СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы оценки кредитоспособности предприятия
1.1 Сущность понятия «кредитоспособность»
1.2 Показатели кредитоспособности и методика их анализа
2 Анализ показателей кредитоспособности предприятия ООО «Партнерснабкомплект»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ показателей кредитоспособности
3 Разработка предложений по повышению кредитоспосбности предприятия
3.1 Основные направления совершенствования
3.2 Экономическая эффективность внесенных предложений
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях в связи с полной самостоятельностью деятельности организаций возникает вопрос об их финансовой стабильности, что вызывает необходимость анализа хозяйственной деятельности.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ финансового состояния. Анализ финансового состояния – один из важнейших разделов этого направления, основная цель которого – оценка будущего потенциала организации, выявления недостатков работы для получения максимальной прибыли.
Поэтому разработанная тема является актуальной на данный момент. Имея в наличии компьютерную технику, организации намного чаще смогут производить анализ финансового состояния, используя данную методику, что дает возможность выявления недостатков работы и их оперативного устранения.
Актуальность темы курсовой работы обоснована объективной необходимостью разработки и использования современных методов финансового анализа и необходимостью определения инструментов, с помощью которых возможно проведение анализа финансового состояния в реальной практике российских предприятий.
Целью работы явилась оценка финансового состояния предприятия и разработка направлений его улучшения.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. определить теоретические и методологические основы оценки, финансовой деятельности предприятия;
2. провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;
3. выявить основные направления по улучшению финансового состояния предприятия и проанализировать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования явилось ООО «Партнерснабкомплект».
Предметом анализа явились финансовые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе работы раскрывается экономическая сущность кредитоспособности предприятия, определена методика финансового анализа.
Во второй главе работы проведен анализ финансового состояния и финансовых показателей ООО «Партнерснабкомплект», определены проблемы и перспективы его дальнейшего развития.
Третья глава посвящена разработке направлений повышения эффективности финансовой деятельности предприятия и оценке экономической эффективности предложенных направлений.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов: Г.В. Савицкой, А.З. Шеремета, И.Т. Балабанова и других, а также нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность государственного предприятия.
В качестве конкретных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа и финансового менеджмента. В исследовании применялись основные методы финансового анализа - горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный. В совокупности, использованные в работе методы позволили обеспечить достоверность экономического анализа.
Основой экспериментальных расчетов является финансовая отчетность ООО «Партнерснабкомплект».
1 Теоретические основы оценки кредитоспособности предприятия
1.1 Сущность понятия «кредитоспособность»
Под кредитоспособностью прежде всего следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние организации, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредита или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание анализа кредитоспособности организации.
При анализе кредитоспособности должны решаться два основных вопроса: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок и готов ли он их исполнить?
На первый вопрос дает ответ анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Второй вопрос имеет юридический характер, а также связан с личными качествами руководителей организации.
Анализ финансово-хозяйственного состояния организации-заемщика должен отразить эффективность размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность организации своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа ликвидности баланса, эффективности использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей.
В связи с тем что организации значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Основная цель анализа кредитоспособности заключается в оценке возможности и готовности заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Кредитор должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
При рассмотрении кредитной заявки учитывается множество факторов, изучается информация, характеризующая финансовое состояние фирмы, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положение со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить переговоры с заявителями, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов, внешние источники.
Главным источником информации для оценки кредитоспособности служат баланс организации и пояснительная записка к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает организация и какой размер кредита эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов балансовых сведений недостаточно. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для вывода о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития организации, ее жизнеспособность. Поэтому для получения сведений при расчете показателей кредитоспособности следует также использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций1.
1.2 Показатели кредитоспособности и методика их анализа
В настоящее время в науке финансового анализа используются следующие методы, позволяющие оценить тенденции изменения показателей, сформированных в финансовой отчетности предприятия (организации): горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ представляет собой сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – это определение структурного состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и выявление влияния каждой из позиций на результат в целом2.
Рентабельность является тем стоимостным качественным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, который позволяет дать характеристику уровня отдачи затрат и используемых для осуществления коммерческой деятельности и реализации продукции материальных и нематериальных ресурсов3.
Рентабельность деятельности предприятия характеризует эффективность осуществляемой коммерческой деятельности предприятия, таким образом отражая все сферы деятельности.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Полученные предприятием показатели рентабельности являются той характеристикой его работы, которая отражает эффективность и доходность всех направлений деятельности фирмы. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют эффективность осуществляемой деятельности, так как отражают не количественную оценку прибыли, а соотношение полученного эффекта с потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и они являются тем инструментом, который служит опорой для определения ценовой и инвестиционной политики предприятия4.
Показатели рентабельности отражают различные аспекты деятельности предприятия, в связи с чем их разделяют на показатели, характеризующие:
окупаемость затрат;
прибыльность продаж;
доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп).
Является свидетельством того, какую прибыль имеет предприятие от каждого рубля, затраченного им на осуществление хозяйственной деятельности и реализацию продукции. Данный показатель рассчитывается по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (П) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ).
Рентабельность продаж (оборота) определяется как частное от деления прибыли, полученной от реализации продукции до выплаты процентов, налогов и сборов на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность хозяйственной деятельности и деятельности, связанной с реализацией продукции, отражая ту долю прибыли, которую имеет предприятие с каждого рубля, полученного от реализации продукции. Данный показатель может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по каждому отдельному виду реализуемой продукции.
Рентабельность совокупного капитала определяется как частное от отношения брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL).
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Пад) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК.). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.
Анализ показателей рентабельности заключается в исследовании и изучении динамики вышеперечисленных показателей рентабельности и сравнении их с конкурентами5.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), определенный по предприятию в целом, зависит от структуры продукции, реализуемой предприятием, ее себестоимости и уровня цен, по которым осуществляется реализация.
Показатели рентабельности могут быть выражены как в коэффициентном виде, так и в виде процентов, отражая долю прибыли, полученной с каждой осуществленной денежной единицы затрат. Показатели рентабельности являются теми показателями, которые отражают результаты хозяйственной деятельности более полно, чем показатели прибыли, так как являются качественными и отражают соотношение между доходами и обусловленными ими расходами.
Отражая эффективность работы предприятия в целом, а также и уровень доходности каждого отдельного направления деятельности предприятия, показатели рентабельности являются основой для оценки эффективности деятельности предприятия6.
Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг)7.
Уровень рентабельности, равно как и прибыли, зависит от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования предпринимательской деятельности.
Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Иногда показатель рентабельности вычисляется в виде отношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общему капиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существует устойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерия можно выбирать любой из них. Используя принцип денежных потоков, будем определять коэффициент рентабельности деятельности предприятия в виде отношения чистой (нераспределенной) прибыли к совокупности полученных доходов.
где:
Р - рентабельность деятельности предприятия по чистой прибыли;
ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль предприятия, определяемая по строке 470 пассива баланса с названием "Нераспределенная прибыль отчетного года" и являющаяся в течение года накапливаемой суммой на счете 99 "Прибыли и убытки" (+ -), а в конце года на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
Сумма Д - суммарный доход в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг), определяемой по обороту на субсчете 90-1 "Выручка", плюс доходы от внереализационных операций, выявляемые на субсчете 91-1 "Прочие доходы".
