РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО –
ПРЕДЫСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПЛАН
1. Периодизация и особенности развития первобытных людей.
2. Социальные отношения.
3. Эволюция хозяйственной деятельности.
4. Возникновение мышления, речи и знаний.
5. Духовные аспекты первобытного общества.
6. Литература.
1. Периодизация и особенности развития первобытных людей.
Человек и общество прошли длительный путь развития, по последним данным составляющий около 3 млн. лет. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют 3 эпохи:
палеолит (древнекаменный век)
мезолит (среднекаменный век)
неолит (новокаменный век).
Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится на ряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3 – 1,5 млн. лет назад), ашель (1,5 млн. - 100 тыс. лет назад), мустье, или средний палеолит (100 – 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.) Мезолит длился от 10 до 8-7 тыс. лет до н.э., неолит от 8-7 тыс. лет до 5-4 тыс. лет до н.э., энеолит – 4–3 тыс. до н.э.
В олдувайском периоде сосуществовали парантропы (зинджантропы), австралопитеки (презинджантропы), которых полеоантропологи не относят к прямым предкам человека, и гомо габилис (homo habilis) – человек умелый, большинством ученых признанный таковым. Около 1,8 млн. лет назад появляется гомо эректус (homo erectus) – человек прямоходящий, просуществовавший почти 1,5 млн. лет. Его называют также архантропом и древнейшим гоминидом (древнейшем человеком). К архантропам относятся питекантропы и синантропы. В позднем ашеле появляются и продолжают развиваться палеоантропы, или древние гоминиды (древнейшие люди), к которым относятся неандертальцы, гейдельбергский человек и другие виды. Человек современного облика и интеллекта, homo sapiens (человек разумный) завершает антропогенез в позднем палеолите, 40 тыс. лет назад.
В истории первобытного общества в последнее время выделяют 3 эпохи: 1. эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогенеза; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье и связана с архантропами и палеоантропами; 2. эпоха первобытной родовой общины, начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; 3. эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины.
В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество. Праобщина состояла из одной или нескольких гаремных семей. Потестарные функции в таком сообществе могли нести наиболее сильные в интеллектуальном смысле индивидуумы. Смерть, естественная или трагическая, такого вожака могла приводить к распаду или вливанию его в некое другое объединение.
В условиях установления производственных и половых табу необходимо было регулировать и хозяйственные отношения, и половые, и передвижение праобщин. Немалую роль в этом играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации. При малейшей ошибке его мог сменить другой.
В эпоху первобытной родовой общины появились группы родственных семей. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала главарей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Главарем могли признавать самого старшего из трудоспособных, либо самого мудрого, могли и выбирать. Выборы главаря базировались на опыте, интеллектуальном превосходстве, умении убеждать. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись. Ослушавшиеся подвергались осуждению со стороны всех членов коллектива.
В конце этой эпохи племя, появившееся почти одновременно с родом, приобретает четкую структуру, племенной совет, вождя. Сам род сегментируется, усложняется организация общества. Эти процессы приводят и к иерархизации коллективной власти.
В эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины началось классообразование. В этот период общая собственность рода и общины вытесняется собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение уступает место трудовому, общинно-родовые связи заменяются общинно-соседскими, появляются начальные формы эксплуатации, избыточный продукт превращается в прибавочный, зарождается частная собственность и, наконец, появляются общественные классы и государственность.
2. Социальные отношения.
Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали и правовые, и моральные, и этикетные, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов, в первобытном человеческом стаде, т.е. раннем ашеле.
Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты адресовались не к отдельным лицам, а к социальным группам: возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай.
Этнографические данные свидетельствуют о том, что вся мифология содержит такое обоснование обычаев, регламентирующих человеческие взаимоотношения. Обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за нарушение их должна последовать кара от этих духов, богов.
Другой формой осознания норм было традиционное, выраженное в формулах: “так все делают; так принято”, или “так никто не делает; так не принято”. Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе: обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили духи или боги.
Трансляция норм поведения в полном объеме проводилась старшими членами общин при посвящениях – инициациях, где юношам и девушкам сообщают священные предания и верования рода, племени, внушают повиновение обычаям и моральным предписаниям, особенно в области половой жизни и в отношении к старейшим. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила.
