Роман появился на свет в 1862 году. Тургеневу как великому художнику удалось запечатлеть в нем несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века.
В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев.
В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, - нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и впоследствии сам стал медиком. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями, но это, одежда, его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми всем понятными, словами, не употреблял в разговоре иностранных слов.
Внешность Базарова была непривлекательна: " Ну, красавчик не красавчик,- заметил Василий Иванович, - а мужчина, как говорится: настоящий". Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думал об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.
Базаров - нигилист - "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип". Базаров - враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм - вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. "По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже". Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что "...природа - пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые. Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолюбив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: "Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете".
У Базарова странное отношение к женщинам, в них он видит только биологический ком тканей, но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает. Мне не нравится, что Базаров полностью отрицает искусство, поэзию, природу, как храм красоты, воспитание чувств. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широта кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простота в общении, доброта и целеустремленность, твердость в своих убеждениях. Базаров очень своеобразная личность.
Мне роман понравился остротой изображения двух противоборствующих сторон. Язык романа прост, много сравнений берется из мира природы: "голодны как волки", "время летит иногда птицей, иногда ползет червяком", и т.д. Роман Тургенева в силу своей злободневности нашел широкий отклик во всех слоях русского общества. Он не утратил актуальности в последующее время.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/