Содержание
Введение
1. Организационно-правовая система управления
2. Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
К ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (п. "ж" ст. 71 Конституции Р.Ф).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.
Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерства финансов РФ и его систему. Существенная роль принадлежит также Центральному банку РФ. Функционирует специализированная система государственной налоговой службы.
В соответствии с действующим законодательством проводится определенная грань между чисто финансовой, кредитной и налоговой функциями. Тем не менее все они действуют в тесной взаимосвязи и, сохраняя свою самостоятельность, составляют систему государственных финансовых органов. Вместе с тем наряду с государственными органами в качестве субъектов финансовой и кредитной деятельности в этой сфере функционируют и финансовые учреждения, наделенные некоторыми распорядительными полномочиями (например, Федеральное казначейство).
Целью данной работы является теоретическое изучение управления в области бюджета, финансов и налогов.
Достижение цели предопределило выполнение следующих основных задач:
- понять систему управления органами в области бюджета, финансов, и налогов
Методами исследования являются анализ, сравнение и обобщение данных, опубликованных в научной литературе.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды Отечественных авторов.
1. Организационно-правовая система управления
Неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов. Финансы — локомотив экономики.
Бюджетная политика — ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет должен быть реальным и выполнимым, в нем на основе точной оценки возможностей экономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальной политики.
31 июля 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования внебюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. Составление проектов бюджета — исключительная прерогатива Правительства, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год производится законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Органы федерального казначейства (главное управление и территориальные органы) являются кассирами всех распоряжений и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджета исключительно через казначейскую систему призвано устранить существовавшую порочную практику нецелевого использования бюджетных средств.
Кодексом определены также формы финансового контроля за использованием бюджетных средств, осуществляемого законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Обеспечение бесперебойного и полноценного исполнения бюджета по расходам должно производиться прежде всего по защищенным статьям — заработной плате и другим. Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно.
Постановлением Правительства от 15 сентября 2000 г. утверждено Положение о представлении Министерством финансов РФ в Правительство ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета. Правительство, отвечая за своевременное и полное исполнение бюджета, должно регулярно отчитываться перед палатами Федерального Собрания о ходе его исполнения.
Финансирование есть предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и осуществляется финансовыми органами.
Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей, предотвращение гиперинфляции. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: сокращение и ликвидацию дефицита федерального бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями и др.
Кредитование — это вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Банковская система РФ, занимающаяся кредитованием, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций, определен Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций" от 8 июля 1999г. В целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций, его функции и полномочия определены этим Федеральным законом. В частности, установлено основание для перехода кредитной организации под управление Агентства.
В стране есть только один крупнейший банк, судьба которого волнует каждого гражданина. Это Сберегательный банк России. Интерес к нему понятен: его устойчивость является гарантией социальной стабильности, так как в нем находится более 85% всех банковских вкладов.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г.
Важным шагом в совершенствовании организации работы в области финансов и кредита явилось также принятие Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. Предметом его регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Отношения между кредитной организацией и государством характеризуются тем, что кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Основными направлениями государственной денежно-кредитной политики на ближайшее время остаются: укрепление рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики, особенно банков, к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.
Нельзя не учитывать и того, что в России сосредоточено значительное количество валюты, и если аккумулировать ее в российских банках, которые смогут инвестировать их в отечественную экономику, то не будет необходимости в зарубежных кредитах. Зарубежные инвесторы с большой неохотой идут на предоставление денег России. Для возрождения экономики России нужны значительные инвестиции, которые легче привлечь путем создания благоприятных условий для аккумуляции валюты, имеющейся на руках у населения внутри страны (предположительно до 80 млрд. долл.).
Неотъемлемым элементом финансово-кредитной системы являются государственные внебюджетные фонды, образующиеся на основании решений соответствующих органов государственной власти. Имеются социальные внебюджетные фонды; пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования.
Кроме того, имеются целевые бюджетные фонды (дорожный, экологический и другие), а также различные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды.
Под налоговой системой России понимается совокупность налогов, методов и механизмов их исчисления и взыскания.
Мировой опыт показывает, что успешно функционирующая рыночная экономика предполагает мощный налоговый аппарат, обеспечивающий неукоснительную уплату налогов. Он тем более необходим России, где в процессе перехода к рынку сокрытие доходов и уклонение от налогов представляют острейшую проблему. Основной причиной недопоступления налогов является общее состояние экономики регионов, характеризующееся слабым ростом производства, неполной нагрузкой предприятий, убыточностью многих предприятий.
Нормативная база налогообложения состоит из, Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями) и ряда правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами.
