Оглавление
Оглавление
Введение
1. Легенды из жизни мастера - потомкам в назидание
1.1 Начало пути
1.2 Долгая дорога к голливудской жизни
1.3 Рождение мышонка
1.4 И снова кризис
1.5 Музыкальная «глухота» Диснея
1.6 Разноцветный успех
1.7 «Белоснежка» - сумасбродство Диснея
2. Уолт Дисней повлиял на советские мультики
3. Победа творческого воображения
3.1 Итоги 100-летия со дня рождения
3.2 Книга рекордов Диснея
4. Шесть секретов Уолта Диснея
5. Корпорация. Взгляд изнутри
Заключение
Список литературы
Введение
В июле 2005 года самому, пожалуй, сказочному месту на планете – парку «Диснейленд» в Калифорнии (США) исполнилось полвека. А в декабре 2006 года будет 40 лет со дня смерти легендарного художника-мультипликатора, мечтателя и фантазера, основателя величайшей сказочной империи – Уолтера Элиаса Диснея. Или просто – Уолта Диснея. Наверное, не найти в мире человека, который бы не слышал это имя. А придуманные и воплощенные им на экране персонажи – это и Микки-Маус, и Дональд Дак, и красавица-Белоснежка, и Маугли из «Книги Джунглей», и многие другие – радуют уже несколько поколений детей во всем мире. Да и не только детей. У любого взрослого теплеет на душе, когда он видит на экране знакомый логотип “Walt Disney Studios”…
Разумеется, Дисней не был изобретателем мультипликации – анимационные фильмы делались и до него. Но именно Диснею удалось добиться выхода своих творений на мировой рынок и сделать мультипликацию серьезным конкурентом игрового кино.
Целью курсового проекта является описать как художник, подаривший миру сказку, начинал свой нелегкий путь, его падения и подъемы.
Задача данного курсового проекта показать положительные черты характера художника и его воплощений. А так же показать что и у доброго лица могут быть корыстные, злые намерения. «Disney притворяется маленьким сентиментальным зверьком в серой шубке, который доверчиво кушает корм у нас с ладони, однако на самом деле за этими трогательными глазками таится холодный и беспощадный зверь, готовый в любой момент наброситься на нас». Так писал о корпорации Walt Disney Company современный французский философ Жан Бодрийяр. Но как же так? Эти милейшие люди, эти поклонники Милна и создатели «Пиратов Карибского моря», эти добрые дяди и тети, сюсюкающие с нашими детьми, не желают нам блага? Вот уже больше 80 лет они продают оптом и в розницу отборную радость и первосортное счастье, но не делают никого счастливыми, разве что самих себя.
1. Легенды из жизни мастера - потомкам в назидание
Творческие гении никогда не опускают руки и, следовательно, редко поддаются превратностям судьбы, связанным с переменами и изобретениями. Восемьдесят пять процентов всех продаж совершаются после того, как коммивояжер пять раз предложит покупателю товар. Отсюда афоризм: «Настойчивость стимулирует потенциальное совершенствование». Настойчивость воплощает в себе Уолт Дисней. Именно это качество определяло его жизнь.
Могущественные изобретательные люди с огромным упрямством воплощают свои мечты в жизнь вопреки всем злопыхателям. Натыкаясь на заграждения, эти личности редко отвлекаются от своей цели, для них объезды – составная часть пути к успеху. Упорство подобного толка неудачников превращает в победителей, а заурядностей толкает к совершенствованию.
Когда Дисней впервые нарисовал мышонка Мортимера (впоследствии Микки Мауса), многие его приятели и даже брат Рой смеялись над новым творением. Точно так же они смеялись над «Тремя поросятами» и «Белоснежкой и семью гномами». Оба мультфильма были прозваны «сумасбродствами Диснея». Диснейленд высмеяли как «дешевый карнавал». Но Дисней продолжал создавать то, что считал новым словом в области детских развлечений, и не мнениям экспертов или личным несчастьям было остановить его. Благодаря упорству он построил империю мультфильмов и самый выдающийся парк развлечений в мире.
Однажды Дисней признался: "Когда дела плохи, я действую решительней. А когда все идет гладко, как сливочный крем, я в страхе, что дело может провалиться. Поэтому удар по зубам оказывает благотворное действие!"
Уолт Дисней лучше многих других понимал сущность творчества. Говоря, что «Диснейленд никогда не будет закончен», он интуитивно учитывал изменчивые вкусы посетителей, потребность в «созидательном разрушении» и постоянно возникающие новые концепции в индустрии развлечений. Дисней не имел формального образования, но что касается развлечений, то он каким – то шестым чувством угадывал потребности детей и взрослых.
Годы, когда формируется личность ребенка, Дисней провел на канадской ферме и получил основательное воспитание в духе Среднего Запада, которое не утратил и после долгих лет жизни в волчьем мире Голливуда. Однажды Уолт сказал: «Я предпочитаю людям животных», имея в виду, что ему приятнее работать с послушными и понятливыми животными, которые не совершают непредсказуемых и бесчестных поступков. Он питал отвращение к жестоким и порочным методам ведения дел и часто укрывался в мире своей фантазии, в которой честность и непорочность возникали по взмаху его карандаша. Незаживающие раны, нанесенные Уолту отцом, глубоко отпечатались в его психике, и он всю свою жизнь пытался излить из себя эту боль.
1.1 Начало пути
Подростком Уолт записался на вечернее отделение Чикагской Академии Изящных Искусств. В школе Дисней стал карикатуристом школьной газеты. В семнадцать лет Диснея взяли в Красный Крест (шла Первая мировая война) в качестве шофера, перевозившего раненых. Он продолжал рисовать комиксы и карикатуры и посылать их в американские журналы, но рисунки везде были отвергнуты. После войны Дисней решил поискать работу карикатуриста в «Канзас – Сити Стар». К изумлению Уолта, его тут же приняли, но через месяц уволили в связи с «выдающимися неспособностями к рисованию».
Аба Айверкса, тоже воображавшего себя художником, приняли и уволили в один день с Диснеем. Оба потеряли работу, но были полны честолюбия и решимости создать компанию «Айверкс – Дисней Коммершиал Артист». Молодые люди усердно работали, но заполучить себе контракты им не удавалось. Они получили всего один контракт на сумму в 135 долларов, и их партнерство кончилось так же быстро, как и возникло. Дисней начал подрабатывать в рекламном агентстве «Канзас – Сити – Эдвертайзенг», пока они с Айверксом не нашли денег и клиентов, чтобы открыть свое первое серьезное предприятие, которое назвали «Смешинки». Это было первое жизнеспособное дело Диснея и его школа, где он учился делать мультфильмы. У него с Айверксом не было ни денег, ни опыта, и им приходилось изобретать на ходу, чтобы не умереть с голоду. Студия размещалась в гараже и была оснащена самым примитивным оборудованием. Дисней купил кинокамеру с ручным заводом и начал методом проб и ошибок учиться делать мультфильмы. Стремясь усовершенствовать процесс создания рисованных, похожих на живых персонажей, компаньоны работали день и ночь.
