Содержание
Введение
1 Понятие и система организации денежного обращения РФ
2 Понятие денежной системы РФ, ее элементы и генезис развития
3 Правила ведения кассовых операций организациями
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важнейшими условиями нормального функционирования и стабильности любого государства являются единое финансовое, валютное регулирование, единая денежная система на всей его территории, регулирование на уровне Федерации денежной эмиссии, основ ценовой политики, создание централизованной системы федеральных финансово-экономических органов и служб в данной сфере. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов страны. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости и цен. В современных условиях главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности стала их прибыль, а для обеспечения расширенного воспроизводства в экономике важнейшим фактором является стабильная денежная система.
Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, поэтому в условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежной системы значительно возрастает.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнения.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на базе статистического анализа выявить основы современного денежного обращения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассматривались понятие и система организации денежного обращения РФ:
- анализировалось понятие денежной системы РФ, ее элементы и генезис развития;
- изучались правила ведения кассовых операций юридическими лицами.
1 Понятие и система организации денежного обращения РФ
Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта.
Денежное обращение – проявление сущности денег в их движении. Денежное обращение – сумма всех денежных платежей предприятий, организаций, учреждений и населения, совершаемых с участием денег, функционирующих в качестве средства обращения и средства платежа. Денежное обращение – совокупность постоянно возникающих актов купли-продажи. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
К основным категориям, характеризующим сущность денежного обращения, относятся: денежное обращение представляет собой совокупность всех денежных потоков; денежное обращение выступает единой мерой стоимости общественного продукта и национального богатства; денежное обращение должно иметь кредитную основу; в настоящее время повышается научный уровень планирования денежного обращения.
На величину денежного обращения влияют следующие факторы: во-первых, стоимость общественного продукта и других элементов; во-вторых, в какой мере производимая продукция вступает в обращение; в-третьих, концентрация предприятий, их специализация, в-четвертых, изменения в функционировании денег как средства обращения и средства платежа.
В настоящее время сложилась определенная система организации денежного обращения РФ. Она предусматривает:
- обязательное хранение денежных средств предприятий, организаций, учреждений, за исключением небольших сумм, в банках;
- проведение через банки основной массы денежных расчетов в наличной и безналичной форме;
- расходование наличных денежных средств предусматривается в основном на оплату труда и некоторых товарных закупок;
- ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций, учреждений;
- банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение по ним безналичных и наличных денежных расчетов с соответствующим контролем;
- во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском – государственные денежные знаки.
Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. В настоящее время ограничений для предпринимателей не существует, в отличие от юридических лиц. Для организаций установлены, во-первых, "Порядок ведения кассовых операций..." (утвержден решением Совета директоров ЦБР от 22 сентября 1993 г. N 40), а во-вторых, предельный размер суммы, которая может быть уплачена наличными по одному договору (по состоянию на сегодняшний день эта величина составляет 60 тысяч рублей; определена данная сумма Указанием ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У ЦБ РФ “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами”). В настоящее время предел расчетов наличными установлен Центральным банком. Но подход Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ сводится к тому, что Центробанк действовал в пределах своей компетенции, а значит, можно такие действия ЦБР приравнять к ограничению наличного оборота законом (определение Конституционного суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 164-О).
Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения. В настоящее время на основании Положения № 20-п от 12.03.1998г. «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчётов через расчётную сеть Банка России» и Положения № 36-п от 23.06.1998г. «О межрегиональных электронных расчётах, осуществляемых через расчётную сеть Банка России» большая часть расчётов приходится на электронные платежи.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Например, Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.), устанавливает правила наличных расчетов в РФ, а Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" устанавливает правила безналичных расчетов.
В обязанности Банка России входит лицензирование расчетных систем кредитных организаций. Так, например, в статье 12. ФЗ «О банках и банковской деятельности» прописано, что «кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка Росси».
Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
И таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
С целью упорядочения и укрепления денежного обращения государством проводятся денежные реформы - это полное или частичное преобразование денежной системы. Денежные реформы осуществляются различными методами, в зависимости от экономического положения страны, от степени обесценения дензнаков, от политики государства. Виды денежных реформ:
- переход от одного типа денежной системы к другому или от одного денежного товара к другому, замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной монетой или неразменных дензнаков разменными;
- изменение в системе эмиссии денег;
- стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения образование денежной системы.
Цель любой денежной реформы - стабилизация денежной системы страны. Денежные реформы, восстанавливающие разменность дензнаков на полноценные денежные монеты проводились много раз в 18-19 веках (в России - Петровские реформы, реформы при Екатерине II). Помимо стабилизации денежной системы к целям денежной реформы можно отнести
- увеличение производства и товарооборота;
- оздоровление денежного обращения;
- ликвидацию дефицита госбюджета;
- сжатие денежной массы в обращении - обеспечивается дефляционными мероприятиями;
- ликвидацию дефицита платежного баланса страны и накопление золотовалютных резервов для поддержания валютного курса.