Ряд важных задач в этой сфере выполняют, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также правоохранительные органы — МВД, прокуратура, арбитраж. Ясно, что улучшить платежную дисциплину в налоговой системе можно только сообща. Разрозненные усилия оказываются явно неэффективными.
Правительство в этой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление внутренним и внешним долгом России; осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
2. Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
Министерство финансов РФ (Минфин России) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Минфин России являются федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с вышеуказанным Положением Минфин России осуществляет полномочия по организации исполнения федерального бюджета, по государственному регулированию аудиторской деятельности. Кроме того, оно осуществляет государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. На Минфин России возложены также полномочия в отношении подведомственных ему органов и учреждений, выражающиеся в том, что оно вправе представлять в установленном порядке в Правительство РФ предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в его ведении или подведомственных ему федеральных служб.
Помимо этого, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
На Минфин России возложены также полномочия по внесению в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере его ведения и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели его деятельности.
Минфин России вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он вправе устанавливать:
порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального
бюджета;
порядок применения бюджетной классификации Российской
Федерации;
формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок
заполнения налоговых деклараций;
формы таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных,
домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной
организацией, для принятия банковских гарантий таможенными
органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут
приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и многие другие.
Кроме того, Минфин России осуществляет:
составление проекта федерального бюджета;
утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств,
установление режимов счетов федерального бюджета;
организацию распределения доходов от уплаты федеральных
налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
управление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
организацию ведения главными распорядителями средств
федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
управление государственным долгом Российской Федерации;
выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и
в порядке, установленном Правительством РФ;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает
государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для своих нужд, а также
на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и др.
Минфин России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам, создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные.
Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям его деятельности. В состав департаментов включаются отделы.
Министр финансов РФ наделен широкими полномочиями, связанными с организацией и функционированием не только самого Министерства, но и находящихся в его ведении федеральных служб. Минфин России утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности федеральных служб, а также отчет об их исполнении, вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных Минфину России федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной их численности и фонде оплаты труда их работников, дает поручения федеральным службам и контролирует их исполнение, отменяет противоречащие федеральному законодательству решения федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом и т. д.
Кроме того, министр финансов РФ издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Минфина России — приказы ненормативного характера.
Федеральным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему налоговых органов, является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая осуществляет свою деятельность через территориальные органы (управления, инспекции) и действует в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.
Главными задачами ФНС России являются контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками в соответствующий бюджет; за осуществлением валютных операций; в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе за выделением квот на закупку этилового спирта и его реализацию; за соблюдением требований использования контрольно-кассовой техники, условий ее регистрации и применения, порядка работы с денежной наличностью и т. д.
ФНС России осуществляет также государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. ФНС России также регистрирует договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику.
Кроме того, ФНС России выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции, производство табачных изделий, проведение всероссийских лотерей и др.
ФНС России также ведет: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков и др.
На ФНС России возложены полномочия по установлению форм: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявления о постановке на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и др.
Кроме того, ФНС России осуществляет проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере налоговой деятельности.
ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, осуществлять контроль за деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций.
ФНС России вправе также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Руководитель службы представляет Министру финансов РФ проект положения о ФНС России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников ее центрального аппарата и территориальных органов, предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов ФНС России и выполняет другие полномочия. Он издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России.
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330. Росстрахнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Росстрахнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росстрахнадзор осуществляет контроль и надзор за:
соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности
на местах;
выполнением иными юридическими и физическими лицами
требований страхового законодательства;
предоставлением субъектами страхового дела, в отношении
которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
достоверностью представляемой субъектами страхового дела
отчетности;
обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
составом и структурой активов, принимаемых для покрытия
собственных средств страховщика;
выдачей страховщиками банковских гарантий;
соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к ее компетенции.
Росстрахнадзор принимает также решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев, проводит аттестацию страховых актуариев, ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.
В случае выявленных нарушений субъектами страхового дела страхового законодательства Росстрахнадзор выдает им предписания, а также вправе обращаться в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Росстрахнадзор с целью реализации предоставленных ей полномочий имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции, давать юридическим и физическим лицам соответствующие разъяснения, осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ, а также создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).
Руководитель Росстрахнадзора несет персональную ответственность за осуществление возложенных на него функций.
Он представляет Министру финансов РФ проект положения о Росстрахнадзоре, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников его центрального аппарата и территориальных органов, предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, а также предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей его территориальных органов и др.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На него возложен контроль и надзор за:
использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением
кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федераций получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
исполнением органами финансового контроля федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства
Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Росфиннадзор осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, представляет в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:
проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими
органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной
сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов и подведомственных организаций и т. д.
Росфиннадзор возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. Он издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Росфиннадзора — приказы ненормативного характера.
