СОДЕРЖАНИЕ
2.3. Готическая архитектура в других странах
2.4. Светские сооружения эпохи готики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».[1].
Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.
В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.
1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал системы римских дорог способствовали самостоятельному развитию территорий.
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.
Несмотря на наличие ряда общих черт, и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии.
1.1. Франция
В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями.
Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. В Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста, с пятью куполами. [2]
По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием – двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей.
Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест. [3]
Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория). [4]
1.2. Испания
Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии. [5]
Главный неф и ветви трансепта собора в Компостеле перекрыты цилиндрическими сводами. Свод центрального нефа пересекают поперечные ребра, положение которых соответствует осям опор. Из-за использования цилиндрических сводов освещение здесь недостаточное.
В самой большой паломнической базилике Сен Сернен в Тулузе, расположенной на юго-западе Франции, как и в соборе Сант Яго, полукруглые в плане капеллы примыкают к апсиде и восточной стороне трансепта. Средокрестие отмечено многоярусной башней, строительство которой было завершено в 1233 г.
1.3. Италия
Сицилия. Греческие колонии, а затем столетия римского владычества заложили прочный классический фундамент сицилийской культуры. Позднее остров принадлежал Византии, арабам и норманнам, сохраняя тесные контакты с Ломбардией, и архитектура сохранила следы всех этих культурных и временных слоев. В кафедральном соборе города Монреале легкие аркады, разделяющие внутреннее пространство на нефы, и стропильное перекрытие напоминают архитектурные формы раннехристианских базилик. Резные капители и мозаики исполнены византийскими мастерами, на что указывают греческие надписи. Башни, фланкирующие фасад собора в Чефалу, явно норманнские по происхождению. В Монреале наружная стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся арочек, опирающихся на пилястры и накладные колоннки (декоративный мотив, привнесенный норманнскими завоевателями). Но в Нормандии использовали полукруглые арочки, а в Монреале, под влиянием арабской архитектуры, они имеют стрельчатые очертания. В Палатинской капелле в Палермо зодчие возвели сталактитовые своды, ведущие происхождение от арабской архитектуры. Форма арок свидетельствует о контактах с Ломбардией.[6]
Тоскана. Пример тосканского варианта романской архитектуры дает ансамбль города Пизы, в состав которого входят базилика, кампанила (колокольня), баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Пространство базилики разделено на нефы тонкими аркадами, поддерживающими деревянную стропильную кровлю; план имеет форму латинского креста. Колонны внутренних аркад близки по облику и пропорциям античному коринфскому ордеру. В облицовке стен чередуются полосы темного и светлого мрамора. Верхняя часть фасада украшена четырьмя рядами плоских аркад, внизу проходит слепая аркада.
Ломбардия. Одним из самых известных произведений ломбардской романской архитектуры является миланский собор Сант Амброджо. Неф собора состоит из квадратных в плане ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным крестовым сводом. Три пары ребер подчеркивают конструкцию свода. Опоры, поддерживающие такой свод, имеют сложную форму: к столбу приставлены пилястры или тонкие колоннки, доходящие до пят сводов и затем получающие продолжение в линиях соответствующих ребер. При проектировании интерьера Сант Амброджо ломбардские зодчие впервые использовали т.н. связную систему: две ячейки бокового нефа соответствуют одной в главном. В результате каждая вторая опора поддерживает только малые своды боковых нефов, а поскольку нагрузка на такие опоры оказалась меньше, то стало возможным сделать их более тонкими. Возникло ритмическое чередование более массивных и более тонких опор. Еще одной особенностью ломбардского варианта романского стиля является система передачи давления сводов на наружные стены здания: горизонтальный распор от каждого свода главного нефа передается поперечной аркой, проходящей поверх хоров, расположенных над боковыми нефами, на имеющие дополнительные утолщения наружные стены церкви. Естественным следствием принятой схемы чередования столбов стало и аналогичное чередование внешних выступов – бульшие отвечают основным опорам, меньшие – промежуточным.[7]
