Первая женщина-режиссер российского государственного театра.
Зинаида Михайловна Славянова: опыт творческой биографии.
Славянова Зинаида Михайловна (около 1895, Елец – 18.I.1941, Симферополь) – русская советская актриса, режиссер, театральный деятель и драматург. Заслуженная артистка РСФСР (1934). Сценическую деятельность Славянова начала в 1903 в Тамбове, в антрепризе Леонова. Играла главные роли героинь в театрах Саратова, Перми, Екатеринбурга, Баку, Самары, участвовала в гастрольных поездках П. Н. Орленева. В 1907-1918 держала антрепризы в Самаре, Екатеринбурге, Кинешме. В 1917 была избрана первым председателем Самарского союза работников искусств, в 1918 назначается главным режиссёром городского театра и с этого времени ведёт режиссёрскую и педагогическую работу в театре. В Казани Славянова заведует ТЕО Наркомпроса Татарии, создаёт здесь русские и татарские театральные техникумы, участвует в постановке массовых зрелищ и др. С 1924 работала в Смоленском городском драматическом театре режиссёром, директором и главным режиссёром. Поставленные спектакли: "Мистерия-Буфф" Маяковского (1923), "Озеро Люль" Файко (1924), "Бойцы" Ромашова (1930), "Егор Булычев и другие" (1933), "Платон Кречет" (1935); "Аристократы" Погодина (1935), "Семья Волковых" Давурина и др. Славянова также автор пьес: "Памяти Парижской Коммуны", "Александр II" и др.
В Самарском театре работала два раза – сезон 1907-1908 гг. и сезон 1918-1919 гг.
11 декабря 1907 года состоялся первый бенефис Славяновой Зинаиды Михайловны.
1907 год для нее был годом злейшей столыпинской реакции. В этот год в Петропавловской крепости в Трубецком бастионе погибла родная сестра Славяновой. Чувство негодования против царских сатрапов, горечь и желание хоть чем-либо отомстить за сестру немало способствовали ее выбору пьесы для бенефиса. Славянова во что бы то ни стало собиралась поставить «К звездам» Андреева. Эта пьеса была напечатана, но запрещена к представлению, так как она отражала революционные события 1905 года.
Чтобы добиться разрешения на постановку этой пьесы, Славянова решила использовать некультурность полиции. Поэтому она поехала в полицейское управление просить «посоветовать» ей пьесу для бенефиса. «Галантный» полицейский любезно уверил ее, что любая пьеса в ее бенефис привлечет публику. Сделав вид, что беспокоится, Славянова как бы невзначай произнесла: «Уж не поставить ли мне «К звездам», - она напечатана, действие происходит за границей». Полицейский понятия не имел о смысле пьесы и поэтому, только услышав, что действие происходит за рубежом, согласился.
В конце второго акта пьесы Славянова появилась на ступеньках домика отца в скромном синем платье, сорвала с плеч огненно-красный, по-особому выкроенный шарф и, как флаг, раскрыла его в воздухе. Некоторые зрители первых рядов демонстративно покинули зал до окончания спектакля. Пьеса была снята на следующее же утро, но она была сыграна…
Через несколько дней на благотворительном вечере Славянова Зинаида прочла одно из популярных стихотворений революции 1905 года: «Мальчишка я. Хотите вы сказать, что молод я, ничтожен, не опасен? Зачем же вам в тюрьме меня держать, зачем мальчишка так для вас ужасен?»
На следующее утро к Славяновой явился околоточный и объявил ей, что в 24 часа она высылается за пределы Самарской губернии. Ее друзья стали искать ходы к вице-губернатору и высылка была заменена штрафом.
После этого в комнате за первой ложей полицмейстер в присутствии антрепренера выговаривал ей за «возмутительное легкомыслие и увлечение пьесами, компрометирующими мой вкус и культурное развитие».
