Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Мифы в скульптурах Летнего сада

РЕФЕРАТ ПО МИФОЛОГИИ

на тему

МИФЫ В СКУЛЬПТУРЕ ЛЕТНЕГО САДА


Санкт-Петербург 2007

Петра I и приобщение к западной цивилизации. До Петра Великого Россия почти не знала круглой скульптуры — она была запрещена церковной властью. Это обстоятельство отмечали современники, которых, очевидно, удивляло отсутствие пластики. Австрийский посланник Иоганн Корб, побывавший в России в 1698 г., писал: «Москвитяне воздают честь только писаным иконам, а не изваянным». Минимален в допетровское время был и интерес к античности. Университетов или светских школ не существовало. Ученые монахи не искали опоры в языческой древности, довольствуясь обращением к византийской традиции.

Ситуация начинает меняться уже в самом конце XVII в., когда русский царь посетил Западную Европу в составе Великого посольства, а молодые дворяне были посланы им в европейские страны изучать науки и ремесла.

Важно подчеркнуть, что античность и скульптура одновременно начали входить в повседневную жизнь России. Для Петра I знание мифологии означало приобщение к одной из сторон западной цивилизации, и он не только сам овладевал этими знаниями, но и со свойственной ему энергией проводил в жизнь.

Первые приобретения. «Церера» и «Флора» Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург какие-то картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.

Флора (Генрих Мейринг) — италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове — венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628—1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII—XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» — последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).


Мифы в скульптурах Летнего сада


Церера. (греч. — Деметра) (Томас Квеллинус) — по античной мифологии, богиня плодородия и земледелия. Дочь Сатурна и Реи, мать Прозерпины. Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил Земли, злаков, а также подземного мира. В ряде мифов — богиня материнства и брака. Культ Цереры был особенно распространен среди крестьянства. В Новейшее время она обычно рассматривалась также как олицетворение лета.

Церера изображена с колосьями и серпом в руках, что напоминает о созревании хлебов и жатве в середине лета.

Статуя приписывается Томасу Квеллинусу на основании сходства с другими его произведениями из Летнего сада.

Другая серия являла собой аллегории стихий (все эти статуи не сохранились). Были представлены, кроме портретных бюстов, также фигуры богов (из них дошла до наших дней «Минерва»).

Современники по-разному относились к мраморным статуям. Некоторые церковные деятели подозревали Петра I в язычестве и полагали, что он молится на новых «идолов». После Полтавской победы успешное завершение Северной войны стало лишь вопросом времени, и Петр I начал уделять больше внимания строительству Санкт-Петербурга. В 1713 г. сюда приехал знаменитый немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер вместе со своими учениками. Дополнительный толчок к приобретению скульптуры дало путешествие Петра I по Европе в 1716-1717 гг., когда он посетил Польшу, германские государства, Голландию, Францию и Данию. В ходе своей дипломатической миссии Петр I знакомился с дворцами, парками, художественными коллекциями. В 1716 г., русские дипломатические представители и агенты в Голландии, Франции, Италии получили указания о покупке скульптуры. Наиболее удачные приобретения сделали три доверенных лица царя: в Италии — граф Савва Владиславич, более известный по прозвищу Рагузинский (1668/1669-1738), и Юрий Кологривов (ок. 1690-1754), в Голландии — князь Борис Куракин (1676-1727). Уже 11 августа 1716 г. Куракин доносил о заказе 60 статуй для Петра Великого.

«Амур и Психея». Одна из самых замечательных статуй была приобретена Юрием Кологривовым в апреле 1718 г. Это группа «Амур и Психея», приписываемая Джулио Картари. Согласно его сведениям, она выполнена по рисунку Джан Лоренцо Бернини для королевы Христины Шведской одним из учеников скульптора. Новейшие исследователи предложили имя Джулио.

Ю.Кологривов в письме к кабинет-секретарю Петра I Макарову от 21 февраля 1719 г. писал о художественных достоинствах скульптуры так: «Еще прошлого году торговал груп которому при сем прилагаю рисунок. Фабула когда психи влюбилася в сонного в купиду, а я в обеих них влюбился. Без шутки хорошо зделаны и мошно за диковинку почесть вживности и в мастерстве».

Сюжетом группы является история любви Амура и Психеи, рассказанная в «Метаморфозах» Апулея. Наивная юная Психея была выдана замуж за бога любви Амура, который посещал ее ночью, в полной темноте. Наученная коварными сестрами, Психея ночью попыталась при свете ночника разглядеть своего таинственного мужа. Проснувшись, Амур оставил ее, и Психее пришлось перенести немало испытаний, прежде чем она вновь нашла своего мужа.

