Что такое винный туризм.
Принципы винного туризма очень просты: пробовать вина только в местах их производства, чтобы прочно связать в своей памяти и своем воображении букет и вкус напитка с тайной его происхождения в природе, истории и духе местности.
Не лишним будет оценить также технологическую культуру производства, лично познакомиться с виноделами, узнать о вековых традициях хозяйства.
Винный туризм в том виде, как он сложился с начала 20 века в Италии, Франции и других винодельческих странах, имеет ряд очень важных особенностей: это специальные поездки организованных групп любителей или профессионалов (виноторговцев, владельцев ресторанов и т.п.). Время этих поездок удлиняет пляжный или горнолыжный сезон, оно удобно и для винодельческих, и для туристических фирм. Организация маршрутов в пространстве и времени представляет систему деревенских праздников, очень недорогих по культурной программе (выступают любительские местные коллективы, детские, прежде всего). Каждая провинция имеет устоявшийся календарь таких праздников. А для виноделов очень удобно отвлечься от производства лишь один раз в году и получить сразу ощутимую прибыль.
Туристические фирмы разрабатывают удобную для себя недельную или двухнедельную программу. Перевозят туристов с одного праздника на другой, попутно показывая природные и исторические достопримечательности.
Советская централизация виноделия привела к тому, что вино почти перестало быть продуктом местности и превратилось в продукт купажирования под утвержденный стандарт (во Франции, например, стандарты содержания сахара не установлены, так что виноделам гораздо проще работать). Однако та же централизация создала и возможности, например, для строительства огромного дегустационного комплекса в Алупке, что ни одной частной фирме не по силам.
Тематический туризм: вина Европы.
Теоретики туризма прогнозируют, что одним из самых популярных видов туризма к 2020 г. станет тематический, который уже сейчас активно развивается. К нему можно отнести и туристские программы, связанные с посещением мест производства различных вин. Но данный турпродукт еще не достаточно широко представлен на российском туристском рынке, поэтому представляется интересным и познавательным рассмотреть возможности разработки подобных туров. Для этого необходимо проанализировать туристские ресурсы региона. В качестве такого региона был выбран ряд европейских стран: Франция, Италия, Испания, Германия, Португалия, Кипр, Греция и Австрия. Это объясняется рядом причин. Во-первых, согласно исследованиям, Европа является лидирующим регионом по числу посещения туристов: именно здесь сосредоточено огромное количество культурно-исторических памятников, а кроме того, индустрия обслуживания находится на высоком уровне.
Во-вторых, исторически сложилось так, что Европа в силу географических, климатических, экологических, культурных и политических условий является крупнейшим в мире производителем и экспортером вин высокого качества. Туристов в данный регион привлекает не только европейская кухня, но и вина, а также многочисленные дегустации и национальные праздники, связанные со сбором винограда. Таким образом, туризм и производство продукции, добываемой из солнечных ягод, в совокупности составляют весьма значительную статью дохода в бюджете Франции, Италии, Испании, Германии, Португалии, Греции, Австрии.
Многие вина облагаются почти запретительными пошлинами, и поэтому попробовать их можно только непосредственно в Европе, где существует целый культ вина со своими особенностями и ритуалом потребления.
Вино с давних времен считалось даром богов. Эта мысль красной нитью проходит через всю мифологию Средиземноморской цивилизации.
Именно благодаря «божественному происхождению» древние лекари использовали вино в фармакологии, готовили на его основе различные лекарства. Кроме того, этот напиток прописывали выздоравливающим людям для восстановления сил. В Древней Греции еще Гиппократ рекомендовал использовать терапевтические свойства вина против многих болезней.
Современная наука также подтверждает благотворное, укрепляющее влияние натурального вина на организм взрослого человека, если оно, конечно, употребляется в разумных количествах.
Рассмотрим для примера наиболее популярные вина названных европейских стран и связанные с ними легенды, исторические факты и мероприятия, которые можно успешно учитывать при разработке тематических туристских маршрутов.
Франция является на сегодняшний день самой популярной страной с точки зрения «винного» туризма: на российском рынке предлагаются «винные» туры с проживанием в замках Бордо, Шампани, Бургундии, Луарской долины.
Для полноты картины в связи с темой вина и туризма хотелось бы обратить внимание еще на две дестинации, а именно – Австрию и Германию.
Виноделие в Австрии зародилось около 2000 лет назад. Еще при Карле Великом в окрестностях Вены закладывались образцовые шпалеры виноградников. Потом традицию достойно продолжили насельники средневековых монастырей.
В Германии вино достается гораздо труднее, чем в вышеупомянутых странах, таковы уж климатические особенности этого северного – разумеется, только с винодельческой точки зрения, – края. Виноградники здесь устраивают на обращенных к югу приречных склонах: водная гладь отражает тепло, помогая поддерживать нужную для правильного вызревания ягод температуру. А в осенние холода с рек встают спасительные туманы, защищая чуткие лозы от губительных ранних заморозков.
Самый большой винодельческий регион Германии – Райнхессен. Располагается он в долине, образуемой холмами на севере и востоке Рейна. Более 90% здешних вин – белые. К югу от этого района начинается Райнпфальц. Это сплошное море виноградников, простирающееся на 80 км от Вормса до границ французского Эльзаса. Туристам здесь расскажут о том, что местные вина ценили еще римляне. При них этот регион считался «винным погребом» великой империи. Сейчас здесь производят четверть всех германских вин. Вина из Бадена – самого южного района Германии – считаются «винами для себя», и поэтому только недавно их стало можно встретить за пределами страны. Особенностью Франконии являются полнотелые и сильные вина, разливаемые в бутылки, напоминающие плоскую флягу, – они называются «боксбойтель». Их создали еще несколько веков назад.
Один из наиболее известных регионов – Рейнгау, где развитию виноделия способствовал еще Карл Великий. Виноградники расположены на обращенных к югу склонах холмов вдоль правого берега Рейна. Климат здесь самый мягкий в Германии, что весьма удобно для создания вин из винограда позднего сбора. Самый северный винодельческий регион – Аар. Здесь производят красные вина, которые практически не вывозят за пределы страны. Они обладают неповторимым фруктовым ароматом. Самый маленький винный регион – Гессенская горная дорога, – где вина имеют удивительный аромат – миндаля, персика, вишни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Европа располагает обширными туристскими возможностями и ресурсами для организации тематических туров по странам и регионам, связанным с культурой выращивания винограда и производством вина. В программу таких туров можно включать экскурсы в историю, содержащие многочисленные легенды о винах и особенностях культуры их потребления, проживание в средневековых замках и загородных усадьбах, участие в живописном и ярком праздновании сбора первого урожая винограда, а также различные дегустации с последующей покупкой понравившихся туристам вин.