Эпоха Возрождения
Ренессанс (фр. «возрождение»;от ит.: Rinascimento) – направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века и распространившееся позже на всю Европу. В Эпоху Возрождения возросла роль классического образования, судебная власть и влияние Папы Римского. Также эпоха ознаменовалась развитием учения о перспективе в живописи и прорывом в науке. Направление затронуло множество областей культуры, но более всего известно своим влиянием на искусство и вкладом таких гениев, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, символизирующих Ренессанс. Существует мнение, хотя и не единогласное, о том, что Ренессанс зародился во Флоренции в 14 в. О его началах и характеристиках было выдвинуто множество теорий, основывающихся на ряде факторов, включая особенности социальной и гражданской жизни во Флоренции того периода, а также учитывая политическое устройство города и роль наиболее влиятельного семейства Медичи. У Эпохи Возрождения обширная и сложная историография, и среди историков всегда существовали споры относительно роли термина «Ренессанс» и самого исторического периода. Некоторые исследователи поставили под вопрос тот факт, что Ренессанс действительно явился шагом вперед по сравнению со Средними веками, а не был периодом пессимизма и ностальгии по классической эпохе. Историки 19 в. настаивали на том, что Ренессанс явился очевидным прорывом идей и практики в сравнении со Средневековьем, в то время, как некоторые современные исследователи указывают на преемственный характер эпох. Действительно, в наше время считается неправильным говорить о каком-то историческом периоде как о «лучшем» или «худшем», что может даже привести к нивелированию термина. Понятие Ренессанса также относилось к описанию других историко-культурных движений, как то Византийский Ренессанс и т.д. Витрувианский Человек Леонардо да Винчи ясно свидетельствует о влиянии писателей древности на мышление деятелей искусства периода Ренессанса. Да Винчи попытался изобразить идеально пропорционального человека. Ренессанс был культурным направлением, существенно повлиявшим на интеллектуальную жизнь раннего периода современности. Возникнув в Италии и распространившись к 16 в. на всю Европу, направление оставило свой след в литературе, философии, живописи, политике, науке, религии и других сферах культуры. Деятели Эпохи Возрождения руководствовались принципами гуманизма, а в живописи стремились к реализму и затрагиванию человеческих эмоций. Деятели Эпохи Возрождения черпали знания из древних учений, в основном написанных на латинском или древнегреческом. Мыслители того периода изучали труды библиотек европейских монастырей в поисках затерянных работ древности. Отсюда зародилось их непреодолимое желание совершенствовать и расширять свои знания об окружающем мире и возник совершенно новый взгляд на трансцендентальную духовность средневекового Христианства. Они не отрицали Христианство, наоборот, множество великих творений Эпохи Возрождения были ему посвящены, а многие работы проводились под покровительством церкви. Тем не менее, в отношении интеллектуальных деятелей к религии произошли некоторые перемены, что отразилось на многих других сферах культурной жизни. Художники стремились к реалистичному изображению человеческих фигур, совершенствуя техники более естественной передачи перспективы и света. Политические философы, среди которых особенно выделялся Николо Макиавелли, пытались описать политическую жизнь такой, какой она была в действительности, и улучшить систему правления в соответствии с реальными потребностями. Помимо изучения классических латыни и греческого, авторы также стали применять все чаще диалектные формы. Вместе с возникновением печати, это увеличило доступ к книгам, особенно Библии, для гораздо большего количества людей. В целом, Эпуху Возрождения можно рассматривать как попытку людей творчества изучить и усовершенствовать окружающий мир через призму идей античности и с помощью новых средств мышления.
Ассимиляция греческих и арабских знаний
Переводы с латинского трудов 12 в.
