Реферат
"Человек - существо деятельное"
Деятельность человека в зеркале культуры
Дела человеческие - постоянный предмет философских размышлений. Как надо жить и что надо делать, чтобы жить счастливо? Какое поведение следует считать правильным? От чего зависит удача в делах? Как найти лучший способ действий, обеспечивающий успех? Ответ на подобные вопросы, конечно, зависит от конкретных обстоятельств. Но существуют ли какие-то общие принципы, на которые можно опираться в их решении?
Дошедшие до нас древние мифы свидетельствуют, что люди издавна пытались связать свои действия с волей богов. Эта тенденция прослеживается и в философских учениях, где имена мифических божеств часто служат символами судьбы, рока, закона, которыми определяются ход человеческой деятельности и ее результаты.
В Древнем Китае было распространено учение о "дао" - "правильном пути", которому должен следовать каждый человек в своих поступках. Древнеиндийские мудрецы утверждали, что никто не может уклониться от "должного действия", потому что оно предопределено "дхармой" (законом богов) и "кармой" (индивидуальной судьбой), которые все равно заставят сделать должное. У древних греков считалось, что не только люди, но даже боги не в силах избежать того, что предначертала им Ананке (судьба, необходимость, неизбежность). Вмешательством богов объяснялись достижения и несчастья людей, их удачи и неудачи. Считалось, что боги (в греческих мифах - Прометей) научили людей различным полезным видам деятельности - обращению с огнем, изготовлению металлических орудий и другим искусствам и ремеслам. Они же сурово карали смертных за попытки делать что-либо противоречащее божественным замыслам.
Но людям не дано знать, что написано в "книге судеб", помыслы богов им неведомы. И коль это так, то у них два выхода: либо не тратить силы ни на какие действия и пассивно ожидать, чтобы само собой свершилось то, чему суждено быть ("чему быть, того не миновать"); либо действовать так, как считают нужным (в надежде, что боги будут к ним благосклонны или что ценой чрезвычайного напряжения сил удастся склонить судьбу на свою сторону и добиться желаемого).
В древней культуре Китая и Индии сложилась традиция отдавать предпочтение первому варианту, а в античной культуре - второму.
В древнекитайской книге "Даодэцзин", излагающей философское учение даосизма, говорится: "Отрешенность, спокойствие, не деяние - такова сущность дао". Принцип не деяния даосы объявляют высшим принципом человеческого поведения' "Человек с высшим дэ ("дэ" - проявление дао) бездеятелен и осуществляет недеяние". Сходные идеи высказываются в древнеиндийской философии. В "Бхагавадгите", одном из древнейших произведений индийской литературы, устами бога Кришны утверждается: "Дело значительно ниже, чем йога мудрости". Для буддизма и других религиозно-философских учений характерна проповедь смирения, воздержания, ухода от мирской суеты, погружения в себя.
Античная культура, наоборот, поощряет стремление к активному действию, борьбе, риску. Ей свойствен дух агона (борьбы, состязания, испытания). В ней воспеваются герои, пытающиеся действовать по-своему, не считаясь с волей высших сил. У Гомера в "Илиаде" Диомед в ответ Агамемнону, убедившемуся, что Зевс покровительствует троянцам, заявляет, что все равно будет продолжать войну с ними, пока не возьмет Трою. Персонажи греческих трагедий вступают в борьбу с богами, даже зная, что их судьба будет тем ужасней, чем больше упорства они проявят. В трагедии Софокла Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, вступает в борьбу с судьбой и уходит из дома, чтобы предотвратить ее предначертания - но именно этот уход и приводит к осуществлению предсказанного. И как не стремится он совершать добрые дела, именно эти стремления оборачиваются страшными бедами для него, его близких и граждан его города.
К размышлению. Не отсюда ли - из возникшего в давние времена разного отношения к человеческой деятельности - происходит сохраняющиеся до наших дней особенности восточной и западной культуры? Но почему в древности на Востоке (в Китае, Индии) и на Западе (в Греции) человеческая деятельность стала оцениваться по-разному?
