Раскольников совершил страшное преступление, и в качестве своего оправдания вывел теорию о глобальном делении человечества на так называемых «великих мира сего» и «дрожащих тварей». Тем самым совершил двойное падение:1. Совершил зло. 2.Подвел под него «научную» основу-учение, стремясь оправдать совершенное зло. Если бы он сделал что-то доброе, то бы оно говорило само за себя, не нуждаясь в оправданиях. А когда он сделал плохое дело, тогда и появляется необходимость в обосновании своих действий. Как правило, человек просто не хочет отвечать за содеянное зло, поэтому он ищет левые причины, вызвавшие якобы необходимость подобных действий. Хотя причина любых действий чаще всего заключается внутри самого человека, а не во внешних обстоятельствах. Не имеет значения к каким слоям общества относится человек: к «великим мира сего» или к «тварям дрожащим», а также, не имеет значения состоит ли весь мир из «трясущихся тварей» или из «великих мира сего». Ни одно из этих обстоятельств не даёт право кому бы то ни было отнимать жизнь у другого человека.
Кого принимал Раскольников за «великих мира сего»? Тех, у кого есть материальное благосостояние. А кто же мешал Раскольникову зарабатывать? Под лежачий камень вода не течет. И Раскольников выбирает порочный путь. Им руководит зависть и желание легкой наживы. То есть в этот момент Раскольников мнит себя «великим мира сего» - этаким вершителем судеб, а прикрывается громкими воплями о том, что он «дрожащая тварь». Ничего себе дрожание - с амплитудой в размах топора!!! А в результате Раскольников не становится «великим мира сего», а превращается в гнусную «дрожащую тварь», у которой ни сколько не прибавилось ни радости, ни власти, ни счастья, потому что все это не определяется принадлежностью к каким – либо слоям общества или наличием материальных ценностей. И Раскольников сам убедился в несостоятельности своей идеи, оказавшись у «разбитого корыта» в результате своей необоснованной деятельности. Он понял свою неправоту – то есть его теория несостоятельна.