Совершенные преступления рассматривались и разбирались коллективом. Совместно определялась мера вины – и в зависимости от значимости нарушений нормы, и с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) – назначалось наказание, осуществление которого производилось заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть,физическое наказание, увещевание и т.д. Мера их зависела от тяжести преступления.
Основу социальных отношений составляло родство, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства родство должно было осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии. Существовал также обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри родовой группы и предписание этого общения за ее пределами.
Выделялись половозрастные группы, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и т.д. Чаще всего эти группы формализованы, и переход из одной возрастной группы в другую сопровождался испытаниями и торжественными тайными обрядами – инициациями. Суть инициаций состояла в приобщении подростков к хозяйственной, общественной, идеологической, брачной жизни полноправных членов общины. Мальчиков испытывали голодом, нанесением ран, прижиганием огнем и т.д., учили владеть оружием, воспитывали храбрость, выносливость, дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Женские инициации были проще и заключались в обучении песням и мифам, рассказах о брачной жизни.
Отношения между полами в родовой организации регулировались браком. Одновременно с браком возник институт семьи, регулирующий как отношения между супругами, так и между родителями и детьми.
Брак регулировал отношения между взаимобрачными группами и между фактическими супругами, поэтому его можно назвать парно-групповым.
Общность интересов семьи заключалась в социализации детей. Правда, они, как только подрастали, воспитывались не только родителями, но всей близкой родней.
Развитие трудового распределения, при котором отец мог материально заботиться о своих детях, укрепляло парную семью. В ней появляется общее имущество. Отцы стараются передать свое имущество своим детям. Но на наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи. И муж, и жена по-прежнему не порывали хозяйственных связей с родней.
При относительной дисэкономичности и дислокальности брака важнейшими социально-экономическими ячейками были община и род, которые на ранних этапах родового строя, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей.
Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те в свою очередь – на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, свое отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением “братских” родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях – в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально – потестарными функциями.
3. Эволюция хозяйственной деятельности.
Основу хозяйства составляли с древнейших времен собирательство, охота и рыболовство. С изменением климата вследствие потепления и таяния ледников (10-12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической эпохи – голоцена – меняется флора и фауна. Вымирают крупные “холодолюбивые” животные – мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охотой с засадами и скрадыванием, была приручена собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд.
Простое присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение.
В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.д., как это отмечено у австралийцев. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда, - топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения являлись личной собственностью.
Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим.
На стадии первобытной родовой общины, в неолите, происходит переход к производительному хозяйству, развивается скотоводство и земледелие. Этот переход Г.Чайлд назвал неолитической революцией.
При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему необходима была тесная кооперация трудовых умений, а значит и сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь и т.п. были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение постепенно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. Развивается дарообмен между коллективами. Система дарообмена была в сущности системой престижной экономики. Дар должен был быть возмещен эквивалентным отдаром. Престижный дарообмен принимал церемониальную форму. Дарение производилось во время торжеств, на которые одна община приглашала членов других. Таковы пиры “мертвых” у эскимосов Аляски, свиные праздники у папуасов маринд-аним, потлачи индийцев Северо-Западного побережья Северной Америки. Дарение вело к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать вне контроля общины. В этом проявилось разрушение эгалитарности: выделились важные (бигмены) и ординарные люди, а затем появились и бедняки. Потлачи, пиры, церемониальный обмен и другие проявления престижной экономики были мощным стимулом производства. Стали появляться обменные эквиваленты: редкие раковины, украшения, камень, птичьи перья.
Орудия первых людей - homo habilis, живших в период Олдувая, изготовлялись из различных вулканических лавовых пород: базальтов, андезитов, сланца, кварца и др. Наиболее известны чопперы и чоппинги - орудия из галек, один край которых оббит несколькими ударами с одной стороны (чоппер) или с двух (чоппинг). Для бытовых нужд использовались и отщепы, и дисковидные, и сфероидные куски пород, которыми скоблили, растирали, раскалывали и разрезали.
Технические достижения homo erectus, жившего в период Ашеля, выражены в бифасиальной индустрии, распространенной в Африке, Европе, Юго-Восточной Азии, на Кавказе. Бифасы - двусторонне обработанные орудия треугольной, миндалевидной и дисковидной форм. Тогда же использовались и орудия меньших размеров: грубые остроконечники, скребла, острие.
