Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Научно-методические основы специальных занятий спортом в школьном возрасте

УЗБЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Содержание


1. Понятие – спорт

2. Тренировка в детском и юношеском возрасте

3. Моделирование спортивной деятельности юных спортсменов


Введение


Школьный возраст, период жизни и развития детей, охватываемый временем обучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10–11 лет подразделяется на 3 возрастных этапа: младший школьный возраст (с 6–7 до 11 лет), подростковый возраст (11–12 до 14–15 лет) и возраст ранней юности (с 15 до 18 лет). На последнем этапе завершается обучение в профессионально-техническом училище, в академическом лицее или в ином среднем учебном заведении, где завершается также и общее образование

Воспитание здорового поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане.

В годы независимости детский спорт в Узбекистане обрел массовый характер, развивается как составная часть молодежной политики и Национальной программы по подготовке кадров. В стране традиционно проводятся спортивные игры «Умид нихоллари» – среди учащихся школ, «Баркамол авлод» – среди молодежи академических лицеев и профессиональных колледжей, а также «Универсиада» – среди студентов высших учебных заведений. Они охватывают всю молодежь и служат важным фактором оздоровления генофонда нации, формирования у детей крепкой воли, стойкости, веры в себя и многих других положительных качеств.

Создание в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан в 2002 г. Фонда развития детского спорта послужило важным шагом на пути развития детского спорта. С 2004 г. Фонд включен в структуру Министерства народного образования РУ.

Фонд выступает в качестве эффективного механизма реализации целей и задач в области детского спорта.

Основные задачи фонда – содействие осуществлению государственной политики в области развития физического воспитания и спорта среди детей, пробуждение интереса к спорту у подрастающего поколения, защита молодежи от различных вредных влияний, воспитание ее в духе патриотизма.
На фонд возложены задачи по формированию материальной базы детского физического воспитания и спорта, созданию, особенно в сельской местности, детских спортивных комплексов, содействию в обеспечении их современным спортивным оборудованием и инвентарем. За время, прошедшее после образования фонда, на местах построены и сданы в эксплуатацию около 215 новых спортивных сооружений, в том числе более 70 – в общеобразовательных школах. Кроме того, проведена реконструкция более 170 зданий. Помимо того, спонсорской помощью фермеров и предпринимателей в целом по республике построены по специальным проектам и сданы в эксплуатацию 27 детских спортивных сооружений. Примечательно, что большинство новых спортивных сооружений возводится в сельской местности. В частности, только в 2005 г. 85 процентов сданных в эксплуатацию спортивных комплексов приходится на село.

Важное место отводится внедрению современных форм и методов физического воспитания детей. На сегодняшний день в системе Министерства народного образования работает более 23 тыс. преподавателей физкультуры. Значительное внимание уделяется вопросам повышения их квалификации и переподготовки в ведущих научных центрах и институтах страны. Созданы и внедряются в практику разработанные на основе современных требований государственные образовательные стандарты и в соответствии с учебными планами – учебные пособия по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ.

В отдаленных районах, особенно в сельской местности по инициативе фонда проводятся практические семинары с участием преподавателей физкультуры, тренеров, ветеранов спорта, представителей государственных и негосударственных организаций. Фонд детально изучает выявленные недостатки и проблемы и определяет пути их устранения.

Для организации содержательного и интересного проведения свободного времени школьников созданы необходимые условия. Число детей, регулярно занимающихся спортом, постоянно возрастает. Сейчас их 2 мил. 423 тыс., или 36,4 процента от всех школьников.

Эффективно организована деятельность около 400 детско-юношеских спортивных школ, подведомственных Министерству народного образования. Они обеспечены квалифицированными тренерами, увеличено число спортивных секций и занятых в них школьников.

Республиканскими спонсорами в 2006 г. выделено средств Фонду развития детского спорта на сумму 12,5 миллиарда сумов, территориальными спонсорами – 9,6 миллиарда сумов и в иностранной валюте – 1,5 миллиона долларов США. По доходам обеспечено выполнение установленных показателей, кроме трех организаций-спонсоров.

Благородная работа в целях воспитания гармонично развитого поколения, начала приносить результаты. Дальнейшая ее активизация является важной задачей государства, а также других негосударственных организаций.


1. Понятие – спорт


Спортом принято называть ту деятельность, которая исторически выделилась и формировалась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнения и объективной оценки определения человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В широком смысле специальные занятия спортом это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Спорт чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, способствуя тем самым гармоничному развитию, становлению и совершенствованию личности.

