Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви.
Для искусства барокко характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и нагромождений. К примеру, кому придет в голову делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции, обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище!
Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантазией. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски. Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка изображены в торжественных позах, одеты в пышные наряды. Исторические полотна перегружены персонажами. Разнообразные художественные приемы, использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала господствовавшая в Италии церковь.
Потолки церквей специально расписывали так, чтобы возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим, чем на самом деле. Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распространилось по всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы. В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию европейской державой.
Дворянство стремилось к новому, европейскому образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это чувство гордости за успехи государства и народа нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре. Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произведения в стиле барокко создал архитектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты государственных деятелей его времени.
Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торжественность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство. В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением — классицизмом.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/