Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Лингвистический Университет
(ГОУ ВПО ИГЛУ)
Золотой век древней Греции, Пелопонесская война
Руководитель
доцент Слепнёва Е.В.
Студент:
Иванова К. С.
Учебная группа СТ1-10-01
Работа защищена:
«___» _______ 2010г.
с оценкой _________
Иркутск 2010
Содержание
Введение
1. Древняя Греция
2. Пелопонесская война
2.1 Причины войны
2.2 Периоды войны
2.3 Последние битвы и завершение войны
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, – один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение – между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век.
Пелопоннесская война́ (431—404 до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны, Афины и их держава, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой. Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.
Цель: Узнать о золотом веке древней Греции, о Пелопонесской войне.
Задачи: 1.Рассмотреть золотой век;
2. Узнать причины Пелопонесской войны;
3. Рассмотреть её периоды и завершение.
Древняя Греция«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т.е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще. Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках. Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни. Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. существовал «совет пятисот». Члены «совета» выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов — фил. После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом. При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее. «Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан. Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.
Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» — черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, стремится к захвату власти — тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.
«Золотой век» явился периодом создания шедевров в литературе и искусстве. Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными. [1]
Война с персами, с разрушением Афин, и победа, невероятная, удивительная, 480 года, создали совершенно новую атмосферу высокой гражданственности и героизма, с самосознанием полиса и личности в условиях афинской демократии. Восстановлением Афин занялись непосредственные предшественники Перикла из поколения его отца Ксантиппа, который в юности знал Анакреонта, приехавшего в Афины уже на склоне лет, и столь почитал поэта, что его сын поставил на Акрополе рядом с памятником его отцу памятник Анакреонту, чтобы они продолжали беседы и после смерти. Это говорит о восприимчивости Перикла к лирике, как и к драматической поэзии, поскольку он выступал и хорегом Эсхила (брал расходы на себя по постановке пьес первого трагического поэта и занимался сам с Хором). О том, что он вырос на поэмах Гомера, разумеется само собой. Хорошо известно, всегда серьезный и всецело занятый важными государственными делами первый стратег был чуток к женской красоте, чем блистали в то время прежде всего гетеры, прекрасные, свободные и образованные, когда жены в семьях жили взаперти. Перикл, обретя власть первого из десяти стратегов, избираемых ежегодно Народным собранием, с сохранением первенства почти до конца жизни, восстановление разрушенных святилищ на Акрополе взял в свои руки. Строительство нового храма для Афины Парфенос осуществляли архитекторы Иктин и Калликрат под общим руководством Фидия и Перикла. Архитектура Парфенона - ряды колонн по прямоугольнику - кажется предельно простой. Размеры храма: 70х30х20 метров - скорее скромны. Колонны не массивны, а легки и изящны, поскольку представляют не ровный монолит, а расширяются к середине и конусообразно сужаются к вершине и имеют наклон к центру колоннады, при этом каждая угловая колонна чуть толще остальных. И так в целом и во всех частях здания - прекрасное знание математики и оптики, что будут изучать и вновь открывать художники эпохи Возрождения тысячу лет спустя. Прямая линия для глаза - кривая на камне, что создает уникальную соразмерность в частях и в целом, материя как бы исчезает в совершенной форме идеи. По сути, Парфенон - идеальное и вместе с тем реальное воплощение перспективы с