В зависимости от особенностей предмета соревновательной деятельности выделяют различные виды спорта. Видом спорта называют некоторую группировку фактически различных соревновательных дисциплин, традиционно рассматриваемых совместно, в частности по признаку общности места организации соревнований.

Соревновательный результат в большинстве из них достигается на основе высокоактивных двигательных действий и поэтому в решающей мере зависит от уровня развития двигательных способностей соревнующихся.


2. Тренировка в детском и юношеском возрасте


Спортивная подготовка спортсменов в этом возрасте охватывает в себя IV этапа. Каждый этап направлен на решение строго определённо поставленных задач. Этапы выглядят следующим образом:

Этап предварительной подготовки

Именно на этом этапе у занимающихся формируется устойчивый интерес к занятиям спортом, укреплению своего здоровья, приобретения разносторонней физической подготовленности. На данном этапе занимающиеся интересуются технической стороной различных видов спорта, для создания необходимого запаса навыков и умений для быстрого освоения движений. Этап длится не более двух лет и именно на этом этапе происходит выбор в пользу того или иного вида спорта для последующих занятий.

Этап начальной спортивной специализации

Этот этап на основе разносторонней физической подготовки использует средства и методы специальной физической подготовки. Спортсмен на данном этапе овладевает основами техники в избранном виде спорта, и осваивает основы тактики. Начинается приобретение соревновательного опыта. Задачи, которые решаются на этом этапе, это определение спортивных способностей и уточнение спортивной специализации, если в последнем возникает потребность. Этап продолжается 2–3 года.

Этап углубленной тренировки

Это этап углубленной тренировки в избранном виде спорта, и связан он с увеличением объёма как соревновательных, так и тренировочных нагрузок. На данном этапе превалирует специальная физическая подготовка. Происходит формирование двигательных навыков и умений, которые отвечают требованиям высокого уровня технической подготовленности. На уровне этого этапа тактическая подготовленность спортсмена должна отвечать требованиям избранного вида спорта и узкой специализации в данном виде спорта. Также продолжается приобретение соревновательного опыта. Этап также длиться 2–3 года.

Этап спортивного совершенствования

Этот этап направлен на повышение специальной подготовленности спортсмена. На этом этапе ярко увеличиваются интенсивность и объём тренировочных нагрузок. Продолжается совершенствование технической стороны подготовленности спортсмена в условиях соревнований, особо пристальное внимание уделяется индивидуализации спортсмена в любых соревновательных ситуациях, что же касается тактического ведения борьбы, то на этом этапе подготовки спортсмен овладевает тонкостями ведения спортивной борьбы в узком смысле этого слова.

На данном этапе от спортсмена требуют достаточно высоких спортивных результатов, которые позволяют уверенно прогнозировать его дальнейший спортивный рост. Чаще этот этап строят как четырехлетний цикл подготовки к самому важному старту для любого профессионального спортсмена, Олимпийским играм.

Подготовка спортивных резервов имеет важное значение не только для профессионального спорта, но и наряду с ним способствует решению задач физического воспитания детей школьного возраста в общеобразовательных учебных заведениях.

Возрастные особенности спортсменов школьного возраста требуют особого подхода к принципам спортивной тренировки. Во-первых, следует учитывать, что для юного спортсмена достижения высших результатов в большинстве случаев выступает как достаточно отдалённая цель. Именно в силу этого на ранних этапах подготовки вредно и бесполезно делать акцент на непосредственном увеличении соревновательного потенциала спортсмена. Грамотней подходить к тренировкам из этих побуждений на более поздних сроках. Конечно, не исключено что если применять форсированные узкоспециализированные нагрузки вначале, то они могут обеспечить тренирующемуся более высокие показатели, чем у тренирующихся которые работают с расчетом на перспективу. Однако есть и минусы у такой тренировки, так как прирост результатов в дальнейшем резко замедляется, и маловероятно попадание этого спортсмена в сборную команду. Это выражается в том, что далеко не все юноши, что ярко выступают на первенствах и различных стартах, столь же ярко выступают, будучи взрослыми спортсменами, когда, как, казалось бы, расцвет психических и физических способностей должен лишь усиливать преимущество.

Существует также понятие принцип постепенности и тенденции к предельным нагрузкам в «молодом» спорте. Этот принцип реализуется с акцентом на принцип постепенности, притом что, ударные нагрузки имеют меньшее применение по сравнению с тренировкой взрослых спортсменов. Здесь важно отметить модель трёхуровневой подготовки спортсменов в юношеском спорте. Эта модель является воплощением единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам спортсменов. Её применяют в многолетнем тренировочном процессе.