У начинающих предпринимателей энтузиазма было больше, чем здравого смысла. Айверкс был более талантлив как художник, в то время как Дисней больше был склонен к бизнесу. Дисней убедил местных бизнесменов вложить в «Смешинки» 15000 долларов, а затем заключил договор с группой местных кинотеатров на производство мультфильмов продолжительностью в одну минуту по тридцать центов за фут пленки. Уолт не осознавал истинной стоимости своей продукции и не интересовался ее – ошибка, которую он будет повторять еще не один раз – и вскоре открыл, что истинная стоимость мультфильмов составляет 25 долларов за фут пленки, то есть на 24 доллара больше, чем платили ему. Нимало не смущаясь подобными мелочами, Дисней вдохновился идеей сделать мультипликационную версию «Красной шапочки», которую в детстве читала ему мать. На производство «Красной шапочки» компаньоны истратили почти все свои деньги и отослали ее в Нью–Йоркскую дистрибьюторскую компанию на рассмотрение. Мультфильм сходу отвергли. Внезапно Уолт остался один без гроша в кармане и почти умирал с голода.
Неудача с «Красной шапочкой» не обескуражила друзей. Дисней и Айверкс решили поставить все на «Алису в стране чудес». Всю свою жизнь Диснею в голову приходили чудесные, романтические идеи, невыгодные в коммерческом плане. В этом случае он нанял на роль Алисы шестилетнюю актрису Вирджинию Дэвис и с головой ушел в производство. Уолт писал своему нью–йоркскому дистрибьютору Маргарет Уинклер: «Я только что открыл кое – что новое и остроумное в анимации!.. Новая идея, которая найдет отклик у представителей всех классов и обязательно завоюет экран… Хитроумное сочетание живых и рисованных персонажей». Уинклер ответила на это письмо, попросив показать фильм, когда он будет готов. Всегда будучи оптимистами Дисней и Айверкс принялись работать день и ночь, лихорадочно пытаясь довести проект до конца. Деньги кончились задолго до того, как они хотя бы приблизились к завершению фильма. Позднее Уолт говорил: «Вероятно, это были самые черные дни в моей жизни. Я на себе узнал, что значит превратности судьбы и голод… В то время я был очень одинок и несчастен». Уолт все поставил на «Алису» и проиграл. Это станет обычной практикой следующие тридцать лет. Дисней и Айверкс закрыли дело, и Уолт смылся из города подальше от разгневанных кредиторов.
1.2 Долгая дорога к голливудской жизни
Он направил стопы в Голливуд. Искал работу, которой для него здесь не было. Тогда родился второй девиз Диснея: "Если работы нет, надо делать ЧТО-НИБУДЬ!" И он снова стал делать мультфильмы. Экспозиция та же: потрепанный съемочный аппарат, взятый напрокат и установленный в гараже. И вновь эксперименты. На сей раз - с фильмом "Алиса в рисованной стране". Кстати, никакого отношения не имеющим к знаменитой книге Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес".
Постановочная группа: сценарист, режиссер, оператор, художник - состояла из одного человека. Диснея. В фильме играли живые дети. Их действия перемежались рисованными эпизодами. Требовалось сделать 15 тысяч рисунков-кадриков. Уолт срочно искал помощников, делал исходный эскиз и ключевые изображения, рисовальщики в деталях воспроизводили движения фигур, неукоснительно следуя полученным указаниям. В студии на задворках закладывались принципы творческого процесса, которые впоследствии назовут "диснеевским методом".
"Алиса" долго никого не интересовала, пока какой-то делец из Нью-Йорка не предложил за нее невиданную для молодого художника сумму - полторы тысячи долларов. Да еще заказал дюжину подобных фильмов. Когда "дело пошло гладко, как сливочный крем", грянул гром. Заказчик не получил просчитанных барышей и расторг контракт. Уолт достойно держал удар, продолжил "Алисину серию" - и стал почти знаменитым.
В своем движении к успеху Дисней был неукротим. Иначе он прогорел бы еще до того, как ему исполнилось тридцать. Правда, первые тридцать лет своего существования студия братьев Дисней с регулярностью раз в полтора года не могла оплатить счета. То одно, то другое ставило фирму на грань закрытия, но нежелание Диснея принять поражение помогало избежать финансовой катастрофы. Один из таких кризисов разразился, когда Маргарет Уинклер вышла замуж за проницательного и беспринципного бизнесмена по имени Чарльз Минц. Она передала все свои дела, включая контракт с Диснеем, в его руки. Это стало катастрофой для студии.
Минц встретился с Диснеем и поддержал его в разработке совершенно нового персонажа, способного конкурировать с очень популярным котом Феликсом. Нового героя должны были звать «Везунчик кролик Освальд», и Минц проявил недюжинную проницательность, настояв на эксклюзивных правах распространения «Освальда». После выхода на экраны кролик мгновенно стал сенсацией и соперничал по популярности с котом Феликсом. Но Дисней не подозревал о порочной натуре Минца: нечистоплотный Минц задумал украсть студию у Роя и Уолта.
Минц втихую переманил к себе всех мультипликаторов, работавших над кроликом Освальдом, а затем сделал Диснею предложение, от которого тот, по мнению Минца, не мог отказаться. Он предложил подписать долгосрочный контракт в обмен на половину студии, объяснив это тем, что уже владеет правами на распространение мультфильмов и перекупил ведущих мультипликаторов. Минц заявил, что хотя не намерен заниматься выпуском анимационных фильмов, но так поступит, если Дисней откажется от контракта. Диснея это как громом поразило. Он никогда не интересовался сбытом своих лент, его занимала творческая сторона процесса. Его религиозное воспитание не допускало и мысли о том, что кто – то может украсть его творения ради выгоды. Братья Дисней поняли, им не остается ничего другого, как выйти из дела.
1.3 Рождение мышонка
Когда Уолт и его супруга сели на поезд, увозящий их из Нью–Йорка обратно в Калифорнию, супруги были в отчаянии. Они не имели ни малейшего понятия, как им пережить эту убийственную потерю. Там же, в поезде, Дисней начал делать наброски нового персонажа, которому дал имя Мортимер. Это был мышонок с большими ушами и носом и озорным характером, совсем не похожим на характер его создателя. Жена Диснея посчитала, что «Мортимер» звучит как – то сюсюкающее и предложила имя Микки. Так на свет появился Микки Маус, ставший впоследствии фундаментом империи.
Вернувшись в Калифорнию, Дисней показал свое творение Айверксу. Он внимательно изучил предварительные наброски маленького грызуна и заметил: «Выглядит совсем как ты: те же нос, лицо, усы, те же жесты и гримасы. Все, что ему теперь нужно – это твой голос». Дисней согласился, и следующие двадцать лет в озвученных фильмах Микки говорил его голосом.
Впервые короткометражный мультфильм вышел на экраны в мае 1928 года и Микки Маус мгновенно стал звездой. Подобный успех ожидал и следующие ленты. Микки Маус стал своеобразным Альтер эго Диснея, и титры рассказывали о мышонке, воплотившем в себе личность своего создателя. В двадцать семь лет Дисней стремительно становится звездой отрасли, кишащей нечистоплотными людьми.
1.4 И снова кризис
Темная сторона Уолта Диснея вышла наружу, когда Пат Пауэр, дистрибьютор «Микки Мауса» и сериала «Веселые симфонии», совершил столь же бесчестный поступок, что и Минц. Пауэр попытался использовать свой опыт дистрибьютора и пошел еще дальше, переманив к себе лучшего друга Диснея и главного мультипликатора Айверкса. Пауэр надул студию на 150000 долларов, которые причитались ей как авторский гонорар и так и не были заплачены. Он действовал по той же схеме, что и Минц. Пауэр основал новую компанию по производству мультфильмов, а чтобы составить конкуренцию Диснею, пригласил к себе Айверкса. Диснея спас Герри Кон из «Коламбии Пикчерс». Он взялся финансировать съемки «Веселых симфоний» и распространять серии через свою компанию.
