Содержание
Введение…………………………….…………………………………..................2
1. Определение параметров и структуры объекта управления.….…………….3
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления……………………………………………………………………...…7
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества…………………………………………………………………………..16
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов.23
Список литературы.………………………………………….………………..…39
Введение
На современном этапе, характеризующемся приоритетным развитием машиностроения и автоматизации производства, автоматизированный электропривод сформировался как самостоятельное научное направление, в значительной степени определяющее прогресс в области техники и технологии, связанных с механическим движением, получаемым путем преобразования электрической энергии. Этим объясняется большой интерес специалистов к новым разработкам в данной отрасли техники и к ее научным проблемам.
Четко определился объект научного направления – система, отвечающая за управляемое электромеханическое преобразование энергии и включающая два взаимодействующих канала – силовой, состоящий из участка электрической сети, электрического, электромеханического, механического преобразователей, технологического рабочего органа, и информационный канал. В рамках данного курсового проекта рассматривается разработка информационного канала.
1. Определение параметров и структуры объекта управления
В состав
объекта управления
входит двигатель
постоянного
тока независимого
возбуждения
с параметрами
по табл. 10.11 [1, стр.
277]:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данный ЭД
предназначен
для работы в
широкорегулируемых
электроприводах,
соответствует
,
имеет защищенное
исполнение,
с независимой
вентиляцией
(асинхронный
двигатель
).
Номинальная угловая скорость вращения
Максимальная угловая скорость вращения:
Номинальный ток якоря:
Суммарное сопротивление якорной цепи:
Произведение постоянной машины на номинальный поток:
Постоянная времени якорной цепи:
Номинальный момент:
Номинальный ток обмотки возбуждения:
Исходя из
высоты оси
вращения
по табл. 1 [2, стр.
5]:
По рис. 4 [2, стр.
10]:
По рис. 2б [2, стр.
8]:
По табл. 2 [2, стр.
9] для класса
изоляции
:
По табл. 3 [2, стр.
10] для
:
Окончательно получим:
По рис. 3 [2, стр.
9]:
Полюсное деление равно:
Число витков
обмотки возбуждения
[2, стр. 27]:
Номинальный магнитный поток:
Постоянная машины:
Коэффициент
рассеяния [3,
стр. 38]:
Индуктивность обмотки возбуждения:
Постоянная времени обмотки возбуждения:
Постоянная времени обмотки возбуждения:
Суммарный момент инерции механизма:
Так же объёкт
управления
содержит
возбуждения
и
напряжения
якоря, частота
коммутации
которых:
Постоянная времени преобразователей равна:
Так как
и
представим
преобразователи
в виде пропорциональных
звеньев, откуда
с учетом диапазона
стандартных
управляющих
сигналов (
)
имеем и максимальной
скважности
(
)
получим:
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления
Объект управления описывается следующими уравнениями [3, стр.38-39]:
Выберем двухконтурную систему управления скорости с внутренним контуром потока (рис. 1).
Рис. 1. Двухконтурная система регулирования скорости.
Универсальная кривая намагничивания представлена на рис. 3.
Так как регулирование происходит изменением потока, минимальный поток будет при максимальной скорости:
Минимальный ток возбуждения (по рис. 3):
Рис. 3. Универсальная кривая намагничивания.
При этом коэффициент линеаризации кривой намагничивания лежит в диапазоне:
Максимальная постоянная времени потока:
Коэффициент форсирования тока возбуждения [4, стр. 559]:
Малая постоянная времени:
Желаемая передаточная функция замкнутого контура потока:
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура потока:
Передаточная функция разомкнутого контура потока:
Коэффициент обратной связи по потоку:
Передаточная функция регулятора потока:
где
Коэффициент
подлежит определению
непрерывно,
для чего контур
потока будет
модифицирован
(рис. 4.).
Рис. 4. Модифицированный контур регулирования потока.
Коэффициент обратной связи по скорости:
Коэффициент обратной связи ЭДС:
Коэффициент обратной связи по току возбуждения:
Коэффициент
нормализации
С учётом этого:
Внешний контур скорости представлен на рис. 5.
Рис. 5. Контур регулирования скорости.
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости:
Передаточная функция разомкнутого контура скорости:
Передаточная функция регулятора скорости
где
Так как нагрузка
с постоянной
мощностью
изменяет знак
и коэффициент
подлежит определению
непрерывно
контур скорости
также будет
модифицирован
(рис. 6.).
Рис. 6. Модифицированный контур регулирования скорости.
Коэффициент обратной связи по току якоря:
Отсюда следует:
Передаточная функция контура компенсирующего влияние нагрузки:
Коэффициент задания мощности нагрузки:
Откуда (с учётом принятых выше коэффициентов) имеем:
где
Структура системы управления стабилизатором напряжения в цепи якоря приведена на рис. 7.
Рис. 7. Контур управления напряжением якоря.
Здесь:
Структурная схема всей системы управления и объекта приведена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема системы управления и объекта.
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества
Модель объекта
и системы управления
в комплексе
представлена
на рис. 9.
Моделирование будем проводить по нижеследующему алгоритму:
Пуск на номинальную
скорость -
максимальный
скачёк задания
-,
(рис. 10 – рис. 14)
Проверка отработки задания
(рис.
15 – рис. 10)
Рис. 9. Модель объекта и систему управления.
Рис.
10. Зависимость
от времени.
Рис. 11. Зависимость
и
от
времени.
Рис.
12. Зависимость
и
от времени.
Рис.
13. Зависимость
и
от времени.
Рис.
14. Зависимость
от времени.
Рис. 15. Зависимость
от времени.
Рис. 16. Зависимость
и
от
времени.
Рис.
