Высшие ценности - государство, ритуал и традиции. .
Древнекитайская цивилизация начала складываться в бассейне реки Хуанхе в III—II тыс. до н.э.
Основным расовым типом на этой территории были монголоиды. Происхождение китайского народа от монголов-кочевников объясняет его многие религиозные и культурные особенности. Кроме монголов определенную роль в становлении Китайской цивилизации сыграли индоевропейские племена, мигрировавшие в сторону Средней Азии.
Начало китайской государственности относят к середине II тыс. до н.э. В это время китайцы уже имели развитую иероглифическую письменность, изготовляли превосходные мечи и предметы домашнего обихода из бронзы; сложной являлась структура государственной власти, была выработана система религиозных культов и обрядов.
Представления китайцев о мире и древние народные культы
Союз и борьба Ян и Инь Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Вначале весь мир являлся хаосом, образованным из мельчайших частиц: светлых — Ян и темных — Инь. Постепенно светлые и легкие частицы поднялись вверх и образовали Небо, а темные и тяжелые опустились вниз и сформировали Землю. Таким образом, мир возник из неотделимых друг от друга противоположных сил — положительной мужской (Ян) и отрицательной женской (Инь).
В результате взаимодействия Ян и Инь возникла жизнь и появился человек. Все на свете происходит из-за столкновения этих сил; обычное проявление их борьбы и противодействия — смена тепла и холода, света и тьмы. Союз Ян и Инь породили «пять стихий»: землю, воду, огонь, дерево и металл, составляющих основной материал для построения Вселенной.
Рисунок 1. Китайский символ полярности Инь-Ян
Важнейшим элементом Вселенной было безграничное круглое небо. Внизу находилась земля квадратной формы, ее центром был Китай, который также назывался «Поднебесной».
Небо и землю, полагали китайцы, населяли всевозможные божества и духи Они обитали везде и всегда присутствовали в любой точке пространства. Самым важным был Бог Неба — верховное божество. Небо не проявляло себя каким-либо чудесным путем и не высказывало особенной благосклонности к одним или нерасположения к другим Свое могущество оно выражает в таких естественных явлениях, как жара и холод, дождь и засуха: вовремя и в меру данные людям, они свидетельствуют о расположении и милости Неба; их избыток или недостаток означает наказание и грозит бедствиями. Таким же образом Небо проявляет свое отношение к правителям Поднебесной нарушения обычного порядка в природе указывают на необходимость устранить несправедливость в государстве, для чего дурные правители должны быть свергнуты с престола. Так в XI в. до н э было выработано учение о Мандате Неба, согласно которому само Небо вручало мандат на управление страной добродетельному императору и лишало власти недобродетельного, порочного. : Китайцы поклонялись также духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра.
Одним из наиболее важных был культ священных гор, сопровождаемый человеческими жертвами Культ предков: обеспечить духам безбедное существование Определенную группу духов составляли духи предков. Культ предков был очень развит в Древнем Китае. Он сводился главным образом к обожествлению и почитанию общего предка по мужской линии.
В основе культа предков лежало представление китайцев о том, что смертно только тело, а душа человека и после смерти продолжает жить. Душа может пользоваться всем, что принадлежало этому человеку при жизни. Местом ее обитания могла быть комната, в которой раньше жил этот человек, могила, в которой покоится его прах, специально построенная для почитания усопших домашняя молельня, храм (где, как полагали древние жители Китая, живут души государственных деятелей и военноначальников), и даже небо, солнце и звезды. Душа может также воплощаться в различные растения и животных Душа человека после его смерти, считали китайцы, сохраняет связь с живыми, прежде всего с родственниками, она может вмешиваться в их жизнь. Для того чтобы обеспечить душе безбедное существование, ее регулярно снабжали всем необходимым: пищей, одеждой, домашней утварью. Все это доставлялось душам предков путем жертвоприношений; вещи сжигались на жертвенном огне, и, превращенные в дым) они потреблялись душой. В жертву также приносили людей, закалывали животных. Однако постепенно, начиная с середины I тыс. до н.э., настоящие предметы все чаще заменялись игрушечными, сделанными из глины или бумаги — в этом случае обслуживание предков становилось значительно менее обременительным.