Уже во второй раз наивный Дисней терял деньги и ведущих сотрудников. Этот опыт сделал его мстительным, пробудил в нем параноидальные суицидальные наклонности. Но истина состоит в том, что талант украсть нельзя. Но пришло время и Айверкс горько пожалел о том дне, когда бросил Диснея ради работы у Пауэра, поскольку компания последнего протянула только пять лет. Уолт принял Айверкса обратно, но отныне держал его на расстоянии.
1.5 Музыкальная «глухота» Диснея
Существует легенда, которую Дисней охотно поддерживал. Будто он напрочь лишен музыкального слуха - потому и его детское музыкальное образование, на котором настаивал отец, ограничилось гаммами. Тем не менее он поставил музыкальную серию "Бесхитростные симфонии", открывшую новый и весьма успешный этап в его творчестве.
Дисней создаст полнометражный музыкальный фильм "Фантазия", где симфонические произведения сопровождаются движущимися рисунками. Один подбор композиторов чего стоит! Мусоргский, "Ночь на Лысой горе", Бетховен, Пасторальная симфония, сочинения Баха, "Щелкунчик" Чайковского, "Весна священная" Стравинского, "Аве Мария" Шуберта... Над "Фантазией" он работал вместе с выдающимся дирижером Леопольдом Стоковским. "Обратите внимание на этот пассаж, - говорил Уолт. - Я совершенно явственно вижу ритмичное движение скрипичных смычков..." И почти застенчиво добавлял: "Это моя собственная, произвольная реакция на музыку, впечатления, которые она у меня вызывает. Может быть, это искусство? Не знаю..."
Как-то во время поездки в США с Диснеем встретился Сергей Прокофьев, сыграл ему еще не опубликованную пьесу "Петя и Волк" и подарил ноты. "Эту музыку я сочинил с надеждой, что она когда-нибудь вызовет у вас желание поставить по ней фильм", - сказал композитор. Уолт надежду оправдал.
"Дисней - поразительный, непревзойденный мастер в создании звукозрительных эквивалентов музыке через самостоятельное движение линей и интерпретации внутреннего хода музыки... Интонационный жест в музыке он чувствует, как никто, и этот жест он умеет вплести в контуры своих фигурок. Это у Диснея гениально". Это Сергей Эйзенштейн. Так сама работа развенчала легенду о музыкальной глухоте Диснея...
Успех "Бесхитростной симфонии" не обошелся без ложки дегтя. Делец, продвигавший фильм, самым наглым образом обобрал мастера, присвоив огромные суммы. Много позже, получив 8 миллионов за легендарную "Белоснежку и семь гномов", Дисней скажет: "Меня не увлекает обладание деньгами. Я мог бы при желании иметь их намного больше. Но было бы неправильным думать, что я не уделяю внимания деньгам. Я забочусь об их получении как рабочем инструменте. Они нужны мне не дивидендами в банке, а для работы". Не потому ли он был слишком прижимист, когда речь шла о личных расходах и оплате сотрудников?
1.6 Разноцветный успех
С 1932 года на мультипликатора обрушился дождь наград. Первого "Оскара" за рисованный фильм получила его первая цветная картина "Цветы и деревья". Впоследствии химики сделали Диснею бесценный подарок - разработали 1200 формул для получения разнообразнейшей гаммы оттенков всех цветов. В 1935-м Первый Московский международный кинофестиваль отметил третьей премией фильмы "Странные пингвины", "Микки-дирижер" и "Три поросенка".
Едва появившись на экране, "Три поросенка" стали кино-хитом. Успеху фильма во многом способствовала песенка "Кто испугался большого злого волка?" ("Нам не страшен серый волк" - в русском переводе), молниеносно облетевшая Америку, потом - чуть ли не весь мир. Но не один лишь бодрый мотивчик привлек зрителей. В годы жесточайшего кризиса, потрясшего могучие капиталистические державы, пришлась ко времени несложная мудрость фильма: чем дрожать и сокрушаться, лучше строить прочный дом и защищаться. Ходили слухи, что сам президент Рузвельт, утверждая свой "новый курс" преодоления кризиса, обратился однажды к потерявшим веру в спасение с вопросом: кто испугался большого злого волка?
В том же 35-м особой медалью награждает Диснея Лига Наций, расценившая его произведения "как символ международной доброй воли". Это не было преувеличением. Его добрые, искренние герои, вызывшие веселый смех соединяли взрослых и детей, людей разных национальностей и общественного положения, разных взглядов и убеждений. Всех.
Слава не вскружила ему голову. Он чурался голливудских торжеств и помпезных сборищ. Для него, по собственным словам, "гораздо важнее лечь пораньше спать и с утра хорошо начать работу".
1.7 «Белоснежка» - сумасбродство Диснея
Однажды он оказался в Париже, где с братом Роем ("моим бухгалтером") получал очередную награду. (Здесь, кстати, вышел конфуз: этикет требовал явиться в визитке и брюках в полоску. Чуждый света, Уолт возмутился: "Я надеваю то, что мне нравится. У меня прекрасный спортивный костюм! Чем он плох?" Но правилам подчинился. "Костюмы мужчин были похожи на мешки, - хохотал потом Уолт. - Мы были расфранчены, как пара шутовских миллионеров".) Прогуливаясь после церемонии, у входа в кинотеатр он увидел афишу, с которой улыбался Микки-Маус. Заглянул в зал, рассчитывая увидеть свой фильм "довеском" к полнометражной картине. На удивление весь сеанс состоял из сюжетов с Микки. Зрители были в восторге. "Если это так охотно смотрят, почему бы не сделать полнометражный рисованный фильм?" Это был шаг к "Белоснежке".
Для "Белоснежки" было сделано около миллиона рисунков - в фильм вошло 250 тысяч. В титрах перечислены 62 имени участников постановки. Таким списком Дисней воздавал должное коллективности творчества. Но мотором и душой работы был он сам. Рисуя в воображении свою Белоснежку, он долго искал "живую натуру" - со своей походкой, движениями, мимикой, жестами. И нашел. Хрупкую, грациозную 17-летнюю Мерджери Белчер, дочь владельца танцевальной школы. Она репетировала эпизоды фильма, а художники-оживители, как их называли, спешили запечатлеть ее движения. Этот метод, введенный Диснеем, придавал рисованным персонажам такую убедительную жизненность, что часто критики сравнивали их с настоящими артистами.
А потом долго искал голос Белоснежки. Он слушал претенденток, не видя их, закрывшись в своей конторке у репродуктора. Чтобы выражение лица не повлияло на оценку голоса. Однажды услышал чудесное сопрано. "Голос хорош, но... староват!" Оказалось, пела 14-летняя Дина Дурбин, вскоре ставшая одной из самых ярких звезд Голливуда. (Вспомните хотя бы "Сестру его дворецкого, которую довольно часто в последнее время показывают по нашему ТВ.) Наконец, после очередной пробы он воскликнул: "Превосходно!" Долгожданный голос заливался соловьиными трелями, звенел серебристым смехом и приятными интонациями. Он принадлежал Адриенне Казилотти, воспитанной в семьи оперных артистов.