Новая система сводов с силовыми линиями ребер, а также применение составных (пучковых) опор, чередование главных и промежуточных опор, введение арок для передачи нагрузки на внешние стены не имели прецедентов. Этой системой было связано будущее как романской, так и готической архитектуры. Однако важным ее недостатком является невозможность обеспечить нормальное освещение. Из-за размещения хоров над боковыми нефами высота боковых частей здания стала равна высоте стен главного нефа. Свет, поступающий во внутреннее пространство церкви через верхние окна главного нефа, освещал теперь только хоры, а интерьер центрального и боковых нефов оставался темным. Сант Амброджо очень темная церковь. В целом трактовка деталей здесь более строгая, они обычно довольно сильно акцентированы. В оформлении экстерьера преобладает тот же суровый стиль. Фасад Сант Амброджо украшен рядом крупных арочек. В местах соединения архивольта с опорой каждой арки находятся маленькие консольные полочки. Этот декоративный мотив типичен для ломбардской архитектуры и носит название «ломбардская арка». [8]
1.4. Германия и Англия
В романскую эпоху Священная Римская империя стала ведущей политической силой в Европе. Германские императоры носили и железную корону Ломбардии. Возможно, это способствовало проникновению в Рейнские земли изобретенной в Ломбардии связной системы. Многие романские церкви Германии, среди которых особенно знамениты соборы Падерборна, Майнца, Шпейера и Вормса, очень импозантны. Трансепт устраивался не только с восточной, но и с западной стороны нефа; над обоими средокрестиями, над концами трансепта и по обе стороны апсиды возводились башни.[9 ] Это придавало сооружениям живописный силуэт.
В 1066 норманны завоевали саксонскую Англию. Вскоре там началось строительство больших церковных зданий. Пространство собора в Дареме разделено на нефы массивными, богато украшенными столбами, поддерживающими ярусы галерей и клерестории, и перекрыто первыми в Англии большими крестовыми сводами. [10]
Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже. В замке Хедингем проникнуть на первый этаж главной башни можно было только изнутри здания. Один лестничный марш вел на второй этаж, где располагался зал, в котором жили, ели и спали домочадцы. Камины, по одному на каждом этаже, служили для обогрева, но так как оконных стекол еще не существовало, зимой в таком доме гуляли сквозняки и было холодно. Для защиты от врагов и непогоды окна делали небольшими, так что в замке царил полумрак. Комфортом явно жертвовали в пользу безопасности, зато Хедингем был почти неуязвим и простоял невредимым вплоть до начала Первой мировой войны.
2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
К середине 12 в. во Франции зарождается новый стиль – готический, который затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и не имеет отношения к сути обозначаемого им явления. В эпоху Возрождения все Средневековье было объявлено варварским, а архитектура стрельчатой арки стала для критиков символом варварства.
В эпоху господства готического стиля, и особенно в ранний его период, церковь оставалась ведущей силой в обществе. Поэтому именно в церковной архитектуре время выразило себя наиболее ярко. Готический собор высоко вздымается над крышами города, являясь его архитектурным и духовным центром. В эту эпоху на арене истории появилась новая сила, способная оспорить первенство церковной власти. Феодализм слабел, королевская власть постепенно крепла; города росли и процветали, получая привилегии от королей и герцогов в обмен на обещанную поддержку в борьбе с другими правителями и знатью.
2.1. Французская готика
Готическая конструктивная система сформировалась на основе архитектурных экспериментов норманнских мастеров в рамках романского стиля и опыта их соседей из Иль-де-Франс. Если своды боковых нефов церкви Сент Этьен в Кане повысить и облегчить, то с помощью такой более изящной и гибкой конструкции можно перекрыть здание любой формы.
Применение нервюрных сводов предполагало заимствование пучковых опор, характерных для романской архитектуры, но без свойственной им массивности. В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них, что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бульшая устремленность ее ввысь. [11]
Чтобы становившиеся все более тонкими стены могли нести тяжесть обширных сводов, была создана система контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора свода эти висячие арки, или аркбутаны, могли противостоять давлению ветра на высокую кровлю, возведенную над сводом.
Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из камня, а почти всю поверхность наружных стен – в окно. Тонкие свинцовые перемычки разделяли кусочки цветного стекла, из которых были составлены помещенные в оконные рамы панно – витражи.
Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный и боковые нефы, а также по вертикали – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную схему.
На плане готического собора видна паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать глаза все выше. [12]
Формирование готики пришлось на вторую половину 12 в. В то время главный неф часто перекрывали шестичастными нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад и верхним ярусом клерестории находилось еще два яруса – галереи и трифории (впоследствии, в эпоху высокой готики, будет принята трехчастная схема).[13] К первой половине 13 в. композиционную схему готической церкви можно считать сформировавшейся.
В самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией, которая велась на французской территории. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший художественный уровень и техническую виртуозность. По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства.
2.2. Английская готика
Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии главный неф собора эже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м.14 Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.
Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.
В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил. [15]
В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.
В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в. [16]
2.3. Готическая архитектура в других странах
В Германию готика тоже пришла из Франции. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. В Германии в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним пространством, в которых боковые нефы равны по высоте главному. В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14-начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены[17] (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.
В Италии готики почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.
В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии готическая архитектура пришла в конце 13—15 вв. были построены – церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде. Расцвет чешской готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие готики началось в 13—14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками. В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. Построены – Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300; замок в Цесисе, 13—16 вв. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина складывается в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
2.4. Светские сооружения эпохи готики
Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие стены, служили прикрытием для лучников и арбалетчиков. В такой системе укреплений особенности ландшафта были учтены при организации обороны, но никто не стремился придать стенам живописность. Там, где земля была ровной, как в замке Эг Морт в Провансе, план укреплений представляет собой квадрат, башни симметричны, и только главная цитадель, донжон, расположенная в углу, ничем не уравновешена в общей композиции. [18]
В городах, под защитой мощных стен, сооружались здания ремесленных корпораций – цехов. Грандиозность Палаты суконщиков в бельгийском Ипре свидетельствует о богатстве этого ремесленного цеха. Архитектурные элементы и формы постройки характерны для 13 в. Здание Палаты гильдии мясников в Гильдесгейме построено так, что каждый из его этажей немного выступает над предыдущим.
В Венеции сформировался собственный вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из золотистого и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок. [19]
Вне городских стен строили замки и поместья. Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены и симметричные башни; для защиты от нападений он окружен рвом. Покои замка устроены вокруг внутреннего двора. На эту сторону выходят большие окна. За каждым из помещений были закреплены специальные функции. Большой зал, расположенный с противоположной стороны от главного входа, по-прежнему оставался центром дома, здесь обедали и принимали гостей, к залу примыкали кухня и кладовые, спальня хозяина замка и будуар его жены. Рядом с личными покоями была устроена часовня. Напротив, через двор размещались комнаты слуг, склады и конюшни, поскольку замок имел собственное хозяйство.
Резиденции знати постепенно утрачивали облик замков. После утверждения на английском троне династии Тюдоров в 1485 на смену феодальной раздробленности пришло государственное единство. Комтон Уайнйетс, построенный ок. 1525, уже не нуждался в укреплениях, хотя был, по-видимому, окружен рвом и стеной с зубцами, игравшими чисто декоративную роль. Здание полностью приспособлено к условиям мирной жизни: большие окна выходят не только во внутренний двор, но и прорезают внешние стены. Окна имеют остекление, так что внутри достаточно света. В каждом жилом помещении – камин. [20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное отличие между описываемыми стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).
Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие / Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с.
Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с.
Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – 425 с.
Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций / М-во образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.
Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – 200 с.
Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.
Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – 766 с.
Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.
Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / Редкол.: А.М. Кантор и др. – М.: Искусство, 1981. – 383 с.
1 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. – С.542
2 Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.102
3 Там же. С.104
4 Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.121
5 Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С.79
6 Исаев, А.А История архитектуры. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С82
7 Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.109
8 Там же.С.110
9 Исаев, А.А История архитектуры. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – С.67
10 Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – С.254
11 Мировая художественная культур. – М.: Высш. шк., 2001. – С.408
12 Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.126
13 Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.138
14 Там же. С.141
15 Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.82
16 Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.185
17 Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.189
18 Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – С.293
19 Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.286
20 Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – С.93