17. Зависимость
от времени.
Рис.
18. Зависимость
и
от времени.
Рис.
19. Зависимость
от времени.
Для технического оптимума:
-перерегулирование составляет:
-время нарастания:
По результатам моделирования:
-перерегулирование составляет:
-время нарастания:
Статическая ошибка отсутствует.
Отсюда можно сделать вывод:
динамика и статика спроектированной системы полностью удовлетворяет требованиям технического задания.
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов
Обратная связь по скорости.
Рис. 20. Обратная связь по скорости.
Схема обратной связи по скорости представлена на рис. 20, здесь:
-фильтр коллекторных
пульсаций
тахогенератора
с
:
-
,
-
-цепь защиты от обрыва обратной связи:
-
с параметрами
-
максимальный
прямой ток,
-
прямое напряжение,
-
максимальное
обратное напряжение,
-
ёмкость диода,
-
максимальная
рабочая частота;
-тахогенератор
встроенный
в двигатель:
-коэффициент усиления схемы:
,
,
-
,
;
-усилительный элемент:
-
с параметрами
- напряжение
питания,
- максимальное
выходное напряжение,
- входной ток,
- коэффициент
нарастания
напряжения,
- коэффициент
усиления по
напряжению,
-
максимальная
рабочая частота;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
,
Обратная связь по току якоря.
Рис. 21. Обратная связь по току якоря.
Схема обратной связи по току якоря представлена на рис. 21, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик тока:
-
с параметрами
:
-
номинальный
входной ток,
-
напряжение
питания,
-
сопротивление
нагрузки,
-
коэффициент
датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
-
,
-,
-усилительный
элемент:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
.
Обратная связь по току возбуждения.
Рис. 22. Обратная связь по току возбуждения.
Схема обратной связи по току возбуждения представлена на рис. 22, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик тока:
-
с параметрами
-
номинальный
входной ток,
-
напряжение
питания,
-
сопротивление
нагрузки,
-
коэффициент
датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
,
-
,
,
-усилительный
элемент:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
.
Обратная связь по ЭДС.
Рис. 23. Обратная связь по ЭДС.
Схема обратной связи по ЭДС представлена на рис. 23, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик напряжения:
-
с параметрами
:
-
номинальный
входной ток,
-
напряжение
питания,
-
сопротивление
нагрузки,
-
коэффициент
датчика напряжения;
-коэффициент усиления схемы:
-
,
-,
-,
-усилительный
элемент:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
Обратная связь по потоку.
Рис. 24. Обратная связь по потоку.
Схема обратной связи по потоку представлена на рис. 24, здесь:
-коэффициент усиления схемы:
,
-
,
-
,
-,
-;
-защита от
отрицательного
напряжения:
-
-ограничение
:
-
с параметрами:
- напряжение
стабилизации,
- ток стабилизации;
-
с параметрами:
- напряжение
стабилизации,
- ток стабилизации;
-
;
-
-перемножитель
напряжения:
-
с параметрами:
- напряжение
питания,
- максимальное
выходное напряжение,
- входной ток,
- коэффициент
нарастания
напряжения,
- коэффициент
умножения,
-
максимальная
рабочая частота;
-усилительный
элемент:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания:
-
.
Модульная функция.
Рис. 24. Модульная функция.
Схема модульной функции представлена на рис. 24, здесь:
-сопротивления:
-
;
-усилительный
элемент:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
.
Регулятор скорости.
Рис. 25. Регулятор скорости.
Схема регулятора скорости представлена на рис. 25, здесь:
-компенсация нагрузки:
-
,
-
,
-
,
,
-
,
-
,
-
,
-
;
-усилительный
элемент:
-
-перемножитель
напряжения:
-
с параметрами
-ограничение сигналов:
-
,
-
,
-
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
Регулятор потока.
Рис. 26. Регулятор потока.
Схема регулятора потока представлена на рис. 26, здесь:
-компенсация нагрузки:
-
,
-
,
-
,
-
,
-
-усилительный
элемент:
-
;
-перемножитель
напряжения:
-
;
-ограничение
сигналов:
-
;
-фильтр пульсаций
напряжения
питания усилителя:
-
.
Управление стабилизатором напряжения якоря.
Рис. 27. Управление стабилизатором напряжения якоря.
Схема управление стабилизатором напряжения якоря представлена на рис. 27, здесь:
-
,
-
,
-
,
-
,
Реле защиты.
Рис. 28. Реле защиты.
Схема реле защиты представлена на рис. 28, здесь:
-
,
-
,
-
,
-
Список литературы
1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./ Под общ. Ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова. Т. 1. – М.: Энегроатомиздат, 1988, - 456 с.
2. Заборщикова А. В., Мельников В. И. «Двигатели постоянного тока для автоматизированного электропривода»: Учебное пособие. – СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщ., 1994. – 84 с.
3. Башарин А. В., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. «Управление электроприводами» : Учебное пособие для вузов. – Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982. – 392 с., ил.
4. Ключев В. И. «Теория электропривода»: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Энегроатомиздат, 2001. – 704 с.: ил
5. Герман-Галкин С. Г. И др. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями. - Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1986.–246 с.
4. Справочник разработчика и конструктора РЭА. Элементная база : В 2 кн. / Масленников М. Ю., Соболева Е. А и др. – М.: Б. И., 1996.-157-300с.
5. Операционные усилители и компараторы. – М.: Издательский дом «ДОДЭКА ХХI», 2002.-560 с.
. Бурков А. Т. Электронная техника и преобразователи: Учеб. Для вузов ж.–д. трансп. – М.: Транспорт, 1999.-464 с.
6. Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы. – М.: Энергоатомиздат, 1990.-288с.