Если о душе никто не заботился, полагали китайцы, она непременно станет злобной и мстительной и нашлет на живых болезни и несчастья.
Подготовка к смерти - важное дело жизни Одним из главных элементов культа предков была церемония погребения главы семьи и его подготовка к смерти. Заботы об этом начинались для китайца, еще когда он был в расцвете сил. Задолго до кончины мужчина указывал, какие любимые вещи положить вместе с ним в гроб, во что его одеть, как обставить церемонию похорон. Похвальным поступком считалось подарить отцу на день рождения гроб и похоронную одежду. Знатные люди заранее готовили себе гробницы и склепы.
С наибольшим размахом, естественно, сооружались императорские могилы, нередко превосходящие роскошью даже наземные дворцы. Примером такого погребения может служить усыпальница императора Цинь Ши-хуанди, жившего в III в. до н.э. Над устройством ее в течение многих лет трудились сотни тысяч людей. Сначала в горе (недалеко от города Сиань) вырыли огромную яму, затем облицевали стены яшмой, дно устлали большими лакированными камнями, на которых нарисовали карту китайской империи, а потолку придали вид неба с изображением светил. Вместе с императором захоронили всех, 1(10 строил это сооружение, — дабы они не рассказали о спрятанных под землей сокровищах и не показали к ним путь. С императором также захоронили всех его жен, у которых не было детей.
Итак, все назначение человека на земле, в соответствии с культом предков, заключалось в том, чтобы продолжить род и обеспечить таким образом заботу о могилах предков.
Этико-религиозные системы
В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные философско-религиозные системы, на многие столетия определившие жизнь страны. Наиболее важными были конфуцианство и даосизм.
Конфуций - основатель национальной религии Китая. Основателем конфуцианства был проповедник Кун Фу-Цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций. Он родился 27 августа 551 г до н.э. в пещере глинистого холма, обладавшего в глазах людей магической силой, —родители Конфуция отправились туда совершать молебен. Когда мальчику было два года, его 68-летний отец скончался. Молодая мать воспитывала ребенка одна, и их материальное положение оставалось трудным. Однако Конфуций рос здоровым, способным и жизнерадостным ребенком. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в различных церемониях, особенно траурных, с уважением и любовью относился к старшим, родителям, предкам. К тридцати годам он освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило ему обобщить их и систематизировать, дополнив собственными трудами. Таким образом, он был первым собирателем китайского священного предания Он записал старинные обычаи, зафиксировал нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности, но делал это не просто как исследователь, а как проповедник
— желая восстановить стародавние порядки. Себя он называл не обновителем, а почитателем старинной мудрости.
Книги, составленные Конфуцием и его последователями, уже в древности считались священными и были объявлены единственным источником мудрости и знания. Кандидат на чиновничью должность обязан был сдать экзамен на знание конфуцианской литературы; для этого классические каноны заучивали наизусть.
Этика конфуцианства Главное внимание Конфуция было уделено вопросам нравственным, этическим. Проблемы собственно религии или мироздания его не особенно интересовали. Если человек еще не знает жизни, стоит ли стремиться познавать смерть? И если человек еще не познал себя, надо ли стараться постичь духов? — говорил Учитель Кун.
Человека он изображал не таким, каким видел в реальности, а таким, каким хотел его видеть —идеальным, воплощением всевозможных добродетелей. Идеальный человек — сама мудрость, он всей душой предан науке, всегда полный набожности, искренности и смирения, кроткий и справедливый; даже наедине с самим собой и не оставляют мысли о самосовершенствовании. Основополагающими добродетелями человека Конфуций считал преданность, верность, послушание и почитание родителей и старших. Не случайно главная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим являются сущностью жизни» Сын должен повиноваться воле родителей при жизни — всегда во всем, в том числе в выборе профессии и жены; он должен приносить им жертвы после их смерти.
Абсолютное, беспрекословное подчинение требовалось также от женщины.
Конфуций учил, что каждый человек должен занимать то место в мире и обществе, которое назначено ему его судьбой. Он утверждал, что это есть закон природы, и что сама общественная структура, равно как и структура всего мира, заранее предопределена, вечна и неизменна. Поэтому первоочередной долг любого человека состоит в том, чтобы добросовестно исполнять возложенные на него обязанности. Государство тогда благоденствует, когда все находятся на своих местах и соответствуют им: министр правит, а пахарь возделывает землю.
