Содержание
1.Творчество в процессе взаимоотношения общества и личности
2.Культурные основания научного творчества
3.Творчество - сущностная сила человека
4.Творчество как корень культуры
6.1 Роль мистики в жизни человека
6.2. Влияние синергетики. Интуиция
Введение
Эта тема меня заинтересовала своим глубоким названием. Я постараюсь раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. В работе я попробуем раскрыть творчество, именно как сущностную сила человека и корень культуры.
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Творчество, считал Бердяев, выдает гениальную природу человека — каждый человек гениален; а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество есть исток и основа любой творческой деятельности.
Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи. Был в истории философии «парадокс Сократа — Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно — куда идти и что искать. Но как можно что-то знать, чего еще никто не знал и ты сам не знаешь?
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.
Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что наши знания, образование, привычки все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычные штампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждали давно, и, вместо того чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!» Однако с такого удивленного видения и начинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, а Кеплеру «открылась бездна звезд полна», так Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную.
В философии такое видение, такое открытие называется созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество. Если его нет – значит, что-то не состоялось в этом человеке, не до завершилось, осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства.
1.Творчество в процессе взаимоотношения общества и личности
«И призван я, чтоб осветить весь мир,
расплавить тьму его загадок тайных,
найти гармонию между собой и миром,
в себе самом гармонию создать …
смысл жизни вижу в творчестве,
а творчество безгранично».
М. Горький
Творчество как форма взаимодействия общества и личности предполагает, с одной стороны, заинтересованность в быстром и эффективном обновлением общественных отношений, в прогрессивном развитии социума, с другой – способность человека к самообновлению, самосовершенствованию и самодеятельной активности.
Общество, его социальные институты (семья, государственные учреждения и т.д.), способствует (препятствует) творческому развитию личности. Индивид через процессы социализации и самореализации вносит свой вклад в развитие общества.
Творчество до сих пор (как явление и как понятие) рассматривается либо на уровне философских и психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности (техническое, научное, художественное и т.д.). В религии – это Бог, свободно творящий мир. В философии в центре внимания – соотношение конечного, переходящего, изменчивого бытия – «бывания» и бесконечного, вечного небытия, творчество как созидание нового, ранее никогда не бывшего творчества под давлением обстоятельств, при отсутствии «вызова» общества может выражаться в деградации творческих способностей личностей. Одна из самых существенных сторон творческой деятельности – это сфера сознания, интеллекта, науки, рациональности, разума.
2.Культурные основания научного творчества
Понимание природы научного творчества предполагает учет не только логических, методологических, психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальных условий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность всегда представляет собой единство, взаимопроникновение творческих и нетворческих элементов, познавательных действий. Это означает, что творчество как порождение нового не может быть абсолютно беспредпосылочным и недетерминируемым. Как антипод рутины и шаблона, как нарушение устоявшихся традиций, творчество по меньшей мере нуждается в этих традициях, чтобы их преодолеть. Иными словами, реализация творчества как ломки устаревших стереотипов предполагает неразрывную связь с традицией, с накопленными наукой и обществом культурными ценностями. Культура, таким образом, обеспечивает как сохранение и накопление достижений в науке, т.е. стабильность научного развития, так и осуществление инноваций, разрушающих старое, отжившее формирование и поддержание установки на творчество, порождение нового.
Воздействие культуры на научную деятельность носит сложный, многоплановый характер. Прежде всего, культура создает необходимый фундамент нормальной жизнедеятельности науки как социального, культурного института. В этом случае система культурных традиций, ценностей влияет на науку как бы извне, образуя основу формирования социальных отношений в рамках научной деятельности, соответствующих социокультурных установок, общих для участников научного творчества, общего морального климата. В то же время культурные ценности (философские, нравственные, религиозные и т.д.) являются важнейшим внутренним фактором развития научного познания, непосредственно «вплетены» в сам процесс научного творчества, оказывает прямое воздействие на личность ученого, его творческий потенциал.
