Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра: государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов внутренних дел.
РЕФЕРАТ
по теме: «Основные тенденции развития ОВД России в 80-е 90-е годы»
Подготовил:
Студент 221 группы
Абдулов Э.Э.
Белгород - 2008 г
План |
Вступительная часть |
1. Органы внутренних дел в 80-е года 20-го века. |
2. Основные функции и деятельность подразделений МВД в 90-е годы. Белгородская милиция 1990 - 2000гг. |
Заключительная часть |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Баранов П.П., Макеев В.В., Назаров В.А. Календарь-справочник сотрудника ОВД на 2001 год. - Ростов-на-Дону, 2001.
Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. — М., 1995.
Биленко СВ., Максименко Н.П. Этапы развития советской милиции. — М., 1972.
История советской милиции / Под ред. Н.А.Щелокова. - Т. 1-2.- М., 1977.
Советская милиция: История и современность: 1917 -1987 гг. - М., 1987.
Актуальные проблемы истории советской милиции. — Минск, 1991.
Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. — Минск, 1995.
Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М. 1996.
Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВДРоссии // Милиция. - 1996. - № 6.
Министерство внутренних дел России: задачи, функции, структура:Монография / Г.Д. Долженкова, В.И. Полубинский. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
Глушаченко СБ., Гундарин О.Т., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.
Вступительная часть.
Актуальность рассматриваемой темы «Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы» не вызывает сомнения.
Можно сказать, что это переломный период, не только для правоохранительных органов, но и для законодательной, исполнительной, судебной систем, происходит реформирование государственного строя Советского государства, распад СССР и образование нового государства - Российской Федерации.
Данные процессы связаны с глубокими изменениями в стране, что приводит к ослаблению устоявшемуся общественному порядку. На фоне этого встает острая необходимость усиление роли ОВД во внутригосударственной политике. Это сопровождается постоянными изменениями в системе правоохранительных органов. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности ОВД. Особое внимание заслуживает вопрос статуса органов внутренних дел, после реформирования государственного аппарата.
Вопрос №1. Органы внутренних дел в 80-е годы 20-го века.
Процесс суверенизации союзных республик начатый в начале 80-х привел к изменению правового статуса их государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Многие структурные преобразования в системе органов внутренних дел обусловливались изменениями в общественном и государственном строе, стремлением отыскать такие организационные формы, которые наиболее полно соответствовали бы новым явлениям в криминальной сфере.
Кардинальный противоречивый характер происходящих преобразований, социально-политических и экономических реформ послужили катализатором для образования свободных социальных ниш. Однако их заполнение правопослушной частью общества задерживалось по различным причинам: сохранением старых порядков, отсутствием соответствующих распоряжений действовать по-новому, правовой неурегулированности, легализацией «цеховиков», уже имеющих «на плечах» криминальные структуры, чрезмерной нагрузкой правоохранительных органов и т. п.
Обусловленная глубоким проникновением коррупции в ряды органов внутренних дел и, отчасти, противостоянием МВД и КГБ, а так же убийством сотрудниками милиции московского метро офицера госбезопасности, в первой половине 1980-х гг. Ю.В.Андроповым была организована крупномасштабная чистка кадров в милиции. В 1982 г. был освобожден от должности министр внутренних дел СССР, за допущенные ошибки в работе. В 1984 г. он застрелился. Пройдет несколько лет, и в период горбачевской "гласности" Н.Щелоков, благодаря стараниям отечественной прессы, повторит путь Л.Берия, став, как и он, чуть ли не "врагом нации № 1". Тем не менее, следует признать существенный вклад Щелокова в подготовку высококвалифицированных кадров, правовое обеспечение деятельности милиции, поднятие ее общественного престижа в 1970-е гг.
Назначение в декабре 1982 г. В.В.Федорчука, человека военной закалки, жесткого и принципиального, на пост министра внутренних дел преследовало, несомненно, одну цель: навести жесткий порядок в рядах милиции. В помощь новому министру В.В.Федорчуку направили 150 сотрудников КГБ. Следствием упорной работы по чистке кадров стали следующие результаты: в Казахстане в 1980-1983 гг. народными судами к ответственности привлечены 135 милиционеров, в Свердловской области - 121. Ликвидировались ряд подразделений МВД (После проведения Коллегии, где критиковалась работа МВД, буквально в одночасье было ликвидировано все, что за 16 лет нахождения на посту министра Щелоков сумел построить: разогнали службу профилактики правонарушений, закрыли организационно-методический центр по передовому опыту, научный центр исследования проблем управления в ОВД, ВНИИ безопасности дорожного движения и др.