Терзания были и с определением жанра, чего требовали прокатчики. Коль скоро есть юная красавица и прекрасный принц, то это не волшебная сказка, как заявлял Дисней, а скорее "романс", говорили они. Уолт усмехался: "Я потратил на фильм почти два миллиона долларов. Неужто это вам не волшебная сказка?!"
Выход «Белоснежки» на экраны ознаменовал собой начало Золотого Века Диснея. С 1936 по 1941 годы Дисней снял несколько величайших мультипликационных фильмов в истории.
Через полтора года после выхода «Белоснежки» на экраны его успели посмотреть двадцать миллионов человек. Журнал «Тайм» объявил его шедевром, а «Вэрайети» назвал «самым кассовым фильмом всех времен». К 1990 году «Белоснежка» принесла беспрецедентный доход в 100 миллионов.
"Белоснежка" позволила Диснею построить студию, которой тот поспешил похвастаться перед отцом, опытным строителем. "Очень хорошее здание, - похвалил Элиас. - Но годится ли оно на что-нибудь ДЕЛЬНОЕ?" Занятия сына он считал весьма сомнительными. "На такое здание всегда найдется покупатель, - успокоил Уолт родителя. - Здесь можно разместить больницу с палатами, процедурными кабинетами и комнатами для приема больных". Во время Второй мировой войны на студии разместилась воинская часть...
2. Уолт Дисней повлиял на советские мультики
В первые годы существования мультипликационной студии Disney её продукция была не слишком известна в СССР
Тогда, в 30-е годы были нередки случаи, когда зарубежные кинофильмы и мультфильмы демонстрировались без прокатного удостоверения. Именно так советские зрители впервые увидели мультфильм Уолта Диснея «Пляска скелетов» (The Skeleton Dance) в 1930 году.
Три года спустя на прилавках музыкальных магазинов СССР появилась запись мелодии из мультфильма Уолта Диснея «Три поросенка» (Three Little Pigs), автором сценария и монтажером которого был Борис Морковин. Пластинка вышла под русским названием «Нам не страшен серый волк». Позже поэт Василий Лебедев-Кумач написал к прекрасной музыке Фрэнка Черчилле русский текст. Так появилась легендарная песня для советского мультфильма.
В 1933г. в Москве состоялся первый фестиваль американской мультипликации, и стиль Уолта Диснея надолго стал эталоном для чиновников, отвечавших за кино в СССР. Большим поклонником этого стиля стал главный кинокритик страны Иосиф Сталин. Был даже сформулирован лозунг «Даешь советского Микки Мауса!».
На первом Московском международном кинофестивале 1935 года мультфильмы студии Disney «Три поросенка», «Необычные пингвины» (Peculiar Penguins) и «Микки-дирижер» (Band Concert) получили высокую оценку и были награждены третьей премией. В постановлении жюри было отмечено, что фильмы Уолта Диснея являются образцом мастерства благодаря высокому живописному качеству цвета, графической культуре и исключительной музыкальности.
После фестиваля Сергей Эйзенштейн написал Уолту Диснею письмо с поздравлениями и получил ответ, к которому был приложен рисунок Микки Мауса с автографом Уолта. Эти документы хранятся в московском музее Эйзенштейна. Воздавая должное Диснею, Эйзенштейн отмечал: "Кажется, что этот человек не только знает магию всех технических средств, но что он знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум, образов, мыслей, чувств. Так действовали, вероятно, проповеди Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра Беато Анжелико. Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин. Там, где мы все - дети природы. Он творит на уровне представлений человека, не закованного еще логикой, разумностью, опытом. Так творят бабочки свой полет. Так растут цветы. Так удивляются ручьи собственному бегу".
По окончании фестиваля мультфильмы сразу же вышли в прокат в СССР. Прокатное удостоверение было единым для всех фильмов, № 6668 от 26 ноября 1935 года. А уже летом 1936 года был издан приказ о создании в стране "Союздетмультфильма", который был организован как точная копия американской студии Disney с технологией конвейерного производства.
Годы Второй мировой войны были не самыми благоприятными для мультипликации в СССР и США. Тем не менее в 1940 году Уолт Дисней завершил работу над мультфильмом «Фантазия» (Fantasia), в котором была использована музыка знаменитых русских композиторов П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского.
В 1944 году в СССР были показаны мультфильмы «Лицо Фюрера» (The Fuhrer’s Face), прокатное удостоверение № 953/44 от 23 февраля 1944 года, и «Старая мельница» (The Old Mil) с удостоверением № 927/44 от 15 июня 1944 года. А уже год спустя в советский прокат вышел мультфильм «Бэмби» (Bambi), прокатное удостоверение № 926/45 от 9 июня 1945 года. Этот мультфильм был подарен Уолтом Диснеем союзникам по Второй мировой войне. Для советского проката, в качестве исключения, все титры переводились на русский язык на «Walt Disney Studio» в США, поэтому «Бэмби» - был единственным мультфильмом в советском прокате, имевшим копирайт Disney.
Уолт Дисней уделял огромное внимание музыке в своих фильмах. В киносборник «Сыграй мою музыку» (Make Mine Music) 1946 года вошел мультфильм «Петя и волк» на музыку Сергея Прокофьева. Незадолго до его создания, во время своей поездки в США Прокофьев встречался с Диснеем, сыграл для него еще неопубликованную на тот момент пьесу «Петя и волк» и подарил ноты. Дисней не смог сразу приступить к работе над фильмом. Когда же для этого наступил подходящий момент, Прокофьев уже покинул США. Тогда Уолт обратился к дирижеру Сергею Кусевицкому, другу Прокофьева и руководителю Бостонского симфонического оркестра, и при его участии поставил этот мультфильм.
Следующим произведением Диснея, с которым познакомились советские зрители, стала знаменитая «Белоснежка» (Snow White and The Seven Dwarfs). В качестве «трофейного фильма», взятого после Победы в Великой Отечественной войне, картина демонстрировалась в советском прокате с 1955 по 1959 год с прокатным удостоверением № 946/55 от 21 апреля 1955 года.
Постепенно ситуация менялась. На Четвертом Московском Международном кинофестивале в 1964 году был продемонстрирован, правда вне конкурсной программы, музыкальный фильм cтудии Disney «Мэри Поппинс» (Mary Poppins). В 1968 году издательством ДЕТГИЗ была выпущена иллюстрированная книга «Жизнь и сказки Уолта Диснея», написанная Эдгаром Михайловичем Арнольди. А один из первых создателей знаменитого советского мультсериала «Ну, погоди!», Саша Дорогов, работал для студии Disney и принимал непосредственное участие в создании таких шедевров, как «Покахонтас» (Pocahontas), «Мулан» (Mulan), «Лило и Стич» (Lilo and Stitch) и других.
В конце 70-х – начале 80-х годов накануне празднований Нового Года в Останкино проводились закрытые показы, так называемые новогодние утренники, на которых отсутствовали Дед Мороз и Снегурочка, но крутили старые мультфильмы Уолта Диснея для немногочисленных счастливчиков.
XV Московский международный кинофестиваль 1987 года многое изменил в культурной жизни перестроечного Советского Союза. Тогда в горбачевскую Москву приехали Федерико Феллини, Настасья Кински, Марчелло Мастроянни, Эмир Кустурица, а в жюри председательствовал Роберт де Ниро. Здесь фильм студии Disney уже участвовал в конкурсной программе. «Путешествие Нэтти Ганн» (The Journey of Natty Gann) получил золотой приз Московского международного кинофестиваля.