достижением единства, что и воспринимается как совершенное произведение искусства. Но это лишь внешняя форма, основа для другого вида искусства - скульптуры. Здесь-то Фидий выказал свой уникальный гений, будучи уже в годах. Он в камне воссоздал, по сути, рождение и расцвет греческой цивилизации и культуры, начиная от битвы богов и титанов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, греков и троянцев, с размещением на фронтонах целых скульптурных групп из богов и коней, своим бегом возвещающих восход солнца, со сценами рождения Афины из головы Зевса и спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Но мифологией и историей Фидий не ограничивается. По фризу идет рельф длиной на 160 метров, посвященный Панафинейским празднествам в честь Афины и города. Шествие юношей и девушек движется вдоль западной и северной сторон, а также вдоль южной, чтобы встретиться на восточном фасаде перед богиней. Шествие юношей и девушек, несущих пеплос для Афины, сопровождают конные и пешие, слуги с корзинами еды и сосудами с вином, а также жертвенные животные, здесь и Хоры, и музыканты с инструментами... Это реальное шествие в праздничный день, воспроизведенное в камне и вознесенное на такую высоту, что снизу хорошенько и не рассмотреть, но ведь празднество посвящено богам, оправдывался Фидий, это для них. Вход в храм открывался и в глубине в сиянии золота возникала Афина, величавая, с копьем и щитом. Фидий собирался изваять ее из мрамора, но афиняне пожелали, чтобы Афина была вся из слоновой кости и золота, сосредоточием богатства Аттики. Мы видим воочию рождение классического стиля во всей свежести и чистоте. Строительство Парфенона было начато в 447 году до н.э. и завершено созданием статуй, рельефов и Афины Парфенос Фидием в 438 году до н.э. Это время наивысшего могущества Афин и расцвета искусств античности связано непосредственно с именем Перикла (495?-429), аристократа, явившегося отцом демократии и самым просвещенным правителем, можно сказать, из всех времен и народов. Век Перикла и есть Золотой век Афин. Между тем Афины отнюдь не представляли идеальное место для развития искусства и мысли. Античная лирика и философия явились на свет на островах. Лишь во времена Перикла в Афины стали приезжать философы, а Анаксагор, с которым подружился Перикл, поселился в Афинах. Именно при Перикле Афины становятся центром развития аттической трагедии и театра, что явно переживает кризис с появлением комедии. Похоже, именно демос, подпадая под влияние демагогов, постоянно проявлял консерватизм, приверженность к старинной вере предков и патриархальным нравам. Даже гетеры, как поэты и философы, становились известны вне Афин и стали приезжать в Афины впервые не без покровительства Перикла, который ценил женскую красоту и ум. Одной из них была Аспасия из Милета. Она открыла школу в Афинах для девушек и молодых женщин. Ее школу посещали Перикл, Софокл, Еврипид, поскольку это был в своем роде салон, а молодой каменотес Сократ и вовсе учился у Аспасии красноречию, явно влюбленный в нее. И в пору строительства Парфенона, когда он мог стать первоклассным скульптором, забрасывает ваяние, весь уходя в раздумья, что ему не мешает быть храбым воином в случаях войны. Перикл, жена которого пожелала выйти замуж за другого, отпустил ее и женился на гетере, что вызвало немало пересудов в Афинах. Но он был последователен в его интересах и привязанностях - Фидий, Анаксагор, Аспасия. А его враги, не в силах прямо выступить против него, ополчались на его друзей. Фидий, не успел закончить Парфенон с Афиной Парфенос, был обвинен в краже золота и слоновой кости, - тут он мог оправдаться, достаточно взвесить золото и слоновую кость, наложенные на изваяние богини таким образом, по совету Перикла, что можно снять и взвесить при необходимости, но скульптора обвинили и в «нечестии» за то, что он изобразил, кроме Перикла, и себя на щите Афины, где, как в зеркале, он постоянно видел себя, да Перикла, который часто наведывался в Парфенон, пока шло строительство. Поскольку и знатные женщины наведывались из любопытства, то Фидия обвиняли и в сводничестве. Греки умели потешаться и над великими умами, и воплощением этой