«Венера Таврическая». В начале 1719 г. Кологривов купил незадолго до того найденную в окрестностях Рима античную статую, которая ныне хранится в Эрмитаже и известна под названием «Венера Таврическая».

Афродита (Венера) – дочь Урана, родилась из белоснежной пены морских волн Около острова Киферы. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации.

По-видимому, Кологривов хотел тайно вывезти статую из Италии, но римские власти конфисковали ее. Кологривов был отозван из Рима и уже никак не мог повлиять на ход событий. Петр I приказал своим дипломатам, государственному канцлеру графу Гавриле Головкину и тому же Рагузинскому, оказать содействие в ее приобретении. Решающим оказалось обращение последнего к кардиналу Пьетро Оттобони, вице-канцлеру церкви, давнему «приятелю» Рагузинского. И все же только в ноябре 1719 г. «Венера» была «отписана» Петру I как дар папы Климента XI «за протекцию, показанну миссионерам католикам». «Венера» была установлена в специальной галерее при входе в Летний сад со стороны Невы. Позднее статую перенесли в Грот Летнего сада, где она находилась до 1801 г., а затем в Таврический дворец, пока не заняла почетное место в Эрмитаже. Такова история приобретения «Венеры Таврической», первого шедевра античного искусства в России.

Сюжетные группы. На Главной аллее на той же площадке, где стоят упомянутые «Церера» и «Флора», находятся еще две интересные парные статуи, носящие скорее аллегорический смысл. Это «Архитектура» и «Мореплавание».

Архитектура. (Мастерская Пъетро Баратты). Статуя, привезенная из Венеции в 1722 г., лишена подписи, но по манере исполнения чрезвычайно близка к произведениям Баратты и, очевидно, создана в его мастерской (впервые отмечено Ж.А. Мацулевич).

Молодая женщина держит в руках чертежные инструменты, циркуль и лекало, а также планы какого-то здания и опирается о часть стены. (В настоящее время статуя заменена копией.)

Мореплавание (Навигация). (Мастерская Пъетро Баратты) Статуя привезена в Петербург из Венеции в 1722 г. Она является парной к скульптуре «Архитектура». Молодая женщина, олицетворяющая Мореплавание, опирается на руль корабля и держит в правой руке компас, а в левой — развернутую карту, на которой нанесены Скандинавский полуостров, Балтийское море, а местонахождение Петербурга отмечено лицом, от которого исходят лучи.

Не менее известны группа статуй, олицетворяющих время суток. В основном, эти статуи являются аллегорическим.

Так Полдень ( все статуи - Джованни Бонацца) представлен скульптором в виде индейца, его лоб украшен изображением солнца, в руках он держит солнечные стрелы и ветку лотоса. На его перевязи — знаки зодиака. У ног растет подсолнечник.

Солнце. Соответственно надписи на ножке, бюст значился под названием «Аполлон». Однако в альбоме 1717 г. зарисовка бюста сопровождается надписью «Солнце». Действительно, оба сюжета очень близки: лавровый венок на голове и колчан стрел за спиной могут быть атрибутами Аполлона как олицетворения Солнца.

У ног аллегории «Заката» — куст дурмана, слева — диск заходящего солнца. На его поясе — изображение знаков зодиака.

«Ночь» изображена закутанной в звездное покрывало. На ее голове — венок из цветов мака, на поясе — маска летучей мыши, у ее ног сидит сова.

Утро олицетворяет Аврора (греч. — Эос) — богиня утренней зари. Она представлена с розами в руках и в волосах. Каждое утро богиня мчится на колеснице, запряженной двумя лошадьми, или на белых крыльях, возвещая о появлении своего брата Соль (Солнца). Ее появление приветствует утренняя звезда, остальные звезды исчезают.

Во второй четверти 18 века никаких особенных приобретений пластики не было. Немного положения изменилось при Елизавете Петровне. При Павле I Летний сад потерял много произведений скульптуры. Но с начала 19 века, начиная с Александра I сад восстанавливается.

Список литературы


С.О.Андросов. Античные мифы в камне и бронзе. Петербургская городская скульптура. СПб. 2003

С.О.Андросов. Петр Великий и скульптура Италии. Спб. 2004

Рефетека ру refoteka@gmail.com