Содержание
1. Денежный оборот, его структура и принципы организации
2. Функции кредита и их реализация в современных условиях
3. Национальный банк, главные цели его политики и деятельности
Денежный оборот, его структура и принципы организации
В процессе производства хозяйственной деятельности возникает необходимость платежей, обусловленных поставкой продукции, оказанием услуг или взаимоотношениями с государственными органами.
Движение наличных денег и безналичных форм расчетов тесно взаимодействует между собой и представляет единый денежный оборот.
Национальная роль денежного оборота выражается в том, что он благодаря особенному свойству денег быть общим эквивалентом, объединяет взаимодействие отдельных субъектов системы по поводу создания, распоряжения, перераспределения и использования общественного продукта. Исходя из связи денежного оборота и увеличением совокупного общественного продукта, выделяют движение денег опосредствующие товары и товарный оборот.
Денежный оборот - сумма всех денежных платежей предприятий, организаций, учреждений и населения, совершаемых с участием денег, функционирующих в качестве средства обращения и средства платежа (Шварц).
Общие принципиальные черты:
- денежный оборот представляет собой совокупность всех денежных потоков;
- независимо от формы организации денежного оборота деньги выступают единым мерилом стоимости общественного продукта и национального богатства. Они обслуживают весь процесс воспроизводства.
- денежный оборот должен иметь кредитную основу, т.е. авансирование денег хозяйственному обороту, а также платежных средств населению должны осуществляться преимущественно в кредитной форме;
- в настоящее время повышается научный уровень планирования денежного оборота, конкретным проявлением которого являются финансовые, кредитные планы и планы по денежному обращению не только текущего, но и перспективного характера.
Структура денежного оборота характеризует его отдельные целостные части. Она может определяться по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация денежного оборота в зависимости от:
формы функционирующих в нем денег;
характера отношений, которые обслуживает та или иная часть денежного оборота;
особенностей платежа;
субъектов, между которыми осуществляется движение денег;
функциональной структуры денежного оборота.
В зависимости от форм, используемых в нем денег денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный (наибольший удельный вес приходится на безналичный). Безналичный оборот является отражением экономических отношений между предприятиями, организациями, учреждениями, финансово-кредитной системой и населением (в части безналичных расчетов), то есть обслуживает главным образом организованный рынок.
В налично-денежном обороте находят отражение экономические связи как между предприятиями и населением, финансово-кредитной системой и населением, так и между отдельными членами общества.
Можно воздействовать на налично-денежный оборот через платежеспособный спрос населения, объем и структуру товарооборота, услуг, цену.
Взаимосвязь безналичного и налично-денежного оборотов является двусторонней.
В зависимости от особенностей платежа движение денег может опосредствовать товарный и нетоварный оборот.
Товарный оборот связан главным образом с процессами производства и реализации продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Нетоварный - с выполнением финансовых обязательств и осуществлением других платежей нетоварного характера. В связи с этим можно рассматривать:
Денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчеты по товарным операциям и по отдельным нетоварным обязательствам юридических и физических лиц, при этом движение денег всегда связано с движением товаров.
Денежно-кредитный оборот - охватывает кредитные отношения.
Денежно-финансовый оборот, в который вовлечены финансовые отношения, финансовые обязательства.
В зависимости от субъектов и каналов денежные расчеты бывают:
* межбанковским;
* банковским;
* межхозяйственным;
* оборотом домашнего хозяйства.
Функциональная структура денежного оборота включает в себя денежные обороты звеньев народного хозяйства — сферы материального производства, непроизводственной сферы, населения, финансово-кредитной системы.
Принципы денежного оборота — это основополагающие положения при организации денежного оборота. К основным из них можно отнести следующие:
- предприятия, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания;
- все предприятия (объединения), организации, учреждения, предприниматели обязаны хранить денежные средства на счетах в банках (установлен единый порядок открытия банками всех видов счетов, и он обязателен для исполнения всеми банками, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами);
- порядок осуществления расчетов и платежей регулируется: в безналичном порядке через банки производятся расчеты между субъектами хозяйствования, а также между предпринимателями; население при расчетах использует, как правило, наличные деньги.
- формируется объективно необходимое количество денежных средств по структурным звеньям и в целом по хозяйству.