В своем учении Конфуций исходил из того, что человек по своей природе более расположен к правде и добру, нежели ко лжи и злу. Он верил в действенность нравственной проповеди и порицал тех, кто стремился построить общество не на гуманности и добровольном подчинении, а на страхе и насилии.
Высшая цель добродетели, по мнению Конфуция, заключается в достижении мира и счастья в стране.
Конфуций подчеркивал практическую целесообразность именно нравственного авторитета правительства: «если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Необходимым элементом государственного управления он также считал вежливость — если ее не будет, то не будет и правил управления. Выполнение же правил он расценивал как признак «высоконравственного правления».
Рассуждая о государстве, он выделил два социальных слоя: Управляющие и управляемые.
Управляющие — «благородные чиновники» и «мудрые мужи» — в своих поступках проявляют чувство самоуважения, ответственности, доброты и справедливости. Такие люди высоконравственны.
Управляемые — простолюдины — часто в принципе не способны к «высокому знанию», поэтому их рассуждения о государственных делах можно рассматривать как преступление. Цель их деятельности не в том, чтобы теоретизировать, а в том, чтобы трудиться на своем месте, производить материальные ценности, содержать правящую верхушку общества.
Китайское государство на страже конфуцианства С течением времени конфуцианство приобретало все большее число сторонников. В II в. до н.э. Конфуций был канонизирован. В честь его по всей стране воздвигались храмы, его могила стала местом национального паломничества. Во II в. до н.э. конфуцианство объявляется государственной религией в Китае.
В целом учение Конфуция представляет собой свод моральных правил, основанных на преклонении перед древностью, перед государством как высшей ценностью, а также на идее строгой обязательности следования установившимся в обществе обрядам и традициям, выполнения ритуалов и традиционных правил человеческого общежития. Главной ценностью в Древнем Китае традиционно выступало государство, а человек как личность стоял несоизмеримо ниже. Место личности фактически занимала социальная сумма личностей — от семьи и родового клана до общества в целом. Поэтому в Китае всегда в основном интересовались социальными проблемами, этикой и социальной политикой, желая сделать именно государство и общество более совершенными. Этой задаче полностью соответствовало конфуцианство как официальная идеология.
Конфуцианство восприняло из древних национальных верований многих богов. Пантеон конфуцианских божеств включал верховное божество Небо, умерших предков императора, самого Конфуция, богов солнца, луны, грома, дождя, ветра, земли, рек, огня, покровителей городов.
Особенностью конфуцианства было то, что оно не имело особой касты жрецов. Функции верховного жреца были возложены на самого императора — только он мог приносить жертвы Небу. Менее значимые религиозные церемонии были поручены чиновникам разных уровней — именно они являлись основными хранителями конфуцианских заповедей. Они же наблюдали за их неукоснительным выполнением.
Философский даосизм: все относительно, абсолютно только дао Одной из основных религиозно-философских школ в Древнем Китае был даосизм, возникший на рубеже VI—V вв. до н.э. как учение Лао-цзы.
Основатель даосизма мудрец Лао-цзы (Ли Эр), согласно легенде, родился в 604 г. до н.э. (некоторые исследователи считают, что значительно позже). Он всегда избегал светского общения, не стремился к популярности, отказывался воздействовать на современников каким-либо специальным методом, не основывал никаких школ и почти не имел учеников. О жизни его известно немногое. В старости он, как гласит предание, почувствовав приближение смерти отправился на восточную границу государства, где один из начальников пограничных войск, заинтересовавшись его рассуждениями и взглядами, упросил его написать книгу и изложить в ней и мысли о мире и человеке. Так была создана важнейшая книга даосов — «Книга о Дао и Дэ». Исполнив просьбу, мудрец ушел на чужбину, где вскоре и умер.
Впоследствии о Лао-цзы было сложено множество легенд.
«Книгу о Дао и Дэ» отличают возвышенность идей, глубина нравственных понятий и полное отсутствие какого бы то ни было мистического элемента. В ней представлена идея некого Абсолюта, раскрывающего свою таинственную природу в Боге, рациональном строе мира и моральном, добродетельном человеке.
