Филиппины | Таиланд | Анализ |
Система управления | ||
После установления протектората США над страной было сформировано гражданское правительство, возглавляемое генерал-губернатором; для оказания помощи этому должностному лицу был создан специальный выборный орган, состоявший вначале лишь из американцев, но позднее включавший филиппинцев. В стране произошло отделение церкви от государства, была объявлена свобода отправления религиозных культов. В дополнение к проведенному расширению сети государственных школ, сложившейся в период испанского правления было введено преподавание на английском языке. Для целей управления в городах и провинциях появились выборные структуры, что сопровождалось введением определенных избирательных цензов. В 1907 состоялись выборы в Национальное собрание, а в 1916 – в пришедший на смену Филиппинской комиссии Сенат, который вместе с Национальным собранием образовал двухпалатный законодательный орган. Вопросы денежно-кредитной, военной и внешней политики Филиппин остались в ведении президента и конгресса США. Во всех прочих областях принимаемые филиппинской легислатурой законопроекты после одобрения их генерал-губернатором автоматически становились законом. |
Рама V, или король Чулалонгкорн, предпринял перестройку государственного аппарата. Он ликвидировал прежнюю систему управления, основанную на вассальной зависимости, и вместо нее сформировал бюрократическую структуру по образцу английской колониальной администрации в Бирме. Чулалонгкорн активно содействовал строительству железных дорог и развитию средств связи, что упрочило авторитет центральной власти в периферийных районах, и осуществил модернизацию вооруженных сил. До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монархия, т.е. вся власть в стране принадлежала королю, и его там почитали, как бога. И до сих пор простые смертные могут приближаться к королю только на коленях, а вблизи него должны падать ниц. В 1932 г. в Сиаме произошел государственный переворот. Была принята конституция, ограничивающая права короля. Ему по-прежнему принадлежала высшая законодательная и судебная власть, король оставался верховным главнокомандующим вооруженными силами Сиама и верховным покровителем господствующей там религии – буддизма. Исполнительная власть в стране принадлежала Совету министров, который назначался королем. Но парламент мог выразить Совету министров недоверие, и тогда король должен был назначить новых министров. |
Сравнивая систему управления двух стран, можно сказать, что оно определялось степенью зависимости от других государств. Так, будучи зависимым от США, государственное управление копировало во много политическую систему, но, находясь в полузависимом состоянии от штатов, отсутствовали или носили номинальный характер и представительные институты власти. В силу напряженной ситуации, движением крестьян в борьбе за земли латифундистов вся полнота гражданской и военной власти находилась в руках генерал-губернаторов, которые подчинялись вертикали власти, возглавляли бюрократический аппарат колониальной системы. США осуществляли политику близкую к неоколониальной системе, стремясь лишь подчинению экономическому, исключая ответственности за вмешательство в политические во внутренние дела в связи с высокими издержками и затратами на содержание колониального аппарата. Этим объясняется из отзывчивость на включение Филиппин в содружество на правах автономии, сохраняя экономическое и военное присутствие США. Сиам же напротив, хоть и ослабленный неравноправными торговыми договорами, активно перенимал технологические достижения Запада, сумел отстоять политическую независимость, сохраняя монархию как традицию. |
Периодизация освободительного движения | ||
Принятием в 1916 закона Джонса конгресс США продемонстрировал намерение предоставить Филиппинам независимость, «как только там утвердится стабильная форма правления». В 1918 г. Филиппины вступили в I мировую войну, послав в Европу 31 тыс. солдат в составе американской армии и флота. Закон Тайдингса – Мак-Даффи, принятый в 1934, гарантировал Филиппинам получение этого статуса по истечении 10-летнего переходного периода, на время которого республиканскому правительству страны обещалась почти полная автономия, американский Конгресс составил акт, который сделал Филиппины Американским Содружеством наций. Появление этого правительства относится к 1935, когда Мануэль Кэсон и Серхио Осменья – два национально признанных лидера кампании борьбы за независимость страны – заняли соответственно посты президента и вице-президента Филиппин. В 1935 г. правительство Содружества приняло свою конституцию. Взаимовыгодные и не стесненные таможенными барьерами торговые отношения, установившиеся между США и Филиппинами в 1909, оказали решающее воздействие на филиппинскую экономику, сориентировав ее на производство и поставку на американский рынок такой сельскохозяйственной продукции, как сахар, волокно абаки, копра, табак. За исключением золотодобычи, промышленность на Филиппинах почти не развивалась, а необходимые фабричные товары беспошлинно ввозились из США. Мировой экономический кризис 1930-х годов, ухудшив положение сельского населения страны, подтолкнул его к сопротивлению, примером которого служит восстание в центральных районах о. Лусон в 1935. 7 декабря 1941 японская авиация атаковала военно-морскую базу США Перл-Харбор на о. Оаху (Гавайские о-ва), а несколькими часами позже нанесла удар по американским военным аэродромам на Филиппинских о-вах. 22 декабря японские войска высадились на берег залива Лингаен. 6 мая 1942 капитулировали последние подразделения США, осажденные неприятелем на укрепленном о. Коррехидор в бухте Манила. В то время как президент Филиппин Мануэль Л. Кэсон организовывал в США работу своего правительства в изгнании, японцы наладили сотрудничество с некоторыми оставшимися на Филиппинах чиновниками и признали номинально независимую «Филиппинскую республику» во главе с новоявленным президентом Хосе П. Лаурелем. Между тем многие филиппинцы принимали активное участие в партизанской войне с японскими захватчиками. |
