Академия
Реферат
по философии
на тему:
«Основные проявления свободы воли командира»
Содержание
Вступление
Основная часть
Человеческий фактор и его проявление в военном деле.
Физический и духовный компоненты человеческого фактора.
Воля командира как человеческий фактор
2.2.Свобода и необходимость в деятельности командира.
2.3.Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе.
2.3.1.Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях.
2.3.2.Свобода воли командира и принципы военного искусства.
3. Заключение.
Вступление
Современная философия на сегодняшний момент охватывает едва ли не все проблемы жизни человека и общества и активно решает их. Военные люди в обществе занимают особую нишу, поскольку на них возложены определенные обязанности и ответственность. Но, наряду с этим, они обременены своими проблемами, которые связаны с их служебной деятельностью.
Одной из таких проблем является проблема свободы воли командира, т.е. его выбора. С точки зрения философии решение этого вопроса даст узнать нам о том, на что должен опираться командир при выборе, который всегда встает перед ним в процессе служебной деятельности; какими методами и способами он должен при этом пользоваться и будет ли конечный результат его выбора сходиться с его личной точкой зрения и интересами военной службы.
Проблема выбора в служебной деятельности командира всегда актуальна, поскольку она непосредственно затрагивает его мнение; как волен он в выборе между предложенными ему вариантами, и что может ограничить этот выбор.
В данном реферате я попытаюсь как можно лучше раскрыть эту проблему и найти ответ на вопрос: чем должен пользоваться командир при решении своих вопросов и задач. Ответив на данный вопрос , командир получит четкий, взвешенный и рациональный выбор, совпадающий с его волей и необходимыми требованиями его службы.
Человеческий фактор и его проявление в военном деле
Рассматривая философские проблемы человека, мы оставили в тени вопрос о месте и роли его как в окружающем мире в целом, так и в военном деле в частности. А между тем это одна из важнейших сторон бытия человека. Опыт истории ее всей очевидностью показал, что главным действующим лицом общественного процесса, как и его режиссером, является человек. Он же выступает и автором, и непосредственным исполнителем всех ролей в области военного дела. Среди различных понятий, выражающих в той или иной мере место и роль человека, как в мире, так и в военном деле, важнейшим выступает обобщающее понятие «человеческий фактор».
Что же представляет собой человеческий фактор?
Во-первых, фиксирует внимание на роли человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в военном деле, оттеняет его ролевую, деятельностную сторону. Иными словами, понятие «человеческий фактор» выражает то, что люди активно участвуют в производстве, в укреплении обороны страны, в повышении боеготовности войск и т. д. Во-вторых, термин «человеческий фактор» не только характеризует человека как главную движущую силу общества, но и охватывает все многообразие его качественных характеристик: и как труженика, и как гражданина, и как нравственной личности, и как субъекта всех общественных отношений. Человек при этом рассматривается как целостное явление, но акцент делается на его деятельностную сторону. В-третьих, в этом обобщающем термине как бы спрессованы и деятельностная сторона социальных общностей различного масштаба (общества, коллектива, группы), и активность отдельного человека, воина, не затушевывается и не принижается его индивидуальность.
Физический и духовный компоненты человеческого фактора
Человеческий фактор представляет собой совокупность всех физических и духовных сил человека (обществ, коллектива, групп), реализуемых в социальной практике.
Он проявляется как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах, элементах. Применительно к армии человеческий фактор является не чем иным, как действием всех духовных и физических сил военнослужащих, реализуемых в области обороны и безопасности страны, поддержания высокой боеготовности войск, надежной защиты народа от возможной агрессии.
Физические качества человека в основном относятся к биологическим, но не следует исключать и то, что они формируются под влиянием социальной среды и проявляются через сознательную социальную деятельность людей. Это в полной мере относится и к воинской деятельности. На фоне большой сложности и напряженности воинского труда в современных условиях для командира остро встают вопросы достижения физического совершенства воинов. Походы и марши, преодоление препятствий в условиях, максимально приближенных к боевым, тренинг на специальной технике, напряжение повседневной жизни наряду с другими факторами способны упрочить потенциал физических сил воинов. Высокая физическая культура выступает важной материальной предпосылкой их социальной активности и воинской деятельности.