Внутренний культурный, ценностный мир ученого, содержащий целую гамму предпочтений, ориентаций как специфических, характерных для человека науки, так и общих для любого человека, невозможно механически разделить друг от друга. Было бы неверно изображать дело таким образом, что главное для исследователя стремление к истине, объективности или исключает все остальные ценности культуры – мораль, искусство, религию и т.д., или делает их нейтральными, безразличными по отношению к процессу научного исследования. В действительности сложное, зачастую причудливое переплетение культурного и когнитивного, культурных и познавательных идеалов, их взаимная гармония, согласование или, напротив, противостояние, столкновение делает духовную жизнь исследователя напряженной, динамичной. Все это либо оплодотворяет, делает творчески продуктивной научную деятельность, либо тормозит, препятствует успешному развитию научного исследования.
С одной стороны, сложные взаимоотношения культурных и научных, познавательных ценностей внутри духовного мира ученого, вступающие при определенных условиях в фазу «резонанса», т.е. согласования и взаимной, так сказать, поддержки, образуют порождающую структуру, основу для творчества, возникновения нового. Творчество, продуцирование нового в системе научной деятельности невозможно понять без учета роли социокультурных факторов. С другой стороны, культура как внутренний фактор научного творчества предполагает наличие совокупности навыков, умения вести исследование, хранимых и развиваемых приемов, методов, т.е. определенной технологии, школы исследования. Именно сохранение и поддержание научных традиций, культуры исследовательской работы служит успешному развитию науки. И наоборот, разрушение культурной «питательной среды» научной деятельности, разрушение оформировавшегося в рамках культуры механизма передачи научных традиций, навыков, «живых образцов», методов исследования от учителей к ученикам приводит к упадку науки. К сожалению, история советской науки содержит примеры варварского разрушения научных школ, научных традиций, последствия которого до сих пор в полной мере не преодолены.
3.Творчество - сущностная сила человека
Творческий человек - вот кто с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Она должна быть ему предоставлена и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничего предписывать и чтобы никакая человеческая власть на земле не запрещала ему творить. Если только он достаточно проникнут чувством ответственности, то всякое постороннее вмешательство излишне. Ибо творчески облагодатствованный человек предстоит высшей власти в высшем измерении; он от нее получает свое направление и ей повинуется; и потому ему должна быть предоставлена свобода творческого усмотрения.
Для таких людей надо делать все, чтобы расширить им их земные возможности и облегчить им процесс их творчества. Его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он мог свободно предаваться своему вдохновению, создавая свои видения для вечности. Ибо в таком человеке поистине струится Божий поток, а к его словам и песням прислушиваются ангелы.
Он совсем не волен выдумывать что угодно; ему не предоставляется произвольно изобретать или «построять» по собственному усмотрению. Он должен внимать – «созерцать» и «вслушиваться». Он призван «погружаться» в предмет до тех пор, пока этот предмет не овладеет им. Тогда он почувствует себя в его власти; или, познавательно говоря, он почувствует, что видит предмет с силою очевидности. В этом состоянии он должен пребывать до тех пор, пока предмет не захочет говорить через него, а сам он не почувствует себя готовым стать «орудием» своего предмета, как бы зажить его «пульсом» и «дыханием». Тогда он получит право и основание выразить пережитое содержание – излить его в форме сонета, романа, сонаты, статуи, картины, исследования, философского «описания», богословского трактата, проповеди, нового закона или зрелого совестного поступка. И тогда его произведение возникнет через него, а не только из него. Тогда он окажется как бы «цевницей» своего предмета, его посредником и возвестителем.
