Реферат
"Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян"
Содержание
1. Зарождение классового общества. Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму
1.1 Государственные объединения племен киммерийцев и тавров
1.2 Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия
1.3 Греческие рабовладельческие города-государства и колонии
2. Жизнь древних восточных славян
2.1 Расселение и занятия славянских племен на территории Украины
2.2 Культура, быт, обычаи и верования славян
1. Зарождение классового общества. Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму
1.1 Государственные объединения племен киммерийцев и тавров
В начале I тысячелетия до н.э. население Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху - железный век. Научившись добывать железо, изготовлять и применять железные" орудия труда, более крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вождей племен стали накапливаться богатства. Воцарились имущественные неравенство и несправедливость. Появились богатые и бедные, эксплуатация одних людей другими. Первобытнообщинный строй начал приходить в упадок, отступал в прошлое и давал дорогу классовому обществу. "Рабовладельцы и рабы, - писал В.И. Ленин, - первое крупное деление на классы".
Именно в это время в степях Северного Причерноморья и на Крымском полуострове жили племена киммерийцев и тавров, быт, обычаи и общественное устройство которых описали древнегреческие писатели и ученые. В поэме Гомера "Одиссея" говорится: "Зашло солнце, и покрылись темнотой все пути, а судно наше достигло границ океана. Там народ и город людей киммерийских, окутаны мглою и тучами..."
Киммерия занимала огромнейшую территорию от Днестра до Дона, Таманский и Керченский полуострова. На Керченском полуострове в Крыму был город Киммерик. Киммерийские племена издавна занимались скотоводством и земледелием, орудия труда и оружие изготавливали из бронзы и железа Киммерийские цари собирали военные отряды и совершал! походы против соседних стран - Урарту, Лидии, Фригии и др. захватывали и превращали в рабов пленных. Власть в Киммерии принадлежала царям и рабовладельческой знати, а государство киммерийцев, созданное из племенных объединений, было рабовладельческим. В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могучего и многочисленного объединения скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья. Часть их ассимилировалась (смешалась) со скифами.
Почти одновременно с киммерийцами на юге Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "таброс" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова - Таврида, принятое царским правительством после присоединения Крыма к России в 1783 г. Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек - земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были искусными гончарами, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы. Со второй половины I тысячелетия до н.э. первобытнообщинный строй у тавров начал приходить в упадок; появилось имущественное неравенство, стала формироваться родовая аристократия. Их государство - Таврика, также развивалось как рабовладельческое. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Сообща с соседями - скифами они воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал земли Таврики. Судьба Таврики, как и Киммерии, была трагической: вначале во II в. до н.э. ее покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска. В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавшими Крым после распада в XV в. н.э. монголо-татарского феодального государства Золотой Орды. Самобытная культура тавров была утрачена.
1.2 Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия
В те далекие времена передвижение целых народов на тысячи верст с востока на запад было обычным явлением. В VII в. до н.э. из центральной Азии в Северное Причерноморье вторглись многочисленные племена скифов и господствовали там 400 лет. Древнегреческий ученый Гиппократ свидетельствовал: "Так называемая "Скифская пустыня" представляет собой равнину, богатую травой, но лишенную деревьев Гидрия - скифский сосуд и умеренно орошенную; по ней текут для воды. Бронза. V в. большие реки, уносящие воду из степей, до н.э. Там и живут скифы: называются они кочевниками, так как у них нет жилищ, а живут они в кибитках... В таких кибитках находятся женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними идут их стада овец и коров, табуны лошадей". Значительная часть скифов была земледельцами-пахарями и проживала севернее степей Причерноморья.
В скифском обществе формировалось рабовладельчество: рабами становились покоренные племена или пленные из далеких стран. Большинство же населения Скифии составляли общинники-скотоводы и земледельцы, находившиеся в зависимости от богатой знати, платили им и царям дань, служили в войске. Скифское государство занимало огромнейшую территорию Северного Причерноморья и часть Крыма, где скифы построили и свою столицу Неаполь (теперь городище на окраине Симферополя). Территория делилась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.