3. Моделирование спортивной деятельности юных спортсменов


Проблема повышения эффективности системы управления подготовкой спортсменов требует полного соответствия средств и методов тренировки целям, устанавливаемым на всех этапах многолетнего процесса спортивной подготовки. Данная проблема постоянно находится в центре внимания научных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом. Одним из путей ее решения – научное моделирование различных факторов, определяющих спортивный успех. В этом случае многолетнюю тренировку целесообразно рассматривать как единый процесс подготовки новичка до уровня спортсмена высокой квалификации и осуществлять его наиболее оптимальными путями, подчиняя определенным закономерностям.

Таким образом, была разработана система управления подготовкой в спортивных единоборствах. Эта система охватывает практически все стороны подготовки спортсмена в их количественном представлении и состоит из трёх уровней:

1 уровень – соревновательная деятельность или соревновательная модель;

2 уровень – основные стороны подготовки спортсмена или модель спортивного мастерства;

3 уровень – система организма или модель потенциальных возможностей спортсмена.

Были проведены исследования, которые показали, что преждевременная ориентация на достижение успеха в соревнованиях приводит к неоправданному форсированию результатов и это в свою очередь ограничивает срок выступления спортсмена. Педагогические наблюдения также свидетельствуют о том, что многие борцы, подготовку которых форсировали с целью достижения максимальных результатов, преждевременно достигали своего предела, а затем неоправданно рано заканчивали спортивную карьеру.

В раннем возрасте тренировочная деятельность должна быть направлена на развитие организма спортсмена, именно поэтому целесообразно определить главной моделью, модель потенциальных возможностей организма определяющих характер физического развития, так как у занимающихся в 13–16 лет происходит интенсивное развитие основных физических качеств, а именно силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости. При этом в спортивной борьбе основное внимание следует уделять технико-тактическим действиям при обучении сложным атакующим действиям, разнообразию способов тактической подготовки, комбинационным сочетаниям. Нужно обратить внимание на индивидуальные качества спортсмена с целью их дальнейшего развития для становления индивидуального почерка этого спортсмена.

Далее с 16 лет превалирует соревновательная модель, которая достигает своего максимального значения в период 18–19 лет. На первое место попадает соревновательная деятельность спортсмена.

Для определения характера динамики моделей в трехуровневой системе важно установить, на каком этапе необходимо уделять большее внимание соответствующему уровню подготовки целенаправленного использования тренировочных средств, т.е. рационализация тренировочного процесса заключается в объединении целей и методов тренировки.


Заключение


В современном обществе спорт играет большое идеологическое и экономическое значение. Спортивное движение это социальное течение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение и развитие в обществе и мировом сообществе. На сегодняшний день спортивное движение это интернациональное и общечеловеческое движение и имеет глобальные масштабы, привлекая к себе все больше людей. Вместе с тем оно не теряет черт национальных культур и развивается в зависимости от особенностей тех или иных общественных формаций.

Подготовка специалистов для работы со спортсменами школьного и дошкольного возраста имеет важное государственное значение, т. к. высокая квалификация кадров именно в этой области и способствует дальнейшему становлению молодого государства на международной спортивной арене, ведь в раннем возрасте начинается становление и закладываются основы для дальнейшего развития и совершенствования атлетов, которые в дальнейшем становятся суперзвездами мирового спорта прославляя тем самым свою родину. Что в свою очередь свидетельствует об экономической стабильности и благоприятной обстановке и достаточном уровне развития государства, национальные цвета которого защищают атлеты на международных спортивных состязаниях.


Литература


Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры» ст. 425–429.

Москва «физкультура и спорт» 1991 год.

Курс лекций Узбекского Государственного Института Физической Культуры и Спорта кафедра Т.М.Ф.К. 2008 год.

Похожие работы:

  1. • Организационно-методические основы занятий ...
  2. •  ... у детей младшего школьного возраста на уроках ...
  3. • Особенности развития памяти в младшем школьном ...
  4. • Психологическая характеристика младшего школьного возраста
  5. •  ... детей среднего и старшего школьного возраста
  6. •  ... развития детей среднего и старшего школьного возраста
  7. •  ... поведения детей младшего школьного возраста
  8. •  ... о здоровье у детей младшего школьного возраста
  9. • Научно-методическая служба в системе управления библиотекой
  10. •  ... активности детей младшего школьного возраста
  11. •  ... у детей младшего школьного возраста с дисграфией
  12. • Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте
  13. • Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном ...
  14. •  ... культуры движений детей младшего школьного возраста
  15. • Младший школьный возраст
  16. • Гендерные различия адаптационных способностей ...
  17. •  ... сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием
  18. • Методика развития силы у детей младшего школьного ...
  19. • Вокальное развитие детей младшего школьного возраста ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com