Философские системы мировоззрения
Первичные формы освоения человеком объективного мира — мироощущение и мировосприятие — связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Они могут быть «светлыми» или «темными», «мрачными» или «радужными».
Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов.
Мироощущение и мировосприятие играют важную роль в жизни человека. Они могут способствовать преодолению трудностей жизни, а могут, наоборот, усугубить их, превратить жизнь в кромешный ад. Но в том и другом случаях мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий.
Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности.
В дальнейшем миропонимание трансформируется в мировоззрение, в котором знания и убеждения образуют единое целое. Мировоззрение включает в себя как составляющие части и мироощущение, и мировосприятие, и миропонимание. В мировоззрении концентрируется весь накопленный человеком опыт общения с людьми и природой, опыт осмысления индивидуальной жизни и жизни других людей. В нем проявляются различные чувства человека, пережитые им в разные периоды жизни, а также оценки тех или иных событий.
Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.
В структуре мировоззрения обычно выделяют несколько составляющих:
• знания;
• убеждения и верования;
• ценности и нормы;
• эмоционально-волевой компонент.
Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Но полностью исключать практическую деятельность из структуры мировоззрения было бы неверным, поскольку она входит в эту структуру частично, своей субъективной стороной, связанной с духовностью человека.
Итак, мировоззрение - это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное и противоречивое явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).
По глубине знания, по степени его рациональной обработки в мировоззрении можно выделить два уровня - жизненно-практический и теоретический.
Мировоззрение жизненно-практического уровня (его иногда называют «жизненной философией») отличается тем, что в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей. Этот вид мировоззрения складывается стихийно, под влиянием различных причин. На этот процесс влияют национальные, религиозные и другие традиции, сложившийся тип культуры, уровень образования и многое другое. Каждый человек в том или ином обществе имеет свою собственную «жизненную философию». В силу этого жизненно-практическое мировоззрение неоднородно и неустойчиво. Оно слабо защищено от ошибок, от влияния деструктивных, разрушительных идей, от проникновения в него современных мифологем и иллюзий.
В жизненно-практической, «повседневной» философии преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. Человеку, достигшему лишь этого уровня мировоззрения, недостает глубоких знаний, эрудиции, культуры мышления и чувств.
На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Здесь уже первостепенное значение имеют знания, полученные экспериментально-опытным путем.
Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На этом уровне создаются специальные методы исследования мира и самого человека. Здесь строятся те или иные модели объективной и субъективной реальности, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.
Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь теоретического уровня мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом уровне оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, на их «житейскую философию». С каждым новым этапом в развитии философии и науки их достижения через информационные каналы внедряются в общественное сознание, становятся достоянием многих людей, подтягивая тем самым жизненно-практический уровень мировоззрения до теоретического уровня.
Мировоззренческие знания на отмеченных уровнях служат базой и для убеждений, под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива. Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.
Таким образом, мировоззрение является противоречивым духовным образованием. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.
Социальное неравенство. Понятие социальной стратификации, ее существенные признаки
Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими. При этом члены общества постоянно создавали новые виды иерархических социальных структур основанных на неравенстве.
Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие сложной сети взаимопересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.
В соответствии с теорией П. Сорокина каждый индивид занимает в обществе несколько статусов в различных социальных структурах, что позволяет нам говорить не о социальном пространстве, а о социальных пространствах, каждое из которых структурировано. Показатели статусов каждого из индивидов различны. Так, богатый человек (т.е. занимающий достаточно высокий статус в социально-экономической структуре) может иметь невысокую должность в организации, а следовательно, крайне низкий должностной статус.
Ранговые параметры представляют собой ни что иное, как характеристики социальных структур, основанных на неравенстве. Это выражается в том, что по каждому из представленных ранговых параметров можно составить систему статусов, каждый из которых по рангу будет выше одних статусов и ниже других.
Любое общество дифференцировано как по горизонтали, так и по вертикали. Дифференциация по горизонтали обусловлена естественно-историческим распределением видов и сфер человеческой деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло; работники добывающей, обрабатывающей промышленности и их подразделений) и техническим разделением труда (исполнители разных видов труда и трудовых функций). Дифференциация по вертикали порождена социально-историческими факторами (наличие или отсутствие собственности на средства производства, их размеры, образование и квалификация, доходы, уровень жизни и т. д.).
Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии.
Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системы. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.
Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация — иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенней исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на сграты (это слово происходит от латинского stratum — слой, настил). Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы.
Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям.
Стратификация, возникала вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаруживается уже в первобытном обществе. С появлением раннего государства – восточной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.
В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тир – открытые.
Открытые общества именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.
Закрытые общества характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людям не только вверх по социальной лестнице, но и вниз.
Разновидности избирательных систем.
В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
В основе мажоритарного типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite — большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов.
Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат.
Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.
Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком.
В ряде стран применяется иной вариант — система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам.
Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий — смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.
Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер.
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.
Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.
Подводя итог нашей работе хотелось бы отметить, что избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, каковы политические традиции и культура, но идеальной избирательной системы пока еще не существует.
Литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. 367 с. (21 – 29, 40 – 44).
Гаржиев К. С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2004. – 488 с. (252 – 254)
Политология: Учеб. для вузов /С. В. Решетников. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 448 с. (340 – 347)
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 384 с. (8 – 11)
Социология: Учебное пособие / Под. Ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутаров. – Спб.: Питер, 2004. – 400 с. (124 – 127)
Социология: Учебник / Под. Ред. Ю. Г. Волокова. – М.: Гардарики, 2004. – 512 с. (233 – 235, 246 – 250)
Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 344 с. (218 – 227)
11