черты выступят комические поэты во главе с Аристофаном, которые и создали впоследствии репутацию Сократа как развратителя юношества. Фидий не был оправдан судом, но был отпущен в Олимпию для создания грандиозного изваяния Зевса. Между тем враги Перикла обвинили Анаксагора в безбожии, поскольку он принимал Солнце не за бога, а за раскаленную докрасна глыбу камня, в несколько раз большую, чем Пелопоннесс. Если Перикл не решился прямо вступиться за Фидия, возможно, он лишь устроил так, чтобы Олимпия поручилась за возвращение скульптора после выполнения заказа, он выступил на защиту Анаксагора, но безуспешно. Философ был осужден на смерть, Перикл помог ему покинуть Афины. Наконец обвинили Аспасию, в частности, в том, что она читала книгу Анаксагора и даже в сводничестве, мол, знатных женщин, посетительниц ее дома, она сводила с ее мужем. Периклу пришлось употребить все свое красноречие, говорят, вплоть до слез, чтобы отстоять честь жены. Между тем военные конфликты с соседями, прежде всего с Спартой, не прекращались, пока не разразится Пелопоннесская война. Рассмотрим лучше напоследок жизнь афинян в будни и праздники. В Афинах, кроме рынка, была площадь Народного собрания, агора, где собирались граждане для обсуждения важных государственных дел; был амфитеатр, где в определенные дни в году шли театральные представления, можно сказать, театральные фестивали-конкурсы; вход на представления был платный, поэтому государство выделяло два обола бедным гражданам, чтобы никто не остался вне праздника. На представлениях трагедий Софокла, особенно Еврипида большую роль играли хоровые партии, зачатки оперы, можно сказать, некоторые партии, особенно музыкальные, распевались всюду, даже по всему Средиземноморью, как шлягеры, если угодно. Естественно встал вопрос о создании музыкального театра, с крышей в виде конуса, что и осуществил Перикл. Театр получил название Одеон, а так как его купол напоминал голову Перикла, афиняне изощрялись в остроумии, утверждая, что он носит на голове Одеон. Впрочем, иные называли Перикла не иначе, как олимпийцем. В Афинах было построено здание, функция которого вполне соответствует вкусам и характеру афинян. Это Стоя Поикиле, здание с открытым фронтоном на колоннах. На стенах большие картины с изображением трех эпизодов битвы под Марафоном учеников Полигнота и «Разорение Трои» Полигнота. Поскольку неподалеку агора и рынок, то здесь нечто вроде проходного двора и музея, где постоянно толчется публика: купцы, моряки, женщины из всех сословий, граждане Афин, метеки, рабы, - одни обделывают свои дела, другие проходят, глазея на картины, третьи беседуют, укрывшись от дождя и солнца. Начало живописи греки связывают с картинами Полигнота, который, вероятно, не владел перспективой, как художники проторенессанса в Италии спустя два тысячелетия, но умел воспроизводить моменты драматического действия, как Фидий, но в ярких красках. Персонажи выступали как живые в их красоте и уродстве. В одной из троянок узнавали Эльпинику, сестру Кимона, одного из предшественников Перикла, что вызывало пересуды, мол, она пленила и художника. Здесь мы увидели бы и Сократа, вступающего в спор с комическими поэтами, и Перикла в шлеме, всегда готового выйти к трибуне Народного собрания или отправиться в поход во главе афинского флота, а афиняне не упустят случая посудачить об Аспасии... Видите ли, самосцы напали на Милет, Аспасия из Милета, она велит Периклу вступиться за Милет, хотя речь идет о сохранении морского союза, основы могущества и богатства Афин. После похода будут похороны погибших, с речью Перикла, всегда глубокой, историко-философской, можно сказать, впечатляющей, если судить по Плутарху, и оратора женщины забрасывают цветами, - всякого рода общественные мероприятия превращаются в театральные действа. [2]
Пелопонесская войнаАфины и Спарта являлись двумя центрами, около которых образовались два самых крупных политических объединения Греции-Афинская держава и Пелопоннесский союз. Соперничество между ними увеличивалось с каждым днём и, наконец, во второй половине V в. вылилось в панэллинскую междоусобную войну, известную в истории под именем пелопонесской войны (431-404 гг.).