Новый министр был отнюдь не злодеем, он всерьез считал, что можно с одного наскока переделать созданное десятилетиями. Например1, в Иркутской области под лозунгом борьбы с мафией из 29 начальников горрайотделов уволены 28, всего - 103 сотрудника, 56 - понижены в должности, более 100 наказаны в дисциплинарном порядке, 56 коммунистов исключены из рядов партии, 162 получили партийные взыскания. Ответом стала вспышка преступности в области, которой деморализованная милиция ничего не могла противопоставить.
Данные меры направлялись на улучшение качества деятельности МВД, но повысить эффективность эти меры существенно не могли, но создавали нервозную обстановку в коллективах. Министр внутренних дел Федорчук даже отменил право бесплатного проезда в городском транспорте для сотрудников милиции, правда, решение было опротестовано Прокуратурой Союза, так как нарушало Закон о милиции. К тому же ситуация в милиции была обусловлена многоуровневым общественным кризисом. И корень зла заключался не только в моральном разложении рядовых сотрудников милиции.
Было заведено уголовное дело2 на заместителя начальника УВД Московской области П.Сухова, который, будучи начальником ОБХСС Подмосковья, провел грандиозные "золотые" операции на ювелирном заводе в Бронницах, на фарфоровом заводе в Ликино-Дулево, Караганде, откуда оперативники привезли 32 кг золота, и добывать его пришлось со стрельбой.
В начале 1980-х гг. борьба с хозяйственными преступлениями, спекуляцией практически начинает занимать первое место в деятельности милиции. С 1983 г. милиция, выполняя правительственный заказ, сосредоточила свои усилия на борьбе с торговой мафией, так называемой беловоротничковой преступностью. Аппараты БХСС перестроили свою работу по линейно-отраслевому принципу, их личный состав был укреплен кадрами. К сожалению, переоснащение - техническое и теоретическое - органов борьбы с преступностью отставало от практической потребности. Накануне 80-х г. произошло сращивание хозяйственной преступности с профессиональной (в Кисловодске был заключен союз "воров в законе" и "цеховиков"). Таким образом, отечественная мафия сделала еще один шаг в сторону своего будущего величия. По оценкам западных специалистов, доля черного рынка в экономике Советского Союза на рубеже 80-х гг. составляла от 4 до 8 млрд. долларов. Но в то время как организованная преступность в стране крепла, за простое упоминание о ней можно было лишиться должности.
В 1986-1987 гг. независимо друг от друга три группы ученых (ВНИИ МВД СССР, ВНИИ Прокуратуры СССР и Омской высшей школы милиции)3 пришли к одному выводу: в стране сложилась ситуация организованной преступности. Впервые заговорили о создании спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Однако реально в то время власти ничего не предприняли.
Появляется необходимость в узкой специализации работников. Увольнение в начале 1980-х г. десятков первоклассных специалистов не замедлило сказаться на качестве работы уголовного розыска. В целом, в период с 1980 по 1985 гг. наблюдается значительный рост преступности. Повсеместно возникла перегрузка сотрудников Угрозыска.
Несомненно выделяют периоды, когда власти добивались весомых результатов в борьбе с преступностью. Например, во время подготовки и проведения Московской Олимпиады. По официальным данным, в это время было конфисковано в Москве и области большое количество незаконно хранившегося оружия, задержано 1262 преступника. При службе безопасности создается лаборатория, занявшаяся изучением взрывчатых веществ. Количество грабежей в Москве сократилось на 43 %, краж личного имущества почти на 30%, случаев нанесения тяжких телесных повреждений - на 34%. Ни одного серьезного ЧП не произошло в Москве за все 14 дней Олимпиады. В 1984-1985 гг. активизировали борьбу с уголовной преступностью: проведены довольно успешные операции, арестованы "маньяки", поиски которых велись давно, - Михасевич, Кулик и др.
Отдельным направлением деятельности правоохранительных органов, являлась борьба с пьянством. В 1985 г. после выхода Указа о борьбе с пьянством, милиция уделяла этой проблеме особое внимание . В этот период статистика зафиксировала снижение преступности на бытовой почве. Однако Указ внес существенный вклад в криминализацию общества. Спохватившись, через два года правительство указ отменило, его отмена совпала с отставкой министра ВД Федорчука, недовольство его деятельностью высшим генералитетом достигло высшей точки. Новый министр - А.В.Власов на первой же коллегии МВД произнес знаменитую фразу: "Вы слишком увлеклись борьбой с беловоротничковой преступностью".
Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал, что искривления в кадровой политике в органах внутренних дел в начале 1980-х гг. нанесли значительный вред и только способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов", сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что следствием непрофессиональной деятельности в органах МВД и непродуманная либерализация экономики привела:
к не урегулированным рыночным отношениям, что повлекло за собой стихийное, далеко не всегда законное накопление капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями;
к практической утрате возможности государственного регулирования и, как следствие, падению жизненного уровня значительной части населения и резкой дифференциацией общества;
к сохраняющейся на протяжении длительного времени социально-политической напряженности, находящей выражение в непрекращающихся конфликтах, перерастающих в прямые столкновения и забастовки. Крайне отрицательное воздействие на социальную стабильность оказывает сокращение рабочих мест, приведшее к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом.
Вопрос №2. Основные функции и деятельность подразделений МВД в 90-е годы. Белгородская милиция 1990 - 2000гг.
Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании союзно-республиканского министерства внутренних дел РСФСР"и приказом МВД СССР "О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР" от 4 сентября 1991 г. было внесено ряд изменения в деятельность МВД. Он имел большое значение в деле охраны общественного порядка в условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма. После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств" и "О денонсации Договора об образовании СССР" все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию РСФСР с включением их в систему МВД РСФСР.
Предпринимается попытка объединения ОВД и ОГБ. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", но Конституционный суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом он был признан утратившим силу.
В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата и его органов на местах. Из наиболее важных новшеств нужно отметить создание Отрядов милиции особого назначения (ОМОН4) - самостоятельных мобильных подразделений, которые входят в состав милиции общественной безопасности России. Они созданы в 1994 г. в республиканских, краевых, областных центрах и других городах в соответствии со сложной оперативной обстановкой. Основное назначение - обеспечение общественного порядка, в том числе при наступлении чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников, а также для освобождения заложников и уничтожения террористов. По приказу министра ВД России силы и средства ОМОН могут временно передислоцироваться в другие регионы страны.
К началу 1990-х гг. все острее ощущалась неразвитость правового обеспечения деятельности ОВД, необходимость перехода на республиканскую модель их функционирования, юридического закрепления назревшей перестройки ОВД. Организационно-правовая модель аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью несла на себе печать административно-командной системы руководства обществом и не отвечала задачам строительства российской правовой государственности.
Необходимо было реформирование правовой базы деятельности ОВД по разным направлениям: - приведение в соответствие с международными нормами, обеспечение приоритета закона над внутриведомственными актами, приведение в соответствие с требованиями общественно политической жизни и т.д.
6 марта 1991 г Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О советской милиции", а 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР - Закон РСФСР "О милиции". В соответствии с данным Законом Милиция РСФСР подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и пр. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения ППС,ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных.
Закон РСФСР "О милиции" уточнил социальную роль милиции, исходил из необходимости освобождения ее от несвойственных функций, создал предпосылки для оптимального сочетания в ее деятельности интересов "центра" и "мест"; предоставил милиции права, вполне достаточные для решения возложенных на нее задач; расширил социальную базу социального контроля за деятельностью милиции. Из инструмента силовой поддержки политического режима она должна была превратиться в социальный институт, гарантирующий эффективную защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.
Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" относится к числу тех законодательных актов, принятие которых обусловлено логикой обретения Россией государственного суверенитета и формирования правовой демократической государственности. Нормативно-правовая основа организации и деятельности милиции республики, состоявшая из подзаконных, часто закрытых ведомственных актов, приобрела более цивилизованные формы. Выдвинутая идея государственного суверенитета, развития и формирования правового государства требовала также переориентации основных целей и направлений правоохранительных функций. Если прежде в центре внимания милиции находилась защита государственного и общественного строя, охрана, главным образом, интересов страны, а затем членов общества, то в соответствии с концепцией правового государства предполагается паритет государства и гражданина. В Законе "О милиции" прямо говорится, что милиция есть государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь,
здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и противоправных посягательств.