То, что он воспринимает и созерцает, есть объективная, предметная сущность бытия, к которому человек должен проникнуть,- каждый человек, каждый из нас; ибо каждый из нас призван жить на земле из самой субстанции и ради нее, из Главного и для Главного, а не пылить, задыхаясь от собственной пыли. Беспомощны мы, люди, в этих земных сумерках, то и дело сгущающихся в полную темноту. А многие, может быть, совсем и не знают о том, что они беспомощны и что им нужна помощь: их лишенность не осознана ими, они не ищут и не добиваются высшего. А между тем творческие люди могли бы им помочь. Мало того: они должны все время помогать, не спрашивая о том, есть ли зовущие на помощь, и кто они, и где они. Они призваны созерцать, вынашивать и отдавать; Они должны готовить свои дары и отдавать, рассылать во все стороны свои лучи, незваные, непрошеные, нередко отвергаемые или изгоняемые, может быть, даже побиваемые каменьями. Первый луч всегда беспокоит освещенного, второй – раздражает его, третий оскорбляет; и нередко лишь четвертый пробуждает, и тогда уже следующие лучи согревают и исцеляют. А тот, кто был побит камнями,- светит, греет и исцеляет даже и посмертно.
Они всю жизнь ищут того пути, который уверенно ведет и приведет их к Субстанции – во всем и везде: в вере, в науке, в искусстве, в политике, в личных отношениях с людьми, в службе и в воспитании. Они ищут пути («метода») и находят его; а кто нашел, тот может помогать и призван будить; знает он об этом или не знает – он призванный воспитатель своего народа.
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку…
…Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный...
Образно выражаясь, можно было бы описать это так. Когда Божии творческие идеи ниспадают из Его вечного лона в хаос грешного и неустроенного мира, то их подхватывает бурный ток смятения, искажает их совершенство и растерзывает их дивный состав. Отсюда возникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостном составе и восстановить ее в ее зрело - совершенном виде. Египетская мифология рассказывает, что когда-то Изида искала по всему свету те четырнадцать частей, на которые было растерзано тело ее супруга Озириса; и вот, находя и составляя их, она не создавала его тела, но лишь восстанавливала его в его первозданной красоте. Поэтому каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой: он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслить Божий замысел, верно узреть «Закон Божий» и осуществить его. Ему светит целостный облик искомого; он проверяет себя тою высшею необходимостью, которая открывается ему в духе; он наслаждается воссозданием Вечного, он радуется, чуя отблеск Божией благодати в своем создании.
4.Творчество как корень культуры
В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де Бенуа: "Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен". Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом в истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в которой реализуется единство противоположностей — традиции и творчества. Творчество и традиции являются корнями культуры. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каждое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и будущее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым поколениям.
Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако культура — это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговорочно причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерий культурных новаторских ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Тем не менее, если творец создает произведение или делает открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельство этому.
В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связано с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценности. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но это именно распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны и образуют корень культуры. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры, получившая разработку в советско-философской литературе.
5. Творческие способности
Как же быть? Разумеется, следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследования творчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использовать знания, накопленные в рамках альтернативных - по отношению к западной - культурных традиций. Чтобы адекватно представить механизмы функционирования мышления на стадиях неосознаваемой переработки информации, я и предлагаю обратить внимание на опыт изучения (а на самом деле - опыт практикования) измененных состояний сознания в рамках различных медитативных техник.
Хотя творчество изучается самыми разными дисциплинами, наиболее интересные результаты получены в психологических исследованиях, которые при высоком уровне обобщения, близкого к философскому, опираются на экспериментальные данные, подобно многим конкретным наукам (например, психофизиологии).
В самом общем виде можно сказать, что в психологии существуют два понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностью мышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разные варианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле - это интеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств, выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловлено представлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена. Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность к противоречивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов и др. При этом в рамках обоих пониманий параметры интеллектуальной деятельности выявляются с помощью разнообразных тестов.