По мнению Фукидида, истинная причина войны состояла в том, что своим богатством и влиянием афиняне стали внушать опасения спартанцам, и это вынудило их начать .войну. В объяснениях своих Фукидид исходил из той политической ситуации, которая сложилась после греко-персидских войн. Война между Афинами и Пелопоннесским союзом подготовлялась давно и была следствием ряда причин как экономических, так и политических. Центральным экономическим вопросом со времени персидских войн был вопрос западного рынка. Сущность его заключалась в следующем. До персидских войн главным рынком сырья и сбыта продуктов греческих ремёсел служил Восток. На посреднической торговле с Востоком главным образом и базировалась сила малоазийских городов. Со времени же разгрома персов восточный рынок оторвался от Греции, и грекам пришлось искать новые рынки. Помимо восточных рынков, у греков имелись рынки на севере – в Македонии и во Фракии – и затем на западе – в Сицилии и Италии. В V в. западный рынок был главнейшим рынком Средиземноморья. На него было направлено всё внимание не только Афин, но также Коринфа, Мегар и других торгово-ремесленных полисов Греции. Особенно резко сталкивались интересы Афин с интересами Коринфа и Мегар на Коринфском перешейке. Торговые успехи Афин на Западе всё более расширялись и углублялись, угрожая их торгово-ремесленным конкурентам. Всё говорило за то, что в ближайшем будущем итало-сицилийский экспорт (зерно, скот, металл) пойдёт исключительно через Пирей, а это грозило ущербом прямым конкурентам Афин – Коринфу и Мегарам. Первостепенное значение для обеих сторон имело обладание гаванями острова Керкиры, расположенного на пути между Грецией и Италией. На севере интересы названных держав сталкивались во Фракии и Македонии, в то время уже начинавших играть большую роль в греческой экономике. К экономическим причинам присоединились еще политические причины – враждебные отношения между Спартой и Афинами на почве общегреческой (международной) политики. В то время как Афины во всех эллинских общинах поддерживали демократические элементы, Спарта оказывала поддержку аристократам и олигархам. Спартанцы охотно поддерживали аристократические и олигархические группы в союзных с Афинами греческих общинах. Спартанцы настаивали на самоопределении греческих общин, что на политическом языке того времени означало прекращение афинской гегемонии и подрыв демократического строя Афин. Большую роль в обострении отношений сыграли также эмигранты. Афины служили местопребыванием всех элементов, враждебных Спарте; в городах Пелопоннесского союза находили приют противники афинской демократии, агитировавшие против афинской конституции и её вождей. К этим основным причинам присоединился ещё ряд других, дополнительных мотивов. Прежде всего пошатнулось положение умеренно демократической группы Перикла и самого Перикла. Число деклассированных элементов, создаваемых конкуренцией рабов, всё время росло. Экклесия становилась более нервной и требовательной, деревня страдала от притока дешёвого привозного хлеба. Со" всех сторон поднималась оппозиция, начались судебные процессы и преследования друзей Перикла. Был привлечён к суду друг Перикла художник Фидий; близкий Периклу философ Анаксагор вынужден был покинуть город; с большим трудом удалось Периклу добиться оправдания второй его жены Аспазии[3].
Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода.
I. Архидамова война
Первый период конфликта носит в историографии традиционное название Архидамовой войны, по имени спартанского царя Архидама II, командовавшего объединёнными силами Пелопоннесского союза. Следует отметить, что Спарта и её союзники, за исключением Коринфа, Мегары, Сикиона и коринфских колоний были сухопутными государствами. Они обладали возможностью собрать весьма значительную армию; лидеры союза, спартанцы, славились как прекрасные воины. Флот же пелопоннесцев составлял около трети афинского. План войны Пелопоннесского союза предполагал прежде всего вторжение в Аттику и разорение земель вокруг Афин, а также разгром афинского войска в решающем сражении.
