- один из видов авиационного спорта. Подразделяется на подвиды: классика, групповая акробатика, купольная акробатика, фрифлай, скайсерфинг, фристайл, свуп, парашютно-атлетическое многоборье, пара-ски и др.
Парашют - от французского «parachute» (греческое «para» - «против» и французского «chute» -"падать") - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
История
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи, 1495 упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины - локоть - равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает 6…7 метров.
Но, как оказалось позже, Леонардо да Винчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели.
В начале семнадцатого века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека.
Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. 17 века. Французский заключенный бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно приводнился.В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался. Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в 18 веке, при освоении полетов на воздушных шарах.
В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении.
Бланшар,
огорченный
трагической
гибелью Пилатра
де Розье, начал
проводить
эксперименты
с парашютом.
Вначале он
подвешивал
небольшие
парашюты внизу
под корзиной
и спускал с
высоты на потеху
публике различных
животных —
собак, котов.
Они в полном
здравии и целости
снижались на
землю. Значит,
если сделать
парашют подходящих
размеров, то
и человек сможет
благополучно
спуститься
с высоты в случае
аварии воздушного
шара. Но куда
девать огромный
парашют — купол,
стропы, пояса,
или, как говорят
теперь, подвесную
систему, если
кабина аэростата
маленькая,
тесная и в ней
зачастую негде
повернуться?(парашют
не укладывался
в ранец, как
это делается
сегодня)
22 октября
1797 года над парком
Монсо в Париже
был совершен
первый настоящий
прыжок с парашютом.
Француз Андре-Жак
Гарнерин прыгнул
с воздушного
шара, находящегося
на высоте 2230
футов.Прыжки
с парашютом
и сейчас производят
на зрителей
неотразимое
впечатление.
А в те времена
и подавно. Появилось
много бродячих
парашютистов-аэронавтов,
которые в поисках
заработка
показывали
прыжки с парашютом
в разных странах.
Между прочим,
Андре-Жак Гарнерен
был одним из
первых воздухоплавателей,
демонстрировавших
полеты на воздушном
шаре в 1803 году
в России.Нашлось
немало энтузиастов-парашютистов
и в самой России.
Газета «Московские
ведомости»
за 1806 год сообщает,
что русский
воздухоплаватель
Александровский
поднялся в
воздух на большом
шаре и совершил
прыжок с парашютом.
Смельчак благополучно
спустился на
землю и был
восторженно
встречен зрителями.У
парашютов того
времени существовал
главный недостаток
— постоянное
раскачивание
купола при
снижении. Проблему,
наконец, удалось
разрешить
англичанам.
В 1834 году Коккинг
создал парашют
в виде опрокинутого
конуса. К несчастью,
в том же году
при испытаниях
этой системы,
каркас купола
не выдержал
нагрузки и
сложился, и
Коккинг погиб.Другой
ученый, Лаланд,
предложил
делать в традиционных
системах парашютов
отверстие для
выхода воздуха
из-под купола.
Этот принцип
оказался эффективным
и применяется
во многих системах
парашютов до
сих пор.
К концу века наибольшей популярностью в России пользовалось целое семейство спортсменов-парашютистов — Юзеф и Станислав Древницкие и их сестра Ольга. Уроженцы Варшавы, братья стали увлекаться прыжками с парашютом не случайно. В 1891 году они начали с полетов на монгольфьерах, но скоро убедились, что полеты на воздушных шарах — дело рискованное. Так что у воздухоплавателей, имеющих на борту парашют, больше шансов на спасение, чем у тех, кто относится к парашюту пренебрежительно. Юзеф и Станислав сконструировали подвесной парашют, наподобие тех, которыми пользовался еще Гарнерен, и начали его испытывать. Они поднялись на километровую высоту, и Юзеф Древницкий выпрыгнул из корзины. Подвешенный к корзине парашют удерживался на тонкой веревке, которая от рывка разорвалась. Под тяжестью парашютиста купол ринулся вниз, но тут же наполнился воздухом, и Юзеф Древницкий плавно спустился на землю. Неподалеку спустился на шаре и брат Станислав. Первый прыжок произвел на Юзефа Древницкого такое огромное впечатление, что он решил повторить его. Вслед за братом увлекся прыжками и Станислав. Древницкие за три года сделали несколько десятков прыжков и настолько отработали их технику и усовершенствовали сам парашют, что с ними не было никаких серьезных происшествий. Глядя на полеты и смелые прыжки братьев, их младшая сестра Ольга тоже решила заняться столь необычным для девушек того времени делом. В 1896 году она совершила свой первый прыжок с парашютом и сразу стала горячей поклонницей этого спорта отважных. Но все-таки больше всех для популярности парашютного спорта в России сделал старший брат, Юзеф Древницкий. 23 июля 1910 года он совершил показательный прыжок в Петербурге. Посмотреть на прославленного «прыгуна» пришли тысячи людей. На площадке в Крестовском саду разложили оболочку большого монгольфьера. Когда шар надули горячим воздухом, его едва удерживали тридцать рабочих. Внизу, под корзиной, подвесили в полураскрытом виде парашют. По команде Юзефа Древницкого рабочие отпустили шар, и он быстро взмыл на высоту 200 метров. Тут Древницкий спокойно отделился от корзины, и не успела толпа ахнуть, как парашют раскрылся и, наподобие огромного зонтика, бережно спустил на землю храбреца, которому публика устроила овацию.Интерес к парашюту был так велик, что Древницкому пришлось в Петербурге сделать больше десятка прыжков, а всего он их совершил более четырехсот, оставаясь цел и невредим. Это лучше всего убеждало, что идея парашюта верна и что она требует просто отработки. Громоздкость и неудобство парашютов в использовании были настолько очевидны, что многие воздухоплаватели предпочитали летать без них.
