Реферат по философии выполнил: аспирант Пивоваров Ф.В.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Магнитогорская государственная горно-металлургическая академия им. Г.И.Носова
Кафедра философии и социальной психологии
Магнитогорск
1998
«Книга Иова», одна из книг Ветхого Завета, входит в раздел “Писания”. Ни о времени написания книги, ни о ее авторе определенных сведений не имеется. Ученые считают, что у этого произведения было несколько авторов, на протяжении веков вносивших свои дополнения. Большая часть «Книги Иова» написана стихами, и представляет собой диалог главного героя с его друзьями и, наконец, с Самим Богом. Поэма заключена в рамку прозаического повествования. Книга разделяется на пять частей: пролог, диалог между Иовом и его друзьями, речь Елиуя, речь Бога и ответ Иова, эпилог.
Пролог и эпилог написаны прозой. Вероятно, это изложение старой легенды об Иове, известном своим благочестием. Имя героя книги засвидетельствовано уже для II тыс.до н.э.; оно жило в народном воображении как имя вошедшего в поговорку праведника сказочной древности. Когда пророк грозит Божьей карой, постигающей грешную страну, он говорит так: «Если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души,… то сии три мужа… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.» («Книга пророка Иезекииля»).
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и Богобоязнен и удалялся от зла» - так начинается книга. Далее мы узнаем, что Иов к тому же очень богат: «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.» Перед нами встает образ праведника, который не отказывается от радостей жизни и копит богатства. Этот образ необычен для нашего понимания. Ведь богатство в обыденном представлении сопряжено с пороками. К тому же, долгое время советские идеологи нам внушали, что быть богатым – это уже порок. Даже по христианской традиции верующий человек должен презирать мирские блага. Однако дальнейшие события показывают, что богатство Иова еще не означает, что он этим богатством дорожит.
Иов ведет такую праведную жизнь, что даже Бог хвастается Иовом. Господь обращает внимание Сатаны на Иова: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.» Сатана, который склонен подозревать в человеке самое худшее, говорит Богу, что единственная причина, почему Иов живет праведно и поклоняется Богу, заключается в том, что он богат и преуспевает: «Разве даром Богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» Тогда Бог решает доказать обратное и позволяет Сатане забрать у Иова все, что ему принадлежит: «Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки.»
Когда Сатана с согласия Бога лишает Иова имущества и детей он говорит: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» В этих словах Иова заключена глубокая философская и нравственная мораль. Они сближают Иова с философами Древней Греции, которые, как известно, тоже презирали богатство. Пример крайности в презрительном отношении к богатству представляют киники. Но они сознательно отказывались от всех благ, Иов же больше похож на стоиков, которые во всем повиновались судьбе, не пытаясь что-либо изменить. Только в данном случае роль судьбы выполняет Бог, который распоряжается человеческими жизнями. Хотя философия здесь подменяется религией, та внутренняя свобода, которая позволяет Иову в споре с друзьями сомневаться в ее постулатах, дает право назвать его выдающимся философом.
Читая «Книгу Иова» можно заметить и другое сходство мировоззрения Иова с учением стоиков. По их мнению, главная задача философии – в этике, знание лишь средство приобретения мудрости, умения жить. Иов не стремится узнать, откуда произошла вселенная, что стоит за природными явлениями, и т.д. Он «списывает» все на Бога, который обладает абсолютным знанием. Стоики считают, что жить надо сообразно природе; Иов считает также, только природа и Бог у него близкие понятия.
Что мешает людям воспринимать свои несчастья также, как Иов? Мне кажется, дело в том, что часто люди отождествляют свое «Я» со всем тем, что их окружает: родственниками, друзьями и даже своими вещами. Поэтому такие потери для них ужасны. Но «Я» – это даже не наше тело, не наши чувства и не наши мысли. «Я» – это нечто высшее, что всем этим управляет. Иов, понимает, в чем заключено его «Я», его личность и он по-философски воспринимает свои несчастья.
После того, как Иов достойно прошел это испытание, Сатана вновь просит Бога проверить Иова на моральную стойкость. На этот раз Гоподь позволяет Сатане отнять у Иова здоровье. «И поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.» Иов заболевает страшной болезнью, которая разрушает его тело. В те древние времена проказа считалась знаком Божьей немилости, человек, заболевший ею, изгонялся из общества. Иов поражен и физически и морально. Его жизнь превратилась в сплошную пытку.