Эпоха Возрождения получила такое название, поскольку она явилась «возрождением» определенных классических идей, надолго утерянных для Европы. Велись споры о том, что толчком для такого направления послужило открытие древних текстов, забытых западной цивилизацией, но сохраненных в некоторых монастырских библиотеках и в исламских странах, а также переводов греческих и арабских трудов на латинский. Такие ученые Эпохи Возрождения, как Николо де Николи и Погио Бракиолини изучали библиотеки в Европе в поисках работ классиков: Платона, Цицерона и др. Кроме того, с завоеванием Пиренейского полуострова множество греческих и арабских трудов было захвачено из таких мест, как библиотека в Кордобе, насчитывающая 400 тысяч книг. Работы древнегреческих и эллинистических авторов (Платон, Аристотель, Эвклид, Птолемей, др.) и мусульманских ученых и философов (Гебер, Абульказис, Авиценна и др.) были перевезены в христианский мир, пополнив знания европейских ученых. Греческие и арабские труды распространялись не только Испанией, но и непосредственно с Ближнего Востока. На Ближнем Востоке активно развивалась математика, и эти знания были возвращены на родину крестоносцами в 13 в. Упадок Византийской Империи с 1204 г. и ее последующее падение в 1453 г. повлекло за собой активную имиграцию греческих ученых в Италию и дальше. Эти ученые принесли с собой труды и знания классической греческой цивилизации, утерянные на века для Западного мира.
Социальное и политическое устройство Италии
Политическая карта Итальянского полуострова к 1494 г. : некоторые исследователи считают, что уникальное политическое устройство Италии в конце Средневековья создало необычный социальный климат, позволивший расцвести редкому культурному направлению. Италия не являлась цельной в начале периода современности. Она была разделена на множество территорий: королевство Нейплз контролировалло юг, Республика Флоренция и территории Папы Римского – центр, Генуя – север и запад, а Венеция – восток. В 15 в. Италия была одной из самых урбанизированных стран Европы. Во многих ее городах сохранились развалины древних римских зданий. Похоже, что классичекое направление Ренессанса было связано с его истоками в сердце Римской Империи. В этот период Италия была известна своими торговыми республиками, включая Республику Флоренция и Республику Венеция. Хотя на самом деле их устройство мало напоминало современную демократию, относительные политические свободы, существовавшие там, способствовали нововведениям в науке и искусстве. Также итальянские города, такие как Венеция, являвшиеся крупными торговыми центрами, становились перекрестными пунктами для различных интеллектуальных веяний. Купцы привозили новые идеи с самых отдаленых уголков света, особенно со Средиземноморья. Венеция была воротами для торговли с Востоком и производителем тонкого стекла, тогда как Флоренция была столицей шелка и украшений. Богатство Италии, принесенное такой торговлей, означало, что возникло больше возможностей для поддержания крупных общественных и частных проектов искусства, а у отдельных ученых появилось больше времени для исследований.
Черная Смерть
Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, что близость смерти заставило мыслителей того времени больше думать о мирской жизни вместо духовности и жизни после смерти. Также указывают на то, что эпидемия повлекла за собой новую волну набожных настроений и покровительства религиозного искусства. Тем не менее, это не объясняет полностью, почему Ренессанс зародился именно в Италии в 14 в. Черная Смерть явилась пандемией, оказавшей тот же эффект, что и на Италию, на всю остальную Европу. Скорее всего наступление Эпохи Возрождения в Италии стало результатом сложного сплетения вышеупомянутых факторов.
Культура Флоренции
Лоренцо де Медичи – правитель Флоренции и покровитель искусств. Долгое время предметом дебатов являлось, почему Ренессанс возник именно во Флоренции, а не где-нибудь еще в Италии. Ученые отмечают некоторые особенности культурной жизни, которые могли стать причиной возникновения такого направления. Много упоминаний ведется о роли семейства Медичи в поддержании и покровительстве искусств. Лоренцо де Медичи отводил огромные суммы денег на спонсирование ведущих деятелей искусства, таких как Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли и Микеланджело Буонарроти. Тем не менее, к появлению семейства Медичи Эпоха Возрождения уже началась, на самом деле до того, как Медичи сам достиг гегемонии в обществе Флоренции. Некоторые историки говорят о случайном зарождении Ренессанса во Флоренции, что связано с тем, что «великие» этой эпохи случайно родились там. Родиной да Винчи, Ботичели и Микеланджело была Таскания. Заявляя, что такое стечение обстоятельств было бы неправдоподобным, другие историки утверждают, что эти «Великие» смогли прославиться только благодаря ведущим тенденциям и условиям культурной жизни того времени.