Г.Е.Котельников под впечатлением от гибели лётчика Мациевича в 1910 создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как парашютист выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.1 марта 1912 года был совершен первый прыжок с парашютом из самолета. Его совершил американский капитан Альберт Берри в штате Монтанна. Выпрыгнув с высоты 1500 футов и пролетев 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.
21 июня 1913 года прыжок с парашютом впервые совершила женщина. Двадцатилетняя отважная Джорджия Томпсон совершила свой дебютный прыжок над Лос-Анджелесом.
В послереволюционные годы, Котельников продолжил работу над парашютами — уже для советской авиации. Первый в СССР спасательный парашют применил летчик-испытатель М.М.Громов 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, из которого выйти не мог, и на высоте 600 м покинул самолет со спасательным парашютом.В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели (в том числе ряд грузовых парашютов), которые были приняты на вооружение Советскими ВВС.В декабре 1941 Котельников эвакуирован в Москву. Именем Котельникова в 1973 названа аллея на территории бывшего Комендантского аэродрома. С 1949 деревня Салузи близ Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912 изобретатель испытал созданный им парашют, названо Котельниково (в 1972 при въезде в неё открыт памятный знак).Использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка (кстати, всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак — маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда). В том же году эти парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям: В. Писаренко и Б. Бухгольцу.Чуть позже в советской авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете, организатором которой стал Л. Г. Минов. 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. С тех пор этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.
В 1951 году был проведен первый Чемпионат мира по парашютному спорту. В 1982 году в международной парашютной комиссии было уже около 60 стран. Сегодня соревнования по парашютному спорту проводятся в категориях: точность приземления; затяжные прыжки; индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур); групповая акробатика; купольная акробатика.
Разновидности парашютного спорта
Классический парашютизм (комплекс индивидуальной акробатики и точность приземления)
* Групповая акробатика и построение формаций
* Купольная акробатика
* Фристайл
* Фрифлай
* Скайсерфинг
* Свуп
* Бэйсджампинг
* Парашютно-атлетическое многоборье
Виды парашюта
Существует два типа: парашют с круглым куполом (круглый парашют) и парашют с прямоугольным (или эллиптическим) куполом (парашют-крыло). Особняком стоят парашюты, используемые для снижения скорости самолётов и космических кораблей при посадке. Диапазон скоростей и нагрузок радикально различается.
Круглый парашют
Более старые "круглые парашюты " уменьшают скорость падения почти исключительно за счёт сопротивления воздуха. Они имеют форму полусферы, на нижнем краю прикреплены стропы (верёвки), на которых висит парашютист или груз. Для стабилизации падения в вершине купола обычно имеется полюсное отверстие, через которое уходит воздух. Этим предотвращают раскачивание парашюта.
Для первого самостоятельного прыжка, как правило, аэроклубы используют парашюты отечественного производства Д-1-5у, Д-6 серии 4 с малой вероятностью отказа.
Для дальнейшей парашютистов по т.н. "классической программе" используются круглые парашюты: Д-1-5у, Т-4 серии 4мп, Ут-15 серии 4 и серии 5.
* Д-1-5у одна из самых надежных и долговечных систем на арене первоначальной подготовки парашютистов.
* Т-4 серии 4мп относится к разряду спортивных парашютных систем. Имея два способа раскрытия — расчековки и ручной, чаще всего используется для обучения начальным этапам свободного падения. Имеет большую по сравнению с Д-1 горизонтальную скорость — до 4.5 м/с, меньший укладочный объем и вес.
* УТ-15 серии 5 круглый щелевой парашют. Еще до недавнего времени наиболее популярная спортивная парашютная система, позволяющая показывать высокую точность приземления. Горизонтальная скорость — до 5.5 м/с (20 км/ч).
Парашют-крыло
Современные "парашюты-крыло " уменьшают скорость падения в основном за счёт подъёмной силы набегающего потока воздуха. Их поперечное сечение соответствует профилю крыла самолёта.
* ПО-16 (планирующая оболочковая парашютная система) Самая распространенная в прошлом система типа «крыло». Отличается от «крыльев» разработки последнего десятилетия передним расположением запасного парашюта