Организация и регулирование денежного обращения возлагается на Банк России, в функции которого в данной области деятельности входит:
- планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
- установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О Центральном банке России» «денежно-кредитное регулирование экономики РСФСР осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами.
Основные направления денежно-кредитного регулирования разрабатываются Банком России и ежегодно представляются Верховному Совету РСФСР для утверждения».
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» «правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».
2 Понятие денежной системы РФ, ее элементы и генезис развития
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Современные денежные системы в различных странах, несмотря на свои особенности, имеют много общего.
Денежная система включает в себя следующие элементы:
- денежная единица - единица денежного счета, которая служит для соизмерения и выражения цен товаров. Наименование денежной единицы и ее частей возникает исторически, но полностью зависит от государства;
- масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице;
- виды денег, являющихся законным платежным средством, - кредитные и бумажные деньги, разменные монеты. Виды денег определяются специальными законами государства или актами правительства;
- эмиссионную систему - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение. Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков - эти процессы регулируются внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения;
- валютный курс - соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью. Он характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран;
- регламентация безналичного денежного оборота - путем установления государством порядка функционирования денег, зачисленных на счета;
- правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов - ориентированы для обслуживания оборота внутри страны;
- государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Государственным органом, осуществляющим денежно-кредитное и валютное регулирование, обычно выступает центральный (национальный) банк страны - Центральный Банк РФ (Банк России).
Современной денежной системе РФ присущи следующие характерные черты: во-первых, преобладание в денежном обращении безналичного оборота; во-вторых, усиление государственного регулирования денежного обращения; в-третьих, отмена официального золотого содержания; в-четвертых, переход к неразменным на золото кредитным деньгам; в-пятых, выпуск в обращение банком не только в порядке кредитования, но для покрытия расходов государства.
Правовые основы функционирования денежной системы России определены в Федеральном законе о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г.
Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции денежной единицей в Российской Федерации и статье 10 ФЗ «О центральном банке РСФСР» официальный денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Рубль является единственным платежным средством на территории РСФСР. В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.
Платежи в иностранной валюте на территории РСФСР могут осуществляться только в порядке, установленном Банком России.
Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено». Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Фиксированный масштаб цен, таким образом, отсутствует и устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.
Обращения
наличных денег
начинаются
с их эмиссии.
Эмиссия – это
выпуск дополнительных
денежных знаков
и является
частью понятия
«выпуск денег
в обращение».
Эмиссия денег
в обращении
существует
практически
одинаково при
любой модели
экономике -
децентрализована
в РФ (ЦБ, расчетно-кассовый
центр). Решение
о выпуске в
обращение новых
банкнот и монеты
и об изъятии
старых, общий
размер эмиссии
принимает совет
директоров
Центрального
банка РФ в
соответствии
с законом о ЦБ
РФ. Банк России
отвечает за
состояние
денежного
обращения с
целью поддержания
нормальной
экономической
деятельности
в стране. Наличные
деньги выпускаются
в виде банковских
билетов (банкнот)
и металлических
монет. Банкноты
и монеты являются
безусловными
обязательствами
Банка России
и обеспечиваются
всеми его активами.
Образцы банкнот
и монет утверждаются
Банком России
по согласованию
с законодательными
органами власти.
Описание новых
денежных знаков
публикуется
в средствах
массовой информации.
О выпуске новых
денежных знаков
Банк России
предварительно
информирует
Правительство
страны. Банкноты
и монеты обязательны
к их приему по
их нарицательной
стоимости на
всей территории
во все виды
платежей для
зачисления
на счета, во
вклады, на
аккредитивы
и для переводов.
Срок изъятия
старых банкнот
не должен быть
меньше одного
года, но и не
более пяти лет.
При обмене не
допускается
какое-либо
ограничение
сумм и субъектов
обмена. Банкноты
и монеты могут
быть объявлены
недействительными
(утратившими
силу законного
платежного
средства). Подделка
и незаконное
изготовление
денег преследуются
по закону.
