1. Древнекитайская философия
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев, радость, созерцательность). 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений) есть величайшее существо, первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).
2. Древнегреческая философия
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Общие черты: - Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира. - Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое - Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы. Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенноеграниц. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земныестихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человекпроизошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен. Итого милетской школе: - она являлась рационализацией мифа - характеризовалась пантеизмом (Бог = природа) - человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д) - хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой - философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны - все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.
Пифагор. Гераклит. Пифагор. - Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение подобного. Гераклит. - развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется». - написал труд «О природе»- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и являетсяогнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух , воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом. - Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.
4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон. Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания. Ксенофан. - первовещество – земля. - Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. - Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью. Параменид. - Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину. - Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.Зенон. – диалектика - 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает. - чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает! - Разум – оружие достижения истины.
5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит
. - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри нах в вечном движении. - Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка! - Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное. - Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни. Анаксагор. - Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей. - «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.
6. Древнегреческая
философия.
Софисты. Сократ.
Софистика
Открывает
новый период
– рационалистический!
- Главная цель
спора – не истина,
а победа в споре.
Появилась в
связи с развитием
риторики (ораторского
иск-ва), где важным
было не только
красиво говорить,
а умение убедить.-
Протагор: человек
есть мера всех
вещей. Главное
св-во материи
–изменчивость
– распространяется
и на человека.
Все существует
только в относительности
к другому, просто
так – ничто
(принцип релятивизма).
Всякая вещь
состоит из
противоречивостей.-
Горгий: Бытие
не существует.
Если бы оно
существовало,
то его невозможно
было
бы познать.- У
софистов также
соц-политич
вопросы: считали
важнейшими
законы природы.
Каждый человек
вправе считать
добром то что
хочет. Проблема
человека. СОКРАТ.-
человек –
нравственное
существо, познающее
само себя. Душа
– самое главное,
так как в ней
происходит
познание.
Материальный
мир познать
невозможно,
но душу можно!
Познать себя
значит найти
общие для всех
людей нравственные
качества. Для
роста души
необходима
добродетель.
Счастье =добродетель,
зло = незнание
добра.- Метод
субъективной
диалектики,
цель которого
– установить
истину. Истина–
знание, получаемое
в результате
диалога, беседы
( в против овессофистам!)-
Использовал
метод индукции
(выведение
общего из частного).
7. Древнегреческая философия. Платон. Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом –Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, тоесть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!! - Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, тоесть крестьяне, просто жители).- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,олигархия.
8. Древнегреческая
философия.
Аристотель.
Бытие – предметный
мир, воспринимаемый
с помощью ощущений.
Он первичен,
«МАТЕРИЯ», без
нее вообще нет
бытия. Но материя
пассивна, бесформенна
– выливается
в форму. Форма
– сущность,
свойства предмета.
Форма + материя
вместе!! (а у
Платона??)- у всего
живого есть
душа. Душа бывает
3х типов: растительная
(рост,питание,
размножение),
животная (то
же + ощущения),
человеческая
(все тоже + разум).
Душа дает смысл
и направленность
жизни.- Познание.
Познание формы,
то есть сути!
С помощью
чувствительных
ощущений. Хоть
они дают лишь
знание единичного,
но в них потенциально
содержится
и знание общего.
Над опытом
наука, над наукой
философия
илогика. Создал
учение о логике:
там - осн логич
законы, суждение,
умозаключение,
определение,
док-во…- Государство
отождествлял
с обществом.
У него есть
несущественная
часть(все люди)
и существенная
(воины, правители).
Признавал
необходимость
сохранения
рабства. Монархия
- хорошо.
9. Средневековая философия. Главное – БОГ!!! Вера, церковь. Филон.- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением. Ориген.- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально, Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христучения на практике опасно для государства.- Христос у Оригена не избавитель, а образец.- Святой дух - посредник между Христом и миром. Восточное направление: Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством. Григорий.- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение.- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах. Западное направление. Августин.- учение о предопределении- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей.- Самодостоверность человеческого сознания. Фома Аквинский.- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере. Вильгельм Оккам.- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутри внеш опыту.- В Бога надо верить!- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!
10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..16-17 века. Бэкон.- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видовее движения.- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра– в том что многие видят нереалистичную картину мира.- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.
Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:
1. наблюдение фактов
2. их систематизация и классификация
3. отсечение ненужных фактов
4. проверка
5. обобщение- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Всезнания основываются на опыте! Декарт.- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное. Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами(объем, вес и т д).- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувстве но в познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.»- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге. - Метод дедукции
11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,а единичные вещи – модусы субстанции.- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются. Лейбниц.- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной. Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции. Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за человеческого страха.
12. Философия Французского Просвещения.- 18 век. Проблема человека, гуманизм.- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый личный интерес».- Гуманизация межличностных отношений.- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственныекачества.
13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способпознания- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кантрешает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – над идивидуально начало.- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.
14. Гегель.- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие). В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества,но это идеал.- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.
15. Фейербах.- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое единство души и тела.- Человеческая природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.- Человек - лишь звено в развитии человеческого рода. Маркс не согласен: человек– историческое и социальное существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
16. Кьеркегор и Шпенглер. Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на который должны быть страх и отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внешний мир, он не доверяет внутреннему и советует человеку отдаться в волю Бога. Диалектическая теология и экзестиолизм. Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет предсказать будущее европейской культуры в сравнении с древнегреческой. Западная культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действительности.