Афины же, хотя и находившиеся на Аттическом полуострове в материковой Греции, владели обширными территориями преимущественно на островах Эгейского моря. В связи с этим они разработали иную стратегию. Основной план, предложенный Периклом, ни в коем случае не предполагал заведомо проигрышного решающего сражения на суше. Вместо этого Афины должны были задействовать свой превосходящий противника по количеству кораблей и по качеству подготовки флот в качестве основного средства войны. В случае вторжения врага жители сельских районов Аттики должны были укрыться за стенами Афин, оставив свои дома, а продовольствие и иные товары должны были доставляться в город исключительно морем. Финансовое благополучие Афин, складывавшееся в первую очередь из дани, платимой союзниками, позволяло им надеяться на успешность такой тактики.
Война началась с нападения союзников Спарты — фиванцев — на небольшой городок Платеи, хотя и находившийся в Беотии, однако входивший в состав Афинской державы. Платейцы получили от афинян помощь, и фиванцы не смогли взять город сразу, в результате чего были вынуждены перейти к осаде. В мае 431 года до н. э. шестидесятитысячное войско пелопоннесцев вторглось в Аттику, разоряя округу Афин. Вплоть до 427 года до н. э. подобные вторжения происходили ежегодно (кроме 429 г. до н. э.), однако длились они каждый раз около трёх недель; самое длительное вторжение (430 г. до н. э.) продолжалось лишь сорок дней. Причиной этого было то, что войско пелопоннесцев являлось фактически гражданским ополчением, и, соответственно, воины должны были успеть домой, чтобы принять участие в сборе урожая. Кроме того, спартанские илоты нуждались в постоянном контроле, и долгое отсутствие основных сил Спарты могло привести к их восстанию. Вторжение спартанцев заставило афинян, в соответствии с первоначальным планом, эвакуировать всё население Аттики за стены города. Наплыв беженцев привёл к тесноте в городе и большой скученности населения; источники свидетельствуют об отсутствии у многих элементарной крыши над головой. Вместе с тем, афинский флот доказал своё превосходство над пелопоннесским, победив в двух сражениях - у мыса Рион и при Навпакте (429 год до н. э.) и начав опустошать побережье Пелопоннеса. В 430 году до н. э. в переполненных беженцами Афинах вспыхнула эпидемия. За период до 426 года до н. э. (с небольшими перерывами) она унесла около четверти населения города (примерно 30 тысяч человек). В числе жертв эпидемии был и Перикл. Болезнь господствовала не только в самих Афинах, но и в их войске. Страх перед заболеванием был столь велик, что даже спартанцы отменили вторжение в Аттику. Значительные изменения произошли и во внутриполитической жизни Афин. Смерть Перикла привела к радикализации их политики. Значительно выросло влияние Клеона, выступавшего за более агрессивное ведение войны и отказ от преимущественно оборонительной политики Перикла. Клеон опирался главным образом на радикально-демократические элементы афинского общества, прежде всего городские торгово-ремесленные круги. Более умеренную партию, опиравшуюся на землевладельцев и аттических крестьян и выступавшую за заключение мира, возглавлял богатый землевладелец Никий. В связи с тем, что положение Афин начало, наконец, улучшаться, группировка Клеона постепенно стала получать всё больший вес в Народном собрании. Несмотря на серьёзные проблемы, Афины, тем не менее, выдержали тяжёлые удары первого периода войны. В 429 году до н. э. была, наконец, взята восставшая Потидея. Не увенчалось успехом и восстание на острове Лесбос (427 год до н. э.); афиняне взяли главный город острова — Митилену. По предложению Клеона Народное собрание Афин даже приняло постановление о казни всех взрослых мужчин на острове и продаже в рабство женщин и детей; впрочем, на следующий день это решение было заменено решением о казни