Характеристика Эпохи Возрождения
Гуманизм Эпохи Возрождения
Сам по себе гуманизм не был философским направлением, но скорее методом изучения. В противовес средневековому схоластическому методу, пытавшемуся устранить противоречия между разными авторами, гуманисты изучали древние тексты в оригинале и оценивали их через собственные рассуждения наряду с эмпирическими наблюдениями. Гуманистическое образование основывалось на изучении поэзии, грамматики, этики и риторики. Кроме того, гуманистами отстаивалась теория о «человеческом гении...уникальных и удивительных способностях человеческого ума». Ученые-гуманисты формировали интеллектуальный фон раннего периода современности. Политические философы, такие как Николо Макиавелли и Томас Мор возродили идеи греческих и римских мыслителей и применяли их в критике правительства того времени. Богословы, в особенности Эрасмус и Мартин Лютер, бросали вызов статусу кво Аристотеля, представляя радикально новые идеи об оправдании и вере.
Искусство
Итальянская живопись Эпохи Возрождения, живопись Ренессанса, архитектура Эпохи Возрождения
Одной из отличительных черт искусства Эпохи Возрождения было развитие глубоко реалистичной линейной перспективы. Гете ди Бондоне (1267 -1337) известен как первый художник, рассматривавший рисунок как окно в пространство. Но как художественная техника перспектива была принята не раньше, чем архитекторы Филиппо Брунеллесчи (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1472) написали об этом труд. Развитие перспективы стало частью более обширной тенденции к развитию реализма в искусстве. К этому времени художники также начали развивать и другие техники, изучая свет, тени и, особенно Леонардо да Винчи, человеческую анатомию. За этими новшествами в художественных методиках стояло вернувшееся желание изображать красоту природы и разгадывать аксиомы эстетики. Работы Леонардо, Микеланджело и Рафаэля являлись эталоном для художников того времени и служили образцом для подражания.
В то же время в Нидерландах в живописи развивалось особое культурное направление, и творчество Хьюго ван Гока и Яна ван Эйка оказало исключительное влияние на развитие итальянской живописи, представив как новую технику письма маслом на холсте, так и новый стиль естественного изображения. Позже работы Питера Брюгеля Старшего вдохновили художников на изображение сцен повседневной жизни. В архитектуре большую роль сыграл Филиппо Брунеллечи, изучавший останки древних классических зданий и определивший стиль Эпохи Возрождения, опираясь на труды Витрувия 1 в. и знания по математике. Самым выдающимся творением архитектора стал Флорентийский Собор под куполом. Среди уникальных архитектурных проектов Эпохи Ренессанса также стоит отметить отреставрированную Базилику Святого Петра, совместившую в своем строении талант Браманте, Микеланджело, Рафаэля, Сангалло и Мадерно.
Наука
Развитие науки в Эпоху Возрождения
Расцвет искусства и гуманитарных наук сопровождался активным развитием в различных научных сферах. Некоторые видели такой подъем активности как «научную революцию», возвещавшую начало современности. Другие считали это простым ускорением процесса, продолжающегося с древних времен и до наших дней. В любом случае, ученые единогласно признают, что в Эпоху Возрождения произошли значительные изменения во взглядах на вселенную и методах, с помощью которых философы пытались объяснить явления действительности. В начале эпохи Ренессанса наука и искусство были тесно связаны. Так, Леонардо да Винчи делал со своих наблюдений анатомические эскизы и рисовал природу. Тем не менее, наиболее важным вкладом в науку в тот период явилось не определенное открытие, а скорее научный метод. Этот революционно новый принцип познания мира основывался на эмпирических данных, важности математики и отказ от теории Аристотеля о высшем разуму в пользу философии физики. Ранними сторонниками этих идей были Коперник и Галилей. Новый научный метод дал огромный толчок в развитии астрономии, физики, биологии и анатомии. С публикацией работы Весалиуса «De humani corporis fabrica» стали больше доверять методам вскрытия, наблюдений и механистическому взгляду на анатомию.
Религия
Александр 6, Боржианский священник, заполучивший дурную репутацию через коррупцию. Реформация и контрреформация.