В конце 1915-1916 и 1917 годов Славянова работала в Самаре учительницей в Засамарской слободе и в Монастырском поселке. Скучные однообразные роли в театре ее уже не удовлетворяли. Но сыграв в 1919 году «Дурные пастыри», «Мадлену» и «Ткачей» Гауптмана, увидевших свет рампы после февральской революции, она снова потянулась к театру и написала антрепризу Лебедеву. Последний в откровенном письме из Нижнего Новгорода сообщил ей, что «под влиянием новых веяний она стала не тем, чем нужно быть актрисе-художнику, всегда долженствующему стоять вне партии и политики. Она стала ею интересоваться…»
В 1918 году в октябре Красная Армия вступила в Самару, очистив ее от чехов и белогвардейцев. После этого события в Самаре сразу заработали два театра: городской и «Олимп» – две драмы, всегда переполненные до отказа новым зрителем. Большевистское руководство собрало в Самарском городском театре хорошую труппу, а Славяновой доверило высокую честь быть режиссером, стать первой женщиной – профессиональным режиссером из периферии. Это было исключительным явлением не только в жизни самой Зинаиды Михайловны, но и в театральном мире вообще.
Появление женщины в коллективе было встречено недружелюбно, особенно мужчинами. Иронические взгляды, шепоты, смешки принесли Славяновой немало бессонных ночей и слез. В тот период ее поддерживали только директор П.В. Петров и художник Гундобин. Со слезами она жаловалась Куйбышеву: «Уйду с режиссуры!». И Куйбышев ей ответил: «Жаль, мы, значит, вас недооценили. Жаль, что в такое время вы так малодушно сдаете позиции…».
Куйбышев играл в росте Славяновой, как общественного человека, большую роль, и его слова произвели на нее большое действие. С тех пор она стала верить в себя и бороться с реакционным отношением к женщине-режиссеру. И вот она уже поладила со своими «недругами».
Репертуар Самарского городского театра тогда еще мало отличался от старого, и состоял из хороших, но очень избитых пьес. Это мало способствовало творческому движению вверх артистов на сцене. Актеры продолжали играть старые пьесы, изредка пополняя их запрещенными при царе, преимущественно западными пьесами («Ткачи», «Дурные настрои», «Революционная свадьба» и др.). Начальником отдела искусств при самарском губисполкоме был бывший ивановский рабочий, старый большевик. Он написал и предложил театру пьесу «Изгнание» из жизни политических ссыльных. Славяновой выпала на долю честь ее ставить. Пьеса не представляла из себя большой литературной ценности, но она впервые на заставляла актеров работать над образами людей подполья, ссылки. С ней вместе впервые на сцене Самарского городского театра появились образы русских людей – участников революционной борьбы за освобождение трудящихся, с их особым миром чувств, идей, взаимоотношений.
После Самарского городского театра Славянова – главный режиссер Смоленского драмтеатра (1931-1937). Здесь она поставила "Бориса Годунова" А.С. Пушкина, "Двенадцатую ночь" и "Отелло" В. Шекспира, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Доходное место" А.Н. Островского, "Аристократы", "Мой друг" Н. Погодина, "Междубурье" В. Курдина и Всеволжского, "Бойцы" Б. Ромашова, "Егор Булычев и другие" М. Горького, "Поднятая целина" М. Шолохова, "Платон Кречет" А. Корнейчука. Успешно провела гастрольную поездку театра в Москву (1 – 13.VI.1935 г.). В 1937 году Славянова была уволена.
Также некоторое время Зинаида Славянова работала в г.Казань, где имела свою студию драматических искусств, без которой в Казани вряд ли бы появились собственные профессиональные артисты. Студия Славяновой имела огромное значение для развития русского советского театра в Казани. Из нее вышли будущие народные артисты РСФСР.
Список используемой литературы:
Театральная энциклопедия под ред. П.А. Маркова, издательство «Советская энциклопедия», том 4, 1965г.
Революция 1917-1918 гг. в Самарской губернии, том 1, 1918г.
Газета «Волжская коммуна», №96, 1939 год.
Газета «Республика Татарстан» №98, 2003 год.
Ресурсы Internet.
6