Москва XIX века в живописи.
Картины московской жизни.
В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения:
Поражением закончилась Крымская война, умер Николай I,
Взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и многие другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и
в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.
В 1862 году Совет Санкт-Петербургской академии принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство
исторической живописи. Золотую медаль теперь присужда-
ли независимо от темы картины, учитывая только её досто-
инство. Однако «вольности» просуществовали в стенах
академии недолго.
В 1863 году молодые художники-участники академичес-
кого конкурса подали прошение «о дозволении свободно
выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо
заданной темы ». Совет академии ответил отказом. То, что
произошло дальше, в истории русского искусства называют
«бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему
из скандинавской мифологии и демонстративно подали прошение –
о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег,
бунтари объединились в своеобразную коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец И. Н. Крамской.
Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.
В 70-х гг. по инициативе художника Г.Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – Товарищество
передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России.
Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство.
Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта,
обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься
над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен
и обездолен.
С Товариществом передвижных выставок были связаны почти
все знаменитые художники-реалисты 70-80-х гг.
В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).
Владимир Егорович Маковский.
В. Е. Маковский (1846-1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной их своих лучших работ, «На бульваре», художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Содержание картины прочитывается без труда: крестьянка с младенцем приехала к мужу, который, видимо, довольно давно уехал в город на заработки. Душой он совершенно отдалился от семьи и родной деревни. По случаю приезда жены он, конечно, выпил, а разговаривать с ней ему совершенно не о чем. Тупо глядя в пространство, он что-то наигрывает на гармони. И несчастная женщина понимает: мужа у нее все равно что нет, ни она, ни ребенок ему больше не нужны… Всю эту длинную и несколько сентиментальную историю мастер передает лишь двумя фигурами, сидящими на скамейке осеннего московского бульвара.
Фоном для картины служат здания Москвы, вдалеке видны купала церквей.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
А. К. Саврасов (1830-1897) являлся одним из родоначальников русского реалистического пейзажа. Родился в Москве в семье купца. Окончив московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет – преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок.
На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, - «Грачи прилетели».
Поздние маленькие этюды художника написаны легкими свободными мазкам, свежестью красок, чистотой восприятия.
Таков этюд «Дворик. Зима», где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными постройками, и утиное семейство, греющееся на зимнем солнышке. «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действует на душу», - писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан.
Василий Дмитриевич Поленов.
В. Д. Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник был направлен Академией в заграничную командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знакомился с новыми веяниями в живописи.
В1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Иваном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значимое. Это был «Московский дворик» - произведение, ставшее этапом в русской живописи.
Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купола церкви Спаса на Песках, белая колокольня, а надо всем – синее небо. В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно – философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным. Но скорее всего здесь раскрылся Поленов-созерцатель, который безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечен игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэрную живопись – свет и воздух, переданные в картине.
Итак, XIX век подарил нам множество замечательных художников, входивших в Товарищество передвижников, таких как Кустодиев, Перов, Саврасов, Маковский, Ясновский. Они писали картины, рассказывающие нам о повседневной жизни и быте народа, отражали архитектуру Москвы.