Возможно, для многих людей единственным выходом из этой ситуации было бы самоубийство. Но Иов не может сам прервать свою жизнь, так как она дана ему Богом и только Бог имеет право отнять ее. Даже после стольких несчастий Иов показывает покорность воле Господа: «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.»
Следующее испытание приходит к Иову со стороны жены: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.»
Иов достойно выдерживает эти страшные испытания, но как видно из дальнейшего, ему предстояли еще большие. Бог видимо все еще не удостоверился в праведности Иова, так как не дает ему облегчения. А Иов все-таки человек и он страдает. Его страдания порождают сомнения в справедливости Бога, которые он высказывает в споре с друзьями.
К Иову приходят друзья, известные мудрецы, чтобы утешить его. Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин – в этом перечне названы земли к востоку от Палестины, славившиеся мудростью своих обитателей. В дальнейшем диалоге эти персонажи четко обрисовываются: Елифаз – мистик-пророк; Вилдад – мудрец, опирающийся на традицию; Софар – нетерпимый к другим догматист, который уверенно объясняет Божьи намерения.
Друзья поражены, увидев Иова. «И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.» Однако, на этом их утешение оканчивается. Конечно, друзья Иова имели самые лучшие намерения. И дорога в ад вымощена лучшими намерениями.
Исходной предпосылкой для спора служит монолог Иова, в котором он проклинает день, когда он родился и просит Бога послать ему смерть. Иов объясняет свою просьбу о смерти теми неизмеримыми страданиями, которые он испытывает. У него больше нет сил терпеть эти муки: “Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою? Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?”
Друзья Иова убеждают Иова, что он сам - причина собственных страданий. Они настаивают на том, что у Иова есть какой-то грех. Они говорят ему, что он неправеден, что Бог наказал его за что-то, что ни один человек не имеет права вызывать Бога так дерзко, как Иов делает это.
В действительности же они были неправы. Иов не был виноват в своих страданиях. Это было подтверждено автором в прологе и Богом в конце произведения. Иов не сделал ничего, чтобы заслужить такого наказания. Бог действительно появился перед Иовом, и следовательно, Он не держал зла на Иова за его выпады, и даже сказал, что Иов говорил правдиво о нем. Иов подтверждает свою невиновность очистительной присягой, в которой он отрицает, что нарушал какие-либо заповеди. В конце концов друзья Иова понимают, что он не виновен и перестают спорить с ним.
Иов твердо отстаивает свою невиновность, все более и более раздражаясь поверхностным суждением своих друзей. Он продолжает искать объяснение своим страданиям: «О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись.» Он не хочет лгать, даже если бы это облегчило его участь. Он просит мудрецов показать его ошибки: «Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши.»
Друзья советуют Иову уповать на Бога. Он говорит, что Бог не может послать человеку смерть, если он этого не заслуживает: “Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?” Елифаз оспаривает правоту Иова перед Богом: “Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?” По его мнению Иов не должен пытаться понять смысл и причину его наказания, так как деяния Бога не дано понять простому смертному.
Почему же друзья Иова оказались такими бесполезными «всезнайками»?
Во-первых, я думаю, здесь имелось в виду нечто, что в человеческой природе. Мы видим страдание, мы заключаем, что должна быть какая-то причина для этого. Обвинение жертвы – древняя игра, в которую все еще играют сегодня. Говорить страдающему человеку, что он сам виноват в своем страдании – это просто жестоко.
Во-вторых, друзья Иова считают, что они знают все о мире и о Боге. Они просто стоят на своих позициях, своих представлениях, и не важно, что Иов сказал или как ему больно, они держатся в своей колее. Они настолько уверены в своей правоте, что ни на секунду не задумываются, а что если они делают больше зла, чем добра. Картина мира для них предельно ясна: Бог карает грешников и поощряет праведников. Таким образом, даже действия Бога для них вполне предсказуемы. Одна мысль о том, что Господь может поступить не так, как они себе представляют, повергает их в ужас. Их застывшее мировоззрение не оставляет им возможности для сомнения. И их «мудрость» оказывается ничем иным, как идеологией, которую они всем навязывают. Иов верно замечает, что его друзья говорят банальные вещи: «Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?»
Мудрость не в том, чтобы что-то знать, а в постоянном поиске, самоанализе. Иов не претендует на абсолютное знание мира. Он тоже сомневается в возможностях человека познать мир: «Но мудрость – где ее обрести и где разумения копь? Она сокрыта от глаз всего, что живет, и от птиц небесных утаена.»
