Министерство образования РФ
Российский государственный университет туризма и сервиса, Пермский филиал
Факультет туризма
Кафедра "Туристской и сервисной деятельности"
СОВРЕМЕННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА
Курсовая работа:
Выполнил (а) :
студентка 1 к., 154 гр.
Дудина А. А.
Проверил (а): Доктор технических наук
Середа Т. Г.
Пермь 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Туристическая одежда
1.1 Общая характеристика
1.2 Виды туристической одежды
1.3 Рекомендации по эксплуатации туристической одежды
Глава 2. Рюкзак как туристическое снаряжение
2.1 Классификация рюкзаков
2.2 Виды рюкзаков по области применения
2.3 Конструкция
2.4 Рекомендации
2.5 Современные рюкзаки
Заключение
Библиографический список
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Актуальность рассматриваемой проблемы подчеркивается также тем, что активный туризм наряду с тем, что является мощным экономическим фактором развития государства и общества, а также важен для развития здоровья.
Особо стоит подчеркнуть роль снаряжения в активном туризме, а именно туристическую одежду, а также рюкзак, которые необходимы туристам. Собираясь в поход, не стоит подбирать себе гардероб по принципу "что не жалко испачкать/порвать/прожечь": рискуете обеспечить себе уверенный дискомфорт и проблемы со здоровьем. В походных условиях можно разогреться, а затем испытать резкий перепад температур, промокнуть под дождем или мокрым снегом; при больших физических нагрузках тело образует конденсат, который создает великолепные шансы для переохлаждения. Существует несколько правил, соблюдение которых позволяет туристу чувствовать себя комфортно в любых условиях и при любых нагрузках.
Главным принципом является многослойность одежды: хитрость заключается в грамотном сочетании разных материалов, позволяющих одежде сохранять тепло и в то же время отводить влагу от тела. Современные производители экипировки предпочитают использовать синтетические материалы – о ни лучше сохраняют тепло даже при промокании, лучше впитывают влагу и высыхают быстрее, чем натуральные ткани.
Кроме туристической одежды в активном туризме играет важную роль рюкзак. Рюкзак – один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке – везде нужна емкость для переноски вещей.
Также необходимо отметить магазины, где можно приобрести туристическое снаряжение в нашем городе. Вот некоторые из них:
"АВТ-Спорт"
Куйбышева, 115б
факс (342) 214−88−88 факс (342) 214−80−80
"Альянс РОСТ"
Космонавтов шоссе, 63 — 412; 4 этаж; ТД Бирюса
тел. (342) 294−34−65
"Ареал плюс"
Соликамская, 285
факс (342) 294−08−78
"Кама-Фиш"
Крупской, 48
тел. (342) 262−39−70 факс (342) 282−11−08
Комсомольский проспект, 54 — цоколь; ТЦ Гостиный двор
тел. (342) 220−36−04 тел. (342) 220−36−08
"Канат"
Космонавтов шоссе, 63 — 420; ТД Бирюса
факс (342) 218−14−19
Итак, целью нашего исследования является подробное описание современной туристической одежды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Описать роль снаряжения в активном туризме (подробно описать туристическую одежду) и определить магазины, где можно приобрести такую одежду;
Обозначить роль рюкзака в активном туризме;
Описать историю появления рюкзака, основную классификацию рюкзака, виды и конструкцию;
Описать современные рюкзаки и рассказать о том, какие технологии используются.
Структура данного исследования будет включать в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. Первая глава будет посвящена туристической одежде. А вторая глава будет полностью посвящена рюкзаку и его роли в активном туризме.
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА
Одежда в туризме, как и любое другое туристическое снаряжение, должна быть удобна, это простая, но очень важная вещь в туризме. Сегодня производителями предлагается огромный ассортимент всяческой одежды для всех видов туризма. Необходимо отметить, что одежда, как элемент туристического снаряжения, играет главную роль в плане комфорта на маршруте.
При выборе туристической одежды существуют свои критерии и важные моменты, со своими особенностями в каждом виде туризма. Кратко опишем общие принципы при выборе одежды:
Удобство. Одежда должна быть удобной и комфортной.
Эргономика. Выбирайте одежду под свои нужды, чтобы её функционал (замки, карманы и проч.) удовлетворяли вашим запросам
Материалы. Выбирать необходимо износостойкие материалы.
Тепло. Одежда обязана хорошо сохранять тепло.
Влагоотведение. Во время занятия спортивным туризмом человек, так или иначе, потеет, эту влагу одежда должна хорошо отводить от тела.
В туристической одежде можно теоретически выделить три слоя: нижний, средний и верхний. Нижний слой – белье. Это то, что ближе всего к телу, поэтому должно быть максимально удобным и комфортным. В то же время белье должно выводить конденсат с поверхности кожи к следующему слою одежды. Раньше белье традиционно делали из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Но эти материалы медленно сохнут и плохо проводят влагу, образовавшуюся на поверхности кожи. Современные синтетические материалы по своей структуре – "ячеистые", при этом прилегающие к телу ячейки отторгают конденсирующуюся влагу, а ячейки верхние максимально распределяют ее по поверхности, увеличивая, таким образом, площадь испарений и не допуская переохлаждения.