Эпоха Мустье – время формирования различных технологий. Появляются скребки, резцы, проколки, сверла, ножи разнообразных форм – с выемками, зубчатые, двусторонне обработанные и слегка подправленные мелкими сколами. Все чаще для оформления лезвий и тыльных частей орудий применяется ретушь – вторичная обработка, заключающаяся в выравнивании или зазубривании, заострении или затуплениии края заготовки мелкими снятиями. В Мустье использовалась контрударная ретушь. Появляются и орудия, обработанные отжимной ретушью, которая производилась давлением костяного или рогового отжимника. Неандертальцы изобретают и составные орудия – копья, дротики, наконечники которых были каменными, а древки деревянными, ножи с каменной основой и деревянной рукояткою.
Технические новшества Homo Sapiens превосходят предшествующие периоды. Резко расширяется ассортимент орудий труда, разнообразных и очень специализированных. Различается 92 типа орудий: скребков, резцов, острий, проколок, проверток, скобелей, ножей, наконечников, копий и дротиков. Для увеличения убойной силы метательного оружия используются копьеметалки. Появляются составные орудия, основа которых изготовлена из кости или дерева, а лезвием служили мелкие пластины, вставляемые в пазы – прорези основы.
Широко используется кость и рог для изготовления орудий труда. Из них делают костяные наконечники, гарпуны, массивные ударные орудия типа кайл, иглы с ушком, проколки, шилья, копья из бивней мамонтов.
Следующим этапом развития технологии была эпоха мезолита. Деревообрабатывающие орудия, особенно широко распространенные в лесных районах, не только оббиваются, но и зашлифовываются на рабочей части. Они разнообразны и узкофункциональны – топоры, долота, тесла. Для получения мелких орудий применяется техника отжима с небольших нуклеусов. Этот способ расщепления позволил получить массу мелких, очень тонких, правильно ограненных пластинок шириной от 0,4 до 1,0 см, из которых с помощью ретуши изготовляли ножи, резцы, проколки, скребки, провертки, сверла, вкладыши для ножей, кинжалов, наконечников копий, дротиков для гарпунов. Ярким маркером мезолитической эпохи является лук. Стрелы были составные, с каменными наконечниками, деревянные, костяные. Из кости изготовляли и гарпуны, остроги, рыболовные крючки, ножи, шилья, иглы, муфты. Из рыболовных снастей кроме упомянутых крючков и гарпунов уже использовали сети с каменными грузилами.
В период позднеродовой общины, археологически соответствующей неолиту, техника обработки камня и кости достигает совершенства. Господствуют, вкладышевые орудия особенно в земледельческих районах, где они широко представлены серпами и жатвенными ножами, основы которых изготовлены из кости или дерева. Зародившаяся в мезолите техника шлифования достигает расцвета в неолите. Топоры, тесла, долота, стамески, ножи делают из диорита, нефрита, туфопорфирита, сланцев.
В неолите развиваются подземные выработки каменного сырья. Были освоены все основные приемы горного дела – шахты, подбои, штреки, крепежные столбы, вентиляционные окна. Кремень добывали роговыми мотыгами, кайлами, кирками.
Горные выработки и высокий уровень обработки камня подготовили в VI-Vтыс. до н.э. появление металлургии. В энеолите появляется несколько центров медной металлообработки: ближневосточный, Балканский, Африканский, Кавказский, Алтайский, Уральский. Добыча медной руды производилась с помощью огня. Первоначально изделия из меди изготавливались путем ковки. Это были мелкие вещи – шилья, иглы, браслеты, монисто, подвески. К концу энеолита начинают производить массивные медные изделия, сначала методом ковки, позднее литьем. При литье на изделие затрачивается меньшее количество металла, формы орудий становятся изящнее. Отливаются топоры, молоты, тесла, иглы, шилья, долота, пробойники, украшениея.
Долгий, почти двухмиллионнолетний, путь развития прошло домостроительство. Самым древним жилищем можно считать сооружение на стоянке в Олдувайском ущелье. В ашельскую эпоху homo erectus продвинулся в Европу, на Кавказ, в Крым, Среднюю Азию, Южную Сибирь, Юго-Восточную Азию. Поселения имеют характер охотничьих лагерей, более или менее постоянных. Остатки кострищ свидетельствуют о знакомстве с огнем, возможно, что уже были изобретены способы искусственного добывания огня. Жилищами служили пещерные навесы и гроты и хижины под открытым небом.
