Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Новый тип романа

Новый тип романа

В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова "Бэла", а затем "Тамань" и "Фаталист". В 1840 году эти три повести вышли как главы романа "Герой нашего времени", а затем свет увидел весь роман в целом.

Первоначально произведение называлось "Один из героев нашего века". Издание 1841 года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам, утверждавшим, что Печорин порочное явления, нетипичное для русской жизни, недостойная пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к "Журналу Печорина" играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую позицию, и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания действительности.

Это первый опыт критического истолкования своего произведения самим автором. Становление поэтики романа происходило по пути развития трех важнейших художественных начал: пространственной структуры повествования, психологических мотивировок и преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них указал еще Белинский:

"Роман нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор". Освоив и изучив художественный опыт европейских и русских писателей, в "Герое нашего времени" Лермонтов разрабатывал практически все свои ключевые темы, проблемы, образы ("Мцыри", "Маскарад", "Дума", "Княгиня Лиговская"). Подобная композиция позволяет добиться такого восприятия лермонтовской прозы, когда одно и то же событие читатель видит глазами Печорина и его окружения, что дает возможность автору, в нарушение романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц.

Для достижения этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами: "Бэла" путевой очерк и повесть, первоначально иронически стилизованная под романтические повести и поэмы. "Княжна Мери" сатирический очерк нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть. "Фаталист" мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта. "Тамань" путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и наоборот.

В отличие от традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в "Герое нашего времени" циклизация ранее самостоятельных повестей в более сложное художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг последовательно раскрывающегося образа центрального героя (Печорина). Роман Лермонтова первый в русской литературе "аналитический" роман, в центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и умственная жизнь. Этот художественный психологизм является следствием эпохи (реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в постоянный самоанализ. Поэтому литература обращается к внутреннему миру человека.

"Герой нашего времени" абсолютно новый тип романа в русской литературе, сочетающий элементы нравоописательного, авантюрно-приключенческого, детективного, психологического, философского романа. В повести "Бэла" описаны быт и нравы кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского быта можно обнаружить в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч". В повести "Княжна Мери" изображаются нравы светского и "водяного" общества.

Приключенческий жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип русского синтетического романа. Приключенческая литература родилась из анархического бунта против чистого разума. Ее герои всегда люди необычные и интересные, а живут они в странном мире, загадочном и необъяснимом. Именно таков Печорин. Он крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с третьей. Он вмешивается в дела "честных контрабандистов", обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии.

Знает ли русская литература другого героя, совершившего столько "подвигов"? Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не восхищаться: он слишком красив, элегантен и остроумен. Приключенческий опыт Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать русский роман нового типа. Если Вальтер Скотт отодвигал центр повествования в Шотландию, Купер к индейцам, то Лермонтов на Кавказ (на окраину империи). Каковы основные художественные приметы романтизма и реализма в этом главном произведении Лермонтова? Само место действия было традиционно для русских романтиков. Кавказ вызывал ассоциации с "Кавказским пленником" Пушкина, с "Демоном", с лирикой самого Лермонтова.

Таким образом, Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. "Герой нашего времени" это прозаический, социально-психологический и философский роман в нашей литературе. Все в произведении подчинено главной задаче глубоко и полно показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов XIX века.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. • Композиционные особенности философского романа ...
  2. • Команданте Ортега, Дон Кихот и роман будущего
  3. • Особенности композиции романа "Герой нашего времени"
  4. • Перспективы социалистического романа
  5. • Идейно-художественное своеобразие романа У. Теккерея "Ярмарка ...
  6. • Метафора сна в романе Цао Сюэциня "Сон в красном ...
  7. • Роман как буржуазная эпопея
  8. • Французские простветители
  9. • Вальтер Скотт и его роман "Роб Рой"
  10. • Композиционное и художественное своеобразие романа "Герой ...
  11. • Иоганн Вольфганг Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера ...
  12. • Утопия и антиутопия в научной фантастике
  13. • Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной ...
  14. • Функционирование общественно-политической лексики в ...
  15. • Первый исторический роман Лажечникова
  16. •  ... метапоэтике И.С. Тургенева (теория и поэтика романа)
  17. • Готические романы Анны Рэдклиф в контексте ...
  18. • Тема эмансипации в романе Н.Д. Хвощинской "Большая ...
  19. • Сантьяго
Рефетека ру refoteka@gmail.com