Среди всех видов человеческой деятельности у древних греков особым почтением пользовалась деятельность интеллектуальная и притом бескорыстная, которой занимаются для удовольствия, а не ради оплаты. В культуре Рима отношение к человеческим делам становится более утилитарным: ценится то, что приносит практическую пользу, доходы. В эпоху падения Римской империи, когда рушился общественный порядок и всюду воцарялась неразбериха, внушавшая неуверенность и страх перед завтрашним днем, получили популярность два противоположных взгляда на деятельность людей. Философия скептицизма утверждала тщетность человеческих усилий и возводила в ранг мудрости пассивно-наблюдательное отношение к жизни. Философия стоицизма настаивала на том, что каждый должен прилагать все силы, чтобы выполнять обязанности, выпавшие на его долю по велению судьбы, ставя превыше всего принципы долга и добродетели.
Христианская религия создала предпосылки для более глубокого проникновения в мир человеческой души, чем это было в античной культуре. В христианской культуре деяния личности стали оцениваться не только по их. результатам, но и по лежащим в их основе "движениям души" - побуждениям, стремлениям, желаниям. Важно, чтобы поступки человека были "богоугодными", совершаемыми по доброй воле и "во славу Господа", а насколько велики дела, которые выполняет человек, - это вопрос второстепенный. Религиозная традиция не придает существенного значения практической эффективности богоугодных дел.
Согласно христианскому учению, малые дела столь же значимы перед судом Божьим, как и большие, когда это дела добрые и человек вкладывает в них душу. "Блаженны нищие духом", если они, не будучи способными сотворить нечто великое, в меру своих скромных сил творят добро. Они больше заслуживают Божьей милости, чем "великие мира сего", чванящиеся своей широкой благотворительной деятельностью. Копейка, поданная нищему бедняком, имеет для Бога более высокую ценность, чем золотая монета, брошенная богачом.
В христианстве и исламе так же, как в буддизме, созерцательный образ жизни рассматривается как более подходящий путь к святости, чем активная деятельность. Отшельник, отказавшийся от участия в "мирской суете", истязающий себя веригами и занятый лишь молитвами, или столпник, проводящий многие дни в стоянии на столбе, - это люди, выключенные из активной деятельности, направленной на благо обществу. Однако их "не деяние" богоугодно и оценивается с религиозной точки зрения как сподвижничество, возвышающее личность больше, чем повседневный общественно-полезный труд.
В наше время человеческая деятельность достигает космических масштабов. Люди преобразуют облик своей планеты и уже приближаются к тому, чтобы выйти за ее пределы. Но каких-нибудь сто-двести лет назад мысль о столь могущественных возможностях человека мало кому приходила в голову. Считалось, что только боги способны вносить какие-то изменения в устройство мира. Люди же не в силах переделать установленный на Земле Богом порядок как в природе, так и в обществе, и даже мечтать об этом греховно. Ибо тот, кто хочет усовершенствовать сотворенное Богом, выступает против замысла Божьего, проявляя тем самым непомерную гордыню и впадая в смертный грех. Католическая церковь и сегодня крайне отрицательно относится к генной инженерии, абортам и тому подобным способам человеческого вмешательства в то, что должно быть согласно Божьей воле.
В течение многих веков в сознании людей прочно держалось убеждение, что человек - это "раб Божий" или, по выражению Б. Паскаля, "мыслящий тростник", ничтожная былинка в руках высших сил. При этом казалось само собою разумеющимся, что человеческая деятельность вращается в ограниченном круге дел, связанных с жизнеобеспечением, и не может выйти из этого замкнутого круга. В этом отношении она представлялось не слишком отличной от действий, которые предпринимают для своего жизнеобеспечения другие живые существа. Особенность ее связывали лишь с тем, что человек старается руководствоваться в ней разумом.
Иной взгляд на человеческую деятельность стал развивать И. Кант. Усмотрев в ней одно из важнейших свойств человека, Кант совершил "коперниканский" переворот в понимании его места в мироздании: в кантовском учении человек предстал творцом мира, в котором он живет.
