Введение
Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. По-настоящему она стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.
Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 году, создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.
Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.
Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией административное деление. Страна делится на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них — Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользуются правом самим вводить различные виды региональных и местных налогов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налоговые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоятельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федеральным законам в области налогообложения.
В соответствии с административно-территориальным делением налоговая система Испании трехступенчата: налогообложение осуществляется на государственном, региональном и местном уровнях.
Высшим органом власти, устанавливающим налоги, является парламент, высший орган, управляющий налоговой системой, — Министерство экономики и финансов. Последнее выпускает разъяснения и инструктивные письма в отношении применения налоговых законов, а также отвечает на запросы налогоплательщиков по отдельным нестандартным случаям и ситуациям. Такие ответы служат руководством для налоговых органов, хотя как налогоплательщики, так и налоговые органы могут оспорить их в суде, если считают не соответствующими действующим налоговым законам.
Непосредственно сбором налогов занимается Государственное агентство налоговой службы, имеющее главную контору в Мадриде и региональные управления в столице каждой провинции. Отдельные департаменты налоговой службы управляют сбором прямых и косвенных налогов.
Государственное агентство налоговой службы Испании сумело успешно решить задачу регистрации и учета налогоплательщиков через свой информационный центр. Каждое юридическое и физическое лицо имеет идентификационный номер. Юридическому лицу он присваивается налоговой службой при регистрации новой компании. А для учета физических лиц используются идентификационные номера Министерства внутренних дел. Все данные о налогоплательщиках страны находятся в компьютерной системе налоговой службы в Мадриде.
Федеральные налоги
А) Подоходный налог с физических лиц.
Наиболее высокие доходы бюджета обеспечиваются за счет подоходного налога с физических лиц.
Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Помимо заработной платы, доходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивидендов от капитала, поступлений от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок в нее включаются пенсии, пособия по безработице и другие социальные выплаты.
С фиксированной заработной платы, получаемой по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования.
Не облагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные стипендии, выигрыши в лотереях, разовые пособия при увольнении с работы. Из налогооблагаемого дохода вычитается по 120 евро в год на каждого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет.
Из годового дохода исключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% от дохода и не свыше суммы 1500 евро. Частично можно вычесть документированные расходы на лекарства. Для исчисления налога к доходу добавляется 2% от стоимости недвижимого имущества.
Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму.
Подоходный налог в Испании уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 2400 евро в год, во втором - 4800 евро.
Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная ставка - 20%, максимальная - 56%. Последняя применяется при доходах свыше 57000 евро в год у одного человека или свыше 66000 евро у семейной пары.
Законодательством Испании установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.
15% подоходного налога из федерального бюджета передаются в бюджеты регионов.
Б) Налог на прибыль корпораций.
Одним из основных прямых налогов в Испании является налог на прибыль корпораций. Ставка налога составляет 35%. Для кооперативов ставка понижается до 26%.
При этом в Испании действует обширная система льгот по налогу на прибыль. За создание каждого дополнительного рабочего места налогооблагаемая база уменьшается на 90 евро. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека
Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.
С 2007 года льготы по налогу на прибыль получили также компании, занятые в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т. д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.
Кроме того, с 2008 года предусмотрено сокращение размера общей ставки налога на прибыль с 35 до 30 процентов. К этому следует добавить возможность применения норм ускоренной амортизации.
Общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 процентов от начисленного налога.
Отдельно стоит рассмотреть налогообложение дивидендов в Испании. Если дивиденды выплачивает испанская материнская компания дочерней, расположенной в Евросоюзе, они освобождены от налога на прибыль. Но при условии, что испанская холдинговая компания владеет не менее 25 процентами акций дочерней компании в течение не менее 12 месяцев. В остальных случаях полученные дивиденды облагаются корпоративным налогом по стандартной ставке 35 процентов.
Декларации по налогу на доход корпораций подаются в налоговый орган раз в год - к 1 июля года, следующего за отчетным.
В) Налог на добавленную стоимость.
Важное место в федеральной налоговой системе Испании, как и в Росси, занимает налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура -IVА). В доходной части федерального бюджета сумма НДС составляет около 25%.
Как и в большинстве стран, налогом на добавленную стоимость в Испании облагается внутренний оборот с освобождением экспортных операций. От обложения также освобождены медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.
Общая ставка налога для всех операций по реализации - 16%.
Кроме основной, функционируют две пониженные ставки налога. Самая низкая - 4%. Она применяется при реализации товаров первой необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, книги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов).