1896 г. – Сиам поделен на английскую и французскую сферы влияния, но сохранил политическую независимость. Однако политическое влияние Сиама в этот период ослабело. Королю пришлось отказаться от прав на некоторые зависимые от Сиама районы в Камбодже и Лаосе в пользу французов и на пограничные вассальные султанаты в Малайе в пользу англичан. Тем не менее Сиам был единственной в Юго-Восточной Азии страной, которая сохранила свою независимость. 1914–1918 гг. – страна участвовала в I мировой войне на стороне Антанты. Укрепление внутренней стабильности и выход на мировые рынки способствовали экономическому росту Сиама, который продолжался вплоть до мирового экономического кризиса 1930-х годов. Сиамские крестьяне безболезненно перешли от потребительского производства к товарному, специализировавшись на выращивании риса на экспорт. Быстрое увеличение рынка риса привело к концентрации капитала у помещиков и предпринимателей, принадлежавших к тайской и китайской этническим общинам. В 1932 малочисленная группа чиновников и военных совершила бескровный переворот, король Рама VII был вынужден передать исполнительную власть правительству, и в новой конституции прерогативы монарха были ограничены. Однако радикальные преобразования так и не были претворены в жизнь. Сложившийся средний класс, включая китайских предпринимателей, проявлял слабую политическую активность. В основном сказывалось соперничество между чиновничеством и армией, и в конечном итоге победу одержали высшие офицеры. 1936 г. – денонсация неравноправных торговых договоров В1938 г. в стране установилась диктатура Пибул Сонграма и возглавляемой им группировки офицерства. В 1939 г. Сиам был переименован в Таиланд. Но ни новое название, ни конституция не изменили международное положение государства. 1940 г. – заключен военно-политический договор с Японией. В 1941 г. правительство Таиланда заключило военный союз с Японией, и в стране разместились японские войска. В годы войны развернулось широкое народное движение против оккупантов. Премьер-министр Пибун взял курс на поддержку Японии. Приди Паномионг ушел в подполье и организовал сопротивление захватчикам. В годы Второй мировой войны обстановка в Таиланде оставалась относительно спокойной, и страна благодаря движению Приди даже сохраняла хорошие отношения с США, хотя и числилась союзником Японии. |
Начало XX века обе страны являлись объектом внешней политики, мало оказывая влияния на международные дела. Филиппины, освободившись от испанского господства, оказались в орбите США, на ее территориях были размещены военные и морские базы, правительство подчинялось указаниям Вашингтона, представительное участие филиппинцев изначально было минимальным. Торговые договора способствовали выкачиванию сырья из страны, взамен им поставлялась уже готовая промышленная продукция. Метрополия была не заинтересована в развитие какой бы то ни было промышленности видя в этом будущую конкуренцию. Латифундисты увеличивали арендные платежи, ориентируя сельское хозяйство на экспорт, заменяя продовольственную продукцию на технические культуры. Сиам хоть и сохранил политическую независимость, благодаря развитому промышленному производству, сильному аппарату бюрократической власти и военного искусства, тем не менее был связан неравноправными торговыми договорами, ориентируя на вывоз сырье и продукцию и беспошлинный ввоз промышленной продукции Великобритании и отчасти Франции. Большим толчком активизации национального самосознания явилось участие обеих стран на стороне Антанты в первой мировой войне. Мировой экономический кризис вызвал нарушения в сырьевых поставках стран, доходы падали, все это вело к дестабилизации политического положения, сохранить мир можно было путем уступок, а если эффект запаздывал то происходили и радикальные изменения. Так, США, учитывая серьезность положения, предоставили большую автономию Филиппинам, дав возможность самим решать внутренние проблемы, самоустраняясь из этой сферы и снимая с себя ответственность, оставляя за собой экономическое и военное присутствие. Генерал-губернаторы были сменены выбранным Президентом и принятием Конституции. В Сиаме экономический кризис привел к политическому, который завершился падением абсолютной власти короля и образование институтов конституционной монархии, большое влияние приобретают высшие офицеры. Неравноправные договоры на фоне всеобщего мирового кризиса были денонсированы, способствуя промышленному производству товаров внутри страны. В поисках дополнительных гарантий своей независимости у установления контроля над соседними территориями верхушка Таиланда сближается с милитаристской Японией, но империалистические договоренности народом не поддерживаются. Обе страны находясь в зависимости от Японии в той или иной степени оказывали народное сопротивление ее планам в создании империи. |
Выводы
Страны находились на значительном удалении от мировых держав, но и даже в этом случае их пытались использовать в качестве сырьевых придатков капиталистической системы, тормозя промышленное развитие и складывание классового общества и представительных институтов. Но тем не менее закономерный виток развития исторических событий связанный с неизбежностью формационного развития общества хоть и запоздалого по сравнению с Европой и США никто не в силах не отменить. Ведь стремление стран-метрополий втянуть страны с традиционной экономикой в капиталистические отношения и поставить их в зависимость рано или поздно столкнется с достаточным уровнем внутренней самоорганизации, национальной самоидентификации, которое пойдет в разрез с планами сырьевых придатков. Складывание классов, и один из них или буржуазия, или пролетариат, или крестьянство возглавит борьбу за равноправие в международных делах
Список используемой литературы
Барышкина О.Г., Левтонова Ю.О. Филиппины и США: 200 лет противостояния, компромиссов, партнерства. М., 1993
Берзин Э.О. История Таиланда: Краткий очерк. – М., 1973.
Кошкин А.А. Первая мировая война и Восток // Новая и новейшая история. – 1988. – №5. – С. 40–50.
Левтонова Ю.О. История Филиппин: Краткий очерк. – М., 1979.
Ребрикова Н.В. Очерки новой истории Таиланда (1768–1917 г.). – М., 1966.
Современный Таиланд. Справочник. М., 1976
Таиланд // Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. – М., 2003.
Филиппины. Справочник. М., 1979