По оценкам зарубежных специалистов, этот коэффициент считается приемлемым, если он находится в пределах 8-15%8.
2) Коэффициент абсолютной ликвидности, определяющий способность предприятия быстро выполнить свои краткосрочные обязательства.
где:
Кал - коэффициент абсолютной ликвидности;
ДС - денежные средства;
КФВ - краткосрочные финансовые вложения;
КО - краткосрочные обязательства.
Денежные средства в формуле, приведенной выше, отражают сумму по строке 260 "Денежные средства" актива баланса, которая обобщает цифры на счетах: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути"9.
Краткосрочные финансовые вложения включает суммы средств на счетах: 58 "Краткосрочные финансовые вложения" и 81 "Собственные акции (доли)" за вычетом сумм на счете 59 "Резервы под обесценение ценных бумаг", обобщенные в строке 250 "Краткосрочные финансовые вложения" актива баланса.
Краткосрочные обязательства включают в себя суммы в разделе V "Краткосрочные обязательства" пассива баланса по строкам 610 "Займы и кредиты" (счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"), 620 "Кредиторская задолженность" и 660 "Прочие краткосрочные обязательства". Строки 610 и 660 включают суммы по следующим счетам: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (расчеты по полученным авансам). А также по счетам: 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"10.
Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,2-0,5.
3) Коэффициент промежуточного покрытия, показывающий, сможет ли предприятие в заданные сроки рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам.
где:
Кпп - коэффициент промежуточного покрытия;
ДЗК - краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Краткосрочная дебиторская задолженность отражает сумму строки 240 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" актива баланса. В этой строке содержатся сведения о следующих счетах: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (расчеты по выданным авансам), 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". А также по счетам: 68 "Расчеты по налогам и сборам", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом суммы на счетах 62 и 76 уменьшаются на суммы соответствующих резервов, если они создаются для уменьшения эффекта предпринимательского риска и числятся на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам".
Нормативное значение коэффициента промежуточного покрытия 0,7-0,8.
4) Коэффициент покрытия, определяющий достаточность ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств.
где:
Кп - коэффициент покрытия;
ДЗд - долгосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
ЗЗ - запасы и затраты.
Долгосрочная дебиторская задолженность отражает сумму строки 230 "Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты" актива баланса. Она включает в себя такие же счета, что и краткосрочная дебиторская задолженность11.
Запасы и затраты включают в себя суммы строк 210 "Запасы" и 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" актива баланса. В строке 210 содержатся сведения о следующих счетах: 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". А также о счетах: 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 45 "Товары отгруженные", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", 97 "Расходы будущих периодов". При этом суммы материальных запасов, кроме тех, которые числятся на счетах 45, 97, используются за вычетом сумм резервов, представленных на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". А стоимость товаров, принимаемая в расчет, в балансе отражается по покупным ценам (т.е. без учета торговых наценок, надбавок и т.п., зафиксированных на счете 42 "Торговая наценка")12.
В строке 220 содержится сумма на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Нормативное значение коэффициента покрытия 2-2,5.
5) Коэффициент финансовой независимости, характеризующий обеспеченность предприятия собственными средствами.
где:
Кфн - коэффициент финансовой независимости;
СС - собственные средства;
ИБ - итог (валюта) баланса.
Собственные средства отражают итоговую сумму раздела III "Капитал и резервы" пассива баланса. Она обобщает суммы по счетам: 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (с учетом знаков), 86 "Целевое финансирование".
Нормативное значение коэффициента финансовой независимости 50-60%.
Указанные нормативные значения коэффициентов могут служить ориентирами для оценки работы предприятия.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей. Они характеризуют изменения:
- в структуре капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
- в эффективности и интенсивности использования капитала;
- в платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- в запасе финансовой устойчивости предприятия13.
Предварительная оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период предназначена для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период.
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида актива14.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:
а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности15.
Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако, по существу, эта оценка может быть ошибочной, если в оборотных активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность. Неликвиды, т.е. активы, которые нельзя реализовать на рынке вообще или без существенной финансовой потери, а иногда и неоправданная дебиторская задолженность не выделяются в балансе, т.е. качественная характеристика оборотных средств недоступна внешнему аналитику, поэтому с формальных позиций даже такие активы, фактическая ценность которых сомнительна, используются для оценки ликвидности16.
Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей.
Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собственных оборотных средств (WC). Показатель WC характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года).
Он рассчитывается следующим образом:
WC=CA-CL , (1.7)
где СА- оборотные активы;
CL- краткосрочные пассивы (обязательства)
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В качестве критериев для оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий используются следующие показатели:
общий коэффициент ликвидности;
коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий17.
1. Если общий коэффициент ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (1,5)
2. Если коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (0,1).
Общий коэффициент ликвидности (Клик) рассчитывается по формуле:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко. с.) определяется по формуле:
Если общий коэффициент ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже норматива, но имеется тенденция роста этих показателей, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (Кв. н.) за определенный период18:
где Клик 1 и Клик 0 соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода; Клик. (норм) - нормативное значение общего коэффициента ликвидности; П- период восстановления платежеспособности, мес.; Т- отчетный период, мес.
Если Кв.п. > 1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и, наоборот, если Кв.п. < 1 - у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.
Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то выбирается один из двух вариантов решений:
- проведения реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;
- проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В процессе последующего анализа должны быть детально изучены пути улучшения структуры баланса предприятия и его платежеспособности и приняты конкретные меры.
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов - за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия19.
Финансовая устойчивость - это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных показателей.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат20.
ФС=СОС-ЗЗ, (1.11)
где: ФС- финансовая устойчивость предприятия;
СОС- собственный оборотный капитал;
ЗЗ- общая величина запасов и затрат.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:
Наличие собственных оборотных средств;
Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников (ФТ) формирования запасов и затрат или функционирующий капитал;
Излишек (+) или недостаток (-) ФТ=КФ-ЗЗ; (1.12)
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:
Излишек (+) или недостаток (-) ФО=ВИ-ЗЗ
С помощью этих показателей определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
(1.14)
Возможно выделение 4х типов финансовых ситуаций21:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости и отвечает следующим условиям: Фс іО; Фт іО; Фо і0; т.е. S= {1,1,1};
2.Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность: Фс< 0; Фті0; Фоі0; т.е. S={0,1,1};
3.Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором всё же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: Фс<0; Фт<0;Фоі0;т.е. S={0,0,1};
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности: Фс<0; Фт<0; Фо<0; т.е. S={0,0,0}22.
2 Анализ показателей кредитоспособности предприятия ООО «Партнерснабкомплект»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
Предприятие «Партнерснабкомплект» - общество с ограниченной ответственностью.
Общество является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица общество приобретает с момента регистрации. Предприятие осуществляет свою деятельность на основе Гражданского кодекса РФ и Устава. Уставный капитал предприятия по состоянию на 31.12.08г. составляет 10 тыс. руб.
