Оглавление
Введение
Физическая культура общества и человека понятие Физической культуры личности
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности, всесторонность развития личности, укрепление здоровья и содействие творческому долголетию
Физическое совершенство и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества
Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, их социальная направленность и формы организации
Заключение
Литература
Введение
Физическая культура и спорт – понятия, давно ставшие для нас привычными. Расшифровка их для употребления в обиходе не требуется.
Научный же анализ физической культуры как социального явления показывает, что понятие это, как и родственное ему понятие «культура», характеризует столь сложное по своей природе социальное явление, чтобы раскрыть его содержание – задача непростая.
Термин «физическая культура» впервые появился в употреблении в Англии в конце прошлого века. Однако в западной литературе он не привился и со временем практически исчез из обихода. В социалистических странах и ряде стран «третьего мира» термин этот, наоборот, получил широкое распространение, хотя вопрос об определении самого понятия «физическая культура» и по сей день предметом оживленных дискуссий.
Проблем и вопросов при толковании понятия «физическая культура » возникает много. Не случайно и определения данного понятия носят, как правило, весьма пространный характер. К примеру, В. И. Столяров (Философско-культурологический анализ физической культуры,1988 г.) определяет физическую культуру как самостоятельную область культуры, в «основе которой лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния, и которая включает социально сформированные средства, механизмы и результаты этой деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.п., социальные институты и отношения»
Следует объяснить, почему вместо привычного выражения «физическая культуры и спорт» понятия «физическая культура» и «спорт» мы, как правило, употребляем раздельно.
Главным отличительным признаком спорта многочисленные исследователи этой проблемы считают присущий ему соревновательный характер.
Например, один из основоположников современной теории и практики физической культуры Ж.Эбер под спортом понимал всякий род физического упражнения или действия, заключающего в себе идею борьбы с каким бы то ни было элементом: с расстоянием, временем, препятствием, материальным затруднением, опасностью, животным, противником и со своим собственным «я». Таким образом, именно идея борьбы, соперничества представляла, по мнению Ж.Эбера, суть спорта как социального явления.
Таким образом. Если к числу спортивных соревнований относить только состязания в физических упражнениях в обычном смысле то категория «спорт» полностью вписывается в понятие «физическая культура»
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности
Физическая культура и спорт как общественные явления носят объективный характер и не зависят от воли отдельных людей, государственных и политических деятелей. Они имеют свою историю. Традиции, свою внутреннюю логику и свои законы развития.
Физическая культура многофункциональна. Это означает, что в ее сфере решается большое количество различных социальных задач. Особенно велика ее роль в обществе, где она является одним из важнейших средств формирования личности. Развитие физической культуры в обществе – это научно-организованный и управляемый процесс, который требует фундаментальных знаний.
Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением и развитием человеческого общества.
История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорта, история рассматривает их, как часть всей человеческой культуры.
При первобытнообщинном строе физическая культура имела свои особенности, исчезнувшие с появлением классов. В свою очередь, в классовом обществе возникли такие формы физической культуры, которые были типичны лишь для данной общественно-экономической формации (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм).
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества.
Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания.
Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась – увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.
Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. У древнего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда.
Физическое упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства.
Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения.
Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.).
Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и пр.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе совершенствования своих движений, а также при вступлении в определенные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом. Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание, а в данном конкретном случае – физическое воспитание.
Одной из форм передачи опыта древнего человека было подражание, которое представляло собой осознанную, направленную человеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. По мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучаемые подвергались специальным, заранее запланированным воздействием.
Физические упражнения выражают отношения людей к внешней и собственной природе и, прежде всего – отношения друг к другу. Таким образом, причиной возникновения физического воспитания является потребность в передаче и закреплении трудовых навыков, биологической предпосылкой.
Природной основой появления физических упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности. Человек – это существо не только социальное, но и природно-биологическое. Он не наследует виды деятельности, но биологические возможности ее усвоения могут передаваться по наследству.
Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимодействии выступает социальное начало. Процесс передачи общественно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми.
Чтобы правильно понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества.
В общеупотребительном понимании культура – это определенные черты личности (аккуратность, образованность и т.п.), формы поведения человека (вежливость, самообладание и пр.), формы общественной, профессиональной и производственной деятельности (культура исполнения, торговли, производства).
В научном смысле понятие «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей; это, с одной стороны, процесс материальной и духовной деятельности, с другой – результаты, продукты этой деятельности.
В содержание культуры в широком смысле слова входят, например: философия, наука, идеология, мораль, искусство, спорт, право.
В развитии культуры отражаются сложнейшие процессы материальной и духовной жизни общества. Культура не дана людям от природы. Она – результат общественного и индивидуального творчества людей. Именно поэтому в классовом обществе культура носит классовый характер.
Основу и содержание культурно-исторического процесса составляют развивающие физические и интеллектуальные способности человека. Его нравственные и эстетические качества. Поэтому непременной частью культуры является физическая культура, которая возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности, всесторонность развития личности, укрепление здоровья и содействие творческому долголетию
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью.
Неправомерно относить физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или выводить ее вообще за рамки культуры.
Деятельность в области физической культуры имеет и материальные и духовные формы выражения. Конечно, в основном физическая культура направлена на развитие биологической базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексов средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности, так как материальные и духовные начала в человеке едины и взаимно обусловлены.
В материальную культуру физическая культура входит самим процессом двигательной деятельности, т.е. главным ее содержанием, которое проявляется в физических качествах человека.
В духовную культуры физическая культура ходит накопленными знаниями. Духовными ценностями, наукой, теорией, воспитанием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.
Физические качества и способности человека (сила и выносливость и др.) носят не только материальный, но и социально обусловленный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком интегральном показателе, как здоровье. Все это определяется не только биологическими функциями, но и социальными условиями. Потребности в физическом развитии также носят не столько биологический, сколько социальный характер.
Кроме того, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, в игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.
Физической культуре свойственны познание, создание и закрепление ценностей в присущей ей форме, ценностные ориентации и некоторые другие социальные процессы. Она способствует воспитанию молодого поколения нашей страны.
Необходимо иметь в виду, что культура направлена на преобразование не только внешней социальной и природной среды, но и на самого человека.
В процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу. Выступая при этом не только как субъект, но и как объект деятельности.
Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как результаты по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству.
Физическая культура имеет две стороны: деятельную и результативную, а главный ее результат выражен в физической подготовке людей к жизни.
Роль занятия массовой физической культурой в сохранении здоровья и продлении жизни населения невозможно переоценить.
Издержки цивилизации не могли не отразиться негативно на состоянии здоровья современного человека.
Единственный способ выживания человечества в экстремальных условиях – нейтрализовать основные неблагоприятные факторы внешней среды; гиподинамию, избыточное высококалорийное питание, нервное перенапряжение. Возможность эффективной борьбы с болезнями века путем проведения целенаправленных общенациональных оздоровительных программ (типа «нормализация массы тела», «нормализация артериального давления» и т.п.) в сочетании с массовым вовлечением населения в занятия физической культурой уже показана в ряде таких государств, как Япония, США, Канада, где за последние 10 лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 30-40 %.
Все сказанное позволяет дать следующее определение:
физическая культура – это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей; ее социально-значимые результаты, удовлетворяющие потребности общества на данном этапе его развития.
В Конституции РФ записано, что государство «ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». К общекультурным функциям физической культуры можно отнести коммуникативную, воспитательную, общеобразовательную и др.
Специфические функции можно объединить в следующие группы:
- общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств; совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие процессам инволюции и их сдерживание и др.);
- подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т.п.)
- удовлетворение потребности в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры и т.п.)
- раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Физическая культура способствует умственному воспитанию людей, так как требует больших знаний в различных областях науки и техники. При этом формируются и проявляются интересы личности, с которыми связано удовлетворение потребностей в области физического совершенствования, укрепления здоровья, достижения спортивных результатов.
Укрепление здоровья борьба за продление жизни человека – это основная забота нашего общества. В комплексе мероприятий по сохранению здоровья и продлению долголетия огромное значение имеют физические упражнения и спорт. Еще в ХУШ веке выдающийся французский врач Тиссо писал: « Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, любое средство. Но, все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
Воздействие физических упражнений на человека чрезвычайно многообразно. При методически правильном использовании они благотворно действуют практически на все органы и системы – сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную.
Велико значение нравственного воспитания в спорте. В процессе спортивной деятельности формируются такие моральные качества, как честность, мужество, убежденность, заинтересованность в общественном благе, ответственность за личное поведение и за действия коллектива и др.
Физическое совершенство и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества
Опыт развития российского физкультурного движения показал, что миллионы трудящихся нашей страны получили возможность раскрыть в этом виде деятельности свои способности.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от рождения и которые он в течение своей жизни почти не использует, физическая культура и спорт позволяют раскрыть, развить в полной мере. При этом расширяются представления о возможных пределах в развитии двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты.
Достаточно вспомнить, что в предвоенный период штангисты-тяжеловесы набирали в сумме троеборья такой же результат, какой имеют современные атлеты легкого веса, а чемпионы и рекордсмены 1и П Олимпийских Игр имели результаты на уровне современного Ш и П спортивных разрядов.
К специфическим функциям физической культуры относятся: развитие физических качеств и способностей, физическое совершенство и формирование здорового образа жизни.
Ученые определили, что в течение всей жизни человек расходует только 15% возможностей своей центральной нервной системы. Нервная система совершенствуется в процессе деятельности организма, в процессе регулирования сложных внутренних и внешних взаимосвязей, взаимоотношений. Одним из таких видов деятельности являются занятия физической культурой и спортом.
Кроме того, у здоровых физически людей рождается и растет молодое здоровое поколение.
Физкультурники и спортсмены активно участвуют в общественно-политических кампаниях, проявляют моральную, волевую и физическую готовность к защите Родины (достаточно вспомнить их подвиги в боях за Родину), подают примеры героизма, и трудовой доблести.
Подготовка человека к высокопроизводительному творческому труду и защите Родины также является социальной функцией физической культуры, которая использует различные средства и методы развития не только физических сил, но и двигательных навыков, в том числе и профессионально-прикладных.
Создаются молодежные клубы, спортивные объединения при Дворцах спорта подготавливающие молодых людей призывного возраста к службе в рядах Российской армии.
Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, их социальная направленность и формы организации
Возникновение и первоначальное развитие современного международного спортивного движения относится к концу Х1Х и началу ХХ веков. Основными историческими предпосылками к этому были экономический и культурный подъем, быстрое развитие производства, военного дела, науки и спорта во многих странах мира.
Во второй половине Х1Х века и в начале ХХ века происходило становление и развитие многих современных видов спорта. Это был процесс объективный и закономерный, обусловленный всем ходом истории современного общества.
Развитие гимнастики, спорта и игр, создание спортивных клубов и обществ успешно проходило во многих государствах. В это время возрастает общественное значение, и ширятся социальные функции спорта.
Большая роль отводилась спорту в деле военной допризывной подготовки молодежи, особенно накануне первой мировой войны.
Эпизодически стали проводиться международные встречи спортсменов по некоторым видам спорта. Однако отсутствие единых правил соревнований и норм, регламентирующих их проведение, тормозило развитие интернациональных спортивных связей. Это послужило толчком к созданию международных спортивных федераций и союзов.
Первой международной спортивной организацией явился созданный в 1881 г. Европейский союз гимнастики. В последующие годы организуются международные федерации по другим видам спорта.
Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движении явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), положившее начало проведению Олимпийских игр современности.