О переориентации назначения правоохранительных органов свидетельствуют закрепленные Законом принципы ее деятельности: законность, гуманизм, гласность, уважение прав человека, тесная связь с населением. Таким образом, действующим законодательством впервые с достаточной определенностью была закреплена ориентация на общечеловеческие, гуманистические ценности наряду с необходимостью соблюдения государственных интересов. Следует также отметить отсутствие в законе политической направленности, что указывает на необходимость соблюдения нейтралитета по отношению к различным политическим силам и течениям.
Главное ее значение не изменилось, хотя и наполнилось новым содержанием. Она по-прежнему призвана охранять общественный порядок, т.е. предупреждать и пресекать уголовно наказуемые и иные правонарушения, обнаруживать и раскрывать их, разыскивать преступников и т.д.
Но названный документ как закон переходного периода содержал определенные противоречия, и недостатки вскрылись в первые месяцы действия Закона.
В переходный период милиция в своей деятельности столкнулась с серьезными проблемами (отсутствие опыта в методах поддержания общественного порядка при массовых демонстрациях). В стране был провозглашен курс перехода к демократическому государству. Это означало признание разнообразия в общественной жизни и соответственно разрешение его выражения. Подобная эволюция в короткий исторический период может выливаться в уличные демонстрации, даже беспорядки, в движение "толпы". В недемократической стране, когда люди протестуют, против них посылают войска, используются настоящие пули, мы знаем примеры этого в советской истории. Это немыслимо в демократическом государстве. Необходимо было организовать переход от военного к организованному гражданскому поддержанию порядка, но поддержание правопорядка, мирное сопровождение демонстрации требуют особых, новых навыков у сотрудников ОВД, для формирования которых нужно время. Так, во время волнений в Тбилиси в 1988 г. местные власти не сумели решить проблему несанкционированных политических митингов политическими средствами, были призваны подразделения внутренних войск5, Советской Армии, ОМОНы. Было решено подавить митинг силовым способом. 7 апреля в 4 ч. утра на площади перед Домом правительства вместо 3 тыс. предполагаемых участников оказалось около 8-10 тыс. человек, много женщин и подростков. В результате операции по разгону митинга с применением саперных лопаток и отравляющих средств было множество погибших и раненых. В Минске 30 октября 1988 г. милиция разгоняла людей, собравшихся около кладбища на несанкционированный митинг в честь Дня поминовения предков. Городские власти приняли решение о запрещении митинга, которое органы внутренних дел были обязаны выполнить. И так как в новых условиях милиция не научилась работать, вновь встал вопрос о применении спецсредств и незаконных задержаний. Заместитель министра внутренних дел Шилов объяснялся в прессе: "Мы учимся работать в новых условиях".
В октябре 1989 года было образовано Министерство внутренних дел РСФСР, в связи, с чем постановлениями Совета Министров СССР и Министров РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря 1989 года были внесены изменения в структуру центральных аппаратов МВД СССР, министерства внутренних дел союзных республик, утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала в себя руководство МВД РСФСР, Главное управление уголовного розыска, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление БХСС, Главное управление по исправительным делам, шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление органов внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, эксперто-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.
Привычка к силовому решению проблем сказалась и в приказе министров внутренних дел и министра обороны от 29 декабря 1990 г "О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны" о совместном патрулировании сотрудников ОВД и военнослужащих.
В начале 1990-х гг. пафос реформирования ОВД был достаточно силен, обсуждался вопрос о том, какая милиция нам нужна. В связи с отказом от административно-командной системы управления в центре дискуссии оказалась проблема сильного центра: нужно ли Главное управление милиции. Выдвигалась идея сильного центра, состоящая из трех блоков служб: общекриминальной, службы общественной безопасности, обеспечивающей службы. Падение общественного престижа службы в милиции, обусловленное комлексом факторов, вызвало предложение выделить милицию в самостоятельный департамент. Ведь постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 ноября 1968 г. ГУМ МВД как целостная структура, а также УМ в городах и районах были ликвидированы. Вместо Присяги милиции была введена Присяга рядового и начальствующего состава ОВД. Все составные части милиции растворились в составе различных служб и подразделений органов внутренних дел. Ряд профессионалов из милиции считал, что это привело к девальвации специального звания. Предлагалось, таким образом, милицию выделить из системы ОВД. В ряде мер, направленных на повышение престижа службы в милиции, виделся и переход к полицейско-контрактному принципу, при котором поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, ему определяется сумма выплаты кредита (подъемных), модернизация формы, повышение оплаты труда до уровня оплаты в армии и КГБ.