2. Функции кредита и их реализация в современных условиях
Кредит происходит от латинского "kreditum" (ссуда, долг). В то же время "kreditum" переводится как "верую", "доверяю". В широком смысле слова — и с юридической, и с экономической точек зрения — кредит — это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнеров (ссудодатель, кредитор) предоставляет другому (ссудополучателю, заемщику) деньги (иногда имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. При кредите появляется договор займа, или ссуды (понятия займа и ссуды можно использовать как синонимы). В современных условиях все ссуды оформляются в виде денежного кредита, и кредитные отношения являются частью всех денежных отношений. Главное, что отличает денежную ссуду от всех других форм денежных отношений, — это возвратное движение стоимости. В кредите находят выражение производственные отношения, когда хозяйствующие субъекты, государство, организации или отдельные граждане передают друг другу стоимость на условиях возвратности во временное пользование. Под кредитными отношениями подразумеваются все денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, совершением страховых операций (частично) и т.д. Деньги выступают как средство платежа всюду, где присутствует кредит. Даже когда заемщик получает, например, семенную ссуду, она оформляется в форме денежного кредита. Следовательно, кредит — особая форма движения денег. Это категория рыночная. Рынок должен обслуживаться особым фондом денежных средств (назовем его ссудным фондом общества), которые могут предоставляться экономическим субъектом на условиях возвратности. Формой движения ссудного фонда и является кредит. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение разутых общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве, производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. Как появляются средства, которые можно использовать в качестве заемных ресурсов для удовлетворения нужд товаропроизводителей и государства? Свободные денежные средства образуются в процессе хозяйственной деятельности предприятий. Получив выручку от реализованной продукции, предприятие постепенно, частями тратит ее на покупку сырья, топлива, материалов, часть полученной прибыли оно тоже использует не сразу, а спустя некоторое время после ее поступления. В итоге образуются временно свободные денежные средства на счетах предприятий в банках. Временное высвобождение средств происходит также и в результате того, что стоимость основных фондов переносится на произведенные товары по частям и возвращается к предприятиям в денежной форме. Расходуются эти средства постепенно, в связи с чем образуются свободные денежные ресурсы в виде неиспользованных амортизационных фондов. Заработная плата рабочим и служащим обычно выплачивается два раза в месяц, а поступление денег за проданную продукцию происходит чаще, что тоже обеспечивает на определенные сроки высвобождение денежных средств. Поступление денежных средств в бюджет и их расходование не всегда совпадают во времени, поэтому на какой-то период образуются свободные остатки денежных средств.
Кредит может быть предоставлен не только в виде прямой ссуды, обусловленной заключенным договором, но также в формах аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если это вытекает из договора купли-продажи, подряда и не запрещено законодательными актами.
К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд.
Рассмотрим подробнее каждый из принципов.
Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.
Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому «золотое» банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.
Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение.
Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитования, под которыми понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий момент и в перспективе.
Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту.
Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков - риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок.
Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами
При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны учитывать следующие факторы:
- ставка рефинансирования НБ РБ;
- средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам различного вида);
- структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);
- спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);
- срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения;
- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег).
Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как макроэкономические интересы, так и интересы на микроуровне обоих субъектов кредитной сделки - банка и заемщика.
Большинство экономистов при рассмотрении функций экономической категории основываются на следующих положениях: функция не равнозначна сущности и отражает только определенные сущностные черты; вместе с тем, она представляет собой специфическое проявление сущности как целостного явления. Кредит, будучи распределительной категорией, относится к фазе обмена или имеет двойственную природу.
С этих позиций обычно выделяют:
- перераспределительную функцию кредита;
- функцию замещения наличных денег кредитными операциями;
- контрольно-стимулирующая функция, означающая не контроль деятельности каких-то контролирующих органов, а самоконтроль предприятий с помощью экономических рычагов. В этом случае с помощью кредита осуществляется денежный контроль за процессом воспроизводства. Поэтому с помощью контрольно-стимулирующей функции кредит как бы сигнализирует о состоянии производства и побуждает предприятия к улучшению своей работы, совершенствованию производственных отношений.
Перераспределительная функция кредита.
