Реферат
Основные принципы творения
Введение
«Весь физический мир, конечно есть слово и слова, ибо он нечто значит, и он есть нечто понимаемое, хотя и мыслится как механическое соединение внутренне распавшихся элементов».
В.В. Чурсин
«- Но ведь это же ужасно, - говорила Грета Гартман, - с одной стороны, Вы говорите, что наше знание атома Радия В неполно, потому что мы не знаем, когда и в каком направлении будет послан электрон, а с другой стороны, Вы говорите, что знание полно, потому что если бы имелись новые определяющие моменты, то мы оказались бы в противоречии с некоторыми другими экспериментами. Однако не может же наше знание быть одновременно полным и неполным. Это же просто бессмыслица».
В. Гейзенберг «Физика и философия»
1. Осмысление природы
Пытаясь что-то понимать, мы обречены мыслить диалектически, то есть вести нескончаемый диалог между тем в нас, кто ищет понимания, и тем, кто его пытается дать, описывая какой-то аспект реальности. Этот диалог приводит к созданию словесного портрета или модели, которая у талантливого исследователя может иметь символический смысл, дающий некоторое понимание вопрошающему взору. Это угадывание смысла можно рассматривать как истолкование «текстов», на языке откровения гения или на языке природы и можно уподобить известному образу разменивания «золотого» (заложенного смысла) на «кучу медяков» (понятий, знаков, формул и пр.). Прочтением и истолкованием «книг природы» занимается наука или физика, в ее первоначальном широком смысле, данном ей Аристотелем. В современном узком смысле слова физика ограничивается изучением «неживой природы», хотя само это словосочетание носит условный, а возможно и противоречивый характер. По существу же физика призвана истолковать самые фундаментальные «книги», лежащие в основании мироздания. И в этом смысле физику следует считать герменевтикой, а ее основополагающие теории – моделями начала творения, ибо «В начале было Слово…».
Однако такой подход к физике, как ни странно, противоречит не только устоявшемуся натуралистическому взгляду, но и распространенному мнению религиозно образованных людей, считающих физику «технической» наукой, далекой от «духовности» философских и гуманитарных дисциплин. Наличие такого мнения обусловлено с одной стороны негативной реакцией на материалистическое истолкование научных постулатов, якобы противоречащих церковному мировоззрению, а с другой - непониманием онтологического значения научных данных и особенно тех фактов, на которые натолкнулась физика в начале двадцатого века. Ведь дело не в том, что наука «подтверждает» учение о творении, а в том, что дает новое знание для понимания и истолкования этого творения. Вообще наука по своей сути не может быть атеистической в отличие от расхожего мнения людей, далеких, как от фундаментальной науки, так и от религиозных представлений. Поэтому нет никакой необходимости защищать вероучение от «нападок», но следует понимать, в чем заключается смысл научных данных и ложь их «интерпретаторов». С другой стороны, представляются бессмысленными и ошибочными попытки верующих людей представить начало мира, например, как «первовзрыв» с дальнейшим эволюционным «развитием» вселенной по законам физики, так как непонятно, что, где и когда могло взорваться, если не было ни вещества, ни пространства, ни времени, ни, тем более, физических законов. Такие рассуждения могут свидетельствовать лишь о подспудно присутствующем натуралистическом миропредставлении верующего сознания, делающего ненужный «реверанс» науке.
Известно, что история физики пережила в начале 20-го столетия кульминационный драматический перелом, разрушивший материалистическое представление о природе, как мертвой вселенной, пространству – вместилищу, в котором хаотически движущиеся «частицы» со временем, эволюционно, сами собой приводят к зарождению порядка, жизни и разума. Этот атеистический идол был разрушен в результате все более углубленного изучения законов микромира и космоса в целом, приведшего к созданию квантовой механики и теории относительности, которые подорвали основные постулаты материализма: независимое существование пространства, времени и материальных частиц. Отвергнутая «строителями» метафизика творения сделалась «краеугольным камнем», о который разбилась метафизика «Нового времени», причем именно в результате развития науки о природе – физики. Здесь важно заметить, что рухнуло не устаревшее, якобы, здание «классической физики», а ложное миропредставление, отождествляющее рационалистическую модель вселенной с реальностью. Модели классической физики с успехом служили и служат для описания природы в нашей повседневной жизни. Однако, выход за пределы этой повседневной жизни, связанный с проникновением к корням мироздания, приводит к пересмотру основных понятий и предпосылок, лежащих в основании точного естествознания.