Друзья Иова так стремятся защитить свои концепции бытия, что не замечают, что сами поступают антигуманно. В их мировоззрении человек занимает далеко не первое место, он лишь один из многих подчиненных Бога. В своей «мудрости» они отрываются от земли. Они говорят, что умысел Бога непостижим и на этом останавливаются, не хотят идти дальше, они и так уже «все знают».
Люди хотят знать объяснение всему. Нет Бога, который бы своими делами смутил их. Многим людям нравится свод правил, регуляторов, и Бог, который действует согласно их ожиданиям и представлениям.
Здесь затрагивается и другая важная проблема: почему человек страдает? Человек, не верующий в Бога, ответил бы: «Жизнь полна случайностей». Но может ли такой ответ устроить человека? Ведь если так рассуждать, то надо все время ждать, что на тебя завтра обрушится бедствие, жить в постоянной тревоге за свою жизнь. А если же беда случается, мы спрашиваем себя или Бога: за что? Вообще ум человека стремится к гармонии с миром, порядку и не признает хаоса. Поэтому всему случайному, неожиданному он старается найти объяснение. Поэтому когда мы видим, что с человеком случилась беда, мы находим объяснение этому в каких-то его неправильных действиях, т.е. ищем вину в нем самом, а не в обстоятельствах. Друзья Иова поступают так же. Они не понимают, как может Иов быть наказан, если он не грешил.
Главной темой в споре Иова и его друзей является Бог и его отношение к человеку. Бог в представлении Иова и его друзей – некая могучая сила, которой никто не может противостоять. Могущество Господа проявляется, например, в катастрофических явлениях природы. Конечно, тогда люди просто не могли ничем объяснить землятресение или наводнение, кроме как действиями Бога, проявлением Его гнева. Поэтому, когда Господь задает Иову вопросы типа: «Знаешь ли ты как была сотворена земля и звезды?», Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?».
Сейчас ученые могут объяснить это, большинство из них согласны с теорией, по которой вселенная произошла в результате «большого взрыва». Сегодня наука может объяснить многие явления природы, однако значит ли это, что в те времена, когда науки не было, были другие люди? Мы стали знать больше, но разве мы стали от этого более счастливыми, чем 2 тыс. лет назад? Еще Руссо говорил, что технический прогресс не означает прогресса нравственного. С освоением окружающего мира исчезли доказательства существования Бога. Откуда же мы тогда знаем, что добро – это добро, а зло – это зло? Десять заповедей не поддаются научному обоснованию. Вопросы, которые поднимает Библия – это прежде всего – вопросы морали, которые и сейчас остаются нерешенными, и их нельзя воспринимать как только следствие примитивной теологии того времени.
Важным аспектом в понимании религиозных представлений Иова и его друзей, является то, что только Господь может вершить судьбы людей. Сатана вынужден просить у Бога разрешения, чтобы сделать зло против человека. Почему Бог слушает Сатану и позволяет страдать безвинным? Этот вопрос мучает Иова не меньше, чем его язвы. Друзья его не могут ответить на этот вопрос, обвиняя во всем Иова. Иов сетует на то, что Бог слишком мудр и могуществен, чтобы ему ответить: «Но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» Проблема также в том, что человек не может видеть Бога: «Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его.» «Но вот, я иду вперед -- и нет Его, назад -- и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.» Таким образом, человек находится в неравном положении с Богом: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!»
Иов обобщает свою ситуацию, сетуя, что на земле много несправедливости: «У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола; бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.» Хорошие люди любят светлое время суток: «Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу», злые – темное: «С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, - и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Ибо для них утро - смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.» Иов задается вопросом: «Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?», т.е. почему Бог не назначит сроки суда?
Друзья Иова, по сути, желают ему добра и предлагают компромиссное решение – во всем покаяться и тогда Бог простит: «Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои… Тогда забудешь горе.» Но сознание своей правоты и обостренное чувство справедливости заставляет Иова поступить необычайно смело – он собирается противостоять Господу: «Я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.» Друзья Иова воспринимают Бога как диктатора, который «всегда прав», и тем самым ставят под сомнение Его справедливость. Иов пытается понять Бога, какие намерения им управляют.