Из производителей стоит отметить Brynje - широко известную в мире норвежскую компанию, производящую исключительно высококачественное термальное белье. Одна из наиболее раскрученных в России марок - Guahoo (Финляндия). Из отечественных производителей на высоте - BASK и Red Fox. Средний слой – термальный. Второй слой должен сохранять тепло и проводить конденсат. Самые лучшие материалы не только задерживают теплый воздух, но и обеспечивают необходимую вентиляцию в случае перегрева тела. В качестве второго слоя сейчас обычно используется одежда из флиса, ворсистого материала, между ворсом которого сохраняется прослойка воздуха: чем длиннее ворс, тем лучше теплоизоляция. Ворс может быть разной длины, односторонний или двухсторонний. Самый распространенный в настоящее время вид флиса называется Polartec. Он прекрасно сохраняет тепло, и в то же время легок на вес. Полая структура ворса аналогична настоящему меху, а поверхность ткани состоит из маленьких воздушных карманов, которые задерживают воздух с двух сторон. Polartec хорошо проводит влагу изнутри, и в то же время практически не пропускает ее снаружи. Некоторые флисовые ткани отличаются дополнительными свойствами, так, флис WindStopper не продувается, а флисовые куртки, обработанные специальными пропитками, не пропускают влагу. (Vaude, Endura, Marmot). Верхний слой – должен защищать от ветра, дождя, сохранять тепло и проводить конденсат. Раньше такого универсального материала еще не существовало, и для защиты от ветра и дождя использовались резиновые или даже пластиковые материалы: такая одежда задерживала пот, белье и теплые свитера намокали, что в итоге вело к дискомфорту и переохлаждению.
Сейчас, когда появились мембранные материалы, туристы могут чувствовать себя намного комфортнее. Покупая верхнюю одежду, обратите внимание на несколько моментов: она должна быть достаточно удобна для того, чтобы двигаться; свободна, чтобы под нее можно было надеть другие вещи, и легка по весу. В зависимости от погоды, третий слой может быть "холодным" или "утепленным". "Холодный" вариант: непромокаемая, часто и непродуваемая верхняя одежда из штормового материала (Gore-Tex, SympaTex, таслан, брезент). "Утепленный" вариант: внешняя непромокаемая ткань плюс какой-либо утеплитель (синтепон, пух, Thinsulate).
В качестве "холодного" слоя почти все крупные фирмы сейчас используют мембранные материалы, которые не пропускают влагу внутрь, но выпускают ее наружу. Мембранные ткани легко опознать по цене и этикеткам - если на этикетке есть иностранные слова с окончанием -tex, это говорит о какой-либо мембране (QB-tex, FINE-tex, ROS-tex.) А если из рисунков на этикетках видно, что ткань отталкивает воду и ветер, но окончаний -tex не встречается, то речь идет о пропитках. Надписи Cordura и Kevlar на этикетках означают очень высокую прочность. Обычно эти ткани используют на самых ответственных участках одежды – колени брюк, ладони перчаток, участки рукавов куртки и т.д. Мембранные ткани производятся разными фирмами, обладают примерно одинаковыми качествами, но принципы их работы могут быть различными. Так, в материале SympaTex используются нити, которые не имеют пор, но обладают свойством пропускать пар и полностью отторгать влагу. В ткани Triplepoint Сeramic в качестве образующих поры материалов используются керамические вкрапления. Есть многослойные мембраны, например, Entrant, в которых разные слои имеют разный размер пор, и влага, конденсирующаяся и поглощающаяся на внутренней стороне мембраны, выводится следующим слоем наружу. Лидирующим материалом на рынке сейчас является Gore-Tex – он отлично работает по всем основным тестам и выдерживает все показатели на высоком уровне. В активной эксплуатации куртка из трехслойного Gore-Tex служит до 5 лет.
Что касается, "утеплённой" одежды, то сюда можно отнести "пуховку". Более дорогой утеплитель – синтетический заменитель натурального пуха Thinsulate, который максимально приближен к структуре пуха. Материал сочетает в себе теплозащитные и вентилирующие свойства – надежно сохраняет тепло и позволяет испариться лишней влаге. В отличие от пуха, Thinsulate сохраняет тепло даже при намокании, тогда как пух при этом сваливается и перестает греть. Среди известных производителей сложно рекомендовать какую-либо конкретную фирму – популярных компаний много, их изделия отличаются качеством и повышенной комфортностью.
Туристическая куртка. Покрой туристической куртки может быть любым, желательно, чтобы она была с капюшоном, который обязательно должен иметь затяжки с фиксаторами Желательно, чтобы капюшон прикрывал подбородок и рот. В хорошей куртке обязательно должен быть и так называемый "сухой карман", который находится между планкой, закрывающей молнию, и подкладкой куртки. Карман этот не промокает и до него очень легко добраться. Удобно, когда рукава куртки широкие, с манжетами на "липучках". Наличие вентиляционных отверстий в куртке под мышками значительно облегчит вам жизнь в дождевую погоду. Совершенно не лишним будет, если конструкция туристической куртки предусматривает возможность отстёгивания утеплённой подкладки. Современные туристические куртки шьют в основном из различных полиуретанов, хорошо, когда в производстве ткани использована технология RipStop (в том случае, если вы продырявили одежду, можно не бояться, что дырка расползётся ещё больше). Швы обязательно должны быть проклеенными.