Основное слово в учении Лао-цзы — дао, что буквально означает путь. Одновременно этим словом обозначали и другие понятия — правило, порядок, смысл, закон.
Дао — основной принцип всего существующего, мировой порядок, истинный метод, путь природы и вечное самодвижение материи, отец и мать всей вещей. Дао не имеет начала, он — древнее Неба, независим и носит сам в себе закон. Небо, как все на свете, подчиняется дао — единому объективному.
Особенность мышления китайцев проявлялась также в их стремлении к максимально возможной конкретике, связанной, как предполагают исследователи, с недостаточно развитой способностью к обобщению. Конкретность мышления влекла за собой склонность к символике, гаданию и к вере в магию чисел. Китайцам также была присуща ярко выраженная склонность к морализированию.
В совокупности эти черты приводили к пассивности мысли, отсутствию напряженного мыслительного поиска. Всеобщая и непоколебимая уверенность в правильности официальных истин приводила к догматизму и конформизму. Новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов. Сами комментарии, их структура, манера изложения — все жестко регламентировалось, любые отклонения от стандарта считались нарушением нормы, порицались и запрещались.
Наука - престижно только гуманитарное знание Жители Древнего Китая к знанию и мудрецам относились с почтением, однако под знанием в Поднебесной понимались постулаты почти исключительно из сферы гуманитарных дисциплин. Другие науки — точные, естественные, технические — были в целом мало престижны. Тем не менее, за многие века существования древнекитайской цивилизации китайские ученые внесли определенный, и немалый, вклад в развитие мировой науки.
Математика зародилась в Китае на заре китайской истории, но самые ранние письменные работы по математике относятся лишь к I в. н.э. Это знаменитый трактат «Математика в девяти главах»,суммировавший накопленные в этой сфере знания. Китайские ученые знали свойства прямоугольного треугольника, пользовались понятием отрицательных чисел, составляли системы уравнений, решали задачи на проценты. Система счисления у китайцев всегда была десятичной Однако во всей древнекитайской математике не было сделано попытки доказать и как-то обосновать то или иное решение. Книги содержали только жесткие предписания: «делай то-то, делай так-то».
Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. В середине I тыс. до н.э. китайцы приступили к регулярным астрономическим наблюдениям. Они составили карту звездного неба и первый в истории человечества звездный каталог, первый в мире небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел, наблюдали и регистрировали солнечные затмения и описывали пятна на Солнце.
Традиционно сильной областью китайской науки была медицина. Важнейшими открытиями в этой сфере стало применение иглоукалывания и прижигания для лечения различных болезней. Во II в. до н.э. была составлена первая в Китае книга о лекарственных средствах. Популярностью пользовались книги о женских болезнях и ветеринарные справочники.
Письменность, литература, музыка и театр
Китайская иероглифическая письменность Древнейшая живопись и письменность в Китае имеют общее происхождение. Китайская письменность возникла во II тыс. до н.э. Уже в XV в. до н.э. существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающего более 2000 иероглифов. В III в. до н.э. была введена единая китайская письменность и с этого времени она начинает быстро развиваться: во II в. н.э. число иероглифов составило около 10 И а в следующем столетии — более 18 тысяч. Тогда же появились первые китайские словари.
Рисунок 2. По преданию, курица и свинья впервые отделили мокрые листы бумаги (105 г. н. э.)
Китайцы использовали различный материал для письма. Во II тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов. В начале I тыс. до н.э. для этих целей стали использовать пластинки из бамбука, однако этот писчий материал был слишком тяжел и громоздок: иногда требовалось несколько повозок, чтобы перевести бамбуковые труды ученого-чиновника. После того как китайцы освоили культуру шелкопряда (первыми в мире и научились изготовлять шелк), его начинают использовать для записи текстов. На шелке писали натуральными красками особыми писцовыми кисточками. В 105 г. н.э. китайцы совершили великое открытие — научились изготовлять бумагу. Ее варили из древесной коры, старого тряпья, конопли. Примерно тогда же была создана тушь, материалом для которой служили сажа, растительные масла и смолы.
