Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Особенности занятий физическими упражнениями при заболеваниях органов зрения

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж

Отделение инженерно-экономических специальностей


«ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».

Реферат

по дисциплине «Физическая культура».


Выполнила: Мустаева П. С.

Группа: Ф-42

Проверил: Нагибин А. А.


Оценка:


Тольятти, 2005

Содержание:


1.Особенности занятий физическими упражнениями при заболеваниях органов зрения

1.1.Наиболее распространенные заболевания органов зрения

1.2.Физические упражнения на различные группы мышц при заболеваниях органов зрения

1.3.Упражнения, выполняемые после пробуждения

2.Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

2.1.Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

2.2.Использование различных методов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности

2.3.Врачебный контроль

2.4.Самоконтроль и его основные методы, показатели, критерии, оценки

Список литературы



1. Особенности занятий физическими упражнениями при заболеваниях органов зрения.


1.1. Наиболее распространенные заболевания органов зрения.


В настоящее время заболевания органов зрения становятся массовым явлением. В школах и лицеях к моменту завершения обучения до 43% выпускников становятся близорукими. В странах Азии на данный момент 40-60% населения страдает различными нарушениями зрения. Таким образом, в мире наблюдается просто эпидемия глазных болезней. Основным заболеванием является близорукость, при которой четкое изображение предмета оказывается перед сетчаткой; но так же распространены такие заболевания, как дальнозоркость, астигматизм, катаракта и другие.

Близорукость (миопия) – сжатие двух косых мышц, опоясывающих глазное яблоко, при работе на близком расстоянии и невозможность их расслабления, когда необходимо увидеть удаленный объект; прямые мышцы при этом ослаблены.

Дальнозоркость – перенапряжение четырех прямых мышц, которые укорачивают глазное яблоко, когда взгляд направлен на удаленный объект, и невозможность их расслабления вблизи; косые мышцы при этом ослаблены.
Косоглазие – следствие натянутых, конвульсивно сжавшихся прямых мышц.

Астигматизм – неравномерное напряжение окологлазных мышц, при котором работают только одна косая и только две прямые мышцы, а остальные – ослабли. В результате форма глаза искажена, человек видит раздвоенное изображение – оно может быть изогнутым, множественным, нечетким, размытым.

Катаракта – функциональное расстройство организма, в основе которого лежит зашлакованность организма или сахарный диабет. При этом происходит помутнение хрусталика, зрение падает.

Блефарит - воспаление краев век. Причина – гнойная инфекция.

Пятнышки или мушки перед глазами – нарушение работы желудочно-кишечного тракта или печени.

Конъюнктивит – воспаление слизистой оболочки глаза и показатель дисбаланса в организме вследствие чрезмерного употребления сахара, белка и т. д.

Ячмень – гнойное воспалительное заболевание сальной железы, говорящее о том, что в организме микроэлементов и витаминов.


1.2. Физические упражнения на различные группы мышц при заболеваниях органов зрения.


Правила занятия упражнениями для глазных мышц:

1) начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая количество повторений и усложняя их;

2) выполнять упражнения медленно, без напряжения;

3) делать упражнения понемногу, но часто;

4) после каждого упражнения моргать;

5) выполнять упражнения без очков;

6) при сильной близорукости каждое упражнение не более 3-4 раз, постепенно увеличивая количество повторений;

7) особую осторожность должны соблюдать те, у кого было отслоение сетчатки.От чрезмерного напряжения косой мышцы может произойти разрыв сетчатки, в следствии чего происходит кровоизлияние, что приведет к частичной потере зрения или к слепоте. Необходимо выполнять упражнения постепенно и регулярно.

После упражнения при слишком большой нагрузке могут появиться такие ощущения, как головная боль, ломота в глазах, ощущение песка в глазах, слезотечение, мелькание точек и кругов перед глазами, скрип в глазнице, цветные пятна перед глазами. При малейшем дискомфорте во время любого упражнения по коррекции зрения необходимо сразу же остановиться, отдохнуть и продолжать дальше, но с меньшей нагрузкой и количеством повторений. При соблюдении этих правил занятия принесут только пользу.

Далее приведен комплекс упражнений для глаз а также различных групп мышц для людей страдающих заболеваниями органов зрения.