В самом деле, по Канту, пространство и время - это не существующие независимо от сознания формы бытия, а "формы созерцания" явлений (нечто вроде надетых на человеческий ум не снимаемых очков, через которые человеку видится мир). А сами явления - продукт наложения категориальных схем деятельности рассудка на чувственные данные опыта. Значит, данный человеку в опыте мир явлений (мир "вещей для нас") оказывается зависимым от устройства и способов функционирования его познавательных способностей. Но этот мир и есть окружающая человека природа - никакой другой он знать не может (мир "вещей в себе" ему недоступен). Таким образом, человек подчиняет всю природу законам своей мыслительной деятельности. Он даже существование самого Бога допускает лишь потому, что это может быть непротиворечивым образом согласовано с законами человеческого разума и человеческой морали.
Вслед за Кантом представление о человеке как существе деятельном развивал И.Г. Фихте (1762-1814). Он считал деятельность высшей ценностью для человека. Действовать, чтобы жить, или жить, чтобы действовать? Фихте отвечает на этот вопрос однозначно: "Действовать! Действовать! - вот для чего мы существуем!".
Однако представители классической немецкой философии, рассматривая деятельность как существеннейшую характеристику человеческого бытия, понимали ее односторонне: под ней имелась в виду главным образом духовная, мыслительная деятельность. Они преувеличивали свободу человеческого разума и его воздействие на природу, когда утверждали, что его деятельность определяет законы природы и остается вместе с тем полностью независимой от них.
С материалистической точки зрения человеческая деятельность есть процесс, который, будучи направлен на достижение поставленных человеком субъективных целей, может привести к успеху лишь постольку, поскольку это не противоречит объективным законам природы. Различая духовную и материальную деятельность, материализм рассматривает первую как своеобразную "надстройку", которая вырастает над второй и приобретает самостоятельность в ходе становления и эволюции человека. В основе человеческого бытия лежит прежде всего материальная, практическая деятельность. Способность же человека к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется с развитием общественной практики человечества.
Особенности человеческой деятельности
Понятие деятельности употребляется в литературе неоднозначно. Поэтому следует уточнить смысл, который мы в него вкладываем.
Наиболее общей философской категорией, под которую можно подвести понятие деятельности, является категория движения. Движение - это способ существования материи. Но, различая материю неорганическую и органическую (живую), приходится для отражения специфики последней конкретизировать общее понятие движения. Таким более конкретным понятием, характеризующим особый тип движения, свойственный живым организмам, является понятие "активность". Но жизнь делится на растительную и животную. Чтобы обозначить более сложный вид активности, выступающий способом существования животных, используют понятие "жизнедеятельность" (или "поведение"). Наконец, человека отличает от животных специфическая форма движения, активности, поведения, которая и называется деятельностью.
Деятельность - это способ существования человека. Однако надо иметь в виду, что не все действия людей являются собственно человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Собственно человеческая деятельность - это деятельность, имеющая сознаваемую цель.
Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что "должно быть". Животные же не стремятся к достижению какого-то "совершенства", они просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения.
Жизнедеятельность животного протекает в соответствии с естественными законами. Деятельность человека, кроме этого, подчиняется еще и определенным правилам и нормам, которые он сам для себя устанавливает. Естественные законы невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них.
Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, он творит вокруг себя "вторую природу" - искусственную среду, мир культуры.
Возникновение естественным путем даже простого колеса, не говоря уже о других, гораздо более грандиозных творениях технического и художественного гения человечества, хотя и не противоречит законам природы, но является настолько маловероятным, что было бы настоящим чудом. Можно сказать, что человек, создающий в соответствии с законами природы то, что она без него сама никогда бы не создала, постоянно творит чудеса. Вместе с тем в процессе деятельности человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную природу, развивает и совершенствует самого себя. Внутренний, духовный мир человека - самое главное из чудес, рождаемых его деятельностью.
Структура деятельности
Необходимыми компонентами человеческой деятельности являются следующие.
Субъект деятельности. Им может быть отдельный индивид, группа людей, общество в целом. В первом случае говорят об индивидуальной, в двух остальных - о коллективной деятельности. Любая индивидуальная деятельность всегда так или иначе включена в сложную систему коллективной деятельности людей и в конечном счете - всего человечества.
Объект деятельности. Он может быть как материальным (например, земля, обрабатываемая крестьянином, или гипс в руках скульптора), так и идеальным (образ, понятие, мысль). Объектом своей деятельности человек может сделать и сам себя (например, при самовоспитании).
