Содержание
Введение
1. Общие положения упрощенной системы налогообложения
1.1 Сущность и особенности УСН
1.2 Условия перехода к УСН
1.3 Порядок перехода на УСН и прекращения ее применения
2. Методологические основы применения УСН
2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения
2.2 Налоговая база и налоговые ставки, налоговый и отчетный периоды
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога
3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В условиях развития рыночных отношений важное место занимают малые предприятия. Они вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, по состоянию на первое полугодие 2008 года, в малом предпринимательстве Воронежской области насчитывалось 67 613 субъектов, из них 17 393 (25,7%) – юридические лица (малые предприятия), и 50 220 (74,3%) – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. В малых предприятиях было занято 121,8 тысяч человек. Оценочно, вклад малых предприятий в валовой региональный продукт составил 12,7%.
Малое предпринимательство области характеризуется высокими темпами развития. Так, по сравнению с 2000 годом, выпуск товаров и услуг малыми предприятиями увеличился в 4,7 раза, инвестиции в основной капитал – в 11,2 раза. Поступления налога на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения увеличились в 5,4 раза и составили 1 364,5 млн. руб.
Тем не менее, темпы роста числа субъектов малого предпринимательства, и объема производимой ими продукции (работ, услуг), и, как следствие, увеличения их удельного веса в формировании доходов областного бюджета, сдерживаются многими факторами.
Среди барьеров на пути развития малого бизнеса выделяют неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования их рисков, несовершенства законодательства и налоговой системы, недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, нехватка информации, находящейся в их распоряжении, и пр.
С целью совершенствования экономических, правовых и организационных условий предпринимательской деятельности разрабатываются специальные программы поддержки малого бизнеса, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из областного и местного бюджетов. Одним из видов такой поддержки являются законодательные решения о введении специальных режимов налогообложения.
Упрощенная система налогообложения относится к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов.
Упрощенная система налогообложения предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Благодаря этому налогоплательщики, перешедшие на УСН, значительно экономят на налогах, а также заполняют и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу. Кроме того, с переходом на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщиков возникает право не вести бухгалтерский учет (за исключением основных средств и нематериальных активов), что в свою, очередь, существенно упрощает организацию деятельности компаний.
В этой связи, упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.
Данная курсовая работа посвящена упрощенной системе налогообложения, ее цель – изучить сущность, общие положения УСН, ее методологическую основу, рассмотреть теоретические и практические аспекты применения этой системы, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.
1. Общие положения упрощенной системы налогообложения
1.1 Сущность и особенности УСН
Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
• налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ – это примечание вступает в силу с января 2009 г.)
• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);
• налога на имущество организаций;
• единого социального налога.
Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ – примечание вступает в силу с января 2009 г.);
• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
• налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
• единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.
Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Налоговые агенты должны:
правильно и своевременно исчислить суммы соответствующего налога;
удержать налог из средств налогоплательщика;
перечислить налог в бюджет.
За несоблюдение данных обязанностей может быть наложен штраф в размере 20% от суммы налога, подлежащей к перечислению (ст. 123 НК РФ).
К примеру, организации, применяющие УСН обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества), и т.д.
1.2 Условия перехода к УСН
Переход к упрощенной системе налогообложения имеет ряд ограничений.
Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей
Доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в год. Указанные предельные величины доходов организации подлежат индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (табл. 1). Так, согласно приказу Минэкономразвития, коэффициент-дефлятор на 2008 год установлен равным 1,34. Таким образом можно сделать вывод, что перейти на общий режим налогообложения «упрощенцы» должны, если их доходы превысят сумму 26 800 000 рублей.
Таблица 1
Значение коэффициента-дефлятора на 2006-2009 г. г.