Следует подчеркнуть, что новые идеалы гуманизма, хотя и носили скорее мирской характер в некоторых аспектах, развивались при поддержке христианства, особенно на севере. В самом деле, на большинство, если не все, новое искусство распространялось покровительство церкви и посвящение религии. Тем не менее, эпоха Ренессанса возымела существенное влияние на современную теологию, особенно это касается отношения человека к Богу. Многие наиболее выдающиеся богословы периода были приверженцами гуманистических методов, включая Эрасмуса Цвингли, Томаса Мо, Мартина Лютера и Джона Кельвина. Эпоха Ренессанса возникла во время религиозных беспорядков. В конце Средневековья началось время политических интриг вокруг папства, окончившихся западным расколом, когда одновременно трое объявили себя истинным Римским Епископом. Расколу был положен конец на Совете (1414 г.), но в 15 в. возникло реакционное движение, известное как Консилиаризм, направленное на ограничение власти Папы. После того, как папство в конце концов получило на Пятом Совете (1511 г.) верховную власть, его стали постоянно преследовать с обвинениями в коррупции, особенно лично Папу Александра 6, обвиняемого в симонии, непотизме и отцовстве четырех незаконных детей, которых он женил, чтобы обрести еще большую власть. Такие церковники, как Эрасмус и Лютер, предлагали церковную реформу, основанную часто на гуманистичной критике текста Нового Завета. В октябре 1517 г. Лютер опубликовал 95 фактов, бросающих вызов авторитету Папы и критикуя его очевидное причастие к коррупции, особенно относительно продажи им потворственного отношения. Эта публикация привела к Реформации, разрыву с Римской Католической Церковью, прежде обладавшей гегемонией в Западной Европе. Гуманизм и Ренессанс, тем не менее, сыграли самую непосредственную роль в разгорании Реформации, так же, как и во многих других религиозных столкновениях и конфликтах того времени.
Самоосознание эпохи Ренессанса
К 15 в. итальянские писатели,художники и архитекторы четко осознавали происходившие изменения и использовали такие выражения, как modi antichi (в античном стиле) или alle romana et alla antica ( в римском стиле и в стиле древности ) для описания своих работ. Тем не менее, термин «la rinascita» впервые появился упоминаемый в своем широком смысле в работе Джорджио Васари Vite de’piu eccelenti architetti, pittori, et scrltori Italiani (Жизнь художников, 1550 г., пересмотренное и исправленное издание 1568 г.) Васари делит период на три фазы: первая фаза ознаменовалась творчеством Гете, Арнолфо ди Камбио и др., вторая – работами Брунеллечи, Донателло и др., третья связана с творчеством Леонардо да Винчи и достигла своего пика с работами Микеланджело. Развитию направления способствовало не только растущее осознание классических ценностей античности, по словам Васари, но также растущее желание познавать и передавать природу.
Направление распространяется
В 15 в. Ренессанс с большой скоростью распространился из своего источника, Флоренции, сначала по всей остальной Италии, а затем по всей Европе. Введение печати позволило этим новым идеям стремительно передаваться. По мере своего распространения, идеи становились разнообразнее и изменялись в соответствии с местной культурой. В двадцатом веке ученые стали разделять эпоху Возрождения на региональные и национальные движения, включая Итальянский Ренессанс, Ренессанс в Англии, Немецкий Ренессанс, Ренессанс севера, Ренессанс во Франции, в Нидерландах, в Польше, Испании, архитектура Эпохи Возрождения в Западной Европе.