Духовный компонент человеческого фактора выражается в возможностях, которые заложены в психике людей, в их общественном и индивидуальном сознании. Это духовное богатство человека, коллектива, класса, общества. Сюда относятся знания, чувства, эмоции, темперамент, воля. Во взаимодействии этих компонентов возникают такие сложные духовные образования, как мировоззрение, патриотические настроения, сознательное отношение к труду и воинскому долгу.
Духовные силы занимают особое место в человеческом факторе армии. Они должны быть доведены до такого уровня, чтобы обеспечить активное участие командира в поддержании высокой боевой готовности частей и подразделений, выдержать напряжение воинской службы, а при необходимости и напряжение современного боя. Тут нельзя не упомянуть о воле1, которая подобно пружине является двигательной силой духовного богатства человека, особенно в экстремальных условиях боевой деятельности войск.
В отличие от физического, духовный компонент человеческого фактора менее предсказуем и измеряем, но более динамичен, подвижен, изменчив. Он может проявляться в различных состояниях: от нравственной пассивности и равнодушия до социального оптимизма и гражданской, патриотической самоотверженности.
Духовные силы воинов формируются как под влиянием социальных условий, воинского быта, так и в процессе целенаправленном воспитательной работы, а также в ходе морально-психологической подготовки войск.
Играя важнейшую роль в развитии общества, его материальной, духовной и социально-политической сфер, человеческий фактор неразрывно связан и с военным делом. В сложившейся какой- либо ситуации или обстановке от такого человеческого фактора, как выбор командира, зависит, если не все, то многое. Вся совокупная военная деятельность государства, деятельность вооруженных сил немыслимы без участия человеческого фактора, без физических и духовных сил людей. Однако проявление человеческого фактора и в обществе, и в армии не следует трактовать упрощенно и однозначно. Из самой сущности человека вытекает, что его деятельность, с одной стороны, обусловлена объективными потребностями и требованиями общества, с другой стороны, он как активное существо постоянно стремится к самостоятельности, творчеству, инициативе. В этой связи можно выделить нормативный и творческий режимы функционирования человеческого фактора.
В методологическом плане важно, чтобы оба эти режима были бы в достаточной мере сбалансированы, не допускали перегибов в ту или иную сторону, чтобы обязательные требования к военнослужащему сопрягались с возможностью проявления им инициативы, творчества, самореализации.
Говоря о человеческом факторе в военном деле, необходимо иметь в виду довольно широкий спектр его проявления, как в мирное, так и в военное время, как в процессе укрепления обороноспособности страны в целом, гак и при поддержании боевой мощи армии в частности.
Во-первых, от деятельности людей, их знаний, опыта, самоотверженности зависит производство (количество и качество) оружия, снаряжения, боеприпасов и т.д.
Во-вторых, человеческий фактор общества в значительной степени обусловливает мобилизационные возможности, количественное и качественное состояние личного состава армия (физическое, духовное, профессиональное). Человек в шинели, как бы его ни отгораживали заборы и казарменные стены, в интеллектуальном, физическом и нравственном отношении являет собой оттиск, сколок своего народа. И современные проблемы армии во многом порождены состоянием человека в нашем нестабильном обществе.
В-третьих, человеческий фактор влияет на функционирование военно-научного потенциала. От научных коллективов, профессионализма каждого ученого существенно загасят степень разработки новых образцов оружия и техники, их внедрение в массовое производство. Непреходящее значение имеют исследования военных ученых в области решения проблем военного искусства, организации войск и управления ими. формирования морально-боевых качеств личного состава.
Воля командира, как человеческий фактор
Мы рассмотрели роль человеческого фактора в укреплении обороны страны в целом. Но он проявляет себя непосредственно в вооруженных силах, в их боевой мощи. Как известно, боевая мощь армии имеет два основных компонента: человека с соответствующим воинским мастерством и духовным состоянием и боевую технику. Только из связи можно определить или выявить роль человеческого фактора в армии, как в мирное, так и в военное время.
Если учесть, что человеческий фактор в вооруженных силах — это конкретные люди, обслуживающие и использующие военную технику, несущие боевое дежурство, постоянно совершенствующие свое боевое мастерство, повышающие уровень дисциплины и организованности войск, то его влияние довольно многообразно и свобода командира здесь далеко не на последнем месте.
Во-первых, человеческий фактор в вооруженных силах (мировоззрение и убеждения людей, их гражданская позиция) во многом определяет социальную роль и направленность армии в мирное время. Человек в форме офицера с пониманием воспринимает необходимость делать свой выбор, но не может согласиться с тем, что его подталкивает та или иная сторона к применению оружия и боевой техники.