Год | Значение коэф-та | Лимит дохода при переходе на УСН, руб. | Лимит дохода при применении УСН, руб. |
2009 |
1,538 |
23 070 000 (Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 N 392) |
30 760 000 (Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 N 392) |
2008 | 1,34 | 20 100 000 (Письмо Минфина России от 31.01.2008 N 03-11-04/2/22) | 26 800 000 (Письмо Минфина России от 11.04.2008 N 03-11-04/2/70) |
2007 | 1,241 | 18 615 000 (Письмо Минфина России от 01.11.2007 N 03-11-04/2/268) | 24 820 000 (Письмо Минфина России от 01.11.2007 N 03-11-04/2/268) |
2006 | 1,132 | 16 980 000 (Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272) | 22 640 000 (Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272) |
Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
банки;
страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
ломбарды;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК;
организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
бюджетные учреждения;
иностранные организации.
1.3 Порядок перехода на УСН и прекращения ее применения
Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ.
Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на УСН только с 1 января следующего года, то есть с начала нового налогового периода.
Подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС РФ предлагает на бланке заявления Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (см. Приложение).
В течение месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том возможно или невозможно применение им данного налогового режима. Приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 разработаны специальные бланки этих уведомлений:
1) Форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения»;
2) Форма № 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения» .
Перейдя на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики до окончания налогового периода они не вправе по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.
Если, отработав по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, налогоплательщик решил вернуться к общему режиму налогообложения, то ему необходимо в срок до 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту его регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.
Однако есть обстоятельства, при которых налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 20 млн. рублей (с учетом индексации) и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14.
При этом налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен вышеназванный параметр и (или) несоответствие указанным требованиям.
Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, указанные выше.
Сообщить о данном факте в ИМНС по месту регистрации налогоплательщик может на бланке уведомления Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.
Перейдя на иной режим налогообложения, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Пример 1. ООО «Пчелка» потеряло право на применение упрощенной системы налогообложения в июне 2008 года, превысив величину полученного дохода (доход, исчисляемый нарастающим итогом, превысил 26,8 млн. рублей).
1. ООО «Пчелка» считается перешедшим на общую систему налогообложения с 1 апреля 2008 года. С 1 апреля 2008 года организация должна начать вести бухгалтерский и налоговый учет, как вновь созданная организация. При этом пени и штрафы по налогам, которые организация должна была бы уплатить за все месяцы второго квартала 2008 года, взыскиваться не будут.
2. До 15-го июля 2008 года ООО «Пчелка» обязано сообщить в ИМНС по месту регистрации о переходе на общую систему налогообложения. И лишь в 2009 г., в период с 1 октября по 30 ноября, ООО «Пчелка» вновь вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2010 г.
2. Методологические основы применения УСН
2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой НК РФ.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Эта величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (см. табл. 1 на стр. 7).
Объектом налогообложения признаются:
• доходы;
• доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ – налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2009 объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Порядок определения доходов
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
• доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249НК РФ;
• внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251НК РФ.
Кроме того, не учитываются в составе доходов, доходы, полученные в виде дивидендов. С января 2009 г. не учитываются в составе доходов операции с отдельными видами долговых обязательств, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.
Порядок определения расходов
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений нижеприведенных пунктов 3 и 4);
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений нижеприведенных пунктов 3 и 4);
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
• проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
• наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
• суточные или полевое довольствие;
• оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
• консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
31) судебные расходы и арбитражные сборы;
32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;
34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;
3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
2.2 Налоговая база и налоговые ставки, налоговый и отчетный периоды
Налоговая база зависит от объекта обложения УСН:
• В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
• В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Следует отметить, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Что касается доходов, полученных в натуральной форме, то он и учитываются по рыночным ценам.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы (дохода, определяемого в соответствии со статьей 346.15 НК РФ). Этот минимальный налог уплачивается в том случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с нижеизложенными положениями статьи 346.18 НК РФ.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 2009 года отменяется действующее сейчас положение о том, что этот убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Также этот Федеральный закон дополняет п. 7 статьи 346.18 НК РФ следующими положениями:
Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.
Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Остаются прежними положения о том, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. И наоборот, убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения. Статья 346.20 НК РФ устанавливает следующие налоговые ставки:
• В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
• В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ с января 2009 года в эту статью вносится дополнение о том, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ:
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.