Общество вправе открывать банковские счета в рублях и иностранной валюте на территории российской Федерации и за ее пределами, а так же совершать все действия, предусмотренные законами и другими нормативными актами РФ.
Целевое направление деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения и извлечения прибыли.
ООО «Партнерснабкомплект» является коммерческой организацией занимающейся производством и сбытом:
межкомнатных дверей;
художественного стекла;
погонажных изделий.
Предприятие производит более 1000 дверей в месяц, более 50000 м погонажных изделий, более 500 кв.м художественного стекла.
Сырьем для производства служат плиты МДФ, меламиновая пленка, клеи, ультрафиолетовый клей, герметики силиконовые и акриловые, стекло марки Ml, песок карбонат натрия, стекольные лаки, микрошпильки, упаковочные материалы и различные вспомогательные материалы.
Потребителями производимой продукции являются, как физические лица при индивидуальных заказах, так и различные организации, в том числе и строительные.
В основном предприятие работает под заказ и заказчики самостоятельно транспортируют готовую продукцию с территории предприятия или прямо из цеха, поэтому хранения продукции почти нет. Для случаев задержки транспортировки имеется небольшой склад.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия направлена на достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Совокупность показателей для измерения результатов и затрат образует систему, характеризующую экономическую эффективность производства (таблица 2.1). В общем, виде система показателей включает показатели по производству, труду, себестоимости и рентабельности.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели ООО «Партнерснабкомплект» за 2007 - 2008 гг.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | Изменение | |
Асб. | % | |||
1 | 2 | 3 | 4=3-2 | 5=3/2*100 |
Товарная продукция, тыс. руб. (без НДС) | 10820,31 | 17144,25 | 6323,94 | 158,45 |
Объем реализации продукции, тыс. руб., в том числе: | 9896,00 | 14429,34 | 4533,34 | 145,81 |
- межкомнатные двери | 5554,62 | 8288,21 | 2733,59 | 149,21 |
- художественное стекло | 1236,01 | 1454,48 | 218,47 | 117,68 |
- погонажные изделия | 3105,36 | 4686,65 | 1581,28 | 150,92 |
Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе: | 8213,68 | 13738,17 | 5524,49 | 167,26 |
- межкомнатные двери | 4364,75 | 7837,63 | 3472,88 | 179,57 |
- художественное стекло | 1077,63 | 1397,17 | 319,54 | 129,65 |
- погонажные изделия | 2771,30 | 4503,37 | 1732,08 | 162,50 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. | 0,83 | 0,95 | 0,12 | 114,71 |
Прибыль от реализации, тыс.руб., в том числе: | 1682,32 | 691,17 | -991,15 | 41,08 |
- межкомнатные двери | 1189,88 | 450,58 | -739,29 | 37,87 |
- художественное стекло | 158,38 | 57,31 | -101,07 | 36,18 |
- погонажные изделия | 334,07 | 183,28 | -150,79 | 54,86 |
Рентабельность производства продукции, %: | 20,48 | 5,03 | -15,45 | 24,56 |
- межкомнатные двери | 27,26 | 5,75 | -21,51 | 21,09 |
- художественное стекло | 14,70 | 4,10 | -10,60 | 27,91 |
- погонажные изделия | 12,05 | 4,07 | -7,98 | 33,76 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. | 78,00 | 80,00 | 2,00 | 102,56 |
Фондоотдача, руб. / руб. | 126,87 | 180,37 | 53,49 | 142,16 |
Среднесписочная численность, чел. | 49,00 | 56,00 | 7,00 | 114,29 |
Среднегодовая выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. | 220,82 | 306,15 | 85,32 | 138,64 |
Среднегодовая зарплата одного работающего ППП, тыс. руб. | 86,30 | 139,17 | 52,87 | 161,26 |
Среднегодовая зарплата одного рабочего ППП, тыс. руб. | 120,82 | 194,83 | 74,01 | 161,26 |
В 2008 году увеличились объемы товарной продукции в стоимостном выражении на 58,41%, а объем реализованной продукции увеличился на 45,81%, что было вызвано снижением спроса на продукцию.
Несмотря на финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, наблюдается рост объемов реализованной продукции на 4533,34 тыс.руб. или на 45,81%. Однако рост объемов реализации наблюдался в основном в первом полугодии 2008года, во втором наблюдалось снижение объемов реализации по сравнению с аналогичными периодами предыдущих годов. Рост объемов реализации произошел за счет роста реализации всех видов продукции предприятия: межкомнатных дверей на 2733,59 тыс.руб., художественного стекла на 218,47 тыс.руб., погонажных изделий на 1581,28 тыс.руб.
Рост объемов реализации привел к росту себестоимости на 5524,49 тыс.руб. или на 67,26%, росту затрат на 1 рубль реализованной продукции на 0,12 руб., что показывает неэффективность затрат. Это вызвало снижение прибыли от реализации в 2008 году на 991,15 тыс.руб. или на 58,92%, в том числе прибыли от реализации межкомнатных дверей на 739,29 тыс.руб., художественного стекла на 101,07 тыс.руб., погонажных изделий на 150,79 тыс.руб.
Снижение прибыли в свою очередь привело к снижению рентабельности деятельности на 15,45%, межкомнатных дверей на 21,51%, художественного стекла на 10,6%, погонажных изделий на 7,98%. В связи с высоким уровнем затрат на 1 руб. продукции – 0,83 руб. и 0,95 руб. в 2007 и 2008 годах соответственно, уровень рентабельности продукции предприятия низкий.
Несмотря на рост численности, наблюдается рост среднегодовой выработки одного работающего на 85,32 тыс.руб./чел., что показывает эффективность использования трудовых ресурсов. Однако темп роста среднегодовой зарплаты одного работающего – 61,25% превышает темпы роста среднегодовой выработки – 38,64%, что показывает перерасход средств по фонду заработной платы, что приводит к росту себестоимости.
В 2008 году наблюдается увеличение фондоотдачи на 53,49 руб. или на 42,16%, т.е. с каждого вложенного рубля в основные фонды в 2008 году предприятие получает больше продукции, что показывает эффективность использования основных фондов.
Таким образом, анализ основных технико-экономических показателей позволяет сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия, несмотря на рост выручки от реализации всех видов продукции, эффективное использование трудовых ресурсов и основных фондов. Данный вывод обосновывается тем, что в 2008 году наблюдается снижение прибыли от реализации всех видов продукции предприятия, рентабельности, что вызвано неэффективностью затрат. Основными резервами роста эффективности деятельности предприятия являются снижение затрат, рациональное использование средств на заработную плату, рост объемов реализации.
2.2 Анализ показателей кредитоспособности
Анализ результатов работы предприятия за период произведем на основании оценки финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятие характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия.
Для оценки финансовой устойчивости используются абсолютные и относительные показатели.
Обобщающим абсолютным показателем является обеспеченность запасов источниками средств:
О=ИС-Зн (2.1)
где О- обеспеченность запасов источниками средств;
ИС- источники средств;
Зн- величина запасов с НДС.
Для расчета обеспеченности запасов и затрат берутся источники средств по видам. При этом не учитывается кредиторская задолженность, поскольку использование ее в деятельности предприятия не является нормальным явлением.