Цель деятельности - идеальная модель того, что должно быть ("желаемого будущего"). Направленностью на какие-то цели обладает и поведение животных, но целесообразность его обусловлена биологическими закономерностями (безусловными и условными рефлексами), которые определяют в каждой данной ситуации конкретную цель их усилий. Человек же способен выбирать цели своей деятельности произвольно. Он может ставить цели, недостижимые в данной конкретной ситуации, а предпринимать действия, необходимые для того, чтобы реализовать их в отдаленном будущем. В своей деятельности он создает для себя все новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки биологических потребностей. Свободное целеполагание - отличительная черта человеческой деятельности.
Акты деятельности - отдельные действия, из которых она складывается. Любая деятельность может быть подразделена на множество составляющих ее актов. Это особенно важно для обучения: чтобы научиться какому-нибудь делу, надо овладеть навыками выполнения необходимых для него действий. Прочно усвоенные навыки позволяют превратить значительную часть актов деятельности в операции, выполняемые "автоматически", без контроля сознания.
Способ (метод) деятельности. Будучи свободным в выборе способов своей деятельности, человек стремится из всех возможных способов найти наиболее подходящий, наилучшим образом обеспечивающий достижение цели.
Средства деятельности - материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности. Например, в производственной деятельности используются такие материальные средства, как орудия труда или механизмы; в научной деятельности применяются такие идеальные средства, как мысленные модели изучаемых объектов или математические средства их описания и т.д.
Результат (продукт) деятельности. Он далеко не всегда совпадает с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано. Кроме того, следует иметь в виду, что наша деятельность всегда приводит к двоякого рода результатам: во-первых, прямым - тем, которые соответствуют нашей сознательно поставленной цели, и, во-вторых, к побочным - тем, которые мы заранее не предвидим и даже не осознаем. Побочные результаты иногда могут быть не просто неожиданными, но и нежелательными.
Деятельность людей чрезвычайно разнообразна. Существует великое множество ее форм и видов. Жестко разграничить их невозможно. Всеохватывающей и общепризнанной их классификации нет.
Различают деятельность материальную и духовную; конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную); продуктивную (производящую новые продукты) и репродуктивную (воспроизводящую и тиражирующую ранее созданные образцы). Среди форм деятельности выделяют такие, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. В качестве основных видов деятельности часто рассматривают труд, учебу, игру. Эти виды деятельности сопровождают человека всю жизнь, но роль их в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школе - учеба, а затем труд.
Творчество
Творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека, общества, форм и условий жизни людей. Основными его видами по традиции считаются художественное, научное, техническое творчество. Однако кроме них существуют и многие другие виды творчества: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и т.д.
Результаты творчества возникают в человеческой голове как духовные, идеальные образования - замыслы, представления, идеи, теории, художественные образы. Но окончательное выражение они получают в какой-то материальной, чувственно воспринимаемой форме - в словах, знаках, архитектурных сооружениях, технических конструкциях. Результат творческой деятельности, однако, не обязательно принимает вид особого материального предмета. Он может также заключаться в изменении личности, которое проявляется в ее образе жизни, поведении, деятельности.
Таковы, например, результаты методологического творчества, обогащающего личность самого творца нахождением нового способа действий (который не всегда оформляется вербально, в словах, но находит воплощение в его деятельности); или результаты педагогического творчества и творческого общения, состоящие в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии личности не только самого творца, но и другого человека (что также сказывается в его образе жизни и действиях).
Основной признак творчества - новизна получаемых результатов. При этом речь идет не просто о новизне во времени, а о качественной новизне. Новым во времени является, например, каждый экземпляр серийной продукции, но по своим качественным характеристикам он представляет собой более или менее точную копию изготовленных до него экземпляров. Новизна творческого результата - это качественная новизна, связанная с его оригинальностью, своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор. Чем больше качественно нового содержит творческий результат, тем выше уровень творчества.
В техническом творчестве, например, выделяют два уровня творческих достижений: рационализаторские предложения, в которых содержатся уже известные, но новые для данного предприятия технические решения, и изобретения, представляющие собой оригинальные технические решения, имеющие мировую новизну. В свою очередь, изобретения тоже могут иметь разный уровень.
