Введение
Победа в войне, добытая ценой огромных жертв и страданий, рождала в народе надежды на светлое будущее. Мероприятия советского руководства в отношении развития экономики были определены законом о пятилетнем плане восстановления СССР, принятым Верховным Советом в марте 1946г. Несмотря на огромные человеческие жертвы и материальные потери, весь советский народ был уверен в возможности преодоления трудностей послевоенного времени. Первоочередное задание состояло в том, чтобы перевести экономику на мирные рельсы. При решении этого задания использовалась помощь братских народов.
Широкая программа
развития народного
хозяйства
Украинской
ССР была изложена
в «Законе о
пятилетнем
плане восстановления
и развития
народного
хозяйства
Украинской
ССР на 1946-1950гг.»,
принятом в
августе 1946 года
восьмой сессией
Верховного
Совета УССР.
Объем капиталовложений
в четвертой
пятилетке
составлял по
республике
65,1 млрд.руб., что
превышало
уровень капиталовложений
во все народное
хозяйство
Советского
Союза в первой
пятилетке. Это
свидетельствовало
о большом внимании,
уделяемом
восстановлению
народного
хозяйства
Советской
Украины как
составной части
СССР. Ставится
задача довести
объем промышленного
производства
УССР в конце
пятилетки до
103% по сравнению
с 1940 годом. К 1950 г
планировалось
производить
9,7 млн.т чугуна,
8,8 млн.т. стали,
86,1млн.т угля.
Предполагалось
возродить
металлургические
заводы Донбасса
и Приднепровья,
ввести в строй
30 доменных печей
мощностью 9
млн.т чугуна
в год, сталеплавильные
агрегаты мощностью
8,4млн.т стали,
58 прокатных
станов мощностью
6,5 млн.т проката.
За пятилетку
намечалось
на 2,574 тыс.кВт
повысить мощность
электростанций,
на 1 млн кВт
превзойдя
довоенную. Еще
до принятия
четвертого
пятилетнего
плана по всей
стране, и в частности
по Украине,
широкой волной
развернулись
восстановительные
работы. Трудности
при этом были
значительные:
не хватало
кадров, значительная
часть которых
находилась
еще в рядах
Красной Армии,
не хватало
строительных
материалов.
Возрождать
народное хозяйство
Советский Союз
должен был
только за счет
внутренних
ресурсов. На
международной
арене также
не все благоприятствовало
переходу нашего
государства
к мирной жизни.
Империалистический
лагерь повел
«холодную
войну» против
Советского
Союза. В битве
за возрождение
народного
хозяйства
победили
интернационализм,
дружба народов
СССР. Вся страна
помогала поднимать
из руин заводы,
фабрики, восстанавливать
народное хозяйство.
Примером такой
взаимопомощи
может служить
стройплощадка
«Запорожстали»,
рядом с которой
стояли палатки
с надписями
«Горький»,
«Рига», «Ташкент»,
«Баку», «Дальний
Восток», в которых
жили прибывшие
из этих мест
рабочие. Более
двухсот заводов
выполняли
заказы «Запорожстали»,
многие проектные
организации
Москвы, Ленинграда,
Киева, Харькова,
Днепропетровска,
Ростова-на-Дону
готовили документацию
для восстановления
цехов. Неоценимую
помощь Украине
оказывала
мощная промышленность
восточных и
центральных
районов страны.
Широкие массы
трудящихся
с величайшим
энтузиазмом
включались
во всенародную
борьбу. Среди
восстанавливаемых
предприятий
республики
особое место
отводилось
Днепровской
гидроэлектростанции
им. В.И. Ленина
– гордости
нашей страны.
На Днепрогэсе
гитлеровцы
взорвали машинный
зал, шлюзы,
значительную
часть быков
плотины, в тело
плотины заложили
360 т взрывчатки.
Перед страной
ставилась
задача в кратчайший
срок не только
возродить
станцию, но и
увеличить ее
мощность по
сравнению с
довоенной.
Восстановлением
Днепрогэса
руководил один
из крупнейших
организаторов
промышленного
производства
страны ф.Г.Логинов.
Волею и трудом
рабочих и
инженерно-технических
работников
Днепрогэс уже
в июне 1950 г был
возрожден. План
предусматривал
в кратчайшие
сроки восстановить
угольную
промышленность
и в 1946-1950гг ввести
в действие
шахты мощностью
17,5 млн т в Сталинской
и Ворошиловградской
областях.
Одновременно
намечалась
разработка
угольных запасов
в правобережных
и западных
областях Украины.
Были запланированы
разведывательные
работы по изысканию
газа и нефти,
строительство
газопровода
Дашава- Киев.
К 1950 году намечалось
довести общую
добычу угля
по республике
до 86,1млн т Для
этого следовало
закончить
восстановление
угольных шахт
Донбасса в
1949г, полностью
завершив работы
на 182 основных
шахтах т дополнительно
построив 60 новых
шахт. В области
машиностроения
планировалось
вновь ввести
в строй заводы
угольного,
металлургического
и энергетического
оборудования,
электромашиностроения,
сельскохозяйственного
машиностроения.