Ренессанс севера
Начавшуюся на севере Европы Эпоху Возрождения назвали Северный Ренессанс. Направление вначале возникло во Франции после вступления в Италию войск короля Чарлза-8. Френсис-1 привез в страну работы итальянских художников, а также некоторых авторов этих произведений, включая Леонардо да Винчи и распорядился о возведении дорогостоящих украшенных дворцов. Такие писатели, как Франсуа Рабле, Пьер де Ронсард и Михель де Монтагне, живописцы Жан Клуа и др. и музыканты Жан Мутон и др. также заимствовали свои идеи из итальянского Ренессанса. Во второй половине 15 в. итальянцы принесли новый стиль в Польшу и Венгрию. После женитьбы в 1476 г. Матиаса Корвинуса, короля Венгрии, на Веатрис Нейплз, город Буда стал одним из важнейших культурных центров Северного Ренессанса в Альпах. Самыми известными гуманистами в окружении Матиаса были Антонио Бонфини и Янус Паннониус. В 1526 г. Оттоманское завоевание Венгрии положило конец недолгому периоду Ренессанса в Венгрии. Первым итальянским гуманистом, пришедшим в Польшу в середине 15 в., был Филип Каллимакус. Многие итальянские художники пришли в Польшу с Боной Сфорза из Милана после ее свадьбы в 1518 г. с королем Польши Зигмундом Первым. Направлению спопобствовало также временное укрепление обеих монархий и возникновение университетов. Дух времени распространился из Франции на близлежащие страны и Германию и в конечном итоге к концу 16 в. на Англию, Скандинавию и остальные территории Центральной Европы. В этих регионах гуманизм оказался тесно связан с распрями Протестантской Реформации, а живопись и творчество писателей Германии Эпохи Возрождения часто отражали эти распри. В Англии Эпоха Ренессанса совпала с правлением королевы Елизаветы и отразилась в творчестве писателей Вильяма Шекспира, Кристофера Марлоу, Джона Милтона и Эдмунда Спенсера, а также великих художников, архитекторов (таких как Иниго Джоунс) и композиторов, среди которых Томас Таллис, Джон Тавернер и Уильям Берд. На Пиренейский полуостров Ренессанс пришел через Средиземноморские земли Арагонесской Короны и город Валенсию. Ранний Ренессанс на полуострове – это такие писатели, как Азис Марч, Марторелль, Фернандо де Ройе, Жуан дель Энчина, Гарсиласо де ла Вега, Гиль Висенте и Бернардим Рибейро. Поздний Ренессанс в Испании связан с работами писателей Мигеля де Сервантеса, Лора де Вега, Луиса де Гонгоры и Тирсо де Молина, художников, таких как Эль Греко, и композиторов, таких как Томас Луис де Викториа. В Португалии это были такие мастера, как писатели Са де Миранда и Луис де Камю и Художники как Нуно Гонсальвес.
Итальянская живопись Эпохи Возрождения отличалась от живописи Ренессанса на севере. Итальянцы одни из первых стали использовать сцены мирской жизни в качестве сюжетов для своих творений, разрывая тем самым связь со Средневековыми мастерами, придерживающихся исключительно религиозных тематик. Вначале, художники Северного Ренессанса продолжали изображение религиозных сюжетов, таких как религиозный переворот того времени, написанный Альбрехтом Дюрером. Позднее работы Питера Брюгеля вдохновили художников на изображение повседневной жизни вместо религиозных или классических тематик. Также к периоду Северного Ренессанса относится усовершенствование фломандскими братьями Хубертом и Яном ван Эйк техники письма маслом, позволившей художникам добиваться ярких оттенков на твердой поверхности, способной сохраняться веками.
Историография Эпохи Возрождения
Концепт
Французское слово Ренессанс стало употребляться для обозначения культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г.) «История Франции». Исследователь считал Ренессанс скорее подъемом в науке, чем в искусстве и культуре. Он говорил о том, что период длился со времен Колумба до Коперника и Галлилея, то есть с конца 15 в. до середины 17 в. Более того, историк разграничивал, по его словам, вульгарное и ужасное, Средневековье и демократию, которую он как открытый республиканец видел в периоде Ренессанса. Будучи также французским националистом, он описывал Ренессанс как французское направление. Швецкий историк Якоб Бурдхардт (1818-1897) в своем труде «Культура Ренессанса в Италии» , наоборот, определял Эпоху Возрождения как период между Гете и Микеланджело, то есть с 14 по 18 вв., взявший свое начало в Италии. Он видел в Ренессансе проявление духа современного индивидуализма, зажатого в Средние века. Его книга получила широкое признание и значительно повлияла на формирование современной трактовки итальянской Эпохи Возрождения.
