Содержание
Введение
1. Состояние потребительской кооперации в годы ВОВ
2. Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность избранной темы обусловлена, прежде всего, потребностями жизни, необходимостью использования потребительской кооперации в современных условиях и отсутствием комплексных работ по изучаемой проблеме. Сложные процессы формирования рыночных отношений в России обострили взаимоотношения между государством и мелким производителем. В связи с этим весьма актуальным является опыт потребительской кооперации 20-х годов, когда она стала опорой Советскому государству в деле снабжения и распределения продуктов и предметов первой необходимости среди населения. Развитие товарно-денежных отношений, частного предпринимательства в условиях НЭПа позволили ей возродиться и сделать новый шаг в своем развитии. Имея большой опыт работы и квалифицированные кадры, кооперация стала единственно возможной формой защиты населения от спекуляции.
22 июня 1941 г. началась Великая отечественная война. Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране. Поэтому вновь, как и во время первой мировой и гражданской войны, было введено нормированное снабжение городского населения продуктами и товарами первой необходимости.
В отличие от периода 1928-35гг. по распределению продовольствия и товаров первой необходимости во время Отечественной оказались для потребительской кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать огромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскую интеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т.д. Сюда еще добавлялось большая масса эвакуированных. Общее число граждан, получавших во время войны продукты питания по карточкам, доходило до 77 млн. человек.
Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам промышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионы гектаров.
В условиях нормированного снабжения возросло значение общественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.
В военных условиях резко ухудшилось обеспечение населения продовольствием. Необходимо заметить, что любая война сопровождается абсолютным уменьшением пищевых ресурсов вовлеченных в нее стран, вызванным нарушением пропорций в развитии экономики, сокращением рабочей силы, задействованной в сельском хозяйстве, появлением огромных армий, потребляющих продукты питания. Война изменила и условия производства продовольствия. Сократилось внесение минеральных удобрений в почву, минимума достигли поставки селу орудий и предметов труда промышленного изготовления. Все это не могло не сказаться на продуктивности колхозного производства. В тыловых районах страны средняя урожайность упала до 4,4 центнера с 1 гектара в 1942 году и до 4,2 центнера в 19431. Резко сократились возможности заготовок сельхозпродуктов, а в результате перевода значительной части промышленности на выпуск военной продукции сократились и фонды на промышленные товары народного потребления. Тем не менее потребительская кооперация напряженно и продуктивно работала, изыскивая любые возможности для решения стоящих перед нею задач.
1. Состояние потребительской кооперации в годы ВОВ
В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в сутки. Привилегированная часть советского общества (руководящие партийные и советские работники, партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.
Хотя товарооборот потребительской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенного оборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.
Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.
В ходе боевых действий в оккупированных районах было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Общая сумма ущерба потребительской кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили у- восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированнных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.
Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.
Много сип приложила кооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного населения из западных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения. Кроме того, кооператоры участвовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.
Восстановление частично разрушенных и строительство новых магазинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня.
Поскольку фонды промышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и других союзных республик" направляли в восстанавливающиеся районы опытных руководителей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорусским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людские и материальные потери.
Хотя позади уже был славный день Победы, о хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями».
2. Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией
К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад.
В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребсоюзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была проведена сплошная проверка правильности выдачи хлебных карточек по категориям и группам населения в сельских местностях. Продажа хлеба должна была производиться только по хлебным карточкам или по спискам снабжения в соответствии с установленной нормой (рабочим - 600 г. хлеба в день, служащим, иждивенцам и детям -400)2. Категорически был запрещен отпуск хлеба по запискам, от кого бы они ни исходили. Была прекращена продажа хлеба в столовых, чайных и буфетах без карточек к обедам или к отдельным блюдам. Большую роль в обеспечении населения питанием в военное время играли столовые, которые создавались в системе облпотребсоюзов. Конечно, и предприятиям общепита приходилось преодолевать серьезные трудности, вызванные недостатком продуктов, транспорта, квалифицированных кадров и т.д. Тем не менее, оборот предприятий кооперативного общепита шел на уровне довоенных лет, а иногда и превышал его. Работа столовых была серьезным подспорьем для населения. В системе предприятий общественного питания облпотребсоюзов существовали и столовые, обслуживающие спецконтингент – остро нуждающиеся семьи военнослужащих, сирот и инвалидов Отечественной войны.
Одной из самых значительных проблем, с которыми столкнулась потребительская кооперация в военный период, было получение фондовых промышленных товаров от предприятий. Как правило, промышленные предприятия не выполняли условия отгрузки товаров в адрес потребительской кооперации, но требовали, чтобы кооперативы вывозили свои фонды собственными средствами. Однако в условиях военного времени эти средства были крайне ограничены. Значительная часть автопарка была изъята на военные нужды, оставлены были только те машины, которые исчерпали свой ресурс или нуждались в ремонте. Большую проблему представляло и горючее для машин, которое было строго лимитировано. Поэтому основным видом транспорта в военное время стали лошади. Посылать гужевой транспорт за товарами приходилось на значительные расстояния, на десятки и сотни километров. Нередкими были случаи, когда промышленные базы не выполняли своих обязательств. Такие базы как Главсахар, Главпарфюмерия, Росглавкондитер не только не занимались отгрузкой товаров в районы, но и не упаковывали товары и не выделяли свою тару. В результате транспорт много простаивал в ожидании товаров и даже возвращался порожняком.