Делая промежуточный вывод, можно сказать, что, в целом, во второй половине 1980-х - начале усилилась дестабилизация кадров милиции. Все это усугублялось односторонней, а нередко предвзятой и конъюнктурной подачей средствами массовой информации истории органов милиции и их современного состояния. Развивался процесс массового оттока профессионалов, имеющих большой опыт работы, из милиции. Скудность финансирования органов охраны правопорядка заставляла на местах решать эту проблему, что не всегда выливалось в законные формы.
В 1990-е гг. укрепляются связи милиции с международными полицейскими организациями. В 1990 г. Советский Союз вступил в Интерпол, в России было открыто Национальное бюро Интерпола. В 1992 г. образована российская секция 1РА г. по инициативе сотрудников ряда регионов, увлекающихся радиолюбительством, официально признанная 10.06.1994 г. на (IV Всемирном конгресс в Люксембурге). Международная полицейская ассоциация создана в 1955 г. и является самой большой в мире ассоциацией полиции (милиции), объединяющей свыше 300 тыс. сотрудников правоохранительных органов из 64 стран. Основными целями организации являются обмен профессиональным опытом и знаниями, развитие культурных связей, расширение кругозора, а также организация взаимопомощи в социальной сфере. Сейчас российская секция насчитывает около 1 тыс. членов. Деятельностью руководит НИК (Национальный исполнительный комитет - 11 человек, избран на 1 конгрессе российской секции 14 сентября 1996 г.). Руководитель - И. Михалевич. Это скорее клуб по интересам, чем новая структура по борьбе с преступностью.
Существующая в данный период концепция развития ОВД и ВВ МВД
России, предусматривала три этапа развития.
1. Достижение позитивных сдвигов в функционировании системы МВД России на наиболее важных участках оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
2. Доведение результатов функционирования системы МВД до социальноодобряемого уровня, восстановление и поддержание должного общественного престижа ОВД.
3. Достижение главной цели развития системы МВД.
Отметим наиболее важные принципы концепции развития:
с учетом ограниченности
финансовых
и материальных
ресурсов развитие
системы МВД
России будет
осуществляться
на основе
поиска
внутренних
ее резервов,
прежде всего
в сфере управленческой
деятельности;
разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;
международное сотрудничество.
Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел предусматривалось по нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами I стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом I общественного развития.
Работа органов внутренних дел в 1990-е гг. проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, профессионализмом и организованностью преступников, их технической оснащенностью и вооруженностью. Остро встала проблема выработки концепции борьбы с преступностью, которая обсуждалась и обсуждается на страницах печати.
Официальная статистика отмечает успехи в борьбе с преступностью в последнее время, однако общественное мнение осторожно относится к сообщениям о снижении уровня преступности.
В 90-х гг. в Российской Федерации проводилась реформа правоохранительной системы, в ходе которой с 1997 года уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом, МВД России было освобождено от функции
обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам уголовно-исполнительной системы.
В связи с обострением оперативной обстановки на Северном Кавказе и необходимостью укрепления правопорядка и общественной безопасности в этом регионе 29 марта 1999 года образовано Управление (на правах главного управления) по Северному Кавказу МВД РФ, предназначенное для обеспечения деятельности сил Министерства внутренних дел РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в | Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
В условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и в целях восстановления государственных органов исполнительной власти, обеспечения личной безопасности, прав и свобод проживающих там граждан 6 декабря 1999 года создано Управление внутренних дел МВД РФ по Чеченской Республике. Одновременно с этим в административных районах республики были образованы временные органы внутренних дел (управления, отделы), предназначенные для выполнения на соответствующей территории задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации до создания в установленном порядке органов внутренних дел Чеченской Республики. Временные органы внутренних дел являются подразделениями МВД России, входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и по своему правовому статусу приравниваются к управлению (отделу) внутренних дел района, города или иного муниципального образования субъекта Российской Федерации. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Законом «О милиции», федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Временные органы внутренних дел входят в систему сил и средств Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и находятся в оперативном подчинении заместителя командующего Объединенной группировкой от МВД России. По мере нормализации обстановки в Чеченской Республике происходит создание системы органов внутренних дел на постоянной основе.
МВД России — центральное звено обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.
Начиная с 2000 года в структуре МВД начинаются реформы, что приводит к преобразованиям в указанной структуре.
Белгородская милиция 1990 - 2000гг.