Так, согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Пункт 2 статьи 346.23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 17 января 2006 г. N 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения»). Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России N БГ-3-32/169.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы
Как известно, с 1 января 2006 года статья 346.21 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления и уплаты единого налога, действует в новой редакции. Организации, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить (но не более чем наполовину) единый налог (авансовые платежи по налогу) на сумму уплачиваемых за налоговый (отчетный) период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В 2005 году пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств организации, уменьшали единый налог без ограничений. С 1 января 2006 года ситуация изменилась. Данная категория налогоплательщиков может уменьшить единый налог не более чем на 50%. То есть при расчете этого ограничения учитываются уплаченные (в пределах начисленных сумм) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченные пособия по временной нетрудоспособности.
Пример 1. Исчисления авансовых платежей по налогу за I квартал, полугодие и 9 месяцев (объект налогообложения «доходы»)
У организации "Гамма" сложились следующие показатели доходов в 2008 г (табл. 2):
Таблица 2
Доходы организации «Гамма» в 2008 г.
Месяц | Доход,руб. | Отчетный (налоговый)период | Доход за отчетный (налоговый) период (нарастающим итогом), руб. |
Январь | 180 000 | I квартал | 600 000 |
Февраль | 200 000 | ||
Март | 220 000 | ||
Апрель | 250 000 | Полугодие | 1 300 000 |
Май | 220 000 | ||
Июнь | 230 000 | ||
Июль | 200 000 | 9 месяцев | 1 800 000 |
Август | 150 000 | ||
Сентябрь | 150 000 | ||
Октябрь | 250 000 | Год | 2 500 000 |
Ноябрь | 240 000 | ||
Декабрь | 210 000 |
Организация "Гамма" в течение 2008 г. уплатила страховые взносы на ОПС в размере:
15 000 руб. - за I квартал;
34 500 руб. - за полугодие;
54 000 руб. - за 9 месяцев.
Кроме того, в III квартале 2008 г. организация за счет собственных средств выплатила работнику Е.Н. Кузьмину пособие по временной нетрудоспособности в сумме 6000 руб.
1) Величина авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания I квартала 2008 г.:
600 000 руб. x 6% = 36 000 руб.
2) Уменьшаем сумму исчисленного авансового платежа на налоговый вычет
36 000 руб. - 15 000 руб. = 21 000 руб.
3) Определяем величину авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания полугодия 2008 г.:
1 300 000 руб. x 6% = 78 000 руб.
4) Уменьшаем сумму исчисленного авансового платежа на налоговый вычет
78 000 руб. - 34 500 руб. = 43 500 руб.
5) Уменьшаем авансовый платеж за полугодие на сумму авансового платежа, уплаченного за I квартал 2008 г.:
43 500 руб. - 21 000 руб. = 22 500 руб.
Таким образом, за полугодие 2008 г. организация "Гамма" перечислит в бюджет авансовый платеж в размере 22 500 руб.
6) Определим величину авансового платежа, которая приходится на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания 9 месяцев:
1 800 000 руб. x 6% = 108 000 руб.
7) Уменьшим сумму авансового платежа за 9 месяцев на налоговые вычеты. Поскольку авансовый платеж не может быть уменьшен более чем на 50% (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ), максимальный размер вычета составляет 54 000 руб. (108 000 руб. x 50%). Размер страховых взносов, которые уплатила организация "Гамма", а также пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 60 000 руб. (54 000 руб. + 6000 руб.) превышает максимальный размер вычета.
Таким образом, величина авансового платежа, уменьшенная на размер вычета, составит 54 000 руб.
8) Уменьшаем авансовый платеж за 9 месяцев на суммы авансовых платежей, уплаченные за I квартал и за полугодие:
54 000 руб. - 21 000 руб. - 22 500 руб. = 10 500 руб.
Эту сумму "Гамма" должна уплатить в бюджет за III квартал 2008 г.