Величина запасов и затрат рассчитывается по данным второго раздела актива баланса как сумма остатков сырья, материалов, животных на выращивании, малоценных и быстро изнашивающихся предметов, затрат в незавершенном производстве, готовой продукции, товаров отгруженных, расходов будущих периодов и прочих запасов и затрат. В балансе предприятия данная сумма отражается по статье «запасы» во втором разделе актива.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, отражающих охват различных видов источников:
1. Наличие собственных оборотных средств, равное разнице величине капитала и резервов (собственными источниками) и величины внеоборотных активов.
Нс.р. =КР-ВА (2.2)
где КР- сумма источников собственных средств (итог 4 раздела пассива баланса);
ВА- сумма внеоборотных активов (итог 1 раздела актива баланса).
2. Наличие собственных оборотных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат, получаемое из предыдущего показателя увеличением на сумму долгосрочных кредитов и заемных средств:
Нсос =КР-ВА+ДКЗ (2.3)
где: ДКЗ- сумма долгосрочных кредитов и заемных средств (итог 5 раздела пассива баланса).
3. Величина основных источников формирования запасов и затрат, равная сумме предыдущего показателя и величины краткосрочных кредитов и заемных средств:
Но = КР-ВА+ДКЗ+ККЗ (2.4)
где ККЗ- сумма краткосрочных кредитов и заемных средств (сумма по строке «заемные средства» из 6 раздела пассива)
Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования (таблица 2.2):
1) обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами:
Оср =Нср-ЗЗ (2.5)
2) обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными и долгосрочными источниками заемных средств:
Осд=Нсд-З (2.6)
3) обеспеченность запасов и затрат основными источниками их формирования:
Оо=Но-З (2.7)
Таблица 2.2
Обеспеченность запасов источниками средств, тыс. руб.
Показатели | 2007 | 2008 |
Изменения (+, -) |
1. Капитал и резервы (итог раздела III пассива) | 959 | 1017 | 58 |
2. Доходы будущих периодов (стр. 640) | 0 | 0 | 0 |
3. Резерв предстоящих расходов (стр. 650) | 0 | 0 | 0 |
4. Внеоборотные активы (ВА) (итог раздела I актива) | 78 | 80 | 2 |
5. Долгосрочная дебиторская задолженность (ДЗд) (стр. 230) | 0 | 0 | 0 |
6. Наличие собственных оборотных средств (НСО) (пок.1 + пок. 2 + пок.3 – пок. 4 – пок. 5) | 881 | 937 | 56 |
7. Долгосрочные обязательства (ДО) (итог раздела IV ) | 0 | 0 | 0 |
8. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников (НСД) (пок. 6 + пок. 7) | 881 | 937 | 56 |
9. Краткосрочные кредиты и заемные средства (ККЗ) (стр.610) | 0 | 0 | 0 |
10. Наличие основных источников формирования запасов (НО) (пок. 8 .+ пок. 9) | 881 | 937 | 56 |
11. Величина запасов (сумма по стр. 210 “Запасы”) | 1541 | 1648 | 107 |
12. Налог на добавленную стоимость (стр. 220) | 0 | 0 | 0 |
13. Величина запасов с НДС (пок.11 +пок.12) | 1541 | 1648 | 107 |
14. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (ОСО) (пок.6 – пок. 13) | -660 | -711 | -51 |
15. Обеспеченность запасов собственными оборотными и долгосрочными заемными источниками (ОСД) (пок.8 - 13) | -660 | -711 | -51 |
16. Обеспеченность запасов основными источниками (ОО) (пок.10 – пок. 13) | -660 | -711 | -51 |
17. Тип финансовой устойчивости | -,-,- | -,-,- | -,-,- |
Анализируя финансовую устойчивость предприятия по типу финансовых ситуаций, видно, что за анализируемый период существенных изменений не произошло. По существующей классификации, как на начало, так и на конец года финансовую ситуацию можно отнести к 4 типу финансовых состояний.
Кризисное финансовое состояние - это такое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности:
ОС < 0,
ОСД < 0,
ОО < 0,
т.е. (-, -, -).
Причины ухудшения финансового состояния предприятия кроются в неоптимальном сочетании отдельных видов баланса, в частности основного и оборотного капитала, а также политика привлечения необходимых средств за счет увеличения кредиторской задолженности, что является хотя и достаточно простым, но недальновидным решением.
Для повышения финансовой устойчивости предприятию следует порекомендовать:
не использовать кредиторскую задолженность в качестве источника средств, и сделать необходимые действия для ее снижения;
привлекать заемный капитал, т.к. во- первых проценты по обслуживанию долга включаются в расходы и не облагаются налогами, а также расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.
принять меры к сокращению дебиторской задолженности, за счет прекращения отгрузки продукции неплательщикам.
Для полной оценки финансовой устойчивости предприятия рассчитывается ряд относительных показателей (таблица 2.3):
Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) (К1) рассчитывается по формуле:
К1 =КЗ/КС (2.8)
где КЗ - величина заемного капитала (сумма итогов разделов IV и V баланса минус сумма стр. 640, 650 баланса).
Величина коэффициента показывает размер заемных средств, привлеченных предприятием на один рубль собственного капитала.
Таблица 2.3
Относительные показатели работы предприятия
Показатели | На начало года | На конец года | Отклонение (+,-) |
1.Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) | 1,13 | 1,14 | 0,01 |
2.Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами | 0,57 | 0,57 | 0,00 |
3.Коэффициент маневренности собственных средств | 0,92 | 0,92 | 0,00 |
4.Коэффициент финансовой устойчивости (доля долгосрочных источников в валюте баланса) | 0,47 | 0,47 | 0,00 |
5.Коэффициент финансовой независимости | 0,47 | 0,47 | 0,00 |
6.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками | 0,57 | 0,57 | 0,00 |
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (К2), показывает какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных оборотных средств и рассчитывается по формуле:
К2=КС/ОА (2.9)
где ОА - величина оборотных активов (итог раздела II баланса).
Для данного показателя установлен критерий. Коэффициент обеспеченности оборотных активов должен быть больше, или равен величине 0,1, а так как на конец периода коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами имеет значение более величины 0,1, то структура баланса предприятия считается удовлетворительной, а само предприятие платежеспособным.
Коэффициент маневренности собственного капитала (К3) применяется для оценки мобильности (гибкости), использования собственного капитала предприятия, показывает долю собственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала. В данном случае К3 <0,5, что является низким показателем.
Коэффициент исчисляется по формуле:
К3=Нсо/КС (2.10)
Коэффициент финансовой устойчивости (К4) характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме источников, показывает какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников, определяется по формуле:
К4 =(КС+ДО)/ИС (2.11)
где ИС- сумма источников средств (итог пассива баланса стр.700).
Оптимальным считается значение для К4, если он находится в диапазоне 0,8 – 0,9.
Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии) (К5) отражает долю собственного капитала в общей сумме источников средств. Оптимальным считается вариант, если значение коэффициента автономии больше или равно 0.5. Он рассчитывается по формуле:
К5=КС/ИС (2.12)
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (К6) показывает какая доля запасов сформирована за счет собственных оборотных средств, рассчитывается по формуле:
К6=КС/З (2.13)
где - величина запасов (строка 210 баланса).
