Доклад по литературе
на тему: «Творчество Гаврилы Романовича Державина с религиозной точки зрения».
Изучая
творчество
как всемирно
известных, так
и малоизвестных
или практически
неизвестных
русских поэтов,
бесчисленное
количество
раз имеешь
возможность
убедиться в
том, какую высокую
роль отводили
они Богу в своей
жизни, отражая
в произведениях
победу света
над тьмой, истины
над ложью, добра
над злом.
В
глубоком понимании
человеческой
души и духа
наши поэты
раскрывают
торжество
бессмертия
над тлением
и радость перехода
из временной,
земной жизни
в жизнь вечную,
божественную.
Переносившая
и в царские, и
в советские
времена бремя
гонений, ссылок
и тюрем, обвинявшаяся
в инакомыслии
и космополитизме,
находившаяся
под угрозой
лишиться своих
духовных корней
в период государственного
атеизма, русская
поэзия никогда
не утрачивала
жизненную силу
и связь с Небом.
Русские поэты
- не те безбожники
и отступники,
о которых нам
много лет вещали.
Более глубокое
знакомство
с их творчеством
убедительно
показывает,
что Бог Библии
и Бог русских
поэтов - один
и тот же Бог.
По-разному
звучат мотивы
поэтов, когда
они, испытывая
побуждение
отойти от мирских
проблем, обращаются
к первостепенным
вопросам бытия
и касаются в
той или иной
форме взаимоотношений
между Богом
и человеком,
- иногда по-детски
радостно, иногда
смиренно и
благоговейно,
а иногда трагически.
Задача моего доклада – осветить с религиозной точки зрения деятельность Гаврилы Романовича Державина. Но для начала – несколько слов из его биографии.
Первенец в семье Державиных родился 3-го июля 1743 года, в воскресенье, и был назван по празднуемому 13-го числа этого месяца собору архангела Гавриила. Новорожденный был так мал, тощ и слаб, что сочли нужным, по местному народному обычаю, запекать его в хлебе. А через год мальчик произнес свое первое слово. Дело случилось в один из зимних месяцев, когда на звездное небо явилась комета. Сидя на руках у няньки, маленький Гаврила, показав в небо пальчиком, произнес: «Бог!». Насколько символичным можно считать этот момент в жизни Державина – будет видно далее.
Уже на пятом году Гаврила выучился читать. Этим он обязан был матери, которая и потом приохочивала его к чтению, особенно духовных книг, награждая за внимание игрушками и сладостями. После первых ее уроков учителями Державина в чтении и письме сделались церковники. Известно, что не только в 1-й половине 18-го века, но еще и в последние десятилетия люди этого звания были у нас главными проводниками грамотности.
Когда Гавриле Державину исполнилось 11 лет, его семья потеряла своего кормильца. Именно поэтому, будучи человеком благородного происхождения, Гаврила был записан в Преображенский полк всего лишь солдатом. Некому было хлопотать о более высоком звании для юноши, между тем как многие другие дворяне около того же времени начинали военную службу в армии с офицерских или, по крайней мере, с унтер-офицерских чинов. У Державина же, как он сам говорил, «протекторов не было», что, впрочем, не помешало ему впоследствии по назначению Екатерины II стать тамбовским губернатором, а позднее, уже при Александре I – министром юстиции.
За свою жизнь Гаврила Романович успевает поучаствовать в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину (1762), принять участие в подавлении Пугачевского восстания (1773-1775), наконец, быть отданным под суд и получить оправдательный приговор. А еще успел оставить после себя светлую память в виде множества литературных творений.
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой «На тленность». Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски.
Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. «В правде черт», - говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить «истину... с улыбкой». Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.
В сознании своей правоты он обращался в стихах к Богу, к Высшему Судии. Находясь под судом после тамбовского губернаторства, в оде «Величество Божие» он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:
Но грешных пламя и язык
Да истребит десницы строга!
Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. После счастливого оправдания Державин обращается еще к одному псалму «Милость и суд воспою Тебе, Господи», и под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, используя ту же неисчерпаемую книгу Давида. В переложении очередного псалма «Истинное счастие» он вновь обрушивается на «беззаконников»:
Они с лица земли стряхнутся,
Развеются и разнесутся,
Как ветром возметенный прах.
Используя псалом в стихотворении «Радость о правосудии», Державин говорит:
Да правый суд я покажу,
Колеблемы столпы земные
Законом Божьим утвержу...
В переложении из псалма «Доказательство творческого бытия» поэт рисует величественную картину мира:
Небеса вещают Божью славу...
Нощи нощь приносит весть...
Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разряженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если удавалось, то оттого, что ногами он всегда крепко стоял на земле. Его чеканное (через Юнга восходящее еще к библейскому) «я червь - я Бог» было и метафорой, рисующей образ самого поэта. Ведь о том же позднее говорит и Пушкин, являя поэта, погруженного в «заботы суетного света», но с душой, готовой встрепенуться, как «пробудившийся орел». Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде «Бессмертие души»:
Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях блещущих летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?
Определив в «Доказательстве Творческого бытия» гармонию мироздания как главный аргумент Божьего присутствия в мире, Державин живописует его картины с лирическим удивлением перед Творением, перед грозной и прекрасной его тайной, а не просто как созерцатель:
В тяжелой колеснице грома Гроза,
на тьме воздушных крыл,
Как страшная гора несома,
Жмет воздух под собой, - и пыль
И поит кипят, летят волнами,
Древа вверьх вержутся корнями,
Ревут брега и воет лес...
Между тем, в те времена духовная поэзия была в ходу по всей Европе; почти каждый поэт посвящал хоть одну оду восхвалению величия Божия; в большей части тогдашних русских журналов можно найти то оригинальные, то переводные стихи подобного содержания. Естественно, что и Державин, сознавая свой поэтический талант, хотел испробовать его на этой теме. Более того, этот человек всегда отмечал первостепенность для стихотворца религиозной поэзии, а в своем «Рассуждении о лирической поэзии» писал: «В духовной оде удивляется поэт премудрости Создателя, в видимом им в сем великолепном мире – чувствами, а в невидимом – духом веры усматриваемой; хвалит провидение, славословит благость и силу Его». Наконец, из самого раннего детства у Гаврилы Романовича осталось воспоминание – рассказ о первом его произнесенном слове – «Бог». Все это подтолкнуло Державина к созданию оды, ставшей, пожалуй, венцом его религиозных творений…
Ода «Бог» увидела свет, когда Гаврила Романович печатал свои работы в «Собеседнике любителей российского слова», - именно со страниц этого издания предстала она миру. К этой оде относится еще одна любопытная биографическая подробность. Произведение было начато поэтом еще в 1780 году в Светлое Христово воскресение, по возвращении от заутрени; но служба и столичные развлечения долго не давали ему снова приняться за нее. Выйдя в отставку в феврале 1784 года, он решился, для окончания этой оды, на короткое время уединиться. Сказав жене, что едет в свое белорусское имение, которое еще не видел, он остановился в Нарве и там на несколько дней снял себе маленькую комнату. В этой комнатке из-под пера Державина и вышла большая часть оды. Запершись, он писал несколько дней. А когда произведение уже подходило к завершению, Гаврила Романович, не дописав последней строфы, заснул перед самым рассветом. Вдруг ему показалось, что по стенам бегает яркий свет; слезы ручьями полились из глаз; он встал и при свете лампады в одночасье дописал последнюю строфу.
Успех оды превзошел все ожидания Державина. Еще при жизни автора она была переведена на более чем сто языков. А один русский путешественник полвека спустя после ее написания с изумлением обнаружил у высокопоставленного японского чиновника дома на стене перевод (соответственно в иероглифах) все той же оды. Скорее всего, кроме блестящих картин природы и возвышенных мыслей в оде привлекало лирическое воодушевление и искренность, которые резко отличают ее от большей части произведений этого периода на других языках. В ней нет ничего лишнего: поэт прямо стремится к своей цели, и поэтому эта ода поражает быстротою движения, сжатостью и выдержанностью.1
Бог у Державина – это песнь, и восхищенное любование мирозданием, и определение своего места в нем, это – и удивление перед Создателем и созданием, и своеобразный лирический символ веры.
О,
Ты, пространством
бесконечный,
Живый
в движеньи
вещества,
Теченьем
времени превечный,
Без
лиц, в трех лицах
Божества!
Дух
всюду Сущий
и Единый,
Кому
нет места и
причины,
Кого
никто постичь
не мог,
Кто все
Cобою наполняет,
Объемлет,
зиждет, сохраняет,
Кого
мы называем
- Бог!
Измерить
океан глубокий,
Cочесть
пески, лучи
планет
Xотя
и мог бы ум высокий,
-
Тебе числа
и меры нет!
Не
могут духи
просвещенны,
От
света Твоего
рожденны,
Исследовать
судеб Твоих:
Лишь
мысль к Тебе
взнестись
дерзает, -
В
Твоем величьи
исчезает,
Как
в вечности
прошедший
миг.
Хаоса
бытность
довременну
Из
бездн Ты вечности
воззвал,
А
вечность, прежде
век рожденну,
В
Cебе Cамом Ты
основал:
Cебя
Cобою составляя,
Cобою
из Cебя сияя,
Ты
свет, откуда
свет истек.