Скифы славились как искусные воины. Вооруженные луками и короткими копьями, они были неутомимыми в походах и стойкими в битвах. Когда в 512 г. до н.э. на Скифию двинулось огромнейшее войско персидского царя Дария I, скифы применили тактику изматывания вражеских сил: вначале беспрерывно отступали, а затем нанесли внезапные удары с флангов и тыла. В крупные сражения, как правило, не вступали. Войско Дария I понесло непоправимые потери и оставило страну. В небольших, но ожесточенных стычках разгромили скифы и 30-тысячное войско греческого царя Александра Македонского, который в 331 г. до н.э. напал на их страну.
Скифами создана высокая на то время материальная и духовная культура, обогащавшаяся опытом при общении с греческими колонистами, славянами, а также народами Кавказа, Востока, Греции и др. Они плавили железо, занимались кузнечным ремеслом, делали оружие, железные орудия труда. В скифских курганах найдено много украшений из золота и серебра (греческого происхождения). Скифы украшали щиты и чаши, на костяных пластинках вырезали фигурки людей и животных, изображали бытовые сцены. В кургане Толстая Могила на Днепропетровщине археологи нашли много золотых, серебряных и бронзовых предметов высокой художественной ценности, среди них нагрудное золотое украшение - пектораль IV в. до н.э.
Скифы обожествляли солнце, луну, явления природы - дождь, гром и молнию, устраивали праздники в честь животворной земли и скота. На высоких курганах устанавливали каменные статуи ("бабы") - символы культа предков.
Обострение внутренних противоречий, постоянные изнурительные войны привели к ослаблению скифского царства. В результате под ударами соседних сарматских племен Скифия распалась (III в. до н. э). Многочисленные племена сарматов или савроматов (от иранского слова "саоромант" - опоясанный мечом) господствовали там 600 лет (III в. до н.э. - III в. н. э). Их язык, как и скифский, относился к иранским языкам. Быт и обычаи обоих народов были также близкими. Поэтому-то скифы и сарматы уживались в одном государстве в Причерноморье.
Чем занимались сарматы? В степях Северного Причерноморья они нашли благоприятные условия для скотоводства и кочевого способа жизни: разводили стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей, занимались охотой на степных зверей и птиц, ловили рыбу в реках и озерах. Жили в кибитках, устроенных на телегах. Небольшая часть сарматов жила оседло и занималась земледелием на равнинах и в долинах рек Дона, Днепра, Дуная и др. Кроме того, сарматы занимались различными ремеслами: кузнечным, бронзолитейным, обработкой кожи, деревообделочным, ткацким, изготовлением керамики, войлочных изделий, одежды, обуви, украшений, оружия. Сарматские женщины занимали видное положение в общественной жизни, отличались смелостью и воинственностью.
Сарматы вели значительную торговлю с соседними странами. Важным торговым и политическим центром Сарматии был город Танайс в устье Дона.
С распадом первобытнообщинного строя и разделением общества на классы, появлением в нем богатых и бедных у сарматов создается государство - Сарматия, носящее, как и скифское, рабовладельческий характер. Оно имело значительное влияние в международных отношениях того времени. Сарматские цари вели захватнические войны и держали в повиновении ряд племен. С Сарматией граничили земли славян, которые отстаивали свою независимость. Сарматские цари и знать во время войн захватывали большое количество рабов, широко использовавшихся в хозяйстве.
1.3 Греческие рабовладельческие города-государства и колонии
В истории Северного Причерноморья и Крыма видное место занимала греческая колонизация, которая привела к образованию там рабовладельческих городов-государств. "В древних государствах, в Греции и Риме, - писал К. Маркс, - вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.8. - С.567). На территории современной Украины в VII в. до н.э. - V в. н.э. существовали греческие города-государства: Борисфенйда (на о. Березань), Тира (в устье Днестра), бльвия (на правом берегу Бугского лимана), Херсонёс (в пределах современного Севастополя), Боспор (на берегах Керченского пролива), Феодосия (в восточном Крыму) и др.