Показатель К5 является частным показателем К6.
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В тоже время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и на перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.
Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В тоже время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и на перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.
Показатели ликвидности представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Показатели ликвидности, характеризующие платежеспособность предприятия
Показатели | На начало периода | На конец периода | Отклонение (+,-) | Критерий |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (К8) | 0 | 0 | 0,00 | >=0,2 |
2. Промежуточный коэффициент покрытия (К9) | 0,39 | 0,39 | 0,00 | 0,7-0,8 |
3. Общий коэффициент покрытия (К10) | 1,82 | 1,81 | -0,01 | 2 |
Наиболее мобильной частью оборотных средств являются денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Оборотные средства в деньгах готовы к платежу и расчетам немедленно и отношение этой части оборотных активов к краткосрочным обязательствам предприятия называется коэффициентом абсолютной ликвидности (К8):
К8=(ДС+КФВ)/КрО (2.14)
где ДС- денежные средства в кассе, на расчетном счете (величина по строке "денежные средства" из раздела 2 актива баланса);
КФВ- краткосрочные финансовые вложения (величина по строке «краткосрочные финансовые вложения» из 2 раздела актива баланса)
КРО- краткосрочные обязательства предприятия (итог 6 раздела пассива баланса).
на начало периода = 0,02
на конец периода = 0,10
Значение коэффициента признается теоретически достаточным, если величина > =0.2. В данном случае меньше. Это говорит о том, что на отчетную дату предприятие не может погасить немедленно краткосрочные обязательства. Что отрицательно характеризует уровень платежеспособности предприятия.
Материальные оборотные средства неоднородны. Ликвидность готовой продукции, МБП, сырья материалов, незавершенного производство различаются по времени. Ликвидность средств в дебиторской задолженности зависит от скорости документооборота в банках. Своевременности оформления банковских документов, сроков предоставления кредитов отдельным покупателям, платежеспособность покупателя и множество других причин. Для оценки возможности предприятия мобилизовать средства в расчетах с дебиторами для покрытия кредиторских обязательств в практике анализа финансового состояния предприятия применяется промежуточный коэффициент покрытия.
Кпп =(ОА-З-НДС-ДЗ)/КрО (2.15)
где ДЗ- дебиторская задолженность (величина по строке «дебиторская задолженность» из раздела 2 актива баланса).
на начало года
на конец года
Данные коэффициенты также не попадают в нормативные, т.е. опять недостаточный уровень платежеспособности.
Наиболее обобщающим показателем платежеспособности выступает общий коэффициент покрытия.
К10 =(ОА-НДС-ДЗ)/КрО (2.16)
на начало года
на конец года
Величина этого показателя меньше 2. На самом деле под влиянием форм расчетов, оборачиваемости оборотных средств и других факторов вполне удовлетворительные результаты могут быть и при значительно меньше, (но превышающем 1) значении общего коэффициента покрытия. В нашем случае меньше и 1. В этом случае даже мобилизовав все оборотные средства предприятие, может погасить текущие обязательства, и тем более направить оставшуюся часть оборотных средств на погашение долгосрочных долгов или на другие цели.
Так как ни один из показателей не попадает под данный критерий следует сделать вывод что, на отчетную дату предприятие не в силах погасить свои долги так как не имеет высоколиквидных активов.
Финансовое состояние напрямую зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные активы, превращаются в реальные деньги.
Различные виды текущих активов предприятия имеют различную скорость оборота. В целях разработки конкретных мероприятий по ускорению оборачиваемости текущих активов, они рассматриваются по их составным частям: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, прочие оборотные активы.
Анализ оборачиваемости оборотных активов проводится по показателям:
1) количество оборотов текущих активов (Ко) рассчитывается по формуле:
Ко=ВР/ТА (2.17)
где ВР- выручка от реализации из формы №2 «отчет о прибылях и убытках»;
ТА- средняя величина остатков текущих активов за анализируемый период.
ТА =(ТАнп+ТАкп)/2 (2.18)
где ТАнп, ТАкп - текущие активы соответственно на начало периода и на конец периода (из формы №1 итог 2 раздела актива).
2) продолжительность одного оборота (Д) рассчитывается по формуле:
Д=Т/Ко (2.19)
где Т- продолжительность анализируемого периода.
Показатели оборачиваемости текущих активов рассчитываются по общей сумме и по их составным частям: запасам и затратам, дебиторской задолженности и денежным средствам.
По всем текущим активам рассчитывается сумма высвобождения (вовлечения) средств в результате ускорения (замедления) их оборачиваемости (СС) по формуле:
СС= (До-Дб)*Ооб (2.20)
где До,Дб - продолжительность одного оборота текущих активов соответственно в отчётном и базисном периодах;
Ооб- однодневный оборот по базису, рассчитывается по формуле:
Ооб=ВРб/Т (2.21)
где ВРб - выручка от реализации базисного периода, тыс. руб. В качестве базисного периода берётся период, предшествующий отчётному.
Для расчета показателей и их анализа используется таблица 2.5.
Из таблицы видно, что в 2008 году наблюдается рост количества оборотов всех текущих активов предприятия и снижение продолжительности оборотов в днях. В результате из оборота было высвобождено 831,33 тыс.руб.
Таблица 2.5
Динамика показателей оборачиваемости оборотных активов
Показатели | Периоды | Отклонение (+,-) | |
Базисный | Отчетный | ||
1. Выручка от реализации без НДС, тыс. руб. | 9896,00 | 14429,34 | 4533,34 |
2.Средние величины:, тыс.руб. | |||
- текущих активов | 1961 | 2028 | 67 |
- запасов и затрат | 1541 | 1595 | 54 |
- дебиторской задолженности | 420 | 433 | 13 |
- денежных средств | 0 | 0 | 0 |
3. Количество оборотов: | |||
- текущих активов | 5,05 | 7,12 | 2,07 |
- запасов и затрат | 6,42 | 9,05 | 2,62 |
- дебиторской задолженности | 23,56 | 33,32 | 9,76 |
- денежных средств | - | - | - |
4. Продолжительность одного оборота в днях: | |||
- текущих активов | 71,34 | 50,60 | -20,74 |
- запасов и затрат | 56,06 | 39,79 | -16,27 |
- дебиторской задолженности | 15,28 | 10,80 | -4,48 |
- денежных средств | - | - | - |
5. Высвобождение (вовлечение) средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости текущих активов, тыс. руб. | -831,33 |
Выводы по главе
Анализ финансового состояния показал, что предприятие находится в кризисном состоянии, наблюдается снижение платежеспособности предприятия.
На создавшуюся ситуацию повлияли внешние факторы: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, снижение платежеспособного спроса со стороны населения. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения иногда непосилен предприятию.
К внутренним факторам следует отнести: снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости.
Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации:
оптимизация затрат;
привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход;
формирование оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
3 Разработка предложений по повышению кредитоспосбности предприятия
3.1 Основные направления совершенствования
Основным мероприятиям, снижающим себестоимость продукции, является увеличение выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, так как при наращивании объемов производства увеличивается только условно-переменная часть себестоимости, а условно-постоянная остается без изменения. Более того, в настоящее время существует значительный спрос на погонажные изделия ООО «Партнерснабкомплект», значительно превышающий объемы продаж данной категории продукции в 2008 году.
В ходе проведения анализа было выявлено, что основным резервом роста объема производства погонажных изделий (как и других видов продукции) в 2008 году является рост производительности труда. В свою очередь на производительность труда оказывает влияние продолжительность смены и количество отработанных дней. Следовательно, руководству ООО «Партнерснабкомплект» необходимо разработать меры по снижению дополнительных отпусков, неявок по разрешению администрации, нарушений трудовой дисциплины, которые вызвали неиспользованные резервы фонда рабочего времени. ООО «Партнерснабкомплект» необходимо прежде всего укрепить трудовую дисциплину, снизить заболеваемость и травматизм на предприятии (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Меры по снижению целосменных и внутрисменных потерь
Группа мер | Наименование мер |
Укрепление трудовой дисциплины |
1. Усиление моральной и материальной ответственности за прогулы 2. Усиление контроля за внутрисменными простоями рабочих из-за недисциплинированности, ужесточение ответственности каждого 3. Уменьшение времени отпусков по разрешению администрации и времени отвлечения на выполнение общественных обязанностей в рабочее время |
Снижение травматизма и заболеваемости |
1. Совершенствование мероприятий по обеспечению соблюдения норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии 2. Совершенствование профилактики заболеваний |
Составим также фотографию рабочего времени менеджера по продажам ООО «Партнерснабкомплект».
На менеджера по продажам ООО «Партнерснабкомплект» возложены следующие функции:
- поиск клиентов;
- ведение переговоров с клиентами;
- разъяснение технической информации по тому или иному продукту;
- заключение договоров на поставку продукции;
- контроль дебиторской задолженности;
- изучение деятельности конкурентов.
Заполним наблюдательный лист фотографии рабочего времени менеджера по продажам ООО «Партнерснабкомплект».
Таблица 3.2
Наблюдательный лист для проведения индивидуальной фотографии рабочего времени
№ п/п | Что наблюдалось | Текущее время, ч,мин | Величина затрат рабочего времени, мин | Индекс | Примечание | |
ч. | мин | |||||
1 | Пришла на рабочее место | 8 | 02 | 2 | ПНД | |
2 | Подготовка рабочего места | 8 | 02 | 6 | Тобс | |
3 | Составление списка потенциальных клиентов | 8 | 08 | 15 | Тпз | |
4 | Звонки потенциальным клиентам | 8 | 23 | 47 | ОП | |
5 | Персональный контакт с клиентом, демонстрация технической документации | 9 | 10 | 28 | ОП | |
6 | Прием звонков и обработка заявок | 9 | 38 | 64 | ОП | |
7 | Передача заявок оператору по набору накладных | 10 | 42 | 12 | ОП | |
8 | Перерыв на личные надобности | 10 | 54 | 6 | Тлн | |
9 | Разговоры по телефону по личным вопросам | 11 | 00 | 4 | ПНД | |
10 | Прием звонков и обработка заявок | 11 | 04 | 49 | ОП | |
11 | Согласование с руководством скидок для оптового клиента | 11 | 53 | 24 | ОП | |
12 | Подготовка договора и протокола согласования цен с эксклюзивной скидкой на компьютере | 12 | 17 | 43 | ОП | |
13 | Обед | 13 | Тотд | |||
14 | Совещание с начальником отдела | 14 | 00 | 25 | ОП | |
15 | Прием звонков и обработка заявок | 14 | 25 | 48 | ОП | |
16 | Незапланированный перерыв | 15 | 13 | 22 | ПНД | |
17 | Поиск в Интернете информации по товарам-аналогам клемм WAGO | 15 | 35 | 44 | ОП | |
18 | Незапланированный перерыв | 16 | 19 | 16 | ПНД | |
19 | Отправка факсов клиентам | 16 | 35 | 14 | ОП | |
20 | Уборка рабочего места | 16 | 49 | 11 | Тпз | |
21 | Уход с работы | 17 | 00 | |||
Итого | 480 |
Дата |
Проведем группировку затрат рабочего времени менеджера по продажам в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Группировка затрат рабочего времени
Индекс | Содержание затрат рабочего времени | Повторяемость за смену | Продолжительность |
Тпз | Подготовительно-заключительное время | 2 | 26 |
Топ | Время основной работы | 11 | 398 |
Тобс | Время по обслуживанию места | 1 | 6 |
Тлнд | Перерыв на личные надобности | 1 | 6 |
Тпнд | Время перерыва, связанный с нарушением дисциплины | 4 | 44 |
Итого | 480 |
Составим фактический баланс рабочего времени менеджера по продажам
Таблица 3.4
Фактический баланс рабочего времени
Затраты рабочего времени | Индекс | Мин | Процент |
Подготовительно-заключительное время | Тпз | 26 | 5,4 |
Время основной работы | Топ | 398 | 82,9 |
Время по обслуживанию места | Тобс | 6 | 1,3 |
Перерыв на личные надобности | Тлнд | 6 | 1,3 |
Время перерыва, связанный с нарушением дисциплины | Тпнд | 44 | 9,1 |
Итого | 480 | 100 |
Составим баланс затрат рабочего времени менеджера по продажам.
Таблица 3.5
Баланс затрат рабочего времени
№ | Индекс | факт | норматив | Лишние затраты | |||
мин | % | мин | % | мин | % | ||
1 | Тпз | 26 | 5,4 | 20 | 4,2 | 6 | 12 |
2 | Топ | 398 | 82,9 | 420 | - | - | - |
3 | Тобс | 6 | 1,3 | 23 | 6 | - | - |
4 | Тлнд | 6 | 1,3 | 18 | 5 | - | - |
5 | Тпнд | 44 | 9,1 | - | - | 44 | 78 |
Итого | 480 | 100 | 480 | 100 | 50 | 100 |
Коэффициент полезного использования рабочего времени:
К1 = (26 + 398 + 6) / 480 = 0,90
Коэффициент полезного использования оборудования:
К2 = 398 / 480 = 0,83
Коэффициент потерь рабочего времени
К3 = (6 + 44) / 480 = 0,10
Возможное повышение производительности труда:
∆П = (420 – 398) / 398 * 100=7,7%
Таким образом, полезное рабочее время составляет 90% от всего рабочего времени менеджера по продажам. Потери рабочего времени составляют 10%. Сократив потери рабочего времени, можно повысить производительность труда на 7,7%. Хотя данные показатели использования рабочего времени довольно неплохие, т.е. менеджер по продажам ООО «Партнерснабкомплект» практически все рабочее время тратит на работу, редко отклоняясь от своих непосредственных обязанностей.
Для достижения необходимого уровня трудовой дисциплины предлагается ввести систему премирования и депремирования (таблица 3.6).
Данные таблицы 3.6 показывают, что наибольший размер премии за работу в строгом соответствии с рабочим регламентом составит 25%. Данная премия будет выплачиваться сотруднику один раз в год.
