стандарта. Да, есть интересные модели, но их должно быть много. Время идёт, меняется мода, а наши предприятия всё равно работают, как работали.
Я считаю, что максимизация прибыли является достаточно сложным вопросом, к которому нужно подходить обоснованно, разумно. На многих белорусских предприятиях просто не хватает «свежих голов», которые бы не побоялись многое изменить, усовершенствовать, модернизировать. Да на это нужны большие затраты, но при хорошем бизнес-плане, можно получить ссуду, которая со временем окупится. Риск большой, но это лучше, чем терять предприятия одно за другим из-за выпуска несовременного товара, или использования устарелого оборудования.
Я думаю, что одним из самых точных методов увеличения прибыли является правильный подход к делу. Предприниматель, директор, акционеры должны чётко понимать чего они хотят, каких успехов добиться, какую прибыль получить, сколько на это понадобится времени и средств.
Задача
Определить внутреннюю норму доходности проекта, рассчитанного на 3 года, если необходимые вложения 20 тыс.у.е., а предполагаемые денежные поступления по годам составят 6 тыс.у.е. (первый год), 8 тыс.у.е. (второй год) и 14 тыс.у.е. (третий год).
Решение
a Pi
NPV =∑ - IC
i=1 (1+d)Є
NPV1 = 6000/(1+0,1)№ + 8000/(1+0,1)І + 14000/(1+0,1)і - 20000= 2585 у.е.
NPV2 = 6000/(1+0,2)№ + 8000/(1+0,2)І + 14000/(1+0,2)і - 20000=-1343 у.е.
NPV1
IRR= d1 + NPV1 – NPV2 * (d2 –d1)
2585
IRR= 0,1+ 2585-(-1343) * (0,2-0,1) = 0,166
Где, NPV-чистая приведенная стоимость,
Рi- доход от проекта в i-ом году,
d- ставка дисконта,
t- число лет цикла жизни проекта,
IRR- внутренняя норма доходности.
Ответ: 16,6%
Список использованных источников
1. М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. Основы финансового менеджмента: Уч. Пос. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416с.
2.Финансовый менеджмент /Под ред.В.С.Золотарева-Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Финансы предприятий: Уч. пос/ Н.Е. Заяц, Т.И, Василевская. – Мн.: Выш. Шк., 2005. – 528с.
4. Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титкин А.Г. Основы финансового менеджмента на предприятии-Мн.: БГЭУ, 2000
5. Лобан Л.А. Экономика предприятия: Пособие для подготовки к экзамену/ - Мн.: ООО «Мисанта», 2002. – 142с.