Отчаявшись постичь намерения Бога как справедливого по определению, Иов пытается понять Его с человеческой точки зрения. Иов спрашивает: «Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа?» Действительно в поступках Бога в «Книге Иова», да и в других книгах Ветхого Завета присутствует антропоморфизм, то есть Богу приписываются некоторые человеческие качества: мысли, желания или эмоции, испытываемые человеком. Так, например, Бог, как бы обидевшись на слова Сатаны об Иове, вступает с ним в спор. Антропоморфизмом также является упоминание о Боге, как имеющем части человеческого тела: рука Бога, лице Бога, очи Бога, уста Бога. Но это, разумеется, только метафора. Бог евреев – это не боги древних греков, которым не было чуждо не одно из человеческих проявлений, и которые отличались от людей только своим бессмертием.
Возможно, создавая образ Бога, евреи не смогли не придать ему некоторых человеческих черт. Но пытаясь таким образом понять Господа мы вряд ли придем какому-то положительному решению. Если Бог руководствуется в своих решениях какими-то страстями, подобно человеку, у которого разум все время борется с телом, если Бога все время искушает Сатана, как в свое время он искушал Еву, то как же Он может быть справедлив? Какой тогда смысл в самой идее Бога?
Бог говорит из бури. Он игнорирует желание Иова объяснить или рассудить его страдания; напротив, он смиряет Иова, вызывая его объяснить, как была создана вселенная и каковы ее законы. «Ошибка» Иова, видимо заключается в его предположении, что Божьи пути и могущество дано понять человеку. В казалось бы неуместных вопросах Бог упрекает Иова и прямо отвечает на ранний вопрос Иова: «Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Осознав наконец, что он говорил по незнанию, и что он не может быть ближе к Богу, чем видя его, Иов раскаивается.
Но Бог не отвечает прямо на вопрос Иова. Смысл Его речи можно сформулировать так: ты не знаешь как действуют явления природы, откуда произошла жизнь, куда уж тебе понять Мои намерения. Однако, вопросы Бога можно рассмотреть и с другой точки зрения – как путь познания, указанный Богом. Этот путь – рационально-материалистический – через познание природы. По этому пути уже несколько веков идет человечество и перед ним открываются все новые и новые дали. Сегодня мы можем утвердительно ответить только на некоторые из вопросов Бога. Будущие поколения будут знать больше нас. Но это не значит, что наша жизнь бессмысленна для нас самих. Наоборот, мы и должны жить только ради самих себя, а не ради каких-то будущих целей.
Бог упрекает трех друзей Иова, в том, что они «говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». Он дает Иову в два раза больше богатств, чем он имел раньше, семь сыновей, три прекрасных дочери и долгий век жизни. Друзей же заставляет принести жертву. За что Бог наказывает друзей Иова и вознаграждает с лихвой Иова? Если опять смотреть с точки зрения познания, то друзья Иова не пытались понять намерения Бога, а Иов пытался, хоть и неудачно. Таким образом, Бог поощряет тех, кто ищет правду, и наказывает тех, кто не ищет.
После того как друзья Иова замолкают, «потому что он был прав в глазах своих», на сцене неожиданное появляется новое лицо – Елиуй, молодой человек. Впрочем, он исчезает также внезапно, как и появляется. Его гнев вспыхнул против Иова «за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» и против трех друзей «его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли».
Несмотря на то, что Елиуй молод, а друзья Иова – почтенные старцы, он оспаривает мнение, что мудрость приходит с годами: «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду», «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.» Таким образом, он обосновывает свое право высказаться.
Затем Елиуй обращается к Иову. Он пытается повторить слова Иова, но при этом не цитирует его дословно, а передает «внутреннее значение» его слов. Он как бы разъясняет Иову смысл того, что тот говорил. Сегодня, конечно, такой способ ведения спора неприемлим, так как предпочтение отдается точным цитатам. Хотя современные «толкователи» часто пользуются для получения обратного эффекта, тем, что одно и то же высказывание может менять смысл в зависимости от контекста. В самой Библии много таких мест, которые противоречат друг другу. Это позволяло всем, кому не лень, трактовать Библию по-своему и даже устраивать войны за то или иное прочтение Священного Писания. Я же вижу в этих разночтениях еще одно доказательство, что Библия была написана людьми, ведь, как известно, сколько людей, столько мнений.
По мнению Елиуя, Иов жалуется на Бога за то, что Он не воздает ему по заслугам: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником.» Из этого Иов делает вывод, что набожность не имеет никакой ценности: «Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.» А это ставит Иова на позицию презрительного отношения к Богу: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?»