тысячи сторонников олигархии. В 427 году до н. э. кровавые распри начались на Керкире. Причиной, как и на Лесбосе, послужила вражда между местными аристократами и сторонниками демократии. Победа в междоусобице досталась демократам, уничтожившим своих соперников; остров остался в составе Афинской державы, однако был серьёзно ослаблен. Тогда же, в 427 году до н. э., после длительной осады пали под натиском пелопоннесцев и фиванцев Платеи. Оставшиеся в живых их защитники были казнены, а сам город был разрушен. С 426 года до н. э. Афины захватили инициативу в войне. Этому способствовало увеличение в 427 году до н. э. фороса (дани, взимаемой с союзников) приблизительно вдвое. Кроме того, в 427 году до н. э. небольшая афинская эскадра была послана на Сицилию, где с помощью союзных городов (в первую очередь Регия) успешно вела боевые действия против тамошних спартанских союзников. Под предводительством энергичного стратега Демосфена (не путать с жившим позднее афинским оратором Демосфеном) Афины сумели достичь определённых успехов и в самой Греции: война была перенесена на территорию Беотии и Этолии — при Ольпее был разбит крупный отряд пелопоннессцев в 3 тыс. гоплитов; Никий захватил Киферу — остров к югу от Лаконики; вокруг Пелопоннеса была создана цепь опорных пунктов. В 424 до н.э. афинские войска планировали с двух сторон вторгнуться в Беотию, надеясь на выступление своих сторонников-демократов внутри страны. Однако беотийские власти предупредили выступление демократов, из двух афинских армий вторжения одна была с уроном отброшена, а другая разгромлена у Делии.
Крупной удачей афинян на этом этапе войны явился захват городка Пилос в западной Мессении, обладавшего удобной гаванью. Это фактически наносило удар в самое сердце Спартанского государства (Пилос находится в 70 километрах от Спарты) и создавало неприкрытую угрозу господству спартиатов над илотами. В ответ Спарта предприняла решительные действия. Из Аттики были отозваны войска, осаждавшие Афины, собран флот, а на запирающий вход в гавань Пилоса остров Сфактерия был высажен отборный спартанский отряд. Однако афинский флот под командованием Демосфена разбил пелопоннесцев и отрезал гарнизон Сфактерии, а через некоторое время принудил его к сдаче. В плен попало 292 спартанских гоплита, в том числе 120 знатных спартиатов. Командовал завершающим этапом битвы Клеон, назначенный недовольным долгой осадой афинским народным собранием. Удар, нанесённый Спарте, был столь силён, что спартанцы предложили мир. Однако Афины, ожидая скорой окончательной победы, не согласились. Сыграло свою роль и то, что глава партии сторонников продолжения войны Клеон после падения Сфактерии стал самым влиятельным афинским политиком. Впрочем, скоро стало ясно, что Афины недооценили силу Пелопоннесского союза. Хотя спартанцы перестали опустошать Аттику, афинян преследовали неудачи: попытка высадки у Коринфа провалилась, на Сицилии объединение местных полисов вынудило афинян отплыть домой. Крупное поражение в сражении при Делии потерпело афинское войско, попытавшееся вывести из войны Беотию. Самая же большая неудача поджидала афинян во Фракии. Войдя в союз с Македонией, талантливый спартанский полководец Брасид взял город Амфиполь — центр афинских владений в этом регионе; Афины лишились стратегически важных серебряных рудников (именно за это поражение и был изгнан из Афин историк Фукидид, сын Олора). Чтобы отбить Фракию, Афины послали войско, во главе которого был поставлен Клеон. Однако в битве под Амфиполем спартанцы нанесли афинянам поражение; в этой битве погибли и Клеон, и Брасид. В итоге и Спарта, и Афины согласились заключить мир. По условиям договора восстанавливалось довоенное положение; стороны должны были обменять пленных и возвратить захваченные города. По имени возглавившего афинское посольство Никия мир был назван Никиевым.