В 1988 году, отмечая свое 60-летие, Микки Маус нанес первый официальный визит в Советский Союз и даже станцевал с медведем Мишей на Красной площади. В том же году был проведен фестиваль фильмов производства студии Disney, и Рой Дисней (Roy Disney), племянник Уолта, посетил СССР. Советские мультипликаторы под руководством знаменитого режиссера Федора Хитрука к 60-летию Микки создали фильм «Марафон» и продемонстрировали его Рою Диснею. "Действительно, очень точно подмечено, на последних кадрах мы обнялись и не могли сдержать слез…это один из самых эмоциональных моментов в моей жизни» - так прокомментировал Рой свои впечатления, после просмотра «Марафона» со своими коллегами по студии Disney.
Годом позднее в СССР вышел журнал «Микки Маус», ставший сегодня культовым. Это еженедельник комиксов для детей и подростков, который выходит более чем в 50 странах мира. Вслед за печатной прессой Disney приходит на телевидение. С 1991 года на советском, а затем и на российском телевидении начинается демонстрация мультсериалов «Чип и Дейл спешат на помощь», «Мишки Гамми», «Утиные истории», «Чудеса на виражах», «Черный плащ», «Команда Гуфи» и многих других.
После распада Советского Союза продукция компании Disney стала занимать все более значимое место в культурной и повседневной жизни россиян. В 1998 году на телеканале ОРТ начал выходить «ДИСНЕЙ-Клуб», по сей день пользующийся неизменным успехом у российских детей. В 1999 году издательство «Эгмонт Россия» начало выпуск детских журналов по лицензиям Disney.
Тогда же в мировой прокат вышел мультфильм «История игрушек 2». Российские зрители смогли разделить восторг поклонников компьютерной анимации всего мира в 2001 году, когда состоялась российская премьера фильма. В 2002 году The Walt Disney Company начала выпуск в России широкого спектра образовательных и развлекательных мультимедийных видеоигр для различных игровых платформ и не уступает лидерства в этом сегменте до сих пор.
В 2003 году состоялся премьерный показ мультфильма «Король Лев» в российских кинотеатрах. А через два года в Государственном Кремлевском Дворце впервые был организован бал Золушки – большая 4-х часовая программа, включающая два шоу «Принцессы Disney».
Компания «Уолт Дисней Компани СНГ» открыла интерактивный портал для всей семьи – disney.ru. На новом сайте пользователи смогут не только продолжить общение с героями Disney, но и получить полную информацию об истории компании и продуктах Disney в России и в мире.
3. Победа творческого воображения
Футболки с изображением Микки Мауса мелькают в разных уголках мира – такова власть и влияние Уолта Диснея.Тематические парки в Анахейме, Орландо, Токио и Париже – самые успешные предприятия такого рода. Ежегодно их посещают 65 миллионов человек. Парк в Орландо называют «Городом, который построил Микки». И ощутив деловой настрой этого расцветающего города, трудно не согласиться с подобным заявлением. Только «Мир Уолта Диснея», МГМ и «Город Завтрашнего дня» привлекают до 30 миллионов посетителей в год и расширили компанию Диснея до размеров настоящей империи, о чем ее основатель и не мог помышлять в самых безудержных фантазиях. В 1995 году в компании работали 100000 человек.
31 июля того же года Майкл Эйзнер поверг деловой мир в шок, объявив о приобретении Эй – Би – Си. Это приобретение за 19 миллиардов долларов превратило Диснея в самую могущественную империю развлечений в мире. Она занимает господствующее положение в телетрансляции, спорте, производстве фильмов и телепрограмм, тематических парках. Приобретение Эй – Би – Си было подходящей сделкой, поскольку в середине пятидесятых благодаря именно этой компании Диснейленд стал реальностью.
К середине девяностых компания Диснея стала конгломератом на рынке развлечений, доминируя в производстве кинофильмов, телепрограмм и видео. В течение пяти лет, начиная с 1988 года компания смогла распоряжаться личной фильмотекой Уолта Диснея. В то время были получены огромные прибыли от проката мультфильмов, которые провалились при премьере: «Фантазия» принесла 25 миллионов годового дохода, «Бэмби» - 29 миллионов, «101 далматинец» - 61 миллион, «Пиноккио» - 19 миллионов и «Белоснежка» - 41 миллион. Из 175 миллионов две трети принесли фильмы, которые после первого выхода на экран считались неудачными. Уолт Дисней был бы особенно доволен, узнав, что в 1994 году шестьдесят фильмов, снятых компанией, принесли 4 миллиарда годового оборота. Фирма, большую часть своего времени граничившая с банкротством, получила полмиллиарда годового дохода. Когда 25 октября 1994 года «Белоснежка» вышла на видеопленке, она мгновенно стала бестселлером среди видеофильмов – величайшее признание, полученное «сумасбродством Диснея».
Уолт Дисней настаивал на том, чтобы его фильмы были невинными, увлекательными, с богатой фантазией. Имя Диснея стало синонимом добрых, целомудренных развлечений. Его часто употребляют в качестве обозначения чистоты помыслов и нравов. Требование Диснея к целомудренному образу и честности в делах также повлияли на его репутацию. Дисней зарабатывал ее усердным трудом и заслужил посвящение в рыцари. Его персонажи были созданы в контексте его собственного целомудренного религиозного мировоззрения. В основе Диснейленда лежит викторианская убежденность Диснея в полезности чистого развлечения всей семьей. Сам Дисней был вежливым и любезным человеком, но никогда не терял вкуса к проказам. Диснейленд – воплощение его личности, которая вся выражена в одной его реплике: «В моем представлении ум новорожденного – ненаписанная книга».
Хотя персонажи Диснея и являлись внешним проявлением его личности, в них не отражались его склонности к мании и депрессиям. Он также был заядлым курильщиком и большую часть своей жизни неумеренно пил. Ни то, ни другое не прибавило ему здоровья. В эпоху, когда газеты предпочитали защищать, а не ниспровергать своих героев, чрезмерные злоупотребления Диснея не становились известны широкой публике. Микки Маус сделал Диснея настолько чистым, насколько его создатель сотворил его озорным.
Формула успеха Диснея еще нигде не была изложена так язвительно как в его собственном замечании, сделанном в ходе интервью: «Наш образ мыслей, наши суждения и опыт – вот что отличает нас от других. Ко всему, чем мы занимаемся, мы развили свой психологический подход. Кажется, мы знаем, как и когда играть на струнах души».
3.1 Итоги 100-летия со дня рождения
Итоги 100-летия со дня рождения волшебника подводят не только искусствоведы, но и экономисты. Одно из величайших достижений Диснея, по их словам, заключается в том, что он "сумел поставить фантазию на промышленную основу". Сегодня "Уолт Дисней" - вторая по размерам компания в мировой индустрии развлечений и массовых коммуникаций. Ежегодная общая прибыль от ее продукции составляет 25 миллиардов долларов. Известная пословица оправдывается "с точностью до наоборот": мышь родила гору. Под "волшебной шляпой" находятся не только мультипликация, но и производство обычных игровых художественных кинофильмов, телевизионных шоу, тематические парки, предприятия по торговле лицензионными товарами, несущими торговые знаки Диснея, самый узнаваемый из которых, пожалуй, все тот же старый добрый Микки-Маус. Как считают эксперты, по узнаваемости фирменных марок с "Уолтом Диснеем" могут потягаться разве что "Макдоналдс" и "Кока-Кола".