Упражнения для глаз

Начинайте с 2-3 повторений каждого упражнения.
1. Глаза вправо, затем влево, снова вправо и затем влево.
2. Глаза в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, затем в правый нижний и потом в левый верхний угол.
3. Глаза в левый угол, затем в правый нижний угол, в левый верхний и затем в правый нижний угол.
4. Глаза вверх, затем вниз, снова вверх и опять вниз.
5. Круговое вращение глазами сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнения для позвоночника.

Необходимо соблюдать осторожность при бывших травмах позвоночника, операциях. Рекомендуемые упражнения - это не просто разминка, а комплекс самых эффективных упражнений для сохранения и увеличения гибкости позвоночника и для полного расслабления мышц шеи, благодаря чему усиливается приток крови к голове, а значит, и к глазам, улучшается мозговое кровообращение. Каждое упражнение выполняется 10 раз, хотя начинать надо с 2-3, сначала без напряжения, а затем с легким напряжением. Эти комплекс упражнений включает в себя: упражнения для шеи, для плечевого пояса, для средней части позвоночника, для нижней части.

Упражнения для шеи.

Наклоны головы вправо и влево. Позвоночник от копчика до шеи прямой, движения плавные, плечи абсолютно неподвижны, наклоны головы без напряжения, нужно стараться достать ушами плечи.
Наклоны головы назад и вперед. При наклоне головы назад – упор затылком в спину, голову нужно тянуть вертикально вниз, не меняя положения плеч. При наклоне головы вперед подбородок опускается на грудь и тянется до пупка. Подбородок не отрывается от груди, спина прямая.
Повороты головы вправо и влево. Спина и голова находятся на одной прямой. Когда голова повернется до упора, повернуть ее еще на несколько миллиметров, и так каждый раз, но без особых усилий.
Круговые движения головой. Нужно касаться ушами плеч, затылком - спины, подбородком - груди. Движения выполнять плавно. Делать упражнение по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Упражнения для плечевого пояса.

Движение плечами вперед и назад. Плечи вперед, голова опущена, подбородок подтянут к груди, и тянется в направлении пупка. Верхняя часть позвоночника сзади должна прогнуться, как лук. Плечи тянутся вперед друг к другу, чуть-чуть напрягаясь. Затем без остановки производится переход к движению плечами назад: вначале голова упирается в спину, затем тянется вниз, плечи назад - друг к другу. Все внимание концентрируется на позвоночнике. Дыхание во время движения: наклон вперед – выдох, наклон назад – вдох. Дыхание свободное.
Движение плечами вверх и вниз. Голова неподвижна, позвоночник прямой. Опуская плечи, руки тянутся по швам вниз с небольшим усилием. Потом плечи поднимаются вверх до появления ощущения, что дальше они не поднимутся, затем добавляется еще усилие.
Через 5-6 занятий должно прийти ощущение, что амплитуда движений увеличивается.
Наклоны туловища влево и вправо. Прямые руки опущены и плотно прижаты к туловищу по всей длине. Правой рукой нужно достать кончиками пальцев до ступни. Руки тянутся насколько возможно. Затем – повтор этого движения левой рукой. Хотя до ступни достать не получится, но нужный эффект будет достигнут, т. е. позвоночник станет более гибким. Когда руки не отрываются от туловища при наклоне в сторону, сгибается верхняя часть позвоночника. При наклоне – выдох, выпрямляясь – вдох.

Повтор предыдущее упражнения: к туловищу прижаты только ладони, руки прямые. При наклоне вправо левая ладонь плотно прижата к бедру, а правая рука скользит вниз, пытаясь достать кончиками пальцев до ступни. При наклоне влево, наоборот, правая ладонь неподвижна, а левая тянется к ступне. Здесь в движении участвует средняя часть позвоночника. Дыхание такое же, как при описанных выше наклонах. Круговые движения плечами. Плечи одновременно движутся: вперед, вверх, назад, вниз (15 оборотов), затем движение в обратную сторону: назад, вверх, вперед, вниз, с каждым разом расширяя круг движения (15 оборотов).
Те же круговые движения плечами, только правое вращается по часовой стрелке (15 оборотов), а левое – против часовой стрелки, затем наоборот: правое плечо – против часовой стрелки, а левое – по часовой.