Исследования в области электромагнитных полей (света) и физики атома привели к открытию двух универсальных мировых констант: «Скорости света» и «Постоянной планка», которые оказались более «фундаментальными», чем понятия пространства, времени и материального объекта. Пространство и время оказались взаимосвязанными в «пространственно-временном континууме», а материальный объект перестал существовать как индивидуальность в чистом виде, стал скорее возможностью, чем фактом. Такие понятия, как движение (перемещение материального объекта в пространстве с течением времени) или материальный объект, состоящий из своих частей, более простых материальных объектов, теряют свой привычный смысл. Пространство и время перестают быть независимыми априорными категориями как с точки зрения теории относительности, в которой они зависят от движущейся системы отсчета, так и с точки зрения квантовой теории, указывающей на невозможность существования траектории движущейся микрочастицы. Сама же микрочастица проявляет себя и как корпускула, и как волновой процесс, что разрушает само представление о ней, как простейшем материальном объекте.
При этом энергия, как мера движения, оказывается с одной стороны иным наименованием массы микрообъекта, а с другой – иным наименованием частоты колебательного процесса, связанного с этим микрообъектом. Сами же микрообъекты, элементарные частицы могут прекратить свое индивидуальное
существование, превратившись в другие стандартные формы «элементарного бытия». Эти незримые формы конституируют бытие не только элементарных частиц и физических полей, но и более сложных структур (атомов, молекул и т.д.), придавая им необъяснимую с точки зрения механистического подхода
устойчивость и стабильность, вечность. Так атом, потеряв электрон под воздействием внешнего фактора, всегда восстанавливает свою полноту, приобретая новый свободный электрон на вакантное место. Исследования в области атомной физики позволяют утверждать, что фундаментальные природные структуры не складываются из совокупности свойств своих элементарных частей, но, наоборот, придают этим частям тем большую индивидуальность, чем сложнее сама структура как целое. Поэтому части сами по себе являются скорее потенциальной возможностью, а не источником существования, с необходимостью обладая той степенью неопределенности, которая делает возможным их использование в целостной структуре. Об этом свидетельствуют известные соотношения неопределенности элементарных частиц, открытые в квантовой механике.
Физические теории и математические методы современной науки обретают все более абстрактный, независимый от наблюдаемых материальных явлений, характер. Можно сказать, что физика все в большей мере погружается в область чисто смысловых, формообразующих оснований физической реальности, приближаясь к символическому описанию природы, а тем самым к созданию ее метафизической модели. Такое положение дел не только уничтожает устоявшуюся натуралистическую картину мира, но и вызывает вопрос о принципиальной возможности рационального объяснения фундаментальных основ мироздания. Возможно ли вообще осмысление природы путем научного познания онтологических принципов? Для ответа на этот вопрос попробуем прибегнуть к святоотеческому учению о творении и к «Первой книге Бога» – книге Бытия, а не только ко «Второй книге Бога» – природе, как ее именовал Галилей.
2. Логика творения
О возможности и необходимости познания творения и рационального ее осмысления, говорит Св. Апостол Павел: « … ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим.1,20), но он же свидетельствует об ограниченности рационального познания падшего человека: « Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан. » (1 Кор. 13,12). Из этих слов ясно, что познавательный естественнонаучный процесс носит «гадательный» характер и позволяет нам лишь «отчасти» постигнуть реальные вещи, о чем и свидетельствует вся история естествознания. Правильные физические теории поэтому имеют символический характер, указывая на «вечную силу Его и Божество» в проявлении гармонии и целесообразности, органичности мироздания. Именно в символах рациональных физических моделей просвечивает сквозь «тусклое стекло» нашего воображения Слово, которое было в «начале», и слова, логосы вещей, как абсолютные принципы или смыслы тварного мира.
Прежде всего, следует уяснить понятие принципа творения, Божественного слова, логоса, проявившего себя сразу и навсегда во всем творении. Ему ничто не противостоит и его ни с чем нельзя сравнить, а потому и познать до конца. Однако это слово прозвучало в Книге бытия, являясь для нас Откровением Творца о своем творении, а, следовательно, требует осмысления и истолкования. Святоотеческое предание о творении, содержит учение о нетварных Божественных энергиях, словах или идеях - волениях, которые не есть само Божество, но «отделены от твари, как воля художника отделена от произведения, в котором она проявляется» [1]. По словам св. Иоанна Дамаскина: «Бог творит мыслию, и эта мысль…становится делом». «Ибо Бог, - говорит он, - созерцал все вещи прежде их от вечности, представляя в уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением мыслию, которая есть предопределение. Итак, логосы по существу есть основополагающие идеи творения, содержащиеся в Божественных энергиях и порождающие единство и многообразие физического мира. В этой связи можно сказать, что предметом физических исследований являются логосы вещей, а результатом – создание теорий или моделей реальности, представляющих логику творения.