Освоение китайской письменности было фундаментом китайской системы образования. Обучение детей начиналось с семи— восьми лет. Единой программы обучения не было, все зависело от индивидуальных способностей учеников. Основным методом обучения было зазубривание текстов наизусть — при этом никого не беспокоило, если человек не понимал содержания зазубренного. Как
правило, школьники выучивали 2—3 тысячи иероглифов и получали элементарные сведения по арифметике и китайской истории1
Литература. Известнейшим литератором и историком был Сыма Цянь, живший во II в. до н.э. Его основной труд «Исторические записки» был взят за образец сотнями других ученых. Они копировали и структуру работы Сыма Цяня, и его манеру подачи материала.
Рисунок 3. Древнекитайские иероглифы
Древнейшие памятники китайской литературы — «Книга перемен» («И-Цзин») и «Книга песен» («Ши-Цзин»), содержащая более 300 народных песен, од и гимнов, составленных в период с XI по V вв. до н.э. «Книга истории» («Шу-Цзин») была написана ритмической прозой и посвящена первым легендарным правителям Китая. В «Книге ритуала» («Ли-Цзы») рассказывалось о всевозможных обрядах, церемониях и правилах поведения. Основная часть материалов для этих книг была обработана и систематизирована Конфуцием и его учениками и может рассматриваться как священное писание вконфуцианстве.Основоположником китайской поэзии считают Цюй Юаня (IV— III вв. до н.э.), воспевшегопреданность родине. Первым в Китае певцом любви и женской красоты стал Сун Юй (III в. до н.э.), лирика которого пронизана ощущением радости жизни. Во II в. до н.э. жил Сыма Сянжу, старавшийся прославить в своих стихах силу и могущество императора. Знаменитыми поэтами первых веков нашей эры были Дао Дао, Дао Пи, Дао Чжи.
Музыка. Особую роль в совершенствовании стиля и языка китайской поэзии сыграла созданная во II в. до н.э. музыкальная палата «Юэфу», собиравшая народные песни и музыкальные произведения. На чиновников «Юэфу» были возложены задачи по специальной подготовке музыкантов и организации музыкального сопровождения всех придворных церемониалов, а также контроль за исполнением песенной и танцевальной музыки. На рубеже нашей эры в Китае появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Книга о музыке» («Юэ-Цзы»). Музыка называлась «юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Китайцы смотрели на музыку как на таинственную космическую силу, и отдельные тоны отождествляли с первоэлементами, образующими мир (с воздухом, водой, землей и огнем).
Театральное искусство Театральное искусство в Китае объединяло танец, пение, речь, представление и акробатику. Оно восходило к глубокой древности, к разнообразным культовым действиям и было связано с поклонением божествам и умершим предкам, с выполнением обрядов жизненного цикла и соблюдением различных каленных праздников. Существенной была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления.
На рубеже нашей эры в Китае были широко распространены и популярны выступления мимов, циркачей, музыкально-драматические программы, театры кукол и теней, однако сами актеры не были уважаемым и популярным сословием. Сюжетами для театральных представлений служили легенды о святых, мифических героях, популярные народные сказания. В театральных сюжетах, как и во всей китайской литературе, отразились особенности национального характера и темперамента китайцев, специфика их менталитета, сложившаяся у них иерархия высших ценностей, понимания ими смысла жизни.
Зодчество, декоративно-прикладное искусство, мода
Зодчество. Мировоззрение китайцев и состояние научно-технической мысли проявлялись в развитии архитектуры. В I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три этажа с многоярусной крышей.
Ранние китайские города имели правильную, геометрическую планировку, были разбиты на кварталы, куда входили дворцы правителей, храмы, жилища простых людей, их мастерские, рынки, торговые лавки, чайные и харчевни. Центральная площадь в городе могла быть очень значительной по размеру-до нескольких квадратных километров. Дворец правителя располагался на главной магистрали и превосходил все остальные здания своими размерами. Города нередко обносились стенами, шириной в несколько метров, назначение которых заключалось в защите горожан от набегов соседей2
III в. до н.э. — время образования единого централизованного государства- ознаменовался строительством множества (более 700) императорских дворцов. Тронный зал одного из них вмещал более 10000 тыс. человек. С III в. до н.э. велось строительство Великой китайской стены, защищавшей северные рубежи страны от диких кочевых племен. На воздвижении стены трудились более 2 миллионов государственных Рабов и заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Это было, по-видимому, первое в мировой истории использование принудительного труда политзаключенных.