Назначение кредита в этой функции заключается в перераспределении стоимости в денежной или товарной форме между субъектами экономических отношений.
Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуляции средств, так и при их размещении, т.е. посредством кредита происходит распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предприятиям и организациям (так же, как сбережений населения) для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.
Данную функцию кредита можно проследить на примере ипотечного кредитования.
Ипотечное кредитование помогает не только решить важную социальную проблему обеспечения населения жильем, но и стимулирует инвестиционную активность, способствует развитию строительного комплекса и связанных с ним отраслей промышленности.
Эти и другие эффекты ипотеки делают очевидной необходимость кредитования также и в странах с переходной экономикой, поскольку во многих случаях механизм влияния ипотеки на экономику положительным образом воздействует на решение проблем переходного периода.[2, с. 12]
Выделяют следующие черты, характеризующие специфику перераспределения стоимости на основе кредита.
Кредитное перераспределение охватывает, как правило, только временно свободные ресурсы. Объем кредитных ресурсов по своему потенциалу значительно превышает, например, объем ресурсов, распределяемых через бюджетную сферу. Кроме того, возвратность кредитных ресурсов позволяет предоставлять их в ссуду повторно в течение данного периода времени, что расширяет возможности кредитования. Преимуществом перераспределения посредством кредита является также оперативность предоставления средств, в то время как распределение бюджетных ресурсов определяется на весь календарный срок при планировании бюджета.
В качестве источника кредитования используются временно свободные ресурсы, аккумулированные в амортизационных фондах предприятий; ранее произведенное оборудование предоставляется во временное пользование на условиях лизинга и т.д. По сути дела в процесс перераспределения через кредитную сферу может включаться все национальное богатство.
Перераспределение кредитных ресурсов в пользование хозяйствующим субъектам носит производительный характер, то есть перераспределяемая стоимость включается в хозяйственный оборот заемщика. Эта особенность обусловлена такой сущностной чертой кредита, как возвратность. Для того чтобы иметь возможность возвратить ссуженные ресурсы в срок и с уплатой ссудного процента, заемщик должен использовать полученные средства эффективно, вложить их в воспроизводственный процесс возрастания стоимости.
Перераспределительная функция кредита охватывает различные уровни движения ссужаемой стоимости. Кредитное перераспределение может быть межтерриториальным, межотраслевым, внутриотраслевым.
Известно, что в кредитной сделке принимают участие хозяйствующие субъекты независимо от их местонахождения. В связи с этим кредитные ресурсы, мобилизованные в одном районе (области, стране), могут быть использованы для кредитования в другом районе (области, стране). В этом случае имеет место межтерриториальное перераспределение,
Если кредитные ресурсы формируются за счет временно свободных денежных средств предприятий одних отраслей, а затем используются для кредитования предприятий в других отраслях, то имеет место межотраслевое перераспределение.
В условиях рыночной экономики интересы кредиторов, в частности, банков, заключаются в получении возможно большей прибыли. Это достигается главным образом тогда, когда кредиты выдаются высокоэффективным предприятиям, продукция которых пользуется устойчивым спросом на рынке, поскольку в этом случае наиболее высока гарантия своевременного возврата ссуженных средств и выплаты ссудного процента. Таким образом, с развитием рыночных отношений кредитное перераспределение становится все более активным фактором формирования эффективной структуры экономики.
Однако такая положительная переориентация кредитного перераспределения затруднена из-за инфляции. Следствием инфляционных процессов в кредитной сфере является ухудшение структуры источников кредитования, а также структуры кредитных вложений — снижение доли долгосрочных кредитов, переориентация с кредитования промышленных предприятий на кредитование предприятий торговли для снижения кредитных рисков и т.п.
Функция замещения наличных денег кредитными операциями.
Назначение кредита в этой функции заключается в создании платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения.
Рассматриваемая функция связана со спецификой современной организации денежного оборота, с осуществлением расчетов и платежей в основном в безналичной форме. Известно, что расчеты между экономическими субъектами и предоставление кредита осуществляются главным образом через банки. Помещая и храня деньги в банке, клиент тем самым вступает в кредитные отношения с ним и, кроме того, создает условия для замены наличных денег в обороте кредитными операциями в виде записей по банковским счетам. Становится возможным осуществление безналичных расчетов и предоставление ссуд в безналичном порядке.