Существуют различные методы оптимизации ЕСН, одним из которых является договор комиссии. Например, компания-упрощенец заключает с покупателем договор, по которому она выступает в роли посредника, а покупатель — заказчика. То есть за комиссионное вознаграждение и на деньги заказчика обязуется поставить ему товар. В чем же интерес этой схемы для упрощенца? Она позволяет даже при превышении лимита, установленного пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, продолжать применять УНС. Из перечисленных заказчиком средств в доход упрощенца пойдет только сумма его комиссионного вознаграждения.
Пример 3. ООО «Авто» занимается торговлей и применяет УСН. В октябре 2008 года оно планирует продать пять автомобилей по цене 350 000 руб. У поставщика «Авто» покупает их по цене 300 000 руб. за штуку. От будущей сделки продавец предполагает получить прибыль в размере 250 000 руб. ((350 000 руб. — 300 000 руб.) x 5 шт.).
Если вся выручка от продажи (5 шт. x 350 000 руб. = 1 750 000 руб.) поступит на расчетный счет ООО «Авто», то оно лишится УСН, так как его совокупный доход за 2008 год на момент сделки уже достиг 26 000 000 руб. Чтобы этого не произошло, ему нужно с покупателем товаров заключить договор комиссии.
По условиям договора, «Авто» играет роль посредника, который от своего имени, но за счет покупателя приобретает пять автомобилей по цене 350 000 руб. за штуку. В дальнейшем «Авто» передает их заказчику. За такие услуги «Станок» получил вознаграждение в размере 250 000 руб. (5 шт. x 50 000 руб.). Как видно, в результате продажи в качестве посредника налогооблагаемая выручка ООО «Авто» сократилась в семь раз (1 750 000 руб. : 250 000 руб.).
Предприятиям на общем режиме также выгодно сотрудничество с упрощенцами. Если компания хочет оптимизировать налог на прибыль и НДС, то можно реализовать товар через организацию, работающую по УСН. Например, компания на общем режиме продает свой товар фирме-упрощенцу с минимальной наценкой. Та, в свою очередь, реализует его конечному потребителю. Ни в первом, ни во втором случае НДС не учитывают. Но при такой схеме следует помнить: цена на реализованную «упрощенной» организации продукцию не должна отличаться от средних продажных цен этого предприятия более чем на 20 процентов. Иначе инспекторы, согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ, имеют право доначислить поставщику на общем режиме налоги до рыночных цен.
Один из главных «плюсов» специального режима налогообложения – экономия фирмы-“упрощенца” на налогах.
Именно из-за нее применять УСН многим компаниям выгодно. На этой системе у фирмы остается больше собственных средств. Однако это не всегда так. Основная проблема “упрощенных” фирм связана с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товар также у плательщика НДС. Сумму налога, которую ему предъявит поставщик товара, он сможет принять к вычету. Чего не произойдет при покупке ценностей у “упрощенной” компании. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, “упрощенцу” приходится снижать стоимость товаров как раз на сумму этого налога. Только в таком случае покупателю будет все равно – приобретать товар у обычной или “упрощенной” фирмы. Но такая торговля станет невыгодной уже продавцу. Поясним сказанное на примере.
Пример 4. Фирма покупает товар на сумму 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.) и продает его:
– за 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) при обычной системе;
– за 100 000 руб. (без НДС) при упрощенной системе.
Ситуация 1 .
Фирма находится на общей системе налогообложения. В этом случае общая сумма налогов составит 21 000 руб. (9000 руб. (НДС) + 12 000 руб. (налог на прибыль)), у фирмы на расчетном счет останется 38 000 руб.
Ситуация 2 .
Фирма находится на УСН. Если она платит единый налог с выручки по ставке 6 процентов, то сумма налога составит:
100 000 руб. x 6% = 6000 руб.
После расчета с поставщиком товаров и перечисления налога у фирмы останется на расчетном счету:
100 000 руб. – 59 000 руб. – 6000 руб. = 35 000 руб.
Если она платит единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15 процентов, то сумма налога составит:
(100 000 руб. – 59 000 руб.) x 15% = 6150 руб.
После расчетов с поставщиком и бюджетом у фирмы остается:
100 000 руб. – 59 000 руб. – 6150 руб. = 34 850 руб.
Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на специальный режим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна УСН небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят от специального режима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДС отказываются с ними работать.
Подытожив сказанное, перечислим достоинства и недостатки УСН.
К достоинствам упрощенной системы можно отнести:
1. значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);
2. заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
3. право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
К недостаткам УСН, в частности, относят:
1. Вероятность утраты права работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;
2. Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;
3. При переходе с УСН необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
4. При потере права применять УСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период;
5. Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому “упрощенные” фирмы (при объекте налогообложения “доходы минус расходы”) не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и др.;
6. Перед переходом на УСН нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;
7. У фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).
Как мы видим, количественно недостатков у упрощенной системы больше, чем достоинств.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения, предложены методы оптимизации единого налога, а также выявлены основные достоинства и недостатки данного режима налогообложения.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Упрощенная система налогообложения предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
Так, организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
налога на прибыль организаций;
НДС;
налога на имущество организаций;
ЕСН.
Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
НДФЛ;
НДС;
налога на имущество физических лиц;
ЕСН.
Этот режим, безусловно, имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненными достоинствами упрощенной системы налогообложения являются:
• снижение налогового бремени налогоплательщика,
• упрощение учета, в том числе налогового,
• упрощение налоговой отчетности,
• относительно низкие ставки единого налога,
• налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов,
• право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды.
Среди недостатков УСН можно выделить:
• вероятность утраты права работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;
• отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;
• при переходе с УСН необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
• при потере права применять УСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период.
Однако основная проблема “упрощенных” фирм связана с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товар также у плательщика НДС. Сумму налога, которую ему предъявит поставщик товара, он сможет принять к вычету. Чего не произойдет при покупке ценностей у “упрощенной” компании. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, “упрощенцу” приходится снижать стоимость товаров как раз на сумму этого налога. Только в таком случае покупателю будет все равно – приобретать товар у обычной или “упрощенной” фирмы.
Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на специальный режим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна УСН небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят от специального режима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДС отказываются с ними работать.
Список использованных источников
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 (с учетом последующих изменений и дополнений) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 16.07.1998 (с учетом последующих изменений и дополнений) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Практическое пособие по УСН [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Приказ Министерства финансов РФ от 17 января 2006 г. N 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения» [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 № 7н «Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядке ее заполнения» [Текст]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Трушникова, Н. УСН: обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль остаются [Текст]/ Н. Трушникова // Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2006 г. // Справочно-правовая система Гарант
Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" [Текст]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
www.consultant.ru [электронный ресурс]
www.siora.ru/ru/analytics/voronezh «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» [электронный ресурс]
Приложение
УтвержденоПриказом МНС Россииот 19.09.2002 № ВГ-3-22/495
(в ред. Приказа МНС РФ от 07.07.2004 № САЭ-3-22/414@, Приказов ФНС РФ от 17.08.2005 № ММ-3-22/395@,от 02.09.2005 № САЭ-3-22/421@)
ФОРМА № 26.2-1
В Инспекцию Федеральной налоговой службы
(наименование налогового органа)
От (полное наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)
(адрес места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя)
(ОГРН, ИНН/КПП организации, ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о переходе на упрощенную систему налогообложения
В соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (полное наименование организации, ОГРН, ИНН/КПП; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, огрнип, ИНН) переходит на упрощенную систему налогообложения с “”20 года.
В качестве объекта налогообложения выбраны (наименование объекта налогообложения в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
Получено доходов за девять месяцев 20 года рублей1 (сумма прописью)
Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период 20 года составляет - человек1 (прописью)
Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации на дату подачи настоящего заявления, составляет (сумма прописью) рублей.1
Участие в соглашениях о разделе продукции
Иные условия и ограничения, предусмотренные статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Ранее упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применялась в году
Руководитель организации (Индивидуальный предприниматель)
(подпись) (фамилия, инициалы)
“ - ”20 - года
М.П.
Отметка о регистрации заявления:
“”20 года
входящий номер
(подпись) (
фамилия, инициалы должностного лица налогового органа)
штамп налогового органа
4