Создавались
новые отрасли
машиностроения.
Учитывая острую
нехватку транспорта,
предполагалось
строительство
автомобильного
завода грузовых
автомобилей
в г Днепропетровске
мощностью 60
тыс. автомобилей
в год, а также
двух автосборочных
заводов в Одессе
и Львове. Для
республики
это имело большое
значение, поскольку
до войны на
Украине вообще
не было автомобильной
промышленности.
Одновременно
ставилась
задача улучшения
существующих
и строительства
новых магистралей,
таких как
Москва-Харьков,
города Украины-города
Кавказа и Крыма.
Предусматривалось
строительство
магистралей
Киев-Одесса,
Киев-Днепропетровск-Сталино,
Киев-Сумы-Харьков
и Кременчуг-Кировоград-Первомайск-Балта-Котовск,
организация
регулярного
автобусного
движения в 80
городах республики.
Шло восстановление
разрушенного
гитлеровцами
Киева. Киев-
гордость русского,
украинского,
белорусского
народов, начал
возрождаться
сразу после
его освобождения,
в ноябре 1943г. Для
его восстановления
потребовалась
помощь всей
страны. Планировалось
обеспечить
дальнейшее
развитие средств
связи, соорудить
в Киеве телевизионный
центр. Начались
изыскательные
работы по
строительству
метрополитена.
Значительное
внимание уделялось
развитию пищевой
и легкой промышленности,
строительству
жилья, развитию
местной промышленности,
которая в условиях
восстановления
народного
хозяйства имела
немаловажное
значение. План
производства
валовой продукции
республиканской
и местной
промышленности
УССР на 1950 г был
установлен
в сумме 9,2 млрд.руб.(в
ценах 1926/1927гг.), что
превышало
довоенный
уровень на
8,6%. Восьмая сессия
Верховного
Совета УССР
утвердила планы
производства
основных видов
продукции
республиканской
и местной
промышленности
всех министерств
и ведомств
республики
на 1950г. в таких
размерах: угля
– 4,400тыс.т, торфа
– 3,605 тыс.т., кирпича
– 1,4 млрд.шт., извести
– 530 тыс.т.. стекла
листового –
1,730 тыс.м,
пиломатериалов
-2,475 тыс м
,
деревянных
строительных
деталей – 1,230
тыс.м
.
Все это было
необходимо
было для обеспечения
жильем, топливом,
одеждой, пропитанием
народа.[1, с 36-38]
Перестройка
экономики на
мирный лад
закончилась
в основном в
конце 1946г. Однако
весной 1945г промышленность
постепенно
начала переходить
к выпуску продукции
мирного времени.
В декабре 1945г
Наркомату
сельскохозяйственного
машиностроения
было передано
несколько
больших предприятий
республики,
в том числе
заводы: Одесский
им. Октябрьской
революции,
осиповский
«Первомайский»,
кировоградский
«Красная звезда»,
запорожский
«Коммунар»,
харьковский
им. М.В.Фрунзе,
«Серп и Молот»
и Львовский
завод сельскохозяйственных
машин. На базе
Киевского
танкоремонтного
завода возник
мотоциклетный,
Днепропетровского
авиационного
- завод по изготовлению
инструментов
и нестандартного
оборудования
для автомобильной
промышленности
и др. По решению
правительства
военные учреждения
не только передавали
гражданским
ведомствам,
но и помогали
им наладить
производство
мирной продукции.
Учитывая особенную
важность возрождения
и дальнейшего
развития
транспортного
машиностроения
в стране, в том
числе и в Украинской
ССР, прежде
всего обеспечивались
Ворошиловградский
вагоностроительный
завод, Мариупольский
завод транспортного
машиностроения
металлом, трубами,
оборудованием,
инструментом
и другими
материалами.
Преобладающее
большинство
предприятий
легкой промышленности
УССР уже с третьего
квартала 1946 г
перешло на
выпуск товаров
широкого потребления.
В ходе перестройки
народного
хозяйства
решалась сложная
проблема кадров
для промышленных
предприятий,
сельского
хозяйства,
строительства,
которые могли
бы использовать
новые машины,
станки, усовершенствовать
их технико-эксплуатационные
характеристики.
Использовались
методы пополнения
трудовых ресурсов
прежде всего
путем демобилизации
солдат из рядов
Советской Армии
и за счет перехода
работников
из оборонной
промышленности
в гражданскую.
Если в 1940г В Украине
насчитывалось
41,3 млн. человек
населения, то
вследствие
войны количество
его значительно
уменьшилось
и в 1945г составляло
27,4 млн. человек.
Женское население
преобладало
над мужским.