"Уолт Дисней построил не только тематические парки и киностудию - он помог построить современную американскую культуру", - написала газета "Филадельфия инкуайрер" и привела впечатляющую статистику. В 2000 году диснеевские парки посетили около 50 миллионов человек, и 200 миллионов хотя бы раз посмотрели диснеевский фильм или видеозапись. 212 миллионов слушают мелодии из мультиков Диснея, и большинство, особенно дети, - с удовольствием.
Но есть и вещи, которые, вероятно, не слишком обрадовали бы 100-летнего Диснея. Несмотря на всю мощь, компания, носящая его имя, ныне переживает не лучшие времена. В четвертом квартале минувшего года ее чистые доходы упали на 68 процентов - до 53 миллионов долларов. Как полагают эксперты, падение, увы, продолжится и в наступившем году.
Конечно, есть люди, фанатично преданные Диснею. И даже за пределами США есть семьи, которые ежегодно совершают паломничество в "Дисней уорлд", а это удовольствие тянет не на одну тысячу долларов. Но и посещаемость знаменитых парков падает. Разовый входной билет в тот же "Дисней уорлд" стоит 48 долларов, и администрация упрямо не соглашается хотя бы немного сбавить цену. Даже в разгар юбилейных торжеств, по отзывам, очереди к наиболее популярным аттракционам не были слишком многолюдными. Достаточно было отстоять минут десять, и все чудеса к вашим услугам.
Несомненно отрицательное воздействие на бизнес оказали чудовищные теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Желающих отправляться за развлечениями на самолете нынче немного - потенциальные клиенты предпочитают сидеть дома. Тем более что, как стало известно из правительственных документов, среди по меньшей мере пяти объектов в Америке, где удобнее всего устроить массовую бойню, террористы Усамы бен Ладена рассматривали и флоридский "город мечты".
Помимо гипотетических террористов "Уолту Диснею" сильно досаждают и реальные конкуренты. Среди них - киностудия "Уорнер бразерс", которая еще со времен появления Микки-Мауса не на жизнь, а насмерть сражается с диснеевцами за кусок мультпирога. На хвост симпатяге-мышонку с круглыми ушами и носом-шишечкой уже которое десятилетие наступают злобный кролик Багз-Банни, кот Том и совершенно другой по нраву мышонок Джерри, безжалостно мордующие друг друга из мульфильма в мультфильм. Все решительнее заявляет о себе на рынке мультипликации и кинокомпания "ХХ век - Фокс".
Естественно, конкуренты берут на вооружение кое-что из открытий Уолта Диснея. Но можно ли позаимствовать его дух? Один из основных секретов его творчества известен, но с трудом поддается копированию: мультфильм должен быть прежде всего добрым. И ленты, и парки Дисней создавал, подразумевая одно: это должно быть хорошее, чистое развлечение для всей семьи. Говорят, что красоту природы и счастье добрых внутрисемейных отношений он научился ценить еще мальчишкой, в штате Миссури, где люди были безыскусны, а природа красива и безмятежна.
Консервативное кредо мастера вряд ли можно считать истиной в последней инстанции. Стоит вспомнить о его консерватизме не только творческом, но и политическом, который якобы приводил Диснея к ненависти к "красным" и подталкивал в объятия ФБР, возглавляемого Эдгаром Гувером. (Сохранилось будто бы 500 страниц из его посланий к Бюро расследований.) Впрочем, ничего удивительного: как показывает история, гений и стукачество совместны, порою еще как!
Среди либералов не было недостатка поиздеваться над консервативным волшебником. Находились такие и в числе художников. Чего стоят порнографические пародии на диснеевскую классику! Более того, говорят, талантливые хулиганы умудрялись втиснуть непристойности в сами работы диснеевской компании. Пожалуй, самым безобидным из этих хулиганств можно считать размытое слово "секс", появляющееся в клубах пыли, которые взметает хвостом "лев-король" Симба.
Если вы хотите обидеть американского политика, то скажите ему, что он предлагает "микки-маусовские идеи". А какой-нибудь "инженер человеческих душ" наверняка надуется, если кто-то назовет его творческий метод "диснеевским". Все это - синонимы упрощенного, поверхностного подхода к проблемам. Будем справедливы, есть такая черточка и в современной работе кинокомпании "Уолт Дисней", причем прослеживается она не только в анимационных фильмах. Например, критики порешительнее заклеймили недавно снятую ею ленту "Перл-Харбор" как "сопливую мелодраму", хотя та и принесла неплохие доходы в атмосфере всеамериканского патриотического подъема (тоже последствие терактов 11 сентября). Диснеевцам и самим поневоле приходится кое-чему учиться у конкурентов. Пример - компьютерно-мультипликационная новинка сезона "Корпорация монстров"...
Но Диснея подлинного, изначального, такого, каким его воспринимает весь мир, а не отдельные критики и политики, вряд ли можно свергнуть с престола, доставшегося ему раз и навсегда. Кто помнит сейчас безмозглых "черепашек-ниндзя", которые каких-нибудь десять лет назад заполонили телеэкраны Америки, а потом и всего мира, в том числе и России? Кто вспомнит через несколько лет "японское чудо" - "Покемона", в котором даже под микроскопом трудно разглядеть хоть крупицу души? А Белоснежка, которой уже сильно за шестьдесят, еще долго не собирается отпускать нас из своего нежного плена. Плена простоты и добра.
3.2 Книга рекордов Диснея
Дисней считается чемпионом по количеству полученных высших наград Американской Киноакадемии - 26 "Оскаров". Потрясает воображение и число выпавших на его долю номинаций на эту премию - 59. Тоже абсолютный рекорд.
Раз уж пошла речь о рекордах- КНИГА РЕКОРДОВ ДИСНЕЯ:
самая знаменитая подпись, ставшая фирменным логотипом;
организатор и владелец самой большой студии мультфильмов;
создатель самого популярного мультперсонажа Микки Мауса;
организатор первой школы художников-аниматоров (1932);
обладатель уникальной коллекции из 26 Оскаров и 6 спец.наград: высшая гражданская награда Америки "Медаль Свободы", медаль Лиги Наций и др.
Уолт Дисней - продюсер 633 фильмов (из них 17 полнометражных мультфильмов).
Первый звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" (1928)
Первый цветной мультфильм "Цветы и деревья" (1932)
Самый долгоиграющий киношлягер "Нам не страшен серый волк" (мультфильм "Три поросенка", 1933)
Первый полнометражный мульфильм "Белоснежка и семь гномов" (1937) (кассовый чемпион Америки до 1939 г., первый и единственный мультфильм, получивший Гран-при кинофестиваля в Венеции)
Первый фильм со стереозвуком "Фантазия" (1940)
Первый широкоэкранный мультфильм "Леди и Бродяга" (1955)
Первый полнометражный мультфильм с живыми актерами «Мери Поппинс»(1965).
Самый прибыльный мультфильм в истории кино с учетом инфляции "Книга джунглей" (1967)
Первый тематический парк с уникальными аттракционами "Диснейленд" (1955)
Самый большой и самый дорогостоящий парк мира "Мир Диснея" (1971)
"Русалочка" (1989) стала последним полнометражным мультфильмом студии Диснея, сделанным без применения компьютеров. При прорисовке фильма было использовано около тысячи цветовых оттенков.
"История игрушек" (1995) стала первым в истории полнометражным мультфильмом, полностью созданным на компьютере.