Вторая ставка - 7% - применяется в отношении реализации продуктов питания, которые не входят в первую группу (мясо, полуфабрикаты и т. п.), а также при налогообложении профессиональной деятельности театров, музеев, выставок, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных услуг.
В законодательстве Испании закреплена норма, аналогичная практике российских налоговиков: если размер вычетов по НДС превышает определенную долю от начислений, должна проводиться документальная проверка компании. Однако вернут НДС только по результатам предоставления итоговой (годовой) декларации. При том что налоговый период - квартал. Квартальная декларация подается в течение месяца, следующего за истекшим кварталом.
С 1 января 2008 года в Испании действует система группировки плательщиков НДС, суть которой состоит в том, что компании холдингового типа должны платить НДС по совокупным показателям, хотя каждое юридическое лицо в группе сохраняет свой регистрационный номер плательщика НДС и подает отдельную налоговую декларацию.
Чтобы получить право перейти на новый порядок уплаты НДС, главная компания должна быть налоговым резидентом Испании или являться постоянным представительством иностранной компании и владеть (прямо или косвенно) не менее 50% доли в каждом из подчиненных юридических лиц (налоговых резидентов Испании или постоянных представительств иностранной компании).
Г) Акцизы
Вторым по значимости косвенным налогом Испании являются акцизы. Их доля в бюджете - примерно 13%.
Перечень объектов налогообложения соответствует мировой практике: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары. То есть акцизами в Испании, как и в России, облагаются товары, массовое использование которых нежелательно или вредно, а также предметы роскоши. (Генеральный налоговый кодекс Испании от 28.12.1963).
Названные выше четыре налога в Испании обеспечивают более 84% доходов федерального бюджета. Остальное - таможенные пошлины, пени за просрочку налоговых платежей и неналоговые поступления. В общей сумме собираемых налогов ведущее место занимают прямые налоги — более 60%, на долю косвенных приходится около 25%, остальное — платежи по социальному страхованию.
Региональные налоги
Региональные
налоги в Испании
целесообразно
классифицировать
по двум группам.
Первая - это
собственные
налоги, устанавливаемые
правительствами
регионов. Вторая
- налоги, бывшие
ранее федеральными,
но после частичной
реформы налогообложения
1994 года переданные
территориям
для укрепления
их финансового
положения. К
ним относятся:
А) Налог на
собственность
(имущество)
Высчитывается по прогрессивной шкале со ставками от 0,2% до 2,5% в год. Оплачивается резидентом (физическим лицом) в Испании раз в год одновременно с подоходным налогом в том случае, если суммарное имущество налогоплательщика превышает 90.000 евро. В счет идут: недвижимость, транспортные средства, сальдо в банках, депозиты и иные финансовые продукты, драгоценности, произведения искусства и т.д. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности.
Б) Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
Ставки от 7,65% до 34%. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник.
В) Налог на передачу имущества.
Плательщиками выступают юридические лица при приобретении основных средств (движимого или недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности) или аренде имущества. Передача движимого имущества облагается по ставке 4% от суммы сделки, недвижимого имущества - 6% от его кадастровой стоимости.
Местные (муниципальные) налоги
Муниципальные налоги, существующие в каждой зоне, практически идентичны. Основными из них являются:
А) Налог на недвижимость.
Речь идет о земельных участках и строениях в пределах муниципального округа. Ставка по данному налогу регулируется муниципалитетами и составляет, как правило, 3%. Оценка имущества производится Кадастровым управлением.
Данный налог выплачивается один раз в год. Он составляет около 15% муниципальных доходов.
Следует обратить внимание, что налог с недвижимости, находящейся в собственности компаний, которые зарегистрированы в офшорных зонах, взимается по повышенной ставке – 5%. Список офшорных территорий утверждается правительством в соответствии с рекомендациями организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). В частности, это Британские Виргинские острова, Панама, Сейшельские острова, Белиз, Невис, Самоа, Багамские острова, Маршалловы острова, Доминика.
Б) Налог на экономическую деятельность.
Основным муниципальным налогом является налог на экономическую деятельность, схожий с российским единым налогом на вмененный доход. Он был введен с целью усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании. Данный налог дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов.
Налог платят юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские), в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие: вид деятельности, метраж занимаемого помещения, энергопотребление, место расположения предприятия, муниципальный коэффициент, количество наемных лиц. В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.
В) Налог на автотранспортные средства.
Составляет около 100-200 евро в год за средний автомобиль.
Также существуют местные налоги, такие как:
- налог на возрастающую стоимость земельных участков. Вносится при изменении владельца участка в случае, если его кадастровая стоимость возросла за период, прошедший от приобретения до продажи.