Сотрудники Росфиннадзора при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Вместе с тем при проведении ревизий и проверок они не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, а также контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом.
Он также призван осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, выявлять признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
На него возложено информирование правоохранительных органов при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов.
Он осуществляет и другие полномочия в указанной сфере, в том числе принимает решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных полномочий Росфинмониторинг координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности, взаимодействует с Центральным банком РФ, с компетентными органами иностранных государств и осуществляет с ними информационный обмен, а также с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Росфинмониторинг с целью реализации данных полномочий имеет право:
запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетенции;
обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в
установленном порядке к ответственности;
пресекать факты нарушения законодательства Российской
Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять
меры ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои территориальные органы по согласованию с Министром финансов РФ и др.
Росфинмониторинг возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
Руководитель Росфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг задач и функций и подотчетен непосредственно Министру финансов РФ. Он издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также имеет право обращаться по вопросам установленной сферы деятельности к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное казначейство (федеральная служба) в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета (далее — Федеральное казначейство).
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.
Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.
Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Федерального казначейства.
В сфере финансов действует также федеральная служба, которая подчиняется Правительству РФ. Это Федеральная служба по финансовым рынкам. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ФСФР России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и
другие документы, по которым требуется решение Правительства
РФ, по вопросам сферы ее деятельности, а также проект плана работы и прогнозные показатели ее деятельности;
самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:
стандарты эмиссии ценных бумаг, проспекты ценных бумаг
эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих
эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и
порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);
единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
обязательные требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы
достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;
нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
порядок допуска к первичному размещению и обращению
вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;
порядок регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов и иных нормативных правовых актов. ФСФР России осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору: регистрирует:
выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты
ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных
ценных бумаг);
правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, а также изменения в них;
правила негосударственных пенсионных фондов, а также изменения в них;
документы профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а также осуществляет:
уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности
по обязательному негосударственному пенсионному страхованию
в качестве страховщика;
лицензирование профессиональной деятельности на рынке
Ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по Управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
контролирует порядок проведения операций с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
приостанавливает эмиссию ценных бумаг;
проводит проверки:
эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия; профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций;
выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам,
управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных,
фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, а также саморегулируемым организациям;
запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг;
обращается в суд (арбитражный суд) с исками (заявлениями),
в том числе с исками (заявлениями), предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
рассматривает факты нарушения законодательства Российской Федерации о товарных биржах и принимает соответствующие
решения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
рассматривает дела об административных правонарушениях,
отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством;
согласовывает:
решения совета негосударственного пенсионного фонда о
его реорганизации и состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда;
кодекс профессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг Пенсионному
фонду РФ, управляющих компаний, заключивших с Пенсионным
фондом РФ договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги;
• утверждает планы мероприятий специализированного депозитария и управляющих компаний, являющихся субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствие с нормативом достаточности собственных средств и др.
ФСФР России имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам;
организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере Деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к своей установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры
ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и др.
Структурными подразделениями ФСФС России являются управления по основным направлениям ее деятельности. В состав управлений включаются отделы.
Заключение
Неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в области бюджета, финансов и налогов.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований разрабатывают проекты бюджетов на своей территории, организуют их исполнение, обеспечивают составление финансовых балансов, осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств и т. д.
Основной объем управленческих функций приходится на долю Министерства финансов РФ и находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства (федеральной службы).
Финансовая деятельность государства - это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования.
Финансирование- это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном, государственным организациям);
Кредитование- это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и не государственным организациям.
Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются:
бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства);
налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства);
кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности);
страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий- страховых случаев- за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета);
валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль);
организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).
Руководство РФ постоянно заботится о совершенствовании управления в области бюджета, финансов, налогов.
Правильное управление в области бюджета, финансов, налогов стабилизирует общество, что в свою очередь сказывается на уменьшение преступности в данной сфере.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ. "Российская газета" от 25 декабря 1993 года
Гражданский кодекс РФ. Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.
Научная и учебная литература
Административное право: Часть 2. Учебник. — М: ЦОКР МВД России, 2005. — 280 с.
Алехин А.П. Административное право РФ. Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2005.
Котельникова Е.А. Административное право. Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
Ломакина В.Ф. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 528 с. – Полный курс.
Миронов А.Н. Административное право: учебник. — М: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Овчинников Ю.П. Административное право для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений системы МВД России. Особенная часть: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. Курс лекций. Ижевск: ИФ НА МВД России, 2006. - Т.2.- 147с.
Российский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. — М.: Право и закон, 2005.
Четвериков В.С. Административное правою Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.: Юристъ, 2003.