Во-вторых, человеческий фактор в большей степени, чем техника, обусловливает такое комплексное состояние армии, как уровень ее боеготовности. Именно люди обеспечивают немедленный переход войск к активным действиям в целях пресечения агрессии. Их выучка, духовная и организаторская готовность, дисциплинированность позволяют содержать боевую технику в полной готовности к немедленному выполнению боевых задач.
В-третьих, от воли человека и в первую очередь от воли командира, зависят степень овладения сложной и дорогостоящей боевой техникой, эффективность применения ее в современном бою.
В-четвертых, от состояния человеческого фактора, и особенно от уровня подготовки командных кадров, в огромной мере зависят способы вооруженной борьбы. Их новизна и разнообразие, а также наиболее эффективные приемы использования боевой техники. Тут проблема выбора командиром того или иного решения очень важна, так как его воля (выбор) может коренным образом повлиять на исход события.
В-пятых, если взять войну в целом, то и здесь человеческий фактор играет ведущую роль. Люди выдвигают политические цели войны, планируют и применяют те или иные средства вооруженной борьбы, диктуют условия побежденному.
Все это позволяет утверждать, что в боевой мощи армии, где функционирует система «человек — боевая техника», решающую роль играет человек, человеческий фактор. Безусловно, без техники надеяться на победу в современной войне не приходится. Ее роль велика и еще больше возрастает в условиях научно-технической революции. Однако боевая техника является как бы продолжением, обогащением, усилением органов человека. Она лишь умножает силы людей, многократно расширяя границы возможного, а человеческий фактор воплощает эти возможности в действительность. При равном техническом оснащении или даже несколько уступая в нем бой выигрывает сторона, обладающая более качественным, чем у противника, человеческим фактором.
Свобода воли и необходимость в деятельности командира
Поскольку человеческий фактор выражает деятельностную сторону людей, возникает вопрос: есть ли предел или мера активной, творческой, инициативной деятельности человека или этот процесс безграничен? Иначе говоря, речь идет о степени свободы человека, человеческого фактора. Применительно к военному делу проблема заключается в определении степени свободы такого слагаемого человеческого фактора, как командные кадры.
Иногда в обыденных рассуждениях можно услышать: жесткая регламентация воинской службы лишает офицера возможности свободного выбора. Так ли это? Понятие свободы трудно представить без ее взаимодействия с необходимостью и ее познанием. Действительно, человек осуществляет свою деятельность, проявляет свою свободу не в пустоте, а в окружении и под влиянием различных явлений действительности, находящихся в закономерной связи и выступающих как необходимость. Поэтому восприятие свободы человека в ее связи с необходимостью не всегда однозначно и чревато крайностями.
Диалектическая связь свободы и необходимости намного глубже, полнее, богаче, чем кажется на первый взгляд. Эта связь имеет под собой глубокие, в том числе и общебиологические. основы. К примеру, каждый животный организм имеет врожденную, объективную генетическую программу (необходимость). Вместе с тем он приспосабливается к окружающей среде (прасвобода).
В социальной жизни, в том числе и в военном деле, все сложнее. На пути к свободе человек должен овладеть реальным миром. Это означает, что он должен действовать, осуществлять результативную для себя деятельность. Но для того, чтобы таковая могла иметь место, ему предстоит достигнуть глубокого познания действительности на уровне установления закономерных, т. е, необходимых, связей в ней. Следовательно, свобода — это опирающаяся на познание объективной необходимости способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Для любого человека, в том числе и для командира, быть свободным, а значит: уметь познавать необходимость; опираясь па это познание, вырабатывать правильные цели, выбирать и принимать не по принуждению, а согласно споим убеждениям обоснованные решения; на практике воплощать их в действительность. Свобода человека, следовательно, включает не только объективные, но и субъективные (внутренняя свобода) аспекты.
Эти общие положения в полной мере относятся и к свободе командира, но наполняются специфическим содержанием.
В основе свободы командира находится познание необходимости. К ней, прежде всего, относятся: законы природы, законы общественных отношений людей, законы телесного и духовного бытия самого человека, законы войны, вооруженной борьбы, военного дела в целом. Последняя группа законов наиболее непосредственно влияет на проявление свободы командира, как в мирное, так и в военное время.