Позже историки стали намного реже определять Ренессанс как исторический период или даже культурное направление. По словам Рендольфа Штарна, Ренессанс можно назвать, и обычно его так и называли, скорее не периодом с определенным началом, содержанием и концом, а направлением практик и идей, по-разному воспринимаемых группами людей и отдельными личностями в разные времена и в различных местах. В таком случае это была некая сеть разнообразных, иногда близких, иногда расходящихся культур, а не единый, ограниченный во времени культурный период.
К лучшему или к худшему?
Множество споров вокруг Ренессанса было связано с тем, был ли он действительно улучшением культуры Средневековья. Как Мичелет, так и Буркхардт, приписывали Ренессансу прогресс, приблизивший культуру к современности. Буркхардт сравнивал этот прогресс с вуалью, снятую с глаз людей и позволившую им видеть по-настоящему. С другой стороны, многие современные историки указывают на то, что большинство негативных социальных факторов, обычно ассоциировавшихся со Средневековьем, - нищета, враждебность, религиозные и политические преследования, к примеру – по всей вероятности, обострились в этот период восхода Макиавелли, Религиозных Войн, коррупции Борджианских Пап и усиленных гонений на ведьм в 16 в. Многие, жившие в Эпоху Ренессанса, не считали ее Золотым Веком, как ее называют некоторые авторы 19 в., а были очень обеспокоены этими социальными явлениями. Тем не менее, художники, писатели и покровители искусства в этот период верили, что наступила новая эра, являющаяся явным прорывом из Средневековья. Некоторые историки-марксисты предпочитают описывать Ренессанс с материалистической точки зрения, придерживаясь мнения, что изменения в искусстве, литературе и философии были частью общей экономической тенденции развития от феодализма к капитализму, в результате чего у класса буржуазии появилось больше времени, которое они могли посвящать искусствам. В Средние века обе стороны человеческого мышления – та, что направлена вовнутрь так же, как и та, что наружу,- дремали или наполовину бодрствовали за вуалью. Эта вуаль создавала веру, иллюзию и инфантилизм мышления, окрашивавшие мир и историю в странные оттенки.
Якоб Буркхард, Ренессанс в Италии
Иоган Хьюзинга (1872-1945) признавал существование Ренессанса, но сомневался в его положительном влиянии. В своей книге «Закат Средневековья» он заявлял, что Ренессанс был периодом упадка по сравнению со Средними веками, разрушивший много важного. Например, латинский язык значительно развился по сравнению с классическим периодом и до сих пор был живым языком церкви и т.д. Приверженность Эпохи Возрождения классике остановило развитие латыни и вернуло ее классические формы. Роберт Лопес утверждал, что Эпоха Ренессанса переживала серьезный экономический кризис. В свою очередь Джордж Сартон и Линн Торндайк оба заявляли, что в это время также замедлился научный прогресс. Историки стали считать понятие Ренессанса излишне преувеличенным для однозначно положительного направления после примитивного «Темного века» (Средневековья). Многие историки сегодня предпочитают говорить о Ренессансе как о периоде «Ранней Современности», более нейтрально, о переходном периоде между Средневековьем и современностью.
Другие эпохи Ренессанса
Понятие Ренессанса также исповалось для обозначения периодов до 15-16вв. Чарлз Хаскинс (1870-1937), к примеру, упоминал о Ренессансе 12 в. Другие историки называли Ренессансом период 8-9 в. и 10 в. Другие периоды культурного возрождения также описывлись этим термином, среди них Бенгальский Ренессанс и Гарлемский Ренессанс.
Экспрессионизм
Работе Эль Греко «Вид на Толедо» 1595/1610г. приписывалось поразительное сходство с экспрессионизмом 20 в. Научно выражаясь, тем не менее, это был маньеристический стиль. Экспрессионизм – это художественный стиль, направленный на искажение реальности для достижения эмоционального эффекта. Это субъективная форма искусства. Направление затронуло множество культурных сфер – живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку. Зачастую термин также употребляется для обозначения преувеличенной эмоциональности. Фактически экспрессионистами могут быть названы такие художники, как Матиас Грюнвальд и Эль Греко, хотя на самом деле термин используется для характеристики всего искусства 20 в.