Для того, чтобы соединить в символе физических конструкций модель с «Естественным откровением» - природой, нужно выяснить, что дает нам в этой связи «Сверхъестественное откровение» – Книга бытия. Применительно к поставленному вопросу о «Начале творения» и физике, призванной создать адекватную модель этого фундаментального «Начала», мы будем рассматривать лишь первые строки Книги Бытия. В них говорится о первых абсолютных принципах, логосах, положенных в основание всего космического единства, в том числе и принципах устроения самого разума, как средства постижения этого единства человеком. Здесь онтология и гносеология тождественны по существу, поскольку изначальная структура мироздания, как логика творения, отображается в рациональных моделях реальности, демонстрирующих ту же логику.
3. Возможность существования
Начало творения означает переход от небытия к бытию: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». До «начала», таким образом, не было ничего, ни небесной, ни земной природы, ни возможности помыслить об этом. Земная же природа начинается с сотворения самой «земли», или материи, как условия дальнейшего творчества для Духа Божьего: «…актом творения «из ничего» Бог предоставляет возможность появиться чему-то вне Его Самого, что Он ставит само это «вне», само это «небытие» рядом со Своей полнотой. Бог «дает место» абсолютно новому сюжету, бесконечно отдаленному от Него не «местом», но природою» [1]. Этот «бесконечно новый сюжет» имеет свое первое основание в материи, как принципиальной возможности или потенции существования телесного мира. В отрицательных характеристиках материи не содержится ничего кроме самой этой возможности проявиться творческому началу, Слову. Сама по себе материя есть небытие, есть лишь возможность осуществления еще не существующего актуально, есть «прах земной». Она не является каким-то содержанием формы вещи, но служит для материализации ее смысла, для становления слова. Материальность мира, означает вечно присущую ему потенцию для восприятия и проявления формообразующего смыслового содержания, Божественного слова. Материальны время, пространство, все физические объекты и их взаимодействия, но нематериальны их причины и смыслы, как нематериальны математические уравнения и законы физики. Поэтому физика не изучает и не может изучать то, чего нет, свойства материи, но «угадывает» идеальное содержание явлений. Сравнение материи с водой означает текучесть, которая на фоне искомой формы проявляет себя, как неустойчивость, беспорядочность или хаотичность, и во фрагментах становления формы воспринимается как статистическая природа изучаемого явления. При этом, чем более частный фрагмент исключается в физической модели из контекста становящейся идеи, тем в большей мере проявляется его статистический, материальный характер, неустойчивость и неопределенность индивидуального, как условие и возможность быть органичной частью целого.
4. Становление вечности
Первым материализованным словом стал свет: «И сказал Бог: да будет свет И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Свет, освещающий материю, образует вечную триаду тварного мира: свет, как логос, как живое нематериальное единство, Божественное слово, и свет, как материальное и логическое становление, сосуществование двух логически противоположных, нераздельных и неслиянных состояний: дня и ночи. Эта вечная нераздельность и неслиянность логических противоположностей диалектически материализуется в замкнутом циклическом процессе перехода из одного состояния в другое в течение полного цикла становления логоса света, первого дня творения: «И был вечер, и было утро: день один». Смысл света, таким образом, заключен в вечном процессе его становления, когда в лоне чистой возможности, материальной неопределенности, рождается устойчивое и постоянное движение, непрерывный переход из состояния «ночи» в состояние «дня» и наоборот, когда начало и завершение цикла совпадают в событиях вечера и встречаются в событиях утра. Замкнутость цикла проявления света означает целостность его образа, как становление покоя, а повторение этого образа в упорядоченной последовательности состояний и событий – устойчивость существования, как становление вечности.
Итак, в первый день творения кладется первое основание материальному миру: единство и порядок, завершенность и логичность. Свет становится материальным, а материя – освещенной. Диалектика становления логоса света, состоящая в разрешении антиномии его логически противоположных состояний в целостном, замкнутом процессе перехода, как переживании всех возможных моментов или аспектов этого процесса, совпадает с мыслительным процессом познания, диалектического осмысления реальности. Можно сказать, что феноменология, как диалектический метод, есть лишь следствие онтологического принципа, Божественного метода становления слова, интуитивно воспринимаемого и разумно угадываемого. Именно всестороннее рассмотрение возможных проявлений исследуемого целостного объекта позволяет создать символический образ, адекватный его вечному логосу. Становление света порождает диалектические категории целого (свет) и раздельного (день и ночь), единого («день один») и многого (состояния и события), покоя (устойчивость цикла) и движения (непрерывное становление). Такова изначальная логика земной природы, проявляющая себя как в наблюдаемом мире, так и в мыслительной деятельности.