С образованием содружества Независимых Государств Белгородская область получила статус приграничной, на ее территории стали совершаться такие виды преступлений, с которыми белгородские милиционеры ранее не сталкивались. В сложившейся ситуации очень важно, что взаимопонимание и сотрудничество между соседями – российскими и украинскими представителями правоохранительных органов – сохранились и развиваются. И это во многом обусловлено острой служебной необходимостью, так как с 1991 года области-соседи стали приграничными, что способствовало сращиванию преступных групп двух государств, использующих пробелы в законодательстве и прозрачность границ для контрабандного перемещения оружия, наркотических веществ, валюты, различных товаров. Преступность стала приобретать все более опасные формы, межрегиональный и международный характер. Кроме того, приграничье повлекло за собой увеличение притока лиц без определенного места жительства, преступников-гастролеров, некоторых других категорий
Еще в свою бытность в составе единого государства органы внутренних дел Белгородской, Луганской, Сумской и Харьковской областей всегда строили взаимоотношения на принципах добрососедства и взаимной помощи, что позволяло добиваться позитивных результатов в борьбе с преступностью, совместно раскрывать преступления, совершенные жителями России и Украины.
В сложившейся ситуации дальнейшее укрепление взаимодействия и деловых контактов с украинской стороной стало повседневной заботой органов внутренних дел Белгородчины. И, несмотря на многоступенчатый порядок сношений между сторонами и крайне длительную процедуру задержания и выдачи преступников, определенных Минской (1993 г.) конвенцией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, сотрудничество с приграничными органами внутренних дел развивается динамично и конструктивно. В его основу положен целый ряд документов, принятых руководителями приграничных УВД на региональном уровне (в п. Прохоровка Белгородской области, в п. Дергачи Харьковской области, в городах Луганске, Сумах и других), повседневные контакты соседствующих райотделов милиции при проведении совместных оперативно-профилактических операций, проверки подучетного элемента, отработки версий по конкретным уголовным делам, задержание лиц, причастных к совершению преступлений и т.д.
Только благодаря своевременному обмену оперативной информацией, взаимной заинтересованности и взаимопомощи удалось разоблачить участников организованной преступной группы международного значения, занимавшейся изготовлением и сбытом фальшивых российских денежных знаков и долларов США; раскрыть двойное убийство в Волоконовском районе; кражу двух тонн гербицидов на сумму свыше 5 млн. рублей - в Борисовском; серию разбойных нападений и грабежей, совершенных организованной преступной группой Зекунова; контрабандный ввоз на территорию России мебели итальянского производства в особо крупных размерах; около 20 краж крупного рогатого скота на территории Белгородской и Харьковской областей; хищение по фиктивным документам 500 тонн сахара с сахарных заводов Белгородчины и ряд других тяжких преступлений.6
Постепенно налаживаются контакты и с представителями полиции «дальнего» зарубежья, так в 1991 году делегация наших милиционеров выезжала в г. Херн (Германия) – побратим г. Белгорода, где ознакомилась с опытом работы зарубежных коллег.
По видам и группам преступлений эволюция общеуголовной преступности в России характеризовалась резкой динамикой. Прогрессировали групповые корыстные, а также корыстно – групповые деликты. Так, групповая преступность в рассматриваемый период времени увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое преступление было совершено группой лиц.
Еще одним фактором, сильно затруднившим, работу органов внутренних дел стал, относительно легкий доступ преступных элементов к огнестрельному оружию, с применением которого в нашей стране было совершено подавляющее большинство тяжких групповых преступлений начала и середины 90 – х годов. Оно ввозилось, как правило, из мест локальных вооруженных конфликтов, которые возникли на территории многих постсоциалистических государств.
Вышеуказанные обстоятельства обусловили необходимость в создании спецподразделений. Так, в 1991 году на базе оперативного взвода отдельной роты патрульно-постовой службы милиции УВД Белгородской области создается сводный отряд специального назначения, который стал кузницей кадров и для будущего отряда милиции особого назначения, специального отряда быстрого реагирования, спецназа управления исполнения наказаний «Сокол». Возглавил его Ю.В. Солоров. Особую заботу в формировании и материально-техническом обеспечении данного подразделения проявлял начальник управления внутренних дел А.С. Дементьев.7
В первой половине 90-х годов милиция переживала нелегкое время. На ее состоянии отрицательно сказался рост социально-политической напряженности в обществе, межнациональные конфликты, ухудшение экономической ситуации. Криминогенная обстановка, несмотря на принимаемые меры, продолжала оставаться сложной. Резко ухудшились условия финансирования милиции, ее технической оснащенности, укомплектования кадрами и т.д.