II. Никиев мир
Со смертью Клеона и Брасида, двух главных сторонников войны, война была прекращена. Однако несмотря на условия мира, стороны не вернули друг другу захваченные территории, хотя и выдали пленных. Никиев мир, заключённый на пятьдесят лет, продержался лишь шесть. Это время было заполнено постоянными стычками, ареной которых стал Пелопоннес. В то время как Спарта воздерживалась от активных действий, некоторые из её союзников пришли к выводу о необходимости выхода из Пелопоннесского союза. Они начали группироваться вокруг Аргоса — сильного, неподконтрольного Спарте полиса демократической ориентации на востоке Пелопоннеса. В возникший союз вошли разорвавшие союз со Спартой Аргос, Мантинея и Элида, в которых в результате недовольства Никиевым миром к власти также пришли демократические элементы (первоначально в союз также вошёл Коринф, однако из-за продолжавшихся споров с Афинами он перешёл на сторону Спарты). Союзная коалиция получила некоторую поддержку Афин и попыталась захватить лидерство в Пелопоннесе. Однако в 418 году до н. э. войска коалиции (Аргос, Мантинея, Аркадия, Афины) были наголову разбиты в битве при Мантинее; в городах Пелопоннеса восторжествовали сторонники союза со Спартой и установилась олигархия. Демократический альянс распался, а большинство его членов вновь вошли в Пелопоннесский союз.
В Ионию был направлен с флотом энергичный военачальник Лисандр, обладавший редкими для спартанца талантами дипломата и флотоводца. Кроме того, он имел прекрасные личные отношения с персами, которые прекратили финансовую помощь Афинам и направили ему значительные средства. Положение для спартанцев облегчалось тем, что после небольшого поражения у Нотия (406 год до н. э.) наиболее способный афинский военачальник — Алкивиад — был отстранён от командования флотом и удалился в добровольное изгнание. В 406 году до н. э. афинский флот, на создание которого ушёл последний резерв средств — золотая и серебряная утварь Парфенона — всё-таки одержал значительную победу при Аргинусских островах, уничтожив более 70 вражеских триер и потеряв 25 своих. Однако шторм сделал невозможным спасение моряков с затонувших афинских судов, и по возвращении домой стратегов-победителей ждал суд. Одним из пританов (членов притании — исполнительного органа Совета Пятисот) по жребию оказался Сократ, который как мог противился незаконному суду, но, несмотря на это, стратеги были осуждены и казнены. Тем временем деморализованный афинский флот был вынужден вновь перейти к активным действиям. Спартанцы под командованием Лисандра вновь появились в проливах. Под угрозой голодной смерти и полного финансового краха (Афины зависели теперь не только от подвоза хлеба из Чёрного моря, но и от пошлины, взимаемой в проливах) афинский флот вышел навстречу спартанскому. Однако в условиях общей деморализации, падения дисциплины и разброда командования наспех собранный флот в устье небольшой речки Эгоспотамы попал в ловушку Лисандра, который застиг стоявшие на якоре афинские корабли врасплох и уничтожил их практически полностью (из 180 триер удалось спастись только двенадцати). Стратег Конон не посмел явиться в Афины и бежал на Кипр. У Афин не осталось ни флота, ни армии, ни денег, ни надежд на спасение. После пяти месяцев осады с суши и моря город сдался. В апреле 404 года до н. э. был подписан мирный договор. Афины лишались права иметь флот (кроме 12 кораблей), срывали Длинные стены, отказывались от всех своих заморских владений и входили в союз со Спартой. Причём эти условия были ещё сравнительно милосердны: так, Фивы и Коринф вообще предлагали разрушить город. Отдельным условием в договоре значился возврат в Афины изгнанников (в основном сторонников олигархии)[4].