В компьютерном мультике "Корпорация монстров" (2001) технология дошла до таких высот, что шкура зелено-лилового монстра состоит из миллиона шерстинок.
Как считают эксперты, по узнаваемости фирменных марок с "Уолтом Диснеем" могут потягаться разве что только "Макдоналдс" и "Кока-Кола".
Шесть секретов Уолта Диснея
Есть же такие имена - произносишь и погружаешься в состояние чистой радости! С Диснеем связано только светлое, чудесное, забавное. И ни капли печали и горечи.
А все потому, что знал великий аниматор, что созидание придает всему смысл, и умело организовал творческий процесс. Как? Вот его ноу-хау.
Мечтатель против Критика. В каждом творческом человеке сидит внутренний Фантазер, Реалист и Критик, надо сделать так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу. Дисней придумал "стратегию трех комнат". В одной - только мечтали. Стены ее были увешаны картинами, рисунками, цитатами, будоражащими воображение, царили беспорядок и буйство красок. Никакой критики не допускалось - только грезы без границ, только идеи. Комната Реалиста - рабочие столы, оснащенные самой совершенной техникой. Здесь воплощалось задуманное. Когда же Диснею надо было бросить "повторный взгляд", оценивающий содеянное, мультипликатор шел в тесную каморку Критика.
Экспериментатор против Эксперта. "Выясните мнение специалистов-знатоков и поступайте наоборот", - говаривал Дисней. Ни один из его замыслов никогда не встречал у профессионалов похвалы. Все идеи казались сумасбродством. Ввести наряду с живыми актерами рисованых героев? Бред! А полуторачасовой мультфильм?! Кто его выдержит, когда можно лицезреть на экране натуральные прелести Джоан Кроуфорд?! Но Дисней делал по-своему. Его первый полнометражный мультик "Белоснежка и семь гномов" стал самым кассовым фильмом всех времен. Потом Дисней снял без малого две дюжины "полнометражек".
Авантюрист против Осторожного. Чем выше риск, тем быстрее идешь к цели, тем больше преимуществ перед другими. Первые 30 лет студия братьев Дисней ежегодно разорялась, ибо Уолт постоянно ставил на карту все, что имел. Ради Диснейленда заложил и дом, и деньги. Он перенес 8 нервных срывов и 19 жизненных кризисов. После каждой "болезни РУ" - разочарования и уныния - он возвращался к делу с еще более впечатляющими замыслами. Без депрессии не было бы эйфории!
Добрый против Злого. Добро в конце концов берет верх - таков закон этого мира. Выгоднее делать ставку на добро. Тема всех произведений Диснея - борьба со злом. Дисней обожал счастливые финалы и поселил всех своих персонажей в пространстве собственного целомудренного мировоззрения. Так он "заработал" себе имидж нравственно чистого человека. А ведь был злостным курильщиком и почти алкоголиком. О его романе с актрисой Долорес дель Рио было известно в Голливуде всем. Однако ни один репортер не посмел испортить его репутацию. Почему? Дисней создал для нас мир счастья, убежище от бед реальности, и было бы неблагодарностью его задеть. "Материнство, яблочный пирог и Дисней" - вот святая американская "троица". Святыни осквернять нельзя.
Ребенок против Взрослого. У кого детство не кончается, у того и творчество длится вечно. Даже в 55 лет Дисней часами играл в мини-железную дорогу. Это был прообраз его империи развлечений, мультик в реальности. И вне времени. Из фильмов он удалил все ссылки на возраст и дату. Зато их выпускали заново каждые 10 лет, не боясь, что устарели, давали повторные прокаты для нового поколения детей. И произведения, провалившиеся с первого раза, потом приносили баснословные барыши.
Проситель против Гордеца. Никогда не стесняйтесь просить, и вы удивитесь той помощи, которую получите. А каждая удовлетворенная просьба укрепляет влияние на людей. Дисней просил денег много раз и всегда находил кредиторов. Когда аниматор задумал парк развлечений для всей семьи, соратники отказали ему в поддержке. И Дисней обратился к "главному врагу", каковым тогда было для киношников телевидение. Отдавая "теледолг", Уолт вышел в эфир с еженедельной программой и показом шедевров своей фильмотеки. Это произвело революцию на ТВ, превратив его из средства массовой информации в семейное развлечение. Так в 53 года Дисней стал миллионером. А первый Диснейленд сделал миллиардерами его потомков. Хотя творчество - не богатство - было для Диснея превыше всего.
5. Корпорация. Взгляд изнутри
Уолт Дисней
Пиарщики существовали всегда, именно они для укрепления имиджа, старательно лепили образ человека, которого интересовала только мультипликация, но Дисней больше всего на свете любил прибыль, которую и приносила мультипликация. Чтобы прибыль была еще больше, Уолт по ночам инспектировал столы художников, чтобы проверить, что они сделали за день и посчитать использованные карандаши. Студия платила художникам только за то время, когда они рисовали. Естественно художники были обязаны отмечаться каждый раз, когда вставил с рабочего места, чтобы сходить в туалет, выпить кофе и т.д, кроме того их имена никогда не появлялись в титрах мультфильмах. Сам Уолт не рисовал уже с 30-х годов, хотя народ думал, что он сам принимает участие во всех выпущенных мультфильмах.
Уолт Дисней прекрасно разбирался в анимации и видел малейшие огрехи. Однажды художники вмонтировали в тестовую версию мультфильма один кадр с обнаженной женщиной. После демонстрации ролика Уолт спросил: «Кто придумал вставить в ролик этот кадр?» Услышав в ответ: «Мы решили проверить, заметите вы её, или нет.» Уолт сказал: «Я заметил, вы все уволены.»
В 1941 году художники не выдержали и забастовали, Уолт обвинил их в прокоммунистических настроениях, через несколько лет Уолт с удовольствием выступил на митинге, где рассказывал, как коммунисты чуть не разрушили его бизнес. Общеизвестно, что с 1941 года и до самой смерти Уолт собирал сведения для ФБР сведения о профсоюзах в Голливуде и оказывал давления на активистов.
Диснейлэнд
Первый Диснейлэнд корпорация Walt disney открыла в июля 1955 года, чтобы добиться наибольшей известности Уолт оплатил прямую трансляцию на всю Америку, потратив 11 млн. долларов. Освещением события занималось 29 камер, 63 техника и куча знаменитостей(Присутствовал Рональд Рейган, известный актер и будущий президент США). По сути, Walt Disney создавал свой собственный замкнутый мир, Уолт лично проследил чтобы с любой точки парка не был виден близлежащий город Анахайм.
За полвека существования Диснейлэнда в нем погибло 12 гостей и один работник, в основном все погибли на “американских горках” и тонули в каналах “Реки Америки”
После первых не слишком удачных лет к Диснейлэнду пришел колоссальный финансовый успех, что неудивительно американцы с момента открытия еженедельно видели рекламу в телевизорах, читали в газетах, слышали от знакомых. В общей сложности с момента открытия парк посетили 525 млн человек, в том числе президенты, короли, премьеры и прочие знаменитости.
Через 10 лет Уолт успел разочароваться в своем первом детище, его бесили маленькие дешевые отели и рестораны, окружившие парк. В 1965 году он начал тайно скупать землю в центральной Флориде. Пока хозяева земли сообразили, что происходит, и что на этом можно было неплохо заработать, Уолту было продано 11 тысяч гектаров Земли. Найдя с властями штата общий язык, Уолт мог делать на своей земле практически все что угодно, ему даже разрешили построить аэропорт и атомную станцию(Ничего этого пока нет). К сожалению, или к счастью на этом земной путь Уолта Диснея прервался. У него развивался рак легкого, и в декабре 1966 года он скончался от сердечного приступа.