Мезолитические жилища представляли собой округлые или квадратные постройки с полом из кусков березовой и сосновой коры, стены которых состояли из воткнутых в грунт тонких жердей, связанных вместе (Маглемозе).
В неолите в домостроительстве прослеживаются 2 линии: в лесной зоне строятся деревянные дома, наземные и углубленные в землю; в земледельческой зоне появляется глинобитная архитектура. Появляются свайные постройки, сооруженные на заболоченных прибрежных лугах. В свайных постройках обнаружена и мебель: скамьи, столы, сундуки.
Дома анатолийского поселения Чатал Гуюк, исследованного Дж. Меллартом, построены целиком из формованного кирпича-сырца, на кирпичных основаниях. Сообщение между домами осуществлялось по крыше, находившейся на разной высоте, т.к. дома террасами поднимались по склону холма.
Европейские земледельцы оставили уникальные сооружения из камня - мегалиты - культовые сооружения, выполненные из одного или многих блоков дикого или груббитого камня.
К мегалитам Западной Европы принадлежат менгиры – большие продолговатые камни высотой 4-5 и более метров, поставленные вертикально. Знамениты аллеи менгиров у Карнака в Бретони, где насчитывается около 3 тыс. камней. Другим видом мегалитов являются кромлехи – группы менгиров, образующие один или несколько концентрических кругов. Наиболее известны из них Стонхендж и Эвбюри в Англии. К мегалитам относятся дольмены – коллективные, реже индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных плит и глыб, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Вход в дольмен закрывался округлой плитой.
Транспорт предцивилизационного периода представлен лыжами, санями, лодками, появившимися в мезолите. Лыжи и полозья саней были широкими и короткими. Лодки изготавливали путем выдалбливания сердцевины дерева и обжигания. Лодки снабжались веслами. В энеолите появляется колесный транспорт – тележки, повозки, впряженные в быков.
На протяжении сотен тысячелетий люди пользовались посудой из коры, дерева, камня, раковин, корзинами из прутьев, кожаными мешками. В неолите появляется глиняная посуда. Земледельцы лепили посуду разнообразных форм – горшки, кувшины, кубки, блюда, ритуальные антропоморфные и зооморфные сосуды, миниатюрные чашечки и огромные, высотой до 1 м и более, сосуды для хранения зерна с крышками. В IV тыс. до н.э. был изобретен гончарный круг, позволивший изготовлять посуду с тонкими стенками, более однообразную, в больших количествах.
Уже в VI тыс. до н.э. существовал ткацкий станок, части которого найдены при раскопках свайных построек в приальпийской зоне. Там же обнаружены были и изделия из льна, шерсти, нитки, шнурки, веревка, тесьма, сети, ткани, вязанные вещи, орудия текстильного производства – льночесалки, деревянные веретена, вязальные крючки, ткацкие челноки.
4. Возникновение мышления, речи и знаний.
В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления и речи. Речь возникает как ответ на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместной обороне.
Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации и способствовало ее аккумуляции и передаче. Накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. В первую очередь это были знания об окружающей природе. Эмпирически накапливались зачатки физических знаний.
С палеолита осваивается и минералогия. Уже неандерталец знал множество пород камня, а к энеолиту человек овладел способами обработки почти всех известных сегодня минералов, в том числе и медных руд и метеоритного железа. С мустьерской эпохи осваиваются краски – охра, двуокись марганца, вводятся способы их разведения и нанесения на различные материалы.
Развитие получили такие отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Мезолитические медики производили трепанацию черепа и ампутацию конечностей, в неолите использовали и психотерапию, и фитотерапию.
Биологические знания проявились на самых ранних этапах истории человечества. С мезолита эти знания привели к доместикации животных, селекции - искусственного отбора наиболее полезных пород домашних животных. Знание свойств разных растений – съедобных, несъедобных, способных к культивации и не способных приводит мезо- неолитическое население к земледельческой культуре.
Математика начинается также в палеолите. Свидетельствами счетных операций в палеолите стали находки мелкой пластики и украшений со знаками и росписи в пещерах.
В эпоху палеолита уходят и истоки астрономических знаний. Исследования мелкой пластики, орнамента, живописных изображений в пещерах продемонстрировали знакомство палеолитических людей со звездным небом, с закономерностями движения Луны, Солнца, Юпитера. На основе этих знаний создавались календари.