В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные формы правления: монархии, аристократические или даже демократические республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же - богатства и власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В народных собраниях все вопросы решали аристократы.
Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике играли ремесленное производство и торговля, второстепенную - земледелие, скотоводство, рыболовство. В этой рабовладельческой республике власть принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках рабовладельческой знати. В Ольвии развивались ремесла - кузнечное, плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.
Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная монета. На территории города-государства были сооружены здания государственных учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов, находившихся в собственности аристократии. Ольвия славилась своими богатствами и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.
Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов - выходцев из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля. Жестокая эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора. Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих городов-государств и понтийского царя.
В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях, обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.)" театральные представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян. В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.
Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска соседних племен к V в. н.э. греческие города-государства прекратили свое существование.
Таким образом, рабовладельческие государства Киммерия, Таврика, Скифия и Сарматия, а также греческие города-государства оставили заметный след в истории нашей страны, способствовали культурному обогащению соседних племен и среди них славянских.
2. Жизнь древних восточных славян
2.1 Расселение и занятия славянских племен на территории Украины
Название родственных народов "славяне" впервые появилось в произведениях византийского историка Прокопия Кессарийского "Война с готами" и императора Маврикия Стратега "Тактика и стратегия" (VI в). Славянские племена, составлявшие три ветви - западную, южную и восточную, с древнейших времен жили в Европе (о западных и южных славянах говорится в истории средних веков). Восточная ветвь славян - коренное население, проживавшее с незапамятных времен на значительной территории, включавшей границы современных Украины, Белоруссии и европейской части России.
Расселение славян в древности на территории современной Украины подтвердили археологические раскопки в бассейне Днепра. Найдено огромное количество поселений и могильников племен, живших в конце старой, а также при новой эрах по Днепру и его многочисленным притокам. В римских письменных источниках славяне упоминаются под названием венеды, в византийских и готских - склавины (славяне) и анты, в греческих они завуалированы в собирательных названиях - скифы, сарматы и гунны. Древнерусские летописи сообщают, что в V - VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы (см. карту-вклейку): полян (среднее течение Днепра), северян (бассейны Десны, Сулы и Ворсклы), древлян (днепровское Полесье), тиверцев (между Днестром и Прутом), уличей (между южным Бугом и Днестром, вплоть до Дуная и Черного моря), волынян и дулебов (бассейн Железные орудия труда Западного Буга и правых притоков славян второй половины верхней Припяти), хорватов (Карпаты).
Таким образом, вся территория нынешней Украины была заселена славянами, племена которых объединяла близость языка, хозяйства и культуры.
А чем занимались славяне в древности? На этот вопрос опять же дают ответ археологические раскопки и письменные зарубежные источники. Славяне вели оседлый образ жизни, и это способствовало развитию у них пашенного земледелия как основной отрасли хозяйства. Землю они обрабатывали усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу, лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде, зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали в печах-каменках.
Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства, как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.
В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки, озера, болота с зарослями камыша.
Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел: железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному, ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных нужд, так и для торгового обмена.
Развитию торговли у славян способствовало постепенное отделение ремесел от земледелия и скотоводства. Деньгами служили серебряные монеты, попадавшие к славянам в результате торговли с Византией, провинциями Западной Римской империи, греческими городами-государствами Северного Причерноморья, странами Азии и Ближнего Востока. В частности, в арабские страны славяне вывозили на продажу меха, мед, воск, хлеб, рыбу, кожи. Со временем торговля расширялась.
Развитие хозяйства у славянских племен способствовало их политическому объединению, создавало условия для формирования народности, подъему их материальной и духовной культуры.
Зарождение классов и возникновение государственных союзов славянских племен.
Развитие хозяйства послужило основой для существенных изменений в общественных отношениях славян. В результате распада первобытнообщинного строя родовые общины теряли свою прежнюю замкнутость и начали объединять не только родственников, но и соседей. Образовывались по существу новые объединения - территориальные или соседские общины, которые состояли из индивидуальных хозяйств отдельных семей. Пахотная земля и угодья общин часто распределялись между семьями, а произведенные продукты становились их частной собственностью.