Рисунок 4. Дракон. Статуэтка из бронзы
Декоративно-прикладное искусство - бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративно-прикладное искусство. На начальных этапах китайской истории оно представлено расписной керамикой Яншао (III тыс. до н.э), названной так по месту раскопок. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.
Во II тыс. до н.э. китайские мастера начинают использовать бронзу. Из нее изготовляли все — от огромных чанов весом 600 кг до крошечных кубков величиной всего в несколько сантиметров. Все сосуды тщательно обрабатывались; излюбленными приемами были нанесение углубленной гравировки и выпуклого рельефа. В I тыс. до н.э. из бронзы стали делать зеркала, украшенные тонкой резьбой.
Издавна китайцы применяли в качестве материала нефрит и кость. Зеленый нефрит был особенно почитаем, так как он использовался для увековечивания культа предков. Техника обработки нефрита достигла своего совершенства именно в Китае Всегда популярной была в Китае яркая расписная лаковая утварь — изящные лаковые подносы, подставки, чаши, вазы, туалетные коробочки. Они получались легкими, яркими, не боящимися воды.
Лаковые изделия получили широкую известность далеко за пределами Китая и составляли важную статью его экспорта.
Постоянно совершенствовалась техника гончарного производства, и IV в. н.э. первыми в мировой практике китайские ремесленники открыли секрет изготовления фарфора.
Домашняя утварь (чаши, кувшины, блюда, подносы) почти всегда украшались определенным узором, что можно рассматривать как начало живописи. В древнейший период важнейшими составными частями декоративного орнамента были знаки солнца, луны, молний. Затем исключительно популярным становится дракон, перед которым как божеством благоговели и которого изображали в самых причудливых формах: с тигровыми лапами, орлиными когтями, длинными усами. Нередко встречаются изображения быка и барана, обеспечивавших как полагали китайцы, людям сытость, благополучие и богатство. В I тыс. до н.э. эти орнаменты дополняются изображениями различных сцен из человеческой жизни — в том числе охоты. Примером древнекитайской живописи могут служить росписи погребальных склепов. На каменных дверях склепов вырезались изображения чиновников в длинных халатах. Это были стражи входа, призванные охранять могилу от злых духов. На стенах представлены эпопеи, рассказывающие о добродетельных сыновьях и верных женах Язык рельефов и живописных изображений был почти одинаков и очень условен. Во всем прослеживался строгий канон.
И людей, и богов принято было изображать в одежде чиновников, испуг показывался вздыбленными волосами, покорность — согнутой спиной.
Мода и быт. Одежда китайцев во многом зависела от времени года, от того, где проживал человек - на севере или юге, в городе или деревне, а также от его сословной принадлежности. Люди среднего сословия летом носили штаны и кофту, к ним добавлялся верхний халат или куртка. Обыкновенным элементом гардероба была остроконечная широкополая соломенная шляпа и легкие сандалии, также сплетенные из соломы. Зимой китайцы надевали башмаки из толстого грубого сукна, теплые шапочки, плащи из бараньих шкур. Зимнее платье подбивалось мехом — беличьим, козьим, а иногда даже шкурками крыс и мышей. Женская одежда была аналогична мужской, только длиннее и свободнее.
Одежда простолюдинов шилась из хлопчатобумажных тканей, а ношение шелка было исключительной привилегией высшего сословия.
Древнекитайские интерьеры состоятельных людей украшались плетенными и лакированными стульями, скамеечками, ширмами, циновками, сундуками, подставками для цветов, бронзовыми зеркалами, раскрашенными фонарями и небольшими столиками. За ними китайцы ели, используя вместо ножей и вилок две маленькие палочки из бамбука или слоновой кости, как это предписывал старинный обычай.
Выводы
Итак, Китайская цивилизация — одна из самых древних, больших, обособленных и устойчивых на Земле, в начальной период своего существования подарила человечеству шелк, бумагу, тушь и фарфор. Китайские зодчие возвели гигантское архитектурное сооружение - Великую Китайскую стену. Китайские мыслители разработали оригинальные философско-религиозные концепции - даосизм и конфуцианство, во многом распределившие развитие китайской культуры на столетия вперед.
Рисунок 5. Афинский Акрополь в эллинистическую эпоху. Реконструкция.