Эти четыре группы законов — самые глубокие и фундаментальные пласты, составляющие необходимость как основу свободы командира. Они постигаются в процессе изучения различных наук: биологии, социологии, педагогики, психологии, военной науки и др.
Но в повседневной практической действительности командир имеет дело и с иным пластом необходимости в виде конкретных вещей, предметов, естественных условий, материальных средств для достижения поставленных целей и др. (непосредственная необходимость). Так, и качестве необходимого, влияющего на свободу командира, в мирных условиях выступают личный состав, техника, учебно-материальная база, материальное обеспечение, наличие вышестоящего командования и др.; в боевых условиях - свои войска, противник с его вооружением и личным составом, решение вышестоящего командования, местность, сложившаяся боевая обстановка и др.
Эти два пласта необходимости носят объективный характер, и командир не волен в их выборе. Его главная задача — глубоко изучить необходимость и, опираясь на знание этой необходимости, выработать наиболее рациональное решение. Свобода командира на этом этапе заключается в выборе наиболее реального варианта решения для достижения своей цели. Ведь познанная необходимость, с одной стороны, позволяет выявить требования- запреты, с другой - вскрыть ряд реальных возможностей. Задача же командира — выбрать из множества возможностей одну наиболее реальную и принять обоснованное решение. В этом заключается его свобода. Но в процессе поиска наиболее правильного решения командир как бы пропускает его сквозь свой духовный мир, свои переживания, волю и останавливается на таком варианте, который соответствует не только обстановке, но и его нравственным убеждениям. В этом состоит внутренняя свобода командира, так как, в конечном счете, этот выбор он совершил не по принуждению.
Свобода выбора командира выступает важнейшим структурным элементом механизма его внутренней свободы. Параметры выбора и определяют степень свободы. На основе познания, проблем повышения, боеготовности войск в мирное время или в условиях боевой обстановки командир приобретает возможность на уровне внутренней свободы определять свой выбор в процессе принятия решения. Боевая обстановка, к примеру, несмотря на жесткие требования, предоставляет, тем не менее, множество возможностей. Свобода командира как раз и заключается в выборе тех или иных возможностей, целей, средств, приемов для разгрома противника или, если пет таких предпосылок, для замедления либо срыва выполнения им боевой задачи. Можно сказать, что вся деятельность командира — бесконечный выбор.
Процесс реализации свободы командира имеет свое логическое завершение в его практических действиях, соответствующих принятому в ходе выбора решению. Свобода, которая не является свободой действий, а только свободой наших идей, не может быть реальной свободой. Причем эта свобода тем шире, чем глубже командир сознает свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении, чем в большей мере совпадают его интересы с объективной тенденцией развития военного дела, военного строительства, боевой подготовки, обстановки боя.
Свобода вообще и свобода командира в частности внутренне противоречива, конкретна и изменчива. Поскольку свобода зависит от необходимости, конкретных обстоятельств, степени их познания, степень свободы командира может быть весьма различной — от свободы и выборе целей, средств до свободы приспособления к действительности. А если учесть, что военная действительность, особенно боевая обстановка (как необходимость), очень изменчива, то свобода командира не может быть одинаковой. Это обстоятельство побуждает командира уточнять свои решения, корректировать практические действия, т. с. идет постоянный процесс расширения или сужения его свободы.
Свобода в деятельности командира зависит не только от конкретной необходимости, но и от степени свободы общества в целом, а также от степени свободы такого явления, как армия.
Полнота свободы воли командира зависит и от того, насколько он способен познать необходимость, от его внутреннего мира, его психологической устойчивости. Такие внутренние проявления командира, как нерешительность, чрезмерная осторожность и особенно чувство страха, существенно влияют на свободу личности. Страх и свобода воли исключают друг друга. Ведь страх как господствующая отрицательная эмоция и как главная линия поведения в определенное время есть всегда доминирование, преобладание животного (биологического) начала над собственно человеческим (социальным). Свобода выбора же есть форма самовыражения, самоутверждения за пределами животного начала и даже вопреки нему, если это требуется интересами дела. Свобода воли доступна только человеку как общественному существу. Трусость парализует социальное в человеке и, следовательно, его свободу. Все это является властным напоминанием о том, что свобода командира во многом обусловлена его профессиональной подготовкой, общей эрудицией, психологической закалкой, его способностью не терять самообладания в экстремальных ситуациях как в мирное, так и в военное время.