"... Находившиеся до того в общем владении пашни и луга, - писал Ф. Енгельс, - стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникавшими теперь отдельными домашними хозяйствами, сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими".
Некоторые семьи накапливали значительные богатства, что усугубляло имущественное неравенство в общинах.
В древнем обществе славян происходили глубокие экономические и социальные изменения: первобытнообщинный строй разлагался, и в его недрах зарождались классовые феодальные отношения.
Старейшины родовых общин и их соратники постепенно сосредоточивали в своих руках власть и богатства, эксплуатировали свободных общинников. Кроме того, захваченных пленных они превращали в рабов и заставляли работать на себя. Однако рабовладельчество у славян не стало господствующим строем и носило патриархальный характер. Пленные-рабы часто считались членами семей общинников и становились свободными тружениками или возвращались на родину. В славянском мире не возникли условия для рабовладельчества.
В период формирования классов у славян рабовладельческий строй античного мира изжил себя. А уровень развития хозяйства у славян был уже таким, что эксплуатировать феодальнозависимых крестьян было более выгодно, чем рабов. Еще со времен первобытнообщинного строя для решения важных вопросов славяне созывали народные собрания - вече. Теперь они уже не играли главной роли. Государственные союзы племен, сформировавшиеся с появлением непримиримых между собой классов и в связи с необходимостью защиты от нашествий, возглавляли полновластные правители - князья, опиравшиеся на богатую знать и не считавшиеся с решением веча. Примером может служить государственный союз племен полян на среднем Поднепровье. На гористой южной окраине современного Киева (теперь там расположен Ботанический сад Академии наук УССР) находилась и столица полян - Бусов город, разрушенный завоевателями-персами Дария I (за 1000 лет до основания Киева в другом месте). На северо-западе образовался дулибоволынянский союз племен. Эти и другие союзы племен превращались в государственные образования - феодальные княжества.
На славянские земли часто нападали восточные кочевые племена: киммерийцы, скифы, сарматы, а позднее авары, хозары, печенеги, половцы и др. Поэтому славяне сооружали оборонительные земляные валы между реками, озерами и болотами, ставшие значительными препятствиями для вражеских нашествий. Эти валы получили название "змеевых". По народной легенде, славянские богатыри, победив в поединке своего лютого врага - Змея, запрягали его в огромнейший плуг и вспахивали такие большие борозды - валы. "Змеевые валы" в разрушенном состоянии сохранились до нашего времени на Киевщине, Черкащине, Полтавщине. Подобные сооружения под названием "Трояновые валы" существовали на Поднестровье. Их строительство потребовало огромнейших усилий.
Отважные и мужественные воины-славяне вели длительные и изнуряющие войны против нашествия восточных кочевников-завоевателей, а также армий рабовладельческих государств - Византии и Западной Римской империи, стремившихся захватить восточнославянские земли. "Выступая на войну, - писал византийский историк того времени Прокопий (VI в), - многие из них идут на врага пешком, держа в руках небольшой щит и дротик; панцирей они не носят..." Со временем вооружение славянских воинов изменялось: у них уже были железные мечи, копья, ножи, деревянные луки и их многочисленное войско наносило немало поражений врагам. Благодаря этому ослаблялся натиск вражеских сил с востока и запада на славянские земли, обеспечивалась их независимость.
Первые государственные образования - союзы славянских племен были предшественниками могущественной Киевской Руси. Именно такие объединения племен славян предшествовали образованию государства и народности, которые складывались в переходный к классовому обществу период.
2.2 Культура, быт, обычаи и верования славян
Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала), сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.
Верования славян называли язычеством. Наши предки обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце, Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".
Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти метров, затем устраивали
там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.
В наиболее изученном археологами прикладном искусстве прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей, домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда, оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в частности их труд и борьбу с врагами.
У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен византийцами троих славянских гусляров.
В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык", "не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у всех..." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах". По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.
Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.
Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что способствовало их объединению в государственные союзы на значительных территориях.
Список литературы
Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989
Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987
Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002
Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987
Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999