Непросто было получить фондовые товары даже в том случае, когда наряды давались непосредственно на промышленные предприятия. Руководство предприятий ставило условием отпуска товаров использование кооперативного транспорта для своих нужд.
Учитывая подобную ситуацию, облпотребсоюзы разрабатывали планы развития собственных предприятий по выработке товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья. На таких предприятиях производились: мебель, щепные товары (деревянные грабли, лапти, дуги, корыта и др.), кузнечно-ковочная продукция, жестяно-крашеная и гончарная посуда, швейная галантерея, обувь, одежда, стройматериалы. Продолжали свою работу и хлебопекарни даже, несмотря на тот факт, что они не выполняли нормы выпечки хлеба и были убыточны. Тем не менее, потребность в хлебе была настолько велика, что им выделялись дополнительные денежные ресурсы.
Безусловно, одной из важнейших функций потребительской кооперации является заготовительная деятельность. Ее значение особенно повысилось в военные годы. Первостепенное внимание уделялось закупке у колхозов и сельского населения зерновых культур и картофеля (сверх обязательных поставок). Большая часть заготовленных сельхозпродуктов направлялась в Красную Армию и на нужды оборонных заводов.
Кроме того, производилась заготовка продукции села впрок. Была организована сушка картофеля, овощей, сухарей. Следует отметить, что заготовительная деятельность не ограничивалась только основными сельхозпродуктами. Шла заготовка яиц, мяса, птицы, меда, воска, дикорастущих ягод, плодов, грибов. Заготавливали шиповник и рябину для витаминных заводов, дикорастущие лекарственные растения. Помимо этого потребительская кооперация скупала пух, перо, рога и копыта, конские волосы и щетину, кленовый и березовый соки, меха и кожу. Особый контроль шел за заготовкой лома черных и цветных металлов, который рассматривался как оборонное сырье. Трудно переоценить всю эту широкую заготовительную деятельность, особенно если учесть трудности военного времени.
В годы Великой Отечественной войны по отраслям народного хозяйства проводилось Всесоюзное социалистическое соревнование. В частности, с июля 1942 г. были разработаны условия соревнования для работников торговли и общественного питания. К этой категории относились и работники потребительской кооперации. Участники соревнования боролись за звание «Лучший райпотребсоюз», «лучшее сельпо», «лучший сельмаг». Результаты соревнований подводились ежеквартально.
Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
Заключение
Великая Отечественная война отразилась негативным образом на всех сферах жизни Советского Союза, в том числе и на потребительской кооперации. Были урезаны бюджетные ассигнования на ее развитие, что самыми отрицательными последствиями сказалось на расширении сети потребкооперации, обеспечении ее материальной базы, подготовке кадров.
Одной из важнейших задач потребительской кооперации стало оказание помощи колхозам в период сельскохозяйственных работ. С этой целью организовывалась торговая сеть на местах полевых работ с необходимым ассортиментом товаров. Райпотребсоюзы развертывали передвижные буфеты, развозную торговлю, оказывали помощь в налаживании полевого питания. Был предусмотрен завоз соли, керосина, комбинезонов, а также товаров производственного значения (вилы, грабли, лопаты, серпы, телеги, колеса и др.). Помимо этого сельские потребительские общества изыскивали возможность приобретения необходимых для села товаров - древесного угля, дегтя, деревянных кадок, лаптей. Подобная практика существовала в период всех военных лет.
В годы войны уделялось внимание и развитию подсобных хозяйств, хотя продуктивность их была невысока. Обычной практикой было, когда приблизительно две трети земли засевалось зерновыми, а остальная часть - картофелем, овощами и кормовыми культурами. Урожайность таких полей была очень низкой, что объяснялось плохой обработкой почвы и неудовлетворительным уходом за посевами. Также велся откорм скота, хотя из-за дефицита кормов, его количество было незначительно. Но от подсобных хозяйств не отказывались. Даже небольшое пополнение продовольственного фонда имело значение.
Помимо своей многоплановой хозяйственной деятельности, потребкооперация не осталась в стороне и от многих патриотических кампаний тех лет. Уже осенью 1941 г. в стране начался сбор теплых вещей для Красной армии. Приняла участие потребительская кооперация и в сборе средств на строительство танков и самолетов. Работники потребкооперации активно приобретали облигации Государственного займа.
Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
Список литературы
Бланк Г.Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 1963.
Крашенинников А.И., Морозов А.М., «Международное кооперативное движение», Москва, Экономика, 1977.
Крашенинников А.И., «Международный Кооперативный Альянс», Москва, Экономика, 1980.
Маркус, «Кооперация восточной Европы – проблемы и перспективы»
Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В., Паламарчук В.Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 1982.
Давыдова Ю.А. Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 г.г. /М.В. Захаров// Фундаментальные и прикладные исследования. – 2005. - №1-2. С. 57-61.
12