Помимо того, что свобода выбора командира ограничена многими обстоятельствами объективного (необходимость) и субъективностью (внутренний мир) характера, на нее влияет и такое явление, как ответственность, т. е, способность командира глубоко осознать свои обязанности по защите безопасности страны, добросовестно их выполнять, отвечать за последствия своих решений.
Свобода командира в выборе не бывает безграничной. Она всегда связана с ответственностью, ограничена ею. Ответственность выступает как своеобразная форма проявления необходимости, а значит, и как определенная мера свободы.
Если свобода командира — выражение его потребностей и интересов, то ответственность - нечто противоположное — это требования по отношению к нему со стороны общества, армии, воинского коллектива и т. д. Принимая то или иное решение, командир в процессе своего выбора всегда должен иметь в виду требования, которые предъявляют ему общество, воинский коллектив.
Эти требования отражены в целом комплексе обязанностей: конституционных, юридических, моральных и т. д. Они сформулированы в правовых законах, уставных положениях и других документах.
Усвоенные и воспринятые человеком в форме офицера, они становятся внутренними мотивами его ответственного поведения, регулятором которого служат совесть, честь.
В этой связи командир должен быть ответствен не только перед обществом, коллективом, но и перед самим собой, перед собственным «Я».
Ответственность командных кадров формируется в процессе обучения и воспитания и становится их свойством.
Таким образом, человек выступает как активное, деятельное существо. Его деятельная сторона в обобщенном виде отражается в понятии «человеческий фактор». Роль человека, всего человеческого фактора многообразна.
Существенное влияние он оказывает и на военное дело как в мирное, так и в военное время.
Особая роль в военном деле принадлежит командным кадрам. Свобода их деятельности неразрывно связана с необходимостью и ответственностью.
Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе
Боевая деятельность командира, т. е. его целенаправленное воздействие на боевую обстановку в целях ее познания и преобразования во имя успешных действий своих войск зависит от многих обстоятельств, в том числе и от диалектической взаимосвязи объективного к субъективного факторов.
Объективное и субъективное и боевой деятельности командира находится в неразрывной связи, в диалектическом единстве. Боевая деятельность командира является, с одной стороны, объективной, поскольку осуществляется в соответствии с объективной обстановкой боя, объективными законами боевых действий. С другой стороны, она и субъективна, ибо всегда выступает целеполагающей деятельностью, в значительной степени, обусловленной внутренними побудительными мотивами. В то же время эти внутренние мотивы отнюдь не порождены амбициями человека, а обусловлены объективными обстоятельствами, складывающейся боевой обстановкой.
В соотношении объективного и субъективного в боевой деятельности командира определяющее значение имеет объективное. Именно оно, в конечном счете, прямо или косвенно определяет эту деятельность, влияет на замыслы, волю и желание командира в бою, постоянно выдвигает перед ним новые задачи. В свою очередь, субъективное не пассивно.
Оно может оказать активное воздействие па объективное в деятельности командира и всего личного состава. Внутренние качества командира, степень его профессиональной подготовки могут, как стимулировать боевую деятельность, способствуя достижению цели, так и тормозить ее, вызывая тем самым негативные последствия в развитии боевой обстановки.
Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира наиболее зримо проявляется во взаимодействии объективных законов войны и боя и осознанной деятельности командных кадров.
Законы воины существуют объективно, независимо от сознания людей, это часть объективного в войне.
Но реализуются они через деятельность командиров и их выбор, обладающий сознанием, волей, целеустремленностью - т. е. благодаря субъективному фактору. Ведь каждый командир, стремящийся к победе в бою, осознанно изыскивает и анализирует такие возможности, которые привели бы к достижению желаемой цели, ожидаемому результату. Но этого невозможно достичь без напряжения всех интеллектуальных сил, всего духовного мира личности.
В каком взаимодействии находятся объективные законы войны и сознательный, целеполагающий компонент (свобода воли) в боевой деятельности командира?
История военно-философской мысли показала, что не всем военным теоретикам удалось рационально решить эту проблему. Одни из них, отрицая объективный характер законов войны и боя, пытались доказать, что война, се течение — это стихия ума и воли командира, военачальника. Проповедуя волюнтаризм, они абсолютизировали субъективное в боевой деятельности командира, его независимость от объективных законов войны. «Талант и гений,— писал Клаузевиц,— действуют вне закона» .