В 1945г в УССР осталось
17% довоенной
численности
рабочих, а весь
промышленно-производственный
персонал республики
составлял лишь
1 млн.256 человек
против 2млн.614человек
в 1940г. Не хватало
инженерно-технических
специалистов,
рабочей силы
в сельском
хозяйстве.
Ощущали острую
потребность
в квалифицированных
кадрах партийные
и советские
органы, научные
и культурные
учреждения
республики.
Наряду с наращиванием
мощностей
тяжелой промышленности
возобновлялась
деятельность
тысяч предприятий,
которые выпускали
товары первой
необходимости.
Республиканская
и местная
промышленность
производили
обувь, чулочно-трикотажные,
швейные, металлические
и др. промысловые
товары, нужные
народу. Решению
задач перестройки
жизни на мирный
лад способствовало
социалистическое
государственное
планирование.
Вместо однолетних
планов периода
войны, в ходе
выполнения
которых часто
вносились
коррективы,
уточнения,
перестройка
народного
хозяйства
требовала
перехода к
составлению
планов на более
долгий период.[2,
с 28-30]
Таким образом, в целом, производство промышленной продукции Украины по сравнению с 1940 г. составило в 1950 г. - 115%, в 1953 г. – 173%. Украина вновь заняла традиционное для нее место топливно-металлургической базы Советского Союза. На ее заводах выплавлялось около половины всего чугуна, более 30% стали, производилась почти треть союзного проката. Шахты республики давали около 30% общесоюзной добычи угля. Однако, как всегда, основная часть населения Украины не имела возможности пользоваться этими богатствами, поскольку распределение всех производимых в стране материальных ресурсов осуществлялось в Москве.
Героическим трудом советского народа за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов и годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений. Объединив усилия трудящихся всей страны было обеспечено успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетнем плане постановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.». Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40% и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно-сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции. За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования. При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара-песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии; минеральных удобрений. В послевоенные годы политика Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства. Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена. Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др. Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности.. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил на 73 % уровень 1940 года вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве — на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики. Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт час по сравнению с 48,3 млрд. кВт час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт час и составляло 14,7 млрд. кВт час.
Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов Успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946—1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования — в 2,7, электромоторов нормальных — в 2,5, электромоторов взрывобезопасных — в 3,3, плугов тракторных — в 3, культиваторов тракторных — в 5,7, молотилок сложных — в 5,1, вагонов товарных — в 2,1, экскаваторов — в 9,3, велосипедов — в 4,4 раза.
За 1946—1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Произошли структурные изменения в промышленности Украины [1, с 70-72]
Однако результаты четвертого пятилетнего плана были неоднозначными. В тяжелой промышленности, получившей 85 % капиталовложений, процесс восстановления достиг заметных успехов. К 1950 г. общий объем промышленной продукции Украины превышал уровень 1940 г. на 15 %. В Западной Украине, где до войны тяжелая промышленность практически отсутствовала, прогресс был особенно впечатляющим: к 1950 г. объем промышленной продукции региона увеличился на 230 %. В 1950-е годы Украина вновь превратилась в одно из ведущих промышленных государств Европы. Она производила больше чугуна на душу населения, чем Великобритания, Западная Германия и Франция (западные немцы, правда, производили больше стали), а по угледобыче почти равнялась Западной Германии. Впрочем, если промышленность Украины и стала мощнее по сравнению с довоенным временем, ее доля в общем объеме промышленной продукции Советского Союза снизилась, поскольку новые индустриальные центры, выросшие за Уралом, развивались куда быстрее. Увеличение количества и укрупнение заводов, однако, не означали заметного улучшения жизненного уровня. Традиционное для советской власти пренебрежение к производству товаров широкого потребления привело к таким крайностям, что покупка пары обуви, зубной щетки и даже буханки хлеба превратилась в проблему. К 1950 г. легкая промышленность еле достигла 80 % довоенного уровня производства. Потребительские возможности населения были снижены также в результате денежной реформы 1947 г., ударившей по личным сбережениям граждан.[3, с 305]
Заключение
Экономика Украины, в отличие от западных стран, в послевоенное время восстанавливалась и достраивалась не как самостоятельный, замкнутый и самодостаточный комплекс, а как часть общесоюзной экономической системы. Кроме того, доля в объеме общесоюзного производства существенно упала с 18% в довоенный период до 7% в1945г.Далее, несмотря на бурное развитие, украинская промышленность не сможет вернуть себе место лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, будут развиваться значительно более быстрыми темпами. Важной причиной восстановительных процессов в Украине была командная система. Именно она сумела в короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывая их из одного конца страны в другой и концентрируя на восстановлении и строительстве определенного объекта.
Литература
1. История Украинской ССР в 10т, т.9 Под ред. Ю.Ю. Кондуфора К.:Н.д. , 1985.-582с.
2. Субтельный О. Украина. История. К.: „Либідь”, 2004.-735с.
3. Турчанко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939-2001). К.: Генеза, 2005.-416с.
14