- налог на строительство зданий общественной значимости;
- налог на вывоз мусора и другие.
Вводятся также специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Так, например, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтересованных жильцов расположенных в данном месте домов.
Следует указать, что введение дополнительных муниципальных налогов возможно только с разрешения вышестоящих органов управления - правительств автономных территорий, имеющих на это право.
Особый налоговый режим Канарских островов
Для Канарских островов испанская конституция и налоговое законодательство закрепляют особый экономический и налоговый режим. Эта территория является свободной экономической зоной (СЭЗ), созданной с целью стимулировать экономическую деятельность на Канарских островах. СЭЗ позволяет компаниям, зарегистрированным в регионе, компенсировать трудности, возникающие в результате географической удаленности от европейских рынков.
Доходы компаний, зарегистрированных в специальной налоговой зоне Канарских островов облагаются налогом на доходы корпораций по сниженной налоговой ставке 4%. Имущество (основные средства), приобретаемое такими организациями для осуществления хозяйственной деятельности, не облагается соответствующим налогом. Дополнительные налоговые льготы предоставляются также в зависимости от количества работающих, вида коммерческой деятельности и прибыльности предприятия. Они выражаются в скидках от суммы начисленного налога.
В 2006 году Европейская комиссия разрешила Испании продлить действие особого налогового режима до конца 2019 года, после чего снова рассмотрит вопрос о целесообразности существования этой СЭЗ на территории Евросоюза.
В пределах Канарской специальной экономической зоны компания может заниматься только деятельностью, подпадающей под льготные категории производства, согласно перечню, утвержденному правительством Испании.
Контроль за исполнением налоговых обязательств
Сбор налогов в Испании хорошо налажен, налоговая инспекция обеспечена компьютерной техникой и программами по последнему слову техники и очень внимательно следит за своевременными и полными платежами. Кроме того, информация в налоговую инспекцию приходит из разных источников — например, из Реестра собственности Испании, поэтому при существующем дублировании укрыться от налогов очень непросто.
Установлен жесткий контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое агентство. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах).
Заполняемые декларации в Испании хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать её у любого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков в Испании обязаны вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить налоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост. Предприниматели просто не фиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многие прибегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд, возвращающие в государственную казну денежные средства, укрытые от налогообложения.
Нерезиденты и конвенция об избежании двойного налогообложения
Существуют особенности налогообложения резидентов иностранных государств, имеющих с Испанией соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения. Эти особенности затрагивают условия налогообложения прибыли, получаемой нерезидентами от предпринимательской деятельности в Испании, а также уплачиваемых процентов и дивидендов.
Так, существует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания, заключенная в 1998 году.
Она применяется к лицам, которые являются налоговыми резидентами одного или обоих государств (Испании и России). Под налоговым резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. В том числе Конвенция распространяется и на компании, зарегистрированные на Канарских островах.
Например, Конвенция предусматривает возможность применения льготной ставки 5% при уплате дивидендов резидентом одного государства резиденту другого государства. Эта ставка применяется, если компания, получающая дивиденды (резидент одного государства) вложила в капитал компании, уплачивающей дивиденды (резидента другого государства), более 100 тыс. евро и такие дивиденды не облагаются налогом в стране получателя дивидендов.
Кроме Российской Федерации, у Испании заключен договор об исключении двойного налогообложения со следующими станами: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Ирландия, Италия, Индия, Канада, Китай, Корея, Люксембург, Марокко, Мексика, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния и некоторые страны бывшего СССР.
Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании нет конвенции об исключении двойного налогообложения, платят налоги как резиденты. Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании есть конвенция об исключении двойного налогообложения, но при этом не предоставившие справки или не подавшие декларацию о нерезидентности, платят налоги как резиденты. При этом банки, которые оперируют в Испании, обязаны:
- удерживать с нерезидентов в Испании 25% от процентов, полученных по текущим, сберегательным и депозитным счетам;
- удерживать с нерезидентов в Испании 25% от доходов, полученных по операциям со страховками и 35% от операций купли-продажи инвестиционных фондов и акций.
Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании есть конвенция об исключении двойного налогообложения и предоставившие справки или декларацию о нерезидентности, не подвергаются вышеупомянутым удержаниям со стороны банков и платят подоходный налог вместе с налогом на имущество нерезидентов по упрощенной форме и символическим ставкам. Срок подачи - в течение всего года.
Заключение
Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании также осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и другие. В России, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.
Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.