Елиуй не соглашается с мнением Иова, что у человека нет «связи» с Богом. Он указывает по крайней мере два способа такой «связи»:
1) «Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.» Елифаз рассказывает о таком видении, пришедшем к нему во сне: «Дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими.»
2) «Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.» Примером такого контакта Бога с человеком служит сам Иов.
«Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.»
Елиуй также определяет отношения человека с Богом.
Бог по природе:
1. - Всегда справедлив и беспристрастен: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие», «Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда», «Ненавидящий правду может ли владычествовать?»
2. - Велик, на Него не может кто-то влиять: «Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?», «Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.»
3. - Полностью видит дела и помышления человека, не совершает ошибок: «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места.»
Человек по природе:
- На 100% зависим от Бога в своем существовании. Следовательно, Бог имеет право поступать с человеком как он пожелает.
Из этого следует то, как Бог судит человека:
Бог:
1. Карает нечестивых: «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.»
2. Делает это беспристрастно и безошибочно.
3. Он имеет право так поступать.
4. Он также имеет право подождать, отсрочить наказание: «Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.»
5. В любой ситуации у Бога все под контролем.
Человек:
1. Не имеет права жаловаться на то, как Бог с ним обращается (т.е. отсрочивает наказание или нет).
2. У него есть два выбора:
1) подчиниться Богу со смирением: «К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.»
2) упрямо требовать своего: «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?»
Таким образом, Елиуй выступает в роли судьи и выносит следующий вердикт Иову:
1) Его речи неразумны: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.»
2) Ему было необходимо это испытание, так как то, что он говорил, способствует греху: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.»
Итак, Иов хотел, чтобы Бог подтвердил, что он (Иов) прав: «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?» Это – высокомерие. Так как Бог еще не подтвердил, что Иов прав, тот жалуется, что в праведности мало пользы: «Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?» Это – нетерпение.
На что же влияет наше моральное поведение по мнению Елиуя?
1) Не на действия Бога: «Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?»
2) А на человечество: «Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.»
Такая точка зрения мне кажется более гуманной. Выполнение Божьих заповедей представляется в этих словах не какой-то рабской обязанностью человека перед Богом, а необходимостью для выживания человечества. Круг замыкается снова на человеке.
Многие люди пытаются использовать Бога как средство избежать нежелательных обстоятельств: «От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.» У них для этого имеются эгоистические причины: они пытаются заставить Бога изменить эти обстоятельства, и не хотят принимать обстоятельства и веру в Бога (который бы их научил и наставил): «Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?» Поэтому Бог игнорирует их (потому что они горды и эгоистичны). Они заявляют, что их желания – самые важные. Они эгоистичны, но обвиняют Бога в эгоизме: «Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.» Иов, будучи высокомерен и нетерпелив, заслуживает еще меньшее внимание со стороны Бога. Это тем более верно, так как своими обвинениями он обвиняет Бога: «Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и - жди его.» Бог не обязан прислушиваться к пустым словам: «Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости, Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.»
Интерес Бога к человеку – постоянен и неизменен: «Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца.» Он наказывает злых и благословляет праведных: «Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.» Он учит страдающих: «Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.» Если они слушают и покоряются, они благословляются и больше не повторяют своих ошибок: «Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости.» Если же они не послушают и не покорятся, они умрут в невежестве: «Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.» Это конечный результат для безбожников.
Бог использует справедливый суд для большего благословления: «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение - близки.»
Не пытайся убежать от Бога (обрати внимание на себя, а не на Бога): «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.»
Посмотри на Бога и его страшную силу. Посмотри на его мудрость: каким чудесным образом Он учит человека! Славь Бога, а не осуждай Его. Он владеет всем! «Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.»
Например, Он учит нас через бурю. Она показывает Его силу: «Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.» Это показывает Его мудрость: «Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.»
Его сила и мудрость выше нашего понимания: «Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?»
Так как мы не можем понять величие Бога, как же мы можем противостоять Самому Богу! «Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?» Мы не можем смотреть на солнце, как же мы можем смотреть на Бога! «Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.»
Вот идет Бог, могучий и справедливый: «Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.»
В связи с Елиуем возникает много вопросов. Кто он такой – негодяй или пророк? Почему Иов не отвечает ему – потому что не считает нужным даже удостоить его ответом или считает, что Елиуй в большой степени прав? По-видимому Елиуй все же не убеждает Иова, так как за речью Елиуя следует появление Бога.