Таблица 3.6
Предлагаемые системы премирования и депремирования сотрудников ООО «Партнерснабкомплект»
Наименование системы | Содержание системы |
Премирование |
- в случае если работник в течение года не был на больничном - выплата премии в размере 5% от оклада в конце отчетного года; - в случае если работник в течение года не брал дополнительные отпуска и работал в строгом соответствии с установленным плановым регламентом рабочего времени – выплата премии в размере 10% от оклада в конце отчетного года; - за качественное и своевременное выполнение функциональных обязанностей в течение года – выплата премии в размере 10% от оклада в конце отчетного года. |
Депремирование |
- в случае опоздания на работу более чем на пять минут – штраф 15% от размера всей заработной платы в отчетный месяц; - совершение прогула (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) – штраф в размере 70% от размера премии в отчетный месяц; - совершение нескольких прогулов (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) – штраф в размере 100% от размера премии в отчетный месяц |
3.2 Экономическая эффективность внесенных предложений
Внедрение данных мероприятий по оценкам сотрудников предприятия позволит увеличить продолжительность рабочей смены и количество рабочих дней до уровня плановой величины – на 0,6 час. и 4 дня соответственно.
Изменение уровня среднечасовой выработки за счет определенного фактора можно рассчитать по следующей формуле:
DЧВ =DФРВ/(100-DФРВ)*100 (3.1)
где DФРВ – процент относительного изменения фонда рабочего времени за счет проведения определенного мероприятия
DФРВ = (218*0,78)/(214*0,76)*100-100 =4,55%
Следовательно, изменение уровня среднечасовой выработки составит:
4,55/(100-4,55)*100 =4,77%
Исходные данные для расчета представлены в таблице 3.7.
Таблица 3.7
Исходные данные для расчета эффективности мер по укреплению трудовой дисциплины в ООО «Партнерснабкомплект»
Показатель | Значение показателя |
1. Выручка от реализации погонажных изделий, тыс.руб. | 4686,65 |
2. Количество сотрудников, занятых на производстве погонажных изделий, чел. | 19,00 |
3.Отработано дней одним сотрудником за год, дни | 214,00 |
4.Средняя продолжительность рабочего дня, ч | 7,60 |
5.Среднечасовая выработка одного сотрудника, занятого на производстве погонажных изделий, тыс.руб. (пок.1/пок.2/пок.3/пок.4) | 0,15 |
После снижения целодневных и внутрисменных простоев изменение уровня среднечасовой выработки составит:
0,15 тыс.руб./чел.*4,77%/100% =0,08 тыс.руб./чел.
Плановый уровень среднечасовой выработки составит:
0,08 +0,15 =0,23 тыс.руб./чел.
Тогда объем производства по плану составит:
0,23*7,8*218*19 =7430,75 тыс.руб.
За счет снижения целодневных и внутрисменных простоев предприятие сможет увеличить объем производства на 2744,1 тыс.руб.:
7430,75-4686,65 =2744,1 тыс.руб.
Рассмотрим эффект от разработки и внедрения системы премирования. Эффект – это превышение результатов мероприятий над затратами на его проведение. Затратами будут являться дополнительные расходы на выплату установленных премий, результатами – дополнительный объем производства погонажных изделий.
Расчет эффекта проводился исходя из предположения, что все работающие, занятые на производстве погонажных изделий в течение года работали в строгом соответствии с установленным плановым регламентом рабочего времени и качественно и своевременно выполняли свои прямые обязанности. Необходимо рассчитать увеличение заработной платы, исходя из оплаты по тарифным ставкам и окладам (таблица 3.8).
Таблица 3.8
Расчет увеличения затрат на выплату заработной платы от внедрения системы премирования
Показатель | Рабочие | Служащие | Специалисты | Руководители | Итого |
1. Среднемесячная оплата труда одного сотрудника по тарифам и окладам, руб. | 9120 | 8640 | 11100 | 17250 | - |
2. Увеличение оплаты труда одного сотрудника за счет системы премирования –25%, руб. (пок.1*0,25) | 2280 | 2160 | 2775 | 4312,5 | - |
3. Количество сотрудников, занятых на производстве погонажных изделий, чел. | 13,00 | 2,00 | 1,00 | 3,00 | 19,00 |
4. Общее увеличение фонда оплаты труда, тыс.руб. (пок.2*пок.3/1000) | 29,64 | 4,32 | 2,78 | 12,94 | 49,67 |
Таким образом, за счет увеличения премий, фонд оплаты труда увеличится на 49,67 тыс.руб., следовательно, на эту же сумму увеличится себестоимость производства погонажных изделий.
Кроме того, в связи с увеличением объема производства погонажных изделий произойдет увеличение переменных расходов в составе себестоимости, так как их уровень зависит от объема производства. Так как в 2008 году переменные расходы на производство погонажных изделий составляли 2476,86 тыс.руб., то после увеличения объема производства переменные расходы составят:
2476,86 * 7430,75/4686,65 =3927,1 тыс.руб.
Общая себестоимость составит:
3927,1+(4503,37-2476,86) +49,67 =6003,28 тыс.руб.
Сравнительный анализ показателей до и после внедрения системы премирования и депремирования представлен в таблице 3.9.
Таблица 3.9
Анализ затрат и результатов до и после внедрения системы премирования и депремирования ООО «Партнерснабкомплект»
Показатель | Значение показателя, тыс.руб. | Отклонение | |
до внедрения системы премирования | после внедрения системы премирования | ||
1.Выручка от реализации погонажных изделий, тыс.руб. | 4686,65 | 7430,75 | 2744,10 |
2. Себестоимость реализованных погонажных изделий, тыс.руб. | 4503,37 | 6003,28 | 1499,91 |
3.Прибыль от реализации погонажных изделий, тыс.руб.(стр.1-стр.2) | 183,28 | 1427,47 | 1244,19 |
4. Рентабельность производства погонажных изделий, % | 4,07 | 23,78 | 19,71 |
5. Рентабельность реализации погонажных изделий, % | 3,91 | 19,21 | 15,30 |
6. Среднегодовая выработка одного сотрудника, занятого производством погонажных изделий, тыс.руб./чел. | 246,67 | 391,09 | 144,43 |
7. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. | 0,96 | 0,81 | -0,15 |
Данные таблицы 3.9 показывают, что после укрепления трудовой дисциплины предприятие сможет увеличить выручку от реализации на 2744,1 тыс.руб., что вызовет рост себестоимости производства погонажных изделий на 1499,91 тыс.руб. Однако затраты на 1 рубль реализованной продукции снизятся на 0,15 руб., что приведет к существенному росту прибыли на 1244,19 тыс.руб.
В свою очередь рост прибыли приведет к росту рентабельности производства погонажных изделий на 19,71% и росту рентабельности продаж погонажных изделий на 15,3%.
Также более эффективно будут использованы трудовые ресурсы, так как среднегодовая выработка одного сотрудника увеличится на 391,09 тыс.руб.