В целом же при исследовании творческой способности можно выделить по меньшей мере три направления:
1. на основе некоторых достаточно общих представлений предлагаются качества - это может быть как одно отдельно взятое свойство (допустим, обучаемость индивида или дивергентность мышления), так и определенная их совокупность, - которые объявляются характеристическими для творческой способности. Затем разрабатываются тестовые задания, предназначенные для их измерения. Испытуемые, продемонстрировавшие наилучшие результаты, оцениваются как одаренные;
2. исследование параметров креативности базируется на изучении биографий выдающихся людей, которые уже не нуждаются в психометрическом тестировании на предмет выявления своей одаренности, поскольку их вклад в мировую науку, культуру, духовность признан сообществом;
3. на основании определенных, заранее заданных параметров, например, уровень академической успешности, признание коллег-экспертов, уровень общей интеллектуальности, превышающий 140 единиц по шкале 10 ("коэффициента интеллекта" и др.), изначально выделяется группа лиц, признаваемых в данном сообществе одаренными, и затем уже изучаются параметры их мыслительной активности.
Не будем подробно разбирать эти подходы, отметим лишь, что каждый из них сталкивается с определенными трудностями. В случае психометрического подхода неудовлетворительным оказывается то обстоятельство, что выявляемые с помощью тестов "одаренные личности" на самом деле далеко не всегда оказываются таковыми.
Что касается второго из упоминавшихся направлений, то здесь мы имеем ситуацию, в известном смысле обратную только что упомянутой: никто не сомневается в одаренности исследуемых личностей, однако вопросы возникают в связи с объективностью вычленяемых в ходе анализа параметров их мышления, поскольку чрезвычайно большую роль в таких моделях играют самые общие представления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф или методолог науки) о природе творческого процесса. И, наконец, третий подход основан на изучении групп испытуемых, изначально отобранных в соответствии с определенными, заранее оговоренными критериями одаренности. Далее на такой основе сформированным группам, как и в первом случае, предлагают тестовые задания, выявляют и сопоставляют отличия. Однако при этом происходит своего рода переориентация исследовательской парадигмы: от изучения интеллектуальной деятельности "извне" (как при психометрическом анализе) предлагается перейти к взгляду "изнутри". Соответственно вводится обобщающее понятие ментального опыта индивида, как главной структурной единицы анализа.
Поскольку этот подход нам кажется наиболее перспективным, остановлюсь на нем чуть подробнее.
В рамках такого рода исследований удалось, в частности, установить, что "интеллектуальная одаренность в условиях ее реального выражения характеризуется изменением типа репрезентирования, причем эти изменения касаются разных уровней познавательного отражения. В частности, умозрение "одаренных" старшеклассников отличается направленностью на обобщенные (категориальные) аспекты происходящего, большей дифференцированностью "видения" будущих событий. Более богатым семантическим контекстом, который оперативно развертывается их понятийными структурами, и, наконец, более высоким уровнем непроизвольного интеллектуального контроля".
6. Творческие поиски
6.1 Роль мистики в жизни человека
В творческих поисках ответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываются задействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения в сущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика, вбирающая в себя достижения естественных и социально-гуманитарных наук, и философские, социальные, психологические, педагогические науки, и, как ни странно звучит, мистика.
В мистике освобождается человек от его подавленности природным миром. Самая сильная сторона большой части оккультных учений – это учение о космичности человека, это познание большого человека. Только мистики хорошо понимали, что происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Знали они, что душевные стихии человека космичны, что в человеке можно открыть все наслоения мира, весь состав мира. Мистика всегда противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое пространство, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок её, а целая малая вселенная, включающая все качества вселенной большой, отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающая. Свой вклад в решение проблем гуманизации творческой деятельности вносят и представители естественных, физико-математических, технических наук, многое сделавшие для развития атомной энергетики, освоения космоса, кибернетики, синергетики, информатизации общества. Они раньше и острее других почувствовали опасность технократизма, абсолютизации информатики, необходимость возрождения идеалов гуманизма и духовности.