Туристические штаны. Многие туристы пользуются специальными брюками, в которых молнии расположены по всей длине штанин. Такой вариант позволяет в случае дождя или снега быстро надеть штаны, даже не снимая обувь, ну, и соответственно, быстро их снять. Также молнии позволяют быстро охладить ноги, если вдруг стало очень жарко. Желательно, чтобы молнии были защищены планками на "липучках" и имели сверху и снизу застёжки. Швы обязательно должны быть проклеенными.
Шапка. Что касается шапок, то тут необходимо разделять, шапки для активного действия и малоподвижного состояния. Шапки для активного передвижения должны быть лёгкими и хорошо отводить избытки пота и тепла, для этих целей очень хорошо подходит синтетика. Если вы бежите, катаетесь на лыжах или идёте по лесу с лёгким рюкзачком, то лучше всего одеть тонкую флисовую шапку, которую удачно можно сочетать с капюшоном куртки. Шапка – фантамаска надёжно прикроет от всех непогодных и неблагоприятных условий. Шапка трансформер. Появилась у альпинистов, функциональная, лёгкая и красочная, она является довольно интересным снаряжением.
Шапки для малоподвижного состояния (штормовые). Такие шапки наоборот должны быть очень толстыми. Самый идеальный вариант – меховая шапка ушанка. Она очень тёплая, изготовлена из натуральных материалов и согреет в любой мороз, неоспоримым плюсом являются опускающиеся "ушки" такой шапки, которые закроют от холода и ветра уши и щёки. Также можно отнести сюда вязанные шерстяные шапки. Их преимущество – хорошие показатели по теплосбережению, и тот факт, что если такая шапка намокнет от снега, то не доставит особого дискомфорта хозяину. Также для неподвижного состояния можно применять и синтетику, которая хорошо защищает от ветра.
Шарф. Шарф не является незаменимым или жизненно важным снаряжением в походе, он скорее предназначен, чтобы приносить комфорт и удобство своему хозяину, ну а так же является постоянным спутником людей со слабым или больным горлом. Шарф удобно носить осенью, когда тёплые куртки с высоким воротом одевать ещё рано, а кофты и флиски не закрывают горло. Лучше всего использовать для походов флисовые шарфы: лёгкие и приятные телу, они обладают всеми эргономическими свойствами, которые нужны туристу в походе, Так же они довольно легко сохнут и стираются, при этом занимают мало места, в отличие от хлопчатобумажных шарфов.
Влагозащитный костюм. Турист, находясь в экстремальных условиях, подвержен воздействию природных явлений: дождя, ветра, влаги, снега, росы и т.д. Для того чтобы облегчить жизнь путешественникам на помощь приходит снаряжение. Одним из таких помощников является влагозащитный костюм. Влагозащитные костюмы бывают разных видов, расцветок, отличаются функциональностью, материалами и стоимостью. Все влагозащитные костюмы можно поделить по стоимости, функционалу и материалам из которых эти костюмы изготовлены. По стоимости: дешёвые (полиэтиленовые дождевики), средний класс ( влагозащитные костюмы из ПВХ, костюмы из специальных тканей с пропиткой), дорогие ( изделия из мембранной ткани ). В дешёвых влагозащитных костюмах и костюмах среднего класс принцип работы очень прост: есть прослойка, которая не пропускает влагу из вне, но и не даёт выйти наружу поту и лишнему теплу. В этих костюмах при активной работе или движении будет крайне не комфортно и неудобно.
Костюмы из полиэтилена и ПВХ хороши, если вам необходимо просто переждать непогоду и при этом не надо совершать много активной работы, тогда такой костюм хорошо сбережет вас от дождя. Костюмы высокой ценовой категории позволят вам комфортно передвигаться в любую непогоду и погодные условия. Сделаны, как правило, такие влагозащитные костюмы из мембранной ткани, которая не даёт проникать крупным каплям дождя внутрь, и с лёгкостью пропускает излишнюю влагу и тепло от тела наружу.
По материалу: Материалы для влагозащитных костюмов. При изготовлении влагозащитных костюмов применяют полиэтилен, авизент, мембранную ткань, нейлон, каландр и различные пропитки для тканей.
Полиэтиленовые дождевики. Дешёвые костюмы из полиэтилена рвутся о ветки и камни, легко плавятся и сгорают на огне. Их имеет смысл покупать только для походов выходного дня. Костюмы из ПВХ тканей. Влагозащитные костюмы среднего ценового диапазона из ПВХ ткани очень плохо дышат и являются крайне не долговечными. Эти костюмы всегда можно опознать по камуфляжной расцветке и "полиэтиленовости" на ощупь.
Влагозащитный костюм из полиэстера с пропиткой. Такой влагозащитный костюм является оптимальным выбором по соотношению цена-качество. Конструктивными особенностями такого костюма является отсутствие молнии спереди, он одевается через голову. Этот костюм можно использовать как влаго –, так и ветрозащитный. В нём довольно комфортно по сравнению с ранее рассмотренными моделями. Так же его можно использовать как хорошую защиту от комаров и жары летом.