Функцию замещения признает большинство экономистов. Однако наиболее распространенной ее трактовкой является "замещение действительных денег кредитными орудиями обращения и кредитными операциями". Тем самым, наряду с развитием безналичного оборота, выделяется такое функциональное назначение кредита как замещение в обращении золота кредитными деньгами.
В процессе движения кредита создаются кредитные орудия обращения, которые в металлических денежных системах выступали представителями золота. К таким кредитным орудиям обращения относятся знаки стоимости в виде банкнот, чеков, векселей, депозитных сертификатов, облигаций и т.п.
Банкноты - разновидность денежных знаков, выпускаемых банками в обращение.
Чек - специальный денежный документ установленной формы, содержащий письменное распоряжение банку выдать указанную в нем сумму предъявителю чека или перечислить на счет чекодателя.
Вексель - вид ценной бумаги. Письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы.
Депозитный сертификат - письменное свидетельство о депонировании денежных средств, которое свидетельствует о праве вкладчика на получение депозита (взноса).
Облигация - вид ценных бумаг с фиксированным доходом, выпускаемых предприятиями или государством, акционерными компаниями, фондами, как долговое обязательство, при котором эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную денежную сумму в определенный момент или выплачивать процент по полугодиям или ежегодно.
Процесс демонетизации золота, состоящий в потере им свойств денежного товара (всеобщего эквивалента), завершился к 70-м годам XX в. Большинство экономистов отрицает даже опосредованную взаимосвязь современных кредитных денег с золотом как основой их стоимостного содержания.
Таким образом, по мере развития товарно-денежных отношений (в том числе кредитных) функция замещения претерпела модификацию. В настоящее время функционирование кредитных орудий обращения уже не носит характер временного замещения полноценных денег, когда вступление в оборот первых приводило лишь к отсрочке движения вторых. В современных денежных системах обращаются только знаки стоимости, которые имеют в основном кредитный характер. К ним в первую очередь относятся банкноты, выполняющие функции наличных денег.
В экономической литературе часто выделяют денежную (или эмиссионную) и контрольную функции кредита.
Содержание денежной функции кредита, по мнению авторов, ее признающих, состоит в выпуске денег в обращение. Они считают, что поскольку современные деньги имеют в основном кредитный характер, то выпуск денег в обращение (денежная эмиссия) и кредитование являются тождественными процессами. Как правило, эти авторы являются сторонниками точки зрения, что в ссуду дается не стоимость, а денежные знаки, лишенные стоимости, то есть форма стоимости. Следует отметить, что, отождествляя эмиссионный и кредитный процессы, данные авторы в то же время склонны различать кредит и деньги как самостоятельные экономические явления.
Довольно многочисленная группа экономистов выделяет контрольную функцию кредита. Представляется, что данная функция характерна скорее для кредитора, чем для кредитного отношения в целом.
3. Национальный банк, главные цели его политики и деятельности
Центральный банк Республики Беларусь именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 г. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов "О Национальном банке Республики Беларусь", "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь".
Конституцией Республики Беларусь определено: "Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег".
С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу. Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер уставного фонда и порядок распределения прибыли определены Уставом Национального банка Республики Беларусь.
По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основные цели деятельности Национального банка:
· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Функции Национального банка:
· разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
· осуществляет эмиссию денег;
· регулирует денежное обращение;
· регулирует кредитные отношения;
· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
· осуществляет валютное регулирование;
· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
· осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
· организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
· консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
· осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
· осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
· устанавливает порядок осуществления банковских операций;
· регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
· определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
· осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
· организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;
· создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
· устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
· организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
· осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
· заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
· дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
· выполняет другие функции в соответствии с Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь[3, с.17].
Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена. Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка. Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.
Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца.
Национальный банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для обеспечения свидетельства о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.
Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.
Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.
В частности, процентная политика Национального банка в 2000 г. была направлена на вывод процентных ставок на денежном уровне положительный уровень посредством регулирования ставки рефинансирования. В результате в 2000 г., начиная с февраля, выл обеспечен положительный реальный уровень ставки рефинансирования.[4, с. 14]
Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства.
Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.
Национальный банк – единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов.
Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.