Cоздавый
все единым
Словом,
В твореньи
простираясь
новом,
Ты был,
Ты есть, Ты будешь
ввек!
Ты цепь
существ в Cебе
вмещаешь,
Ее
содержишь и
живишь;
Конец
с началом
сопрягаешь
И
смертию живот
даришь.
Как
искры сыплются,
стремятся,
Так
солнцы от Тебя
родятся;
Как
в мразный, ясный
день зимой
Пылинки
инея сверкают,
Вертятся,
зыблются, сияют,
-
Так звезды
в безднах под
Тобой.
Светил
возженных
миллионы
В
неизмеримости
текут,
Твои
они творят
законы,
Лучи
животворящи
льют.
Но огненны
сии лампады,
Иль
рдяных кристалей
громады,
Иль
волн златых
кипяший сонм,
Или
горящие эфиры,
Иль
вкупе все светящи
миры -
Перед
Тобой - как нощь
пред днем.
Как
капля в море
опущенна,
Вся
твердь перед
Тобой сия.
Но
что мной зримая
вселенна?
И
что перед Тобою
я?
В воздушном
океане оном,
Миры
умножа миллионом
Стократ
других миров,
- и то,
Когда
дерзну сравнить
с Тобою,
Лишь
будет точкою
одною:
А я перед
Тобой - ничто!
Ничто!
- Но Ты во мне
сияешь
Величеством
Твоих доброт;
Во
мне Себя изображаешь,
Как
солнце в малой
капле вод.
Ничто!
- Но жизнь я
ощущаю,
Несытым
некаким летаю
Всегда
пареньем в
высоты;
Тебя
душа моя быть
чает,
Вникает,
мыслит, рассуждает:
Я
есмь - конечно
есть и Ты!
Ты
есть! - Природы
чин вещает,
Гласит
мое мне сердце
то,
Меня мой
разум уверяет,
Ты
есть - и я уж не
ничто!
Частица
целой я вселенной,
Поставлен,
мнится мне, в
почтенной
Средине
естества я
той,
Где
кончил тварей
Ты телесных,
Где
начал Ты духов
небесных
И
цепь существ
связал всех
мной.
Я связь
миров повсюду
сущих,
Я крайня
степень вещества;
Я
средоточие
живущих,
Черта
начальна божества;
Я
телом в прахе
истлеваю,
Умом
громам повелеваю,
Я
царь - я раб - я
червь - я бог!
Но,
будучи я столь
чудесен,
Отколе
происшел? -
безвестен;
А
сам собой я
быть не мог.
Твое
созданье я,
Создатель!
Твоей
премудрости
я тварь,
Источник
жизни, благ
Податель,
Душа
души моей и
Царь!
Твоей
то правде нужно
было,
Чтоб
смертну бездну
преходило
Мое
бессмертно
бытие;
Чтоб
дух мой в смертность
облачился
И
чтоб чрез смерть
я возвратился,
Отец!
- в бессмертие
Твое.
Неизъяснимый,
непостижный!
Я
знаю, что души
моей
Воображении
бессильны
И
тени начертать
Твоей;
Но если
славословить
должно,
То слабым
смертным
невозможно
Тебя
ничем иным
почтить,
Как
им к Тебе лишь
возвышаться,
В
безмерной
радости теряться
И
благодарны
слезы лить.
Осмыслив изложенные моменты из творческого поэтического наследия Гаврилы Романовича Державина, можно утверждать, что и назначение поэта он видел прежде всего в посредничестве между Создателем и людьми. Первым словом маленького ребенка Гаврилы Державина было слово «Бог» и последним словом было тоже «Бог». В уединенном имении умирал уже не бывший министр юстиции, не тайный советник, не статс-секретарь, а просто раб Божий Гавриил. Холодящей рукой он стал писать свое последнее стихотворение, подражая великому библейскому автору Экклесиасту – о бренности просисходящего. А когда этой бренности хотел противопоставить небесный свет, то уже не смог – перо выпало из рук…
Но Державинские представления о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин – Державин благословил его как прекрасное будущее России, которое еще с большей лукавинкой улыбалось царям, отстаивая правду на земле, еще более откровенно говорило с Богом и людьми о смысле бытия.
Список использованной литературы:
1) Грот Я., «Жизнь Державина», Москва, «Алгоритм», 1997г.
3) Благой Д. Д., «Державин», Москва, 1944г.;
4) Западов А. В., «Мастерство Державина», Москва, 1958г.;
5) Серман И. З., «Державин», Ленинград, 1967г.;
6) История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, Ленинград, 1968г.
7) Интернет
1 Я. Грот