Влагозащитные куртки из мембранной ткани. Костюм такого типа обладает хорошей функциональностью: обилие всяческих карманов, замков, влагозащищённых молний и прочих деталей делает такую куртку мечтой любого туриста и спортсмена – профессионала. Обладает, как правило, яркой расцветкой и высокой стоимостью.
Конструктивные особенности влагозащитных костюмов. Раздельный костюм. Такой влагозащитный костюм состоит из штанов и куртки. Удобен, так как можно носить его раздельно и заменять по частям, как правило, снабжён карманами, что очень удобно.
Плащ – накидка. Такой влагозащитный костюм выполнен в виде цельного плаща, который закрывает сверху донизу тело от дождя. Так же такой костюм можно одеть прямо на рюкзак, что тоже очень удобно.
Рекомендации по эксплуатации туристической одежды
Стирать нужно одежду только так, как рекомендует производитель. Ни в коем случае не сушить её на открытом огне. Не хранить одежду в скрученном виде. Регулярно использовать пропитывающие средства, рекомендуемые производителем. Не стоит надевать мембранную куртку на шерстяной свитер – появится потоотделение, лучше её надевать на одежду типа Windstopper – в этом случае влага будет выводиться. Обмороженная мембрана не работает – водяной пар не может выйти наружу. Насквозь промокшая верхняя ткань на мембранной одежде также не пропускает воздушный пар. Грязь уничтожает мембрану. После использования мембранную одежду следует хорошо просушить при комнатной температуре, а не на батарее.
Итак, мы рассмотрели туристическую одежду, её виды и характеристики, в следующей главе мы подробно расскажем об ещё одном важном снаряжении в активном туризме, рюкзаке.
ГЛАВА 2. РЮКЗАК КАК ТУРИСТИЧЕСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Рюкзак является важным атрибутом в туристическом снаряжении. Рюкзак (от нем. Rucksack — мешок, который носится на спине) — специализированная сумка для ношения на спине. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.
История появления рюкзака
Когда появился первый рюкзак – точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Р.Х., Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет.
С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками – прообразе станкового рюкзака.
Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.
В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.
В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи".
Затем появился знаменитый "Абалаковский" рюкзак. Названный так по фамилии своего создателя, по одной версии известного советского альпиниста, скульптора по профессии, Евгения Абалакова, первовосходителя на пик Коммунизма (тогда – пик Сталина). По другой, более логичной версии, авторство рюкзака принадлежит его брату Виталию, не менее известному альпинисту, который со времени войны до выхода на пенсию работал в Центральном научно-исследовательском институте физической культуры (ЦНИИФК) и Центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ), преобразованной впоследствии во Всесоюзный институт спортивных и туристических изделий (ВИСТИ). Занимался разработкой и конструированием спортивного снаряжения и приборов. Является автором первого советского альпинистского снаряжения, которое так и называется: "Абалаковское".
Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения – в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант "Абалаковского" рюкзака, и именно его еще недавно можно было купить в спортивных магазинах.
Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. "Яровские" рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку – это называлось "отправить медведя в ссылку". Дизайну всегда уделяли большое внимание.
Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак "Ермак". Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев, "Ермак" повинен не в одном сломанном шейном позвонке – такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса. Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросам отечественных путешественников, поэтому в 70-80х годах пышно расцвели самодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкций разбегались глаза.
К концу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узких питерских кругах почему-то называвшийся "Американкой". Основные принципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткого толстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту в среднем около 80 см при ширине 35-40 см., обязательное наличие широкого поясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема – боковые стяжки или шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок, которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокий рюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки из технического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельно выпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца для ключей.
В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегодня наблюдать в магазинах. Широким потоком хлынули зарубежные модели.
С появлением лёгких и прочных синтетических тканей процесс совершенствования рюкзаков резко ускорился. С инновациями в области материалов и технологий совпало появление моды на спортивный образ жизни, на спортивную одежду, поэтому сейчас рюкзаки уверенно занимают свою нишу и в повседневной жизни.
Классификация рюкзаков
Рюкзаки можно поделить на три больших класса: мягкие (без элементов жёсткости), каркасные и станковые.
Мягкие рюкзаки. Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции - минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости такой рюкзак надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов – внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака. В последнем случае теряется в среднем 11 литров полезного объема. Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям. К данному типу можно отнести подвид рюкзака, который получил из-за своей формы название "Колобок", такие рюкзаки представляют собой простой брезентовый мешок с двумя лямками, объёмом в среднем от 20 до 50-60 литров. Относительно неудобны для транспортировки груза, но, тем не менее, используются в российской армии. Требуют большого навыка при укладке, угловатый жёсткий предмет, оказавшийся у спины может доставить много неприятностей. Кроме того, из-за пузатости "колобка" центр тяжести рюкзака оказывается дальше от спины, чем при использовании других типов рюкзаков. Это ухудшает устойчивость человека и делает переноску такого рюкзака более трудной.
Каркасные рюкзаки. На сегодняшний день это наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма. Большинство современных моделей имеют каркас из алюминиевых "лат", придающий спине рюкзака вертикальную жесткость. Реже встречается вариант с пластиковой вставкой "анатомической" формы во всю спину рюкзака. Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущая конструкция интегрирована в мешок, полностью или частично. В рюкзаках большого объема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеют каркас, нарочито отделенный от основного объема – для вентиляции спины.