В науке различают открытия разных уровней: открытие технически предсказанного явления; открытие явления непредсказанного, но вписывающегося в существующие теории; открытие существенно нового явления, требующее пересмотра имеющихся теорий.
Различными уровнями новизны характеризуются результаты и в других областях творческой деятельности.
Определение меры новизны творческого результата нередко является трудным делом и требует специальной экспертизы.
Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Деятельность является творческой, если результат ее обладает хотя бы субъективной новизной. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто вторично "изобретает велосипед".
Другой основной признак творчества - социальная значимость (ценность, важность для общества) его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то1 он обладает индивидуальной значимостью. Тот, кто придумал, изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предполагать, что оно имеет не только индивидуальную, но и социальную значимость. Но одно дело - представление человека об общественной ценности его труда, а другое - реальное значение этого труда для общества. Пока результат не станет известным другим людям, его социальная значимость остается под вопросом. Но и другие люди могут ошибаться в его оценке не меньше, чем автор.
Общественная ценность творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тех или иных областей человеческого бытия. А это выясняется со временем. Известно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.
Практическая и теоретическая ценность результатов творчества, их полезность и эффективность, их влияние на общество зависят не только от их сущности, но и от того, как общество их использует. Творчество инженеров способно вести к последствиям, имеющим в одних отношениях полезный, а в других - вредный характер. Научные открытия (например, в области ядерной энергетики) могут использоваться и в интересах общества, и вопреки им. В содержании философских, религиозных, художественных произведений могут выражаться как реакционные, так и прогрессивные идеи. Таким образом, социальная значимость результатов творчества может быть и позитивной и негативной.
Между двумя указанными признаками творчества - новизной и социальной значимостью - существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат - это результат, уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Новизна и значимость - противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново. Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет эти противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания - он есть еще и способность предвидения.
Подводя итог сказанному, можно сформулировать определение:
Творчество - это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.
Поскольку в этом определении творчество характеризуется с точки зрения объективной значимости его для общества, оно называется объективным определением творчества.
С тем, что новизна является необходимым признаком творчества, согласны почти все. Но с вопросом о социальной значимости дело обстоит сложнее. В одних случаях творческой называют также и деятельность, не создающую социально значимого результата, в других под творчеством понимают только такую деятельность, которая создает позитивно значимый результат, т.е. служит прогрессу.
Является ли творческой, например, деятельность ребенка, сочинившего стихи, которые он завтра забудет? Или деятельность художника, потратившего много времени на картину, которую он счел неудачной и, никому не показав, уничтожил? Если вы считаете подобную деятельность творческой, то вы исходите при этом из такого понимания творчества, в котором социальная значимость исключается из числа его обязательных признаков (а под новизной понимается субъективная новизна).
Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым результатам.
Отвлекаясь от объективной социальной оценки результатов творчества, это определение выдвигает на первый план его субъективную сторону. Творчество рассматривается как поиск субъектом решения какой-то новой для него задачи. В стремлении к новому, загадочному, неизвестному раскрываются заложенные в человеке потенции, реализуются и развиваются его способности. Творчество выступает при этом как процесс самовыражения и саморазвития человеческой личности - независимо от того, насколько значителен вклад, вносимый ее деятельностью в культуру. Такое определение творчества называют субъективным.
Если считать, что творчество обязательно связано с созданием позитивных социальных ценностей, то возникает еще одно его определение.
Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам.
Это определение можно назвать ценностным. Оно предполагает, что деятельность, имеющая негативные последствия для общества (преступная, аморальная, реакционная), не является творчеством, даже если она переживается субъектом как творческая и ведет к существенным новшествам (например, изобретение новых орудий преступления).
В указанных определениях раскрываются различные оттенки смысла, в котором употребляется слово "творчество". Но субъективное определение позволяет считать творческой любую продуктивную деятельность, связанную даже с самой минимальной субъективной новизной, любой акт самовыражения личности, сколь бы малозначимым для общества он ни был. Творчество в этом смысле оказывается обыденным и не особенно трудным делом. А при ценностном определении решение вопроса о творческом или нетворческом характере какой-либо деятельности попадает в зависимость от субъективных предпочтений того, кто решает этот вопрос, - например, от его политических, идеологических, религиозных убеждений. Представлению о творчестве как высшей форме продуктивной деятельности, которая имеет общезначимый, а не узко личный смысл и требует большого труда и таланта, в наибольшей мере соответствует объективное определение творчества.
Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:
постановка творческой задачи;
поиск решения;
рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;
разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;
материализация результата - воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.).
Творчество часто связано с особым психологическим феноменом - состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа. Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения ("инсайта", "ага-переживания") вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.
На том, что творческий процесс в существенной своей части не контролируется сознанием, основаны различного рода мистические и иррационалистические концепции творчества. В них оно объясняется или вмешательством высших, сверхъестественных сил, которые отключают разум от участия в творческом процессе и диктуют творцу готовые решения, или действием животных инстинктов, не поддающихся рациональному анализу. Творческая деятельность действительно содержит в себе немало загадочного. Однако, во-первых, в бессознательно протекающих процессах есть свои закономерности, которые постепенно раскрываются наукой, а во-вторых, не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество - это царство разума. И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого не надо делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе. Неосознанные мыслительные процессы - это своего рода "мыслящая машина", у входа и выхода которой стоит сознание. В сознании субъекта определяются цели творческого процесса, подготавливаются условия для бессознательных движений мысли, оцениваются, проверяются, формулируются и осмысливаются результаты творчества. Без работы разума, без участия сознания никакое творчество невозможно.
Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура - это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура - продукт творчества.
Однако в разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.
Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий множества рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них, может быть, лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков сохраняла из таких изменений самые лучшие. Народ творил художественные ценности, проделывая за столетия работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий "звездный миг".
Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, либо безумцем, посягнувшим в непомерной гордыне на то, что может делать лишь Бог.
Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.
Данте в XIV в. приходилось унижаться перед папскими слугами; а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с римским папой, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: "Папа мне докучает и меня сердит".
Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.
Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения и не нуждается в понукании. Для творчества одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, внутреннее стремление к совершенству в нем. Поэтому предоставление ей свободы действий делает ее труд наиболее эффективным.
Динамика исторического развития деятельности
На ранних стадиях антропогенеза цели человеческой деятельности, как и поведения животных, ограничивались удовлетворением биологических потребностей. Но животные для достижения этих целей пользуются "готовыми", данными им природой средствами (зубами, когтями, крыльями и т.д.). А человек сам создает и совершенствует используемые средства. Поэтому для человека создание и совершенствование средств деятельности становится промежуточной целью на пути к конечной цели.
Чем более эффективны средства деятельности, тем она успешнее. Простота достижения цели при наличии необходимых для этого средств ведет к перемещению внимания человека от цели к средствам. Промежуточная цель - создание средств - постепенно выдвигается на первый план, и когда обладание средствами делает путь к цели достаточно легким и надежным, главным содержанием деятельности становится создание ее средств. В результате происходит то, что Маркс называл "оборачиванием метода": деятельность по созданию и освоению средств и методов достижения цели обособляется в самостоятельную форму деятельности. В последней то, что было промежуточной целью, превращается в конечную цель. А то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться лишь как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели.
Такого рода "оборачивание" объясняет развитие человеческой деятельности. Деятельность как специфически человеческая форма активности выступает в процессе антропогенеза вначале в качестве средства, с помощью которого человек сохраняет и поддерживает свою жизнь. Затем она постепенно превращается в цель, ради которой он живет. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать.
"Оборачивание", в результате которого создание средств для достижения какой-то цели со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности, происходит на протяжении всей истории общества.
Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, имеющую своей целью удовлетворение духовных потребностей людей. На этом пути образуются такие сферы человеческой деятельности, как искусство, наука, политика и др.
Аналогичным образом игра из деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов.
То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, а затем обособляется от нее в связи с тем, что приобретение знаний (средство) для будущего труда из промежуточной цели обращается в конечную; труд же часто начинает служить уже не целью, а средством приобретения знаний.
Творческая деятельность также вследствие "оборачивания" имеет тенденцию превращаться из средства в высшую цель жизни человека, в творчество как самоцель.
Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели - в средства. С этим связаны ее дифференциация, происхождение и развитие ее разнообразных видов. На этой основе в ней возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения.
Развитие человеческой деятельности не может остановиться, так как движущие силы ее развития лежат в ней самой.