Диснейфикация.
Коммерческий успех бренда Walt Disney всегда рассматривался противниками компании, как угроза культурному разнообразию планеты. появился даже термин диснеизация (диснейфикация), аналогия с макдональзацией просматривается четко.
Апеллируя к эмоциям, Disney контролирует людей и предлагает им простой способ убежать от реальности. У компании нет и не было ни одного сюжета с печальным концом, все персонажи Диснея обязательно, если принц - то красавец, принцесса - секс-идол, зверюшка - симпатичная Используя данные образы Disney навязывает публике представления о том, каким должно быть общество. Одновременно продукция Disney превращает детей в роботов-потребителей. Посмотрев мультфильм, купи игрушку, сладости, комиксы и т.д по фильму. Достаточно взглянуть на карту Диснейлэнда, чтобы понять, как четко Уолт Дисней все продумал, никакого спонтанного веселья, радость дозированы и рассчитана. Большинству людей в парке начинает казаться, что нужно посетить все аттракционы и они бегают по парку как заведенные. Люди часами простаивают в очереди на аттракционы, платят громадные деньги за сувениры, и им кажется, что в этом и есть радость и веселье.
Жадность - все.
Вот примеры, как Walt Disney Company жестко отстаивает свою интеллектуальную собственность. В Австралии Disney запретила школьный мюзикл “Алладин”, поскольку лицензия на шоу принадлежала коммерческому театру, а ведь детишки репетировали два месяца.
Трем детским садам во Флориде, под угрозой судебных исков, пришлось перекрашивать стены, которые были расписаны персонажами Disney. Конкуренты Disney сразу раздули эту историю и пришли на “помощь” детям, стены украсили Флинстоуны, Скуби-ду и другие.
Маусвенцим
Сами работники Walt Disney давно прозвали свою компанию Маусвенцим. Вечно улыбающиеся, детворе, Белоснежки, гномы, Микки-Маусы и прочие, целый день вкалывают в неудобных костюмах, так что к вечеру лицевые мышцы каменеют от спазмов и застывают в вечной улыбке. По этой жуткой улыбке и ненависти к писклявым голосам их всегда можно узнать. В 90-х годах руководству компании пришлось даже запретить своим сотрудникам использование этого слово. Сотрудники, на этот указ, придумали новое - Дакау.
Писатель Харлан Эллисон не проработал в Disney и несколько часов. В свой первый день он за обедом в шутку сказал, что неплохо было бы снять диснеевский порномультфильм и начал имитировать сцены, подражая голосам диснеевских персонажей, Он не заметил, что за соседним столом сидел брат Уолта Рой и другие высшие чины. Вернувшись с обеда, на столе писателя уже лежал приказ об увольнении, его имя на парковке было закрашено до конца дня.
Во время работникам сотрудникам запрещено демонстрировать страх, ненависть и другие негативные эмоции. По сути людей превращают в рабов. Не веди себя, как человек, не плачь, не смейся, просто будь, только так ты сможешь работать в Disney.
В конце 90-х годов вьетнамские фабрики, производившие игрушки Disney, платили рабочим всего 4-6 пенсов в час, рабочие трудились по 70 часов в неделю, а уровень ацетона в цехах превышал норму в 100 раз. На Гаити рабочие получали 1,5 доллара в день(обед стоил 1,7), на 250 человек было всего 3 туалета.
Веселье, смех, яркие краски, увлекательные аттракционы - это снаружи. Изнутри - это безжалостная авторитарная империя. Добро пожаловать в Disney.
Заключение
Корни успеха Диснея – в его силе воли, бешеной отваге и упорстве. Он не сдавался, даже когда поражение казалось неизбежным. Он верил в свои идеи и принимал разумные решения. Дисней рано научился не доверять суждению других и философствовал, что, если руководству компании нравились его проекты, он серьезно задумывался над тем, стоит ли их реализовать. Если же идеи с порога отвергались, Уолт немедленно брался за дело, исходя из предположения, что его затея выгорит. Власть Диснея была неразрывно связана с его огромным самоуважением, которое позволяло ему идти против мнения экспертов. Его произведения не всегда приносили успех, но если успех приходил, то был просто оглушительным. Эксперты не советовали Диснею снимать «Белоснежку», «Пиноккио», «Фантазию», отговаривали от Диснейленда. Уолт игнорировал советы и в результате его упрямства возникла империя Диснея. Масштабное видение будущего часто было недоступно Рою и большинству современников.
Одной из величайших идей Диснея стало создание «временных» героев. Он настоял на том, чтобы все ссылки на тему или возраст были из фильмов удалены. Теперь при просмотре этих картин испытываешь какое - то трансцендентальное чувство, позволяющее сбежать в мир фантазий. Это также позволяет выпускать их заново каждые десять лет, не боясь, что они устарели. Поэтому эти фильмы – просто блестящий экономический ход для компании Диснея. В последующие пятьдесят лет повторные прокаты лент из фильмотеки Диснея принесли миллионные доходы. Практически ни один мультфильм не мог сравниться с «Бэмби» по затраченным на съемки средствам. Впервые выйдя на экраны в 1942 году, картина провалилась, но в 1957 году принесла потрясающий доход в 2 миллиона. «Белоснежку» намеренно повторяли каждые семь лет, чтобы ее узнало и полюбило новое поколение детей. Когда в 1994 году появились видеокассеты мультфильма, за тридцать дней продали двадцать семь миллионов кассет.
Дисней принадлежал к прометеевскому типу личности, страдающему гигантоманией. Эти качества позволяли ему использовать с неугасимым рвением любую представившуюся возможность. Ради будущего Дисней был склонен заложить настоящее и просто обожал творить все новое и особенное, когда представлялась такая возможность. При этом его редко беспокоило, откуда возьмутся деньги на его творения. Благодаря этим чертам характера Дисней создал шедевры мультипликации и некоторые из наиболее ценных фильмов эпохи. Но это также годами удерживало студию на грани банкротства. В этот период не проходило и полутора лет, чтобы фирма не могла расплатиться по счетам. Диснея не интересовали кассовые фильмы, он был заинтересован в творческом успехе своих картин. Поэтому одна его лента обыкновенно становилась хитом, а другая с треском проваливалась. Жизнь и работа Диснея напоминали американские горки; он взлетал к вершинам успеха только для того, чтобы рухнуть в пучину неудач на долгие месяцы. Жизнь, полная этих взлетов и кризисов началась в 1920 году, когда девятнадцатилетний Уолт делал первые шаги на своем поприще, и тянулась до 1954 года, пока не открылся Диснейленд. Периоды огромного воодушевления у Диснея сменялись жестокой депрессией, и так по замкнутому кругу. Успехи и провалы «Студии Дисней» соотносились либо с приступами эйфории, либо с депрессией. Однако сам Дисней со свойственной ему проницательностью видел в кризисе катализатор творческой активности: «Возможно, вы и не сообразите, когда это произойдет, но хороший тычок в зубы может оказаться тем, что надо».
Список литературы
http://www.omenus.ru
http://www.c-cafe.ru
Как Уолт Дисней повлиял на советские мультики // Аргументы и факты 04.07.08.