Упражнение для средней части позвоночника
(грудной отдел).

Наклоны туловища вперед и назад. Упражнение выполняют сидя на стуле, держась руками за его сиденье. Пытаются подтянуть голову в область пупка (выдох во время сгибания и вдох при подъеме головы и выпрямлении спины). На каждое движение по 5-6 секунд (3-5 движений без больших усилий). Затем наклоны назад, как бы стараясь затылком достать ягодицы, позвоночник выгибается вперед (2 раза по 15 движений). 

Упражнения для нижней части позвоночника.

Наклоны туловища назад. Упражнение выполняют стоя. Ноги на ширине плеч, кулаки на области поясницы, локти сзади максимально сведены друг к другу. Кулаками выталкивают поясницу вперед, одновременно наклоняя голову назад и прогибая спину. Когда наступает ощущение, что дальше сгибаться невозможно, нужно сделать колебательные движения с намерением прогнуться хотя бы еще на несколько сантиметров. Затем – наклон вперед, с попыткой достать пальцами рук носки ног. Колени не сгибать, дыхание не задерживать.

Наклоны туловища назад с поднятыми руками. Движение выполняют стоя. Ноги на ширине плеч, дыхание свободное. Нагрузка рассчитана на весь позвоночник. Поднять руки вверх, сомкнуть пальцы в замок; не сгибая колен, начать движение. Если позвоночник дальше не сгибается, добавить небольшое усилие (2 раза по-15 движений). Все внимание сконцентрировано на позвоночнике.

Наклоны туловища в стороны с поднятыми руками. Упражнение выполняют стоя. Ноги и плечи - на одной линии. Наклоны вправо и влево с добавочными колебательными движениями (2 раза по 15 движений в каждую сторону). Дыхание свободное.

Повороты туловища. Ноги на ширине плеч. Нужно стараться увидеть боковую поверхность левой стопы, повернувшись через левое плечо назад, и правой стопы, повернувшись через правое плечо назад. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Цель упражнений – увеличить гибкость позвоночника во всех направлениях. Внимание сосредоточено на позвоночнике. Дыхание свободное.

По истечении некоторого времени наступит ощущение гибкости и здоровья, утомление будут возникать реже. Важно заниматься регулярно (это условие относится ко всему, что было сказано выше и будет описано ниже), не допуская переутомления и перенапряжения. После каждого упражнения должен следовать отдых от 30 секунд до 1,5 минут в зависимости от его сложности

Во время выполнения необходимо сосредоточить внимание на самом упражнении, на тех органах, которые участвуют в его выполнении. Это обеспечивает прилив крови к ним. При этом постоянно тренируется способность управлять своей волей, а это ключ для достижения любых целей.

1.3. Упражнения, выполняемые после пробуждения.

Глаза многих людей, особенно имеющих дефектное зрение, во сне напрягаются больше, чем во время бодрствования. Чтобы снять такое состояние, надо после пробуждения, оставаясь в постели сделать следующие упражнения:

1. Хорошо потянуться и поперекатываться с боку набок, не задерживая дыхания (этим расслабляются позвоночник и мышцы, стянутые во сне).

2. Широко раскрыть глаза и рот 4 раза (многие люди спят, стиснув челюсти и крепко сжав зубы и веки).

3. Крепко зажмуриться 6 раз, после каждого зажмуривания сделать по 12 легких морганий (этим вы подготовите веки и глаза к работе на целый день).

4. Значительная часть напряжения, приходящаяся на нервную систему, находится в задней части шеи, у основания черепа, в верхнем шейном узле. Когда люди читают, пишут, печатают на машинке, работают на компьютере, водят автомобиль и т. д., они перенапрягают шейный отдел позвоночника, что затрудняет прохождение нервных импульсов и крови в голову, а значит, и к глазам.

Чтобы снять это состояние, нужно мягко прикрыть глаза и носом, как ручкой, писать что-нибудь в воздухе: названия стран, цветов, драгоценных камней, профессий, имена друзей и др. При этом под веками начнутся непроизвольные перемещения глаз с частотой 70 раз в секунду. Упражнение, называемое "письмо носом", развлекает и убирает ощущение усталости у основания черепа (а усталость ведет к напряжению глаз), запускает работу памяти и воображения. Это упражнение можно использовать для снятия напряжения в течение дня.