Обычная система каркаса представляет собой две упругие пластины, расположенные параллельно или немного расходящиеся вверх наподобие буквы V. Удобно, если предусмотрена возможность вынуть латы и использовать рюкзак как "мягкий" – это может понадобиться в водном путешествии при упаковке вещей.
Станковые рюкзаки. Доведенный до логического конца каркас становится "станком". Под этим термином подразумевают внешнюю раму, на которой закреплена подвесная система (лямки и пояс), и к которой прикреплен либо один мешок, либо предусмотрена возможность крепления самых разнообразных грузов. Можно сказать, что станковый рюкзак – это рама с лямками, а все остальное можно навесить на эту основу по своему вкусу.
На Западе этот тип рюкзаков иногда называют "Bergen type" в честь названия норвежской фирмы Bergans из Осло. В 30-х годах эта компания получила крупный военный заказ на обмундирование финской армии, и среди прочих предметов произвела на свет большое количество небольших станковых ранцев. Они оказались настолько удобны и практичны, что в разных модификациях распространились по всему миру. В последние годы станковые рюкзаки возвращают себе утерянную было популярность. Основная сфера их применения – пешие походы. Особенно ценны станки в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз, например при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Шерпы в Гималаях умудряются носить на станках огромные пластиковые бочки с альпинистским скарбом. Спелеологи навьючивают на каркас специальные транспортные мешки и бухты веревок, впоследствии станок оставляют на поверхности в лагере, а с транспортными мешками уходят в пещеру.
В Татрах есть даже такая профессия – горный носильщик, то есть человек, который заносит груз в горные хижины. Поскольку работа носильщиков сродни спорту, проводятся соревнования, в которых участвуют как профессионалы, так и любители, впрягшиеся в станок носильщика исключительно из спортивного интереса. Соревнуются в скорости выноса эталонного груза на определенную высоту по конкретному маршруту. Время от времени предпринимаются попытки выноса рекордного груза на какую-нибудь из хижин. Существуют модели станков с возможностью прикрепить внизу колесики – в итоге получается тележка, которую можно катить по ровной дороге. Еще одна разновидность станков – рюкзаки-стульчики, они особенно распространены среди спортсменов-ориентировщиков. Перед и после соревнований на таком стульчике можно отдохнуть, переодеться.
К минусам таких рюкзаков относится жёсткость станины — например, при падении, она может причинить серьёзные травмы.
2.2 Виды рюкзаков по области применения
Экспедиционные рюкзаки. Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях. Если вы собираетесь совершать пешие или лыжные многодневные походы в горах, носить большой груз – то понадобится такой рюкзак. К экспедиционным относятся почти все станковые рюкзаки. Мягкие рюкзаки реже делают большого объема, почти все рюкзаки этого типа – каркасные. Масса среднего каркасного экспедиционного рюкзака – около 2 кг.
Штурмовые рюкзаки. Объем штурмового рюкзака – от 30 до 80 литров. Не обязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин – под эту категорию попадают и рюкзаки для двух-трех дневных выездов за город. Современный штурмовой рюкзак – это как бы уменьшенная копия экспедиционного. Он легче экспедиционного, обычно менее 1,5 кг.
Городские рюкзаки. Спортивный стиль в моде. Поэтому столь популярны городские рюкзаки для повседневного использования. Кроме того, это просто удобно. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами стандартного машинописного листа формата А4. Предполагается, что документы в папке должны влезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всего влезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма для вечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничего от такого рюкзака не требуется. Для улучшения внешнего вида на городские рюкзаки порой навешивают всевозможную фурнитуру, в "больших" рюкзаках применяемую для крепления ледового молотка, альпинистской каски, веревки, кошек. Это не более чем украшательство. А вот многочисленные внешние и внутренние карманы полезны в нём.
Специальные рюкзаки. Соревнования. Для соревнований важен минимальный вес снаряжения. Все направлено на его снижение. Ряд фирм производит специальные модели, рассчитанные на приключенческие гонки, соревнования по ски-альпинизму и тому подобные испытания. В России наиболее известна продукция Salomon, реже встречается Silva и Dynastar.
В таких рюкзаках экономят на всем, часто их делают из прочной капроновой сетки, зато добавляют специальные крепления для фляжки на лямки, часто вдоль спины располагают "кэмэлбэг" – емкость-термос для жидкости, с эластичной трубкой, выведенной наружу, чтобы можно было пить на ходу. Лыжи/сноуборд. Для экстремальных спусков с горных вершин, фрирайда, внетрассового катания шьют специальные рюкзаки. Они имеют много общего с соревновательными моделями, но вес уже не играет такой решающей роли. Часто присутствует вышеописанный кэмэлбэг для горячего питья. Основное отличие – крепление для переноски лыж или сноуборда. Требования понятны – крепление должно быть простым и надежным, при ходьбе лыжи и доска не должны доставлять никаких неудобств. В продвинутых моделях встречаются еще некоторые особенности. Например, налобный ремень, позволяющий при спуске более тонко чувствовать центр тяжести рюкзака – чтобы минимизировать опрокидывающий момент. При прыжках и резких поворотах поведение рюкзака отрабатывается шеей. Впрочем, этот специфический навык требует определенной тренировки. Другая техническая особенность – поясной ремень и лямки делают составной частью альпинистской страховочной системы. Пряжку на пояс ставят особо прочную, выдерживающую нагрузку более 2 тонн. Это позволяет вытащить человека из ледниковой трещины за сблокированные лямки и поясник.