Действие света или его энергия представляет собой постоянное и непрерывное, последовательное перетекание в едином циклическом процессе противоположных состояний материи. При этом упорядоченная последовательность смены состояний в течение «первого дня», имеющего определенную длительность, позволяет говорить о постоянной интенсивности этого процесса или абсолютной скорости становления света. Скорость света поэтому можно считать первой абсолютной мировой константой, определяемой длительностью первого дня творения и задающей как бы абсолютный ход протекания процесса, возможность для существования темпа и времени, как темпоральной длительности. Абстрактным образом процесса воплощения логоса света может служить одномерное замкнутое математическое пространство, в котором каждому моментальному положению относительно события начала и конца цикла соответствует моментальное состояние освещенности материи. При этом сам процесс характеризуется движением точки с постоянной скоростью в этом пространстве и периодически проходящей одни и те же моментальные положения через определенный промежуток длительности. Существенно отметить, что различным и упорядоченным последовательным моментам длительности соответствуют одни и те же моментальные состояния освещенности. Этот абстрактный образ указывает, однако, лишь на предугадываемую нами возможность деления непрерывного и беспредельного процесса на моменты и отрезки, то есть на необходимость количественных характеристик для осмысления качественных изменений, на определение беспредельного.
Таким образом, можно говорить о существовании замкнутого первым днем творения светового континуума, несущего в себе основание для реализации будущего многообразия в осуществленном единстве.
5. Становление структуры
Согласно библейскому повествованию, твердь наделена особым «надмирным» статусом и названа «небом». Твердь противопоставляется материи, как «небо» «земле», как идеальное материальному. Здесь мы видим диалектическую антиномию возможности существования, которая с одной стороны понимается как чистая пассивная потенция материи, а с другой – как исходная идеальная конструкция, идея или план вещи, материальное становление которой приводит к ее бытию. По этим «небесным конструкциям» и были сотворены все первичные материальные структуры (атомы, молекулы, минералы и т.д., и физические поля), определяющие в совокупности и взаимосвязи устройство мироздания: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Божеское повеление «да соберется вода» означает вечное присутствие потенциальной энергии неба, материальное проявление которой выражается в виде физических сил взаимодействия между элементами становящейся формы. «Земля» представляет собой вещество - мир материальных дискретных структур, физических объектов, а «моря» – совокупность материальных непрерывных структур – физических полей, волны которых омывают «землю». Физические объекты и поля, следовательно, образуют органичное становление логосов вещей, находящихся в смысловом «небесном» пространстве.
Становление сложных физических объектов происходит в метрико-ритмичном некоординированном континууме пространства-времени, в котором каждая точка (событие) потенциально может быть началом координат, центром устойчивости становящегося объекта, которому соответствует определенное положение замкнутого процесса становления этого сложного объекта. Неделимыми частями физического объекта являются взаимодействующие элементарные частицы, которые реализуют свои неопределенные материальные качества разрозненных частей в целостной структуре, образуя органичную неразрывную связь, проявляющуюся в замкнутом процессе становления этой структуры.
Физическая структура представляет собой триединство становления абсолютных принципов творения – света, как непрерывного замкнутого процесса, тверди или предела, как пространственного разделения внутреннего и внешнего, и неба, как сочетания частей в целом. Простейшей структурой, состоящей из двух взаимодействущих элементарных частиц – протона и электрона, является атом водорода. Физическое взаимодействие протона и электрона приводит к образованию стабильной структуры, имеющей ядро в качестве координирующего центра и электронной оболочки, окружающей это ядро. Потенциальная энергия тяготения протона и электрона (энергия «неба») становится энергией циклического процесса обращения электрона вокруг протона, который является центром устойчивости системы атома, сохраняющей индивидуальные качества своих частей, имеющих определенные размеры и состояния, но реализующей неопределенность их изолированного положения в пространственно-временном континууме. При этом кинетическая энергия света Ed уравновешивается потенциальной энергией неба Ep, образуя стационарное состояние системы, характеризующейся определенным периодом ее становления, и сохраняющей свои параметры неизменными во времени, превышающем период становления. Таким образом, физический закон взаимодействия разнородных энергий света и неба (движения и тяготения ) выражается в виде уравнения их значений в рамках целостной структуры, характеризующейся собственным временем становления, положением и размером в пространстве. Время становления и размер атома водорода l = 2r (r – радиус орбиты электрона) в метрически-ритмичном континууме являются измеримыми физическими величинами, кратными элементу времени и элементу длины, то есть изменяющимися дискретно, являются квантуемыми.