Чем речь Елиуя отличается от речей друзей Иова? Он может показаться более жестоким к Иову, но по крайней мере он признает, что Иов не совершал греха. Он пытается разрешить сомнения Иова, а не просто обвинить его в безбожности.
Многое говорит за то, что Елиуй имеет честь «представлять Бога». В эпилоге Бог ничего не говорит против него (хотя говорит о Иове и его друзьях!) И то, что Бог говорит, просто подтверждение и выражение одной из точек зрения Елиуя! Во многих отношениях, Елиуй просто «появляется на сцене», делает свое дело и затем «исчезает», так что Бог торжествует.
По мнению Елиуя, Бог посылает людям страдания не для того, чтобы их наказать, ибо наказание еще никого не исправляло. Он делает это, чтобы они стали лучше.
Чтение «Книги Иова» наводит на сравнение религии сегодняшней и тех времен, при этом обнаруживается много отличий, зачастую не в пользу первой. В религии, которую исповедует Иов, отсутствуют многие основные признаки современного религиозного мировоззрения. Для него, например, нет концепции загробной жизни. Иов спрашивает: «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.» То же отношение к смерти выражает и Екклезиаст: «Живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, И нет им более платы, ибо память о них исчезла.» Смерть человека ничем не отличается от смерти животного: «Как тому умирать, так умирать и этим, И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек...Все – из праха, и все возвратится в прах.» Только жизнь материальна: «Живой собаке лучше, чем мертвому льву.»
«Теория загробной жизни» была придумана позже, видимо она выполняла социальный заказ, когда богатым надо было заставить бедных смириться со своей участью. Сегодня, по-моему, она просто удобна некоторым людям, которые недовольны своей жизнью, для них это один из способов ухода от действительности. Иов же не оставляет решения своих вопросов «на потом».
Конечно, прекрасно мечтать о жизни в раю, забывая о сиюминутных проблемах. Однако, чем замечательней таким людям представляется загробная жизнь, тем более они недовольны настоящим. Разве может мыслящего человека устроить такая примитивная форма самообмана? Я считаю, что счастье человек должен искать не в будущем и не прошлом, а в настоящем. Каждая минута достойна быть счастливо прожитой. Бог дал человеку жизнь не для того, чтобы он ее презирал.
Необычна роль Сатаны в «Книге Иова». В оригинале стоит древнееврейское слово «сатан» (по-гречески «диаболос»), которое является нарицательным и означает «противоречащий», а также «обвинитель» и «клеветник». Именем собственным оно стало позднее. Изменился и смысл: о Сатане в позднейшей теологии известно, что он противник Бога. О Сатане из «Книги Иова» известно пока что одно: что он – противник человека.
Что же хотел сказать автор «Книги Иова»? Он поднимает много вопросов, но решает ли он их? Мне кажется основной вопрос так и не был решен, несмотря на то, что для Иова все кончилось благополучно. Речь Бога может быть и была убедительной для людей того времени, но сегодня - вряд ли. Сомнения Иова приводят его чуть ли не к отрицанию Бога, и чтобы решить эти сомнения автор прибегает к чуду, когда Бог говорит с Иовом из бури. С этого момента «Книга Иова» теряет реалистичность, становится сказкой с хорошим концом. Возможно, это было цензурным ходом. Недаром «Книга Иова» не сразу вошла в Ветхий завет.
Кто же тогда автор «Книги Иова» – пессимист или оптимист? Это, очевидно, зависит от его отношения к главному герою. Ведь и Иов представляется в разных частях текста то оптимистом, то пессимистом. Так, в прозаическом прологе Иов достойно сносит все испытания, пришедшие на его долю, и ни словом, ни делом не грешит против Бога. Стихотворная часть, составляющая основной объем поэмы, показывает внутренний мир Иова, который оказывается полным сомнений и отнюдь не оптимистичным. Мне кажется, автор вложил в уста Иова свои мысли. Они сближают «Книгу Иова» с другой замечательной книгой Библии – «Екклесиаст». Эта книга тоже больше философская, чем религиозная, как бы не пытались ее трактовать христианские идеологи. Екклесиаст, подобно автору «Книги Иова», размышляет над вопросом: почему жизнь столь бессмысленна? Пессимизм Кохелета, как и Иова, коренится в отношении к Богу. Он верит в Его существование, но считает, что никогда не сможет постичь намерений Бога, и размышляет о том, сколь духовно бедна жизнь, ограниченная чисто земными заботами. «Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его», - сказал Проповедующий.