Первым президентом МОК стал грек Д.Викелас (1894-1896)
Современное международное спортивное движение в настоящее время объединяет сотни миллионов любителей спорта более чем из 150 стран мира всех пяти континентов.
Международный олимпийский комитет представляет собой высший руководящий орган в олимпийском движении. В его функции входят содействие широкому развитию физического воспитания в странах, регулярное проведение раз в четыре года Олимпийских Игр, поощрение развития любительского спорта, выбор места для проведения очередных Олимпийских игр, содействие укреплению дружбы между спортсменами всех стран.
В Китае в августе этого года проходили летние Олимпийские игры, а в 2014 году в городе Сочи будет проходить зимняя Олимпиада.
В настоящее время олимпийские игры и другие международные соревнования приобретают среди молодежи мира все большую популярность. Они укрепляют дружбу, прививают любовь к спорту, к разумному отдыху и здоровой жизни. Дальнейшее развитие демократических принципов международного спортивного движения, несомненно, послужат еще большему укреплению олимпийских идеалов и росту олимпийского спорта в мире.
На современном этапе одним из главных вопросов в борьбе за общенародное физкультурное движение и рост спортивного мастерства является совершенствование его организации и управления.
В ноябре 1930 года на первой Всесоюзной конференции профсоюзов по физической культуре и спорту было принято решение о переходе от кружков физкультуры при клубах к коллективам физической культуры предприятий, учреждений, учебных заведений. Это была организационная перестройка огромного значения.
Социальное планирование развития физической культуры и спорта в России направлено на систематическое улучшение физического воспитания населения страны, на перерастание массового физкультурного движения в общенародное. Оно предусматривает постоянный рост спортивного мастерства, создание необходимых условий для спортивной деятельности.
После того, как приняты управленческие решения и утверждены планы развития физкультуры и спорта, в силу вступает функция организации. Она представляет собой набор средств, форм и методов для обеспечения выполнения принятых решений и планов. Эта функция подразумевает конкретную деятельность сотрудников аппарата управления, преподавателей и тренеров, многочисленной общественности в различных звеньях физкультурного движения.
Методы организационной работы призваны обеспечивать успешное проведение учебных и тренировочных занятий, решать многие организационно-технические проблемы (подготовка мест тренировок и занятий, оборудования, инвентаря, различной аппараты, строительство спортивных сооружений и спорткомплексов), а также методы, направленные на улучшение физического воспитания в общеобразовательных школах, техникумах и ВУЗах. Этими вопросами занимается Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров РФ и Министерством просвещения РФ.
В последние годы группы оздоровительной физической культуры стали распространенной формой массовой физической культуры.
При этом особое внимание уделяется человеческому фактору в реализации программы социального прогресса: не только высокому профессиональному уровню людей, но и в немалой степени их надежному здоровью и должной физической подготовке.
Заключение
За время своего существования история физической культуры и спорта накопила огромное количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного состояния. История убедительно показывает, какие неисчерпаемые возможности и преимущества предоставляет наше общество для всенародного развития физической культуры и спорта.
Она раскрывает международное значение системы физического воспитания, передовой опыт школы спорта и спортивной науки.
Большое значение имеют массовые занятии физической культурой и спортом в сфере оздоровления людей, воспитания молодежи.
«Спорт, – писал Пьер де Кубертен, – это не предмет роскоши…
Его отсутствие ничем нельзя возместить ».
Литература
1. Бенджамин Лоу Красота спорта 1984 год.
2. Бутин И.М. Васин Ю.Г История и организация физкультуры и спорта 1982 год.
3. Выдрин В.М Введение в специальность 1980 г.
4. Гусалов А.Х Физкультурно-оздоровительная группа1987 год.
5. Кондратов А.М Здоровье в движении 1985 г.
6. Мильнер Е.Г. Медико-биологические основы физкультуры 1991 г
7. Столбов В.В. История физической культуры и спорта1983 г.