Заключение
Древние Афины явились родиной рабовладельческой демократии. Здесь жили ученые, архитекторы, скульпторы, государственные деятели, полководцы. Солон, Писистрат, Клисфен, Фемистокл, Кимон, Перикл — вот имена государственных деятелей, с которыми связан период расцвета древних Афины (VI—V вв. до н.э.). В этот же период Афины украшали замечательные скульпторы и зодчие— Фидий, Иктин, Калликрат, Мнесикл, Мирон, Кресилай, Несиот, Критий, Поликлет, позже Пракситель. «Золотой век» афинской рабовладельческой демократии породил таких титанов античной литературы и театра, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. В Афины долгое время жили историки Геродот и Фукидид, которые были близкими друзьями Перикла и Софокла. С Афинами связана и вся жизнь известных философов-идеалистов — Сократа и его ученика Платона.
Первая крупная и планомерная застройка Афин была произведена в VI в. до н. э. Наиболее значительные строительные работы велись на Акрополе и в гавани Пирей. Самым выдающимся, дошедшим до наших дней сооружением того времени был водопровод. Им пользовались до середины XVIII в. Большая часть зданий, построенных в этот период, была позднее разрушена персами. Но уже в V в. до н. э., при Перикле, Афины были вновь отстроены. Значительное строительство в Афинах было в 117—138 гг., при римском императоре Адриане, когда за стенами города, по существу, возник новый город, который был обнесен еще одной стеной. Афины украсились величественными общественными зданиями, руины которых наряду с Акрополем являются сегодня драгоценными памятниками античной архитектуры.
На короткий период в Афинах установилась открыто олигархическая власть «Тридцати тиранов», открыто поддерживаемых Спартой. Наиболее известным из них был Критий. «Тридцать тиранов» развернули в городе настоящий террор, как против своих политических противников, так и просто против богатых людей, чьими средствами желали завладеть. Однако через некоторое время (в 403 году до н. э.) олигархия была свергнута, и в Афинах восстановилась демократия. Экономические последствия войны ощущались по всей Греции; бедность стала нормальным явлением в Пелопоннесе, а Афины были полностью разорены и никогда больше не восстановили своего довоенного процветания. Война привела к глубоким переменам в греческом обществе; конфликт между демократическими Афинами и олигархической Спартой, поддерживавшими дружественные силы в других городах, сделал гражданские войны частым событием в греческом мире. Рост социальной напряжённости неоднократно выливался в вооружённые противостояния. Конфликт, поначалу носивший ограниченный характер, и в котором обе стороны первоначально соблюдали определённые «правила», довольно быстро вырос во всеобъемлющую войну, невиданную прежде в Греции по жестокости и масштабам. Нарушение религиозных и культурных запретов, разорение целых областей и уничтожение городов получили в ходе боевых действий широкое распространение. В самих воюющих государствах война привела к заметным переменам во внутренней политике. Рост популярности демагогов в Афинах (Клеона, Гипербола, Андрокла, Клеофонта) во время войны сменился с заключением мира олигархической тиранией. Спарта, хотя и не изменила государственного строя, тем не менее также испытала на себе влияние военных действий. Происходит обеднение значительного количества полноправных граждан, и наоборот — обогащение некоторых представителей верхушки полиса. В 399 году до н. э. был раскрыт заговор Кинадона, в котором приняли участие обедневшие граждане, потерявшие свои гражданские права. Глубокие изменения произошли в международных отношениях. Афины, сильнейший полис Греции в начале войны, в её итоге превратился в зависимое государство, Афинская держава исчезла, а лидирующей силой в Греции стала Спарта. Впрочем, бесцеремонность спартанцев во внешней политике, желание опираться исключительно на силу и отсутствие гибкости вскоре привели к трениям с союзниками и общему росту антиспартанских настроений. Их итогом стала битва при Левктрах (371 год до н. э.), выдвинувшая в качестве гегемона Греции Фивы. Значительно выросла во внутригреческих международных отношениях роль Персидской державы. Её вмешательство (в основном в виде финансовой помощи) неоднократно меняло ход боевых действий. Целью персов было поддержание равновесия между воюющими сторонами, и в конечном итоге, их обоюдное ослабление. В целом можно сказать, что с концом Пелопоннесской войны начался новый этап развития греческого общества.