5. У сильно напряженных глаз – тяжелые брови. От этого можно избавиться следующим упражнением.

Сознательным усилием поднять свои брови и делать это до тех пор, пока не появится ощущение движения в верхней части ушей, при этом лоб не поднимать и не морщить (уши прижать назад).

6. Держа палец перед носом, поворачивать голову из стороны в сторону до появления ощущения, что палец движется – это первый шаг на пути снятия напряжения. Повторить 20-30 раз.

7. Лежа на спине, расслабиться в течение 4-5 минут, подложив подушку под локти и валик под шею.

8. Встав с постели, сделать большие повороты (в течение 2-3 минут). Это поможет глазам и нервам, если в течение дня больше не будет возможности уделить им внимание.

Кроме того, большие повороты способствуют хорошему сну, и следует выполнять это упражнение перед тем, как лечь спать. Перед сном делать это упражнение от 60 до 100 раз, что дает гарантию полного успокоения. Глаза также будут отдыхать во сне.

 

2. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.


2.1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.


Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках. Они будут рассмотрены ниже.

2.2. Использование различных методов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

О состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле:


(АДмакс. - АДмин.) * П , где АД – артериальное давление,

П – частота пульса.


У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.

Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания:

1. Ортостатическая проба;

2. Клипостатическая проба.

Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.


2.3. Врачебный контроль.


В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

Медико-санитарное обеспечение соревнований.

Профилактика спортивного травматизма.

Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Система организации врачебного контроля.

Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается всей сетью лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения под методическим и организационным руководством врачебно-физкультурных диспансеров. Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание, врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебному контролю по территориальному и производственному признаку.

Предусмотрен следующий порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой и спортом:

- дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и детских садах, занимающихся по специальным программам физического воспитания, находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций;

- учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения;

- занимающиеся в спортивных секциях коллективов физкультуры, добровольных спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебных обследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному и производственному принципу: участковые и районные больницы, городские, областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты и санчасти предприятий и учреждений.

Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструктор принимают активное участие в организации всех форм врачебного контроля.

Педагог совместно с руководителем лечебно-профилактического учреждения или выделенным для обследования врачом составляет план и график прохождения занимающимися врачебных обследований с учётом контингента (учащиеся, члены коллективов ФК, спортивных секций, занимающиеся в спортивных школах, участники соревнований, члены сборных команд по различным видам спорта).

Педагог сообщает занимающимся сроки прохождения врачебных обследований и проверяет явку на них.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Все перечисленные особенности характеризуют состояние здоровья, как оптимальный уровень жизнедеятельности организма и приспособляемости к изменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывает влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Методы врачебного обследования.

1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.

2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.

3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.

4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.


2.4. Самоконтроль и его основные методы, показатели, критерии и оценки.


При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы:

1. Субъективные показатели;

2. Объективные показатели.

К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Ученый Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:


ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.


У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Таким образом, самоконтроль позволяет определять потребность в физических упражнениях и возможность ими заниматься.


Список литературы:


1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. М.: Медицина, 1987.

2. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Медицина, 1984.

3. Епифанова В.А. Лечебная физкультура

4. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.- М.:Физкультура и спорт, 1998г.

5. Покровский В.И. Малая медицинская энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия, 1992.


Похожие работы:

  1. • Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями
  2. • Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями
  3. • Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с ...
  4. • Особенности занятий физической культурой ...
  5. • Физкультура при заболевании органов дыхания
  6. • Медицинские противопоказания при занятиях физическими ...
  7. • Физические упражнения, комплекс упражнений и занятия ...
  8. • Физические упражнения при заболевании бронхиальной астмы
  9. • Врачебный контроль
  10. • Минимизация рисков в ходе занятий физическими ...
  11. • Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями
  12. • Мотивационная обусловленность занятий массовой ...
  13. • Основы методики и организация самостоятельных занятий ...
  14. • Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся ...
  15. • Медицинские противопоказания при занятиях физическими ...
  16. • Сюжетные физкультурные занятия, как средство ...
  17. • Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при ...
  18. • Основы методики самостоятельных занятий физическими ...
  19. • Влияние занятий физическими упражнениями в зрелом и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com