Ответственность
за покупюрный
состав денег,
необходимый
для бесперебойного
проведения
расчетов наличными
деньгами на
территории
страны, в обращении
возлагается
на ЦБ. Расчеты
на территории
производятся
в валюте РФ,
т.е. в рублях,
за исключением
случаев предусмотренных
соответствующими
законодательными
актами.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России. К этим активам относятся золотой запас, иностранная валюта, государственные ценные бумаги, резервы кредитных организаций, находящихся на счета в ЦБ РФ.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы (банкнот и металлических монет) за определенный период времени
Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг и для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, например, выплата заработной платы, пособий, пенсий, стипендий, при оплате ценных бумаг и выплат по ним доходов и т.д.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
- прогнозирование и организации производства, перевозка, хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов; (ст. 24-29 ФЗ «О центральном банке РСФСР»)
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; (ст. 12 ФЗ «О центральном банке РСФСР»)
- разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных организаций, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при главном территориальном управлении ЦБ РФ. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды банкнот и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Банка России. Эти фонды имеют важное значение для организации и регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
3 Правила ведения кассовых операций организациями
Кассовый оборот - оборот наличных средств, прошедших через кассу учреждения, организации, предприятия. В настоящее время правовые основы организации наличного денежного обращения установлены главой 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утверждено ЦБ РФ 5 января 1998 г. с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.).
Согласно данным актам, организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Прием денежной наличности банками от обслуживаемых предприятий осуществляется по правилам, установленным Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 04.12.2003 N 1351-У, от 01.06.2004 N 1433-У)
При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в один из банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.
В соответствии с действующим законодательством, предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы:
- обязаны
хранить свои
денежные средства
в учреждениях
банков;
- должны
производить
расчеты по
своим обязательствам
с другими
предприятиями
в безналичном
порядке через
учреждения
банков;
- в кассах
организаций
могут храниться
наличные деньги
в пределах
лимитов, устанавливаемых
обслуживающими
их учреждениями
банков по
согласованию
с руководителями
предприятий.
Лимит остатка
наличных денег
в кассе определяется
ежегодно всем
организациям,
независимо
от организационно-правовой
формы и сферы
деятельности.
Если организация
не представила
расчет на
установление
лимита остатка
наличных денег
в кассе ни в
одно из обслуживающих
учреждений
банка, лимит
остатка кассы
считается
нулевым, а несданная
денежная наличность
- сверхлимитной.
Лимит остатка
кассы определяется
исходя из объемов
налично-денежного
оборота предприятий
с учетом особенностей
режима деятельности,
порядка и сроков
сдачи наличных
денежных средств
в банки;
- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.
- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в учреждениях банка. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством.
Каждое
предприятие
для осуществления
расчетов наличными
деньгами должно
иметь кассу,
то есть специально
оборудованное
помещение.
Кассир несет
материальную
ответственность
за сохранность
всех принятых
им ценностей
и за всякий
ущерб, причиненный
предприятию,
как в результате
умышленных
действий, так
и в результате
небрежного
или недобросовестного
отношения к
своим обязанностям.
После издания
приказа о назначении
кассира на
работу руководитель
предприятия
обязан ознакомить
кассира с Порядком
ведения кассовых
операций, после
чего с ним
заключается
договор о полной
индивидуальной
материальной
ответственности.
В организациях с небольшой численностью работающих, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без выписки расходного кассового ордера на каждого получающего деньги.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной или мастичной печатью и заверена подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Заключение
Деньги - один из основных категорий экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Деньги отражают действительное накопление материальных благ; и являются средством контроля за производством и распределением общественного продукта; деньги являются средством укрепления коммерческого расчета; деньги способствуют перераспределению части валового дохода; деньги способствуют установлению пропорций между платежеспособным спросом населения и предложением товаров. Кроме того, деньги – всеобщий стоимостной эквивалент; авансирование денежного капитала для расширения производства; покупка товаров и ресурсов в кредит; купля -продажа рабочей силы на рынке труда; эквивалент заработной платы; реализация товара на внутреннем рынке. По своей природе деньги являются особым товаром – всеобщим стоимостным эквивалентом. Значимость денег в условиях рыночной экономики несоизмерима.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Именно поэтому очень важно для современных экономистов знать и понимать основные закономерности денежного обращения в стране с тем, чтобы иметь возможность разрабатывать наиболее эффективные рычаги государственного регулирования финансово-денежной системы страны.
Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон О банках и банковской деятельности, а также постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Банка России.
Список использованных источников
1. Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в ред. Федерального Закона РФ от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 27.07.2006)
2. Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 04.12.2003 N 1351-У, от 01.06.2004 N 1433-У)
3. Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П «О порядке приема денежной наличности в настоящее время».
4. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.)
5. Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» // Вестник Банка России. – 28 декабря 2002 г. - №74.
6. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
8.
Бурцев В.В.
Организация
системы государственного
финансового
контроля в
Российской
Федерации:
теория и практика.
М., 2002.
9. Грачева
Е.В. Проблемы
правового
регулирования
государственного
финансового
контроля. М.,
Юриспруденция,
2000.
10. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М. ФБК-Пресс, 2002 г.
11. Финансовое право Российской Федерации. Отв. ред. М.В.Карасева. М., Юристъ, 2002 г.