Таким образом, любой физический объект в процессе своего становления проявляет материальные качества текучести и неопределенности, но, будучи воплощением вечной идеи, сохраняет абсолютную устойчивость или стабильность, проявляя присущий ей индивидуальный образ. Воплощенная идея как материализованная возможность в своем основном состоянии проявляется как равновесие внутреннего процесса в его становлении, являет образ колебания около стабильного минимального уровня энергии, находящейся «внутри тверди» данного объекта. Как известно [ 3 ], физической моделью микрообъекта, совершающего колебания вокруг центра устойчивости, служит гармонический осциллятор. Решение уравнения Шредингера для осциллятора приводит к дискретному спектру возможных значений энергии, различающихся между собой порцией энергии, равной h. При этом наименьшее возможное значение энергии оказывается отличным от нуля и равным Ѕ hчто подтверждается экспериментами по изучению рассеяния света кристаллами при низких температурах. Эти эксперименты показывают, что и при абсолютном нуле колебания атомов в кристаллической решетке не прекращаются, т.е. являются собственными колебаниями элементарного объекта.
Становление «небесной тверди» являет себя как вечное присутствие стабилизирующих и оформляющих сил взаимодействия внутри и вне каждого материального объекта, воссоздавая и сохраняя воплощенные образы. Под воздействием внешнего поля, «вод над твердью», становящаяся структура может возбуждаться, увеличивая амплитуду внутренних колебаний, но сохраняя свое стабильное состояние, либо переходит на метастабильный энергетический уровень, характеризуемый некоторой модификацией начальной формы и соответственно более высоким значением энергии. Переход из возбужденного метастабильного состояния в основное, стабильное, происходит внезапно, скачком с испусканием кванта энергии, соответствующей разности дискретных значений энергии соответствующих уровней. Внезапность, случайность перехода между состояниями объекта свидетельствует о причине этого события, находящейся вне физического пространственно-временного континуума, но внутри тверди становления этого объекта, т.е. в пределах периода его становления. Связанное с текучестью материи, событие перехода, или квантовый скачок, проявляет себя статистически, и описывается как вероятность случайного события в процессе силового воздействия стационарной формы. Отсюда вытекает вызывавшие у физиков удивление свойства атомных объектов: с одной стороны их устойчивость и стабильность, проявляющиеся в восстановлении их первоначально нарушенных структур, а с другой – случайный, «индетерминированный» характер квантовых переходов из метастабильных состояний. Эта же «вечная» устойчивость проявляется и на молекулярном, и на биологическом уровнях [ 4 ].
Заключение
Итак, мы можем заключить, что в основании мироздания лежат три онтологических принципа: процесс, предел и структура, являющиеся способами материального становления света, тверди и неба, созданными в первые три «дня» творения. Время предстает как образ вечности, пространство – как образ предела, как распределенный процесс, и структура – как образ органичного сочетания распределенных процессов в единстве творения. В этой связи становится ясной неуместность натуралистического подхода к творению, как последовательному во времени эволюционному развертыванию мироздания из какой-то «точки» в пространстве.
В то же время, можно отметить на первый взгляд парадоксальный и во всяком случае удивительный факт, что наиболее удаленные от «реальной жизни» абстрактные модели математики и теоретической физики свидетельствуют как раз о проявлении самых главных оснований этой жизни и принципах ее познания, которые сформулированы в библейском Откровении. Достигнутая глубина символического значения точного естествознания есть безусловно апофеоз всего ее исторического развития и служит твердым основанием для построения современного представления о природе, как «великой и преславной книге Божией». Ведь и мы сами являемся совершенными становящимися «небесными» структурами, будучи не только «зрителями, но и участниками» разворачивающейся «драмы жизни». Поэтому вся наша деятельность, в том числе и научная, заключается не только в «угадывании» вечного смысла происходящего, но и в конструировании разумных моделей идеального мира, выходящего за рамки чувственных образов повседневности.
Список литературы
В.Н. Лосский. Богословские труды. Сборник восьмой. Изд. Московской Патриархии. М., 1972 г.
И.В. Савельев. Курс общей физики. Том 1. Изд-во «Наука», М., 1977 г.
И.В. Савельев. Курс общей физики. Книга 5. «Наука», М., 1998 г.
В. Гейзенберг. Физика и философия. М., «Наука», 1989 г.