Больших успехов добиваются ныне государства, которые заботятся о раскрытии творческих способностей человека, об их формировании и реализации, соответствующим образом направляя деятельность семьи, системы образования и всех социальных институтов общества. Именно такие государства нерациональному расхищению традиционных видов энергии, бездумному древнему идеалу потребительства, которое является своеобразной моделью самоедства и разрушения, противопоставляют силу Разума, Духа творчества, любви, способность гармонизации отношений с окружающей средой.
6.2 Влияние синергетики. Интуиция
Механистически-технократическому рационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теория саморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестоко детерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – не навязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденциям организации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы, касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействие состоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранее известными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция, саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможным альтернативу выбор, порождающих неожиданные решения.
Согласно синергетике, существует возможность строить формы социальной организации не методом слепого оборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитие общества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Как живая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, в сотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе.
Условием перестройки социальной среды является изменению социально-психологического климата общества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но и сама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышение человека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и является человек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа, открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромную роль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание», как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут: «… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократно сокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия и пробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюции произошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все само достроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения, интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.
Смысл механизма воздействия на сознание в инициировании его активности посредством кажущихся случайными явлениями (падением яблока «помогает» Ньютону сделать открытие). Говоря об интуитивном решении задач, которое представляется как сверхсознание, являющееся высшей концентрацией духовных сил личности при порождении продукта творчества. Интуиция – такое появление творческого мышления, которое фиксирует в себе органическое единство всех достижений людей, как бы концентрирующихся в так называемом сверхсознании и внутреннем стремлении человека. Найти ответ на мучающий его вопрос. Это сосредоточение психических, душевных сил, значит и чувств, прошлого и сегодняшнего опыта, сознания и подсознания для решения проблемы. В интуиции в наибольшей степени, хотя и не в явной форме, проявляется единство общества и личности, человека и природы, индивидуального и коллективного Разума.
Заключение
Изучая эту тему, я поняла, что сущностная сила человека неисчерпаема. Мысль человечества накопила немало интересных и верных находок в этой области, так как проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, творчество и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Рассмотрев тему «Творчество – сущностная сила человека и корень культуры», выяснилось, что задача культуры как раз и состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве. Культура – не отдельная, замкнутая сфера жизнедеятельности, а качественная характеристика общества и, прежде всего самого человека – субъекта исторического творчества. Смысл культуры заключается в развитии сущностных сил человека.
Также выяснилось, что живая личность для Бердяева есть нечто более глубокое и ценное, чем всякая мораль. Ценность человека – не в степени его подчиненности моральным требованиям, а в силе и остроте его внутреннего влечения к добру, способности творить. А творить себя нужно каждый день каждый час, потому что каждый день и каждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, нежелание рисковать, бездумное животное существование, полусонная жизнь). Но человек с самого детства должен сам себя творить, постоянно будить себя, постоянно принимать собственные решения; а для этого – думать самому, заставлять себя быть терпимым, спокойным, подавлять в себе животную злобу и воспитывать любовь к людям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, не сотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона.
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносит какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны и образуют корень культуры.
Список литературы
1. Баллер Э.А. Культура. Творчество. Человек. // Молодая гвардия.- 1970.-С.148
2. Бескова И.А. Проблема творчества и буддийской традиции. // Вопросы философии.- 1999.-№7-С.158-173.
3. Гудков Л. Общество-культура-человек. // Свободная мысль.-1991.-№17-С.54.
4. Дорфман Л. Творчество в искусстве – искусства творчества. // Наука.- 2000.-549с.
5. Ильин И. О творческом человеке. // ВВШ.-1990.-№6-С.90-92.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Резонансное возбуждение творчества. // Вопросы философии.-1994.-№2-С.112.
7. Немировский В.Г. Современная социология и культурные традиции. // Социологические исследования.-1994.-№3.-С.-25.
8. Спасибенко С. Творчество в процессе взаимоотношения общества и личности. // Социально-политический журнал.-1996.-№3-С.50-66.
23