Развитие астрономических знаний в последующие эпохи привело к появлению более сложных календарей, отмечающих фазы обращения светил Луны и Солнца. “Обсерваториями” являются хенджи Британии и ронделы Центральной Европы. Наиболее известным считается Стонхендж. Меты - камни и ямы хенджа служили для определения лунных и солнечных восходов, для измерения сезонов, полугодий, года, для вычисления солнечных затмений.
В эпоху первобытной родовой общины появились зачатки “предписьменности” – пиктография, или рисуночное.
5. Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, которую прокаливали на огне, затем растирали. Черная краска добывалась из двуокиси магнезии. Связующим материалом, скорее всего, был жир животных. Краска наносилась пальцем или, палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти. Использовались иногда естественные рельефы в пещерах, когда выступы и впадины на стенах пещер путем небольшой подправки превращались в фигуры животных или людей.
Основную массу сюжетов составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: лошади, бизоны, мамонты, козлы, благородные олени, лани, реже хищники – лев, медведь, волк, рысь. Среди антропомофных изображений преобладают женские. Ярчайшими образцами живописи палеолита являются росписи в пещерах Ляско, Альтамира, (Испания) Ля Мадлен, Комбарель,(Франция) Каповой (Россия) и многих других. На стенах пещер разворачиваются композиции, для которых свойственен уже динамизм, полихромность в изображении животных. Еще раньше зародилась скульптура, появились "Палеолитические Венеры", символизировавшие силы плодородия. Земледельческое население оставило богатейшую каменную и глиняную скульптуру и росписи стен домов и святилищ. Изобразительное творчество развивалось одновременно с танцем и музыкой. Многочисленные флейты - костяные трубки с отверстиями – обнаружены на палеолитических стоянках. По-видимому, были всевозможные дудки, гуделки, свистки, трубы, щипковые инструменты, прототипом которых была, вероятно, тетива лука. Музыка, танец, изобразительное творчество служили основой для театрализованных представлений, постановки мифа.
В палеолите уже зарождается мифологическая картина мира – целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях.
В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи (лошадь и бык), жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы). Развиваются мифы о сотворении мира: из яйца (Финляндия, Скандинавия, Карелия), из земли, добытой уткой (Урал, Сибирь). Мифология вплетена в мировозрение людей, бывшее религиозным.
Религиозные представления появляются, по археологическим данным, по крайней мере в мустьерскую эпоху. Об этом говорят неандертальские погребения и так называемые “медвежьи пещеры”. Общность же членов коллектива была осознана в форме тотемизма – веры в глубокое тождество всех членов того или иного первобытного коллектива (чаще всего рода) с особями одного определенного вида животных, позже растений.
В палеолите появляется и магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы, а также и сами эти действия. Плитки, гальки с насечками, орнаментом, охрой подтверждают, что магия была древнейшей формой религии.
Начал складываться культ природы, олицетворяющийся в образах духов животного и родственного мира, земных и небесных сил. На почве возрастных инициаций складываются раннеплеменные культы с главным объектом этого культа – образом духа – покровителя инициаций, в дальнейшем – племенного бога. С развитием земледелия усложняется промысловый культ, появляются особые Бог неба и божества стихий, формируется культ умирающего и воскресшего бога плодородия. Прежняя мать – прародительница становится Великой Богиней. Характерной чертой различных воззрений раннеземледельческой эпохи был антропоморфный облик духов и божеств.
Усложняется культовая практика. У развитых охотников и рыболовов возникают огромные святилища у наскальных изображений. На равнинах сооружаются святилища, подобные британским хенджам, аллеям менгиров, ронделам в Центральной Европе. У земледельцев выделяются храмы типа Чатал-Гуюка, Песседжик-Депе, святилище с бычьими рогами в Тель-Асваде, храмы Эриду и Тепе-Гавра убейдского периода. В них совершались обряды, хоронились священные изображения, маски, иногда в них хоронили людей с высоким статусом. Появление таких святилищ является свидетельством зарождения касты жрецов.
Архитектура, живопись, скульптура, аккумулируя достижения прошедших времен и обеспечивая новые потребности общества создали условия для будущего расцвета искусства. Человечество подошло к цивилизации.
Литеарура.
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М.: Мысль, 1988.
Емельянов Ю. Рождение и гибель цивилизаций. М.: Вече. 1999.
Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,1974.
Тойнби Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1996.