Обострение межнациональной напряженности в стране, сепаратизм местных властей, стремление международных, прежде всего исламских, террористических организаций создать плацдарм на территории нашей страны для дальнейшего продвижения на Запад послужили причиной, по которой, начиная с 1992 года, многим сотрудникам Управления Внутренних Дел области неоднократно приходилось выезжать на Северный Кавказ, который сейчас является «горячей точкой» России. Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня – вот география служебных командировок наших сотрудников. Многие из них с честью выполняли свой долг и наградой им становились ордена и медали, благодарности от главы государства, главы администрации Белгородской области, начальника Управления Внутренних Дел. Многие получили ранения и контузии, но все равно возвращались в боевой строй. 8
Не остались белгородские милиционеры в стороне и в период конфликта между законодательной ветвью власти страны и Президентом в октябре 1993 года, когда страна оказалась на пороге гражданской войны. Личный состав Белгородской высшей школы милиции выезжал в командировку в город Москва, где выполнял задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях сложнейшей оперативной обстановки. Будущие милиционеры и постоянный состав высшей школы успешно справился с ответственным заданием, многие курсанты и слушатели были отмечены правительственными наградами.
Говоря об итогах работы Министерства Внутренних Дел на указанном временном промежутке, представляется необходимым отметить и тот факт, что в период с 1990 – 1995 гг. сменилось три министра внутренних дел: В.П.Баранников, А.Ф. Дунаев, Ф.Е. Ерин. Естественно именно это во многом обусловило постоянное изменение структуры министерства и отрицательно сказалось на эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Особая страница в истории белгородской милиции – выполнение служебно-боевых задач в ходе контр-террористической операции по поддержанию конституционного порядка на Северном Кавказе. Сотрудники управления внутренних дел Белгородской области принимали и принимают активное участие в разрешении Чеченского кризиса и ликвидации незаконных вооруженных формирований.
Первыми в командировку на войну в декабре 1994 года отправились сотрудники СОБРа. Тогда же в бою на улице Сунженской в Грозном получил тяжелое ранение сержант милиции М. Бурьян. Он открыл список раненых, а СОБРовец лейтенант милиции Г. Мишенин, погибший в бою под Гудермесом в декабре этого же года, стал первой потерей белгородской милиции на Северном Кавказе. В так называемой первой чеченской войне принимали участие представители практически всех милицейских служб.
После этого последовали многочисленные командировки в Дагестан. Сотрудники ОМОНа успешно справились с задачами по охране стратегически важного объекта – Миатлинской ГЭС, а сводный отряд белгородской милиции заслужил доверие и уважение дагестанцев, когда охранял общественный порядок в п. Дучи.
С декабря 1999 года начинаются периодические командировки в Курчалойский район Чечни. Это один из самых напряженных, в плане оперативной обстановки, предгорных районов Северного Кавказа. Он расположен в юго-восточной части Чечни. Граничит с Гудермесским, Аргунским, Шалинским и Ножай-Юртовским районами. Общая площадь 750 квадратных километров, половина территории – горная местность. Минные поля занимают более полутора тысяч гектаров. Численность населения с учетом беженцев – 106 тысяч человек. Высокий уровень безработицы стимулирует развитие криминальных промыслов – переработку сырой нефти, торговлю фальсифицированной водкой и сбыт наркотиков.
В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при выполнении правительственных заданий в Чеченской Республике было присвоено звание Героя Российской Федерации начальнику отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области полковнику милиции В.В. Бурцеву.
Эхо чеченских событий откликнулось и на территории самой Белгородской области. После террористических актов в Москве и в Волгодонске в 1998 году милиция долгое время несла службу в усиленном варианте. Это потребовало сильнейшего напряжения человеческих сил и дало положительные результаты - количество раскрытых преступлений увеличилось почти в 2 раза.9
Продолжаются плодотворные контакты с соседями из Украины совместные мероприятия сегодняшнего дня направлены на дальнейшее укрепление взаимодействия между приграничными органами внутренних дел, на максимальное использование оперативных возможностей в деле пресечения криминальной деятельности организованных криминальных групп, особенно в сфере незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, спиртных напитков, фальшивых денег. Расширение и укрепление повседневных контактов с украинскими коллегами, поддержание с ними бескорыстной дружбы, имеющей глубокие корни, несомненно, будет служить интересам народов двух братских стран.
Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Ослаблена система профилактики правонарушений.
Криминальную напряженность в области усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.
Подводя итог, можно сказать, что именно в последние годы наблюдается явление, не имеющее аналогов в истории. Раньше из милиции увольнялись преимущественно «новобранцы», теперь же (к сожалению, этот процесс продолжается), в основном, имеющие большой опыт профессионалы, которым предлагают гораздо более выгодные условия работы в различных коммерческих организациях.
Заключительная часть.
В настоящее время Россия переживает нелегкое время и в этих условиях Министерство Внутренних Дел России осуществляет поиск того, как путем наименьших финансовых и других материальных затрат оптимизировать процесс оперативно – служебной деятельности, повысить управляемость милиции, системы органов внутренних дел и внутренних войск в целом, и на этой основе добиться положительных результатов в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности.
В заключении так же необходимо отметить, наиболее важные аспекты рассматриваемой темы:
- особый резерв финансирования МВД России, с учетом специфики работы и поставленных задач;
- в сфере управленческой деятельности - разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;
- деятельность правоохранительных органов по международному сотрудничеству, в целях наиболее эффективного обеспечения госбезопасности..
Реорганизация и функционирование подразделений предварительного следствия системы МВД будет осуществляться в рамках реализации Концепции судебной реформы, которая предусматривает в перспективе формирование единого вневедомственного следственного органа (Федерального следственного комитета). Приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие международным нормам. Развитие внутренних войск — повышение их роли в борьбе с преступностью и пресечению внутренних конфликтов, терроризм. Летом 1998 г. внутренние войска в очередной раз в истории подверглись кардинальному реформированию.
Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел предусматривалось но нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом общественного развития.
Так же, отметим, что особенности государственного реформирования в конце 90-х, повлияли на деятельность органов внутренних дел, и деятельность последних проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, профессионализмом и организованностью преступников, их технической оснащенностью и вооруженностью. Остро встала проблема выработки концепции борьбы с преступностью, которая обсуждалась и обсуждается на страницах печати.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Баранов П.П., Макеев В.В., Назаров В.А. Календарь-справочник сотрудника ОВД на 2001 год. - Ростов-на-Дону, 2001.
Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. — М., 1995.
Биленко СВ., Максименко Н.П. Этапы развития советской милиции. — М., 1972.
История советской милиции / Под ред. Н.А.Щелокова. - Т. 1-2.- М., 1977.
Советская милиция: История и современность: 1917 -1987 гг. - М., 1987.
Актуальные проблемы истории советской милиции. — Минск, 1991.
Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон омилиции. -М., 1992.
Российский сыщик: Художественно-публицистический сборник. — Пермь, 1993.
Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.
Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. — Минск, 1995.
Воробьев А.М. Политико-правовая реформа и пресса. — Екатеринбург, 1995.
Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М. 1996.
Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВДРоссии // Милиция. - 1996. - № 6.
Макеев В.В. Милиция Российской Федерации: история и современность.Хронологический справочник. - Ростов-на-Дону, 1997.
Полозков А.А. и др. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в разрешении межнациональных конфликтов. Учебное пособие. - Белгород. 1999.
Глушаченко СБ., Гундарин О.Т., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.
Министерство внутренних дел России: задачи, функции, структура:Монография / Г.Д. Долженкова, В.И. Полубинский. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
Диденко А.А., Меняйло Д.В. История органов внутренних дел. Учебное пособие. Белгород: ОН и РИО БЮИ МВД России, 2004.
1 Андреев И.А. Очерки истории органов внутренних дел. Учебное пособие. - Омск. 2000. Стр. 112
2 Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. — М., 1995.
3 Андреев И.А. Очерки истории органов внутренних дел. Учебное пособие. - Омск. 2000. Стр. 113.
4 Макеев В.В. Милиция Российской Федерации: история и современность.Хронологический справочник. - Ростов-на-Дону, 1997. Стр.46
5 Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. — Минск, 1995.
6 См.: Специальная операция «Рубеж - 95» //Таможенные ведомости. 1995 - №6. С.41 – 42.
7 Милиция Белогорья: годы и люди. – Белгород. 2002. – С. 36
8 Подробнее о деятельности белгородских милиционеров в Чеченской республике смотри в следующем параграфе.
9 См.: Черных Т. «Вихрь – антитеррор в действии» // Смена – 1999. -29 сентября.
28