Баулы. Это большой (да что там – просто огромный) прочный мешок с лямками и многочисленными ручками. Баул – атрибут альпинистской экспедиции. Можно разделить все баулы на те, у которых молния сбоку (это просто большая сумка, наподобие спортивной, но с лямками), и те, что представляют собой и вовсе обычный мешок с затягивающимся верхом и теми же простыми лямками. Баулы первого типа используются при транспортировке экспедиционного груза, например в поезде, самолете или на вьючных животных. Очень часто на них ставят крупную прочную молнию с натуральным навесным замком. Предполагается, что это позволит оградить груз от излишне любопытных носильщиков – просто так внутрь уже не залезть, а резать баулы и откровенно что-то воровать у носильщиков не принято. Баулы второго типа – для стенных альпинистских восхождений. Они шьются из очень прочной, непромокаемой, износостойкой ткани. Ткань дублируется прочной стропой, образующей силовой каркас. Все стропы сходятся на грузовой петле, за которую баул тянут вверх в поднебесье. Лямки нужны на подходах к стене от базового лагеря или на простых участках маршрута, когда тянуть мешок волоком по разрушенным пологим скалам гораздо тяжелее, чем пронести его на плечах.
Упаковки для сплава. Это весьма специфическая для российского рынка продукция, поскольку разборные суда и необходимость их переноски почти не встречаются больше нигде в мире. Рюкзаки-упаковки производят изготовители самих плавсредств, например, фирма Тритон. Это весьма объемные (более 140 литров) рюкзаки упрощенной конструкции. Особенность – широкий вход сбоку, позволяющий удобнее укладывать сложенную лодку или катамаран. Для длительной переноски по пересеченной местности упаковки не очень удобны из-за примитивной подвесной системы, и на протяженной пешей заброске чаще пользуются большими экспедиционными рюкзаками.
Встречается еще один вариант – отдельная система пояс+лямки для переноски полиэтиленового каяка. На каяке система крепится стропами, каяк несут вертикально, что конечно не очень удобно, даже если это короткая родео-модель длиной 2,5 метра. Но все-таки такой способ дает возможность совершать автономные переходы с реки на реку. Вещи укладывают в кокпит каяка, вес получается приличный. Подвесные системы для переноски каяков производят западные фирмы, специализирующиеся на аксессуарах для экстремального сплава.
Драйбэги. В переводе на русский – это непромокаемый рюкзак. Этот специфический продукт находит применение в водном туризме при сплаве на рафтах или катамаранах, – средствах сплава, позволяющих размещать объемный груз. Фактически, это большая гермоупаковка с лямками. Применяются драйбэги и в таком экзотическом виде спорта как каньонинг – прохождение речных каньонов пешком и самосплавом в гидрокостюме, с использованием альпинистской техники. Рюкзак-драйбэг должен быть абсолютно непромокаемым (шьется из плотной ткани с ПВХ-покрытием), стойким к истиранию. Лямки в таких рюкзаках не пришивают, а приклеивают, чтобы не нарушить герметичность. Верх мешка закручивают несколько раз и фиксируют пряжкой – как и в обычных гермоупаковках для сплава по бурной воде.
Рюкзаки для автостопа. Около 20 лет назад был разработан специальный рюкзак для поездок автостопом. Он отличается необычной формой – это подобие блина, молния по кругу, лямки крепятся на репшнуре, пущенном по периметру рюкзака. Размеры рассчитаны таким образом, чтобы в машине можно было убрать рюкзак под ноги. Объем небольшой – не больше 40 литров, но больше автостопщикам обычно и не требуется. Снаружи нашиты светоотражающие ленты, ночью хорошо заметные в свете фар.
Велосипедные рюкзаки. Велорюкзаки бывают двух видов – заплечные для коротких поездок и малых грузов, и рюкзаки – "штаны" для перевозки на багажнике велосипеда. Заплечные велорюкзаки имеют следующие особенности конструкции: улучшенную вентиляцию спины (проблема актуальна, поскольку велосипедист едет в стойке с согнутой спиной, и рюкзак сильно к ней прижат), из специального кармана вынимается непромокаемая накидка, закрывающая мешок от дождя и грязи, часто встраивают кэмэлбэг, ременные крепления или большой карман из сетки для шлема. Велорюкзак должен быть обязательно обильно снабжен светоотражающей лентой для езды в темное время суток. Но возить на спине больше нескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяют специальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, их так и называют – "велоштаны". Объем – от 60 до 80-90 литров. Эти рюкзаки бывают однообъемные или многосекционные. Первые вмещают больше вещей и применяются для более длительных поездок, вторые – позволяют более эффективно подобрать нужный объем для конкретной поездки (в коротких выездах можно использовать только боковые емкости, оставив верхний клапан дома). Велосипедные рюкзаки должны быть прочными, желательно непромокаемыми, с возможностью крепления дополнительного груза снаружи. Обязательны светоотражающие элементы, поскольку большой рюкзак закрывает подседельную мигалку, и ее не видно водителям попутных машин. Немаловажная деталь – наличие или отсутствие лямок для переноски велорюкзака на спине. Для больших и сложных походов лямки просто необходимы, поскольку в тех местах, где приходится идти пешком, на переправах через реки, подъемах на трудные перевалы рюкзак перекочевывает на спину путешественника. Лямками снабжают однообъемные велорюкзаки, а многосекционные обычно лямок не имеют.