Динамика показателей представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Динамика основных финансовых показателей ООО «Партнерснабкомплект» до и после внедрения системы премирования и депремирования
Далее необходимо рассчитать эффект от внедрения системы депремирования на предприятии. В расчете рассмотрен эффект, приходящегося на одного рабочего (таблица 3.10).
Таблица 3.10
Расчет эффекта от разработки системы депремирования
Показатели | До разработки мероприятий | После разработки мероприятий |
1. Оплата труда рабочего по тарифам, руб. | 9120 | 9120 |
2. Ежемесячная премия установленная предприятием -20% от оклада | 1824 | 1824 |
3. Штраф в размере 70% от премии, руб.: | - | 1276,8 |
4. Заработная плата рабочего (стр.1+стр.2-стр.3), руб. | 10944 | 9667,2 |
5. Эффект для ООО «Партнерснабкомплект» , руб. |
- | 1276,8 |
Эффект для предприятия определяется в размере штрафа, удержанного с работника. Если в настоящее время предприятие, несмотря на прогулы и недополучение выручки вследствие их, выплачивает работникам их фиксированную заработную плату, то предлагаемая система депремирования позволяет предприятию не нести издержки, связанные с выплатой зарплаты прогулявшему работнику.
Таким образом, с целью оптимизации затрат на производство погонажных изделий было предложено наращивать объемы их производства и реализации, так как в настоящее время существует значительный платежеспособный спрос на данный вид продукции ООО «Партнерснабкомплект». Наращивать объемы производства предприятию предложено за счет роста производительности труда путем сокращения потерь рабочего времени. Для реализации данного мероприятия предложено внедрить систему премирования и депремирования сотрудников за исполнение трудовой дисциплины. В настоящее время работники ООО «Партнерснабкомплект» получают фиксированную заработную плату, состоящую из оклада и премии, независимо от рабочего времени, которое они проработали, и независимо от качества и своевременности выполненных ими работ. Предлагаемые системы премирования и депремирования работников позволят предприятию повысить заинтересованность работников в качестве и своевременности выполнения должностных обязанностей, повысить трудовую дисциплину, увеличить фонд рабочего времени работников. Система премирования выгодна как для работников предприятия, потому что увеличивается фонд оплаты труда на 49,67 тыс.руб., так и для самого предприятия, так как уровень прибыли увеличивается на 1244,19 тыс.руб. за счет роста выручки от реализации на 2744,1 тыс.руб. и снижения уровня затрат на рубль выручки на 0,15 руб.
Заключение
В работе была проведена диагностика показателей кредитоспособности предприятия ООО «Партнерснабкомплект».
Анализ основных технико-экономических показателей позволяет сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия, несмотря на рост выручки от реализации всех видов продукции, эффективное использование трудовых ресурсов и основных фондов. Данный вывод обосновывается тем, что в 2008 году наблюдается снижение прибыли от реализации всех видов продукции предприятия, рентабельности, что вызвано неэффективностью затрат. Основными резервами роста эффективности деятельности предприятия являются снижение затрат, рациональное использование средств на заработную плату, рост объемов реализации
Анализ финансового состояния показал, что предприятие находится в кризисном состоянии, наблюдается снижение платежеспособности предприятия.
На создавшуюся ситуацию повлияли внешние факторы: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, снижение платежеспособного спроса со стороны населения. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения иногда непосилен предприятию.
К внутренним факторам следует отнести: снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости.
Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации:
оптимизация затрат;
привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход;
формирование оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
С целью оптимизации затрат на производство погонажных изделий было предложено наращивать объемы их производства и реализации, так как в настоящее время существует значительный платежеспособный спрос на данный вид продукции ООО «Партнерснабкомплект». Наращивать объемы производства предприятию предложено за счет роста производительности труда путем сокращения потерь рабочего времени. Для реализации данного мероприятия предложено внедрить систему премирования и депремирования сотрудников за исполнение трудовой дисциплины. В настоящее время работники ООО «Партнерснабкомплект» получают фиксированную заработную плату, состоящую из оклада и премии, независимо от рабочего времени, которое они проработали, и независимо от качества и своевременности выполненных ими работ. Предлагаемые системы премирования и депремирования работников позволят предприятию повысить заинтересованность работников в качестве и своевременности выполнения должностных обязанностей, повысить трудовую дисциплину, увеличить фонд рабочего времени работников. Система премирования выгодна как для работников предприятия, потому что увеличивается фонд оплаты труда на 49,67 тыс.руб., так и для самого предприятия, так как уровень прибыли увеличивается на 1244,19 тыс.руб. за счет роста выручки от реализации на 2744,1 тыс.руб. и снижения уровня затрат на рубль выручки на 0,15 руб.
Список использованной литературы
Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2006 – 427 с.
Бурцев В.В. Управление прибылью предприятия // Финансовый менеджмент, № 4. – 2006. – с. 12-18.
Волков А.А., Боткин И.О. Рыночная модель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. // Проблемы региональной экономики. - 2006. - № 1/2. - С. 213-230.
Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615с.
Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. – М. ИНФРА-М, 2002. - 208 с.
Евсеева А.Ю. Оценка кредитоспособности организации-заемщика // Налоговое планирование, 2005, №3.
Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2007. – 576 с.
Ефимова О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет.- 2006.- № 2 .- С.66-72.
Жуков В.Н. Формирование финансовых результатов для целей анализа// Бухгалтерский учет. - 2006.- № 12. - С.4-11.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 768 с.
Маклаков Г.В. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности: Учебное пособие. - Н-ск: СибУПК, 2007.- 112 с.
Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2006 – 457 с.
Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2006. – 437 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2006. - 687 с.
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 408 с.
1 Евсеева А.Ю. Оценка кредитоспособности организации-заемщика // Налоговое планирование, 2005, №3.
2 Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. – М. ИНФРА-М, 2002. - 208 с.
3 Волков А.А., Боткин И.О. Рыночная модель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. // Проблемы региональной экономики. - 2006. - № 1/2. - С. 213-230.
4 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2006. - 687 с.
5 Маклаков Г.В. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности: Учебное пособие. - Н-ск: СибУПК, 2007.- 112 с.
6 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2007. – 576 с.
7 Волков А.А., Боткин И.О. Рыночная модель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. // Проблемы региональной экономики. - 2006. - № 1/2. - С. 213-230.
8 Маклаков Г.В. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности: Учебное пособие. - Н-ск: СибУПК, 2007.- 112 с.
9 Жуков В.Н. Формирование финансовых результатов для целей анализа// Бухгалтерский учет. - 2006.- № 12. - С.4-11.
10 Волков А.А., Боткин И.О. Рыночная модель методики расчета экономической эффективности инвестиционных проектов. // Проблемы региональной экономики. - 2006. - № 1/2. - С. 213-230.
11 Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
12 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2005. – 576 с.
13 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 768 с.
14 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2005. – 576 с.
15 Ефимова О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет.- 2006.- № 2 .- С.66-72.
16 Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 408 с.
17 Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2006 – 457 с.
18 Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2006. – 437 с.
19 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2007. – 576 с.
20 Бурцев В.В. Управление прибылью предприятия // Финансовый менеджмент, № 4. – 2006. – с. 12-18.
21 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615с.
22 Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2006 – 427 с.