Другие теоретики стоят на противоположных позициях — позициях фатализма. Они отрицают всякую свободу выбора, роль субъективного, воли командира в бою и утверждают, что объективные законы войны имеют магическую силу и полностью подчиняют или исключают инициативу, творчество, способность командных кадров к боевой деятельности, предопределяют победы и поражения в войне.
Нетрудно заметить, что если волюнтаризм — это прямой путь к субъективизму и авантюризму, то фатализм ведет к пассивности, нерешительности, выжидательной тактике и боевой деятельности командира.
Диалектический подход преодолевает обе эти крайности. В отличие от законов природы объективные законы войны и боя, играя определяющую роль по отношению к субъективному фактору, вовсе не исключают, а предполагают сознательную деятельность командира, проявление им инициативы, творчества, самостоятельности, военной хитрости в бою. Без этого законы боевых действий вообще не могут быть реализованы. Данные законы выражают лишь объективную тенденцию развития боевой обстановки, хода и исхода боя (операции), а реализуется эта тенденция через полю, упорство, мужество, интеллект командира, через сто сознательность и целеустремленность (субъективное) в боевой деятельности, при полном напряжении физических и духовных сил подчиненных ему войск.
Короче говоря, диалектика взаимосвязи законов войны и сознательного выбора командира заключается в том, что, с одной стороны, нельзя рассчитывать на победу, действуя вопреки требованиям этих законов. С другой стороны, нельзя исключать или принижать значение сознательной деятельности командира в бою. Несмотря на то, что боевая деятельность командира всегда обусловлена законами боя, он не абсолютно ограничен этими законами и не бессилен перед ними. Он может и должен влиять на проявление этих законов, осуществлять разумный выбор, и целенаправленно использовать их для победы.
Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях
Предпосылкой и главным условием проявления свободы воли в бою является глубокое и наиболее полное познание командиром законов войны, т. е. расширение его субъективного мира. Лишь тогда командир свободен в принятии того или иного решения на бой, когда он всесторонне познал законы боя, особенности их проявления и требования, которые вытекают из них. Говоря о свободе воли людей, Ф. Энгельс подчеркивал: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». Это положение в полной мере относится и к свободе ноли командира в условиях бой по отношению к законам войны. Каковы же формы использования законов войны в ходе боевых действий?
Во-первых, это изменение условий, в которых действуют эти законы. Законы войны вообще и вооруженной борьбы в частности проявляются лишь при наличии определенных условий. Поэтому, изменяя объективные условия, командир изменяет сферу и силу действия самих законов, направляет это действие в выгодном для своих поиск направлении. Например, зная, что соотношение сил на данном участке не в его пользу, командир может изменить это соотношение путем перегруппировки поиск или введением резервов. Только в этом случае закон соотношения сил «заработает» на него. Особенно благоприятные возможности для изменения условий проявления законов боя возникают в случае применения современных средств поражения, которые могут привести к резкому изменению соотношения сил и боевой обстановки в целом.
Во-вторых, одной из форм использования командиром законов войны является сознательный выбор одной из многих возможностей, которые могут возникнуть в боевой обстановке в результате проявления одного или нескольких законов. Принимая решения, командир в рамках требовании законов войны может сознательно избрать такую возможность, такой способ действий, который будет лучше всего способствовать разгрому противника.
В-третьих, важной формой использования законов в бою является умение командира заставить противника нарушать требования этих законов. Это может достигаться путем правильного выбора тактики: умелой маскировкой, оборудованием ложных позиций, демонстрацией отвлекающих ударов, неожиданными, нестандартными действиями и др.
Свобода воли командира и принципы военного искусства
Принципы военного искусства — это вытекающие из законов войны и законов военной науки наиболее общие, основополагающие и нормативные положения о способах подготовки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразованные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характеру принципы военного искусства представляют единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человеческого воображения, как пытаются доказать некоторые представители военной теории субъективно-идеалистического толка. С другой стороны, принципы военного искусства субъективны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают установку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это результат сознательного творчества людей.
Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованного отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для вооруженной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:
-высокой активности и решительности командира в бою;
-овладения и удержания инициативы;
-заблаговременного создания и умелого использования резервов;
-внезапности действий, учета и полного использования духовного фактора;
-всестороннего обеспечения боя;
-твердости и непрерывности управления войсками и др.
Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.
Частные принципы проявляются в боевых действиях каждого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в механизме использования законов воины?
В отличие от законов военной науки, которые лишь констатируют наличие существенной связи в вооруженной борьбе и из которых не вытекают конкретные практические рекомендации для командира, принципы военного искусства выступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства представляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.
Но принципы военного искусства — это не строго детерминированные рекомендации. Поэтому процесс их использования и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.
Основным звеном в механизме использования командиром объективных законов войны являются боевые уставы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и наставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.
Содержание боевых уставов носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.
В отличие от принципов военного искусства уставы, наставления, инструкции, выражая в обобщенном виде требования законов вооруженной борьбы, непосредственно регулируют боевую деятельность войск и командиров всех степеней на правовой основе. Содержащиеся в них рекомендации о принципах действий войск, способах применения оружия и боевой техники носят обязательный для командира характер, приобретая силу юридического закона для всех военнослужащих, и, прежде всего для командира-единоначальника.
Разумеется, уставы и наставления регламентируют деятельность командира и войск не абсолютно, а лишь в определенных рамках, за пределами которых имеется возможность проявления самостоятельности, инициативы и рационального выбора. Боевые уставы, если они базируются на диалектических и подлинно научных основах, не только допускают, но и требуют от командира проявления инициативы и творчества в бою. Ни один боевой устав не может до мельчайших подробностей отражать сложное переплетение современного боя. Поэтому самостоятельность и инициатива командира в данном случае заключаются в том, что он творчески применяет общие положения устава к конкретным случаям боя. Следовательно, и использование боевых уставов в деятельности командира носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, нужно соблюдать требования боевых уставов, в которых закреплены объективные моменты законов боевых действий. С другой стороны, использование положений боевых уставов носит довольно творческий характер и зависит от духовного богатства личности командира, его профессиональных качеств и боевого опыта.
Для командира боевые уставы, кроме того, служат связующим звеном между теорией и практикой военного искусства. С одной стороны, боевые уставы обеспечивают переход от законов военной науки и принципов военного искусства к практической деятельности военных кадров, с другой — боевая практика, постоянно развиваясь, обогащает и уточняет основные положения боевых уставов.
Таким образом, механизм использования объективных законов боевых действий предполагает требовательность к законам военной науки, принципам военного искусства, боевым уставам, более всестороннее закрепление этих требований в сознании командира, преобразование их в его внутреннем мире, что требует от него четкого и рационального решения. В этом плане свобода воли командира есть ничто иное, как правильно выверенный алгоритм действий по решению поставленных задач, или иных проблем. Этот процесс объективно-субъективных связей, в конечном счете, и обусловливает боевую деятельность командных кадров. В ней ведущую роль играет объективное (законы боя), но это не исключает, а предполагает активное влияние субъективного, т. е. знаний, навыков, опыта, духовных качеств личности командира, на весь ход боевых действий войск.
Заключение
Итак, просмотрев данный реферат, мы увидели, что свобода воли командира отличается от привычного для нас понятия свобода. В военной жизни интересы работы, службы и государства однозначно стоят на первом плане, и командир в своем решении в первую очередь руководствуется необходимостью, а потом уже всеми другими факторами. Это, собственно, и отличает военного человека от обычного гражданского лица: военный не имеет права отказаться от решения задач своей службы.
Перед нами часто встает проблема выбора, и нам, как будущим командирам, следует глубоко осмыслить, в чем проявляется наша свобода воли. От того, какие решения мы будем принимать, будет зависеть выполнение поставленной перед нами задачи и вся наша дальнейшая служба. И поэтому уже сейчас нам требуется учиться тому, как делать свой выбор и как между многими решениями находить правильное. Осмыслив законы войны, нужды подчиненных, интересы свои и службы, как следует взвесив их и оценив, мы сможем дать разумный и рациональный ответ на поставленную перед нами задачу и выбрать правильный путь ее решения.
Литература:
При написании реферата была использована литература:
«Философия и военное дело», учебник Академии им. Фрунзе
«Хрестоматия по философии» – Киприянов, ВИПС,1999.
Журнал «Ориентир», октябрь 2005.
1 Выделенным тестом указываются основные тезисы. Далее: курсив- главная идея данного подтекста или чье- либо высказывание.