2.3 Конструкция
Форма. Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, – будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность "роста" вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку. Объем рюкзаков измеряют в литрах. Измеряют литры по-разному. Самый простой способ – перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ, которым пользуются западные фирмы – в тестовый образец насыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло – такой и объем. Еще момент – учитывается, объем карманов и клапана, или нет. Фирмы поступают на свое усмотрение. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит. Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой – содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, таким образом немного повышается центр тяжести. Но иногда можно увидеть обратную картину – расширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр тяжести опасен, – например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее. Есть еще один вариант – когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равно максимально совмещен с центром тяжести человека. Однако, укладывать такой рюкзак сложнее, и в эти острые углы положить удается только какие-то мягкие вещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределение массы. В сечении рюкзаки бывают круглые (на самом деле – овальные), и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство каркасных рюкзаков имеет прямой край со стороны спины. Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечье нижнюю часть называют "подвалом". Для доступа в "подвал" вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка ("диафрагма") застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. "Подвал" теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставлен по кругу коврик – открыв молнию, вы не сможете проникнуть внутрь. У разделения на емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство "подвала" полностью нивелируется снижением прочности, – любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака. В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани – это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать объем.
В специфических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки для байдарок и прочих средств сплава; примерно также устроены рюкзаки для переноски парапланов и кайтов.
Подвесная система. Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу – то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность регулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего "среднего" покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру. Чаще всего регулируется только один параметр – высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось "ремни противооткидывания верха рюкзака"). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поясника относительно дна рюкзака. Многие фирмы дают своим подвесным системам непонятные аббревиатурные имена, типа "ABS-system" , "Ergo Back System". На самом деле все подвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. В случае если какая-нибудь "system" будет впиваться между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того, чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всевозможные подушки-накладки в области поясницы. К подвесной системе отнесу также грузовую петлю рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда – и с обратной стороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо пришитой.
В самодельных моделях, специально спроектированных для лыжных походов, пришивают еще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и к ней цепляют санки-волокуши. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санки будут тянуть его назад, нарушая центр тяжести системы "человек-рюкзак". При правильном расположении на пояснике вся нагрузка приходится на бедра человека, и тянуть санки гораздо легче; кроме того, можно снять поясник с рюкзака и использовать полностью независимо, просто как упряжь для волокуши, а рюкзак полностью убрать в санки. Так поступают на простых участках, например при подъеме по ровным наледям сибирских рек.
Лямки. Лямки должны отвечать основному требованию – быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака.
Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходится бегать или совершать резкие движения. Форма лямок – серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч. Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич из разных материалов. Очень ответственный узел конструкции лямок – точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, на поясной ремень. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани. Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.
Как уже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.
Поясник. Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах (а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету). Поясники бывают пришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок. Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака – это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице – пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.
Швы. Важно, какими швами и как сшит рюкзак. Существует много типов швов, они отличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам, производители стремятся к компромиссу между прочностью и сложностью технологии. Наиболее "правильный" шов для основной емкости рюкзака – бельевой или "запошивочный", он должен pаботать на сдвиг, а не на отpыв (стачной шов). Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, pyчки) должны пpишиваться на yсиления (стpопy, дополнительный слой ткани), и ни в коем случае не просто в шов.
Тpадиционно слабые места – веpхняя и нижняя точка кpепления лямок, пришив боковых стяжек. Часто отрываются пришитые "не на месте" карманы. В каркасных рюкзаках металлические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу.
Клапан. Клапан сверху рюкзака – непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40 литров (кроме специфических рюкзаков типа упаковок для байдарок). Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой. По своей конструкции клапаны бывают пришитые и "плавающие". Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана). Объем клапана может колебаться в довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи, – например, фотоаппарат. К основной емкости рюкзака плавающий клапан крепится на пряжках, которых может быть 2-3 со стороны спины и 1-2 с обратной стороны (в зависимости от ширины рюкзака). Со стороны спины ставят обычно "трехщелевые" пряжки, а с лицевой стороны – фастексы или самосбросы. На старых самодельных рюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, застегивая металлические крючки за специально пришитые кольца. На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны.
Стяжки. Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. Чаще стоит обратная проблема – сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сложенный рюкзак в монолитный "кирпич", который гораздо легче носить. В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ременный "каркас" вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна приходиться именно на ремни. Так было сшито большинство хороших самодельных рюкзаков. Сейчас производители экономят на стропах, и часто вшивают их прямо в боковой шов. Такая конструкция получается ненадежной, поскольку нагрузка приложена к одной точке и "работает" на отрывание. Более удачный вариант - если стропа пришита через дополнительный треугольник плотной ткани, распределяющий нагрузку на большую площадь. Другой, несколько устаревший, тип боковых стяжек – это шнуровка. Она менее удобна. Единственный ее плюс – это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно при использовании пластиковых пряжек. Помимо боковых и вертикальных стяжек на продвинутых рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затянуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительная стропа позволяет спрессовать объем под клапаном.
