Содержание
2. Формы организации движения флота. Понятие грузовой линии
3. Виды технологических процессов работы флота
1. Понятие судопотока
На речном транспорте есть три взаимосвязанных понятия:
1. ГРУЗОПОТОК
2. ТОННАЖЕПОТОК
3. СУДОПОТОК
Грузовой поток - количество перевозимых однородных грузов на отдельном участке ВП (тыс. т).
Тоннаже поток - количество тонн тоннажа который числится на балансе пароходства и может быть использован в транспортном процессе (тыс. т. тоннажа).
Судовой поток - измеряется числом однотипных грузовых судов, которые отправляются за расчетный период из пункта с однородным грузом или порожнем в один пункт назначения (ед).
Судопоток характеризуется:
размером,
периодом отправления,
частотой,
интервалом.
Судопоток может быть груженый и порожний.
Размер груженного судопотока:, ед.
SGi - количество перевозок i-го груза за расчетный период;
Qэi - норма загрузки типового судна i-м родом груза.
В практике РТ имеет место различное сочетание гр. судопотоков прямого и обратного направления.
Одному груженному судопотоку прямого направления соответствует один груженый судопоток обратного направления:
Одному груженному судопотоку прямого направления соответствует несколько судопотоков обратного направления:
Нескольким груженным судопотокам прямого направления соответствует несколько груженных судопотоков обратного направления:
Во всех сочетаниях судопотоки прямого и обратного направления равны между собой.
Период отправления:
tотп = tэ - (tвв + tр + tвыв)
tотп - период отправления судов на линию;
tэ - общая продолжительность навигационного периода;
tвв - время ввода судов в эксплуатацию;
tр - продолжительность последнего груженного рейса;
tвыв - время вывода судна из эксплуатации.
2. Формы организации движения флота. Понятие грузовой линии
В зависимости от условий работы на РТ выделяются следующие формы организации работы транспортного флота:
линейная;
рейсовая;
экспедиционная.
Линейная. Это основная форма.
Она предусматривает следующее: Организация движения гр. флота при которой на линию закрепляются однотипные суда с учетом их эффективного использования; взаимоувязанную работу всех звеньев обслуживающих транспортный процесс, а так же расчетное выполнение плана перевозок на основе графика движения флота.
Рейсовая.
Ее используют в основном при эпизодическом завозе груза. При рейсовой форме организация движения судов осуществляется по нормативным графикам, а календарность их отправления устанавливается в процессе оперативного диспетчерского руководства. В последние годы рейсовая форма приобретает существенное значение в работе транспортного флота в связи с сокращением перевозок грузов, а также сокращением отдельных отправок.
Экспедиционная.
Экспедиционную форму применяют по особо разработанному плану. Этот план определяет:
количество перевозок;
потребность во флоте;
сроки выполнения экспедиции.
Обычно экспедиционную форму используют в начальный (весенний) период навигации при завозе грузов на боковые и малые реки.
Под грузовой линией понимают транспортную связь, по которой осуществляется регулярное движение однотипных грузовых судов, по расписанию или графику с определенным интервалом отправления.
Грузовая линия характеризуется следующими параметрами:
номером линии,
пунктами отправления и назначения,
родом перевозимого груза,
типом судна и его загрузкой,
интервалом отправления судов,
продолжительностью работы,
временем кругового рейса или рейса,
количеством перевозок за навигацию,
количеством работающих судов.
Грузовая линия классифицируются следующим способом:
транзитные и местные;
постоянного действия и периодического;
сухогрузные наливные и плотовые;
обслуживаемые самоходным грузовым и несамоходным флотом.
Линии постоянного действия организуются обычно для устойчивых гр. потоков где грузы к перевозке предъявляются в течении всей навигации.
Линии периодического действия организуют для освоения сезонных грузопотоков (хлеб, с/х продукция).
В период интенсивного развития РТ на ВВП действовали комплексные линии. Суть комплексных линий состоит в следующем: Такие линии организуют для мощных устойчивых гр. потоков с постоянным интервалом отправления. Суда на линиях работают по расписанию. За каждой линией в пунктах отправления и назначения закрепляется конкретная механизация.
Грузовые линии делятся на маршрутные и сборные.
Маршрутными называются линии на которых гр. суда перевозят груз из одного пункта погрузки в один пункт выгрузки без изменения веса состава в пути следования.
Сборные линии характерны для составов. На таких линиях в пути следования меняется состав, в связи с тем, что по условиям работы осуществляется подчалка или отчалка барж.
3. Виды технологических процессов работы флота
В зависимости от состава рабочих процессов и операций выделяют три вида технологических процессов работы транспортных средств:
Рейс;
Круговой рейс;
Оборот.
Рейсом транспортного судна называется совокупность рабочих процессов, связанных с перевозкой грузов или пассажиров между двумя конечными пунктами.
Началом рейса судна принято считать момент выдачи капитану приказа о выполнении соответствующего рабочего процесса или постановку под погрузку несамоходного судна.
Концом рейса принято считать момент окончания оформления документов на сдачу выгруженного груза или сдачу капитаном рапорта о выполненных работах.
Различают рейсы:
вверх и вниз;
с грузом и порожнем;
составом или корпусом (легкачем) - для буксирных судов.
Круговой рейс - это совокупность операций, совершаемых судном между двумя последовательными подачами его под загрузку (подход к груженному составу для буксировщика) в одном и том же пункте.
Оборотом тоннажа - называется совокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачами судна под погрузку.
Оборотом тяги - называется совокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачами буксировщика к груженному составу.
4. Список литературы
1. Технология и организация перевозок на речном транспорте. Зачесов В. П., Филоненко В.Г. Учебное пособие для ВУЗов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 398 с.
2. Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом Кудачкин Н.И. Учебное пособие - М.: Альтаир-МГАВТ, 2004 - 75 с.
3. Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом (лабораторные и практические работы, примеры, задачи) Кудачкин Н.И. Учебное пособие - М.: Изд. Альтаир, МГАВТ, 2004-102 с.
4. График движения флота. Кудачкин Н.И. Методические указания по выполнению курсового проекта - М.: Изд. Альтаир, МГАВТ, 2004 - 49 с.