Карманы. Карманы удобны для хранения мелких предметов. В самодельных рюкзаках разнообразие форм карманов и мест их расположения не поддавалось описанию: были карманы, специально сшитые под витиеватую форму любимой миски, карманы для карт (игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов. В промышленных моделях расположение карманов более стандартизовано. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (в грязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном. К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент – сквозное отверстие, декорированное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу. Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS).
Навеска. Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка – хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри – веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи. Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой с "липучкой" или пряжкой.
2.4 Рекомендации
Выбирая рюкзак, следует исходить из принципа: чем рюкзак дороже, тем лучше он "сидит" на спине, будучи нагруженным, и тем удобней с ним передвигаться. Поэтому покупка рюкзака – это поиск компромисса между максимальным удобством и минимальной ценой. Хороший рюкзак должен удовлетворять сразу нескольким условиям. Во-первых, он должен быть выполнен из плотного нейлона, лучше всего из материала Cordura. Во-вторых, иметь полужесткую регулируемую подвесную систему. И, в-третьих, иметь в нижней части отсек для спального мешка.
Купить подходящий рюкзак – это еще полдела. Каким бы дорогим и технически совершенным он ни был, необходимо уметь его правильно укладывать, а это целая наука. Основные рекомендации по укладке таковы: более тяжелые вещи следует размещать ближе к спине; в нижней части рюкзака, в специальном отделении, размещать спальник; основную массу груза размещать на уровне плеч и ниже; при упаковке пил и топоров закрывать лезвие плотным чехлом. Также важно использовать специальные упаковочные мешки из легкой ткани, куда предварительно уложить вещи по категориям (еда, штормовая одежда, одежда для сна) – это облегчит процесс укладки и поиск нужных вещей. Правильно загруженный рюкзак располагается на спине ровно, и при ходьбе вам не придется периодически его выравнивать. Уменьшается и нагрузка на позвоночник, а значит, вы сможете пройти большее расстояние и, конечно, получить максимум удовольствия от путешествия.
Современные рюкзаки
Это рюкзаки размерами от 5 до 140 литров — сшитые из синтетических тканей продолговатые мешки, снабжённые подвесной системой. Подвесная система состоит из лямок и поясного ремня и "спины". Лямки и поясной ремень, как правило, достаточно широки, мягки и упруги. "Спина" рюкзака — часть, обращённая к спине человека, также делается мягкой и упругой. В "спину" вставляются армирующие элементы из лёгких прочных материалов, например, дюралюминия или титана, переносящие часть веса с плеч на пояс. Такая подвесная система обеспечивает более комфортное ношение рюкзака по сравнению с бескаркасными рюкзаками. Из-за особенностей формы такие рюкзаки часто называют "анатомическими". К современным анатомическим рюкзакам также относятся и заплечные велорюкзаки. Их особенности: Небольшой объем — от 5 до 35 л. Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка. Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки. Наличие водонепроницаемого дождевого чехла. Наружные крепления для шлема. Наличие, как минимум, подготовки для питьевой системы (Camel Back, гидропак).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Так как активный туризм важен для здоровья, необходимо знать правила правильного туристического снаряжения. Одежда в туризме должна быть удобна, комфортна, износостойка, хорошо сохранять тепло, и выводить при необходимости влагу от тела. Существуют виды туристической одежды: туристическая куртка, штаны, шапка, шарф, влагозащитный костюм, которые отвечают всем критериям туристического снаряжения.
Кроме того, важную роль в туристическом снаряжении играет рюкзак. Рюкзак – один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке – везде нужна емкость для переноски вещей. Существует три типа рюкзаков: мягкие, каркасные и станковые. Кроме того для каждого вида туризма предназначен свой рюкзак.
Отправляясь в поход, или какой-либо другой вид туризма очень важно правильно снарядиться, для того что бы получит огромное удовольствие от этого занятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Берман А. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.
Ветер странствий, № 12. М . ФиС. 1977.
Гранильщиков Ю., Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм. М., ФиС, 1966.
Дурович А. П. Активный туризм: современное состояние и перспективы развития.- М.: Новое знание, 2003.
Колесников А. Туристское снаряжение. М., Профиздат, 1968.
Обручев С. Справочник путешественника и краеведа. Т. I. М., Географгиз, 1949.
Смирнов А. П. Всё о рюкзаках, Л., 1987 г.
Штюрмер Ю. Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1979.
Источник: http://www.alpklubspb.ru/persona/abalakov-v.htm
Приложение
Пешеходные |
||
Мягкие рюкзаки | ||
Рюкзак CampuS Lunar 65 |
Рюкзак Normal Атлант 70 |
|
Каркасные рюкзаки | ||
Рюкзак Normal Атлант 130 |
Рюкзак CampuS Expedition 100 |
|
Горные |
||
Tatonka KATANGA 90 Станковый рюкзак |
Marmot Bomb Pack Каркасный рюкзак |
|
Велосипедные |
||
Рюкзак Ferrino M.B.A. 12+2 |
Велорюкзак АКМЕ 70 |